Ахенская Капелла где находится?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Ахенская Капелла где находится?

Капелла Карла Великого в Ахене: история и экспонаты

Посреди немецкого города Ахен, который граничит с Бельгией и Нидерландами, находится величественное строение – Ахенский собор, построенный более тысячелетия назад и посвященный Пресвятой Деве Марии. За долгие годы церковь не единожды реконструировалась и восстанавливалась. Капелла Карла Великого в Ахене, часть этого архитектурного комплекса, – единственная практически нетронутая постройка, уцелевшая до наших дней. В план путешествия по Германии стоит обязательно включить эту достопримечательность, что стала одним из первых объектов списка Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1978 году.

Период и история возведения

Отсутствуют точные данные о том, в какие годы строилась капелла. Известно только то, что в 786 году для возведения капеллы Карл Великий привозил из Италии мрамор с разрешения папы Римского Гадриана.

Это позволяет предположить, что проект дворцовой церкви был реализован в 790-800 года, в период правления Каролингов. Крещение капеллы состоялось в 802 году, а по некоторым источникам, в 805 году. Предполагается, что событие произошло в день Пресвятой Девы Марии, который в те времена отмечался 17 июля.

Для строительства Карл Великий пригласил римских и византийских мастеров. Восьмиугольное здание имеет симметричные грани и купол, в чем просматриваются элементы ранневизантийской архитектуры.

Высота капеллы составляет более 30 метров.

Изначально постройка соединялась с императорским дворцом длинной крытой галереей, что превращало комплекс в ансамбль из дворца и храмов. Позже дворец пришел в запустение и был разрушен, а собор несколько раз реконструировали и расширяли, и только капелла сохранила изначальный вид.

Капелла Карла Великого подарила Ахену его французское название – Экс-ля-Шапель.

Экспонаты и реликвии капеллы

Капелла в Ахене известна не только благодаря своей истории. Это место, куда приезжают тысячи паломников, ведь в дворцовой церкви хранится большое количество христианских реликвий.

Главным экспонатом капеллы, передающим могущественность тех времен, является мраморный трон Карла Великого, на котором когда-то восседал сам правитель.

Стены капеллы Карла Великого сберегают полотняное платье Девы Марии, пеленку младенца Христа, покрывало, на котором был обезглавлен Иоанн Креститель, окровавленную повязку и кожаный ремень Иисуса Христа, тканый пояс Богородицы, а также часть веревки, которой был привязан Христос при бичевании.

Дни и часы посещений

Капелла в Ахене открыта ежедневно на протяжении года. Вход для посетителей бесплатный.

Время работы в период с ноября по март — с 7.00 до 18.00, с апреля по октябрь – с 7.00 до 19.00.

Посетить Дворцовую капеллу можно не только самостоятельно, но и с экскурсоводом. С понедельника по пятницу экскурсионные группы набираются каждый час с 11.00 до 13.00, а также с 14.30 до 17.30.

В выходные дни экскурсии организовываются каждый час с 13.00 до 17.00.

Стоимость для взрослых составляет 4 евро, для детей и пенсионеров – 3 евро.

В дни католических праздников экскурсии не проводят, но в это время можно воспользоваться аудиогидом. Цена на услугу — 6,50 евро для взрослых и 5,50 евро для детей.

Следует учитывать, что экскурсии проводятся на немецком языке, однако ежедневно в 14.00 проходят обзорные прогулки на английском языке.

Как добраться до капеллы

Доехать до капеллы из европейских столиц не составит большого труда. Скоростные поезда Thalys курсируют до Ахена из Парижа, Брюсселя, Кельна и Амстердама.

Поездка из Парижа до Ахена займет меньше 3 часов, из Брюсселя – около часа, из Кельна – 40 минут.

Из других городов Германии также просто доехать до Ахена: поезда германской компании Deutsche Bahn ходят из Эссена, Дуйсбурга и Дюссельдорфа.

Туристам, которые приехали в Ахен, найти, где находится Ахенская капелла, будет несложно. Достопримечательность расположена в центре города, пешая прогулка от железнодорожного вокзала займет 15-20 минут.

В завершение

Капелла Карла Великого в Ахене – древнейший памятник архитектуры, который наполнен атмосферой величественного времени Римской империи. Это место обязательно нужно посетить тем, кто путешествует по Германии и Европе, чтобы углубиться в историю и стать частью былой эпохи.

Кафедральный собор в городе Ахен: Видео

Ахенский собор в Германии: история, описание, фото

Ахенский собор — это величайший памятник архитектуры средневековой Европы. Сегодня он является одной из самых известных старинных достопримечательностей Германии, в стенах которой хранятся великолепные произведения декоративно-прикладного искусства и христианские реликвии.

Описание

Архитектурным ядром здания является дворцовая императорская капелла, построенная в 796 году в византийском стиле Одоном Мецским. Согласно канонам возведения храмов, принятым у восточных христиан, сооружение имеет высоту 31 м, а в разрезе — 32 м. Собор представляет собой 8-гранный купол, который окружен 16-гранной галереей в 2 этажа. Его поддерживают 8 столбов. При этом в 8 арках верхнего обхода находятся двойные колонны, не являющиеся несущими и выполняющие чисто декоративную функцию. В 1353-1414 годах собор, фото которого не передают всего масштаба этого сооружения, был украшен хорами в готическом стиле.

Предыстория

Когда Карл Великий перенес свою столицу в Ахен, он решил превратить ее в третий Рим. Для этого городу нужно было обрести значимые христианские святыни. Эта задача облегчалась тем, что его дочь была помолвлена с византийским императором Константином Пятым. Некоторые исследователи считают, что именно в этот период часть святынь, которые сегодня привлекают в Ахен тысячи паломников со всех уголков мира, и оказалась в городе. Позже помолвка была расстроена, а еще через несколько лет Карл Великий посватался теперь уже к самой Ирине. Императрица ответила ему отказом, однако, чтобы подсластить пилюлю, передала ему остальные реликвии.

Основание

Ахенский собор начал строиться около 800 года по приказу Карла Великого для хранения реликвий, прибывших в качестве подарков от императрицы Ирины. Для возведения этого сооружения, которое по замыслу императора должно было стать самым крупным и роскошным на тот момент в мире, были приглашены специалисты из Рима и Византии.

Спустя 5 лет Ахенский собор был освящен папой Львом Третьим, а в 814 году в его дворцовой капелле погребли тело Карла Великого.

Carolo Magno

Эти слова начертаны на камне, который находится в самом центре капеллы, и обозначают место, где изначально размещалась могила Карла Великого.

В 1000 году гроб монарха был раскрыт по приказу императора Оттона Третьего. В одной средневековой летописи, найденной в монастыре в Новалезе и относящейся к 1048 году, есть запись о том, что труп Карла Великого предстал перед глазами тех, кто присутствовал на эксгумации останков, прекрасно сохранившимся. Как свидетельствует этот документ, император был одет в белые праздничные одежды и сидел в кресле со скипетром в руках и с короной на голове.

В 1165 году могилу вновь вскрыли по приказу Фридриха Первого Барбароссы, который собирался канонизировать Карла Великого. Тогда нетленные останки были ненадолго выставлены для всеобщего обозрения и стали объектом религиозного поклонения. Затем император велел переложить их в богато украшенный ящик, а в 1215 году его преемник Фридрих Второй велел заключить их в другой драгоценный гроб.

В этом последнем богато декорированном саркофаге останки Карла Великого до конца 18 века покоились на алтаре хора храма. Затем было принято решение перенести гроб в ризницу. При этом знаки верховной власти, находившиеся в саркофаге, в 1798 году отправили в Вену в качестве важнейших государственных реликвий.

Что касается белого мраморного стула, на котором будто бы давно умерший Карл Великий (император) был найден сидящим, то позже его обложили золотом, и сегодня он выставлен на всеобщее обозрение. Известно, что до 1531 года он использовался в качестве трона. Именно на нем восседали императоры после церемонии коронования.

Реликвии имперского храма

Ахенский собор стал последним пристанищем не только для Карла Великого. В 1002 году в соборе был погребен и Оттон Третий.

Кроме останков монархов в ризнице храма хранятся такие важные реликвии, как исподнее платье Девы Марии, выполненное из желтовато-белого полотна, и ткань, в которую был завернут сразу после рождения в Вифлиеме Младенец Христос. Последний кусок ткани очень напоминает часть мужской одежды, поэтому считается, что, скорее всего, его изготовили из рукава рубахи св. Иосифа.

Читать еще:  Барский колодец в селе Мураново как добраться?

Собор Ахена является местом хранения и плата, которым было обернуто блюдо с усеченной главой св. Иоанна Предтечи, а четвертая реликвия храма – это кусок материи, являющейся частью ткани, опоясавшей чресла Христа во время жестокой казни через распятие.

Подтверждений того, что они являются подлинными, нет, однако, как уже было упомянуто выше, известно, что их повелел привезти с Востока Карл Великий (император).

В 19 веке был введен обычай, согласно которому реликвии показывались каждые 7 лет в середине лета. Кроме того, в ризнице Ахенского храма и по сей день хранятся сосуды искусной работы и несколько малоизвестных католических святынь. Там же находится священный бюст Карла Великого со встроенным в него фрагментом черепа императора и редчайшее каролингское Евангелие 9 века, а также крест с печатью Лотаря Второго, который относится к началу 11 века.

Переделка и реставрационные работы

Ахенский собор в Германии в течение своей десятивековой истории неоднократно подвергался различным переделкам. При этом далеко не всегда они способствовали его украшению. В частности, к середине 19 века мозаика, некогда покрывавшая своды купола храма, была практически уничтожена. Для ее восстановления в конце 19 века «Общество Карла Великого», действующее с 1849 года, поставило себе задачу реставрировать собор как с внешней, так и с внутренней сторон. Этой цели удалось достичь, благодаря щедрым пожертвованиям, сделанным Фридрихом Шестым и Вильгельмом Первым.

В ходе масштабных работ восьмиугольники вновь украсились старинными мраморными колоннами, похищенными французами в 1794 году и возвращенными в Германию, согласно Парижскому мирному договору. Также был восстановлен внешний вид 14 статуй внутри хора.

К 1881 году была закончена реставрация старинной мозаики на куполе Ахенского собора, а также восстановлен давно утерянный алтарь, перед которым между 813 и 1531 годом были помазаны на царство 35 германских королей и более дюжины королев.

Легенды Ахенского собора

Имперский собор за свою тысячелетнюю историю оброс легендами. Например, сохранилось предание о том, что деньги на строительство собора жители Ахена заняли у самого дьявола, обещав, что он получит душу первого, вошедшего в здание после того, как оно будет достроено. По этой легенде горожане обхитрили Сатану, запустив первым в собор волка. Жадный дьявол тотчас же вцепился в жертву и заметил подвох только после того, как все уже было завершено.

Массовые паломничества

Кафедральный собор епархии Аахена каждые несколько лет становится объектом паломничества. Известно, что в Средние века наплыв желающих увидеть его реликвии был настолько большим, что верующие заполнили не только площадь и все балконы прилегающих зданий, но и расположились на их крышах. В результате город Ахен стал свидетелем страшной трагедии, так как произошло обрушение, ставшее причиной множества человеческих жертв.

Тысячи паломников посещают Ахенский собор и сегодня. Особенно велик наплыв верующих, когда демонстрируют реликвии храма. Последнее такое событие произошло в 2014 году. Для выноса и выставления на показ святынь, хранящихся в сокровищнице собора, была построена специальная сцена. На ней с 20 по 29 июня проводились мессы. Для участия в этих религиозных обрядах в город Ахен съехались представители евангелической, экуменической и греко-ортодоксальной христианских конфессий.

Теперь вы знаете, чем известен имперский собор Ахена. Храм может гордиться своей богатой историей. Этот собор, фото которого представлены в статье, является настоящим чудом мировой архитектуры, и его обязательно стоит увидеть хотя бы для того, чтобы восхититься талантом средневековых архитекторов и строителей.

Великий дворец Великого Карла

Все могут короли! Пожалуй, фраза весьма гармонично звучала бы из уст Карла Великого, того самого, от имени которого и произошло название титула. Разгромить саксов, подчинить баваров, собрать земли в огромную империю — Карлу все было нипочем. А какой же может быть король без королевской резиденции? Карл Великий построил себе грандиозный пфальц в Ахене, от которого, правда, остались лишь башня и капелла. О былом величии резиденции первого императора Священной Римской империи расскажет Екатерина Астафьева.

Карла Великого по праву считают одним из самых выдающихся европейских правителей. Он начал свою «карьеру» как король франков, в 774-м покорил лангобардов, в 778-м принял клятву верности от барварской знати, к 785-му окончательно подчинил саксов и заставил их принять крещение. В 800 году он был торжественно коронован в Риме и получил титул императора Священной Римской империи. Однако Карл Великий был не только мудрым стратегом и бравым воякой, но и покровителем науки и искусств. Время его правления часто называют «каролингским возрождением». Отразилось это и в архитектуре.

Как утереть нос Риму

Карл Великий задался целью возвести резиденцию, которая бы не уступала по красоте и роскоши дворцам Рима. Для постройки он выбрал городок Ахен, где, по одной из версий, родился будущий император.

В 794 году Карл начал строительство огромного дворца. Задание было поручено архитектору Одону из Меца. В плане были здания для королевской семьи, придворных и чиновников, вокруг горячих источников должны были располагаться бани, огромный бассейн на 100 человек и капелла. На территории резиденции Карл приказал построить школу, чтобы учить читать своих помощников. Здесь же располагалась обширная библиотека, формированием которой занимались монахи. В 798-м резиденция была закончена. В 807-м Ахен стал столицей империи.

План ахенского дворца

Остатки былого величия

Дворцовая капелла — единственное здание из всего ансамбля, которое сохранилось в относительно неприкосновенном виде. Именно здесь был похоронен сам Карл Великий, которого жители Ахена чтят как святого покровителя города. Начиная с Оттона Великого на протяжении более 600 лет римско-германские императоры короновались в этой капелле. Они восседали на троне Карла с мраморными инкрустациями, который сохранился до сегодняшних дней.

Восьмигранная капелла выстроена симметрично и увенчана куполом. Первоначально купол был украшен фресками, которые чуть позже заложили мозаиками. Как утверждал франкский ученый Эгинхард, во время строительства у Карла Великого закончился мрамор. Тогда он обратился к папе и испросил позволения демонтировать памятники в Равенне и Риме, чтобы получить необходимый материал.

В целом архитектурный стиль капеллы близок к византийскому. Она встроена в ахенский собор, который был освящен в 804 году. Дополнительные строения вокруг капеллы уже носят на себе явный отпечаток готики.

За свою более чем тысячелетнюю историю собор неоднократно перестраивался и реконструировался. К XIX веку ситуация стала патовой: многочисленные изменения обезобразили здание. Тогда за дело взялось «Общество Карла Великого». При поддержке Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I им удалось отреставрировать внутреннее убранство собора и его стены. Вновь появились мраморные колонны, которые были уркадены французами и возвращены в конце XVIII века. Внутри хора появилось 14 статуй. Был освящен новый алтарь — на том месте, где короновались германские правители. Отреставрировали и мозаику.

Витражи ахенского собора

Где похоронен Карл Великий?

Не утихают споры вокруг гробницы Карла Великого. В середине собора лежит камень с надписью «Carolo Magno», но прах императора покоится не под ним. Согласно монастырской летописи, в 1000 году захоронение Карла было вскрыто, где обнаружили тело в белом облачении, сидящее в кресле с короной на голове и скипетром в руках. После этого останки императора несколько раз перекладывали в разные гробы, наконец, в XVIII веке останки перенесли в ризницу. Стул, на котором якобы сидел почивший Карл Великий, использовали императоры при коронации.

Трон Карла Великого

Сын Карла Великого Людовик Благочестивый останавливался во дворце нечасто — он проводил здесь время зимой до Пасхи. Последующие императоры Ахен и вовсе не жаловали. Полюбился дворец Карла императору Оттону II. Но большую часть времени за пфальцем следили графы Лотарингские.

К началу XIV века дворец лежал в руинах. Жители города возвели на месте тронного зала городскую ратушу, в которую встроили сохранившуюся башню дворца. В XVI веке королевская коронация была перенесена во Франкфурт, так что некогда роскошный город Ахен пришел в упадок.

Читать еще:  Нужна ли виза для поездки в Испанию украинцам

Капелла Карла Великого: творение армянского архитектора Одо из Меца

В небольшом городе Аахене, расположенном на западе Германии в нескольких километрах от границ Бельгии и Нидерландов, существует очень важный для истории искусства и архитектуры памятник. Речь об Ахенском соборе, сердцевина которого — Палатинская капелла — была заложена самим Карлом Великим. Эта капелла и является предметом интереса исследователей Армянского музея Москвы, так как зодчий, приложивший руку к её строительству, — армянин по имени Одо из Меца.

” >

Подкупольное пространство капеллы Карла Великого. Источник: dik.academic.ru

Капелла эта такая древняя и ценная, что ЮНЕСКО включил её в список Всемирного наследия одной из первых ещё в 1978 году.

Город Аахен упоминается как королевская резиденция ещё со времен зимовки Пипина Короткого в 765–766 годах [первый король франков из династии каролингов. — Прим. ред.]. Позже Аахен стал резиденцией Карла Великого в связи с удачным стратегическим расположением, выгодным для организации военных походов против саксов. В последние годы жизни императора город и вовсе стал постоянным местом пребывания царского двора и свиты. Здесь же Карл Великий скончался и был погребен.

Память о резиденции Карла Великого

” data-lightbox-theme=”dark” >

Октагон. Источник: otdyhateli.com

Ахенская, или Палатинская, капелла — это ядро нынешнего Ахенского собора. Капелла сохранилась и считается искусствоведами уникальнейшим памятником — предвестником романского стиля в архитектуре. Некогда капелла была дворцовой церковью большой императорской резиденции Карла Великого, от которой, увы, на сегодняшний день остались лишь одни руины. Считается, что дворцовый комплекс был одним из самых значительных архитектурных ансамблей раннего Средневековья. Здесь впервые появляется стиль зодчества вестверк. Кроме того, здание капеллы — первая постройка [к северу от Альп. — Прим. ред.], перекрытая куполом.

Строительство и формирование ансамбля Ахенского собора заняло практически 1100 лет. Древнейшая часть комплекса и есть Палатинская капелла. Она неоднократно перестраивалась — добавлялись готические хоры, достраивались часовни. Лишь относительно недавно, в середине XIX века, комплекс был окончательно завершен.

” >

План собора, где черным цветом выделена схема Палатинской капеллы, с которой начал разрастаться собор. Источник: pinterest.com.au

Карл Великий, желая уподобить образ своего двора Константинополю и тем самым упрочить императорский титул наследника Римской империи, пригласил для создания дворцовой церкви прославленного в те годы архитектора — Одо из Меца. О зодчем остались крайне скудные сведения, однако известно, что Одо из Меца был армянином и служил при дворе Карла Великого. В капелле, как считают исследователи, отразилось увлечение франков архитектурой Равенны, что хорошо читается в многоугольном строении с тщательно продуманными фасадами. Строительство грандиозной капеллы также символизирует объединение Запада и его духовное и политическое возрождение под эгидой Карла Великого — первого императора франков.

Идея «небесного храма» Одо из Меца

” data-lightbox-theme=”dark” >

Вид на Ахенский собор и капеллу Карла Великого. Источник: pod.aevl.us

Палатинская капелла построена в 786–798 годах, освящена в 805 году. Здание церкви центрическое в плане, имеет октогональную форму [восемь граней. — Прим. ред.]. Выбор формы неслучаен — идейно октагон транслирует программу соединения «материального» и «духовного». Как это понять? Существует интерпретация.

Абстрактно октагон вбирает в себя формы круга и квадрата. Квадрат — знак материального мира, соответствует числу 4. Круг — символ Троицы, ему соответствует число 3. Сумма этих чисел равна числу 7, что символизирует полноту материальной и духовной жизни. Произведение даёт число 12, что означает христианскую церковь, знание о которой несут 12 апостолов по четырем частям света. В свою очередь, и цифра 8, что соответствует количеству углов октагона, — знак бесконечности, символизирующий бесконечную жизнь и гармонию плоти и духа.

” >

Бронзовая люстра Барбароссы. XII век. Источник: plogmann.net

Октагональная капелла была расширена в 1355–1414 годах. К ней по бокам добавились готические хоры. Но и сегодня в ансамбле Ахенского собора хорошо заметна самая ранняя часть.

Также неслучайно и практически равнозначное соотношение высоты, длины и ширины — все эти параметры равны 31–32 метрам. Ключ к пониманию смысла кроется в Откровении Иоанна Богослова, где описывается видение Иерусалима Небесного, где «длина и высота и ширина его равны». Стремясь уподобить постройку «граду небесному», Одо из Мецца учитывал эти ключевые характеристики и воплотил их в проекте здания.

Архитектурные открытия Аахена

Именно в Ахенской капелле впервые появляется вестверк — западная башня, расположенная перпендикулярно центральному нефу. Она имела нерелигиозное назначение. Эта массивная пристройка стала большим вкладом Каролингов и архитектора Одо из Меца, в частности, в романскую архитектуру.

Перекрывает капеллу восьмигранный купол, поддерживаемый восемью мощными столбами. И это первое купольное сооружение в средневековый период севернее Альп: более ранние купола на такой территории «варварски» перекрывались монолитной плитой или создавался «ложный» купол — когда образ купола создается путем накладки кирпича один на другой с небольшим сдвигом.

История декора купола непростая и очень насыщенная. Изначально купол был украшен фресками, но они практически не сохранились, так как на рубеже IX–X веков фрески были заложены мозаиками. Тесеры, в свою очередь, тоже утеряны — их уничтожил случившийся в середине XVII века пожар. Чуть позже в XVIII веке оставшийся после пожара еле заметный рисунок мозаик был записан барочными фресками.

Мозаики внутри капеллы — этапы реставраций

” >

Мозаики Палатинской капеллы после реставрации. Источник: tat-jana-skvorcova.tourister.ru

На рубеже XIX–XX веков были инициированы работы по реконструкции капеллы. Бельгийский художник Жан-Батист Бетун создал купольный рисунок, который мы можем наблюдать сегодня. Все мозаики сделаны в раннехристианской традиции, сложившейся ещё в Равенне. В центре — Христос, сидящий на троне, его фланкируют символы евангелистов. Внизу под фигурами — святые, облачённые в белые одеяния, несущие в руках мученические венки. Практически всё свободное пространство плотно заполнено сияющими звездами.

Дальнейшие работы по реставрации в 1898 году перенял Герман Шапер. Он завершил мозаичные работы, инкрустировал стены и полы цветным мрамором, привел в порядок бронзу на решетках и дверях, сделанную в VIII веке в мастерских династии Каролингов. Также он занимался обновлением витражей хоров, однако последние во время Второй мировой войны были, к сожалению, утрачены. Сегодняшние витражи сделаны в 50-е годы XX века. В церкви присутствует ещё довольно много насыщенных цветом прекрасных ковровых мозаик, которые располагаются на барабане, сводах в галереях всех ярусов и возле окон.

Духовное оружие капеллы Карла Великого

” data-lightbox-theme=”dark” >

Саркофаг Карла Великого. Источник: wikimedia.org

Интерьер внутреннего пространства капеллы был выполнен из роскошных дорогих материалов. Для утверждения статуса преемника Римской империи некоторые декоративные элементы — мозаики, мрамор, сполии — были привезены из Рима и Равенны.

Ахенский собор хранит множество исторических и религиозных реликвий. Подобно тому, как византийцы из Софии Константинопольской сделали «духовную крепость христиан», собирая мистическое оружие — мощи и святыни, в Палатинскую капеллу также собирали всё самое ценное и дорогое сердцу франков. Так, в капелле, в искусно выполненном саркофаге, хранятся мощи Карла Великого. Саркофаг имеет длину 2 метра, обит листовым золотом и серебром, украшен барельефами, драгоценными камнями, эмалями и филигранью.

Какие ещё реликвии хранит древний Аахен?

Будете там, обратите внимание — под куполом над лавками для прихожан есть 4-метровое в диаметре бронзовое позолоченное паникадило, принесённое в дар Фридрихом Барбароссой в XII веке [король Германии с 1152 года. Барбаросса — это прозвище, которым короля наградили латиняне из-за его рыжей бороды — barba, «борода», и rossa, «рыжая». — Прим. ред.]. Люстра эта напоминает грандиозного масштаба корону.

В галерее капеллы находятся мраморный трон Карла Великого, созданный по образу и подобию трона библейского царя Соломона. Довольно простой на вид, не имеющий украшений, именно он использовался для коронации всех германских императоров.

Читать еще:  Получение справки о несудимости для визы

” >

Трон Карла Великого. Источник: wikimedia.org

Здесь в 813 году был крещен сын императора Людовик Благочестивый. Эта коронация положила начало традиции коронования германских императоров в Аахене вплоть до 1531 года. Обычай долго пребывал в таком статусе неофициально — документально традиция была зафиксирована лишь в середине XIV века. Но спустя столетие в 1562 году ритуал коронации был перенесен в Франкфурт-на-Майне. С этого момента Аахен стал терять своё ключевое значение для империи, а собор постепенно пришёл в упадок.

Сегодня Ахенский собор привлекает не только верующих, искусствоведов, архитекторов, но и простых туристов. Восхитительное внутреннее и внешнее убранство собора и ценнейшие реликвии не оставляют сомнения в необходимости посещения этого, актуального и по сей день, места паломничества всех любителей христианской истории.

Журналист Алина Шагиева специально для Армянского музея Москвы

Ахенский собор

Ахенский собор это кафедральный собор Ахенской епархии Римско-Католической церкви, который находится в немецком городе Ахен. Он стал первым культурным объектом в Германии, включенным в список Всемирного наследия UNESCO в 1978.

История собора насчитывает 1200 лет. Раньше на месте Ахена было римское поселение, известное своими горячими источниками. Но первое письменное упоминание о городе появляется только в 765 году н.э., когда король франков Пипин Короткий отпраздновал здесь Рождество в своем поместье. Главной церковью королевского поместья была церковь Девы Марии, построенная на месте старого римского храма. Карл Великий, став королем, значительно расширил поместье своего отца, построив в Ахене грандиозный императорский пфальц. Этот дворец стал зимней королевской резиденцией. Карл Великий проводил здесь холодное время года и лечился от ревматизма в горячих источниках.

Около 800 года Карл Великий начал возведение новой церкви, которая сохранилась до наших дней. Строительство было поручено архитектору Одо фон Мецу. Была построена дворцовая капелла в форме восьмиугольника, она объединила позднеантичную и ранневизантийскую архитектуры. При ее строительстве использовались колонны, которые были привезены в Ахен из Рима и Равенны. Число восемь почиталось в средние века как число совершенства. Капелла должна была напоминать библейский Храм Соломона в Иерусалиме, который был построен в форме восьмиугольника. 28 января 814 года Карл Великий умер и в тот же день был похоронен в этой церкви.

Главный вход в собор называется “Волчьи ворота”. Эти большие бронзовые двери, были отлиты в Ахене в VIII веке. Вес каждой створки ворот составляет две тонны. В помещении за воротами находятся две бронзовые скульптуры. Сосновая шишка и волчица. Шишка была отлита в IX или X веке и использовалась для украшения фонтана. Волчица, больше похожая на медведя, была сделана в II веке н.э. и в 800 году оказалась в Ахене. Левая лапа волчицы была восстановлена в более позднее время. С конца XIV века она стоит на входе в собор, и тем самым дала название воротам. С ней связана легенда собора о том как жители Ахена обманули самого дьявола. По уговору нечистый должен был получить душу первого вошедшего в завершенный собор, а горожане первым пустили волка.

Здание капеллы выполнено в форме восьмиугольника в центре, окруженного шестнадцатигранной двухэтажной галереей. Каменный свод церкви расположен на высоте 31 метр. Мозаики и мраморные панели, которые мы можем увидеть сейчас, были созданы относительно недавно с 1880 по 1913 годы. Они представляют собой попытку восстановить утраченное оригинальное оформление собора. В центре восьмиугольника находится огромный золотой светильник, дар императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы и его жены Беатрис, подаренный собору в 1165 году. Светильник представляет собой Небесный Иерусалим из откровения Иоанна Богослова. Алтарь собора называется “Pala d’Oro”, это дар либо императора Оттона III, либо Генриха II Святого. Он украшен рельефами со сценами Страстей Христовых. Справа от алтаря расположена статуя Девы Марии, созданная в XIV веке. В XVII веке появился обычай дарить Деве Марии платья и украшения и возникла поговорка, что Дева Мария самая богатая женщина в Ахене.

В восточной части собора расположены готические хоры. Они были построены в 1414 году вместо старых каролингских хоров. Огромные окна хоров имеют высоту более 25 метров, а их общая поверхность более тысячи квадратных метров. Витражи, которые сейчас находятся в соборе, были созданы в 1949 – 1951 годах, вместо уничтоженных во время Второй мировой войны. Эти огромные цветные окна изнутри превратили собор в стеклянный дворец. С вершины свода спускается двустороннее лучистое изображение Девы Марии, созданное в 1524 году мастером Яном ван Стеффесвиртом. Также в восточной части собора находится могила императора Оттона III и две главные святыни собора: реликварий Карла Великого и реликварий Девы Марии.

Реликварий Карла Великого был сделан в Ахене по указу императора Фридриха II. Он представляет собой дубовый ящик длиной более двух метров, обитый позолоченными листами серебра и украшенный драгоценными камнями. В 1215 году в него были перенесены останки Карла Великого. На фронтальной стороне реликвария изображен сам Карл в окружении папы римского Льва III и архиепископа Реймса Турпина. Карла благословляет Иисус, который находится над его головой. На противоположной стороне изображена Дева Мария. На боковых плоскостях реликвария находятся германские императоры, а на крыше житие Карла Великого.

Реликварий Девы Марии сделан тем же мастером в 1237 году. На нем изображены Дева Мария с младенцем, Карл Великий и двенадцать апостолов. В нем находятся четыре святые реликвии Ахена: платье Девы Марии, в которое она была одета на Рождество, пеленки младенца Иисуса, набедренная повязка Христа, в которой он был распят, и платок, в который была завернута голова Иоанна Крестителя.

В галерею, которая находится на втором уровне собора, ведет винтовая лестница. Там находится королевский мраморный трон. Трон был сделан в конце VIII века. Он состоит из четырех мраморных плит, скрепленных бронзовыми скобами. Лестница, которая ведет к трону, состоит из шести ступеней, вырезанных из древнеримских мраморных колонн. Количество ступеней символизирует трон царя Соломона. В настоящий момент неизвестно был ли он троном Карла Великого. С 936 по 1531 года на нем были коронованы тридцать императоров Священной Римской империи.

За свою долгую историю, собор несколько раз подвергался разрушениям. В 881 году он вместе с королевским дворцом был повреждены в результате набега викингов. В 1656 году собор сильно пострадал в пожаре, который охватил город. Крыша хора и капеллы были уничтожены полностью. Только в 1664 году была построена новая крыша, ее мы можем видеть сегодня. В начале XVIII века собор был переделан в популярном тогда стиле барокко, на стенах появилась лепнина, были изменены мозаики, а стены отделаны белой штукатуркой.

В 1794 году Ахен оккупировали войска революционной Франции. Колонны из капеллы Карла Великого были увезены в Париж, а собор стал использоваться французскими солдатами в качестве конюшни. Только в 1832 году начались работы по восстановлению собора. Была расширена западная башня, сбита белая штукатурка и установлены колонны, которые частично были возвращены из Парижа.

Во время Второй мировой войны собор получил серьезные повреждения. С 1940 года на Ахен было совершено 74 воздушных налета авиации Великобритании и США, две трети города было уничтожено бомбами. Но собор чудесным образом остался стоять. Из местной молодежи была сформирована пожарная команда, которая тушила зажигательные бомбы, упавшие на собор во время бомбардировки.

Последняя крупная программа реставрации собора завершилась в 2011 году. Ахенский собор предстал во всем своем великолепии. Вход в собор для посетителей бесплатный. За фотосъемку внутри собора, сотрудники могут попросить один евро и наденут вам на руку разрешающий браслет. Чтобы попасть по винтовой лестнице на второй уровень, где находится трон Карла Великого, и пройти к реликварию Карла и Девы Марии необходимо оплатить экскурсию, которая бывает на английском и немецком языках.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector