Форт Ино как добраться?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Форт Ино как добраться?

Форт Ино

Новости

Продление удаленного режима работы офисов

Изменения в работе наших офисов!

Походам быть! Информация по предстоящим путешествиям

Изменение режима работы офиса в Москве!

Бетонные руины, глубокие подземелья, куски металла – все это реально увидеть своими глазами. Форт Ино – отличное место для искателей приключений. Возможно, именно в его катакомбах до сих пор лежит пропавшее царское золото. Утверждают, что в 1918 году сюда приходил целый состав золотых слитков.

Залив на замке

Ино расположен на северном берегу Финского залива у поселка Приветнинское. Интереснейший объект находится в 70 км от Санкт-Петербурга. Необычное название форту дали по близлежащему поселку Ино, расположенному на мысе Инониеми. Так он назывался до революции. В советское время населенный пункт переименовали в Приветнинское. Есть у форта и второе имя – Николаевский. Но оно в народе почему-то не прижилось.

Место для постройки было выбрано неслучайно. Финский залив здесь сужается, образуя горлышко. Напротив, на южном берегу, построили аналогичный форт Алексеевский. По имени ближайшей деревни его чаще называли «Красной горкой». Залив оказался заперт для кораблей потенциального противника, поскольку простреливался крупнокалиберной артиллерией от берега до берега.

Подземный мегаполис

Значительная часть огромной постройки скрыта под землей, поэтому на поверхности трудно судить о его размерах. Помочь могут старые планы форта. По площади он был сопоставим с небольшим городком. К нему подходила специальная ветка железной дороги. На берегу была устроена гавань с подъемными кранами.

Основную ударную силу компактно сосредоточили вдоль прибрежной линии. На правом фланге стояли башенная и открытая батареи. Каждая – по четыре орудия. Три батареи из пушек Канэ и гаубиц находились в центре. Левый фланг замыкала еще одна батарея пушек Канэ. В сумме 32 крупнокалиберных орудий. Но это не все.

В случае необходимости форт нужно было защищать от нападения с земли, моря и воздуха. Для этого по периметру обустроили бетонные пулеметные гнезда и множество позиций для противоштурмовых пушек. Было несколько бункеров для пехоты, в которых могло разместиться до 300 человек. Сердцем форта были групповой и батарейные командные пункты. В состав укрепления входил также казарменный городок. А еще были подземные ярусы, покрытые двухметровым слоем бетона. Гарнизон форта начитывал 5500 человек.

В подземельях царят холод и сырость

История катастрофы

Сохранившиеся сооружения и сейчас вызывают восхищение своей мощью и масштабами. Это неудивительно, ведь при проектировании использовали новейшие достижения науки и техники того времени. В частности, в береговых укреплениях впервые были использованы артиллерийские орудия калибром 305 мм. Для стрельбы и обслуживания этих гигантов требовались неординарные инженерные решения.

План строительства Генштаб утвердил в 1909 году. Работы непрерывно велись в течение восьми лет. Были затрачены колоссальные деньги. Они пошли не только на бетон и железо. На берегу Финского залива раскинулась престижная дачная территория. Огромную сумму пришлось потратить на выкуп участков и отчуждение земель. Строительство завершили 1 января 1917 года. Форт Ино находился в полной боевой готовности. И тут грянула революция!

Здесь можно оценить толщину стен

Финляндия, входившая в состав Российской империи, получила независимость. Встал вопрос о новой границе. Войска царской армии покинули форт, а Красная армия только начала формироваться. Укрепление охраняло около двух сотен красноармейцев из Сестрорецка.

В апреле 1918 года форт осадили войска белофиннов. Гарнизон продержался больше месяца. В середине мая к осажденным пробился ледокол с военным кораблем. С орудий сняли замки, а батареи и часть укреплений подорвали. Гарнизон на корабле покинул форт, и его тут же заняли финны.

После Великой Отечественной войны форт снова оказался на территории СССР. До 1960 года здесь находилась береговая батарея. Военная часть оставалась на территории Ино до конца XX века. Доступ посторонним был запрещен, поскольку здесь находился полигон, где проводились секретные испытания. Возможно, для этих целей использовали и подземные бункеры.

Сейчас форт Ино – территория любителей приключений. На берегу возле укреплений имеется песчаный пляж. После визита в катакомбы здесь можно отдохнуть и полюбоваться проходящими кораблями.

Наш турклуб предлагает следующие программы походов к Форту Ино:

На автомобиле и электричке

Добраться до форта Ино можно двумя способами – на автомобиле и электричке. В первом случае следует ехать по Приморскому шоссе в сторону Зеленогорска и далее до Приветнинского. С левой стороны дороги будет ограда и ворота. Раньше здесь был КПП военной части. Через ворота нужно въехать на территорию и двигаться до Т-образного перекрестка, на котором свернуть налево.

По железной дороге придется ехать с пересадкой. От Финляндского вокзала нужно доехать на электричке до станции «Зеленогорск», где пересесть на любой электропоезд выборгского направления. Выйти на станции «Приветнинское». Отсюда до форта около 2 км.

На форт Ино или в гости к страусам

Длина: 77 км (по карте)

Нитка: Белоостров (0)- Страусиная ферма (6) – Солнечное (15) – Репино (22) – Зеленогорск (30) – Ушково (36) – Песочное (48) – Форт Ино (50) – Зеленогорск (77)

Введение

Очень интересная покатушка. Куча прикольных мест, положительных эмоций и приключений! Покатушка рассчитана на любой уровень катания, в случае чего всегда под рукой есть жд станция и можно поехать домой. Места довольно обжитые, но толп народу бросающегося под колеса не наблюдалось. Так же вы не ограничены по времени, хотите – продлевайте маршрут, хотите – сокращайте. Огромный простор для маневра во всех отношениях. Конечно, лучше всего ехать летом, когда светлого времени больше.

Наша покатушка состоялась 10 сентября 2011 года. Участвовало 5 человек: Дима, Саша, Ира, Александра и я. Погодные условия были очень спорные. Когда мы только отъезжали от станции, светило солнце, но в течении покатушки половину времени лил дождь, при том, что облаков почти нет (и вообще возникло такое чувство будто капает только на нас), зато было довольно тепло и полный штиль. Из всего этого урок: всегда возите с собой дождевики . Дорога 100% асфальт, только в одном месте мы пошли по кустам, потому что нас запутал навигатор. А от Белоострова до самого Ушково (включительно) идет отличная велодорожка! Горок практически нет (1 и та небольшая), есть только маленькие подъемы, даже для такого инвалида как я они не составили проблемы. Управились почти за 10 часов, но к сожалению, очень многое из того что хотели не успели посмотреть, по этому обязательно будет продолжение!

Немного истории

Строительство форта началось в 1909 году у мыса Инониеми для защиты входа в Финский залив совместно с фортом Красная Горка. Сам по себе форт походил на внушительную крепость – бетонные батареи, снарядные погреба, казармы, мастерские, котельные и прочие строения были окружены стрелковым валом с бетонированными опорными пунктами, приспособленным для круговой обороны.

Строительство началось с гавани и железной дороги. В 1912 г. начали установку первых орудий, а к 1917 г. все батареи, в том числе 12-дюймовая башенная и открытая, были в целом боеготовы.

Вокруг позиций был устроен целый подземный городок из галерей, укрытий и пороховых погребов, покрытый двухметровым слоем бетона, рассчитанный на попадание крупнокалиберных снарядов.

Участия в боевых действиях Первой мировой войны форт, увы, не принимал. После предоставления Финляндии независимости в 1918 г. Советская Россия пыталась оставить его за собой, однако в апреле финны (вроде бы как по договорённости с кайзером) потребовали немедленно отдать форт им, не желая, чтобы он попал в руки финских красногвардейцев (в Финляндии в то время разгоралась гражданская война). Опасаясь, как бы слишком активная поддержка гарнизона форта не спровоцировала немцев на разрыв Брестского мира, большевики постановили удерживать форт силами гарнизона, а в случае невозможности сопротивляться – уничтожить орудия и сооружения и эвакуироваться в Кронштадт. Форт взорвали 14 мая 1918 г., орудийные замки и кое-какое ценное оборудование заранее вывезли в Кронштадт.

Несмотря на разрушения, на форту осталось множество полезных для молодого Финляндского государства вещей, как то: орудийные стволы, артиллерийское и электрическое оборудование, и т.д. и т.п. вплоть до запаса броневых листов, из которых потом получались отличные пулеметные казематы для дотов Линии Маннергейма. По условиям Тартуского мира 1921 г. финны обязаны были уничтожить все оставшиеся укрепления форта Ино, что они, заразы, и сделали с присущей этому замечательному народу обязательностью.

Читать еще:  Правила въезда и нахождения в Лаосе

В конце декабря 1939 г. советская артиллерийская комиссия, осматривавшая форт, заключила, что восстановление его было бы слишком дорого и потому малоцелесообразно. После войны он стал запретной зоной, в которой размещались различные воинские части и учреждения. С 1990-х гг. военные постепенно начали покидать территорию форта, и ныне она в некоторой своей части доступна для осмотра.

Как добраться

Мы ехали с Финляндского вокзала. Электрички до нужной нам станции ходят каждые пол часа (направления называются Белоостров через Сестрорецк, Кирилловское, Выборг, Каннельярви, Рощино). Наша остановка -Белоостров. Внимание: на этом направлении очень большой пассажиропоток, особенно в выходные, по этому рекомендую садиться на вокзале и поближе к выходу, так как в Белоострове может быть трудно выйти. Ехать минут 30-40. Если вы живете в Приморском районе, то до Белоострова можете доехать и сами, по Приморскому шоссе. Так же туда ходит много маршруток и автобусов из города, но в них лезть с велосипедом как то глупо.

Поездка

Мы стартовали от железнодорожной станции Белоостров (точка 1) и поехали по Александровскому шоссе до страусиной фермы (т.34). Дорога идет через жилой массив, так что стоит быть внимательными. По пути там будут магазины, где можно запастись провизией. Угощение для страусов можете с собой не брать, его продают на самой ферме. Если вы все-таки решите привезти его с собой, то захватите листья капусты или салата, желательно нарезанные.

На ферме, помимо страусов, живут еще северный олень, несколько видов птиц и сторожевые собаки. Велосипеды можно оставить внутри территории у входа, за ними присмотрит охранник. Билет стоит 100 рублей. В кассе продают кучу всяких сувениров: страусиные яйца, перья страусов или павлинов, даже их мясо. Угощение для страусов так же продается в кассе. По размерам ферма небольшая, народу там мало и довольно уютно. Вся дополнительная информация есть по ссылке в конце статьи.

После наших пернатых и вкусных друзей мы вернулись в Белоостров по той же дороге (т.67). В окрестностях станции есть много ДОТов времен 20-30х годов прошлого века, это остатки старой границы между СССР и Финляндией. На них мы не стали заострять внимание и оставили их для другой покатушки.

Далее наш путь лежал в Репино. По Центральной улице мы доехали до Зеленорогского шоссе (т.82) и по нему до жд станции Солнечное (98). Обратите внимание, как правильно ехать по развязке Выборгского и Зеленогорского шоссе. От станции мы повернули на Пионерскую улицу и по ней проследовали к Приморскому шоссе (т.107) и по велодорожке вдоль него до усадьбы Пенаты (т.123).

Проход на территорию парка свободный, можно с велосипедами. Вход в здание музея платный, мы туда не пошли, ограничились осмотром снаружи. В парке можно немного отдохнуть и погулять. Не забывайте, что вы находитесь в музее и нужно вести себя соответственно! Для удобства ориентирования адрес: Приморское шоссе 411.

Выехав из Пенат мы направились по велодорожке вдоль Приморского шоссе до точки 199. Это Парк Культуры и Отдыха. Очень красивое и интересное место, правда, народу там многовато – рекомендую слезть с велов.

После осмотра парка, без спешки и приключений, снова по велодорожке, мы поехали до ее конца (т.251) в поселке Ушково. Стоит отметить, что сама по себе эта дорожка очень интересная. Местами, вдоль нее попадаются весьма примечательные объекты. В точке 253 мы переместились на шоссе, оно в том месте раздваивается: направо – в сторону Рощино, налево – на форт. И дальше снова вкручивать до точки 307 – это вход на форт Ино.

На карте можно соединить прямыми точки 307, 316, 331 и 340 получив квадрат, наложить схему форта (см. в конце статьи) и вы получите район для осмотра. Обратите внимание, что многое заросло, хорошо замаскировано или просто разрушено – нужно быть очень внимательными и осторожными. Рядом находится действующая военная часть, но она не огорожена (!), не забредите случайно на ее территорию. На пляже перед фортом также есть несколько интересных строений. При желании можно залезть внутрь верхнего яруса подземелий (ниже проникать не рекомендую – очень опасно).

После осмотра форта, мы поехали от точки 317 до точки 324. Здесь находятся заброшенные гидродинамические бассейны для испытания уменьшенных копий подводных лодок и торпед.

При езде по территории форта будьте внимательны, особенно если сойдете с дороги. Там в земле очень много разного рода военного мусора (колючая проволока, гвозди, остатки снарядов и арматуры, стекло, могут попадаться открытые люки и провалы в катакомбы). Лично я умудрился намотать на заднее колесо колючую проволоку.

Снова выехав на Приморское шоссе (т.331), можно доехать до жд станции Приветнинское и там сесть на поезд (но поезда ходят очень редко, стоит заранее узнать расписание), или поехать в Рощино или Зеленогорск. Мы выбрали последний вариант и снова вдоль шоссе двинулись в обратный путь, до вокзала в Зеленогорске (т.469).

Все получилось очень позитивно и насыщенно! За покатушку я проехать чуть больше 100км. Причем в крайне не благоприятных погодных условиях, +100 очков к опыту. По моему мнению, эта покатушка идеально подошла бы как для 1-2 человек, так для 20 и более.

Напоследок, хочу отметить, что в тех края очень и очень много всего интересного, но большую часть из этого найти трудно и нужно немало времени, сил и хорошая подготовка в информационном плане.. Только осмотрев все как следует, вы поймете какой огромнейший комплекс сооружении и объектов там построен. Например, если проехать чуть дальше гидродинамических бассейнов, там будет исследовательская установка для вызова гроз и изучения молний (действующая, кстати!).

Подземные лабиринты форта Ино

Продолжительность: 1 день
Километраж: 5 километров
Нитка маршрута: Санкт-Петербург – Зеленогорск – Приветнинское – Форт Ино – Приветнинское – Зеленогорск – Санкт-Петербург
Сложность: не сложный
Стоимость: 1500 рублей.
Скидка группам до 50%. Звоните уточняйте. 750 рублей.
Сроки:

Грандиозный! Исторический Форт Ино!

Заявки принимаются как от 1 человека, так и от организованных групп. Для организованных групп от 7 человек специальные даты и цены. Мероприятие проходит при общей численности от 10 человек.

Невозможно перестать удивляться, сколько исторических, военно-оборонительных, хорошо сохранившихся сооружений находится в Ленинградской области. И одно из них – это Форт Ино! Это грандиозное сооружение до сих пор внушает трепет своими размерами и мощью! Его необъятная территория, секретность и недоступность для туристов до 1990, овеивает форт дополнительной таинственностью и вызывает не прекращающийся интерес туристов к этому месту!

Форт Ино можно назвать братом форта Красная Горка. Они оба расположены параллельно по отношению друг к другу по разные стороны Финского залива.

И если потенциально представить себе вражеские военные корабли, пытающиеся пройти по заливу к нашему дорогому Питеру, то у них просто не было шансов, НИКАКИХ шансов пройти между этими двумя мощными военными фортами.

Территория форта Ино довольно обширна, и начинать её обход можно с разных сторон. Но мы с вами выберем уже известный маршрут и пройдём по, пожалуй, главному, глобальному фортификационному сооружению (и конечно обследуем всё изнутри).

Если кто-то захочет более подробно изучить эти места, и посетить запрятанные в лесу огневые точки, то подавайте ещё одну заявку , где в комментариях пропишите свои пожелания. Мы постараемся для вас организовать отдельный выезд.

Подземная часть форта настолько обширна, что проведенных в ней несколько часов! не хватит на то, чтобы осмотреть всю мощь исторического сооружения!

Не забудьте взять с собой фонарик, лучше, если это будет налобный фонарик, таким образом, вы освободите свои руки для страховки и фотографирования.

Практическая информация для туристов.

Друзья, это однодневный поход, мы посетим основное, самое большое сооружение оборонительного форта Ино, сделаем горячий туристический обед или пожарим шашлычек на свежем воздухе.

В лесу есть ещё несколько относительно больших бункеров относящихся к форту Ино, но там довольно опасно из-за провалов в земле, поэтому посещать мы их будет только по отдельной заявке . В комментарии к заявке необходимо указать, что вас интересует поход по максимальной возможной территории форта Ино. Мы с вами свяжемся. ЗАЯВКА .

Сам форт Ино, был взорван несколько десятилетий назад, но, тем не менее, огромные внутренние пространства остались проходимыми и до сих пор щекочут нервы туристам-экстрималам.

Возможно участие детей от 9 лет, под строгим надзором родителей.

Если вам страшно. Залезать в подземелье вовсе необязательно, вы может погулять вокруг Форта и по его «крыше», а потом присоединиться к группе на обед.

Наш обед, мы сделаем у форта, а при очень хорошей погоде выйдем на залив. До залива довольно большое расстояние, будьте готовы пройти его пешком. Хотя если у нас будет достаточно машин, то это упростит задачу. Определимся на месте.

Где встречаемся и как добраться?

В 10.00 встречаемся на автобусной остановке “21 км” (посёлок Песочное) – это конечная остановка маршрутки К-305. Начнём с перекуса – каждому участнику необходимо иметь термос с чаем/кофе и небольшой перекус в виде бутербродов или “кто, что любит”
Доехать до места встречи можно:
– на машине,
– на маршрутке К – 305 от м. Старая Деревня, интервал движения 20 минут, ориентировочное время в пути 1 час 30 мин. https://wikiroutes.info/spb?routes=802,
– на автобусе 213 из Зеленогорска, отправление от вокзала: https://wikiroutes.info/spb?routes=523.

Для новичков напомним главные правила Крутого Маршрута:

  1. Инструктор всегда прав
  2. Не обгоняйте инструктора и не идите впереди него. Не потому что вы такой быстрый, а потому, что инструктор очень ответственный и следит за последним
  3. Если вы отстали, не беспокойтесь, инструктор остановит группу и подождёт вас. Но всегда имейте при себе 1. заряженный телефон 2. номер телефона инструктора 3. фонарик с запасными батарейкам и спички
  4. Всю пищу, мы готовим вместе. А в многодневных походах назначаем ответственных дежурных (но все мы помогаем им)
  5. Настрой «мне всё нравиться и я в восторге от похода» – это аксиома
  6. Запрещается кого-либо обвинять, но разрешается помогать и обращаться за помощью
  7. Маршрут может незначительно меняться на усмотрение инструктора
  8. Если вы встретите голодного инструктора, накормите его, он вам ещё пригодиться
  9. Если вы считаете, что инструктор не прав см. п. 1.

А вообще всё наши инструкторы, самые добрые, весёлые и заботливые люди!

Что брать в поход и во что одеваться?

Главная суть: мы целый день будем на природе за городом, а там обычно холоднее, чем в городе. Одевайтесь тепло. В тоже время одежда должна быть удобной для активного передвижения. Обувь должна быть непромокаемой и тёплой. Например, трекинговые ботинки с тёплым (двумя) носком, или резиновые сапоги, тоже с тёплыми носками.

Одежда может немного испачкаться, так как на маршруте есть узкие коридоры, а пару мест нужно перелезть на коленках. Некоторые места узкие либо надо перелезть через завал на коленках. В принципе, ничего страшного «отряхнулся и пошел».

Если возьмёте запасные сухие носки, а может ещё и обувь, то может пригодиться. Какая будет погода в день нашего путешествия неизвестно. Хотя посмотреть прогноз погоды будет очень кстати.

Что взять в поход из еды?

Желательно взять с собой в поход термос с чаем или кофе, а так же бутерброды для перекуса. Горячий туристический обед мы сделаем если большинство участников будут “за”. Как правило обед в походе это макароны с тушенкой или греча с тушенкой, плюс бутерброды с сыром или колбасой, горячий чай и сладости. Всё очень вкусно и сытно. Ну, а самое приятное, это то, что все это мы готовим на костре в лесу.

Рекомендуемый список снаряжения:

  1. Запасные сухие носки.
  2. Термос с чаем и бутерброды для перекуса. Начнём мероприятие со встречи и перекуса.
  3. Вода. 0,5 л. на человека.
  4. Небольшой рюкзак по желанию. В него можно положить запасную кофту, термос, бутерброды.
  5. Фонарик и запасные батарейки к нему. Лучше налобный фонарик.
  6. Спички или зажигалку.
  7. Личную посуду. Миска, ложка, кружка, нож.
  8. Перчатки рабочие. Удобно при передвижении в катакомбах.
  9. Пенка сиденье, для тех, кто не собирается сидеть на земле и камнях.
  10. Складной стульчик для сиденья. Для тех, кто хочет посидеть с комфортом
  11. Шапка – обязательно в осенне-зимний период.
  12. Личная аптечка (ваши личные лекарства).
  13. Влажные салфетки для рук.

Данный список является рекомендуемым. Вы всегда можете написать или позвонить нам для уточнения деталей.

Как оплатить?

Если у вас отдельная группа, то мы рассчитаем для вас специальную цену. Не забудьте в комментарии к заявке указать , сколько вас человек, пожелания по маршруту и питанию.

Оплатить можно одним из способов:

1. Наличными в офисе: Красное Село, ул. Массальского д. 4, офис 274.

2. По форме на сайте с любой банковской карты (гарантия безопасности от

3. На карту сбербанка. Высылаем номер карты по запросу.

4. Купив специальный купон у наших партнеров.

После оплаты напишите письмо на почту или смс на телефон 8-921-952-07-87, указав сумму и от кого. В ответ получите подтверждение.

Что такой туристический обед? Это очень вкусная, приготовленная на костре греча (или макароны) с тушенкой, бутерброды с сыром или колбасой, горячий чай, печенье. (200 руб/чел)

При предварительной договорённости, по желанию группы можем организовать ароматный шашлык, как мясной, так и вегетарианский. Главное здесь предварительная договорённость. Дополнительная стоимость 350 руб. с человека и включает всё необходимое: мангалы, угли, решётки, мясо, овощи, зелень, одноразовую посуди и т.д.

Маршрут может быть незначительно изменён исходя из погодных условий и состояния группы – на усмотрение инструктора.

Важно! Если вы участвуете с детьми, то на каждого ребёнка должен быть сопровождающий взрослый. Но есть исключения, всё обсуждается индивидуально.

Важно! В случае дождливого прогноза погоды возможно замена горячего обеда сухим пайком.

Остались вопросы? Пишите или звоните нам, на всё ответим.

Отличного отдыха нам всем.

Форт Ино. Руины могучей крепости Российской Империи.

Форт Ино, как и Красная Горка, строился для защиты Финского залива. Кронштадтские форты не могли уже обеспечить должного уровня защиты – они были слишком близко к городу Кронштадту, и береговые орудия начала 20 века, вступая с ними в перестрелку, наносили бы городу-крепости при этом очень большой ущерб, да и сами форты были слабовато вооружены для противоборства с броненосцами. Поэтому незадолго перед Первой Мировой войной назрела необходимость защитить Петербург и Кронштадт дополнительными морскими и береговыми крепостями. В Финском заливе построили дополнительные форты на искусственных островах – Тотлебен и Обручев, перевооружили на современный лад форт Милютин, а на дальних подступах к Кронштадту начали строить форт Ино (Николаевский) на северном берегу и форт Красная Горка на южном, чтоб уничтожать вражеские корабли еще до того, как они приблизились к Кронштадту на опасное расстояние. Строительство на мысу Инониеми началось в 1909 году, а к 1917 году форт был готов к обороне, имел гарнизон в несколько тысяч человек, и мог защитить не только акваторию Финского залива, но и себя самого, а также прилегающие территории, потому что был окружен надежной оборонительной линией, сетью рвов, земляных валов, траншей, убежищ для пехоты и противоштурмовых батарей. О них я и расскажу в первой части описания нашего похода, выложив фотографии, сделанные нами в минувшее воскресенье.

1.Как доехать.
От Удельной до Зеленогорска мы едем на электричке. Дальше – садимся на автобус 213, идущий до 21-го километра.

Это конечная остановка в поселке Приветнинское. Но мы выходим не на ней, а на остановке 18-й километр, где самая дальняя доступная часть форта. Можно доехать и автобусом номер 420. После выхода из автобуса – переходим Приморское шоссе, а дальше идем в лес, вдоль забора воинской части, обходя табличку с надписью “проход запрещен” возле старых ржавых ворот.

2. Земляные валы и рвы форта. Все, как в эпоху Средневековья.

Обязательные элементы обороны феодального замка или крепости – ров, земляная стена вокруг.

В 20 веке земляные ограждения не только не утратили актуальности, но стали еще более полезными: каменные стены легко разрушались современными снарядами, а вот в земле они вязли, застревали, и разрушения были меньше.

Удивительно, как до сих пор земляные валы и рвы идеально сохраняют свою форму, а ведь укладывали их больше ста лет назад.

Хоть сейчас вооружай форт и держи оборону.

3.Убежища для пехоты.
На каждом опорном пункте (узле обороны) – по 3 убежища на 100 человек каждое.

Бетон очень толстый и прочный. Ничего подобного после революции у СССР не было, советские укрепления намного были проще.

По условиям мирного договора между Советской Россией и Финляндией в 1921 году форт Ино, оказавшийся на финской территории, был старательно взорван, чтоб у финнов не осталась в пользовании могучая русская крепость.

Однако даже после взрывов – руины убежищ и батарей производят сильное впечатление!

По убежищам можно полазать внутри, многие помещения сохранились.

После взрыва кое-где куски бетона повисли на арматуре. Напоминает фильмы ужасов.

Удивительно, почему ни финны в 1939, ни советские войска в 1941 здесь не организовали оборону – потому что даже в том, что осталось после разрушений, можно было бы отлично сопротивляться. Видимо, оба раза сработал фактор неожиданности.

За те годы, что форт был заброшен, в подземельях наросли сталактиты.

4.Бетонированные траншеи форта.

Такие при взрыве снаряда поблизости – не засыпало бы.

Спуски в траншею оборудованы каменными лестницами, которые расположены через каждые несколько десятков метров.

Сто лет прошло, а сохранность всех сооружений замечательная, если б не взрывали специально – так весь форт бы и сейчас выглядел как новенький. Такое вот качество строительства было до 1917 года.

Траншеи защищались не только стрелками, вооруженными винтовками и пулеметами, но и противоштурмовыми легкими орудиями. Вот бетонированная позиция для одной из таких пушек.

Во время боя они выкатывались по наклонному ходу наверх, на позицию, а в случае обстрела, а также когда не было необходимости их использовать – закатывались в бетонные убежища. Вот одно из них.

Крыша и стены весьма мощные.

Многие неплохо сохранились, подрыв форта их почти не повредил.

Любой из этих бункеров намного мощнее ДОТов Линии Маннергейма.

Пушки и пехота были надежно защищены.

Некоторые убежища разрушены, но и после взрыва своим видом излучают мощь.

Целые или разрушенные укрытия для орудий встречаются вдоль траншей регулярно. По этим остаткам можно получить представление, какой же мощной была эта крепость.

Инженерно-технический уровень Российской Империи был очень высоким.

5.Подземный ход
Вел из траншей в самую крупную батарею форта – башенную, с орудиями калибра 305-мм.

О нем подробнее можете почитать в моей заметке вот здесь: https://pohod-vosemvrat.livejournal.com/59617.html

Сухопутная оборона форта Ино превращала его в мощную береговую крепость, которую было очень сложно захватить со стороны суши. О батареях, которые защищали подходы со стороны моря, я расскажу в следующий раз.

Страница нашего туристического клуба в ВК: Турклуб “Восемь Врат”
Сообщество, посвященное достопримечательностям Ленинградской области в ВК: Петербург для души и тела

И снова жара, залив и Форт “Ино”

Форт «Ино» — самый масштабный из всех фортов Кронштадта, да и построен был в последних рядах (из всех фортов Кронштадта), начат в 1909 году у мыса Инониеми для защиты входа в Финский залив как раз напротив форта «Красная Горка» .

Место для постройки форта «Ино» было выбрано неслучайно. Финский залив здесь сужается, образуя горлышко. Зона Финского залива между двумя фортами оказывается этакой ловушкой для попавшего сюда противника и легко простреливался артиллерией от берега до берега.

А наш путь лежал в поселок Приветнинское, что в 70 км. от Санкт-Петербурга. Отчего же название форта «Ино» возникает вопрос, и из истории узнаем, что название форту дал поселок «Ино», который его в свою очередь получил по названию мыса Инониеми.

После революции поселок «Ино» переименовали в Первомайское. Было и второе название у форта — «Николаевский» , но что — то пошло не так и название не прижилось, ровно как и название форта «Красная горка» — «Алексеевский» , название близлежащей деревни «Красная горка» было более притягательно.

Даже в разрушенном состоянии форт «Ино» поражает внушительными размерами — бетонные батареи, снарядные погреба, казармы и прочие строения, окруженные бетонным валом. Сохранившиеся сооружения вызывают восхищение прежде всего своими размерам, как раз тот случай когда ощущаешь себя песчинкой. В то же время они умело скрыты от глаз за густым лесом.

Строительство началось с гавани и железной дороги. По железной дороге курсирует сейчас дизель — поезд, но в настоящее время его движение продлено до Выборга, правда окольными путями через Приморск. На берегу Финского залива была устроена гавань с подъемными кранами, на данный момент утрачена и в настоящее время только природные ландшафты радуют наш взгляд.

Первые орудия установили в 1912 году и к 1917 все было готово к труду и обороне, но как в известной киноцитате:

а тем кто не видел напомню цитату из фильма «На Дерибасовской хорошая погода или на Брайтон — Бич опять идут дожди»:

Может быть, вызвать подкрепление?

Ещё рано.

Товарищ генерал, может быть, вызвать подкрепление?

Ещё рано!

Противник применил химическое оружие массового уничтожения!

Может быть, всё-таки вызвать подкрепление?

Уже поздно…

Строили форт строили, вкладывали огромные средства, но власть сменилась и оказалось поздно.

Справочно:

В форту было 2 береговые батареи на 4 152-мм пушки Канэ, 2 батареи на 8 254-мм орудий и 8 279-мм гаубиц, которые стреляли на 15-18 км.

Вокруг позиций был устроен целый подземный городок из галерей, укрытий и пороховых погребов, покрытый двухметровым слоем бетона, рассчитанный на попадание крупнокалиберных снарядов. Кроме того, были сооружены батарейные и групповые КП, трехъярусный главный КП и дальномерные павильоны. Рядом со стрелковым валом построили бетонные укрытия для 76-миллиметровых противоштурмовых полевых орудий, которые в случае необходимости могли выкатываться на специально оборудованные позиции.

Башенная 12-дюймовая батарея представляла собой внушительное бетонное сооружение с двумя башнями по два орудия в каждой. Внутри ее колоссального бетонного массива находились казематы, орудийные погреба, казармы, подземная железная дорога, по которой на вагонетках доставляли снаряды и полузаряды, электрический подъемник. Сооружение имело паро-водяное отопление (трубы до сих пор есть, хотя нагреватели все оторваны). Кроме башенной, форт имел 12-дюймовую батарею с четырьмя открытыми одно-орудийными установками.

Значительная часть территории форта скрыта под землей, поэтому бродя по лесу и натыкаясь на те или иные фрагменты сложно составить свое впечатление о его размерах. А вот если направить свое око на старые планы форта и послушать Илью с указанием от сих до сих — то создается впечатление огромного мегаполиса.

Основная ударная сила была вдоль берега, и совместно с фортом «Красная горка» территория залива была покрыта полностью, лес умело маскировал место вылета снаряда (как говорилось выше). В случае необходимости форт защищался с земли, залива, этому способствовали разные оформленные позиции. Огонь был прицельным, управление шло с командного пункта, который был расположен на высокой горе чуть в стороне от основных построек форта. В форте могло разместиться свыше 5 тыс. человек.

Судьба форта «Ино» сложилась так, что он несмотря на свои масштабы участия в боевых действиях не принимал. Все ценное вывезли в Кронштадт, а все остальное взорвали в 1918 году, но взорвали не до полного разрушения. Финны многое смогли реализовать у себя, например, использовали броневые листы для дотов линии Маннергейма, да и прочему оборудованию нашлось второе применение.

По условиям Тартуского мира в 1921 году финны уничтожили все оставшиеся укрепления форта «Ино» и сделали это на совесть.

По — одной легенде во взорванных катакомбах были спрятаны золотые слитки, которые везли в качестве оплаты за выход России из Первой мировой войны из Германии, так или нет, пока сказать сложно, но многие кладоискатели не оставляют надежду их найти. А остальных ходоков вполне могут увлечь небольшие сталактиты и прочие пещерные образования.

После Великой Отечественной войны территория форта снова стала российской. На территории расположилась воинская часть и полигон для испытания разного вида оружия, соответственно территория форта долгое время была закрыта для посещения гражданских лиц. В настоящее время частично военные отдали часть территории под нужды дачного строительства и тем самым позволили нам прикоснуться к кусочкам истории форта «Ино» .

Людям увлеченным поисками вполне могут пригодится координаты, найденные в интернете и скопированные у Андрея Кадыкчанского ряда объектов форта «Ино» :

Капонир на берегу залива N60 09.647′ E29 22.217′

Башенная батарея на 4 12″ орудия N60 10.126′ E29 22.404′

Опорный пункт N8 N60 10.097′ E29 22.821′

Опорный пункт N2 N60 10.044′ E29 23.114′

Укрытие для противоштурмовых пушек и 30 чел. пехоты N60 10.090′ E29 23.528′

Опорный пункт N3 N60 09.971′ E29 24.214′

Командный пункт N60 09.888′ E29 23.329′

Опорный пункт N4 N60 09.706′ E29 24.743′

Гавань N60 09.649′ E29 25.172′

Вот такой был небольшой экскурс в историю края в рамках тура Экскурсия на Форт Ино.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector