Балтийская коса что посмотреть?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Балтийская коса что посмотреть?

Отзыв: Балтийская коса (Россия, Калининградская область) – Место, где время замирает. Обязательно к посещению.

Посещение Балтийском косы для нас стало, наверное, самым ярким и
запоминающим путешествием, во время нашего посещения Калининграда. Изначально планировали съездить только на Куршскую косу, но по рекомендациям местных жителей выделили 1 день на посещение Балтийском косы. В итоге, нисколько не пожалели, мне, ребёнку и мужу этот день принёс самые яркие впечатления.

Балтийская коса является самой западной точкой нашей страны. До 1945, как и сам город, коса принадлежала Германии, там находилась авиационная база, которая позже стала советской. После войны и вплоть до середины 90-х коса являлась закрытым военным объектом. На текущий момент она открыта для посещения, но является пока “диким местом”, в основном там отдыхают туристы с палатками.

По Калининградской области мы перемещались на арендованой машине. Для посещения Балтийском косы доехали до города Балтийска, там кстати тоже интересно погулять. До самой косы можно добраться на пароме или на частном катере, на пароме можно с машиной, но на мой взгляд, если вы туда едете просто погулять, а не в поход с ночёвкой, машина там не нужна.
Паром отправляется каждые 2 часа, на катере можно переправить я в любой момент за 100 рублей с человека. Если ещё доплатить, вас покатают по заливу, посмотрите корабли Балтийского флота с воды.
Машину мы оставили в Балтийске и переправились через залив на частном катере.
На самой косе мы взяли в аренду велосипеды, прокат находится рядом с пристанью. Цены вполне демократичные, за 4 часа катания отдали 600 руб за 3 велосипеда.

На наших велосипедах мы поехали по дороге вдоль Калининградского залива, дорога хорошая, а виды просто чума. Такое ощущение, что время тут замерло и мы попали не необитаемый остров. Если не считая пристани, за время нашего катания мы встретили только 2-3 человека.
В самом начале нам попались заброшенные самолётные ангары, на которых ещё сохранились немецкие надписи:

На берегу залива стоят заброшенные лодки, разрушенное бетонное огорожление для зохода кораблей в бухту. В воде на дне виднеются затонувшие ржавые остатки кораблей.

Проехав около 2 км вдоль залива мы нашли заброшенные баркасы, которые муж и ребёнок основательно изучили со всех сторон:

Далее проехали ещё около 2-3х км по заброшенном аэродром вдоль залива. На берегу нашли отличное место для перекуса.

Изначально по плану хотели доехать на велосипедах до польской границы, но сразу после Рыбной деревни уткнулись в действующую военную часть, пришлось разворачиваться.

Обратно возвращались с другой стороны косы, вдоль Балтийского моря. Очень пожалели, что не взяли с собой купальники и полотенце искупаться. Пляже там просто восхитительные, чистые, широкие, безлюдные.

Уже подъезжаю к пристани, в посёлке проезжали мимо действующей школы

1. По косе удобнее перемещаться на велосипедах. Пешком придётся много пройти, а на машине многого не увидеть.
2. Берите с собой воду и еду, магазин там только у пристани.
3. Возьмите полотенце и купальный принадлежности, пляжи там восхитительные.

На нас посещение этого места произвело самое яркое впечатление сре всех поездок по Калининградской области. Вообще регион очень понравился, ещё если повезёт с погодой можно накупаться в море. Обязательно туда вернёмся для следующих путешествий.

Балтийская коса: основные достопримечательности косы

Природная достопримечательность города Балтийска — это Балтийская коса. Южная часть города находится именно на ней: здесь расположены поселки Коса и Рыбачий.

На Балтийской косе можно не только любоваться потрясающей природой и наслаждаться песчаными пляжами. Здесь находятся Южный мол и исторические достопримечательности Балтийской косы: Западный форт, заброшенный аэропорт Нойтиф, остатки немецких зенитных батарей, а также мемориальные памятники погибшим здесь советским солдатам в апреле 1945 года.

Как добраться до Балтийской косы

Сайт: baltparom.ru Адрес: Морской бульвар, 2А Стоимость переправы на пароме на Балтийскую косу и обратно: 70 рублей, с 6 до 12 лет — 40 руб., до 6 лет бесплатно, пассажир с велосипедом — 100 руб., стоимость переправы автотранспорта зависит от разрешенной максимальной массы.

Чтобы попасть на Балтийскую косу в Балтийске надо сесть на паром или катер. Паромную переправу осуществляет Балтийская судоходная компания на паромах «Вистула» и «Нида». Билет надо купить в кассе Балтийска и сохранить до конца поездки, он действителен в обе стороны. Кассы работают с 7.00 утра. Паром отходит от причала, расположенного рядом с памятником Петру I на Морском бульваре.

Паромная переправа из Балтийска осуществляется ежедневно в: 7.20, 10.00, 12.00, 14.00, 16.00, 18.00, 20.00, 21.30. Из Балтийской косы — в это же время + 10 минут. Расстояние, которое проходит паром примерно 800 метров, время в пути — 5-10 минут. На катере можно переправиться за минуту.

Балтийская коса

Балтийская коса (Фрише-Нерунг) имеет протяженность 65 километров, из них 35 километров на территории России, остальная часть относится к Польше. Здесь находится польская граница.

На косе находятся прекрасные песчаные пляжи. Часть ее территории покрыта дюнами и лесными массивами. Это уникальное место, не загрязненное промышленными отходами, выбросами, идеально подходит для отдыха.

Много лет Балтийская коса с ее красивейшей уникальной природой была закрыта для большинства людей, как и Балтийск, вход осуществлялся по пропускам и был доступен только военным. Сейчас на Балтийскую косу можно свободно попасть, но туристический бизнес здесь не развит, в отличие от Польши. На польской стороне косы расположен популярный курорт Крыница Морска.

Достопримечательности Балтийской косы

Достопримечательности Балтийской косы — это Южный мол, старинный полуразрушенный форт Западный, заброшенный немецкий аэропорт Нойтиф (Neutief) и немецкая береговая зенитная батарея Лемберг.

Карта Балтийской косы

Достопримечательности Балтийской косы на карте.

Южный мол

Южный мол был создан в 1887 году для защиты береговой линии от морских волн, на нем находится зеленый маяк. Попытки создать мол предпринимались неоднократно, но только данная конструкция оказалась наиболее долговечной.

Через пролив на расстоянии 361 метров расположен Северный мол, на нем установлен красный маяк. Два мола являются своеобразными воротами Балтийска на море.

Западный форт

На Балтийской косе рядом с Южным молом находится заброшенный полуразрушенный Западный (Морской) форт. Напротив него через пролив — Цитадель Пиллау. Кстати, есть и форт Восточный. Он находится на территории города Балтийск, рядом с парком имени А. Головко, недоступен для посещения, является частной собственностью.

Западный форт был построен в 1869 году на случай войны для перекрестной артиллерийской обороны Пиллауского пролива, но активных боевых действий в нем никогда не было.

Во время боев в апреле 1945 года, он никак не участвовал в немецком сопротивлении, гарнизона там не было.

Западный форт является памятником фортификационного зодчества середины XIX века. Он отнесен к памятникам архитектуры регионального значения, но никак не охраняется государством, находится в свободном доступе. Разрушается от морских штормов, времени и вандалов.

Есть вероятность скорого исчезновения форта под воздействием моря. Оно все больше захватывает сушу и наступает на форт.

Аэродром Нойтиф

Нойтиф (Neutief) — это немецкий аэродром, построенный (1934-1939) на Балтийской косе. Предназначался для сухопутных и гидросамолетов Luftwaffe. Уникальность аэропорта в том, что он был построен на песке. Снабжение аэродрома осуществлялось только морским путем, а электричество здесь появилось только в 1938 г. — по дну пролива был проложен электрический кабель.

Здесь было два огромных ангара из бетона с электрифицированными воротами для самолетов, 2 металлических ангара для другой техники, две бетонные взлетно-посадочные полосы с подогревом и подсветкой длиной около километра каждая, гидрогавань для гидросамолетов. А также мастерские, котельная, насосная станция, трансформаторная подстанция, склады, казармы и другие хозяйственные постройки. Тут же на косе был создан жилой поселок.

Нойтиф считался одной из лучших военных авиабаз Германии.

Несмотря на масштабные бои на Балтийской косе, аэродром находился в отличном состоянии. После войны аэропорт использовался авиацией Балтийского флота: здесь базировались гидросамолеты «Каталина», а позже — самолеты-амфибии или «летающие лодки»: Бе-4, Бе-6 и Бе-12.

К 90-м годам аэропорт требовал капитального ремонта и стал не нужен военным. С 1996 года аэропорт заброшен и является историческим памятником Второй мировой войны: именно здесь завершилась Восточно-Прусская операция. Продолжает разрушаться от времени. А одну летающую лодку Бе-12 с Балтийской косы можно увидеть в Калининграде, она относится к Музею мирового океана.

Береговые зенитные батареи

Немецкий аэродром на Балтийской косе защищали со стороны моря береговые зенитные батареи. Была построена система железобетонных капониров и подземных бункеров, некоторые из них двухэтажные.

Из артиллерийских батарей на Балтийской косе наиболее известна зенитная батарея Лемберг.

Зенитная батарея Лемберг (Lehmberg) — это запасной командный пункт системы противовоздушной обороны Пиллау. Здесь находилось четыре орудия «S.K. C/32» калибром 105 мм и четыре бункера для них. А также здесь были расположены бункеры для личного состава, боеприпасов, электростанция, столовая и другие бункеры. Общее количество — 25 бункеров.

Читать еще:  Город Мышкин что посмотреть?

В апреле 1945-го зенитная батарея Лемберг под руководством немецкого генерала Карла Хенке сопротивлялась до последнего, отказываясь сдаться. 27 апреля Хенке застрелился, оставшиеся в живых немцы капитулировали.

В настоящее время бункеры относятся к военной части, но не охраняются и не загорожены. Есть бункеры, которые можно найти прямо на пляже, некоторые оказались под песками, некоторые под водой.

Балтийская коса — удивительное место. Кажется, что время здесь остановилось. Мало людей, почти полное отсутствие организованного туризма, заброшенные грандиозные постройки и величие природы — все это разительно отличается от окультуренной Куршской косы.

Идеально подходит тем, кому нравится «дикий» отдых без удобств. Здесь можно спокойно ходить по дюнам, никаких запретов нет, в отличие от Куршской косы.

Большой интерес Балтийская коса представляет для любителей военных объектов и заброшек. Здесь есть на что посмотреть и куда забраться.

Старый Люнет

Сайт: vk.com/public149167690 Адрес: Балтийская коса, ул Морская Набережная, дом 7А. Часы работы: с 10.00 до 18.00 со вторника по воскресенье — с июня по август, остальные месяцы только по субботам и воскресеньям. Вход свободный.

Парково-музейный комплекс «Старый Люнет» создан энтузиастами в 2017 году. Он рассказывает об истории Балтийской косы и военных действиях, ведшихся на Фриш-Нерунге. Здесь можно посмотреть исторические фильмы о Балтийске и Балтийской косе. Представлены карты, чертежи, довоенные фотографии. Проводятся экскурсии.

Проект музея «Военные тайны самой западной точки России» получил президентский грант в 2019 году, выиграв конкурс.

Балтийская коса

Балтийск: полезная информация

Паром От Балтийска до Балтийской косы.

Балтийская коса — узкая полоска суши, которая отделяет Калининградский залив от основной части Гданьского залива.

Здесь находится польская граница. Ширина косы составляет порядка 300–1800 метров в средней и южной частях и около 8–9 км — в северной.

На косе расположились песчаные пляжи, частично дюны и лесные массивы. В течение достаточно долгих лет Балтийская коса была закрыта для большинства туристов наряду с самим Балтийском. Вход был доступен исключительно военным по пропускам. В настоящее время на Балтийскую косу может попасть любой желающий. Тем не менее, в отличие от Польши, коса не имеет настолько развитый туризм, сюда не приезжает такое огромное количество народу. На ее территории можно увидеть в основном заброшенные постройки, что очень отличает в этом плане Балтийскую косу от Куршской косы.

Флора природной достопримечательности представлена смешанными хвойно-широколиственными лесами и редкими растениями, например, синеголовником. На территории российской части косы растут в основном сосны и реже березняки, также встречаются дуб, ель и ясень. Фауна косы характеризуется в большей степени по типу Центральной Европы: здесь обитают лиса, косуля, барсук, ёж, енотовидная собака и другие виды, также здесь можно увидеть 115 видов птиц, среди которых есть занесенные в Красную книгу.

Всего на территории Балтийской косы проживает порядка 34–35 тысяч человек. С российской стороны расположены поселки Коса и Рыбачий. С Польской расположились посёлки Рыбацке Конты, Крыница Морска и Пяски. Так или иначе на этом природном объекте живут люди, поэтому на косе есть и магазины, и рынок, и рестораны, и кафе. Кроме того, на этой территории проводят различные мероприятия. Так, например, в 2019 году с 6 по 7 сентября на Балтийской косе на территории заброшенных складов аэродрома Нойтиф прошел костюмированный фестиваль постапокалиптики «Ржавый Дракон». Все посетители фестиваля смогли проникнуться атмосферой мира после глобальной катастрофы и примерить на себя роль выживших. Программа двухдневного мероприятия включала в себя кинопоказ, выступления музыкальных и танцевальных коллективов и диджеев, работу тира, квест игры, конкурс костюмов и техники, фейерверк. Кроме того, на фестивале были установлены фотозоны и лавки с тематическими товарами, работали аниматоры и гримеры, показывали выступление фаер-шоу, проводили различные мастер-классы. Также работали кафе и туалеты.

Достопримечательности Балтийской косы

Балтийская коса является очень интересным местом, здесь расположены необычные достопримечательности: форт Западный, заброшенный немецкий аэропорт Нойтиф (Neutief), Южный мол и немецкая береговая зенитная батарея Лемберг.

Форт, построенный в 1869–1871 годах и расположенный на берегу Балтийского залива, предназначался во время военных конфликтов для отпора противника с моря.

Всего на косе имеется 2 форта: рядом с Южным молом находится полуразрушенный Западный форт, который в настоящее время является памятником архитектуры регионального значения, но никак не охраняется государством, поэтому регулярно разрушается вандалами. В городе Балтийске находятся остатки Восточного форта, который был возведен в виде пятиконечной звезды. В настоящее время Восточный форт недоступен для посещения, поскольку является частной собственностью.

Оба форта строились капитально, на долгие годы. В строительстве использовали прочный морозостойкий кирпич, а стены строили толщиной в 1 метр, сверху форты засыпаны земляным накатом в 3 метра.

Музей

На территории Балтийской косы также находится парково-музейный комплекс «Старый Люнет», созданный в 2017 году. Музей повествует об истории Балтийской косы и военных действиях, которые здесь проходили. В музейном комплексе можно посмотреть исторические фильмы о Балтийске и Балтийской косе, изучить карты, чертежи, довоенные фотографии.

Аэродром

Коса имеет еще одну достопримечательность — немецкий аэродром Нойтиф (Neutief), построенный на песке в период с 1934 по 1939 года. Аэродром предназначался для гидроавиации и сухопутной авиации, в его состав входили 3 ангара для самолетов, 2 металлических ангара для различной техники, 2 бетонные взлетно-посадочные полосы с подогревом длиной около километра каждая и административные здания (мастерские, котельная, насосная станция, трансформаторная подстанция, склады).

После военных лет аэродром стали использовать уже советские военные, но в начале 90-х годов российские военные покинули это место. Со временем Нойтиф начал разрушаться. И сегодня аэродром выглядит в таком виде, в каком и остался после всех бомбардировок.

Береговая зенитная батарея «Лемберг»

Будучи на Балтийской косе, также можно посетить еще одну ее достопримечательность — батарею «Лемберг», которая была построена в 1943 году и являлась частью противовоздушной обороны и альтернативным командным пунктом военно-морской базы Пиллау. Комплекс батареи включал в себя столовую, электростанцию, складское помещение и, самое главное, 25 железобетонных бункеров, которые предназначались для военных и для хранения боеприпасов. План помещений был тщательно продуман и обеспечивал выход к орудиям и перемещение внутри батареи.

На сегодняшний день часть бункеров засыпало песком из-за постоянных наплывов воды и песка, а оставшиеся бункеры и по сей день притягивают туристов, которые с любопытством хотят взглянуть на часть истории.

Южный мол

Южный мол с зеленым маяком был построен в 1887 году, чтобы защитить пролив от водного потока и занесения песка. Первая попытка построить южный мол претерпела неудачу, поскольку строительство заключалось в нагромождении каменных глыб друг на друга. Такое сооружение продержалось совсем недолго и было разрушено волнами. Через пролив расположен Северный мол с красным маяком. Его первое строительство аналогично закончилось неудачей. И только в конце XIX века укрепили южную косу с помощью скрепленными между собой конструкциями из камня и якорей, а свободное пространство между ними заложили цементом. Далее укрепили и северный мол. Вдоль мола были проложены рельсы. Расстояние между маяками Северного и Южного молов составляет 361 метр.

Отдых на Балтийской косе

Как отмечалось выше, что туризм на Балтийской косе не сильно развит, тем не менее, есть туристы, которые хотят изведать это место.

Турбаза

Специально для отдыхающих на территории косы работает база отдыха «Балтийская коса», которая расположилась среди песчаных дюн и сосен. Турбаза за раз может принять до 50 человек. Инфраструктура базы отдыха представлена душевыми и туалетами, верандой с холодильниками, микроволновой печью, электрическими чайниками. Кроме того, на территории базы отдыха имеется прокат велосипедов, спортивного инвентаря, парковка для автомобилей, детская игровая площадка, спортивная площадка для игр в футбол и волейбол.

Кемпинг

Помимо турбазы «Балтийская коса» также имеется кемпинг на берегу Балтийского моря, расположенный в 100 метрах от пляжа. Кемпинг представляет собой гостевые домики, которые включают в себя следующие удобства: парковку, благоустроенную территорию, экскурсии по живописным местам и достопримечательностям, организацию выездов на рыбалку, прогулки на катере. Стоимость составляет 500 рублей в сутки с человека.

Аренда дома

Также на Балтийской косе можно снять жилье. Многие жители Балтийска сдают в аренду дома для туристов, которые оснащены всем самым необходимым для комфортного проживания. Цены на аренду дома начинаются, как правило, от 1000 рублей в сутки.

Погода на Балтийской косе

Климат на территории Балтийской косы переходный от умеренно морского к умеренно континентальному. Зима здесь мягкая, лето — прохладное.

Средняя температура воздуха составляет:

  • в январе: +3°С;
  • в феврале: +4°С;
  • в марте: +8°С;
  • в апреле: +14°С;
  • в июне: +18°С;
  • в июле: +20°С;
  • в августе: +24°С;
  • в сентябре: +19°С;
  • в октябре: +14°С;
  • в ноябре: +10°С;
  • в декабре: +5°С.

Где находится

Балтийская коса — уникальной красоты место, которое находится в Гданьском заливе и соединено со стороны Польши с материком на юго-западном конце, а со стороны России отделено от материка судоходным проливом. Северная часть Балтийской косы носит название Пиллауского полуострова.

Читать еще:  Хаконе Япония что посмотреть?

Экскурсия на Балтийскую косу в Калининградской области

Кто желает провести время в компании туристов, можно заказать экскурсию на Балтийскую косу. Программа экскурсии включает в себя трансфер из Калининграда на комфортабельном микроавтобусе до Балтийска, где также пройдет обзорная экскурсия по историческому центру города, прогулка по Набережной, затем посещение самой косы и ее достопримечательностей. Далее — свободное время и возвращение в Калининград.

Экскурсия длится около 7–8 часов, цены на экскурсию варьируются от 1400 до 2500 рублей в зависимости от даты и времени посещения.

Панорама Балтийской косы:

История

Балтийская коса является морским природным образованием. Во время Второй Мировой войны до 1945 года входила в состав германской провинции Восточная Пруссия. В апреле 1945 года в северной части был высажен советский морской десант. В послевоенный период на территории косы была создана советская военная авиабаза, проработавшая до 1995 года. Как военные ушли с этой территории, авиабаза превратилась в руины. До наших дней сохранились объекты, которые принадлежат истории, которые прошли бомбардировки и в настоящее время напоминают всем жителям и гостям Балтийской косы о тех годах.

Как добраться

Паром на Балтийскую косу

Попасть на территорию Балтийской косы возможно лишь с помощью паромной переправы, поскольку коса не соединена с сушей. Сначала необходимо добраться до Балтийска, оттуда на пароме до косы. Паром отходит от причала рядом с памятником Петру I на Морском бульваре. Доехать на машине до косы невозможно. Если ехать из Калининграда, то сначала также нужно добраться до Балтийска.

Расписание парома на Балтийскую косу

Билет на паром можно купить в кассе Балтийска, которая работает с 07:00.

Стоимость билета на паром:

  • Взрослый — 70 руб.
  • Детский (от 6 до 12 лет) — 40 руб.

Провоз багажа осуществляется за отдельную цену. Стоимость всех услуг можно изучить на сайте Балтийской судоходной компании.

Балтийская коса

Сложно найти человека в нашей стране, который не слышал о Куршской косе, расположенной на севере Калининградской области, но почти никто не знает, что на юге есть еще одна коса — Балтийская. Любопытно, что именно на Балтийской косе расположена самая западная точка нашей страны с координатами 19° 38′ восточной долготы. Если вы настоящий путешественник и исследователь, конечно, я рекомендую посетить этот не слишком исхоженный участок Калининградской области.

Таинственность Балтийской косы легко объяснить — в советские времена и вплоть до середины девяностых годов коса была режимной территорией, и просто так приехать сюда простому гражданину было невозможно. Затем въезд на территорию косы осуществлялся только для российских граждан через контрольно-пропускной пункт, и только в 2010 году все ограничения были сняты. Можно сказать, что с этого момента здесь начал развиваться туризм, хотя туристическую инфраструктуру здесь сложно назвать богатой, пока это рай для туристов, предпочитающих приключения и отдых дикарем.

Балтийскую косу мы делим с Польшей, где ее называют Вислинской косой, хотя пограничного пункта между странами в этом месте пока нет. С польской стороны коса соединена с материком, и на ней находятся несколько населенных пунктов, в том числе, морской курорт Крыница Морска.

Российская часть косы «отсоединилась» от материка еще в XVI веке после шторма, и теперь попасть сюда можно только по воде. Вообще косы — уникальные в своем роде географические объекты, которым мы обязаны особенностям климата Балтики. Косы возникают под действием ветра и волн. Посмотрите на карту — коса кажется узкой полоской в море, тем не менее здесь, на Балтийской косе, длина которой 65 км, а ширина от 300 до 1800 метров, есть и пляжи, и лес, в также два населённых пункта — посёлки Рыбачий и Коса.

Как добраться

Как я уже писала, коса не соединена с сушей, поэтому нужно сначала добраться до Балтийска, а оттуда на пароме или лодке (если договоритесь с частником) — до косы.

Посетить или пожить

Если Вы привыкли к комфортному отдыху — просто приезжайте на день без ночевки — туристических изысков здесь не встретите. Ну, а если любите уединиться с палаткой, то Балтийская коса, как раз место для вас. Ищите укромное место, благо его здесь достаточно, и разбивайте лагерь. Кстати, у причала можно взять в аренду палатки и все необходимое для отдыха. Аренда палатки будет начинаться от 150 рублей в сутки, спальника — от 100 рублей в сутки.

Природа

Балтийская коса с точки зрения природных красот, разнообразия птиц, животных и растений не уступает Куршской косе, хотя она мало известна, как место для прогулок и отдыха даже для жителей Калининградской области, не говоря уже об остальных россиянах. Если вы любитель уединенного созерцательного отдыха, нет лучшего места, чтобы насладиться красотой бесконечных белоснежных пляжей. А чуть зайдете в дюны, можете столкнуться со здешними обитателями: лесной куницей, енотовидной собакой, лисицей и кабаном, косулей, барсуком, ежом или кротом. Всего здесь насчитывается 29 видов млекопитающих. А вот из 115 видов птиц, которые здесь живут или находятся в период миграции, 5 видов занесены в Красную книгу Балтийского региона.

Здесь также можно встретить 13 видов растений, занесенных в Красную книгу, например, синеголовник, а еще плодовые дико растущие здешние деревья славятся очень вкусными плодами.

К сожалению, природный заказник «Вислинская коса», существовавший здесь в советское время не сохранился. Долгие годы обсуждается вопрос о его возрождении, это действительно необходимо для того, чтобы сохранить уникальный природный ландшафт, флору и фауну здешних мест.

Что посмотреть

Достопримечательности Балтийской косы связаны с ее военным прошлым.

Заброшенный немецкий аэродром Нойтиф

Аэродром, построенный в 1934-1939 годах был самым оснащенным в восточной Пруссии. После войны, не пострадавший от военных действий Нойтиф продолжали использовать уже советские военные. Когда в 90-х аэродром опустел, его строения потихоньку стали разрушаться, приходить в негодность, а некоторые просто разбирались на стройматериалы. Сегодня полуразрушенные ангары и ДОТы все еще впечатляют своим масштабом.

Хотя форт был построен в 1869-1871 годах, предпосылки к его строительству появились много раньше, когда осенью 1510 года в результате грандиозного шторма между косой и материком образовался пролив. Позднее стало понятно, что из-за военных конфликтов с соседями пролив требует защиты. В результате здесь выросло сооружение из красного кирпича в форме неправильного пятиугольника, защищенное с тыла рвом с водой и подъемным мостом.Во время войны форт также не пострадал, но сегодня он представляет собой хотя и живописные, но руины. Стихия и действия местных жителей, приспосабливающих старинные объекты под хозяйственные нужды, к сожалению, не способствуют сохранению памятника.

Береговая зенитная батарея «Лемберг»

Особенно если Вы оказались на Балтийскую косу с детьми, тем более, с мальчишками, можно устроить поход к батарее «Лемберг». Это будет настоящее приключение – ведь найти это сооружение в подвижных балтийских песках будет совсем непросто, несмотря на то, что сохранившееся руины батареи обширны. Здесь можно четко представить, как выглядела батарея во времена, когда ее активно использовали, полазить по останкам бункеров.

Батарея «Лемберг», воздвигнутая в 1943 году, являлась частью противовоздушной обороны и альтернативным командным пунктом военно-морской базы Пиллау. Мощнейший комплекс батареи включал себя четыре орудийных капонира из бетона, 25 железобетонных бункеров с толстенными стенами, ширина которых достигала более 2 метров. Бункеры были предназначены, как для военных, так и для хранения боеприпасов, содержания арестованных и хозяйственных нужд. План помещений был отлично продуман и обеспечивал выход к орудиям и удобное перемещение внутри батареи. Бункеры были соединены замаскированными ветками проходами.

В апреле 1945 года, уже после взятия Пиллау, в результате жестокого боя 27 апреля эта часть Балтийской косы перешла под контроль войск СССР.

Напоследок

Думаю, что бы вас не привлекало — природа или исторические ценности, на Балтийскую косу стоит съездить. Конечно же логично будет совместить поездку на косу с осмотром Балтийска (бывшего Пиллау), а может быть даже полюбоваться военным парадом, например, в день ВМФ, чтобы в полной мере ощутить военную историю этих мест. Если Вы были на Куршской косе, будет любопытно сравнить эти два уникальных природных феномена с точки зрения живописности и возможностей для отдыха. В общем, поезжайте, не пожалеете.

Балтийская коса, автомобильный быт и бухгалтерия всей поездки

Заключительный сборный пост про ночевку на берегу Балтийской косы, про жизнь в машине, понесенные расходы и маршрут нашего десятидневного автомобильного путешествия до Калининграда.

Общий пробег составил 4 256 км. Бюджет поездки на одного человека — 26 000 рублей. Это с учетом того, что половину времени мы провели заграницей.

1. Вот такой нехитрый и банальный получился маршрут.

Читать еще:  Пригороды Хельсинки что посмотреть?

2. Калининградская область покрупнее, если вдруг кому интересно. Мы приехали с севера и паромом за 46 лит переправились на Куршскую косу. Въезд на косу стоил еще 30 лит. Итого около 1200 рублей. После перехода границы мы заплатили еще 300 рублей за въезд на территорию российского заповедника.

Домой мы возвращались через Вильнюс и Минск.

3. После Куршской косы мы отправились в Балтийск, где два года назад я снимал репортаж про эскадренный миноносец «Беспокойный». В городе расположена крупнейшая база военно-морского флота России на Балтийском море. В этот раз в бухте мы не заметили серьезных кораблей — как потом выяснилось, все они были на учениях. Об этом нам регулярно уведомляли глухие хлопки, доносившиеся со стороны Балтийского моря.

4. Балтийск — самый западный город России. Центр города неожиданно оказался очень чистым и уютным. Но таких красивых улиц опять же сохранилось не много.

5. Каждые два часа до Балтийской косы отправляется паром. За автомобиль и пассажиров с нас взяли 1010 рублей.

6. В территорию города входит участок Балтийской косы, где тоже есть жизнь — несколько улиц с двухэтажными домами, которые люди ремонтируют по мере сил. Поэтому выглядят домики как в старой рекламе зубной пасты — одну половину яйца мы намажем пастой блендамед, а другую вообще не будем трогать.

7. Рядом с южным молом стоит ржавеющая и продуваемая всеми ветрами военная вышка. Чтобы на нее не лазили зеваки и не плевали с высоты, умные люди спилили лестницы. С вышки открывается отличный вид на Балтийское море и руины Западного форта, от которого сохранился остаток рва и часть внешних стен.

8. Величественные строения постепенно зарастают травой и разрушаются морем.

9. Вот мы и доехали до самой западной точки России.

10. В пролив то и дело заходили корабли. Если я не ошибаюсь, это новый противодиверсионный катер проекта «Грачонок».

11. А это уже «Алексин» — малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 218.

12. Наш Орландо, волнорезы и конный памятник императрице Елизавете Петровне. Вон он справа маленький.

13. Также многие туристы едут на косу погулять по территории бывшей немецкой авиабазы Нойтиф. На ней сохранились каркасы трех огромных бетонных ангаров для самолетов, а также двухкилометровая взлетная полоса. Фотографировать там особо нечего, поэтому мы проехали по взлетной полосе и максимально углубились до границы с Польшей, пока не доехали до запрещающих знаков. Там мы оставили машину и пошли на берег Балтийского моря, где и разбили лагерь. Еще в Литве перед заездом в Калининградскую область мы купили три вязанки дров, поэтому проблем с топливом у нас не было. Только запачкали опилками весь багажник, где я спал )

14. Это был отличный вечер. Я даже успел искупаться.

15. Ребята ночевали в палатке, а я к этому времени еще не успел обзавестись эти полезным устройством.

16. Поэтому я спал в машине. Сложенные средний и задний ряд сидений образуют ровный пол, длины которого было достаточно для моих 178 см роста. Если на берегу косы дул ветер, то в лесу было тихо. Этим воспользовался взвод комаров, который всю ночь пытался до меня добраться через приоткрытое окно. Наверное из-за комаров я и не выспался, поэтому утром выглядел неважно. А выпитый накануне коньяк тут совсем не при чем )

17. Мы трижды ночевали на природе. Это позволяло прекрасно проводить время и экономить на отелях. Но зато приходилось постоянно перекладывать весь хлам из багажника на передние сидения.

18. За всю поездку мы израсходовали 334 литра дизеля и потратили 12050 рублей.

19. В Калининграде я побывал на своей первой в жизни встрече блогеров. Это было приятно и неожиданно. Спасибо всем, кто пришел, и спасибо за советы что и где посмотреть в области. Так, например, по совету коллег, мы приехали в очередное красивое место — на Зеленоградскую ветряную электростанцию, одну из самых мощных ветряных электростанций страны.

20. Установленная электрическая мощность станции составляет 5,1 МВт.

21. Вот так снимался предыдущий кадр )

22. На ночевку мы встали недалеко от ветряков на высоком берегу прямо среди деревьев. Это была пятница и многие жители Калининграда отправились на пикники. Поэтому было непросто найти свободное и тихое место.

Удивительно, что городской житель выезжая на природу, вместо того, чтобы насладиться шумом прибоя и отдохнуть от звуков мегаполиса, включает попсу в стиле туц-туц, да так, чтобы перегреметь музыку от соседней компании. По сравнению с одиноким отдыхом на Балтийской косе (комары не в счет), здесь мы ночевали на дискотеке.

24. Эти места не являются заповедной зоной, поэтому они неплохо засраны. Но когда горы мусора могли испугать нашего брата?

25. Где-то там в далеке, за 300 километров, начинаются берега Швеции.

26. Мы сварили кофе на оставшемся полене, перекусили и отправились в путь. Нам в след слышалось утренний пьяный хор, фальшиво распевавший:
Все для тебя — рассветы и туманы!
Для тебя — моря и океаны!
Для тебя — цветочные поляны!
Для тебя, лишь для тебя!

27. Но в любом случае это отличные места и здесь стоит побывать! Возможно стоит захватить с собой беруши.

28. Пару слов о прохождении границ. Итого у нас получилось 4 перехода:
Россия — Эстония. Погранпереход Ивангород — Нарва, 35 минут.
Эстония — Латвия — Литва. Границ ясное дело никаких нет. Остались старые пропускные пункты, которые где-то заброшены, где-то переделаны в магазины.
Литва — Россия. Погранпереход Нида — Морское на Куршской косе, 30 минут.
Россия — Литва. Погранпереход Чернышевское — Кибартай, 45 минут.
Литва — Беларусь. Погранпереход Лаворишкес — Осиновка, 35 минут.
Беларусь — Россия. Прошли без остановок.

Страховка на автомобиль в страны ЕС стоила 1670 рублей на 15 дней.

На легковом автомобиле прохождение государственных границ совсем не напрягало. Другое дело фуры, которые в обе стороны стояли по 2-3 дня.

29. В Минске мы заселились в съемную квартиру. Чистую, просторную и всего за $50. Из окна открывался уже привычный неевропейский пейзаж из новостроек.

30. Простое и гениальное решение писать номера домов размером 4х3 метра. Почему у нас так не делают?

31. На Минск у нас почти не было времени, поэтому мы ограничились небольшой прогулкой по проспекту Независимости и улице Ленина.

32. Минск очень чистый и уютный город. Производит крайне положительное впечатление. Жаль только метро сильно замусорено рекламой, аж смотреть больно. Еще на всех центральных улицах лежит грубая плитка по которой крайне не комфортно передвигаться на самокате. Но это так — придирки )

Еще в Беларуси поразили две вещи: бензин в стране дешевле, чем в России, и абсолютно все поля засажены разными овощными и злаковыми культурами — нет ни одного пустующего клочка земли.

33. Минск мне понравился, жаль это было экспресс-знакомство.

На этом наше июньское автомобильное путешествие подошло к концу. Дальше нас ждал длинный перегон до Москвы и пробка на МКАДе.

Традиционные итоги поездки:

20 июня. Старт утром из Москвы. Вечером съемка Алых Парусов в Питере. Ночь в отеле.
21 июня. День в городе, прогулка по заводу и свадьба.
22 июня. Съемки в Кронштадте, переезд до Таллина. Ночевка в отеле.
23 июня. Прогулки по Таллину и переезд в Ригу. Ночевка в отеле.
24 июня. Прогулки по Риге и переезд до Клайпеды, откуда паромом на Куршскую косу. Ночевка в Юодкранте на литовской части косы. Ночевка в отеле
25 июня. Съемки на косе, переезд в Россию, просмотр Высоты Эфа и Танцующего леса. Ночевка в палатках и автомобиле.
26 июня. Переезд до Балтийска и ночевка в палатках на Балтийской косе.
27 июня. Экскурсия на корабле вдоль белых дюн и экскурсия по закрытой части Куршской косы. Встреча с блогерами и переезд в Куликово до ветряной электростанции. Ночевка в палатках.
28 июня. Выезд в сторону Литвы и посещение Правдинска, Железнодорожного и Черняховска. Переход границы и перегон до Вильнюса. Ночевка в отеле.
29 июня. Прогулка по Вильнюсу и дорога до Минска. Ночевка в съемной квартире.
30 июня. Быстрый осмотр Минска и дорога до Москвы.

От МКАДа до МКАДа мы проехали 4 256 километров.
Средний расход топлива составил 8 литров на 100 км.

Расходы в рублях:
12 050 — дизель
36 292— питание в поездке
16 998 — проживание
10 296 — прочие расходы (топор, паромы, пропуска в заповедники, мойка, страховка и т.д.)
1 931 — алкоголь

Итого 77 567 на всех или 25 856 на одного человека за 10 дней. На мой взгляд не дорого )

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector