Пушкинский музей что посмотреть в первую очередь?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Пушкинский музей что посмотреть в первую очередь?

Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина или, как его чаще называют, Пушкинский музей – один из самых значимых музеев Москвы, собравший в своих стенах крупную коллекцию произведений зарубежного искусства от древнего мира до наших дней.

Как доехать

На общественном транспорте: м. Кропоткинская, далее 2 минуты пешком

Адрес: улица Волхонка, дом 12

Часы работы

  • Вторник, среда, суббота, воскресенье — с 11-00 до 20-00 (касса до 19-00)
  • Четверг, пятница — с 11-00 до 21-00 (касса до 20-00)

Понедельник — выходной день.

Стоимость билетов в 2020 году

  • Взрослые – 400 рублей
  • Льготные категории – 200 рублей
  • Дети до 18 лет и некоторые другие категории граждан – бесплатно

Есть льготы и бесплатное посещение для отдельных категорий граждан.

Билеты можно купить в кассах и онлайн на официальном сайте

История музея

Впервые свои двери Пушкинский музей открыл 31 мая 1912 года.

Вдохновителем и первым директором стал профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Первоначальная коллекция сформировалась из копий античных скульптур и мозаик университетского Кабинета изящных искусств и подлинных древностей, купленных у известного ученого-египтолога В.С. Голенищева.

Позднее залы пополнились картинами, переданными из других музеев и произведениями искусства из частных коллекций, подаренных или конфискованных после революции. В наши дни в собрании ГМИИ — более 670 000 экспонатов, из них только 1,5% доступны для осмотра.

В ведении ГМИИ им. Пушкина – целый музейный городок, расположенный в историческом центре Москвы около метро Кропоткинская. В него входит несколько зданий, в том числе:

  • Главное здание
  • Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.
  • Отдел личных коллекций
  • Музей-квартира Святослава Рихтера
  • Центр эстетического воспитания «Мусейон»
  • Учебный художественный музей им. И.В.Цветаева
  • Дом графики

Что посмотреть в Главном здании

Главный корпус – памятник архитектуры с мощной колоннадой и стеклянной крышей, построенный 100 лет назад специально для музея.

Экспозиция здесь размещена на двух этажах. На первом собраны подлинные раритеты Древнего Египта, античных времен, золотые сокровища Древней Трои из раскопок археолога Генриха Шлимана, живописные работы европейских мастеров 8-18 веков, есть Греческий и Итальянский дворики – большие пространства со скульптурами-слепками. На втором этаже много залов отдано копиям предметов искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения. Кроме того, и здесь выставлены подлинники картин европейских художников.

Египетский зал — одна из лучших мировых коллекций подлинных предметов времен Древнего Египта: мумий, саркофагов, масок, статуэток, украшений и сосудов.

Деревянный саркофаг вельможи Маху, держателя участка земли храма Амона:

Аменхотеп и Раннаи – жрец и жрица бога Амона:

Косметическая ложечка из слоновой кости:

Саркофаг и мумия Хор-Ха. На переднем плане – мумия кошки:

Следующий зал посвящен искусству Древнего Ближнего Востока.

Статуэтка адоранта из Северной Месопотамии. Адорант – фигурка из камня или глины, которую ставили в храме, чтобы она молилась за поставившего его человека.

Залы античного искусства с коллекцией греческих ваз и амфор, мозаики, скульптурами и рельефами Древних Италии, Кипра и Рима.

Антефикс – плитка из керамики с маской Медузы Горгоны:

Предметы из раскопок Пантикапея – столицы Кимерийского Боспора:

Тема античности продолжается в Греческом дворике – большом зале, наполненном слепками знаменитых древнегреческих статуй, рельефов и архитектурными фрагментами.

Спящая Ариадна. Мраморный подлинник хранится в Ватикане.

Еще один дворик – Итальянский, со слепками шедевров эпохи Возрождения.

Конная статуя – копия бронзового памятника главнокомандующему Бартоломео Коллеони из Венеции.

Знаменитый Давид Микеланджело. Высота скульптуры – 5,5 метров.

Одна из главных жемчужин музея изобразительных искусств им. Пушкина — коллекция работ Рембрандта и художников его школы находится в зале №10.

Рембрандт «Портрет старушки» и «Портрет пожилой женщины».

Экспозиция картин фламандских живописцев 17-го века – Рубенса, Йорданса, Ван Дейка, Брейгеля.

Антонис Ван Дейк «Портрет Адриана Стевенса». Фламандский мастер начала 17 века «Портрет дамы с веером».

«Катание на коньках» Хендрика Аверкампа из зала Голландского искусства 17-го века.

Также на первом этаже в постоянной экспозиции представлены искусство Византии, Италии 13-16 веков, Германии и Нидерландов 15-16 веков.

Поднимемся на второй этаж.

Зал, получивший название «Олимпийский», со слепками с классических древнегреческих скульптур.

Копия скульптуры «Оплакивание Христа» из зала Микеланджело Буонаротти. «Большую известность и славу», по свидетельству его современника, приобрел себе этим произведением великий мастер.

Итальянская скульптура 15-го века. В оформлении зала использованы декоративные элементы в стиле эпохи Раннего Возрождения.

Пышное Надгробие кардинала Португальского работы Росселино Антонио. Подлинник находится во Флоренции в церкви Сан Миньято аль Монте.

Европейское искусство Средних веков.

Культурное наследие Древней Италии и Древнего Рима в слепках. Шедевры этого зала – Капитолийская волчица, бюст Марка Аврелия, скульптура «Виктория».

Греческое искусство поздней классики и эллинизма. Колоссальная группа «Фарнезский бык» — подлинник хранится в археологическом музее Неаполя.

Крылатая Ника Самофракийская и Афродита Книдская знаменитого скульптора Праксителя.

Конечно, все залы и произведения показать сложно – их очень много, на осмотр Пушкинского музея изобразительных искусств можно потратить не один час.

Фотографировать можно бесплатно, но есть несколько правил: нельзя пользоваться штативом и фотовспышкой, запрещено фотографировать на временных выставках.

В дни особо значимых выставок, когда привозят шедевры из собраний лучших музеев мира, в кассу выстраиваются большие очереди.

С 1980 года в музее им. Пушкина проходит ежегодный фестиваль музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», в течение года в залах устраивают концерты.

По постоянной экспозиции водят обзорные и тематические экскурсии.

Гуляем по Пушкинскому музею

Время: с 10 до 19, по четвергам с 100 до 21. Выходной – понедельник.

Стоимость: 400 рублей – входной билет; • 200 рублей – льготный билет; • Бесплатно – дети до 16 лет и другие бесплатные категории.

В Москве несколько музеев, связанных с Пушкиным – это музей Пушкина на Пречистенке, музей-квартира Пушкина на Арбате и музей имени Пушкина на Волхонке. Обычно, когда говорят «Пушкинский музей», имеют в виду Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке, т.к. он более популярный. А люди часто путают его с музеем на Пречистенке, т.к. и он и музей имени Пушкина на Волхонке находятся на одной и той же станции метро – Кропоткинская. При этом надо сказать, что улица Волхонка переходит в Пречистенку, поэтому-то так легко ошибиться, повернув из метро не в ту сторону. У меня друзья так один раз заблудились и гуляли не по тому музею, при этом даже не поняли, что попали не туда).

Точный адрес Пушкинского музея – ул. Волхонка 12. Фактически он включает в себя три здания: основное здание, Галерею искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. и здание музея личных коллекций (см. схема проезда). Здесь тоже может быть путаница, т.к. если идти от метро, то первым будет видно Галерею, при этом на ней тоже написано, что это музей имени Пушкина. Мы сами перепутали, и пришлось гулять по Галерее. Возможно, скоро я выложу рассказ об этом.

Самое обидное, что когда заходили в Галерею, в основное здание очереди на улице не было. Когда выходили – она уже была. Очередь, кстати, может послужить хорошим ориентиром для поиска нужного музея. Её будет видно сразу при выходе из метро. Только вот бывает она не всегда, к счастью или к сожалению…

В очереди стояли минут 30. Охрана запускала людей партиями каждые 10 минут. На территории перед входом в музей стоят вот такие мушкетёры. Один чем-то напоминает Арамиса из нашей экранизации. В основном с ними дети фотографировались.

Стоимость билета в Пушкинский музей – 400 руб.. Часы работы – с 10.00 до 19.00. Выходной – понедельник.

За билетами тоже придётся выстоять очередь. Если идёте не одни, то другой в это время может сдать верхнюю одежду в гардероб (если на дворе не лето, конечно). Гардероб находится вниз по лестнице возле кассы. Там же и выход из музея.

Пушкинский музей занимает очень большую площадь, этим он схож с Политехническим. Здесь также много залов с различными экспонатами. В основном это скульптура и живопись. Скульптуры, представленные здесь, большей частью макеты, оригиналы которых находятся в музеях Ватикана, Лондона и др.

Может кто-то помнит монолог Райкина «В греческом зале, в греческом зале». Уж не о греческом ли зале Пушкинского музея идёт речь? Здесь представлены скульптуры богов греческой мифологии и известных философов Древней Греции. Все их фотографии представлены в Галерее.

Читать еще:  Финляндия в феврале что посмотреть?

Ключевым экспонатом центрального зала, наверное, является статуя Давида. Он удачно кинул камень во время войны израильтян с фелистимлянами в великана Голиафа, сражавшегося на стороне противника. В последствии стал царём Израиля, завоевал огромные территории, может даже больше, чем Александр Македонский. Кто знает точно, больше или нет, подскажите в комментариях, интересно).

Ещё на первом этаже есть картинная галерея. Я в живописи не силён, мне что Ван Гог, что Гоген, один … Поэтому фотографий картин будет очень мало. А вот в картинной Галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. фотографировал я часто, зачем только мне эти фотографии и что с ними делать теперь, ума не приложу.

В общем вот что я нафотографировал из картин в Пушкинском музее. На этой фотографии мужик по центру похож на Путина.

Глядя на эту вспоминается «весёлый Роджер».

А это вообще без комментариев. И куда смотрит руководство, здесь же всё-таки дети ходят.

Вообще я смотрю не любили древние скульпторы делать одетые мужские фигуры. Что Давид со всеми причиндалами наружу стоит, что этот улыбчивый египетский мальчик.

Даже диск чувак кидает без трусов. Древние спортсмены что, даже на портки себе заработать не могли?!

Статуя лежащего божества – персонификация великой египетской реки Нила. Смотрите, он опирается на Сфинкса – символ Египта. В левой руке – рог изобилия с фруктами, цветами и жертвенными пирогами. Тем самым мастер говорит, что Египет – это дар Нила. А 16 детей играющих на божестве олицетворяют 16 локтей (мера длины), на которые поднимаются воды реки во время разлива. Вот так, а вы думали, мужик лежит, настрогал 16 детей и радуется?!

Капитолийская волчица. Ну, с ней всё понятно. По легенде она выкормила Ромула и Рема, братьев, один из которых в дальнейшем убил другого и основал Рим.

Просто красивое доброе улыбающееся лицо девушки. В Москве, к сожалению, таких не часто встретишь. Вот и приходится по музеям ходить)).

И напоследок самый известный император Франции – Наполеон Бонапарт.

Таким образом, после похода в этот музей я окончательно понял, что искусство относится ко мне также, как и я к нему, т.е. никак. Посещение Пушкинского музея было скорее данью его популярности, нежели вызвано каким-то интересом к искусству. Да и девушка моя давно и долго уговаривала туда сходить. Это ещё один музей, который вызвал только чувство усталости в ногах из-за своих размеров.

Но, те, кто что-то понимает в искусстве, думаю, получат море впечатлений. Гуляя по музею, я часто встречал девушек, которые делали какие-то зарисовки у себя в блокнотах, экскурсоводов с группами людей, с интересом слушавших о том, как передал тот или иной художник тени, цвета, тона на одной из картин. Значит, не все такие снобы, как я, и это радует!))

Видео клипа, который сняли к Новому году в интерьерах Пушкинского музея:

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – Третьяковка для зарубежных живописцев

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 12
Дата основания 1912 год
Основатель Иван Владимирович Цветаев
Координаты: 55°44’50.3″N 37°36’18.7″E

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – крупнейший российский музей, представляющий экспозицию зарубежного искусства. Здесь хранится самая большая в стране коллекция работ всемирно известных живописцев. Кроме того, музей владеет богатейшими собраниями нумизматики, скульптур и малых форм искусства.

Главное здание музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Как создавался музей

На протяжении долгого времени Московский университет имел собственный Кабинет изящных искусств и древностей. В нем находилась библиотека, и хранились старинные вазы, большая коллекция монет и несколько гипсовых слепков с древних скульптур. В конце XIX столетия университетский профессор Иван Владимирович Цветаев выступил с инициативой создать в городе новый музей, посвященный изящным искусствам.

Среди архитекторов провели конкурс проектов, и в Москве началось строительство огромного здания для музея. Его возводили на высоком подиуме в лучших традициях греческих античных храмов. Всеми работами руководил талантливый архитектор Роман Иванович Клейн. Спонсировал строительство нового музея владелец стекольных фабрик и дипломат Юрий Степанович Нечаев. Этот меценат вложил в этот проект огромную по тем временам сумму в 2,6 миллиона рублей.

Зал № 15. Греческий двори. По центру – слепок портала собора Либфрауенкирхе

Любопытно, что при проектировании музея не предусматривалось электрическое освещение. В те времена полагали, что скульптуры лучше всего смотреть при естественном свете, поэтому инженер и архитектор Владимир Григорьевич Шухов разработал над зданием музея уникальные стеклянные перекрытия.

Мраморные колонны для украшения фасадов поначалу хотели сделать из уральского камня. Однако, достаточно быстро выяснилось, что подобрать камень нужных кондиций не удастся. Поэтому музейные колонны длиной 10 м заказали в Норвегии. Когда они были готовы, колонны довезли до России по морю, потом перегрузили на баржи и доставили по рекам в Москву.

Зал № 25. Искусство Древней Италии и Древнего Рима

Пока шла стройка, Цветаев работал над созданием будущей экспозиции. Он собирал деньги от благотворителей и заказывал за рубежом гипсовые копии с известных скульптур. В начале прошлого века исследователь Египта Владимир Семенович Голенищев продал будущему музею свое собрание древнеегипетского искусства.

Музей был открыт летом 1912 года в присутствии государя и верхушки российского дворянства. Тогда он носил имя российского императора Александра III и находится в ведении Московского университета. Новая экспозиция быстро приобрела популярность у москвичей. По будням ее посещали более 700 человек, а в воскресные дни и праздники гостями музея становились около 2,5 тысяч зрителей.

Зал № 28. Итальянская скульптура XV века

Все, кто приходил сюда, могли увидеть слепки с античных статуй, копии малых архитектурных форм и античных мозаик. Подлинными экспонатами были только древние саркофаги, папирусы и жертвенные дары из египетских гробниц. Любопытно, что в первые годы работы в новом московском музее не выставлялось ни одной картины.

История музея

После революции по всей стране прошла национализация собственности дворян и купцов. Изъятые из частных коллекций картины передавали музейным сотрудникам, и они сформировали основной фонд живописи. Именно так в собрание Пушкинского музея попала картина «Девочка на Шаре», написанная известным художником Пабло Пикассо. В 1937 году музею присвоили имя русского поэта А. С. Пушкина.

Зал № 14. Греческий двори

В самом начале войны возникла угроза, что уникальные картины и скульптуры могут пострадать от немецких бомбежек. Все коллекции аккуратно упаковали и по железной дороге вывезли подальше от столицы – в Соликамск и Новосибирск.

Здание, как и весь центр города, было тщательно замаскировано, но это не спасло его от бомбардировщиков. От взрывов бомб сильнее всего пострадала крыша. Часть ее была просто уничтожена. Выбоины получили и фасады музея. Их можно увидеть и в наши дни, если посмотреть на верхнюю часть стены, которая обращена на Малый Знаменский переулок.

В 1944 году, когда ход Второй мировой войны был предрешен, экспонаты вернули в столицу и разместили на прежних местах. Картины и скульпторы нисколько не пострадали и после трех лет эвакуации стали вновь доступны для зрителей.

В 1949 году, к юбилею Сталина в музее устроили выставку подарков вождю. Так как экспонатов было много, их разместили в нескольких залах. В это время художественные выставки в музее временно прекратились. Необычная экспозиция подарков просуществовала до смерти Сталина и была закрыта в 1953 году.

Зал № 24. Греческое искусство поздней классики и эллинизма

В середине 1980-х годов при музее создали Отдел личных коллекций. А через 20 лет первых посетителей приняли залы Галереи искусства, в которой были размещены работы художников XIX-XX веков из стран Европы и Америки.

Самые знаменитые выставки

Основная коллекция музея состоит из произведений искусства разных времен. Каждый год в Пушкинском музее проходит около 30 выставок, самые крупные из которых готовят несколько лет. Они привлекают так много зрителей, что в кассы музея выстраиваются длинные очереди.

Зал № 6. Эллинистический и римский Египет, коптское искусство

В 1955 году 1,2 миллиона человек пришли на выставку картин из Дрезденской галереи. Зрители смогли увидеть полотна, спасенные в годы Второй мировой войны. После тщательной реставрации и выставки их вернули на родину – в немецкий город Дрезден.

В 1974 году из парижского Лувра в Москву привезли Джоконду. Картина, написанная Леонардо да Винчи, привлекла такое количество народа, что москвичи и туристы вынуждены были стоять в очередях по несколько часов. За время выставки на знаменитый портрет пришли полюбоваться около 311 тысяч любителей живописи. Из-за большого наплыва людей, каждый мог смотреть на знаменитое полотно в течение всего 9 секунд. Примечательно, что это был последний раз, когда картина «Мона Лиза» покидала Париж.

Читать еще:  Руза достопримечательности что посмотреть за один день?

Зал № 7. Византийское искусство. Искусство Италии XIII – XVI веков

Через восемь лет музей принимал выставку работ Пикассо, Кандинского, Матисса и Малевича, и на нее пришло еще больше зрителей – 655 тысяч человек. Это был феноменальный успех! Несколько лет назад, в 2016 году, музей выставлял полотна гениального итальянского художника Рафаэля Санти. Картины знаменитого мастера эпохи Возрождения сумели посмотреть 200 тысяч москвичей и гостей столицы.

Музей для детей

В Пушкинском музее открыто несколько кружков для детей разного возраста, в том числе, изостудия для дошкольников и художественные мастерские керамики и эстампа. Дети, интересующиеся историй искусств, посещают занятия Клуба юных искусствоведов.

Зал № 26. Европейское искусство Средних веков

Для школьников по музею проходят обзорные и тематические экскурсии, которые длятся от 45 до 90 минут. Во время занятий детей начальной школы знакомят с музеем, показывают Египетский зал, рассказывают о мифах Древней Греции, дворце Ассирийского царя, Пантикапее и зарождении христианства. Старшеклассники узнают об истории о европейского искусства XIX века, импрессионизме, постимпрессионизме и искусстве XX столетия.

Музей проводит несколько познавательных и игровых программ для семей с детьми. Это увлекательные тематические квесты, клубы, лекции, детские фестивали и семейные экскурсии.

Зал № 16. Выставка «Искусство Древнего Кипра»

Полезная информация для посетителей

В наши дни в одном из самых известных музеев Москвы хранится более 700 тысяч уникальных экспонатов. Комплекс музея включает 27 строений, и ежегодно сюда приходит более миллиона человек.

Главное здание имеет статус памятника архитектуры. Оно открыто для посетителей с 11:00 до 20:00. Билеты для входа в музей продают в любой день, кроме понедельника. Они стоят от 400 до 600 рублей. Следует иметь в виду, что вход в музей и продажу билетов прекращают за час до закрытия.

Зал № 16. Искусство Древней Греции

Посетителей просят соблюдать музейные правила. В музее нельзя делать фотографии и снимать видео со вспышкой, штативом и палкой для селфи. Запрещается проносить в здание цветы, прикасаться к картинам и скульптурам, а также разговаривать в залах по телефону. Рюкзаки, зонты, большие сумки и пакеты гости музея могут оставить в музейной камере хранения.

Как добраться

Музей находится в центре города, поэтому до него удобно доехать из разных частей столицы. Главное здание расположено на улице Волхонка, 12. Сюда легко дойти пешком от станции метро «Кропоткинская».

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

История музея

Руководство постройкой было доверено архитектору Р.И. Клейну, который разработал окончательный проект здания. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры Иван Рерберг, первый заместитель руководителя проекта, и Владимир Шухов, автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов, инженеров, художников.

Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. 31 мая (13 июня) 1912 года музей был открыт для публики как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете.

В 1923 году Музей был выведен из подчинения университету. В 1932 году он был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 году Музею было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина. В 1991 году Музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Основателем и первым директором Музея в 1911-1913 годах был Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), профессор Московского университета. Ирина Александровна Антонова, академик Российской академии художеств, академик Российской академии образования, заслуженный деятель искусств РФ была директором музея с 1961 года по июль 2013 года, когда была назначена Президентом музея. В настоящее время директором ГМИИ им. А.С. Пушкина является Марина Девовна Лошак.

Коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представлены в музейном комплексе зданий.

При Музее работает Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., д.6).

Состав коллекций Музея

В настоящее время общая численность хранящихся в ГМИИ памятников составляет около 670 000 единиц хранения. Это произведения живописи, графические работы, скульптуры, произведения прикладного искусства, археологические памятники, памятники нумизматики, фотографии, мемориальные предметы, предметы научно-вспомогательного фонда.

В 2011 году коллекция Музея пополнилась рядом значимых произведений живописи, графики, нумизматики, декоративно-прикладного искусства. Общее количество поступлений составляет 3471 предмет. Из них куплено 787 предметов, принято в качестве пожертвования 550 предметов и 2134 предмета приняты по решению Экспертно-фондовой закупочной комиссии.

Живописное собрание Музея было пополнено 8 произведениями; скульптурное — одним; коллекция декоративно-прикладного искусства — 28 произведениями; графическое собрание — 118 произведениями; собрание Музея личных коллекций — 433 произведениями, среди которых живопись, графика и фотографии; в нумизматическую коллекцию вошли 1790 предметов; также собрание Музея пополнил комплекс предметов археологии общим числом 1093 предмета.

Фондом ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2011 году Музею был передан в качестве пожертвования редкий памятник ранней нидерландской живописи (XVI в.): двусторонняя алтарная створка со сценами «Тайной вечери» и «Мессы св. Григория»; произведение стилистически тяготеет к продукции мастерской брюссельского живописца Колейна де Котера.

Валентиной Андриановной Цирнюк был пожертвован Музею комплекс произведений, среди которых следует выделить скульптурную группу «Художник и модель» итальянского мастера Эмилио Фиаски (1858-1941). Данное произведение типично для салонного искусства второй половины XIX века.

Собрание декоративно-прикладного искусства также было пополнено декоративной фарфоровой вазой этрусской формы со сценой стрельбы из лука в парке Зеленая собака близ Брюсселя, созданная во Франции в 1830-х годах. По качеству исполнения, форме и росписи является очень редкой для российских музейных и частных собраний. Ваза приобретена Музеем на средства МК РФ.

Еще одним произведением декоративно-прикладного искусства, вошедшим в коллекцию Музея в 2011 году, является костяной рельеф с женским портретом — работа австрийского скульптора и резчика по кости Норберта Михаэля Шрёдля (1816-1890). Он известен преимущественно как автор портретных изображений членов императорской фамилии и выдающихся современников, созданных в технике резьбы по слоновой кости. По ряду признаков можно предполагать, что изображение на данной вещи является портретом императрицы Австрийской и королевы Венгерской Елизаветы (1837-1898). Искусство резной кости XIX века в музейном собрании представлено лишь отдельными образцами, и потому данная вещь занимает в нем важное место.

В графическое собрание Музея вошло 25 произведений немецкой графики, среди которых работы Лукаса Кранаха, Урса Графа, Ганса Бехама, Ганса Бургкмайера и других мастеров эпохи Альбрехта Дюрера, представляющих несомненную ценность для коллекции ГМИИ.

Большую ценность представляет приобретенная Музеем коллекция, состоящая из 721 восточных монет, из которых 33 серебряных и 688 бронзовых. Коллекция собиралась в Туркменистане и включает монеты, обращавшиеся в оазисе Мерва с III века до н.э. до конца XIX века. Она уникальна, поскольку в ее состав входят редкие монеты античности и раннего средневековья, а также образцы малоизвестных выпусков чекана Мерва. Коллекция была принята на временное хранение еще в декабре 2000 года и, после долгой тщательной работы российских специалистов, наконец поступила в собрание Музея.

Дневник живописи

В каждой картине – тайна, судьба, послание

Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть

Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв. (является частью Пушкинского музея в Москве). Здесь хранится одна из лучших коллекций импрессионизма и постимпрессионизма в мире. С ней может поспорить разве что только музей д’Орсе в Париже и музей Метрополитен в Нью-Йорке.

За такое наследие мы благодарны двум дореволюционным коллекционерам – промышленнику Ивану Морозову и купцу Сергею Щукину. Именно они тратили сотни тысяч франков в год на покупку будущих шедевров.

Вот лишь 7 полотен, мимо которых нельзя пройти мимо.

Другим шрифтом и цветом выделена часть текста: это означает, что указанные особенности картин вы можете наблюдать только вживую.

1. Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г.

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Ивана Морозова.

Картина на самом деле являлась этюдом к другому, парадному портрету Жанны Самари . Он сейчас хранится в Эрмитаже.

А знаменитый этюд к этой картине хранится в Пушкинском музее. Несмотря на свою этюдность, он считается лучшим портретом Жанны Самари кисти Ренуара.

Читать еще:  Достопримечательности Липецка куда сходить и что посмотреть?

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1878 г. Эрмитаж, г. Санкт-Петербург.

Однако большинство искусствоведов именно этот “незаконченный” портрет считает одним из главных шедевров Ренуара.

Эта картина — квинтэссенция женской чувственности и обаяния.

У картины есть небольшой секрет. Если вы смотрите на неё прямо, то платье актрисы зеленое. Если же вы посмотрите на неё сбоку, то платье становится синим.

Когда Ренуар показал портрет на выставке в 1873 году, многие современники его не поняли: “Её руки словно рыбья чешуя!” Но были и сторонники: “Этот портрет можно есть ложкой!”

Ренуар приукрасил внешность девушки. В жизни Жанна была не так хороша. Зато была смешлива и обладала обаятельнейшей улыбкой. В неё влюбился молодой человек из богатой семьи. Аристократы не пожелали принимать в семью представительницу легкомысленной профессии. На свадьбу никто из них не пришёл.

Жанна умрет в 32 года от брюшного тифа. Оставив мужу двух дочерей. А ещё этот портрет. Он висел в его квартире до самой его смерти.

2. Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г.

О других интересных фактах о картине читайте в статье “Детям об искусстве. Путеводитель по Пушкинскому музею”.

Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Ивана Морозова

Ван Гог написал эту картину в провинциальном городке Арле. Сюда он приехал из Парижа в поисках ярких красок. Поиски его увенчались успехом. Самые яркие и известные картины он создаёт именно здесь. И его знаменитые “Подсолнухи” , и “Ночное кафе” . В том числе “Красные виноградники”.

На самом деле виноградники не красные. Зелень лишь временно приобрела красный оттенок под лучами заходящего солнца. Ван Гог никак не мог пройти мимо такого оптического эффекта.

Картина написана в типичной для Ван Гога технике импасто. Краска наложена очень густыми крупными мазками.

Картина еще известна тем, что она была приобретена за приличные деньги — 350 франков. До этого Ван Гогу удалось продать не более 20 своих работ за гораздо более скромные деньги.

Считается, что это было началом его признания. И если бы не роковой выстрел в грудь в 1889 году, Ван Гог уже очень скоро стал бы баснословно богат.

О самом первом шедевре мастера читайте в статье “Едоки картофеля”.

3. Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г.

Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина.

Сезанн был полным антиподом импрессиониста. Он стремился создать монументальное, существующее вне времён. В отличие от импрессионистов, которые стремились передать впечатление от сиюминутного.

Клод Моне писал свои картины считанные часы и даже минуты. Как, например, свою знаменитую картину “Впечатление. Восход солнца” .

Сезанн же работал над “Пьеро и Арлекино” 2 года! Ему позировали сын и друг сына. Никто бы другой не согласился на сотни изнурительных сеансов.

Обратите внимания, как тщательно прорисован костюм Пьеро. Он только издалека кажется белым. Вблизи же вы увидите, что складки написаны зеленой и синей красками.

Композиция картины тоже необычна. Пьеро тычет в спину Арлекина кулаком. Видимо, выслушав очередную колкость от высокомерного Арлекина, чувствительный, но трусливый Пьеро не решился показать кулак в ответ.

Позу Арлекина художник не раз менял. В результате его нога оказалась у самого края холста. Художник даже отогнул его, чтобы ступня уместилась.

4. Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г.

Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина.

Гогена всегда тяготила чопорная Европа. Наполовину перуанец по материнской линии он до семи лет жил среди экзотической природы Южной Америки. Поэтому ничего удивительного, что однажды он сбежал из Парижа на Таити.

Картина “А, ты ревнуешь?” — одна из лучших его таитянских работ. Она яркая, экзотичная. Именно по таким работам Гоген более всего узнаваем.

На картине изображен подсмотренный художником момент жизни таитянских девушек. Они ведут неспешный разговор, приняв расслабленные позы.

Одна удивлена, почему другая ревнует. О теме разговора мы понимаем по фразе, написанной Гогеном внизу “А, ты ревнуешь?” Для нас эта сценка не будет понятна, если не знать обычаев таитян.

Таитяне были сторонниками свободной любви. Даже замужняя девушка могла провести ночь с другим мужчиной. Поэтому ревность считалась неуместной.

Отсюда удивление одной девушки по отношению к ревности другой. Да, она провела ночь с возлюбленным своей подруги. Что же здесь такого? Вот такие нравы.

В отличие от Ван Гога, Гоген не любил технику импасто. Писал однослойно. Поэтому сквозь краску легко разглядеть плетение холста.

5. Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”. 1897 г.

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.Пушкина, Москва. Из коллекции Сергея Щукина

Считается, что Дега был живописцем танцовщиц. Но как он сам утверждал, он любил не танцовщиц, а движение и красивые платья. Именно это он и искал в балеринах.

Вам может показаться, что на картине танцует четыре танцовщицы. На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре!

Скорее всего, Дега изобразил одну девушку в разных ракурсах. В его архивах после смерти обнаружили как раз фотографии одной и той же девушки в разные моменты движения.

Мы видим, как она нагнулась поправить пуант. В следующее мгновение она поправляет лямки платья. А затем она держится за декорацию, чтобы осмотреть своё платье.

Голубого сияющего цвета Дега добился необычным способом. Картина написана пастелью. Это что-то вроде восковых мелков. Дега воздействовал на неё паром.

Под действием пара пастель размягчалась, и художник распределял её по холсту кистью. Это придало ей ещё большее сияние.

6. Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г.

Кувшинки же появились в пруду незадолго до написания этой картины. До этого Моне писал пруд с чистой гладью воды.

Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки, 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина

Ближе к 50 годам Клод Моне наконец получил заслуженное признание. Его картины стали покупать за приличные деньги. Не раздумывая, он купил себе дом в живописной провинции Живерни. Здесь он разбил великолепный сад с прудом.

При покупке дома пруда на участке не было. Мане создал его искусственно, изменив русло близлежащей речки.

Моне проживет в Живерни 43 года. В своём саду он напишет сотни картин. Из них 12 работ — с японским мостиком. Та, что хранится в Пушкинском музее, считается одной из лучших в этой серии.

Кстати, кувшинки в пруду появились незадолго до написания этой картины. До этого мостик простирался над чистой гладью воды, как на картине «Мост в саду Моне».

Об этой серии с японским мостиком читайте в статье “7 шедевров Пушкинского музея, которые стоит увидеть”.

Клод Моне. Мост в саду Моне. 1895-1896 гг. Частная коллекция

Еще о двух шедеврах Моне из Пушкинского музея читайте в статьях:

7. Анри Матисс. Красные рыбки. 1912 г.

Анри Матисс. Красные рыбки. 1912 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина. Newpaintart.ru.

На картине мы видим очень небольшую часть оранжереи. На столике стоит банка с золотыми рыбками. Слева виднеется плетёное кресло. Зелень растений делает рыбок ещё более яркими.

Часто о картине Матисса говорят, что ее как будто написал ребёнок.

Да, натюрморт кажется незавершенным и наивным. Матисс сознательно «упрощал» свою живопись. Он отказался от смешения красок и мелких деталей, чтобы не заглушать влияние цвета на зрителя.

Рыбок мастер написал после посещения Марокко. Там он был поражён тем, как арабы часами смотрят на золотых рыбок. Матисс и создал “Золотых рыбок” для неспешного созерцания и медитации.

Вы сами можете почувствовать, как картина “затягивает”. Перед ней хочется долго стоять, никуда не спеша. Матисс говорил “Я хочу, чтобы усталый, измученный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение”.

Матисс написал немало натюрмортов с рыбками. Но та, что хранится в Пушкинском, также считается одной из лучших.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector