Фергана где это находится?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Фергана где это находится?

Фергана где это находится?

Фергана́ (узб. Farg‘ona, Фарғона ) — город в восточном Узбекистане на южном краю Ферганской долины, административный центр Ферганской области.

Содержание

История Ферганы

Летопись Ферганы укладывается в три исторических периода: дореволюционный, советский и эпохи Независимости.
Город основан в 1876 году. 18 июня 1887 года был утверждён Проект устройства нового города, названного Новый Маргилан.
С 1907 года переименован в Скобелев, а с 1924 года именуется Ферганой. Инициатор создания города — Михаил Дмитриевич Скобелев. Основатель, первый устроитель — второй военный губернатор Александр Константинович Абрамов.
Тип города — военно-административный центр. Планировка характерная для таких городов: крепость, эспланада и радиально-концентрически расходящиеся от них улицы. Специалисты, чьи постройки определили первоначальный внешний облик города: военный топограф Жилин, военные инженеры: Синклер, Корольков, архитекторы: С. В. Леханов, Э. А. Брун, И. Р. Сакович, Г. М. Сваричевский, И. И. Аксентович, А. И. Бот, Бардовский и др.
На первоначальном этапе облик нового города украсили возведенные тогда: офицерское собрание (1878—1879 гг.), областное управление, штаб войск, полицейское управление, казначейство, почта (все 1878—1880 гг.), резиденция губернатора (1879—1891 гг.), городской сад (парк) (1886—1887 гг.), Мариинское училище (1890 г.), женская гимназия, аптека (1894 г.), вокзал (1898 г.), Александро-Невский собор (1899 г.), мужская гимназия, грензавод (1903 г.), электро-технический театр «Аполло», — (позже кинотеатр «Новая Эра») (1908 г.), больница, тюрьма, базар и множество частных магазинов.
Городу предписывалась важная функция — выполнять роль военно-стратегического и административного пункта по обеспечению наиболее надёжного контроля над территорией бывшего Кокандского ханства. Именно здесь и получила своё начало вновь образуемая область.
2 марта 1876 года военным губернатором области и командующим расположенными в Фергане войсками назначается генерал-майор М. Д. Скобелев.

Местность, где намечалось строительство города, находилась в 10-12 верстах от Старого Маргилана, в районе расположения кишлаков Ёр-Мозор, Сум и Чиримган. Явным неудобством оказалось наличие болот в северной и северо-западной части. Осушить их удалось не сразу. Поэтому долгое время малярийная лихорадка приносила городу немало бед.

Выбором названия нового города занималась канцелярия Туркестанского генерал-губернатора. Уже тогда предлагались наименования «Фергана» или «Ферганск». Остановились на компромиссном решении — Новый Маргилан.

В декабре 1907 года в двадцатипятилетнюю годовщину смерти М. Д. Скобелева город был переименован в его честь. Установлена мраморная триумфальная колонна, увенчанная бронзовым бюстом Скобелева работы скульптора А. Л. Обера. Имя первого губернатора Ферганской области город носил до 1924 года.

Фергана росла медленно, являясь в первую очередь городом военных и чиновников. Мешало развитию города и то, что Фергана располагалась в стороне от основной железной дороги. До революции в городе не было водопровода и канализации, хотя к этому времени он уже существовал около 40 лет. Решение замостить основные улицы и базары Ферганы было принято только в 1909 году, а до этого времени в ней совсем не было дорог с твёрдым покрытием.

Заметный рост города начался только в XX веке и, в особенности, после Великой Отечественной Войны.
1 мая 1930 г. был основан Ферганский государственный педагогический институт [2] . В период социализма в Фергане было построено значительное количество заводов и промпредприятий: нефтеперерабатывающий завод, заводы азотных удобрений, искусственных кож, завод химволокна, фурановых соединений, завод «Газаппарат», механический завод и др. Действовали крупные строительно-монтажные организации: СМУ-9, Узэлектромонтаж, Казмонтажавтоматика [источник не указан 288 дней] , СМ Трест № 8 и многие другие. Были пущены троллейбусные линии.
После трагических Ферганских событий 1989-90 гг. и c оттоком русскоязычного населения из Узбекистана, производственный потенциал Ферганы упал более чем на 73 % по сравнению с 1985 годом. Многие заводы закрыты. Сейчас Фергана уже не является тем крупным индустриальным центром, каким являлась в конце 80-х гг. ХХ века. За последние 20-25 лет в городе построено лишь несколько современных сооружений — гостиница, теннисный корт, перестроен имевшийся городской рынок и парковая зона. Значительно сократилось и количество культурно-развлекательных центров. Из более чем 15 действовавших в 80-е годы кинотеатров и клубов действует лишь один, перепрофилированы библиотеки, закрыты большинство детских спортивных школ и спортклубов.

География

Фергана расположена на востоке Узбекистана, приблизительно в 420 км к востоку от Ташкента — столицы страны, и в 75 км к юго-западу от Андижана. В городе проживает более 220 000 человек, что делает его третьим по величине городом Ферганской Долины. Территория Ферганы — 70 км². Расположен город на высоте 580 метров над уровнем моря.

Климат

Климат Ферганы, как и всей долины, континентальный. Зима — мягкая. Средняя температура января +0,2°, абсолютный минимум —25,8 °. Снеговой покров непродолжителен. В отдельные зимние дни бывает тёплая погода. Лето жаркое. Средняя температура июля +27,4°, максимальная +42,2° [3] .

В июле нередко дует горячий сухой ветер гармсиль, особенно в западной части. Осадков мало.

Демография

Фергана, как и вся Ферганская область, густо населены. Численность постоянного населения города в 1984 году составляла более 357,2 тыс. человек, но в связи с распадом СССР и оттоком квалифицированного русскоязычного населения из Узбекистана и Средней Азии в целом, численность в 2006 году сократилась и составила 226,9 тыс. чел. Из-за высокого уровня безработицы, в весенне-осенний период более 30 тыс. гастарбайтеров из Ферганской долины уезжают на заработки в Россию. Рождаемость на 1000 чел в 2006 году составила 20,5 человек. В городе, как и в области, проживают представители более ста национальностей. В отличие от сельских районов, в которых доля узбеков в общей численности населения составляет 50 %, в городах на их долю приходится 35—40 %. Помимо узбеков, в Фергане также проживают киргизы, таджики, русские, татары, украинцы, азербайджанцы, армяне, евреи, корейцы, немцы и представители других наций. Подавляющее большинство населения исповедуют ислам суннитского толка. Также проживают шииты, православные, протестанты, иудеи.

Экономика

Фергана является относительно крупным промышленным центром Узбекистана, занимая по объёму производства второе место после Ташкента. В промышленном секторе особое место занимают химическая, нефтеперерабатывающая, пищевая, лёгкая, мебельная промышленность, производство строительных материалов, машиностроение и обработка металлов, электроника. Основными видами товаров индустрии являются нефтепродукты, сельскохозяйственные удобрения, стекло и изделия из него, цемент, различные электроприборы и механизмы, автозапчасти и т. д.

В Фергане функционируют 3-4 сравнительно крупных и около 20 малых и средних предприятий. Среди них «Ферганский нефтеперерабатывающий завод» (нефтяная промышленность), Азотный завод, суперфосфатный, Электромаш и другие. По итогам 2008 года все предприятия Ферганы произвели продукции почти на 639,1 млрд сумов. (около $350 млн долларов США)

Образование

  • Ферганский государственный университет
  • Ферганский политехнический институт
  • Ферганский филиал Ташкентского университета информационных технологий
  • Ферганский филиал Ташкентской медицинской академии
  • Гимназия мировых языков — бывшая школа № 2 с углублённым изучением английского языка

Достопримечательности

  • Ферганский областной краеведческий музей
  • Старая крепость
  • Областной театр (бывший Дом губернатора)
  • Дом офицеров (бывшее Военное собрание)
  • Административный корпус Ферганского университета (бывшая мужская гимназия)

Гостиницы Ферганы

«Фергана», «Дустлик», «Зиёрат», «Клуб 777», «Азия-Фергана», Дом Отдыха «Фергана» (АРСИФ).

Город Фергана и Ферганская долина – самобытный район Узбекистана

На востоке Узбекистана, в 400 километрах от Ташкента, на высоте 580 метров над уровнем моря в оазисе Средней Азии раскинулся город Фергана. Это молодой город солнечного Узбекистана.

Он был основан в 1876 году со стратегической целью установления контроля над Кокандским ханством. Первоначально город носил название Новый Маргилан, так как находился рядом с кишлаком Маргилан. С 1907 по 1924 годы Фергана жила под новым названием – Скобелев, так город назвали в честь военного генерала, покорителя Туркестана. В 1924 году населенный пункт получил новое название – Фергана, а близлежащие земли стали Ферганской областью.

Фергана – город Востока

Местные жители небезосновательно считают Фергану жемчужиной Востока. Вековые деревья, большие парковые зоны с фонтанами и цветниками создают неповторимый уют.
Населенный пункт находится в 5-ом часовом поясе, с опережением на 5 часов по UTC (всемирное координированное время, современный аналог устаревшей шкалы по Гринвичу) и на 2 часа отличается от Московского времени. Переход на летнее и зимнее время был отменен в 1990 году.

Герб Ферганы, утвержденный в 1973 году, не претерпел никаких изменений. Он представляет собой щит с лентой зеленого цвета с национальным узбекским орнаментом, изображающим раскрытые хлопковые коробочки. Посередине щита расположена надпись «Фаргона», а под ней лист дерева чинара, символизирующий зеленый островок в пустыне. Под ним изображены силуэты промышленных зданий. Весь рисунок на гербе отражает единство культуры, сельского хозяйства и промышленности региона.

Из Южного железнодорожного вокзала в Ташкенте ежедневно отправляется скоростной комфортабельный поезд до Ферганы, время в пути 5 часов. Самолетом из Ташкента лететь менее часа до ферганского аэропорта. Любители пейзажей могут добраться на автомобиле. А от Килюйского базара в Ташкенте ходят автобусы, путь пролегает через горный перевал Камчик.

Почтамт в городе находится на улице Мустакиллик, 35 и насчитывает 20 почтовых отделений. Индекс Ферганы-1 150100 и так далее по почтовым отделениям, меняется только последняя цифра.

По численности населения Ферганы занимает 4-ое место в Узбекистане. Большой отток русского населения произошел в конце 80-х годов прошлого века в связи с социальными проблемами. Население города на 90 % состоит из узбеков, 3 % – русское население, менее 1 % составляют татары, таджики, корейцы, азербайджанцы, армяне, немцы. Всего в населенном пункте проживает 380 тысяч человек.

В состав Ферганской области входит 5 административных округов с городами:

Фергана – индустриальный центр с развитой экономикой. Но здесь сохранились традиции декоративно-прикладного искусства, а также развивается литература.

Ферганская поэтическая школа, которая широко о себе заявила в начале 90-х годов прошлого века, это попытка создания литературного направления нового поколения. Модернизм, исключение цензуры, национальный контекст, гибридная стилистика, ориентальный колорит повествования –основные литературные изменения в узбекской культуре подразумеваются под ферганской поэтической школой. Причиной появления необычного литературного направления отчасти является небогатая историческая ценность Ферганы. Свободные местные интеллектуалы таким образом пытались заполнить историческую нишу.

Стихи ферганской школы написаны путем слияния нескольких языков, что затрудняет перевод. Проект поэтической школы не получил продолжения и был признан утопической литературой без будущего.

Народное музыкальное искусство Ферганы разнообразно по жанрам, манере исполнения, созвучно с традициями и обычаями народа. На фоне богатых традиций народного музыкального искусства родилась и современная музыкальная платформа. Ферганские музыканты принимали участие в джазовых фестивалях.

Читать еще:  Монте Карло город где находится?

В Фергане многие годы работает Детская Музыкальная школа искусств, более 50 лет Ферганский колледж искусств готовит музыкантов, дирижеров, актеров драматических и кукольных театров.

Мифы и легенды Узбекистана – это сказочный мир преданий, народного эпоса, которые веками передавались из поколения в поколение.

Очень самобытное место в городе – Ферганский рынок, который занимает целый квартал. Со времени основания города рынок не менял своего местонахождения. Основу базара составляют два торговых павильона, которые построены еще в начале прошлого века. Помимо товаров народного потребления, предметов быта и сувениров, большую территорию занимают торговцы рисом. Здесь самый большой выбор любимого продукта узбеков, а разнообразие сортов поражает. Сюда съезжаются покупатели со всего Узбекистана.

В объятьях горных хребтов, на слиянии рек Карадарьи и Сырдарьи раскинулась Ферганская долина. Здесь на благоухающей цветущей местности по преданию обитали самые выносливые, красивые мощные кони породы Аргамаки. Ферганская долина – древнейший центр коневодства. Во всех источниках им приписывают божественное происхождение из-за того, что они «потели кровью». В действительности, лошади страдали от укусов насекомых, отсюда и представление о кровавом поте.

Первые упоминания о лошадях встречаются в летописях, датированных 2 веком до нашей эры. У населявших эти земли иранцев был культ лошадей. Из Азии благородное животное распространилось на Ближний Восток, Средиземноморье и Северную Африку. Среди всех пород лошадей особое место занимают ферганские кони. Рослые породистые азиатские скакуны всегда привлекали внимание правителей соседних государств. Особенно желали их иметь китайские аристократы, они их считали «небесными конями».

История Ферганы

После долгих военных событий, множества походов, в 1876 году Кокандское ханство потеряло независимость и было присоединено к Российской империи. Генерал Скобелев руководил подавлением мятежа последнего правителя Кокандского ханства Абдурахмана-Автобачи.

Для укрепления российского могущества в Азии решено было построить город стратегического назначения – форпост с крепостью. Для строительства необходимо было осушить болота в северной части местности. За свою небольшую историю трижды менялось название населенного пункта.

Планировка города типична для военных городков: крепость в центре, площадь и прямые улицы. Заметным сооружением был Дом губернатора, сейчас там расположился драматический театр. Город очень медленно развивался и одной из причин было отсутствие дорог (и железных, и дорог с твердым покрытием). А вплоть до 20-х годов прошлого столетия в городе не было водопровода и канализации.

В начале 20-го века наметился рост промышленного производства, открылось первое высшее учебное заведение. Во время отечественной войны в Фергану эвакуированы несколько промышленных предприятий. В советский период были построены несколько заводов, заасфальтированы дороги, пущены троллейбусы.

Ферганская долина раскинулась на 300 километров в длину и 150 в ширину на территории трех государств:

Через долину реки Сырдарья пролегал Великий Шелковый путь. На населявшие эти земли народы отразилось влияние культур Индии, Китая, Персии.

Уникальный природный ландшафт, неоднозначное историческое развитие, этнокультурные взаимосвязи, творческий и самобытный потенциал народа сформировали в Фергане уникальный центр художественной культуры и искусства.

Крупнейшая ирригационная система Узбекистана – Большой Ферганский канал имени Усмана Юсупова, министра хлопководства и государственного деятеля страны, был построен за 1 год методом всенародной стройки в 1940 году. Благодаря вводу канала в действие возрос объем сбора хлопчатника.

Достопримечательности Ферганы

Городу всего 142 года, поэтому здесь типичных исторических архитектурных памятников нет. Это современный чистый населенный пункт с красивыми парками, зонами отдыха, фонтанами. Также есть два самобытных театра, несколько профессиональных колледжей и своя футбольная команда «Нефтчи».

В Фергане находится самый старый краеведческий музей Узбекистана. Помимо археологических экспонатов, в музее представлены картины ферганских художников.

Старейшее строение, сохранившее свой первоначальный облик, – здание военного собрания, ныне Дом офицеров.

Здание военного губернатора было построено в конце 19-го века, там располагается городской театр.

Одно из самых больших зданий старой Ферганы – бывшая мужская гимназия, в настоящее время это корпус Ферганского университета.

Фергана – многонациональный город, здесь мирно уживается несколько конфессий, рядом стоят мусульманские мечети и православные храмы.

Храм русской православной церкви Преподобного Сергия Радонежского было передан русской общине в 1952 году, ранее это был католический храм.

Печально сложилась судьба одного из православных храмов Узбекской епархии – Храма Святого Николая Чудотворца. Он был освещен в 1909 году, а в период гонений русской церкви в 1927 году были сняты колокола и здание полностью разрушено.

В селе Скобелево недалеко от Ферганы на православном кладбище с захоронениями русских солдат была построена часовня Святого Александра Невского. Православная часовня была приписана к Храму Святого Николая Чудотворца. В настоящее время она закрыта.

Фергана включена в туристический маршрут Великого шелкового пути. Город расположен в центре долины, поэтому от него легко добраться до других городов области. Здесь есть несколько отелей разного уровня. Гостиницы Ферганы представлены четырехзвездочным отелем «Азия Фергана», который находится в самом центре города и подойдет даже для самых требовательных туристов. Для любителей тишины открыт «Клуб отель 777», расположенный в живописной зоне на окраине. Есть еще несколько мини-гостиниц различной ценовой категории. Стоимость варьируются в зависимости от сезона.

Фергана – зеленый оазис с теплым мягким климатом, молодой самобытный город.

Фергана

Фергана — один из самых красивых городов Узбекистана, и крупнейший в долине с таким же названием. Он располагается на юго-востоке, примерно в 420 км. от столицы — города Ташкента на востоке, и 70 км от города Андижан на юго-западе. Население — около 350 000 человек. Площадь Ферганы составляет 95,6 км². Город возвышается над уровнем моря примерно на 600 метров.

Чёткая планировка и выраженный центр застройки напоминает о колониальном характере строительства ещё во времена Российской империи. В отличие от Коканда, в Фергане пока нет сооружений времён средневековья, ведь город ещё относительно молод. Но исследовать долину предлагается начать именно с этого красивого и плодородного города.

Когда в Фергане было царское правление, в ней возвели большое количество официальных учреждений. Их строительство датировано самым концом 19 века. Все архитектурные красоты города сосредоточены в его официальной части.

Город был основан в 1876 году и считается сравнительно молодым. 1924 год становится датой присвоения Новому Маргелану и Скобелеву (прежние названия, в честь своего планировщика и автора идеи генерала Михаила Скобелева и другого узбекского города) существующего названия.

История города традиционно разделяется на три крупных этапа: времена правления царя, времена советского правления, и период после окончания власти Советов. Все эти этапы отразились и во внешнем облике архитектуры города. Фергана находилась довольно далеко от железнодорожной развязки, поэтому её развитие несколько затруднялось и замедлялось. Когда закончилась Великая Отечественная война, в городе произошёл промышленный скачок, и были построены некоторые заводы.

Хотя город существовал уже более сорока лет, но в нём не было канализации и водопровода вплоть до начала революции. 1909 год стал годом замощения улиц и базаров Ферганы, до этого периода здесь не было твёрдопокрытых дорог.

Основное развитие города началось после окончания Великой Отечественной. Правительство занялось образованием населения, и был построен Ферганский педагогический институт 1 мая 1930. Далее строились заводы и предприятия.

1989 год стал временем социального кризиса. Узбекское и киргизское населения разожгли крупный конфликт с последующими человеческими жертвами. Спад промышленности был связан с оттоком русскоговорящего населения из города. До нынешнего времени Фергана находится не в лучшем положении. Однако правительство уже разрабатывает проект по улучшению экономики и общего состояния города.

Как добраться

В Фергане имеется удобный аэропорт. Он принимает рейсы из таких городов как Ташкент, Самара, Волгоград, Москва и Санкт — Петербург. Также не более, чем за 5 часов можно доехать из Ташкента на автомобиле. Время в дороге будет зависеть от дорожной ситуации на перевале. Можно договориться с водителем на вокзале — некоторые из них занимаются перевозкой групп людей из одного города в соседний.

Показать трансферы из Ферганы

Ташкент Фергана от 14666 p.
Аэропорт Ташкента «Южный» Фергана от 14666 p.
Фергана Ташкент от 14666 p.
Фергана Аэропорт Ташкента «Южный» от 14666 p.

Климат и погода в Фергане

Климат в Фергане континентальный. Мягкой зимой температура находится на отметке +0°, рекордом стал мороз в -25,8°. Снег лежит непродолжительное время. Зимой порой бывают тёплые дни. Летом здесь очень жарко. В июле температура находится на отметке в +27°, рекорд — +42°. Особенностью погоды является ветер гармсиль — сухой и горячий. Осадки здесь выпадают редко.

Транспорт

Что посмотреть в Фергане

Фергана интересна своей планировкой. Город выполнен как колесо, в котором в качестве оси стоит крепость, а улицы — это спицы, отходящие от центра. Когда было правления царя, здесь построили множество официальных заведений: резиденция губернатора, военный штаб, городская казна и почта, офицерское собрание, несколько училищ и гимназий. Вслед за этими постройками появились Александро-Невский собор, городской театр и сад. В качестве архитектурного наследия города они были построены в конце 19 века. Туркестан того времени состоял в основном из двухэтажных зданий, что и сохранилось в стиле этих построек.

В 1879 году Синклер организовал проект, по которому построили здание военного собрания. Оно является старейшим в городе. В дальнейшем к нему было добавлено несколько пристроек. Они слегка нарушили первоначальную архитектурную концепцию и симметрию. За ротондой в форме полукруга находится городской парк.

Следующей достопримечательностью является здание военного губернатора. Сейчас там открыт городской театр. Начало строительства было в 1879 году, но закончили его лишь в 1899. В здании два этажа, два парадных входа. Внешнее убранство постройки сохранилось таким же, как и в конце строительства. На фасаде расположены эклектичные элементы и белая стрельчатая аркада. Окна на нём гармонируют цветом.

Если пойти на запад от площади с церковью, то можно увидеть здание мужской гимназии. Оно отлично сохранилось. Внутри дворика есть металлическая решетка, которая существует в первоначальном виде. Это один из главных внушительных архитектурных памятников Ферганы. Также в городе есть и кинотеатр. Он сохранился таким же, каким был во время его возведения. Сначала он располагался между Губернаторской улицей и привлекал внимание своими башенками с острыми концами и интересной отделкой дверных проёмов.

Читать еще:  Усадьба Виноградово как добраться?

Знаменитый краеведческий музей Ферганы — одна из старейших достопримечательностей города. Проект был создан в 1894 году. Как раз прошла выставка достижений сельского хозяйства и промышленности. Для посетителей он открылся спустя пять лет. В музее тогда было более 2000 экспонатов. Пополнять коллекцию помогали Русское археологическое и географическое общества и другие организации. Сейчас в музее представлено около 80 000 экспонатов. Среди них декоративные предметы, ювелирные украшения, предметы археологии, керамика и народные костюмы. В Ферганской долине было обнаружено около 10 000 экспонатов, которые также пополнили коллекцию краеведческого музея. Кроме того, в нём содержится объёмный архив документов, предметы быта и оружие.

Окрестности Ферганы

Местные жители очень любят ферганскую долину. Жемчужина и сад — такие эпитеты применяются по отношению к ней. Её большая часть находится на территории Узбекистана. Она располагается на востоке и проходит между горами Тянь-Шань и соединением Памира и Алайских гор. Здесь проживает больше всего населения. Когда путешественник едет через долину, то минует множество кишлаков, поселков, небольших городов и садов. Самыми известными городами являются Коканд, Маргилан, Андижан.

К западу от города, приблизительно в 50 км. Находится Риштан. Здесь развито производство керамических сувениров. Местная гончарная продаёт достаточно дешево, а ассортимент достаточно велик.

Также известно водохранилище Киркидон. Оно располагается в 30 км от Риштана. Воду собирают из горных рек. Она очень холодная и сезон для купания открывается лишь в июле. Помимо живописных лесов, здесь можно встретить редких птиц — горлицу, белого аиста и афганского скворца.

Отдых в Фергане

Описание

Фергана (узб. Farg‘ona, Фарғона) — город на востоке Узбекистана, расположенный в южной части Ферганской долины, административный центр Ферганской области.

История Ферганы

Название города Фергана, возможно, происходит от персидского слова «فرقانه» (Farghaneh), что значит «разнообразный».

Летопись Ферганы укладывается в три исторических периода: дореволюционный, советский и нынешний (эпохи независимости). Город был основан в 1876 году. 18 июня 1887 года утверждён проект устройства нового города. С 1907 года переименован в Скобелев, а с 1924 года именуется Ферганой. Инициатор создания города — русский генерал, «покоритель Туркестана» Михаил Дмитриевич Скобелев. Основатель, первый строитель — второй военный губернатор Александр Константинович Абрамов. Тип города — военно-административный центр. Планировка характерная для таких городов: крепость, эспланада и радиально-концентрически расходящиеся от них улицы. Специалисты, чьи постройки определили первоначальный внешний облик города: военный топограф Жилин, военные инженеры: Синклер, Корольков, архитекторы: С. В. Леханов, Э. А. Брун, И. Р. Сакович, Г. М. Сваричевский, И. И. Аксентович, А. И. Бот, Бардовский и др.

На первоначальном этапе облик нового города украсили возведенные тогда: офицерское собрание (1878—1879), областное управление, штаб войск, полицейское управление, казначейство, почта (1878—1880), резиденция губернатора (1879—1891), городской сад (парк) (1886—1887), Мариинское училище (1890), женская гимназия, аптека (1894), вокзал (1898), Александро-Невский собор (1899), мужская гимназия, грензавод (1903), электро-технический театр «Аполло» (позже — кинотеатр «Новая Эра») (1908), больница, тюрьма, базар и множество частных магазинов. Городу предписывалась важная функция — выполнять роль военно-стратегического и административного пункта по обеспечению наиболее надёжного контроля над территорией бывшего Кокандского ханства. Именно здесь и получила своё начало вновь образуемая область. 2 марта 1876 года военным губернатором области и командующим расположенными в Фергане войсками назначается генерал-майор М. Д. Скобелев.

Местность, где намечалось строительство города, находилась в 10—12 верстах от Старого Маргилана, в районе расположения кишлаков Ярмазар, Сум и Чиримган. Явным неудобством оказалось наличие болот в северной и северо-западной части. Осушить их удалось не сразу. Поэтому долгое время малярийная лихорадка приносила городу немало бед.

Выбором названия нового города занималась канцелярия Туркестанского генерал-губернаторства. Уже тогда предлагались наименования «Фергана» или «Ферганск». Остановились на компромиссном решении — Новый Маргилан. В декабре 1907 года в двадцатипятилетнюю годовщину смерти М. Д. Скобелева город был переименован в его честь. Установлена мраморная триумфальная колонна, увенчанная бронзовым бюстом Скобелева работы скульптора А. Л. Обера. Имя первого губернатора Ферганской области город носил до 1924 года.

Фергана росла медленно, являясь в первую очередь городом военных и чиновников. Мешало развитию города и то, что Фергана располагалась в стороне от основной железной дороги. До революции в городе не было водопровода и канализации, хотя к этому времени он уже существовал около 40 лет. Решение замостить основные улицы и базары Ферганы было принято только в 1909 году, а до этого времени в ней совсем не было дорог с твёрдым покрытием.

Заметный рост города начался только в XX веке и, в особенности, после Великой Отечественной Войны. 1 мая 1930 года был основан Ферганский педагогический институт. В период социализма в Фергане было построено значительное количество заводов и промышленных предприятий: нефтеперерабатывающий завод, завод азотных удобрений, заводы искусственных кож, химического волокна, фурановых соединений, гидролизный, механический заводы, «Газоаппарат» и др. Действовали крупные строительно-монтажные организации: СМУ-9, «Узэлектромонтаж», «Казмонтажавтоматика» (переброшена из Алматы), Стройтрест № 8 (переброшен из Красноводска) и многие другие. Были пущены троллейбусные линии. 12 декабря 1964 года город был награждён орденом Ленина.

После событий 1989 года и c оттоком русскоязычного населения из Узбекистана, производственный потенциал Ферганы упал более чем на 73 % по сравнению с 1985 годом. Многие заводы ныне закрыты. Сейчас Фергана уже не является тем крупным индустриальным центром, коим являлась в конце 80-х гг. ХХ века. За последние 20—25 лет в городе построено лишь несколько современных сооружений — гостиница, теннисный корт, реконструирован городской рынок и облагорожена парковая зона. Значительно сократилось и количество культурно-развлекательных центров. Из более чем 15 действовавших в 80-е годы кинотеатров и клубов действует лишь один, перепрофилированы библиотеки, закрыты большинство детских спортивных школ и спортклубов.

Проект реконструкции

В сентябре 2011 года состоялось обсуждение проекта перестройки Ферганы. Разработке проекта предшествовала кропотливая работа на протяжении двух лет. При «УзшахарсозликЛИТИ» была создана специальная группа, в которую вошли самые лучшие проектировщики и градостроители. Генплан реконструкции областного центра рассчитан на поэтапное выполнение в течение 2012—2030 годов.

Внутри города планируется строительство малой кольцевой дороги, что позволит снизить транспортную нагрузку и упорядочить движение автомобилей. С этой целью продолжается реконструкция улиц Кувасай, Бахор, Ахмада аль-Фергани и Сайилгох, а также строительство новых магистралей.

За черту города выведены масложировой комбинат, «Газоаппарат» и завод фурановых соединений, загрязняющие городскую среду. На их месте проектировщики предложили построить объекты социального назначения.

Центральный стадион «Истиклол», рассчитанный на 20 тысяч мест, возведён вблизи махалли Чек-Шура. Рядом с ним размещены автокемпинг, торговый комплекс, зоны отдыха.

В соответствии с генпланом существенную модернизацию претерпит система инженерных коммуникаций, в работу которых будут внедрены современные и энергосберегающие технологии. Это позволит улучшить обеспечение населения чистой питьевой водой, газом, электроэнергией.

География

Фергана расположена на востоке Узбекистана, приблизительно в 420 км к востоку от Ташкента — столицы страны, и в 75 км к юго-западу от Андижана. В городе проживает более 340 000 человек, что делает его третьим по величине городом Ферганской долины. Территория Ферганы — 95,6 км². Расположен город на высоте 580 метров над уровнем моря.

Деление на внутренние районы

Город делится на пять внутренних районов:

  • Марказ (Центральный)
  • Киргули (Киргулийский)
  • Ойбек (Фрунзенский)
  • Яссавий (Калининский)

Герб Ферганы

13 ноября 1973 года сессией Ферганского городского Совета депутатов трудящихся утверждён новый герб Ферганы.

Описание: «Геральдический щит окаймлён с 3 сторон лентой с ферганским национальным орнаментом: на голубом поле декоративно переплетаются раскрытые коробочки хлопка. В центральной части на фоне Государственного флага Узбекской ССР помещены 2 символа: в верхней части — лист чинары, в нижней — силуэт химического промышленного предприятия. Над листом чинары золотыми буквами надпись на узбекском языке — „Фарғона“. Лист чинары символизирует неповторимую прелесть зелёного убранства города, его своеобразие в обилии вековых чинар, надежно прикрывающих город от лучей палящего солнца. Силуэт промышленного предприятия характеризует Фергану как центр высокоразвитой химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Голубая лента оригинального ферганского орнамента отражает культурные традиции города, вклад Ферганы в узбекское национальное искусство. Раскрытые коробочки хлопка, изображенные в орнаменте, указывают на неразрывную связь промышленного и культурного центра с основной сельскохозяйственной культурой плодородной Ферганской области».

Достопримечательности

  • Ферганский областной краеведческий музей
  • Старая крепость
  • Областной театр (бывший Дом губернатора)
  • Дом офицеров (бывшее Военное собрание)
  • Административный корпус ФерГУ (бывшая мужская гимназия)
  • Ферганская центральная тюрьма (бывшая офицерская конюшня)
  • Ферганская соборная мечеть «Жоме Масжид»
  • Памятник Ахмаду аль-Фергани

Религия

Особенностью вероисповедания в Фергане становится разнообразие религий. Кроме мусульман, придерживающихся законов ислама, здесь проживают представители православной и католической церкви, христиане евангелистского толка, представители баптистской христианской церкви, иудеи, и даже буддисты.

На территории Ферганы и Ферганской области получили официальное разрешение о регистрации около десяти различных религиозных организаций, которые вполне успешно функционируют в этой многонациональной среде. Эти организации представлены Ферганской городской церковью евангелистских христиан «Надежда», Ферганским городским храмом Сергия Радонежского, Немецкой лютеранской общиной, Римской католической церковью, церковью баптистских христиан и прочими религиозными организациями.

  • Центральная cоборная мечеть («Жоме Масжид»)
  • Мечеть в Ярмазаре
  • Мечеть в Шакар-кишлаке
  • Мечеть в Джуйдаме
  • Мечеть в Беш-боле

Зарегистрированные религиозные организации

  • Храм Преподобного Сергия Радонежского
  • Часовня Святого Александра Невского
  • Ферганская городская церковь Евангелистских христиан «Надежда».
  • Римская католическая церковь «Пресвятой Девы Марии».
  • Ферганская городская церковь Адвентистов седьмого дня.
  • Ферганская городская церковь Евангелистских Баптистских христиан.
  • Немецкая Евангельская — лютеранская община «Нело».
  • Ферганская городская церковь Христиан Веры Евангельской «Преображение».
  • Ферганская городская Еврейская община «ОР АВНЕР-ХАБАД»

Культура

В городе функционируют ДК «Нефтчи» и Театрально-концертный дворец (возведён в 2014 году).

В городе работают два крупных театра — областной театр музыкальной драмы им. Шакарджонова и областной русский драмтеатр им. Горького.

Детский кукольный театр «Ёшлик» был построен и открыт в 2013 году к Международному дню детей.

Из действующих можно отметить только лишь кинотеатр им. Навои в центре города. Однако работают и несколько частных 3D-кинотеатров.

Читать еще:  Храм Нефритового Будды в Шанхае как добраться?

Как возник город Фергана История

Автор Рубен НАЗАРЬЯН

135 назад было решено построить город, который сегодня известен как Фергана. Как это было? В середине 1870-х годов бывшее Кокандское ханство было присоединено к Российской империи.
Дворцовый комплекс последнего правителя страны, возведенный лишь накануне, – урда – стал первоначально местом пребывания новой администрации: здесь разместились не только присутственные военные и гражданские учреждения, но и православная церковь, квартиры для офицеров и чиновников, пакгауз, торговые лавки, казармы и лазарет.
Тем самым резиденция Худояр-хана превратилась в русскую военную крепость со всеми ее атрибутами. Однако, в отличие от других значительных городов региона, ставших после российского завоевания областными центрами Туркестанского края, Коканд – крупнейший после Ташкента город Средней Азии – превратился вдруг в обычный уездный центр.
Объяснение тому находим в документах, хранящихся в Центральном государственном архиве Узбекистана…

В письме, адресованном главе Туркестанского края К.П. фон Кауфману, завоеватель Ферганы и первый военный губернатор вновь образованной области генерал М.Д.Скобелев предложил организовать новый областной центр. Он мотивировал свое предложение несколькими соображениями.
Во-первых, Коканд – бывшая столица ханства – город большой и чрезвычайно плотно застроенный. Во-вторых, местность, в которой он расположен, очень ветреная и пыльная. В-третьих, климат его весьма неблагоприятен, о чем свидетельствуют проведенные лабораторные анализы проб воды и воздуха.
Послание заканчивалось советом разместить областной центр Ферганской области в другом, более подходящем для этого, месте, например, в окрестностях Маргилана.
Приняв во внимание рекомендации Скобелева, дополненные сообщениями других чиновников о тесноте и антисанитарии в помещениях кокандской урды, о постоянном выходе там подпочвенных вод и об иных климатических проблемах, генерал-губернатор Туркестана распорядился начать строительство новой столицы области.
Место для нее было выбрано весьма тщательно: город европейского типа начали возводить в нескольких километрах от Маргилана, на свободных землях в верховьях речки Маргилан-сай.
Эта местность отличалась более мягким климатом, хорошо снабжалась питьевой водой и находилась в гораздо лучшем санитарном состоянии, нежели Коканд. Проект строительства областного центра, разработанный в марте 1877 года, был утвержден генерал-губернатором Туркестанского края 18 июня того же года.
Город получил название Новый Маргилан.И хотя строительство его еще не было завершено, высочайшим указом от 27 апреля 1877 года сюда из Коканда были переведены все областные учреждения. Общая площадь Нового Маргилана, согласно первоначальному проекту, составляла восемь с половиной квадратных верст (9000 квадратных метров).
Строительство города велось по строгому плану. Вначале всю площадь его разделили на кварталы, в которых предполагалось возвести административные здания и жилые дома. Причем каждый квартал должен был вмещать в себя от 10 до 16 дворов. Каждому двору придавался участок земли размером около 500 квадратных метров.
Все дома и участки должны были быть пронумерованными и выстроенными лишь по намеченному проекту. Естественно, что преимущественное право строительства имели здания военной администрации и помещения общественного назначения. И лишь затем оставшуюся свободную землю передавали частным лицам для строительства жилых домов.
Летом 1877 года было почти одновременно начато строительство первых важных объектов – конторы областного правления, почты, телеграфа, дома помощника военного губернатора и дачи для самого губернатора. На эти объекты было выделено около 155 тысяч рублей. Остальные здания строились либо за счет будущей сдачи их в аренду, либо оплачивались частными подрядчиками.
Кроме того, администрация области выделила немалую сумму – 215 тысяч рублей – частным застройщикам. Кредит этот получили лишь офицеры и чиновники православного вероисповедания (всего 31 человек) сроком на пять лет.
Строительство города шло быстро и весьма успешно, и потому менее, чем через год (19 апреля 1878г.) фон Кауфман распорядился переместить уже и центральный аппарат «Ферганского областного военного губернатора и управления из Коканда в Новый Маргилан».
Руководил строительством Нового Маргилана опытный и талантливый архитектор И.А.Леханов, по проектам которого было возведено несколько наиболее значительных зданий Ташкента. И хотя большая часть выделенных средств на строительство областного центра была уже освоена, фон Кауфман настоятельно требовал завершения проекта «ускоренными темпами».
Практически все строительные материалы для города привозились из России, что значительно увеличивало расходы. И тогда решено было наладить на месте производство жженого кирпича.
В кратчайшие сроки его производство было налажено. Однако местный кирпич оказался совершенно непригодным из-за низкого качества. И тогда за дело взялся энергичный предприниматель Г.И.Петров, выстроивший новый завод на окраине города. Первая партия его кирпича была выпущена в конце 1879 года.
Однако мощности этого предприятия были невелики, и уже в следующем году в том же районе города были пущены еще шесть кирпичных заводов. Общими усилиями ново-маргиланские предприниматели производили вскоре около 300 тысяч штук кирпича в год. А спустя пять лет количество это более чем удвоилось.
Однако кирпичные заводы испытывали большие трудности из-за нехватки необходимого для производства топлива. И тогда отсутствующий уголь заменили местным продуктом – каждый день из Язъяванской степи в Новый Маргилан привозили не менее ста арб колючки.
Одновременно решались и другие проблемы, в частности, орошение и ирригация. Решать их было поручено опытному человеку – капитану-топографу М.Д.Жилину, который привлек к сотрудничеству коренного маргиланца – мираба Ахмада Султанова.
Разработав план орошения города и установив нормы расхода питьевой воды, Жилин приказал выкопать еще 24 дополнительных колодца, что позволило полностью удовлетворить нужды растущего города. Кроме того, капитан, на случай весенних паводков, по собственной инициативе разработал проект сооружения дамб и других ирригационных сооружений на берегах рек Маргилан-сай и Шахимардан-сай – основных источниках водоснабжения Нового Маргилана.
Особое внимание уделяли власти озеленению города. Для этого был создан специальный питомник зеленых насаждений площадью в 22 десятины, городской парк (27 десятин), зеленые площади между казармами и военным лагерем (30 десятин), вокруг церкви (3 десятины), для тренировки солдат (85 десятин). Вокруг квартала, занятого казармами, были высажены деревья и кустарники площадью 13 десятин.
В конце 1880 года в губернаторском парке высадили более трех тысяч декоративных деревьев, а вокруг здания военного собрания разбили сад и посадили цветочные клумбы.
Нелишне отметить, что уже через десять лет питомник Нового Маргилана стал одним из важных научных центров Туркестана. Выращенные и акклиматизированные здесь саженцы отправлялись не только в другие города и села Ферганской долины, но и за ее пределы.
Столица Ферганской области – Новый Маргилан – строился по той же радиально-кольцевой системе, что и другие города русского Туркестана. Так же, как и в них, центром планировочной структуры города была крепость, от которой веером расходились главные улицы.
Отличительной чертой Нового Маргилана было то, что он располагался в стороне от железнодорожной магистрали и потому не стал центром торгово-промышленным, уступив эту роль Коканду. Главное место в экономике города занимали торговля и… извозный промысел.
Так как магистраль железной дороги не подходила к Новому Маргилану, то пассажирам поездов приходилось выходить (или садиться в вагон) на станции Горчаково (ныне Маргилан), расположенной в нескольких километрах от областного центра, а затем продолжать свой путь на извозчике.
Это и дало широкую возможность развития соответствующего промысла, составлявшего едва ли не большую часть дохода некоторых богатых предпринимателей.
Первым же промышленным предприятием города, не считая мелких кирпичных заводов, стал пивоваренный завод Соболева на улице Губернаторской, выпустивший уже в первый год (1880.) своего существования более 4000 ведер пива. Через три года взявший в аренду это предприятие некий торговец Фирсов довел его производительность до 8000 ведер.
Новый Маргилан был, прежде всего, военным городом, что подчеркивалось не только наличием крепости и подчиненной ей системой распланировки, но и значительным числом казарм и военных учреждений в структуре жилой застройки.
Однако этот город отличался от себе подобных областных центров Туркестана своим простором, шириной улиц и проспектов, великолепным зеленым нарядом.
Даже в своей центральной части город не имел такой скученности жилой застройки, как в Ташкенте и Самарканде. И потому, занимая довольно значительную площадь, Новый Маргилан имел значительно меньшее население, чем другие города Ферганской долины.
Так, по переписи 1897 года, в Коканде было более 82 тысяч жителей, в Намангане – 62 тысячи, в Андижане – 46 тысяч, в старом Маргилане – 37 тысяч, а в столице области всего 8977 человек. Да и 15 лет спустя в Новом Маргилане было не более 12000 жителей.
Еще одна черта отличала этот город от Ташкента и Самарканда – четкое выделение его общественного и административного центра. Одно из наиболее старых зданий Нового Маргилана – Военное собрание.
Побывавший здесь в конце XIX века россиянин писал в своих заметках: «Ново-Маргиланское Военное собрание помещается в великолепном обширном здании, построенном в 1878 году специально для этих целей. В нем танцевальные и столовые залы в два света таких размеров, что свободно могут поместить в себе все маргиланское общество».
Другим украшением города было здание резиденции военного губернатора Ферганской области, к которому примыкал большой красивый парк с аллеями декоративных деревьев, водоемом и интересными входными воротами. В свое время это было самое представительное здание из построек подобно назначения в Туркестане.
Строителем этого великолепного здания (в котором ныне размещается областной драматический театр) был вышеназванный архитектор И.А.Леханов. В центре города находился и собор Александра Невского, выстроенный по проекту архитектора И.С. Китнера.
А напротив него возникло монументальное здание мужской гимназии (архитектор Г.М.Сваричевский), ныне занимаемое университетом. Этот же проект был затем повторен для нужд женских гимназий сначала в Самарканде (ныне здание биологического факультета университета), а затем и в Чарджуе.
Еще в 1877 году в городе появилась метеорологическая станция, в 1896 году было создано отделение Туркестанского географического общества, позднее был основан краеведческий музей. Существовали здесь и различные самодеятельные кружки: театральный, литературный, популярной и оркестровой музыки,
В 1910 году город Новый Маргилан был переименован: он получил имя своего отца-основателя — генерала М.Д.Скобелева. Это имя он носил до 1924 года, а после размежевания Туркестана и образования Узбекской ССР город стал называться Ферганой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector