Город Тикси где находится?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Город Тикси где находится?

Город Тикси где находится?

Город Тикси.

Сегодня Тикси – важнейший транспортный узел Якутии. Морской порт, расположенный в устье Лены на берегу моря Лаптевых, служит перевалочные пунктом при доставке грузов на материк и при перевозке в бассейны Индигирки и Колымы. Транспортный поток с каждым годом увеличивается, и поселок постепенно возрождается после трудностей 1990-х годов.

Тикси появился на карте 1933 году как один из портов Северного морского пути. Глобальный и очень перспективный проект позволял в месяцы летней навигации (всего их три в году) осуществлять доставку, и транзит грузов в порты Арктики, а оттуда – по рекам в центральную часть Сибири. Таким образом, происходил завоз топлива, оборудования, продовольствия, осуществлялся вывоз леса и природных ископаемых из южных районов.

Освоение Севера было невозможно без морского пути: качество сухопутных дорог и техники не давало осуществлять грузооборот в необходимом масштабе.

Помимо этого, Севморпуть позволял в разы сократить расстояние при доставке грузов до восточного побережья страны, однако сквозной проход вдоль северной границы России был очень опасным и рискованным предприятием – до изобретения атомных ледоколов такой маршрут использовался не очень активно.

Будьте готовы

Даже летом в Тикси возможны заморозки, поэтому без теплой одежды не обойтись. Из-за близости моря зимняя температура редко опускается ниже -40 °С, но это «компенсируется» постоянными сильными ветрами.

Когда «пуржит», школьники каждое утро ждут штормового пред-упреждения по местному радио. Занятия отменяются у разных классов в зависимости от силы ветра и, соответственно, веса ученика. В среднем, для отмены занятий сила ветра должна достигать 20 м/с.

Вплоть до середины XX века Тикси быстро развивался, вскоре он стал поселком городского типа, но статус города так и не получил. До необходимого двенадцатитысячного барьера недоставало нескольких сотен жителей, но в девяностые годы численность местного населения начала сокращаться и уменьшилась почти наполовину. Во многом упадок был связан с развитием технического прогресса – с появлением атомных ледоколов отпала необходимость останавливаться по ходу движения, и транспортный поток пошел мимо поселка.

Поселок делится на три части: Тикси-1 – собственно населенный пункт, в котором проживает основная часть населения, Тикси-2 – аэропорт, расположенный в 6 километрах от поселка, и Тикси-3 – военная часть. Аэропорт имеет двойное назначение: кроме приема гражданских рейсов он служит базой военной авиации, в том числе стратегических бомбардировщиков. Этот аэропорт – самые северные воздушные ворота Якутии, принимающие гражданскую авиацию. Ранее в нескольких километрах от Тикси был еще один аэродром – техника трамбовала снег, и взлетно- посадочная полоса также могла принимать военную авиацию.

Находясь в Тикси, обязательно посетите Музей изобразительного искусства и культуры Арктики. В 1975 году комиссия по культурному шефству над речным и морским флотом при Союзе художников СССР провела на Лене фестиваль изобразительного искусства «Художники – флоту». В творческой группе фестиваля принимали участие 24 художника из 12 союзных республик СССР и различных городов России. Группа работала в Якутске, затея прошла на теплоходе по Лене до Тикси. Отсюда художник, на судах СВУМФ ушли в рейсы на Хатангу, в Усть-Оленек, Нижнеянск, на Колыму. По итогам работы в клубе «Моряк поселка Тикси была организована отчетная выставка фестиваля. Тогда же в среде организаторов фестиваля возникла идея об открытии «малой» «Третьяковки» в Тикси и были переданы в дар союзами художников СССР, РСФСР и Якутии более ста произведена живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства Музей поселка Тикси является самой северной художественной коллекцией. В коллекции тиксинского музея много работ ведущих художников союзных и автономных республик. Помимо этого, в фондах музея содержится большая коллекция якутской графики.

Как добраться

Чтобы попасть в Тикси, вам нужно иметь специальное разрешение на посещение органиченной зоны. Это разрешение оформляется заранее в пограничной службе Федеральной службы безопасности. Без него находиться на территории поселка запрещено. Попасть в Тикси можно тремя способами – самолетом, теплоходом и по автозимнику, однако все варианты не очень надежны.

Авиасообщение осуществляется регулярно, но весной и зимой есть риск попасть в пургу и прождать неделю, пока погода позволит лететь. Есть рейсы в Якутск, иногда бывают рейсы в Москву. На теплоход полностью положиться тоже нельзя: летняя навигация длится всего три месяца, поэтому достать билеты не всегда удается – очень большой спрос. Надеяться на автотранспорт тоже не стоит – проехать по зимнику без приключений можно только в колонне полноприводных «Уралов» или КамАЗов.

В Тикси находится визит-центр Усть-Ленского заповедника, который раскинулся северо-западнее поселка. Возможно, он окажется стартовой точкой вашего путешествия по обширному и богатому флорой и фауной заповеднику в дельте реки Лены.

Любителям космических загадок стоит заглянуть в Полярную геокосмофизическую обсерваторию «Тикси». Наблюдения оптических явлений в верхней атмосфере были начаты в Якутии в 1957 году. В это время на материковой части и прилегающих островах Ледовитого океана (в Тикси, Жиганске, Казачьем, Верхоянске, на острове Шалаурово, острове Котельный, в Алдане и Якутске) была организована сеть станций патрульного наблюдения полярного сияния, входящая в состав международного комплекса. Помимо патрульных наблюдений сияния, велись спектральные, радиолокационные измерения, регистрация других явлений электромагнитного комплекса, связанных с сиянием.

Первая научная экспедиция в составе начальника Н. П. Чиркова, радиотехника В. С. Мержевича и лаборанта М. И. Тимофеева в 1957 году доставила в Тикси ионизационную камеру ACK-2 для регистрации космических лучей, телескоп на счетчиках Гейгера и всевозможную измерительную аппаратуру. Доставку грузов и специалистов осуществлял теплоход «Механик Кулибин», который курсирует по маршруту Якутск – Тикси до сих пор. В настоящее время обсерватория – крупное подразделение Института космофизических исследований и аэрономии им. Ю. Г. Шафера. В 2011 году была сформирована Лаборатория магнитосферно-ионосферных исследований (ЛМИИ) ИКФиА СО РАН, основными научными направлениями которой являются исследование вариаций магнитного поля Земли в широком диапазоне частот и изучение ионизированной части верхней атмосферы (ионосферы) радиофизическими методами измерения.

Как мы уже отметили, теплоход «Механик Кулибин» до сих пор совершает рейсы, в том числе туристические, из Якутска в Тикси (маршрут туда-обратно занимает 9 дней). В промежутках он делает короткие – двух- или трехдневные – рейсы до Ленских столбов: стоимость такого мини-круиза составляет от 3 до 5 тысяч рублей. «Механик Кулибин» – это двухпалубное пассажирское судно с каютами на одного, двух, четырех, шестерых или восемь пассажиров; на каждой палубе есть туалет и душевые кабины. Теплоход был построен в Германии на заводе Warnowwerft Warnemuende в период с 1953 по 1955 год. Это один из самых старых теплоходов, эксплуатирующийся в устье Лены, однако судно до сих пор может дать фору своим молодым собратьям – немецкая техника работает как часы. Среди местных жителей «Механик Кулибин» известен также как «Беленький». Названо судно в честь Ивана Петровича Кулибина. (1735-1818), российского механика-самоучки.

Что привезти?

Гордость Булунского улуса – очень вкусная рыба, которая в изобилии водится в обширном устье Лены. 3дешние чир, муксун, ряпушка и нельма пользуются большим спросом и в Якутске, и в Москве.

Тикси. Живём, что бы умереть. (Репортаж с фотографиями)

Причал Тикси – это утопленный лихтер загруженный до основания щебнем и песком, яркая надпись “КЛАВА СУКА” приветствует гостей.

Хмурое небо. Постоянные туманы. Безжизненные улицы. Уничтоженные властью людские судьбы.
Мы поднялись на бугор и перед нами открылась безрадужная картина.

Продвигаемся к поселку

Тикси напоминает новостную ленту из города Грозный образца 1995 года

Когда то детская площадка. Макет ржавой ракеты, как символ нашего сегодняшнего авиастроения.

Из серии NO COMMENTS. Не знаю как у Вас, но у меня слов к данным фотографиям НЕТ.

В Тикси по улицам бегает огромное количество собак. У всех серьезный, строгий, но с виду добрый вид

В белом здании расположен штаб единойроссии (с маленькой буквы и одним словом), по краям здания разбитые и брошенные дома.

Напротив здания с флагами “единойроссии” сидели люди. Нищие, бедные и брошенные. В их глазах вот вот польются слезы.

Я подошел к этим людям, присел на лавочке. Очень хотел поговорить, женщина была немногословна, а вот мужчина то с удовольствием рассказал о жизни.

– Я в Тикси с четырнадцати лет, родители приехали поднимать Север и мы остались. До 90-го года здесь была жизнь, поселок постоянно строился, развивался, мы снабжали всю Арктику товарами народного потребления, топливом, работали на зимниках между поселками Яно-Индигирской низменности, выходные – это шикарная рыбалка в низовьях Лены. В отпуск мы постоянно летали отдыхать на юг в санатории, все было на дотациях, а потом, а потом.
Мужчина замолчал.
– Вы видите сами, в чего превратили демократы наши труды, представьте себе огромный бульдозер с большими гусеничными колесами то и дело проезжающий по нашему поселку. Большинство людей бросили свои квартиры с мебелью и нажитым – денег хватало на билет до Якутска. Кто то к родственникам, кто то в общежитии, кто куда. Народ кинулся в бегство, в Тикси элементарно не на, что было купить еду. У меня была работа позволявшая мне покупать продукты и платить за услуги ЖКХ, одежду своей семье я купить уже не мог. Ходили по заброшенным домам, собирали брошенное.
– Сейчас я на пенсии, бежать некуда, да и не к кому, да и если бы даже было куда уехать – не уеду, я останусь в Тикси, в поселке которому я отдал всё!
– А теперь мы все живем, для того что бы умереть.
Да, действительно – не могу не согласиться с жителем Тикси, стоит отметить человек не алкоголик, практически не пьющий, здоровья для того что бы работать – НЕТ! Климат слишком суровый.
Пока государство строит и отмывает деньги на Сочинской Олимпиаде, футбольном чемпионате мира и абсолютно не уделяет внимание своим брошенным гражданам – Уважения к Правительству не будет. Удивительное дело, что даже в Тикси побеждает единаяроссия, это как?
О ценах в магазинах и ассортименте можно говорить очень долго.
Колбаса “Докторская” – 450 р/кг
Соки 2 л от 250 р
Кола 2 л – от 220 р
Овощи – от 100 р
Фруктов практически нет.
Магазинов много, ассортимент не большой, цены космические.
Тикси сегодня – это две улицы, где продолжается жизнь. На центральной улице: почта, сбербанк (отмечу, что именно в Тикси стоит банкомат с бегущей строкой включающий в себя множество жизненно важных операций по оплате услуг), далее гостиница и множество небольших магазинов.
В Тикси мы пришли со стороны нефтебазы
В начале улицы очень колоритная надпись:

Стоя у дома с надписью мы видим центральную улицу поселка Тикси, здесь еще более менее все цивилизованно

По улице из аэропорта двигался вездеход, у него все как у машины, даже поворотник моргает

Читать еще:  Черногория Бари как добраться?

Вездеход привез вещи из аэропорта, пару часов назад рейс из Якутска прибыл в местный аэропорт

Очередная серия фотографий из цикла “без комментариев”

И снова мудрый вид собаки живущей в сложных условиях севера

Дети наше будущее.

На окраине поселка зашел в заброшенный дом, сорванные советские обои наглядно показывают нам время прекращения жизни в квартирах четырехэтажного дома.

Подошел к окну: Господи – это же не Цхинвал, здесь не было грузинских агрессий, здесь не было операций по принуждению к миру, здесь просто уничтожали свой народ, без войны, без оружия, без крови. За что?

Я долго думал, что такое нанотехнологии? Что за слово такое модное!
На Севере нанотехнологий я встретил очень много

Вечером мы взяли курс на Колыму по просторам Северного ледовитого океана.

После посещения Тикси сложилось впечатление, что в действии план по освобождению северных территорий – атомная бомба замедленного действия. Молодёжь уезжает, старики вымирают.
Цель Правительства сделать из всего севера вахтовый поселок из которого бы постоянно выкачивались наши с Вами природные богатства. Нас слишком много – 15 миллионов будет достаточно!

kirill_kvs

Крылатый металл Красноярья

Продолжу показывать Тикси, каким я увидел его несколько месяцев назад. Сегодня прогуляемся по улицам Тикси-1 – гражданского посёлка, расположившегося на побережье залива Булункан в одноимённой с посёлком бухте. Из лета в зиму: такой уж там климат – 40 морозных фотографий в репортаже.

История Тикси тесно связана с историей создания и развития Северного морского пути. Посёлок возник в 1933 году, как один из опорных пунктов этого, тогда еще только осваивавшегося маршрута.

В годы Великой Отечественной войны здесь формировались внутренние арктические конвои. В послевоенный период морской порт Тикси стал важнейшим транспортным узлом Якутии. Именно через него доставлялись на материк продукты и топливо в короткую летнюю навигацию: суда спускались от Якутска и через Тикси уходили в бассейны других якутских рек. Тогда же, посёлком заинтересовались военные: был построен аэродром, использовавшийся в качестве аэродрома подскока для стратегической авиации в составе Оперативной группы в Арктике (ОГА). Это был период расцвета посёлка. Помимо авиации, здесь размещались связисты, радиоразведчики, погранвойска.

О военных в Тикси я, кстати, рассказывал в своём репортаже о военном городке Тикси-3.

Прошли годы, и не самые лёгкие для страны. Многое поменялось. Давайте посмотрим, как выглядит посёлок сейчас.

На въезде в Тикси:

Тикси образован в основном улицами Набережной, Морской, Ленинской, Трусова, Академика Федорова и пересекающими их переулками. Посёлок небольшой: за полчаса можно легко обойти всё вокруг.

Тикси — посёлок, не ставший городом. В период расцвета до нормативных 12 тысяч человек населения немного не дотянули, сейчас же и вовсе численность жителей сократилась более, чем вдвое. В тяжелые для посёлка годы многие уехали отсюда, бросая жилье, либо продавая его за бесценок – по цене одного-двух авиабилетов в Москву. Контингент военных тоже сократился. Освободившиеся квартиры занимали жители окрестных посёлков. Как итог такой миграции – более половины всего населения Булунского улуса, административным центром которого является Тикси, в самом Тикси и сосредоточено.

Центральная площадь, улица Ленинская. Здесь Православный храм, несколько магазинов, автобусная остановка:

Храм преподобного Серафима Вырицкого и святителя Николая Чудотворца был построен относительно недавно: освящение состоялось в 2014 году.

Единственный в Тикси автобус ходит строго по расписанию и останавливается здесь, у “Визита”. Чтобы не мёрзнуть на улице в ожидании ПАЗика, лучше зайти в тёплый тамбур магазина. Стоимость проезда – 55 рублей, можно уехать в Тикси-3 и аэропорт.

Основной транспорт здесь – внедорожники. В основном это, конечно, Нивы и УАЗы всевозможных модификаций, их очень много. Есть и в заводской комплектации, и подготовленные для более серьезных испытаний, как автомобиль ниже. Если иномарки – то джипы. Обычных легковушек практически нет.

Есть и вот такие экземпляры: мирно проезжающие по улицам гусеничные вездеходы. В данном случае это ГТ-СМ, он же ГАЗ-71:

Транспорт, на самом деле, привычный для заполярья и тундровой зоны. В Светлогорске я видел все примерно то же самое.

Улица Трусова – одна из центральных в Тикси. Здесь Сбербанк, пожарная часть, почта, государственные учреждения:

Дома здесь – в основном это трёх-четырёхэтажки по северным проектам на непременном свайном фундаменте. Высотой фундамента обусловлен доступ на первый этаж: нужно преодолеть высокое крыльцо.

В Якутске фундаменты многих домов утыканы термосифонами, чтоб снизить пагубное для мерзлотного грунта влияние летнего тепла. В Тикси такой проблемы нет: средняя температура июля здесь всего +8 Цельсия. Положительные температуры держатся 3-4 месяца в году, хотя местные говорят, что климат меняется, и раньше было холоднее.

Есть и вот такие интересные дома:

Встречаются нежилые дома с заколоченными окнами и дверьми, порой они составляют целые кварталы:

В основном – это старые деревянные дома, построенные в первые годы активной застройки посёлка. У каких-то повело фундамент, жители других переехали в более комфортные каменные трёх-четырёхэтажки.

Отток населения тоже сделал свое дело, конечно. Контингент военных сократился, многие гражданские тоже переехали. В Якутск, например. Пик насёленности посёлка пришелся на конец 80-х годов: тогда здесь проживало почти 12 тысяч человек. По данным переписи 2016 года количество жителей составило 4556 человек.

На стендах рядом со зданием тиксинской гидробазы изображены важные этапы освоения Северного морского пути:

Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр , совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах « Таймыр » и « Вайгач » в 1914—1915 годах. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией.

В 1932 году ледокольный пароход “Александр Сибиряков” под командованием капитана Владимира Воронина и начальника экспедиции Отто Юльевича Шмидта впервые в истории совершил сквоз ное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. “Сибиряков” кстати – судно с очень интересной и трагической историей: построенный в начале 20 века в Великобритании, он успел побывать промысловым и грузовым судном, работал в Атлантике, в 1915 году был куплен СССР и долгие годы ходил с грузами в северных морях. 25 августа 1942 года пароход героически погиб в неравном бою у северного побережья Красноярского края, наткнувшись в Карском море на тяжёлый немецкий крейсер “Адмирал Шеер“. Это было началом знаменитой обороны Диксона.

1977 год – важная веха в истории освоения просторов Северного Ледовитого океана. Тогда советским атомным ледоколом “Арктика” был совершён уникальный поход сквозь многолетние льды, завершившийся достижением Северного полюса 17 августа 1977 в 04 часа утра. Это было первое в мировой истории достижение Полюса кораблём в надводном положении.

Заходишь во двор и понимаешь, почему Уазики в цене:

Отдельная тема – местные вывески. Их много, и они прекрасны. Вот только часть из увиденного:

Некоторые магазины, похоже, не меняли вывеску на протяжении двух-трёх десятилетий:

“Телеателье” – кто помнит такие?

Площадь Победы выглядит грустновато: и дело не в самом монументе даже, а в заброшенном здании на заднем плане:

Отсюда хорошо виден знаменитый некогда морской порт Тикси. Считавшийся ранее одним из самых современных и высокомеханизированных в стране, сейчас он переживает нелёгкие времена. От объемов 80-хх годов не осталось и следа: если в рекордный для порта 1986 год грузопоток составил 860 тысяч тонн всевозможных грузов, то в последние годы он едва достигает 10 тысяч тонн. Нового оборудования порт не видел с 1984 год, и только благодаря усилиям коллектива портовое хозяйство поддерживается в удовлетворительном состоянии.

Еще несколько картинок.
Одна из улиц здесь – имени Артура Чилингарова. Знаменитый исследователь, путешественник, океанолог, Герой Советского Союза и Герой России попал в Тикси после училища, по распределению, и работал здесь в обсерватории Арктического и Антарктического института.

Школа. У детей свой транспорт, благо снега наметает с избытком и много горок, есть где покататься:

Прощальный взгляд на местные улицы – нужно торопиться, чтоб успеть на последний автобус.

Таким я увидел Тикси-раз. В чем-то он похож на другие северные посёлки, из тех, где мне уже доводилось бывать, но именно географическое положение делает его уникальным. Во время поездки я говорил с местными жителями: об особенностях жизни в суровом арктическом климате, о прошлом, и о будущем Тикси, и знаете в чём они едины? Несмотря на все проблемы и трудности, они очень тепло отзываются о посёлке и действительно любят свой Дом на берегу Северного ледовитого океана.

На сегодня всё.
Спасибо за внимание!

Жизнь на краю земли. Тикси, Якутия.

В Тикси Олега привезли, когда ему было меньше одного года. Это была весна 1975-го. Его отца Владимира Николаевича по распределению направили в Тикси работать диспетчером в аэропорт. Там он двадцать лет проработал диспетчером, а завершал свою арктическую карьеру начальником УВД (управления воздушным движением). В заполярном Тикси прошло все детство Олега и все его школьные годы.

— Весной, когда открывалась навигация, мы всей детворой забирались на крышу моего дома и ждали. Мы знали, что должен вот-вот прийти ледокол в Тикси, со дня на день. И вот когда он наконец появлялся на горизонте, такая махина, а за ним целый караван судов, что мороз шел по коже. Это на всю жизнь в памяти останется.

Своими воспоминаниями Олег поделился со мной, и я публикую их в сегодняшнем репортаже.

1. Весной в Тикси погода капризная, и, как я уже писал, не всем удается прилететь в поселок с первого раза. Да и улететь можно с опозданием в пару дней, а то можно и целую неделю просидеть в ожидании летной погоды.

Но наша группа умеет вызывать погоду, плюс у нас были проверенные столбами оладушки. Поэтому нам повезло. Ветер дул южный, с континента. Мы сделали заход над бухтой Тикси и сели с севера. Прямо к нашему прилету погода поспешила улучшиться. На фотографии видна часть поселка (Тикси-3) и ВПП аэропорта. Белое поле на переднем плане — море Лаптевых.

2. По прилету в аэропорту Тикси нас встретил Лечи Тепсаев, друг отца Олега. Он поприветствовал нас на заполярной земле, побеседовал с нами и дал несколько дельных советов что и где посмотреть в поселке. За что ему большое спасибо!

— Все мое детство прошло в тиксинском аэропорту. Мои родители были на работе, и я после школы шел туда же. Часто после школы я приезжал в аэропорт к родителям, и у отца на диспетчерской вышке делал уроки. Иногда, когда была пурга, меня привозили туда на ГТС-ке.

3. Тикси был основан как один из пунктов Северного морского пути, где находился самый северный аэродром подскока стратегической авиации СССР. Сюда периодически прилетали на учения наши «медведи» Ту-95 и нагоняли страх на американцев.

Читать еще:  Транзитная виза в США

— В былые годы аэропорт был сильно загружен. Сегодня даже не сравнить — в день один гражданский, да пара военных вылетов. В мои школьные годы в поселке кипела жизнь, и самолеты летали постоянно. Однажды ночью отцу позвонили и срочно на машине отвезли в аэропорт. Летел пассажирский борт, и у него не выпускалось шасси. Самолет отправили на соседний тундровый аэродром. Сейчас он заброшен. Мой отец руководил диспетчерами во время той посадки. Все прошло удачно, самолет посадили брюхом на снег. А еще бывало, как в сильную пургу ветер срывал с троссов самолеты АН-2 и угонял в тундру. Или случалось, что ломало лопасти у МИ-8. Их потом искали в сотнях метрах от поля.

Разгрузка багажа с Ил-18 из Москвы, 18 августа 1964 года.

Однажды в Тикси прилетал C-5 Galaxy, самый большой стратегический транспортный самолет ВВС США (http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1777/)

4. Шикарная и единственная гостиница в Тикси. Сейчас четвертый этаж законсервирован и заброшен. Цены стандартные для заполярья — 1900 рублей за койкоместо, или 3800 за номер на двоих. Туалет и душ на этаже. Бумагу лучше купить заранее.

— Сколько же здесь было детского счастья, чуть дальше за перилами, на рулевиках, санках, снегокатах.

5. Все окна в номерах гостиницы затянуты полиэтиленом как дополнительное утепление. Поэтому вид из окна можно оценить только в холле. Прямо за гостиницей было футбольное поле. Там почти каждое лето проводились первенства по футболу среди подразделений ТОАЭ (Тиксинской объединенной авиаэскадрильи). Еще даже ворота остались.

6. Прямо — дом Олега, справа — его школа. Детей в поселке было очень много. В школе одногодок делили на три параллельных класса. Олег часто бегал в школу, не одевая верхнюю одежду даже в самый лютый мороз. Сегодня школа — одно из самых ухоженных зданий в поселке.

— Перед домом и школой проходила, да и сейчас проходит, теплотрасса. Она идет по улице, потому что в условиях вечной мерзлоты проблематично пускать трубы под землей. Поэтому строили специальные короба для прокладки труб. Старшеклассники со школы бегали в эти теплотрассы на переменах курить, там было тепло и не видно.

7. С годами в поселке скопилось большое количество крупного мусора. Вывозить из таких далеких мест большие железяки совершенно не выгодно. Поэтому тут и там чернеют остовы автомобилей и других непонятных средств передвижения или жилищ.

8. Я еще раз напомню, что меня как фотографа привлекают такие полузаброшенные антиутопичные виды. Насмотрелся в детстве Кин-Дза-Дзы )

— Вся верхняя часть поселка была занята военными. В Тикси-3 находилась ОГА — Оперативная группа в арктике. Аэродром был стратегического назначения, и пока он был актуален, была совершенно другая жизнь в аэропорту и поселке. Воинские части были градообразующими. Здесь жили не только военные летчики и все, кто связан с аэропортом. Здесь также располагались строительные и продовольственные подразделения. Недалеко от нашего дома стояли ряды хозпостроек, в которых военные содержали свиноферму и разводили коров. Да, в нашем заполярном Тикси были когда-то коровы, они гуляли прямо по поселку. Но они ушли вместе с военными.

9. Сейчас из животных остались только кошки и собаки.

10. Между этими домами на протяжении 20 лет до начала девяностых была детская хоккейная площадка. Играли без коньков, но с клюшками и на льду. Практически каждый зимний вечер (в любой мороз, но без пурги) дети с близлежащих домов проводили здесь, а их родители наблюдали за ними в окна. Этот двор был наполнен детворой и детскими криками.

А вот так выглядели некоторые дома после недельной пурги в Тикси. Обратите внимание, вход в подъезд прорыт через огромный сугроб.

12. Стас в одном из заброшенных военных домов.

13. Все деревянные дома заморожены и покинуты. Да и большая часть каменных строений смотрит на улицу заколоченными окнами. Это Тиксинский сюрреализм, в Голливуде за такие декорации платят миллионы.

17. Фрагменты общежития молодых специалистов летного отряда. Поселившись в это здание, приехавшие по распределению летчики, диспетчеры, штурманы и техники, полностью осознавали все прелести заполярной жизни. Но, всегда было дружно, спокойно и весело. Все друг другу помогали.

19. Трубы котельной №25. Справа в кадре здание бытовых услуг. Там был продуктовый магазин, знаменитый некогда военторг, парикмахерская, ателье.

20. Спортзал. В Тикси досуг молодежи был хорошо организован. Начиная от футбола-волейбола, настольного тенниса, заканчивая кружком радиолюбителя. Наверное, не было ни одного тиксинского подростка, который не находил в этом спортзале себе занятие.

21. — А это своего рода центральная площадь Тикси семидесятых-восьмидесятых годов. Украшал ее Миг-15. Можно с ответственность заявить, что не было ни одного ребенка в Тикси, кто хоть раз бы не залез на него для фотографии. Здесь же был каток, гарнизонный дом офицеров.

Центральная площадь тридцать лет назад.

22. — Ящики на окнах. Они были практически в каждой квартире на кухне. В народе их называли «холодильник Арктика». Там длительно хранилась рыба и оленина.

25. Современная достопримечательность Тикси — столб с указателями до разных городов мира.

28. Родина мать была всегда, а вот церковь построили лет пять назад.

29. — Многие семьи ставили перед своим домом контейнер. Его было не сложно достать в морпорту. Такие контейнеры служили сараями. В них хранили мороженные продукты, вещи, все то, что не нужно в квартире. Когда очередная семья покидала Тикси, в этих контейнерах вывозились вещи и мебель.

30. — Практически все дома в поселке стоят на сваях. Те здания, где сваи внешне не закрыты — излюбленное место игр детей в «войнушку» и в прятки.

34. А это вид с острова Бруснева. Излюбленное место для весенних пикников, когда воздух уже теплый, но лед еще надежный. Пешие переходы туда и обратно совершенно не напрягали. На фотографии поселек кажется совсем близко, однако это обманчивое впечатление. До ближайших домов больше пяти километров по льду.

Порт Тикси расположен в одном из самых труднодоступных участков Северного морского пути, и является основной базой снабжения и обеспечения плавания всего морского каботажа в восточной части российской Арктики. Порт функционирует только в период летней навигации, длящейся всего 90 дней.

36. В Тикси есть несколько продуктовых магазинов. Товары в 1,5 – 2 раза дороже. Бутылка Бонаквы — 220 рублей. Килограмм картошки — 200 рублей.

37. Олег уже давно живет в Воронеже и занимается реставрацией автомобилей. Он говорит, что в Тикси и его окраинах ржавеет много интересных и редких экспонатов. Однако доставить их на «большую землю» — очень непростая задача.

40. Современная «веселенькая» раскраска домов. Дома в Тикси покрашены в разные цвета и не просто так. Во время пурги, вьюги так легче найти нужный дом по цвету, номеров все равно не увидишь. Местным жителям во время полярной зимы, попавшим в непогоду, разноцветные дома служили верным ориентиром к поселку.

42. Тикси — рай Уазиков. Все Уазики, которые хорошо себя вели в жизни, попадают в Тикси.

44. В день, когда нам нужно было улетать, действие оладушек закончилось. Не хватило буквально каких-то часов. Последние лучи тиксинского солнца успели осветить хвост военного самолета, который при неудачной посадке выкатился за пределы ВПП и развалился. Больше в этот день солнца мы не видели. Начал поддувать подозрительный ветер, обжигая лицо снегом.

Еще утром я позвонил в аэропорт Лечи Тепсаеву. Он сказал, что аэропорт закрыт.

45. Дядя Миша подсказал, что так приближается пурга.

Олег вспоминает, что порой в пургу мело так, что занятия в школе отменяли.
— Бывало просыпаешься, а за окном ничего не видно. Я сразу включал радиоприемник. В 7 утра объявляли. Говорит местный радиоузел поселка Тикси. В связи с погодными условиями отменяются занятия в школах с первого, и в зависимости от мощности пурги, по пятый, седьмой или даже десятый класс. Внезапные выходные выдавались по несколько дней каждый месяц, правда потом приходилось доучиваться. Бывало так, что и в июне учились, отрабатывали накопленные дни. В непогоду жителям поселка крайне не рекомендовалось выходить из дома.

Работников ответственных должностей во время пурги перевозили на гусеничных вездеходах.

46. — В «командирском доме» жило руководство аэропорта. Летом, прогуливаясь пешком от этого дома к аэропорту, мы ловили леменгов в тундре. Обратно в поселок мы возвращались на аэропортовском автобусе, с полными банками и карманами этих полярных мышей.

47. Заброшенная станция спутниковой связи системы «Орбита».

48. Ее двенадцатиметровая антенна так и смотрит в небо, будто еще надеясь получить сигнал со спутника.

49. Тикси пророчат большой подъем в плане жизни поселка и его инфраструктуры. Здесь собираются построить мобильную атомную станцию на реакторе атомных подлодок, отработавших свой срок. Также к 2018 году здесь планируется развернуть подразделение морской авиации. Хочется надеяться, что эти планы сбудутся и вдохнут новую жизнь в Тикси.

50. Пришли хорошие новости из аэропорта. Взлетную полосу очистили, и аэропорт открыли. Наш борт вылетел из Якутска, и как сказал Лечи, если он зайдет в квадрат, то уже точно будет садиться.

51. А небо все хмурилось. Ветер толкал меня в спину, будто хотел спихнуть меня ближе к морю. Внутри зарождалась тревога.

52. Но, хвала погоде и летчикам авиакомпании Якутия, наш АН-24, взревев винтами, успешно приземлился в аэропорту Тикси. Очень оперативно — и часа не прошло, как все пассажиры уже сидели в самолете. Все вылетающие невольно спешили, ощущая силу наползающей пурги. Никто не тупил.

53. АН заурчал своими турбовинтовыми двигателями и порулил на взлет. Нарастающий ветер подталкивал самолет — мол давай, скорее выезжай на взлетку, разворачивайся, да взлетай уже.

54. Трясти начало сразу. Целый час мы летели через пургу. Самолет то бросало вверх, вжимая людей в кресла, то кидало вниз так, что я невольно вспомнил высший пилотаж на учебном ЯК-52. Когда мне показывали штопорные бочки, петли и парение в невесомости.

55. Бедная стюардесса вцепившись в полки с трудом успевала раздавать пассажирам бумажные гигиенические пакеты.
Но все-таки Тикси отпустил нас.

Большое спасибо всем, кто встретил нас в Тикси! Отдельное спасибо Олегу Нагорному, который помог мне в организации съемок в аэропорту и поделился своими воспоминаниями о поселке. Также в написании текста я использовал репортаж http://dnevniki.ykt.ru/Gim-in/493421

Это была заключительная часть рассказа про мою поездку в Якутию. Спасибо за внимание!

Тикси сегодня: новые надежды

Тикси – один из самых северных населённых пунктов России. Расцвет, экономический и культурный подъём этого посёлка пришёлся на начало-середину 1980-х годов. Потом были периоды застоя, упадка и почти полной разрухи.

Читать еще:  Чикаго в каком штате США находится?

Сам Тикси делится на два посёлка: Тикси-1 и Тикси-3. Градообразующим предприятием до недавнего времени был Тиксинский морской торговый порт, который располагается в Тикси-1 и всегда имел большое значение для Северного морского пути. Всё администрирование Тикси, как и центр активной культурной жизни, находились в Тикси-1. Тикси-3 – это посёлок военных специалистов и авиаторов, расположенный в восьми километрах от Тикси-1.

В 2012 году из Тикси-3 вывели подразделения Дальней авиации России, которые базировались там с 1956 года, сняли аэродромное оборудование со взлётно-посадочной полосы и упразднили прямые пассажирские рейсы до Якутска. В те годы многие понимали, что в ближайшем будущем Тикси перестанет существовать и мы потеряем многие труды, успехи и наработки предыдущих поколений в освоении Арктики. Наблюдался большой отток населения, закрывались многие учреждения, добраться с большой земли до Тикси можно было только на перекладных вертолётных рейсах через Усть-Куйгу. Печальнее положение не было ещё никогда…

Но спустя несколько лет (это совпало с визитом в Тикси Президента нашей страны) у далёкого арктического посёлка появилась возможность вновь ощутить себя стратегически-важным пунктом. Появилась надежда, что посёлок будет возрождаться. Тикси попадает в программу социально- экономического развития Арктической зоны России. В рамках развития военной инфраструктуры Северного флота России посёлок Тикси начинает готовиться к формированию в нём подразделений ПВО Северного флота. В 2018-2019 годах идёт активное строительство нового военного городка блочно-модульного типа, в котором будут размещаться подразделения нового армейского соединения. Подобные уникальные административно-жилищные комплексы замкнутого цикла позволят обеспечить автономное существование военным в течении восемнадцати месяцев, без негативного влияния на окружающую среду.

В конце сентября 2019 года свершился исторический момент. В Тикси официально сформирована и расквартирована новая дивизия ПВО Северного флота, которая будет в дальнейшем обеспечивать безопасность воздушного пространства над Северным морским путём и охранять арктические рубежи России.

Новый военный городок в Тикси-3

Немного о современной жизни в посёлке. В Тикси-1 на конец 2019 года проживает около 4000 человек. Работают два общеобразовательных учреждения: Арктическая гимназия (образовательное учреждения повышенного уровня) и средняя школа № 1. На конец 2019 года в Арктической гимназии обучаются 317 учащихся, в средней школе – 210 учащихся. Дошкольную подготовку осуществляет детский сад “Солнышко”, который посещают около трёхсот воспитанников.

Профессиональное образование в Тикси осуществляет Тиксинский многопрофильный лицей (основанный на базе бывшего ПТУ № 33), в котором абитуриентам предлагают освоить рабочие специальности: водителя, сварщика, бульдозериста, монтажника, специалиста в области ЖКХ. Помимо жителей Тикси, в лицей приезжают учиться выпускники сельских школ всего Булунского улуса. В Тикси-3, посёлке авиаторов и военных, работает одна общеобразовательная школа, в которой на ноябрь 2019 года обучаются 24 школьника. В здании этой же школы организованы две дошкольные группы, которые посещают 42 воспитанника от полутора до семи лет. Также в Тикси-3 функционируют детская музыкальная школа и детская школа искусств, которые находятся в здании общеобразовательной школы. Таким образом, все детские образовательные учреждения собраны в одном здании.

Несмотря на отдалённость, в Тикси достаточно хорошо развита культурная жизнь. На данный момент жителям и гостям посёлка свои экспозиции предоставляют два музея. Первый – Музей естественной истории “Горностай”, в котором представлены редкие кадры и плакаты, посвящённые истории Булунского улуса и Тикси, минералы, полезные ископаемые и полудрагоценные камни, собранные в тундре, ископаемые останки животных Арктики, в том числе мамонтов, а также чучела представителей современной фауны Крайнего севера. Второй музей – изобразительного искусства и культуры Арктики – предлагает ознакомиться с историей освоения Северного морского пути. Если повезёт услышать рассказ гида, посетители уходят под впечатлением от смелости землепроходцев.

Активно функционирует в Тикси и новый культурно-спортивный комплекс. Он имеет два отдела: культурно-досуговый и физкультурный. При культурно-досуговом работает много кружков: вокала, национального якутского танца, прикладных искусств и т.д. При физкультурном отделе функционируют спортивные секции: северного многоборья, бокса, волейбола, футбола и др. Большой популярностью среди жителей Тикси пользуется новый кинозал на 180 мест, оснащённый 3d оборудованием. Досуговую жизнь посёлка так же поддерживает этнокультурный цент “Айхал”, в котором периодически проводятся поселковые и районные конкурсы, фестивали и тематические вечера. Согласитесь: для отдалённого арктического посёлка, с численностью населения около четырёх тысяч человек, администрация предлагает достаточно активную культурную жизнь.

По линии развития туристического кластера – успех очевиден. В 2019 году упомянутый выше тиксинский этнокультурный центр “Айхал” заключил договор с “Ленатурфлотом”, в задачи которого входит обслуживание иностранных туристов в Тикси. С июля 2019 года Тикси принял около ста человек иностранных туристов. Это были граждане Германии, Швеции, Австрии, Австралии, Новой Зеландии и Китая. Трансфер, размещение и обслуживание туристов обеспечивало ООО “Айхал”.

Навигация в Тикси длится всего три месяца. С июля по сентябрь из Якутска в Тикси по реке Лене совершает пассажирские перевозки речной теплоход “Механик Кулибин”, вместимостью до 160 человек. За навигацию он восемь раз выполняет свои рейсы. В пути находится четыре дня, делает восемь остановок, стоимость одного билета в самой дешёвой каюте, на прогулочной палубе, – около 13000 рублей (12 260 в навигацию 2019 года). Для сравнения: стоимость авиабилета из Якутска в Тикси составляет около 25000 рублей.

Теплоход “Механик Кулибин” в заливе Неелова. Фото Дениса Хорошевского.

Также из Якутска в Тикси ходит трёхпалубный теплоход “Михаил Светлов”. Он более комфортабельный и ориентирован на круизные рейсы по Лене. За время навигации он четыре раза посещает Тикси. Весь круиз (Якутск-Тикси-Якутск) составляет четырнадцать дней. В пути много остановок по реке Лене и интересные рассказы гида. Стоимость одного места в каюте полулюкс составляет 237 500 рублей (два места — 337 000).

Цены понятны: полмесяца в пути, много остановок в реликтовых местах, национальная кухня и обряды, остров Столб, могила Прончищева. Для тех, кто имеет возможность, — это того стоит. Мой знакомый два года назад побывал в этом туре и получил массу положительных эмоций и воспоминаний.

В силу того что оба теплохода являются речными, а обеспечить сопровождение по морскому участку пути у Тиксинского морпорта нет возможности, они швартуются сразу на выходе из устья Лены, в заливе Неелова, защищённом от сурового моря Лаптевых Быковским перешейком. Дальнейший трансфер до посёлка осуществляется на автобусах. От причала залива Неелова до Тикси-3 около пяти километров.

Интересный факт! В акватории бухты Тикси имеется мощный слой ила, толщиной до пяти метров, а под ним полностью отсутствует вечная мерзлота. Несколько лет назад ОАО “Морской порт Тикси” выиграло два тендера, получило двумя траншами около двухсот тысяч долларов и провело полную очистку бухты. Все работы проводились силами порта. В настоящее время ведётся изыскание средств на проведение дноуглубительных работ. Сейчас глубина акватории бухты не превышает шести метров, что не позволяет судам с осадкой более пяти метров подходить к причалам Тикси. Соответственно, большие морские суда вынуждены оставаться на рейде, что увеличивает стоимость погрузо-разгрузочных работ вдвое. Причалы и подходные каналы в порте Тикси проектировались в начале 1980-х годов, под суда определённого типа, которых на сегодняшний день практически не осталось…

Морской порт Тикси.

В ноябре 2018 году в Тикси введена в эксплуатацию уникальная заполярная ветряная электростанция. Ветропарк состоит из трёх ветроустановок японского производства, мощностью по 300 кВт каждая и является первой очередью будущего Арктического ветродизельного комплекса. Каждый киловатт-час, произведённый ветроэлектрическими установками, экономит около 250 грамм дорогостоящего привозного дизельного топлива и предотвращает выброс в атмосферу около семи граммов углекислого газа. За год эксплуатации станция продемонстрировала высокую эффективность своей работы.

В Тикси на данный момент существуют два церковных учреждения. В 2006 году в Тикси-3 был поставлен Храм Спаса Нерукотворного. Инициатива пришла от командующего дальней авиации России, Игоря Ивановича Хворова, который в одну из командировок в Тикси не только предложил построить церковь, но и рекомендовал место, где её можно возвести.

Серафимо-Никольский храм был освящён в 2014 году митрополитом Иоанном, председателем синодального миссионерского отдела, и архиепископом Якутским Романом. В 2016 году в Тикси побывал с визитом Святейший Патриарх Кирилл.

С тех пор у жителей многострадального посёлка есть возможность молиться о воскрешении Тикси к социально-нормальной жизни, о том, что их родной посёлок не будет забыт и заброшен…

Цены на продукты в Тикси – одни из самых высоких в стране. Всё потому, что очень дорогая доставка. Скоропортящиеся продукты, медикаменты и корреспонденцию в Тикси доставляют авиацией. Доставка одного килограмма по воздуху стоит от двухсот рублей и выше. Можно грубо подсчитать: допустим, килограмм апельсинов стоит сто рублей. Чтобы этот килограмм привезти в Тикси, нужно прибавить ещё как минимум двести рублей, плюс накрутка предпринимателей. Мандарины стоят в магазинах Тикси от пятисот рублей за килограмм, репчатый лук – от 120, мясо – от 600, колбаса – от 700…. Ориентируясь на эти цифры, можно представить стоимость ассортимента других товаров в магазинах посёлка. Средний набор продуктов для новогоднего стола обходится примерно в 8-10 тысяч. Продукты длительного хранения самолётами в Тикси не возят из экономии. Их доставляют теплоходами во время непродолжительной летней навигации или же зимними трассами, по замёрзшему льду.

Самые деятельные предприятия в Тикси на данный момент – это ЖКХ, Сахаэнерго, Гидромет, Гидробаза и Полярная геокосмофизическая обсерватория Института космофизических исследований и аэрономии. В 2015 году с ракетного полигона полярной обсерватории Тикси была запущена первая в новейшей истории России геофизическая ракета МН-300. Цель запуска – зондирование верхних слоёв атмосферы. Для справки: слои атмосферы на высоте от 25 до 300 километров ещё недостаточно изучены. Спутники летают на высотах от трёхсот километров. В слоях ионосферы (верхних слоях атмосферы), которые находятся непосредственно над Тикси, наиболее интенсивно, по сравнению с другими приполярными зонами, происходят северные сияния. Поэтому ракетный полигон Тикси – наиболее подходящее для подобных исследований место.

Запуск ракеты на полигоне Тикси. Фото Дениса Хорошевского.

Оставляет желать лучшего мобильная связь и интернет в посёлке. Хорошей связи нет. Работают три оператора: Мегафон, МТС и Билайн. Более-менее уверенная зона покрытия у Мегафона. Билайн ловит только в центральной части посёлка. Мобильный интернет у всех операторов не выше 2G. Для примера: осуществить видеозвонок по WhatsApp невозможно. Ростелеком предлагает оптоволоконную интернет-связь, которая стоит около трёх тысяч рублей в месяц, при этом устойчивый сигнал от оператора не гарантируется.

Пожалуй, это всё, что я хотел вам рассказать о том, как сейчас живёт мой любимый посёлок Тикси. Очень надеюсь, что в ближайшем будущем Тикси будет расцветать и что с формированием новых армейских подразделений в Тикси социальная и экономическая жизнь его населения улучшится.

Тикси в апреле 2019 года.

Автор: Олег Нагорный, тиксинец и администратор группы “Тикси — бухта встреч”.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector