Хан Тенгри гора где находится?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Хан Тенгри гора где находится?

Хан-Тенгри

Содержание

География

В Срединном (Тенгри-таг) хребте Центрального Тянь-Шаня между заснеженным массивом Шатер (6637 м) и широкой, похожей на неправильную трапецию вершиной пика Чапаева (6371 м) расположена удивительно красивая пирамида, прикрытая снежно-ледовым покрывалом. Это Хан-Тенгри ( в переводе с монгольского-“властелин неба”). Его высота В те же годы в борьбу за семитысячники включились советские альпинисты. Высота этой вершины на топографических картах 30-х годов — 7193 м. Позднее, по уточненным данным, она снизилась до 6995 м. Казахи и киргизы с незапамятных времен называют ее Кан-Тоо (от тюрк. “кан” – кровь, “тоо” – гора). Это название они объясняют тем, что под красноватыми закатными лучами солнца верхняя часть вершины становится почти красной, а тени от проносящихся над ней облаков создают подобие стекающих с нее красных струй.

История

Величественная вершина Хан-Тенгри известна с давних пор. О ней упоминали еще древние путешественники.

Первые научные сведения о ней относятся к середине XIX века. Хан-Тенгри увидел и описал во время своего выдающегося путешествия на Тянь-Шань в 1856-1857 годах известный русский географ и путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский. Вот что он записал в своем дневнике: “Когда мы добрались около часа пополудни к вершине горного прохода, то были ослеплены неожиданным зрелищем. Прямо на юг от нас возвышался самый величественный из когда-либо виданных мною горных хребтов. Он весь, сверху донизу, состоял из снежных исполинов, которых я, направо и налево от себя, мог насчитать не менее тридцати. Весь этот хребет вместе с промежутками между горными вершинами был покрыт нигде не прерывающейся пеленой вечного снега. Посередине этих исполинов возвышалась одна, резко между ними выделяющаяся по своей высоте белоснежная остроконечная пирамида, которая казалась с высоты перевала превосходящей высоту остальных вершин вдвое”.

Это и был Хан-Тенгри.

Описание горной страны, сделанное П. П. Семеновым-Тян-Шанским, привлекло к ней внимание соотечественников – и многих зарубежных исследователей и альпинистов. Начались экспедиции в Центральный Тянь-Шань:

в 1864 году — Н. А. Северцова,

в 1869 году — А. В. Каульбарса,

в 1876 году — А. Н. Куропаткина,

в 1886 году — А. Н. Краснова и И. В. Игнатьева,

в 1889 году — венгерских зоологов Г. Альма-ши и III. Штуммер-Трауфельса,

в 1900 году — итальянских ученых и альпинистов Ч. Боргезе и Г. Брохерель,

в 1902- 1904 годах — ботаника Томского университета Б. В. Сапожни-кова, в 1912 году – русских топографов.

В начале XX века Центральный Тянь-Шань исследовали также немецкие ученые Г. Мерцбахер и М. Фридрихсен. Все эти экспедиции в достаточной мере продвинули вперед изучение Центрального Тянь-Шаня. Были уточнены также расположение Хан-Тенгри и его высота (сведения о высоте были вначале разные: И. В. Игнатьев определил ее в 7320 м, а Г. Мерцбахер — в 7200 м, что, как теперь известно, неверно). Перечисленные экспедиции пополнили “биографию” Хан-Тенгри с географической точки зрения. Но до начала XX века еще не предпринималось попыток восхождения на него.

В 1900 году итальянский географ и альпинист Ч. Боргезе, взяв с собой альпийского проводника М. Цурбриггена, покорившего в 1896 году высочайшую вершину южноамериканских Кордильер почти семитысячник Аконкагуа, попытался взойти на Хан-Тенгри. Вершину он увидел с перевала Аймо-нак (4560 м) и оттуда определил, что путь на нее проходит по леднику Иныльчек. Дальше перевала экспедиции пройти не удалось. Немалую роль в изучении Тянь-Шаня сыграл немецкий географ и альпинист Г. Мерцбахер. Первая его попытка в 1902 году приблизиться к Хан-Тенгри предпринималась со стороны Баянкольского ущелья. Проникнув в его верховья, путешественник увидел Хан-Тенгри. Вместе с проводниками Мерцбахер поднимался на вершины до 5500 м, но пути к подножию Хан-Тенгри так и не нашел. В следующем году Мерц-бахер снова был на Тянь-Шане. На этот раз он направился к Хан-Тенгри по ущелью реки Сарыджас и далее по ее притоку Иныльчек. Его проводником был нарынкольский охотник Н. В. Набоков.

Выйдя на ледник Иныльчек, Мерцбахер прошел вверх по нему 18 км и достиг места слияния двух ветвей ледника. На северную ветвь путь преграждало большое озеро. Подступающие к нему скалы казались Мерцбахеру недоступными. Дальнейшие усилия он направил на прохождение южной ветви ледника Иныльчек. Вскоре он увидел монументальную пирамиду Хан-Тенгри от самого подножия до вершины. По его мнению, Хан-Тенгри выглядел так устрашающе, что не было ни малейшей надежды на возможность его покорения. Тогда Мерцбахер записал в дневнике: “Тянь-Шань не место для альпинистских увлечений”.

Сделанные экспедицией Мерцбахера схемы района, а так-же составленные русскими топографами на основе съемки 1912 года топографические карты долгое время были единственными картографическими документами Центрального Тянь-Шаня. На них точка расположения Хан-Тенгри оставалась условной. Планомерное исследование Центрального Тянь-Шаня началось в 1929 году проведением комплексных экспедиций, инициатором которых стал неутомимый путешественник и альпинист М. Т. Погребецкий. В этот район проникали и группы московских альпинистов. Их возглавляли И. Мысовский и Д. Суходольский.

В результате этих экспедиций значительно продвинулось вперед географическое изучение Тянь-Шаня. К тому времени у Погребецкого окрепла мысль о покорении Хан-Тенгри. Именно такая цель и была поставлена перед его экспедицией 1931 года.

Трудностей для решения этой задачи возникало много. Отсутствовал опыт организации высотных штурмов, не было производства альпинистского снаряжения. Недостаточна еще была климатическая изученность района. Отсутствовали средства связи, и экспедиция с момента выхода из последнего населённого пункта теряла связь с внешним миром. Все это вставало на пути тех, кто стремился покорить Хан-Тенгри и положить начало высотным восхождениям в нашей стране. Вот записи из их путевого дневника: “Шаг и отдых. Еще шаг еще отдых. До вершины не более ста метров, мы уже чувствуем ее, а ноги едва идут. Ветер играет снегом на самой вершине. Отдельные участки покрыты тонким глазурным настом, на котором шуршит сдуваемый фирн. От ветра снег спрессовывается, а нога, привыкшая к мучительному рыхлому снегу, приятно упирается в пружинящую поверхность. Ветер задул в лицо, и мы идем навстречу ему, нагнув головы, опираясь руками на согнутые колени. Шаг за шагом мы приближаемся к вершине, она становится положе и уходит от вас дальше, а сердце колотится, как мотор, и частый отдых Ничего не дает. Кулаки наши сжаты, зубы стиснуты. Еще несколько усилий, еще несколько шагов. Но вот ветер швыряет в лицо снегом с вершины; стена, по которой мы идем, закругляется, выше идти некуда. Вершина!”

В 12 часов дня 11 сентября 1931 года Михаил Погребецкий, Борис Тюрин и Франц Зауберер стояли на вершине Хан-Тенгри. С полным правом это восхождение можно назвать ПОДВИГОМ.

Второе восхождение на Хан-Тенгри состоялось в 1936 году. В течение последующих 18 лет после этой тройной победы никто не поднимался на Хан-Тенгри.

Только в 1954 году альпинисты вновь пришли на Хан-Тенгри. Тогда к вершине вышли казахстанские альпинисты во главе с В. Шипиловым. Впервые восхождение на эту вершину проводилось в рамках чемпионата страны по альпинизму. Победа над вершиной была достигнута, и ее участники были удостоены серебряных медалей. В 1962 году у подножия Хан-Тенгри вновь появились альпинисты. Их возглавлял А. Марьяшев. Штурм закончился победой.

В 1964 году предпринимается первый штурм Хан-Тенгри по новому, более сложному пути. Тогда московские альпинисты из спортивного общества “Труд” во главе с Б. Романовым предприняли штурм вершины с ледника Южный Иныльчек по крутому южному ребру (оно получил название Мраморного ребра). Их же земляки из спортивного общества “Буревестник”, руководимые К. Кузьминым, первыми намечали восхождение с ледника Северный Иныльчек. Обе команды успешно прошли свои маршруты и были удостоены золотых медалей и почетных званий чемпионов страны по альпинизму.

Этими сложными восхождениями не закончились победы над Хан-Тенгри. В 1964 году из спортивного общества “Труд” еще двенадцать восходителей прошли классическим путем на вершину. В составе победителей впервые была женщина- альпинистка Л. Романова.. В 1968 году победы над Хан-Тенгри добиваются казахстанские спартаковцы под руководством Б. Студенина. Они совершили первый траверс самой высокой части Срединного (Хантенгрийского) хребта от массива Шатер до Хан-Тенгри. Победителям были вручены золотые медали, они получили звания чемпионов. В том же году их земляки во главе с Ю. Голодовым повторили прохождение Мраморного ребра Хан-Тенгри. С 1970 года восхождения на Хан-Тенгри проводятся ежегодно, и в каждом году к его вершине стремится далеко не одна команда альпинистов. Они успешно проходят классический путь по западной грани, а также новые, все более усложняющиеся маршруты. Среди покорителей Хан-Тенгри альпинисты Киргизии, москвичи и ленинградцы, узбеки и украинцы, альпинисты Красноярска и Камчатки. Восхождение на Хан-Тенгри стало настоящим испытанием на мастерство.

Из многих выполненных за эти годы штурмов в первую очередь надо отметить прохождение Северной стены (1974 год), а также два траверса (1971 — 1974 годы). В траверсе 1971 года отличились восходители Киргизии во главе с В. Кочетовым. Они прошли траверс Срединного хребта от пика Горького до Хан-Тенгри. Маршрут сложный. Он проходил на высоте более 6000 м преимущественно по фирновым и ледовым гребням с глубокими перепадами. За успех в этом траверсе спортсмены были удостоены званий чемпионов страны в этом классе восхождений и золотых медалей.

В 1974 году вершину штурмовало шесть команд. Наиболее упорной атаке подвергалась Северная стена, которую по параллельным маршрутам проходили москвичи (руководитель Э. Мысловский) и казахстанцы (руководитель Б. Студенин). Успех сопутствовал обеим командам, в чемпионате они стали победителями. Их участники удостоены золотых медалей и почетных званий чемпионов страны.

Замечательных достижений добились наши восходители на Хан-Тенгри. Двенадцать успешно выполненных восхождений стали призовыми в чемпионатах; 31 их участник был удостоен золотой медали и звания чемпиона, 36 – серебряных и 14 – бронзовых медалей.

В 2000 году исполнилось 100 лет со дня первой попытки восхождения на Хан-Тенгри.

В 2001 году отмечалось 70-летие первого восхождения.

Маршруты

Ледник Северный Иныльчек наиболее популярен среди альпинистов, во-первых, с него открывается прекрасный вид на правильную пирамиду Хан Тенгри, именно с Северного Иныльчека было совершено первое восхождение на Хан Тенгри, маршрут сейчас считается классическим. Северная сторона Хан Тенгри более крутая по отношению к Южной, но наиболее безопасна в плане ледовых обвалов и лавин.

Где находится гора Хан-Тенгри — исполин Тянь-Шаня

Вспарывая небо коралловым клином, предстаёт нашему взору Властелин духов, повелитель Небесного хребта, грациозная мраморная пирамида — гора Хан-Тенгри.

Именно цвет пика Хан-Тенгри и породил вокруг него былины, сказанья и поверья. Непомерно суровый климат способствовал усилению страха паломников, миссионеров и негоциантов, вынужденных пересекать перевалы хребта. Ходили небылицы о духах, живущих на вершинах Небесных гор, необычайного роста великанах и громогласных звуках, издаваемых ими.

Появляясь и исчезая в плотных облаках, геликон только усиливал правдивость сказочных рассказов путешественников, обрастая поверьями и мифами. Долгие столетия, сохраняя тайны ушедших веков и девственность своих склонов.

Впервые о горе Хан-Тенгри упоминается в летописях Китая, более чем тысячелетней давности. В середине девятнадцатого века, изучая природный ландшафт Тянь-Шаня, Пётр Петрович Семёнов-Тянь-Шаньский (1857-1858) обратил внимание на высоту Хан-Тенгри и описал её в научных работах.

Карту высокогорья в 1928 году составил профессор из Германии, Готфрид Мирбахе. Его имя увековечено в названии мерцающего озера (3400 м) и бабочки высокогорья — Аполлон Мерцбахера.

Читать еще:  Отказ от гражданства Узбекистана

Гора Хан-Тенгри на карте Центрального района Тянь-Шаня.

Эта горная вершина находится на границе Китая, Казахстана и Киргизии. Другое имя высоты довольно красноречиво — Кан-ТОО (кровавая гора).

Высота пика Хан-Тенгри

Во второй половине ХХ века по поводу правильности измерения высоты горы Хан-Тенгри возникли дискуссии в географическом обществе. Публикации в прессе прослеживают полярность мнений географов. В наше время в большинстве публикаций указывается число 7010 м.

Кто впервые одолел Южный склон неприступной горы? В 1931 году это сделали советские альпинисты: житель Харькова Михаил Погребицкий, полтавчанин Борис Тюрин и Ф. Зауберфер.

Имена первых покорителей пика Хан-Тенгри нужно навсегда внести в анналы нашей памяти. Ими проложен путь для многих покорителей вершин-тысячников.

Особенности климата

Хан-Тенгри располагается на востоке от центра Тянь-Шаня и о. Иссык-Куль. Природные особенности территории не предназначены для жизни людей. Сочетание холода и жары, сухость и разрежённость воздуха, не оставляют надежды на долговременное проживание, не говоря уже о физических нагрузках и телесной слабости.

Снежный покров не образует наста, не даёт опору ногам, рыхлый и всегда готов слететь вниз, образуя лавину. Только сильные духом альпинисты, покорившие до восхождения на Хан-Тенгри другие вершины, могут попробовать взойти на пик Небесного исполина.

Высотная и физическая подготовка, психологический настрой, на столь трудный и опасный подъём, жизненно необходимы в этих обстоятельствах. Только вместе, только в связке можно двигаться вперёд, помогая друг другу при попадании в трещину или откапывая товарища из снежного завала.

Все время хочется пить, спрятать лицо то от обжигающего ледяного ветра, то от яркого жгучего солнца. Такое испытание своих сил дерзают проверить не все. От погодных условий зависит завоевание мраморного хребта, второго по высоте на Тянь-Шане.

В начале ХХ века ещё не было троп для туристов, попытки восхождения предпринимались группами альпинистов на свой страх и риск. Рассчитывать на помощь они не могли, поэтому в горах происходили несчастные случаи гибели человека и животных.

Восхождение на Хан-Тенгри с севера

Надёжность Северного маршрута привлекает к себе любителей покорения горных вершин. Трасса имеет ряд существенных преимуществ, это:

  • хорошая видимость;
  • наличие внутренней связи по рации;
  • необходимое оборудование (верёвочные перила)
  • естественная защита от схода лавин.

Все вместе они предоставляют возможность сконцентрироваться на подъёме. Поэтому именно эта сторона имеет наибольшее количество туристических троп. Но не стоит тешить себя иллюзиями относительно безопасности. Коварство погоды и возвышенности чувствуется в полной мере. Период первичной акклиматизации проходит в базовом лагере.

Описание маршрута

  • Стан 1. В 6 часов утра выходят с базы, под северо-восточный уклон пика Чапаева, проходят по Северному Иныльчеку. Время в пути 60 минут. Ледник покрыт трещинами, засыпан снежком, двигаются, связавшись вместе.
  • Стан 2. Глетчер очень крутой (45–700), засыпан снегом. Направление уходит влево сто метров на перпендикуляр к подъёму, по снежному ножу выходим на ребро с северо-востока. Дальше выходим на ровное место, по гребню, покрытому снегом.
  • Привал №1 на высоте 4600. Обустраиваем бивуак. Передвижение со страховкой, в связках, лазаем весь день.
  • Стан 3. Движемся перпендикулярно горизонта, выход к выступу в сорока метрах. По стене, изо льда и снега, передвигаемся лазаньем на снежную реборду Северо-восточной стороны на пятьдесят метров. По заснеженному застругу, и такому же склону, через двести метров выходим на отлогий пятачок. Продолжаем путь в той же обстановке, на круто склон, продвигаемся на триста метров. Совершаем вылазку по стене к исходу на скалы двести метров, обледенение и снежность увеличиваются. По крутому утёсу берём вправо, перемещаемся к отлогому выступу скалы, выходим на заснеженный заструг, ещё сто пятьдесят метров. Совершаем перестановку и продолжаем движение около трехсот пятидесяти метров. Поворачиваем вправо, по скальной стенке выходим на равнину Северо-восточного плоскогорья, передвигаемся почти сто метров. Справа, по перпендикуляру, через двести метров подходим к привалу № 2, высота 5600. Альплагерь.
  • Стан 4. После акклиматизации, выходим со стоянки и продолжаем движение, двести метров, по гребню, засыпанному снежком. Продвигаемся по склону в виде фирна, двести метров, заходим под выступающие скалы. Выполняем подъем по отвесной стене, сорок метров. Дальше вверх на четыреста метров и уже на плече высоты Чапаева, отметка в 6100 метров. Спускаемся с плеча на седловину по заснеженной линии больших холмов.
  • Привал № 3, отметка 5800. Ставим палатки или оборудуем пещеру.
  • Стан 5. Широкий заснеженный холм, с изредка торчащими скалами, крутизна до десяти градусов. Используем страховочные тросы/верёвки. Увеличивается крутизна до тридцати градусов, впереди скала, снежные участки. На тропах, к высоте 6200 метров, есть много места для обустройства палаток. Сплошные скалы до десяти метров, лазанье техно сложное, требующее страховки.
  • Стан 6. Гребень крутого утёса в пятьдесят пять градусов. На 6400 метрах всего одна ровная поверхность для трёх-четырёх шатров.
  • Привал № 4. Высота 6400 метра. Используется не всегда.
  • Стан 7. Самый сложный участок. Доступно не всем. На отметку 6700 метров нужно пройти скальный гребень, достигающий пятидесяти пяти градусов. Есть площадки для установки палаток. С высоты 6750 метров начинается основная техническая сложность маршрута, выступающая скала в высоту сто пятьдесят метров, крутизна до восьмидесяти градусов. Посередине форта корыто со снегом и льдом, длиною сорок метров, очень круто, до шестидесяти градусов.
  • Привал № 5 можно устроить на высоте 6700 метров, но это бывает редко.
  • Стан 8. Путь к вершине уже не так сложен. Требуется страховка. Впереди реборда, покрытая льдом, со скалами и камнями. Спуск выполняется по трассе в обратную сторону.

На маршруте особенно опасное место под названием бутылка, прохождение её горлышка рекомендовано до девяти часов утра, под тенью пика Чапаева, дабы успеть до схода лавины. Передвигаться там нужно медленно, опасаясь гипервентиляции лёгких и попадания в трещины, которые таятся под снегом.

Если отличная погода, хорошая видимость можно наблюдать редчайшее явление гало над пиком Хан-Тенгри.

О чём стоит помнить:

  1. Психологическая совместимость группы обязательна. Восхождение связано с риском для жизни и нужно быть уверенным в поддержке собрата на 100%.
  2. Амуницию выбирайте с учётом экстремальных условий. Одежда, обувь, палатка должны защитить от проникающего холода, сильного снегопада, порывов ветра, палящего солнца.

Чему научит восхождение?

  1. Быть терпимее к людям, учитывать особенности организма и здоровья каждого.
  2. Правильно использовать одежду, регулировать свой теплообмен.
  3. Автоматизирует навыки в верёвочной технике.
  4. Сохранению здравости и чёткости мыслей в сложных ситуациях.

Всем, кто принимает предложенную программу туристических агентств, стоит учитывать сложность технических нагрузок и своей физической выносливости. Желательно пройти курсы по общей физической подготовке, тренировкам по продвинутому уровню альпинизма.

Запасаясь высокогорным снаряжением и продуктами, не забудьте о специальном разрешении на въезд, т. к. очень близка граница с Китаем.

Хан-Тенгри 3

Симметричная туристическая палатка разработана для любителей отдыха в открытой местности. Достаточно просторна (площадь составляет 3.5 кв. высота — 110 см), вместимость до 4 человек. Малый вес, терм чехол, удобная сумка для переноски позволят избежать перегрузки на восхождении. Конструкция довольно крепкая и устойчивая, можно использовать в любую погоду. Установка палатки «Хан-Тенгри 3» занимает мало времени и сил. Приобретение такого незаменимого товарища, поможет пережить шквальный ветер, сильный холод, снегопад, сохранит сон и силы для подъёма и спуска.

Новости 2018

Двадцать шестого января совершила восхождение с севера на Хан-Тенгри гору команда альпинистов из Киргизии. За всю историю Хан-Тенгри это всего лишь второе зимнее восхождение.

В группе было всего четыре человека. Руководитель Сергей Селиверстов, Алексей Усатых, Михаил Даничкин, Семён Дворниченко.

Очень большие горы, чувствуешь себя песчинкой… С. Дворниченко

В планах была только попытка восхождения на Хан-Тенгри… М.Даничкин

Подход получился жёстким… М.Даничкин

Зимой с вершины видать на сотни километров в округе… М.Даничкин

Хан-Тенгри – Золотой Хан – Властелин Неба

Хан-Тенгри: священная гора тюрков

В начале был Тенгри, было только голубое небо, – гласит тюркский миф.

Тенгри есть Закон, и люди поклоняются ему, восходя на горные вершины. Нет для кочевника горы важнее Хан-Тенгри, а потому должен он совершить паломничество. Степь для кочевника – дом, но если не смотреть вверх, душа никогда не возвысится над степью и тяготами земными.

Антенны земли

Горы занимают на земле около 36 миллионов квадратных километров, или около четверти всей суши. На территории Казахстана несколько горных районов, и наиболее значимым из них является Тянь-Шань. Древняя горная страна занимает большое пространство на Евразийском материке. За свою долгую геологическую историю – а эти горы сформировались во время калидонской складчатости, они подвергались разрушению. В период альпийской складчатости на месте разрушенных гор возникла современная складчато-глыбовая горная система – Тянь-Шань. Многие признаки говорят о том, что поднятие его северных цепей продолжается.

Тянь-Шань раскинулся на многие сотни километров на территории пяти стран – Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Китая. Название Тянь-Шань по-китайски означает «небесные» или «божественные горы». Тянь-Шань – это около тридцати вершин высотой более 6000 метров и два семитысячника. Высочайшей горой Тянь-Шаня является пик Победы (7439 м), расположенный в хребте Какшаал-Тоона границе Китая и Кыргызстана.

В 1931 году этот могучий массив увиделиучастники научной экспедиции под руководством Погребецкого. В 38-ом трое участников московской экспедиции Летавета взошли на эту неприступную гору, а в 43-м топографическая экспедиция инженера Рапасова установила его высшую точку– 7439 метров. В честь победы в Великой Отечественной войне ей дали название пик Победы.

Но самой красивой на Тянь-Шане по праву считается пирамида пика Хан-Тенгри (7010 м). Гора находится в хребте Тенгри-Таг, который является границей между Казахстаном и Киргизией.

Тюркское слово «тенгритаг» образовано от слов «тенгри», что означает «небо», и «таг», что означает «гора». С юга, со стороны Кыргызстана, она имеет правильную пирамидальную форму, на север обрывается трехкилометровой стеной.

На земном шаре не так много географических точек, названия которых сохранились с древности. Одна из них – пик Хан-Тенгри, повелитель неба, властелин духов, а жители окрестных долин называют ее Кан-Тоо, или Кровавая гора. На закате вершина, сложенная мраморами, окрашивается в оранжево-багряный цвет. Согласно легенде, духи разжигают огонь в недосягаемых небесах, и свет его отражает пик, вонзившийся острием в небо. Бегущие облака создают иллюзию движения света и тени на заснеженной вершине.

Многие алматинцы даже не подозревают, что в нескольких часах езды от города, если двигаться в сторону китайской границы, прямо с дороги в хорошую погоду можно увидеть гору, заметно возвышающуюся над другими вершинами. Из зеленых ущелий Центральной части Тянь-Шаня надо лететь менее часа на вертолете, чтобы оказаться у подножия высочайшей горы Республики Казахстан.

Горы – это антенны. Пики направлены вверх, по вертикали, а значит – в космос. В больших горах нет того, что в городах мешает принимать энергии и информацию. Там чисто. А потому люди издревле поклоняются горам, которые считают местами силы.

Вернемся к истории. С середины XIX века к глухому горному узлу потянулись исследователи и путешественники. Первым европейским исследователем Тянь-Шаня был П.П. Семенов, получивший за свой научный труд титул Тяньшанского. Семенов-Тянь-Шанский прибыл на берег озера Иссык-Куль и увидел панораму гор.

После зимовки ученый предпринял экспедицию на лошадях вглубь Тянь-Шаня – так за два года на карте появились новые географические названия и обозначения. Он составил первую схему орографии этой горной страны в виде системы хребтов, собрал горные породы и узнал геологическое строение Небесных гор.

Читать еще:  Чем отличается статус беженца от временного убежища

Увидев с одного из хребтов Хан-Тенгри, Семенов записал в дневнике: «Когда мы добрались около часа пополудни к вершине горного прохода, то были ослеплены неожиданным зрелищем. Прямо на юг от нас возвышался самый величественный из когда-либо виданных мною горных хребтов. Он весь, сверху донизу, состоял из снежных исполинов, которых я, направо и налево от себя, мог насчитать не менее тридцати. Весь этот гребень был покрыт нигде не прерывающейся пеленой вечного снега. Как раз посередине этих исполинов вздымалась одна, резко между ними отделяющаяся по своей колоссальной высоте белоснежная остроконечная пирамида, которая с высоты перевала превосходила высоту остальных вершин вдвое».

Долгое время точка расположения Хан-Тенгри оставалась условной. На Центральный Тянь-Шань приходили экспедиции многих исследователей, ученых и путешественников. Все онипополнили знания о белом пятне на карте мира, а длинное и узкое моренное озеро на леднике Иныльчек названо именем Мерцбахера.

В 1929 году внутренний Тянь-Шань исследовал путешественник и альпинист М. Погребецкий. Он поставил целью восхождение на Хан-Тенгри и вернулся в самое сердце Тянь-Шаня в 31-м. В своем дневнике он писал: «Шаг за шагом мы приближаемся к вершине, она становится положе и уходит от нас дальше, а сердце колотится, как мотор, и частый отдых ничего не дает. Кулаки наши сжаты, зубы стиснуты. Еще несколько усилий, еще несколько шагов. Но вот ветер швыряет в лицо снегом с вершины; стена, по которой мы идем, закругляется, выше идти некуда. Вершина!»

Культ Тенгри

Древние тюрки были тенгрианцами. Они поклонялись природе, а культ Тенгри – это культ небесного Духа-хозяина. Тенгри-хан почитался как единый творец мира, где ему подчинялись все и вся. В умах людей он было огромных размеров, что отражало его космические масштабы, а титул хан указывал на его главенствующее положение во вселенной. Тенгрианцы верили, что смерти нет, есть круговорот жизни, и принимали смерть как естественное продолжение жизни, только в другом существовании.

Тенгри-таг, Хан-Тенгри, тенгрианство… Как перекликаются эти слова! И вершина правильной пирамидальной формы считается одним из сакральных мест Казахстана.

Этот район, долгое время остававшийся закрытым в силу своей близости к китайской границе, стал доступным в 80-х. На Тянь-Шань буквально хлынули японцы, американцы, болгары, румыны, французы, англичане и другие иностранцы. В Казахстане и Кыргызстане стали открываться альпинистские лагеря и турфирмы, которые предлагают клиентам треккинги по Тянь-Шаню и восхождение на два семитысячника.

Постепенно Центральный Тянь-Шань превратился в центр мирового альпинизма. Летом здесь работают международные альплагеря, стоят самостоятельные экспедиции. Чтобы попасть к подножию семитысячников, которые альпинисты называют Ханом и Победой, они приезжают в Алматы, откуда на машинах их везут в зеленые ущелья, где царит тишина, а воздух полон дивных запахов елей и луговых трав.

Если альпинист намерен взойти на пик Победы, он выбирает лагерь на леднике Южный Иныльчек со стороны Кыргызстана. Здесь же начинаются маршруты на Хан-Тенгри с юга, и наиболее популярным является классический путь через перемычку между Ханом и пиком Чапаева. С юга середину горы рассекают мраморные серпы, подчеркивающие ее пирамидальную форму. С севера, с ледника Северный Иныльчек, есть классический маршрут через плечо пика Чапаева, где сходятся две «классики», или по крутой Северной стене, что доступно только мастерам.

Для многих казахстанских альпинистов восхождение на Хан-Тенгри не является из ряда вон выходящим событием, алматинцам близость горного района позволяет постоянно совершенствовать свое мастерство и работать гидами.

Астральные знаки

Известный казахстанский альпинист Ринат Хайбуллин проводил на Тянь-Шане альпинистский фестиваль «Хан-Тенгри». По итогам восхождений за 1990 год спортсмен из клуба армии был признан одним из лучших альпинистов СССР. Летом 1994 года он пережил на Тянь-Шане историю, которая заставила его оставить большой спорт и заниматься развитием туризма.

Он соло сходил на Хан-Тенгри и спустился в базовый лагерь – для горовосходителя его уровня одного дня было достаточно. А уже на другой день он в одиночку пошел на самый северный семитысячник земли в скоростном темпе. Взойти соло на пик Победы, который принято считать одной из самых кровожадных гор мира, могут только избранные, а их – единицы. Ринат не успел засветло подняться до снежной пещеры в районе пика Важа Пшавела. Началась непогода, а рельеф становился все круче. На высоте 6800 метров он решил повернуть назад и на спуске сорвался на припорошенном снегом ледовом склоне, но успел задержаться.

К тому времени на пике Победы погибли около пятидесяти человек. Он решил не рисковать, ледорубом выкопал в снегу укрытие и лег на рюкзак. И вдруг рядом с ним опустился на корточки… второй Ринат. Был сильный ветер, мела метель, и альпинист решил, что у него начались галлюцинации, но мозг работал, как швейцарские часы.

Двойник настойчиво потребовал не лежать на боку, а опереться на локоть, и расшнуровать ботинки, чтобы не отморозить к утру ноги, потому что холодная ночевка на пике Победы либо заканчивается как минимум обморожениями, как максимум – смертью. В условиях холодной ночевки, на высоте, Ринат вполне мог не проснуться. Но двойник и не давал ему спать, потребовав, чтобы он достал из рюкзака газовую горелку – натопить из снега кружку воды, и плитку шоколада, потому как в тот день он почти ничего не ел, надеясь найти консервы в снежной пещере.

Шоколад на морозе превращался в песок, царапал горло, и Ринат с трудом глотал его. А потом ему удалось ненадолго заснуть, и на рассвете альпинист продолжил спуск. В тот день он еще раз сорвался на ледовом склоне, но сумел задержаться при помощи айсбайля, подаренного ему французом Пьером Бижаном. К тому же в том сезоне он часто проводил для молодежи занятия по самозадержанию на льду. Потом Ринат провалился в подгорную трещину – под ним зияла бездонная пропасть, но он успел широко расставить руки и повиснуть над трещиной. Какая сущность была рядом с ним в ту ночь? Астральный двойник, ангел-хранитель? Но все ее требования были очень разумны.

А с одним из самых известных альпинистов Денисом Урубко на Тянь-Шане дважды произошли похожие мистические истории. Часто бывая в Гималаях, он не раз ночевал возле монастыря Тьянгбоче на высоте 3867 метров, который стоит в рододендроновом лесу национального парка Сагарматха, на тропе, ведущей под Эверест. Во время службы монахи в бордово-красных одеждах и невероятных головных уборах прикладывают к губам длинные трубы, и пространство дрожит от низких вибраций. Спутать эти звуки с чем-либо трудно, но дважды Денис Урубко слышал эту странную музыку в горах Тянь-Шаня.

В 2011 году он вместе с напарником Борисом Дедешко лез по Западной стене на пик Пржевальского (6240 метров). Это был сложный первопроход, и альпинисты ночевали на одной из перемычек. На рассвете они проснулись и вдруг услышали рев непальских труб, как будто оказались не на Центральном Тянь-Шане, где на десятки километров нет ни души, а недалеко от монастыря Тьянгбоче в Гималаях. Пока выбрались из спальных мешков, все затихло. Невозможно, чтобы одна и та же галлюцинация звучала одинаково для двоих, а рев труб оба альпиниста слышали отчетливо. Неужели так музыкально, четко выписывая мелодию, может завывать ветер в скалах?

А через несколько дней Денис Урубко в одиночку поднялся на Хан-Тенгри, поставил палатку на высшей точке, чтобы переночевать для акклиматизации на высоте 7000 метров, и ночью проснулся от рева этих труб. Он выглянул из палатки и увидел фейерверк над вершиной. Огни вспыхивали беззвучно и все были одинакового белого цвета. Это невероятное явление сопровождалось низкими вибрациями, напоминающими звук непальских труб. Что это было? Танцы и музыка духов – посланцев бога Тенгри?

В этих таинственных местах люди на время забывают о городских заботах, у многих появляется шанс узнать, есть ли внутри них сила, а вернувшись домой, они понимают, что их жизнь разделилась на «до» и «после» экспедиции. И вчерашние проблемы покажутся сущими пустяками: прикоснувшись к дикой природе, к истории заповедных мест, к верованиям людей, живших ранее,они начинают жить более осознанно.

ГОРА ХАН ТЕНГРИ

Гора Хан Тенгри – высшая точка на Тянь – Шане . По гипсометрическому определению высота этой горы 20 000 футов абсолютно. Снежная линия на северном склоне лежит на высоте 11500 футов, а глетчеры спускаются до высоты 9500 футов», – писал в своих записках во время очередного путешествия по Тян-Шаню выдающийся географ, историк и фольклорист Ч. Валиханов. Тангритаг – Тянь Шань, в переводе с китайского «небесные горы», а соседний с ним Памир – «крыша неба». Какое из названий древнее – древнетюркское Тангри Таг (Тау) или китайское Тянь Шань – неизвестно. Высшая точка – вершина горы Хан Тенгри находится на высоте 6995 метров. Собственно, Хан Тенгри – гора семитысячник, если округлить оставшиеся пять метров. В горных районах Казахстана имеется 12 вершин, достигающих 6900 метров, среди них самая высокая – Хан Тенгри, Небесный Правитель, Хан богов, Гора богов, Царь богов. Хан Тенгри – символ высокого и непоколебимого духа казахского народа. Вполне можно сказать, что это древнетюркский Олимп, казахский Олимп, поскольку Олимп и есть обиталище богов, в переводе с греческого.

Хан Тенгри – Мировая гора древних тюрок. Монголы, ставшие буддистами в средние века, до сих пор поклоняются Тенгри. Но Тенгри – бог не только тюрко-монгольских народов. Как пишет выдающийся английский исследователь древней культуры Э.Б. Тайлор: «В образе монгольского Тенгри виден переход людей от понятия о небе к понятию о небесном боге, а затем к понятию о боге или духе вообще. Стоит только проследить все это, стоит только далее вдуматься в описание культа неба у древних тюрков, небесного бога и небесного праотца финнов, как совершенно бесспорной становится правота Кастрена (финского ученого XIX века). Последний утверждает, что учение о божественном небе (Тенгри) лежит в основе первых представлений не только о небесном боге, но и о высшем божестве вообще – представлений, которые, спустя века после обращения этих народов в христианство, слились с понятием о христианском боге» (Тайлор Э.Б. «Первобытная культура», М. 1989, с.450). «Термин «Тенгри» принадлежит древнейшему мифологическому фонду народов центральной Азии и, возможно, был представлен еще в языке хунну (III век до н.э. и раньше). Его сближают с хуннуским «ченли» (небо), предлагаются и более широкие параллели (шумерское – дингир, бог, «небо»). Представление о Тенгри складывалось на основе анимистических (первобытных) верований о небесном духе-хозяине, причем небо мыслилось и его непосредственным проявлением, и местом его обитания. Тенгри как персонифицированное мужское божественное начало, распоряжающееся судьбами человека, народа и государства, выступает в древнетюркской мифологии. Возникший, возможно, еще в дотюркскую эпоху, почти в неизменном виде фигурирует Тенгри у средневековых монголов (Монхе-Тенгри, «вечное небо»), (Манги-Тенгри – казахское). Позднее образ единого благодетельного, всезнающего правосудного божественного неба Тенгри сохранился в верованиях хакасов и у монголов. Поклонение персонифицированному божеству Тенгри-хану наблюдалось у западных тюрок – савиров (VII век.). Тенгри хан мыслился огромных размеров, что отражало космические масштабы небесного бога, тождественного самому небу, а титул «хан» указывал на главенствующее положение – во вселенной или в пантеоне богов. Эти представления оказались весьма стойкими» («Мифология», Москва, 1998).

Читать еще:  В помощь путешественникам - Подборки рекомендаций

Согласно тенгрианской мифологии когда-то не было ни земли, ни неба, а был только один необъятный океан. Однажды внутри океана возник Белый Свет – Ак Жарык, из которого образовалось сияющее золотое яйцо. Внутри него спал бог Тенгри, будущий прародитель всего мира. Он спал очень долго, миллионы и миллионы лет, и вот однажды проснулся. Тенгри разбил скорлупу яйца и вышел наружу. Из верхней части яйца Тенгри сотворил Небо, а из нижней сделал Землю. Чтобы Небо не упало на Землю, и снова не воцарился хаос, Тенгри поставил между ними посох – Небесный кол – Темир казык – Полярную звезду. К Полярной звезде Тенгри привязал небесных коней, звезды и созвездия, которые ходят по всему Небу вокруг». Отделив Небо и Землю, Тенгри, чтобы произвести потомство, и сам разделился на мужчину и женщину. Женщину-богиню он назвал Тенгри Умай, и поселил ее на вершине горы Сумеру, в небесной выси, там, где рядом с Небесной горой находится молочное озеро – Сутколь. Молоко матери Тенгри Умай – это звездная дорога, Млечный путь, который протекает по всему Небу и впадает в молочное озеро – Сутколь. Дыхание Тенгри стало ветрами и облаками, голос – громом, правый глаз Тенгри – Солнце, левый глаз – Луна. Громом и Молниями во время грозы Тенгри поражает злых духов, мешающих жить богам и людям. Тенгри – всемогущ и всесилен, каждое его слово материализуется, превращается в дела, по его слову воздвигаются горы и наполняются моря. Тенгри распоряжается людскими судьбами, только ему ведомо, когда должен родиться, как жить и когда умереть человек. Тенгри – верховное божество, другие боги исполняют его волю и приказы. Тенгри всесилен, и чтобы направлять людей на путь истинный, он посылет к ним на Землю своего избранника для испытания людей – пророка. Никакой человек не может укрыться от божьего суда, от суда Тенгри, ибо Тенгри – всевидящий. Нет такой тайны, которая могла бы быть неизвестной Тенгри. Все свои желания и стремления человек должен согласовывать с верой в Бога Неба – Тенгри. Человек во всем зависит от хозяина Неба и Земли, от хозяина Мира – Вечного Тенгри – Манги Тенгри. В служении богу Неба – Тенгри состоит счастье человека. У Тенгри есть три сына: Гесэр, Чингиз и Ирен-Сайын. Они составляют единое целое. У них несколько имен – Уш Курбыстан – Три Сверстника, Три хана – Три властителя. Вместе они называются Телегей. Возможно, отсюда происходит христианская Троица: Бог отец, бог Сын, бог – Святой Дух, поскольку древнетюркские и алтайские мифы древнее христианских мифов. Старший из сыновей Тенгри Гесэр, его отец посылал к людям совершать разные подвиги. Средний сын Чингиз – это имя означает также и море, океан – Тенгиз. Младший – Ирен-Сайын. Им подчиняется бог Улкен – Большой, который управляет всем миром и всеми делами в нем.

Хан-Тенгри

Историко-культурный и общественно-политический журнал

Проблемы и перспективы евразийской интеграции

Издается силами АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка»

Публикации журнала

Александр Габуев:«Китай остается единственной крупной экономикой, которая структурно дополняет экономики Центральной Азии»

О китайской модели будущего для стран Центральной Азии и о том, как коронавирус .

Давлат Худоназаров. Об одной научной ошибке, или История без политики

В интервью c независимой журналисткой Нигорой Бухари-заде Давлат .

Как обретается вторая родина. Писатель Лев Усыскин беседует с таджикским строителем Ховаршо Ш.

Мы много говорим и пишем про интеграционные процессы в рамках ЕАЭС. Это правильно.

Александр Джумаев: «Чудеса» и новшества русских в восприятии «среднеазиатского человека». Шок, освоение, присвоение

Технический прогресс, привнесенный со стороны, может дать толчок самокритике .

О проекте

В самом центре евразийского материка, на стыке Китая, Киргизии и Казахстана, возвышается величественный, необычайно красивый пирамидальный пик с ровными гранями. Для европейцев его открыл и описал Петр Петрович Семёнов Тян-Шанский в 1857 году. Высота пика оказалась ровно 7000 метров (последующие измерения показали, что без снежного покрова всё-таки на пять метров меньше). Проводники из киргизов называли гору Кан-Тоо – «Кровавая гора». И, действительно, на закате пик отсвечивал розовым гранитом. Однако Пётру Петровичу открылось, что перед ним легендарный Хан-Тенгри – главный пик всего Тянь-Шаньского хребта. Сомнений быть не могло – по высоте пик вдвое превышал окружающие его горы.

И на географические карты всего тогдашнего просвещенного мира Кан-Тоо (по-казахски – Кантау) был нанесён именно как Хан-Тенгри.

Великий путешественник смотрел на Кан-Тоо с севера, с хребта Терскей-Алатау. И главной вершины Тянь-Шаня он не увидел. Главная вершина – настоящий Хан-Тенгри – хорошо просматривалась с юга, из теперешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Эта вершина на 430 метров выше Кан-Тоо. Теперь она носит название Пика Победы.

Путаница, символизирующая неоднозначность сущего в одном из самых загадочных регионов мира, стала причиной почти столетнего территориального спора с Китаем. Каждая из сторон проводила границу по тому Хан-Тенгри, по которому считала выгодным для себя. И только соглашение 1996-го года между Киргизией и Китаем урегулировало проблему окончательно. Теперь Кан-Тоо – Хан-Тенгри – формально считается вершиной трех государств. В известном смысле – гвоздём, удерживающим регион в равновесии.

Всю Центральную Азию, в которой языческое тенгрианское начало до сих пор весьма ощутимо.

Для нас ошибка Петра Петровича поучительна вот ещё почему. Российская империя пришли в Среднюю Азию всего 150 лет назад. Она пришла в край с мощными культурными напластованиями, где на тенгрианство накладывались эллинизм, буддизм, арианство, арабская культура в лице мусульманства, суфизм как извод иранской и тюркской культур; пришла в край, который полторы тысячи лет торговал и воевал с Китаем и Персией; понятно, что многое из того, что хорошо просматривалось с юга, с севера было сходу не разглядеть.

Так оно и до сих пор, между прочим.

Не лишним будет вспомнить, что ещё открылось Семёнову Тянь-Шанскому по пути к Хан-Тенгри, в истоках Нарына – реки, с которой начинается великая Сыр-Дарья:

«В золотистых зарослях лука, осыпанные лепестками, лежали люди. Мужчины и женщины, дети и старики. Сотни трупов с лицами, искаженными болью, страхом, голодом, опрокинутые навзничь, на спину, незряче смотревшие в небо. На высоте, достигающей трех с половиной верст, в холодном чистом воздухе трупы не разлагались. Люди казались спящими, и это еще сильнее действовало на путешественников. Здесь, на Заукинском перевале, сарыбагиши истребили богинцев из рода манапа Бурамбая.»

А. Алдан-Семёнов «Семёнов Тянь-Шанский»

Россия пришла в край чужой и древней культуры – это правда. А ещё она пришла в край, истощенный многовековой феодальной и племенной рознью, эпидемиями тифа и малярии, засухой и религиозными войнами. Пришла как классический колонизатор: с военной администрацией, обустройством гарнизонов, созданием светских судов и светских школ. Провела железные дороги. Перехватила инициативу в торговле у англичан и китайцев (в основном через татар и староверов). Поощряла массовое переселение русских и украинцев на неосвоенные земли. Подавляла восстания.

Набравшись опыта в Туркестане, ринулась осваивать Манчжурию и походя вляпалась в двадцатый век с его броненосцами, пулеметами, дальнобойными орудиями и революциями.

Октябрьская революция отменила колонизацию края. На смену ей пришла советизация: светская идеология и жесткое управление, не брезгующее террором, опора на национальные кадры, сопряженная со строительством новых наций (и национальных культур). Началась индустриализация, вызвавшая бурный рост городов и всех инфраструктур современной жизни, включая системы образования, здравоохранения, социальных услуг. Фактически были построены готовые – «под ключ» – социальные государства. Разговоры об оккупации или колонизации в данном контексте представляются малопродуктивными. Этот путь мы прошли вместе. И осмыслять его продуктивнее всего – сообща.

Именно этому – осмыслению совместно пройденного пути и перспектив на будущее – будет посвящён наш журнал.

Странам Центральной Азии – Казахстану, Узбекистану, Киргизии и Таджикистану – предстоит сложный переход от социального государства ХХ века к современному постиндустриальному обществу. Ровно те же задачи стоят перед Россией.

Нас объединяет история и общность задач.

Мы хотим влиять на политику через умы. Мы хотим внести свой посильный вклад в формирование продуманной, осмысленной, грамотной стратегии на евразийском направлении российской политики. Мы будем работать над достижением общественного консенсуса по вопросу евразийской интеграции.

На сегодняшний день, к сожалению, подобного консенсуса нет ни в российском обществе, ни в странах Центральной Азии.

В самой России, по факту, образ Средней Азии ассоциируется с трудовой миграцией «второй волны»: дворниками, строителями, таксистами, разносчиками пиццы. Россия слишком велика, чтобы прочувствовать непосредственное соседство с центральноазиатскими странами на широте того же Новгорода или Перми. Да и с исторической памятью у неё большие проблемы – она то ли коротка, то ли переменчива. Ориентация на Европу и европейские ценности большей части русского «просвещенного» общества категоричностью своей подобна девичей страсти, гонящей из родительского дома босиком по морозцу. В любви, может, и допустимо бросать родительский дом, но в политике это нонсенс. Ладно, мы поделили его на отдельные квартиры – но в чужих квартирах натыкаемся на знакомую с детства мебель, а на стенах висят наши семейные фотографии.

Ориентация на либеральные – европейские без кавычек – ценности никак не противоречит сближению со странами Средней Азии (и с Россией – если смотреть оттуда). Напротив. Европейскость пришла в Среднюю Азию через Россию – в русской интерпретации, в русском её изводе. И поддерживается не в последнюю очередь присутствием русского элемента в регионе. Что же касается нас – даже наши сегодняшние (недостаточные) усилия по интеграции региона заставляют нас быть большими европейцами, чем мы умеем. Это факт.

Процессы интеграции в рамках ЕАЭС медленно, но идут. Идут, но – медленно. В том числе и потому, что нет кровной заинтересованности элит. Переход на единые стандарты может длиться годами. Это важная, но во многом технически-бюрократическая, невидимая для неспециалистов работа. Для закрепления нашего ментального и культурного присутствия в регионе нужны новые смыслы, новые интеллектуальные продукты и новые люди. Необходимо налаживать связи с элитами молодых государств, в нашем случае – с интеллектуальными и гуманитарными кругами. Для этого нужен ресурс – журнал, способный стать коммуникационной площадкой для общения гуманитарных элит государств Средней Азии с отечественной гуманитарной элитой.

Гору осилит идущий.

На Пике Победы (том самом, который «настоящий» Хан-Тенгри) в далеком 1955 году погиб мой отец – Эргали Рыспаев. В том трагическом восхождении погибли 12 из 13-ти человек штурмового отряда казахстанской экспедиции, усиленной москвичами. Их замела метель. Найти и спасти сумели только одного человека – Урала Усенова. Ему ампутировали обмороженные пальцы рук и ног. Но уже на следующий год Урал Усенов всё-таки поднялся на главную вершину Тянь-Шаня.

Для меня, как для главного редактора нового журнала, нынешняя работа – в какой-то степени продолжение восхождения, начатого отцом.

Спасибо инициаторам проекта – Институту Внешэкономбанка – и команде сайта Информационно-аналитического центра МГУ, принявших нас в свои ряды.

В основном мы будем выкладывать лонгриды – серьёзные аналитические материалы для вдумчивого чтения. Плюс первоисточники (а предки не умели и не любили писать коротко). Мы намерены ориентироваться на вдумчивого читателя – и вдумчивых авторов, разумеется.

Эргали Гер,
главный редактор

Команда проекта

Эргали Гер
Главный редактор

Анастасия Сухова
Ответственный секретарь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector