Белопесоцкий монастырь как добраться?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Белопесоцкий монастырь как добраться?

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь Епархиальный женский монастырь

История

Точной даты образования Троицкого Белопесоцкого монастыря не известно. Предание связывает основание монастыря с именами благоверного великого Московского князя Дмитрия Ивановича Донского и преподобного Сергия Радонежского.

Основателем монастыря считается преподобный Владимир Белопесоцкий. Преподобный Владимир принял монашеский постриг в Варлаамо-Хутынском в честь Преображения Господня монастыре под Новгородом, который впоследствии покинул, что­бы основать собственную обитель.

Впервые этот монастырь упоминается в 1498 году в таком письменном источнике, как жалованная грамота татарского князя Магмет-Аминя. Затем святой Владимир Белопесоцкий еще несколько раз упомянут в ряде жалованных грамот. Вот перечень всех этих случаев, составленный современным церковным историком архимандритом Макарием (Веретенниковым). В феврале 1507 г. великий князь Московский Василий Иванович дал преподобному Владимиру тарханную и несудимую грамоту починки Ступинский, Крутовражский, Воргосовское в Туровской волости, а также деревню Мальцово в Растовской волости Каширского уезда. В июле 1511 года он же пожаловал несудимую грамоту на деревни в Туровской и в Растовской волостях Каширского уезда. 28 февраля 1512 года датируется жалованная несудимая грамота со стороны Абдул-Латифа, бывшего казанского хана, получившего в удел Каширу, по-видимому, во второй полови 1511 года. 7 января 1515 года великий князь Московский Василий III даровал обители еще несколько починков в Каширском уезде. 20 января 1516 го­да князем П. В. Великим-Шестуновым игумену Белопесоцкого монастыря были пожалованы деревни в Кашир­ском уезде. Последняя жалованная грамота, выданная преподобному Вла­димиру, датируется январем 1522 года. Очевидно, эти земельные вклады пре­доставляли достаточно средств для безбедного существования иноческой общины.

При жизни преподобного Владимира в Белопесоцкой обители появились деревянная церковь во имя Святой Троицы и кельи. Каменных по­строек, насколько известно, не имелось. Строительство здания из камня на Руси в эпоху Средневековья являлось значи­тельным событием, которое повыша­ло престиж того места, где оно велось. Средств и сил на возведение каменных построек в лесной стране требовалось гораздо больше, чем на строительство деревянных сооружений. Русские мо­настыри, имевшие каменные храмы, уже этим выделялись на общем фоне и, как правило, были богатыми. Поэтому отсутствие зданий из камня в Белопесоцком монастыре в эпоху игуменства его основателя все же косвенно свиде­тельствует о том, что, несмотря на все пожалования и вклады, каких-то осо­бенных средств в распоряжении мона­стырской администрации не было.

Монастырь являлся крепостью на подступах к Кашире, защищал от крымских татар переправу через р. Оку, прикрывал переправу через р. Оку и от других врагов.

Больше всего монастырь страдал от крымских татар, которые в период военных походов на Каширу и Москву разоряли его. А крымские татары тогда почти ежегодно совершали набеги на Москву и Каширу, нанося большой урон Белопесоцкому монастырю.

В 1520-е гг. в этом монастыре обитал известный в то время и прославивший обитель старец Феодосии (Ковеля). Правивший тогда великий князь Московский Василий III почтительно относился к Свято-Троицкому монастырю и его знаменитому старцу Феодосию Ковеле.

Великие московские князья и цари щедро помогали Белопесоцкому монастырю, понимая его важное стратегическое значение. В 1578 г. почти все монастырские здания и часть стен были каменными. В 1627—1629 гг. на стенах Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря стояли 11 пушек и 20 пищалей.

В конце XVII в. военно-стратегическая значимость Белопесоцкого монастыря ослабла. Он потерял прежнее значение как важный оборонительный объект. С 1681 г. был приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, в 1700 г. его по указу царя Петра I приписали к Троице -Сергиевой Лавре

Только в 1764 г. при императрице Екатерине II монастырь стал, самостоятельным, но числился заштатным, лишился всех своих вотчин. Тем не менее этот, тогда уже небогатый, общежительный монастырь продолжал функционировать, жил и развивался.

Свято-Троицкий Белопесоцкий мужской монастырь закрыли в 1918 г., монастырские ценности были конфискованы, здания разорены, разграблены. До осенних событий 1917 г. в монастыре жили 50 насельников. В 1918 г. монахов вывели из монастыря и расстреляли у его восточной стены.

В 1920-е гг. здание монастыря передали музею, но богослужения в монастыре совершались чудом оставшимся в живых иеромонахом Киприаном. Соборный храм действовал как приходской, но и он был закрыт в 1933 г. В соборном храме во имя Живоначальной Троицы открыли клуб, в Иоанно-Предтеченском храме разместили стекольную фабрику. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах были устроены общежития для рабочих, а затем заключенных, строивших мост через р. Оку. Одно время в монастыре находился пионерский лагерь.

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. бывший монастырский комплекс снова выполнял военно-стратегические функции, и был в 1941 г. важным опорным пунктом советских войск на приокском направлении. Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе. В нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса генерала П.А. Белова. Поблизости размещался дивизион первых «катюш».

В день рождения монастыря по летописи — 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому стилю — было остановлено наступление немецких танковых частей,и отброшенных от Москвы.

В послевоенные годы часть обветшавших монастырских зданий использовалась как складские помещения, а другая часть пустовала и постепенно разрушалась. С 1962 г. на территории монастыря размещалась автоколонна. К середине 1970-х гг. в бывшем монастыре царили полная разруха и запустение.

В 1993 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь возродился как женская обитель.

Настоятельница

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Главным храмом Белопесоцкого мона­стыря является собор во имя Святой Троицы. Время его возведения опреде­ляется точно. Из Каширских приказных книг, хранившихся в Поместном при­казе, известно следующее: «В Кашир­ском уезде, в Туровом стану, монастырь Троицкий возле Оки на Белых Песках, а в монастыре церковь Живоначаль­ной Троицы каменная, сооружения ее новоначатие 1569 года, сооружали при игумене Варлаамии, а сооружают ее на подклети, двери по верхние по­роги, а в стенах окна, да у Троицы же придел собора Пресвятой Богородицы, да у Троицы под папертью придел, что лежит печальник и строитель старец Володимир».

До настоящего време­ни неоднократно перестраивавшийся Троицкий собор дошел в сильно измененном виде. Первые значительны новшества были внесены в его apxитектуру еще в XVII веке. Обновлялся он и в самом начале XVIII столетия: «1702 году мая в 5 день обновлена и освещена Соборная церковь Св. Tpoицы при Царе и Великом Государе Петре Алексеевиче. тщанием и попечительством Троицы Сергиевской Лавры властей архимандрита Иллариона, келаря старца Мисаила и казначея старца Пахомия, прибывших на послушание в Белопесоцкий монастырь, строитель иеромонаха Варлаама Мехирева, он же и на колокол собирал и сам дал». Через семьдесят лет тщанием архимандрита Гедеона были обновлены иконы местного ряда иконостаса Троицкого собора.

Реставрация главного храма Белопесоцкой обители, относящаяся к середине XIX века, очень любопытна тем, что велась на средства всего лишь одного крестьянина. Им был житель села Озеры Коломенского уезда Максим Петрович Щербаков, в 1867 году давший деньги на новую штукатурку и фресковые росписи с позолотой. Кроме того, его же иждивением вместо ветхого иконостаса воздвигли новый пятиярусный резной, позолоченный червонным золотом. Иконы для верхних четырех ярусов писались «греческим письмом» с позолотой, а за клиросами поставили большие киоты, также позолоченные. Обновилось и убранство самого алтаря: новые престол и жертвенник сделали из дуба, обшив их кипарисовыми дос­ками. Освящение отремонтированного собора по благословению митрополита Филарета совершил 9 июля 1867 года преосвященный Игнатий, епископ Можайский, викарий Московской епархии. Тем же крестьянином Щербаковым на украшение храма были пожертвованы: две бронзовые позолоченные хоругви с иконами, запрестольный семисвечник, семь подсвечников больших, два подсвечника малых, паникадило о 36 шандалах (подсвечниках), ковчег серебряный позолоченный, две сереб­ряные позолоченные лампадки для масла, две лампадки под паникадило и Евангелие. Всего на возобновление со­бора М. П. Щербаков истратил больше 20000 рублей серебром.

Троицкий собор сильно постра­дал во время апрельского наводнения 1908 года, когда разлившаяся Ока затопила Белопесоцкий монастырь. Кром­ка воды доходила тогда практически до уровня каменной ограды. Только в 1914 году, при игумене Митрофане монастырь смог произвести необходимые восстановительные работы. В Троицком соборе сделали новый пол из немецкой плитки, всю живопись промыли, а иконостас и главный купол собора вызолотили. Одновременно из Белокаменных плит устроили дорожки между храмами, к фруктовому саду и конному двору.

В 1932 году от монастыря началось строительство железнодо­рожного моста. Возводившие его за­ключенные до окончания строитель­ства в 1934 году жили в Троицком и Сергиевском храмах, между которы­ми находилась гауптвахта. Выводили заключенных на работы под конво­ем. В длинных телегах с откидными боковыми бортами, именовавшихся «грабарками», они возили песок для насыпи. Народ эту стройку прозвал «Донбассом». Троицкий собор внутри при этом перегородили, поместили внутри печки-«буржуйки», в окна вы­вели дымоходы, установили нары. Тут же в храме кололи и хранили дрова, да­же порой жгли костры. Заключенные жили на нескольких ярусах, располо­женных по стенам, середина собора была пустая. Устроили жилье и под га­лереей. Чуть позднее Троицкий собор превратился в клуб, в котором перед спектаклями выступала «Синяя блуза». Некоторое время в храме располагался и пионерский лагерь. Во второй поло­вине XX века вдоль монастырской сте­ны напротив Троицкого собора были построены гаражи для большегрузного транспорта. С течением времени собор­ный храм утонул в горах строительного и бытового мусора. Отходы не вывози­лись много лет, в связи с чем эти места оккупировали полчища крыс.

Читать еще:  Страны, говорящие на английском языке

11 августа 1989 года было принято решение о создании в Троицком Бело- песоцком монастыре городского исто­рико-культурного центра с гостинич­ным комплексом (ИКЦ ГК). Разрабо­тали обширную проектно-техническую документацию. Технико-экономиче­ские предложения использования оби­тели в качестве ИКЦ ГК предусматри­вали, в частности, устроение «в главном зале Троицкого собора и в его алтарной части» концертно-выставочного зала. Три крытые галереи собора, на каждую из которых должно было вести отдель­ное крыльцо, предназначались для разнообразных выставок. В подклете храма предполагалось открыть видео­салон (в алтарной части), игровой зал (кегельбан, бильярд, игровые автоматы и др.), торговые киоски, кафе. В документации отмечалось, между прочим что Троицкой собор Белопесоцкого монастыря обладает самыми лучший акустическими характеристиками среди храмов Московской области.

После возобновления иноческой жизни в Белопесоцком монастыре начались восстановительные работы. Уже к маю 2002 года внешне отреставрированный Троицкий собор предстал во всем своем великолепии.

Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь в Ступино

Когда точно был основан Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь в Ступино, никто не знает. Предполагают, что история его начинается в шестом или седьмом веке. Обитель находится в городе Ступино Московской области, на берегу реки Оки, где в нее впадает река Кремеченка. В давние времена, говоря об этом монастыре, люди упоминали, что стоит он «на белых песках» — такими им виделись берега. Местный белый песок отсюда доставляли даже в царский дворец.

Монастырь окружен высокой стеной и неспроста. Первоначально он был мужским и долгие годы являлся крепостью на подступах к Кашире. Во время многочисленных набегов татаро-монголы разоряли монастырь, но он всякий раз возрождался.

Современный Белопесоцкий монастырь в Ступино, который получил статус женского, ежедневно посещают сотни паломников. Специально для них на территории есть благоустроенный комплекс.

Адрес: Ступино, ул. Белопесоцкая

Координаты: 54.854543, 38.150108

Режим работы: 8:00-20:00

Официальный сайт: svtbm.ru

Видеоэкскурсия по Свято-Троицкому Белопесоцкому женскому монастырю

Видео: Михаил ФРОЛОВ

История

Создание монастыря связывают с именами князя Дмитрия Донского и преподобного Сергия Радонежского. В летописях впервые обитель упоминается в 1498 году.

В конце 1500-х почти все монастырские здания и часть стен были каменными, поскольку главная функция была оборонительной. Тут стояли 11 пушек и 20 пищалей. Только в конце 17 века военно-стратегическая значимость Белопесоцкого женского монастыря в Ступино ослабла. Указом Петра I его приписали к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Самостоятельной обитель сделала Екатерина II.

Сразу после революции монастырь закрыли, в разные годы тут располагались завод, общежитие и пионерский лагерь. В годы Великой Отечественной войны тут располагался опорный пункт советских войск на приокском направлении. После победы здания снова использовали для хозяйственных нужд.

Только в 1993 году монастырь возродился как женская обитель. Сейчас он полностью восстановлен.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

  • До революции в монастыре жили 50 насельников. В 1918 году монахов вывели из монастыря и расстреляли у стены. Местные жители похоронили их в братской могиле рядом с монастырем, на этом месте сейчас установлен крест.
  • Перед походом на Казань царь Иван Грозный остановился на ночлег в Белопесоцком монастыре. Он был так поражен красотами обители, что сделал щедрое пожертвование — огромную чашу с серебром. На эти деньги тут построили Собор Святой Троицы.
  • Главной святыней храма считается чудотворная икона «Утоли моя печали». Особую славу она получила за множество исцелений во время холеры в 1871 году. Чудесным образом исцелялись целые села. Сегодня перед иконой в монастыре совершаются ежедневные молебны.

Что посмотреть на территории монастыря

Собор Святой Троицы

Собор Святой Троицы (справа) построен на деньги, пожертвованные Иваном Грозным.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Главный храм монастыря, Собор Святой Троицы, возвели в 1569 году. Он неоднократно перестраивался, и теперь мы уже не можем видеть его таким, какой он был изначально. Сегодня тут ежедневно проходят богослужения.

Сергиевская церковь

Внутри Сергиевской церкви (справа) оборудованы Казанский и Никольский приделы.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Трапезный храм монастыря стоит к югу от собора. Кирпичная однокупольная постройка в стиле классицизма датируется 1802-1806 годами. Ее поставили на месте фундамента прежней монастырской церкви. Внутри оборудованы Казанский и Никольский приделы.

Иоанновская церковь

Церковь была построена на пожертвования дворян в 1824 году.
Фото: commons.wikimedia.org

Церковь с приделом в честь Обновления храма Воскресения Христова была построена на пожертвования дворян в 1824 году. В те времена наместником обители был иеромонах Афанасий, который руководил строительством. Сейчас его захоронение находится рядом с отстроенной им церковью.

Какие святыни хранятся

  • Чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали»
  • Икона Божией Матери «Скоропослушница»
  • Икона Божией Матери «Всецарица»
  • Ковчег с мощами святых из Сергиевской церкви

Монастырь в культуре и искусстве

Белопесоцкая слобода в 1941 году оказалась в прифронтовой полосе, и монастырь стал знаковой точкой обороны. Здесь были расквартированы части Первого гвардейского корпуса генерала Павла Белова, а непосредственно за его стенами разместился дивизион гвардейских минометов — первых легендарных «Катюш».

29 ноября 1941 года (в тот же день, что считается днем рождения обители) генерал Белов после жестокого боя впервые остановил «непобедимые» немецкие танки Гудериана, а неделей позже разбил их. Именно под стенами Белопесоцкого монастыря произошла битва, во многом решившая исход сражения за Москву. Эти события нашли отражение в произведениях фронтовых авторов Сергея Пименова и Василия Кошевого, которые описали все нюансы обороны и жизни в монастыре. Упоминается святыня на Белых песках и в «Исторических этюдах» Евгения Родионова.

В память о погибших во времена Великой Отечественной Войны на территории монастыря установлен памятный крест.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Еще большую известность обитель получила после обретения чудотворной иконы «Утоли моя печали». Считается, что она спасла сразу несколько сел в 1871 году от холеры, что нашло отражение в местных легендах и песнях. О ней даже снят документальный фильм «На тебя одну уповаю».

Свято-Троицкий женский Белопесоцкий монастырь (Ступино): как добраться, расписание богослужений и официальный сайт

В одном из живописнейших уголков Московской области, на берегах реки под названием Ока, расположился женский монастырь, история создания которого теряется в 15-м веке. Впрочем, первоначально монастырь был исключительно пристанищем мужским, а первое упоминание о нем в летописях приходится на 1498 год.

Благословлен Сергием Радонежским

Легенды связывают Белопесоцкий монастырь с именами Дмитрия Донского, а также Сергия Радонежского. Московское княжество в 14-м веке подвергалось набегам степных орд монголо-татар. Донской, которому со своим войском приходилось оборонять границу княжества, попросил у Радонежского его благословения на строительство монастыря у берегов реки Оки. Ведь монастыри в те времена были еще и важными оборонительными сооружениями на рубежах страны.

Преподобный Сергий благословил создание монастыря. Как гласит легенда, он еще раньше проходил через Белые пески (так называли левый берег Оки) из Серпухова в Каширу, и это место ему очень понравилось. После его благословения там появились два святых источника.

Построен иноком Владимиром

Исторические сведения связывают непосредственное строительство монастыря с иноком Владимиром, в миру Василием, который родился в Ржеве в боярской семье. Сначала он хотел посвятить свою жизнь военной службе, поскольку политическая обстановка в то время в княжестве была неспокойная. То и дело разгорались феодальные войны за владение землями. Ржев тоже часто менял своих владельцев.
Василий, длительное время служивший солдатом в полку гвардейцев, потом офицером, решил принять монашеский постриг, ушел в Новгородский монастырь и стал именоваться Владимиром. Однако там он надолго не задержался, поскольку хотел основать новую обитель для монахов, и пустился в странствия. Они и привели его в Каширу.

Предания говорят, что левый берег Оки напротив Каширы был уединенным местом, необжитым. Владимир решил там основать обитель и построил церковь. Вскоре к нему начали стекаться другие иноки. Так образовался Белопесоцкий монастырь. К тому же вокруг монашеской обители стали селиться крестьяне и обживать окрестные местности.

Читать еще:  Алания где это находится?

Пользовался милостью у царей

Впервые этот монастырь упоминается в 1498 году в таком письменном источнике, как жалованная грамота татарского князя Магмет-Аминя. Согласно этой грамоте, Московский князь Иван III жаловал своему поверженному союзнику в удел Каширу, а Белопесоцкий монастырь получал земли и леса.

Позже еще не один раз Владимир Белопесоцкий упоминается в жалованных грамотах, по которым ему даруются починки и деревни в Туровской и Ростовской волостях. Последняя такая грамота на имя преподобного Владимира выдавалась в 1522 г.
Кроме того, крестьянские хозяйства, которые образовывались на монастырской земле, освобождались московским князем от повинностей и всяческих даней. Они процветали, а вместе с ними безбедно существовали и иноки.

Правда, об их каком-то особом богатстве говорить не приходится, поскольку в Белопесоцкой обители при жизни игумена Владимира даже не было каменных построек, а существовали только деревянные кельи да старая церковь Святой Троицы.
Когда скончался преподобный Владимир, точно неизвестно. Летописные источники только говорят, что «жития ему было 72 года», а погребен святой «у Троицы под папертью».

Монастырь как оборонительное сооружение

Привилегии и растущее богатство вскоре позволили инокам начать каменное строительство. В 1569 г. заложили Троицкий собор. В 16-м веке возводили главную часть монастырских укреплений — восточную стену и надвратную Никольскую церковь, которая служила и в качестве дозорной башни.

В ней также имелись ниши, через которые сбрасывали специальные решетки-герсы. Немногим позже в обители появились каменная колокольня и пять башен-бойниц, а на стене установили пищали и пушки. Так Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь превратился в сильный форпост государства.

Татары из Крыма много раз нападали на границы Московского княжества. И именно Белопесоцкая обитель как надежная крепость вставала на пути врага. Население окрестных деревень при набегах татар пряталось за его стенами. Насельники обители и иноки имели хорошие навыки в военном деле. Поэтому татарам никак не удавалось взять крепость, они даже не смогли ни разу прорваться за ее стены. В конце 17-го века Белопесоцкий монастырь потерял военно-стратегическое назначение, границы Российской империи отодвинулись на юг.

Продолжал строиться и реставрироваться

Вскоре обитель ввели в состав владений Коломенского Архиепископа, затем ее приписали к Троицкому монастырю. На территории ее возводится Сергиевская церковь. Однако в первоначальном виде до нашего времени она не дошла. В 19-м веке по причине ветхости она была разрушена. На этом месте был построен новый храм, затем пристроили еще два придела.

Реставрировалась церковь и в 1852 г., и даже была заново освящена. Несомненно, не однажды претерпевал реставрационные работы и главный храм – Троицкий собор. Впервые это произошло в 17-м веке, затем в 18-м. Реставрация в 19-м веке проводилась на деньги крестьянина М. П. Щербакова. Он пожертвовал их на фресковые росписи, обновление штукатурки и возведение иконостаса.

Храм в честь усекновения главы Иоанна Предтечи построили при иеромонахе Афанасии (1824-1842 гг.) на деньги дворян Раевских Михаила и Ивана. Все здания Белопесоцкого монастыря были сильно разрушены в наводнение 1908 г. Вода разлившейся Оки дошла почти до уровня каменной ограды. В 1914 г. здания монастыря были восстановлены.

Монастырь сегодня

О том, каким стал сегодня Белопесоцкий монастырь, официальный сайт его расскажет в полной мере. Однако еще следует сказать о том, что при Советской власти монастырские здания применяли совсем не по назначению. Там жили арестанты, ютился пионерский лагерь, выступали артисты…

В 1989 г. решили создать на базе монастыря историко-культурный центр. Но не успели. В 1992 г. обитель была возвращена во владения Русской Православной Церкви, и 18 июня в Сергиевском храме состоялось первое богослужение.

Параллельно проходили восстановительные работы. К примеру, Троицкий собор отреставрировали к весне 2002 г. В настоящее время каждый день в Свято-Троицком Белопесоцком монастыре совершаются богослужения.

Верующих из разных уголков мира привлекает Белопесоцкий монастырь. Как добраться туда, подробно описано на его официальном сайте (www.svtbm.ru). Главными святынями обители сегодня считаются мощи Святого Владимира, иконы «Утоли моя печали» и «Скоропослушница», а также источник Сергия Радонежского.

Расписание богослужений запомнить несложно. В 8.30 утра – часы Божественной Литургии. В 15.00 проходит молебен перед иконой «Утоли моя печали». В 16.00 совершается вечерня. В дни, когда проходит всенощное бдение, вечернее богослужение начинается в 15.00 часов.

Итак, вы уже хотите посмотреть на Белопесоцкий монастырь? Как доехать сюда? Проезд общественным транспортом возможен с Павелецкого вокзала Москвы до станции Акри, откуда идет автобус до остановки «Монастырь». Адрес: Московская область, район Ступинский, пос. Белопесоцкий.

Белопесоцкий женский монастырь

Белопесоцкий женский монастырь – православный женский монастырь. Основан как мужской в конце XV века св. Владимиром Белопесоцким. В 1924 году монастырь был закрыт, здания перешли историческому музею. В 1993 году монастырь был возвращен Церкви. При монастыре действует гостиница.

Содержание

История

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь, история которого насчитывает шестой или седьмой век, расположен в 50 км от Серпухова на левом берегу р. Оки, при впадении в нее р. Кремеченки, напротив г. Каширы. В давние времена, вспоминая этот монастырь, люди говорили, что стоит он «на белых песках», таким нашим предшественникам виделся левый берег Оки.

Никто до сих пор точно не знает, когда и кто основал Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. По одной версии, основание и строительство монастыря в конце XIV в. связывают с именами великого Московского князя Дмитрия Ивановича Донского (правил в 1359—1389 гг.) и Сергия Радонежского — т.е. связывают с именами русских святых.

Дмитрий Донской попросил благословения Сергия Радонежского для создания монастыря в выбранном им месте в пойме р. Оки; он видел новый монастырь и как оборонительный пункт на южной границе его государства. Сергий Радонежский был в этих местах и благословил создание здесь обители.

По другой версии, монастырь основал в слободе Белопесоцкой в конце XV в. игумен Владимир, со временем он стал почитаться как местночтимый святой. Впервые этот (тогда мужской) монастырь официально упоминается в солидном письменном источнике в 1498 г. — в грамоте свергнутого казанского «царя» Магмет-Аминя, которому великий Московский князь Иван III, прозванный Великим, дал в удел Каширу. По этой же грамоте монастырю были дарованы лесные и земельные угодья.

Великий Московский князь Иван III (правил в 1462 — 1505 гг.) был мудрым правителем. В 1472 г. его женой стала Софья (Зоя) Палеолог — племянница последнего византийского императора Константина Палеолога. Иван III сделал гербом своего государства византийский герб — двуглавый орел, себе взял титул «Государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Пермский, и Югорский, и Булгарский». Его стали называть государем всея Руси, а Русское государство — Россией.

При нем после противостояния русских и ордынских войск в 1480 г. на р. Угре (приток р. Оки) произошло окончательное свержение ига Орды и превращение Руси во главе с Москвой в независимое могучее Русское централизованное государство. Иван III хорошо знал своих друзей и врагов, умел он быть и незлопамятным к своим поверженным, но знатным недругам. Вот почему Иван III был так щедр в отношении Магмет-Аминя. Истинно православный человек, независимо от обстоятельств, всегда следует высоким и добрым христианским принципам. Так что история Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря в самом конце XV в. учит быть мудрым и гуманным по отношению к побежденным недругам.

Хотя Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь был прежде всего религиозным центром, кроме того, он успешно выполнял важные военно-оборонительные функции, тем более что он находился в ответственном военно-стратегическом месте. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь имеет немеркнущие с годами боевые заслуги перед Отечеством. В давние века монастырь был важным звеном — по сути, ответственной пограничной крепостью — на южных рубежах Московской Руси. Монастырь являлся крепостью на подступах к Кашире, он был мощным препятствием на пути крымских орд, защищал от крымских татар переправу через р. Оку, прикрывал переправу через р. Оку и от других врагов.

Больше всего монастырь страдал от крымских татар, которые в период военных походов на Каширу и Москву разоряли его. А крымские татары тогда почти ежегодно совершали набеги на Москву и Каширу, нанося большой урон Белопесоцкому монастырю. Но он всегда быстро восстанавливался и отстраивался, что происходило при ощутимой помощи дальновидных правителей Русского государства, а главное — благодаря нравственно-духовной силе и трудолюбию монастырской братии.

Духовное и физическое здоровье братии монастыря складывалось благодаря точному выполнению всех догматов и правил православия. Вспоминали, что в этих местах творили добрые дела многие достойные русские люди, и в первую очередь самый неоспоримый духовный авторитет Древней Руси — Сергий Радонежский.

Читать еще:  Переезд из Казахстана в Россию

А в 1520-е гг. в этом монастыре обитал известный в то время и прославивший обитель старец Феодосии (Ковеля). Правивший тогда великий князь Московский Василий III (1505— 1533 гг.), прекрасно понимавший роль монастырей и лично духовных пастырей в жизни русских людей и всего государства, подчеркнуто почтительно относился к Свято-Троицкому монастырю и его знаменитому старцу Феодосию Ковеле. Должное отношение первого лица в государстве к монастырям и духовным авторитетам, а также его личная искренняя преданность православным традициям способствовали расширению влияния духовных центров и учителей на русичей, оберегали их духовное и физическое здоровье, вели к укреплению Русского государства.

Великие московские князья и цари щедро помогали Белопесоцкому монастырю, понимая его важное стратегическое значение. Неудивительно, что уже в 1578 г. почти все монастырские здания и часть стен были каменными. В 1627—1629 гг. (период правления первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича) на стенах Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря стояли 11 пушек и 20 пищалей. Мощные каменные стены монастыря, военная техника, а также сильный дух, геройство и недюжинные военные навыки монахов и насельников монастыря делали его надежным форпостом Русского государства.

В конце XVII в. Россия стала мощным и влиятельным государством, его границы удалились к югу, и военно-стратегическая значимость Белопесоцкого монастыря ослабла. Он потерял прежнее значение как важный оборонительный объект, с 1681 г. был приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, в 1700 г. его по указу молодого царя Петра I Романова приписали к Троицкому монастырю (позже названному Троице-Сергиевой лаврой).

Коломенские архиереи сильно сожалели о потере этого монастыря и упрашивали правителей вернуть им Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. Только в 1764 г. при императрице Екатерине II монастырь вернулся к коломенским архиереям и был в их ведении в 1764—1800 гг., затем он стал, самостоятельным. Но он числился заштатным, лишился всех своих вотчин. Тем не менее этот, тогда уже небогатый, общежительный монастырь продолжал функционировать, жил и развивался.

Самые большие трудности в жизни монастыря начались после октябрьских событий 1917 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий мужской монастырь закрыли в 1918 г., монастырские ценности были конфискованы, здания разорены, разграблены. До осенних событий 1917 г. в монастыре жили 50 насельников. В 1918 г. монахов вывели из монастыря и расстреляли у его восточной стены.

В 1920-е гг. здание монастыря передали музею, но богослужения в монастыре совершались чудом оставшимся в живых иеромонахом Киприаном. Соборный храм действовал как приходской, но и он был закрыт в 1933 г. В закрытых храмах упраздненного новой властью монастыря разместились светские объекты. В соборном храме во имя Живоначальной Троицы открыли клуб, в Иоанно-Предтеченском храме разместили стекольную фабрику. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах были устроены общежития для рабочих, а затем заключенных, строивших мост через р. Оку. Одно время в монастыре находился пионерский лагерь.

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. бывший монастырский комплекс снова выполнял военно-стратегические функции, был в 1941 г. важным опорным пунктом советских войск на приокском направлении. Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе. В нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса генерала П.А. Белова. Поблизости размещался дивизион первых «катюш».

В день рождения монастыря по летописи — 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому стилю — было остановлено наступление немецких танковых частей, разбитых именно здесь и отброшенных от Москвы.

В послевоенные годы часть обветшавших монастырских зданий использовалась как складские помещения, а другая часть пустовала и постепенно разрушалась. С 1962 г. на территории монастыря размещалась автоколонна. К середине 1970-х гг. в бывшем монастыре царили полная разруха и запустение.

Но после широкого празднования 1000-летия крещения Руси в 1988 г. в монастыре начались реставрационные работы. В 1993 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь возродился, теперь это женская обитель. В 1994 г. в Свято-Троицком Белопесоцком женском монастыре было всего 10 насельниц, затем число насельниц и монахинь стало расти. Этот монастырь имеет свое подворье в Ступинском районе в селе Голочелово, где действует Троицкий храм.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день

Возрастает число насельниц обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь его архитектурно-художественный ансамбль в основном сложился в XVI—XVII вв., он обновлялся в начале XIX в.

В 1578 г. все здания монастыря, кроме келий и двух стен крепости были каменными. В 1627—1629 гг. деревянная ограда монастыря имела пять боевых башен. С 1681 по 1700 г. в нем оживились строительные работы, тогда перестроили Троицкий собор, возвели каменные стены и башни.

Соборный храм во имя Святой Живоначальной Троицы (или Троицкий собор) был построен, точнее, перестроен на основе существовавшего ранее в последней четверти XVII в. (тот храм был заложен в 1564 г.). Это кирпичный бесстолпный пятиглавый храм в виде четверика, перекрытого сомкнутым сводом; он поставлен на подклети и с трех сторон окружен крытой галереей на арках. На галерею ведут три открытые лестницы. В XIX в. облик собора был несколько изменен, тогда устроили его новые главы и заменили покрытия по кокошникам четырехскатной кровлей.

Теплый храм во имя святого Сергия Радонежского (или Сергиевская церковь) с трапезной был построен в 1804 г. на белокаменных подвалах трапезной XVI в. Это кирпичное оштукатуренное здание в стиле классицизма. Бесстолпный одноапсидный четверик храма завершается купольной ротондой. Иоанно-Предтеченский храм (или Ивановская церковь) был возведен в первой половине XIX в. в стиле ампир. Он по визуальному типу близок к центрическим храмам-усыпальницам, куб храма увенчан куполом, имеет с двух сторон апсидные выступы алтаря и притвора. Надвратный храм во имя святителя Николая Чудотворца возвели в 1578 г., его перестраивали в XIX в. Корпус келий — это кирпичная двухэтажная ординарная постройка первой половины XIX в.

Ограда монастыря — это остатки кирпичных крепостных стен XVII в., до них здесь были другие стены, построенные в XVI в., от которых остались Святые ворота с надвратной Никольской церковью (XVI в., уже была в монастыре в 1578 г.). От крепости конца XVII в. сохранились две квадратные трехъярусные башни со сводчатыми перекрытиями. В XIX в. их использовали как жилые помещения, их высота тогда была увеличена и в стенах пробиты оконные проемы. Стены XVII в. почти полностью были переложены в более позднее время. В монастырской ограде наряду с древними Святыми воротами (XVI в.) в 1865 г. были устроены новые ворота в псевдорусском стиле, есть и «проломные» ворота.

В наши дни главными святынями Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря являются пребывающие под спудом в Троицком храме мощи местночтимого святого Владимира Белопесоцкого, чтимые икона Божией Матери «Скоропослушница» и икона «Утоли моя печали», ковчег-мощевик с частицами мощей многих святых и святой источник преподобного Сергия Радонежского. Говорят, что сам Сергий Радонежский здесь ударил своим посохом о сухую землю, и тут же из-под земли забил источник.

Пребывающая в монастыре чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница» — это список с чудотворной иконы, первообраз которой находится на горе Афон в Греции в монастыре Дохиар. Икону назвали в честь ее быстрой помощи людям, обращавшимся к ней. Перед иконой «Скоропослушница» молятся о духовном прозрении, о благополучии детей, просят помочь в рождении здоровых детей.

В царский период в монастыре находилась особо чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». В советский период она пропала, но почитание той иконы и память о ней не ослабевают. Ей молятся об избавлении от разных болезней и скорбей, особенно — от расстройств душевных, от греховных помыслов и страстей, обуревающих сердце.

Чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали» прибыла в Москву с казаками в 1640 г. В разных источниках рассказывается о помощи этой иконы московитам в период эпидемии чумы 1771 г., после этого почитание этой иконы еще более увеличилось; появились ее многочисленные списки, некоторые из которых также стали почитаться чудотворными. В царский период в этом монастыре пребывал один из таких чтимых списков. Сейчас в обители тоже есть список этой знаменитой иконы.

Адрес: Московская область, г. Ступино, ул. Белопесоцкая, монастырь.
Телефон Белопесоцкого монастыря: (49664)9-05-83.
Как проехать к Белопесоцкому монастырю: Проезд к Белопесоцкому монастырю на общественном транспорте: с Павелецкого вокзала до станции «Акри», далее автобусом до остановки «Монастырь».
Богослужение в монастыре совершается ежедневно:
8.00 — часы, Божественная Литургия;
16.00 — вечерняя служба.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector