Аэропорт Южный в Орле
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Аэропорт Южный в Орле

Аэропорт “Орел”: история и текущие перспективы развития

Нынешний аэропорт города Орел размещен в 6 км в юго-западной части от центра города. Он носит название “Южный”. Весь основной авиатрафик проходит через него.

Удобная площадка для небольших воздушных судов

Аэродром “Орел-Южный” располагает взлетно-посадочной полосой класса B общим размером 2500х45 м, которая способна принять лишь воздушные суда, обладающие максимальным взлетным весом 98 тонн. Такая площадка удобна для принятия таких самолетов, как “Як-42”, “Ту-154”, современный “Боинг-737”. Этот аэропорт (Орел) имеет богатую историю, ведь долгое время он был в числе стратегически важных объектов страны.

Немного истории этой воздушной гавани

Первый аэроплан поднялся в небо с этого ипподрома еще в 1909 году, находившегося в то время за Крестильным кладбищем. В 1911 году на этим губернским городом взлетел первый биплан, которым управлял первый российский летчик С.И. Уточкин.

На территории бывшего ипподрома была создана в 1921 году станция для проведения регулярных рейсов основных аэропланов авиалинии Москва-Орел. Вскоре, в 1923 году, эта действующая линия была расширена следующим направлением: Москва-Орел-Харьков-Тифлис.

30-е годы для этого города ознаменовались сооружением 2-х новых аэродромов:

  1. На территории Наугорского шоссе был возведен и выпущен в экспулатацию аэропорт гражданской авиации, откуда и выполнялось большинство востребованных рейсов местных воздушных авиалиний в райцентры и крупные села Орловской области.
  2. На нынешнем месте аэропорта “Орел-Южный” был возведен просторный аэродром гражданской авиации, который носил во время Великой Отечественной войны статус стратегического объекта. На его территории силами немецкой армии был проведен необходимый ремонт и его качественная реконструкция.

По окончании военных действий аэропорт “Орел” был полностью разминирован и его рабочее состояние восстановилось. В течение 30 лет здесь базировался авиационный полк. К началу 70-х годов западная окраина города начала активно расширятся, земли распределялись под жилые постройки. Постоянный гул сверхзвуковых истребителей причинял огромные неудобства жителям близлежащих районов. По их просьбам этот полк перенаправили в Курск на территорию аэродрома “Восточный”, эта авиационная часть была переоформлена в пехотный полк.

С начала 90-х годов здесь успешно развивалась компания “Орел-Авиа”, эксплуатировавшая отечественные самолеты “Ту-154”, “Ту-204”, “Як-42Д”. К концу этого периода было объявлено о ее банкротстве.

На смену этой компании в 1998 году пришел известный авиаперевозчик “Трансаэро”, который и превратил город в место для регистрации. Основываясь на соглашении с местными властями, компании предоставили 50% налоговых послаблений взамен на реконструкцию здания этой воздушной гавани и капитальный ремонт имеющейся взлетно-посадочной полосы. Эта полоса для приема воздушных судов была значительно удлинена и подверглась модернизации, именно по этой причине повысился текущий класс используемого аэродрома.

Вплоть до 2000 года эта площадка активно использовалась “Трансаэро” для совершения авиарейсов в следующие города: Москва, Минск, Саратов, Пенза и т.д. При в тот момент действующем губернаторе Строеве аэропорт “Орел” также активно использовался для совершения правительственных рейсов в столицу. На ближайшее будущее в планах у них было возведение второй очереди этой гавани, которая должна была включать в себя современные грузовые и пассажирские терминалы, просторный перрон и всю сопутствующую инфраструктуру. Но все обернулось вовсе не так, как планировалось.

Читать еще:  Парковка в аэропорту Жуковский

Нынешнее состояние и ближайшие перспективы развития

После перехода авиакомпании “Трансаэро” в Санкт-Петербург аэропорт “Орел” потерпел фиаско, теряя колоссальные прибыли. Многие числившиеся в его арсенале самолеты перешли в частную собственность, производили они лишь рейсы служебного плана, а после сокращения финансирования этого объекта и вовсе были увезены с территории города.

Для приведения этого воздушного порта в порядок требовались колоссальные финансовые вливания. Именно по этой причине непригодный к эксплуатации аэропорт был на длительный период законсервирован и исключен из списка гражданских аэродромов.

В 2011 году была запущена важная программа, касающаяся модернизации бывших авиаузлов, в число таких и попал аэропорт “Орел”, восстановление которого также требовало государственного субсидирования, только таким способом можно сделать весь комплекс строительных работ на его территории.

Неоправданные надежды

Ожидания местных властей и жителей города Орел по поводу скорейшего восстановления рухнули вместе с вступлением в силу новой программы модернизации. В ответ на обращение Орловского муниципалитета о включении местного аэропорта в эту федеральную программу было отмечено, что повторная реконструкция этой воздушной гавани не является приоритетной.

Кроме всего этого, было также добавлено, что сам факт финансирования этого объекта еще не может в полной мере гарантировать полное восстановление его функциональности по причине отсутствия на его территории базового перевозчика, необходимого оператора аэродрома и его основного эксплуатанта. Муниципалитету Орлоской области стоит обратить свое пристальное внимание на остальные виды транспортных сообщений, потому что нормальных показателей финансово-экономической деятельности местный аэропорт может добиться в случае его полного восстановления лишь к 2024 году.

По оценке Департамента строительства, весь комплекс реконструкционных работ воздушной гавани “Южный” обойдется государству в 3 млрд руб., а на его ежегодное содержание будет тратиться более 200 млн руб. По причине невозможности вливания такого колоссального объема финансовых средств из областного бюджета властям ничего не остается, кроме как начинать искать подходящего инвестора.

Передача авиационного объекта в концессию

Относительно недавно было объявлено о начале конкурса со стороны Департамента госимущества и земельных отношений Орловской области на обладание правом заключения концессии, направленной на реконструкцию местного аэропорта сроком до 2064 года. Речь тут идет о необходимых восстановительных работах всех зданий и сооружений для взлета, посадки и руления, стоянки воздушных судов.

В данном соглашении предусмотрено, что компания, выступающая в роли концессионера, будет в состоянии оплачивать ежемесячно 100 тыс. руб. К будущей кандидатуре победителя этого конкурса также предъявлен целый ряд важных требований. Во-первых, для проведения основных строительных работ потребуется сумма в 121 млн руб. Так вот, победитель должен быть в состоянии полачивать все эти расходы либо располагать общим балансом активов в размере не менее 5 млн руб. Также приветствуется положительный опыт заявителя в сфере строительства и ввода в эксплуатацию важных объектов производственной инфраструктуры (либо накопленный опыт инвестирования в этом сегменте).

Планируется провести реконструкцию аэропорта в 2 последовательных этапа. По завершению первичной фазы ремонтных работ эта воздушная гавань уже будет в состоянии принимать небольшие легкомоторные воздушные судна. Процедура первоначальной части восстановительных работ пройдет за 5 месяцев с момента подписания соглашения. По окончании 2-й ремонтной фазы воздушная гавань будет подготовлена к приему самолетов среднего класса. Полное завершение строительства этого авиационного объекта намечено на конец 2016 года.

Читать еще:  Как добраться до аэропорта Пулково

Аэропорт Южный в Орле

Аэропорт в Орле Южный был переоборудован из бывшего военного аэродрома в 1981 году, который строился с расчетом принимать самолеты взлетным весом до 98 тонн. Жители города Орел могли летать в Москву, Минск, Саратов, Пензу, Тулу. Когда-то на его площадке стояло около 50 легких многоцелевых самолетов АН-2, ЯК-40, Боинг-737. Как получилось, что такое важное мощное предприятие оказалось банкротом? Существует ли план по его восстановлению? Нужен ли аэропорт городу?

Вид на аэропорт Южный в Орле

В 80-е годы Аэрофлот был на самоокупаемости. Финансовый кризис привел к переходу на новые экономические отношения и существенному снижению платежеспособности населения, в результате чего объемы пассажирских и грузовых перевозок и востребованность малой авиации в сельскохозяйственных целях сократились более чем в 2 раза. Инфляция 1993 года привела к новому повышению тарифов и, несмотря на предпринимаемые правительством реорганизационные меры, престиж гражданской авиации упал.

Банкротство вместо строительства терминала

В 1988 году в городе зарегистрировалась первая частная авиакомпания России Трансаэро, которую власти Орла освободили от половины налогов. В обмен на эти льготы в аэропорту была модернизирована взлетно-посадочная полоса, и класс его вырос до второго — это значит, что количество перевозимых пассажиров в год составляло уже более 400 тысяч. В официальных документах он значился, как международный. Высокие чиновники области регулярно летали в Москву — для этого был выделен самолет Як-40 (губернаторский борт).

Так выглядел самолет Як-40

Планировалось строительство современного терминала, но этого не произошло, так как компания Трансаэро в 2004 году сменила место регистрации на Петербург. Через некоторое время в аэропорту Орла остались только старые самолеты. В 2006 году он был передан из федеральной собственности в региональную. А средств в области на его содержание не было. В результате штат работников был сильно сокращен, и остались только редкие рейсы чиновников в Москву.

По новым правилам для работы предприятия нужен был сертификат, но средств для его получения не нашлось. Кроме того, налоговая инспекция отменила льготы, которыми пользовался аэропорт, и пересчитала налог на землю за последние 3 года. Вместе со штрафами долг составил 300 млн рублей, и по решению суда предприятие было признано банкротом. Почему местные власти не пытались сохранить аэропорт? Сделки и планы в отношении него срывались постоянно.

В 2009 году Д. Медведев предложил внести Южный в программу развития авиации России. Планировалось сделать его привлекательным хабом. Через год общественности города был представлен макет аэропорта, но из-за недостатка средств дальше этого дело не продвинулось, и в 2010 году руководство Росавиации приняло решение исключить Южный из Госреестра гражданских аэродромов.

Современным российским авиакомпаниям прибыль приносят в основном международные перевозки, а внутренние считаются экономически невыгодными.

Надежда на восстановление аэропорта Орла появилась в 2011 году, когда его в числе 10 других внесли в Федеральную программу модернизации авиаузлов. Однако в 2013 Минэкономразвития РФ объявило это бесперспективным.

Логистический центр Черноземья?

В докладе авиационного инженера А. Иванова Аэродромы России есть данные о том, что в 1992 году в России насчитывалось 1302 аэродрома гражданской авиации, а в 2012-м действующих осталось только 315. Сегодня аэропорт Орла продолжает разрушаться: во многих зданиях выбиты стекла, 1 из ангаров обгорел, всюду уныние, заброшенность, остатки мебели, стендов, кучи мусора. Лишь некоторые помещения на его территории сданы в аренду предпринимателям.

Читать еще:  Аэропорт Тиват где находится?

Фото: внешний вид аэропорта «Южный» в настоящее время.

Жители г. Орел помнят времена, когда из орловского аэропорта было 27 направлений, причем 19 из них — в пределах области, и считают его восстановление генератором деловых связей и признаком экономического благополучия. Расположение города, наличие терминала для перегрузки морских контейнеров, автомобильная связь с соседними крупными городами, которые находятся почти на одинаковом расстоянии, позволяет использовать его в качестве логистического центра, обслуживающего Черноземье. Для современного города важно наличие площадок самолетов и вертолетов МЧС, здравоохранения.

Видео: как выглядит аэропорт Южный в настоящее время.

Тарифы на внутренние авиаперевозки в РФ по-прежнему отталкивают пассажиров, и поэтому спрос на билеты остается низким. По утверждению А. Иванова, во многих аэропортах страны совершается не более 5 взлетно-посадочных операций в сутки; 83% не загружены работой. И притом аэропорты должны соответствовать завышенным требованиям сертификации.

Или капитальное жилищное строительство?

По поводу восстановления Южного было много обещаний от местных чиновников. Об аэропорте вспоминают перед выборами. Губернатор Орловской области В. Потомский заверял, что власть вернется к поискам инвестора в 2020 году, однако конкурс на право концессии еще не был проведен. Некоторые специалисты считают, что учитывая нынешнее состояние аэропорта, его надо не реставрировать, а фактически строить заново, и на это необходимо минимум 3 млрд рублей. Проект должен иметь серьезное экономическое обоснование.

Реанимирование аэропорта Южного проблематично, так как около него за последние 20 лет построен микрорайон с высокими домами. Сегодня власть считает его возрождение перспективным, а завтра может принять решение об использовании территории в 400 га, на которой расположен аэропорт, в других целях, например, под жилищное строительство. Земля аэропорта находится в 6 км от центра Орла — лакомый кусок с очень прочной дорогой (взлетной полосой), коммуникациями и бетонным забором длиной в 13 км. Прокурор области 7 лет назад не дал его расчленить. Но процесс передачи большого участка земли аэропорта под видом концессии продолжается до сих пор.

Каковы перспективы?

Взлетная полоса, по оценке специалистов, сохранилась очень хорошо.

Так выглядит взлетная полоса аэропорта «Южный»

Сегодня власти города разрешили Орловской федерации планерного спорта для его развития и популяризации совершать обзорные экскурсии над городом на самолете Dynamic WT9, предназначенном для гражданской авиации. Клуб устраивает показательные выступления спортсменов-парашютистов с десантированием на площадке Южного.

Обзорная экскурсия на самолете Dynamic WT9

Прилетевший на аэропорт «Южный» самолет Dynamic WT9

Выступление служащих в Воздушно-Десантных войсках на площадке «Южного»

Десантирование парашютистов на площадке аэропорта «Южного»

Жители Орла продолжают пользоваться услугами воздушного транспорта в соседних городах — Брянске и Курске, которые находятся от него на расстоянии 128 и 170 км, соответственно. Будущее аэропорта Южный остается неопределенным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector