Иосифо Волоцкий монастырь где находится?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Иосифо Волоцкий монастырь где находится?

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

История

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь вблизи Волока Ламского (ныне – город Волоколамск Московской области) основан великим русским святым преподобным Иосифом Волоцким в 1479 г. Преподобный Иосиф (1439-1515), будучи человеком неравнодушным к проблемам и трудностям мира, был твёрдо убеждён, что монастыри должны быть центрами просвещения и благотворительности. Монастырь помогал окрестным жителям во время бедствий и неурожаев, содержал богадельню и приют для сирот.

При преподобном Иосифе монастырь стал крупнейшим центром культуры Древней Руси. Здесь собирались и переписывались книги, библиотека монастыря не знала себе равных.

Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в с.Язвище-Покровское недалеко от Волоколамска. В 20 лет принял монашеский постриг у преп. Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушел со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом.

Иосиф Волоцкий с успехом продолжил дело своего учителя в третьем поколении Сергия Радонежского – просвещение русского народа в духе чистоты веры и патриотизма. Не случайно его основной труд, и это первый на Руси систематический богословский труд, носит название «Просветитель». А появился он на свет как результат изменившего судьбу Церкви и государства подвига святого Иосифа, под флагом канонического Православия выступившего победоносным вождем в неравной борьбе с укоренившейся в начале 16 в. в самых верхах духовной и светской иерархии ереси «жидовствующих».

Не будет большим преувеличением сказать, что исповедническим трудом и разящим словом пламенных посланий преподобный Иосиф вместе со святителем Новгородским Геннадием (составителем первой Русской Библии) спасли Русь как православное государство. Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Сохранив для Московской Руси православную веру, не допустив расколов и разногласий, преподобный Иосиф содействовал укреплению, в том числе и территориальной целостности, нашей страны и географическому расширению России».

Нет на Руси второго такого монастыря, возрастившего за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны прославленные в лике святых Первосвятители Казанские Герман и Гурий.

В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Черный, Кассиан Босой, Фотий. Насельниками монастыря были архиепископы Казанские Гурий и Герман.

Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и др.

Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сложившийся в ХУ-ХУП веках, сохранивший свою цельность. Система из трех прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремленными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.

Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооруженная в 1504 году, в которой в 1-й половине ХVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем. Уникальная колокольня XV-XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей.

До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками, изящная Петропавловская церковь на богато декорированных Святых вратах, прекрасный, большого объема Успенский собор на высоком белокаменным подклете с изразцовым фризом «павлинье око» работы Степана Полубеса. В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружен великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1909 году палехскими мастерами. На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала ХХ века.

В 1572 году явила себя чудом попринесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта.

Мощи преподобного Иосифа Волоцкого были обретены в месте его погребения под стеной Успенского собора в 2001 году — Божиим промыслом 31 октября, во время всенощного бдения под день его памяти.

Иосифо-Волоцкий монастырь является ставропигиальным: его священноархимандрит – Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

В мае 1989 г. Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Стала возрождаться духовная жизнь. Возглавлял обитель до ноября 2003 г. митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (+ 4.11.2003 г.).

В 2004 году наместником монастыря назначен игумен Сергий (Воронков). В 2012 году Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам по восстановлению Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря игумен Сергий удостоен сана архимандрита.

В монастыре ведутся реставрационно-восстановительные работы. Подходят к завершению работы по реставрации древнейшего памятника – храма Богоявления с Трапезной палатой (нач. ХУ в.). Особое внимание уделяется реставрации Успенского собора, где 27 сентября 2015 г. праздничное богослужение в честь 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В первые же годы монастырь столкнулся с немалыми трудностями. Кризисная ситуация в стране, конечно, сказывалась на жизни и быте насельников монастыря. Помещений, пригодных для проживания и совершения богослужений практически не было. Значительные средства требовались на ремонт и реставрацию. Одновременно в монастырь потянулись и местные сельские жители, оказавшиеся без зарплат и пенсий. Им необходимо было помогать. Первый игумен монастыря митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим поставил задачу – постараться прокормить себя своими руками. Таким образом, уже в начале 90-х годов были заложены основы хозяйственной деятельности обители. Были устроены огороды с теплицами, ферма, курятник, посажены плодовые деревья и кустарники, заведена пасека. В одной из башен оборудовали свечное производство. Организовали швейную мастерскую, обеспечивающую внутренние потребности монастыря, столярную мастерскую. В настоящее время на монастырской ферме около 15 коров. Молоко перерабатывает молочный цех, где делают кефир, сметану, масло, творог, сыр, полностью обеспечивая потребности насельников монастыря. Пасека имеет около 30 ульев. Меда хватает и для нужд братии, и для продажи. На огородах выращивается картофель, морковь, лук, чеснок, свекла, капуста, кабачки, тыква, огурцы, помидоры, перец, зелень. Фруктовый сад ежегодно дает большой урожай яблок и груш, ягод. Грибами монастырь снабжают богатые окрестные леса. Не забывает монастырь и о паломниках. В трапезной для них готовят разнообразную выпечку, делают квас и сбитень. В монастырском скиту налажена выпечка хлеба.

Как это было и раньше, насельники монастыря сочетают молитву с трудами. Монастырское обширное хозяйство требует к себе много внимания, поэтому не все насельники имеют возможность для посещения богослужений. Хотелось бы, чтобы было более благоприятное, не в ущерб духовной жизни, сочетание трудовых обязанностей и молитвы. Всегда в монастыре желанны трудолюбивые люди, готовые к послушанию и любящие молитву.

Наместник

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Оформление восточного фасада церкви Петра и Павла характерно для конца XVII в. Алтарная часть имеет две апсиды, поскольку примыкает к крепостной стене, но воспринимается как симметричная постройка: кажется, что ещё одна апсида с парным изразцовым столбом скрыта от глаз. В этом сказалось стремление к ясной симметрии с укрупнённым центральным звеном и органическое приспособление к общей нерегулярности постройки. В декоративном убранстве также сочетаются регулярные и нерегулярные черты, разнообразные архитектурные формы и виды декора: фигурные украшения из кирпича штучного набора чередуются с муравлеными и ценинными изразцами. Особенно выделяется в этой композиции круглый столб, разделяющий апсиды.

Главный храм монастыря возводился трижды. Первая церковь Успения, деревянная одноглавая, была заложена преподобным Иосифом 6 июня 1479 года. В 1484 году уже возводится белокаменный собор. 18 декабря 1486 года храм был освящён. Росписи были выполнены “хитрыми живописци в русской земли: Дионисьем и его детми – Владимером и Феодосием, и Паисеею иноком, и два братаничя Иосифовы – инок Досифей да инок Васиян”. Храм был пятиглавый с деревянными крестами. Главы и кресты были обиты железом. Очень богат был интерьер соборной церкви: иконы работы Андрея Рублева и Дионисия, многие из которых имели драгоценные оклады, высокохудожественные шитые пелены, великолепные священнические одежды.

В 1688 году обветшавший собор был разобран, а на его месте возведён новый, гораздо более высокий и величественный, “коштом и усердием” московского дьяка Захария Богдана Силина “по своих родителях в вечное поминовение”. В 1692 году строительство было завершено, освящён собор после отделки в 1696 году. Новый храм отличался от прежнего грандиозными размерами и величественными формами. Он сооружался при участии московских мастеров под “смотрением” архитектора Приказа каменных дел Кондратия Мымрина. Храм четырёхстолпный пятиглавый, на высоком белокаменном подклете, возвышается цельным монолитом. С трёх сторон его окружает аркада на массивных столпах с папертью. Собор украшен карнизами, полуколоннами, изразцами, рельефно выделенными тимпанами. Все эти украшения свойственны русской архитектуре второй половины XVII века, но их сочетание делает неповторимым общий силуэт храма, который отличает изысканная простота и продуманность пропорций, строгая симметрия. Композиционно выделены вертикали, восьмигранные барабаны уподоблялись столпу звонницы, стоявшей рядом с собором. Общая вертикальная устремлённость отчётливо просматривается и снаружи, и внутри храма. В это время зодчие стремятся увеличить вместимость и освещённость храма. В связи с этим появляется обилие окон большого размера. Они обрамлены наличниками с “разорванными” фронтонами. Многоцветные изразцовые пояса помещены на стенах храма в соответствии с его основными пропорциональными членениями. Эти пояса подчёркивают горизонтальные тяги, делящие фасад на ярусы. Во фризе, завершающем стены собора, расположен пояс “павлинье око”, а из отдельных изразцов этого фриза сложены пояса, размещённые посредине фасада, на барабанах и на крыльце западного входа. Крупные яркие ленты с растительным орнаментом придают храму нарядную декоративность. Высокие двухярусные галереи собора так же украшены многоцветными клеймами, каждое из которых сложено из четырёх изразцов. Эти клейма разделены изразцовыми колонками с тонким изящным орнаментальным рисунком по белому, жёлтому, зелёному фону. Изразцы галерей объёмны и выглядят как небольшие рельефные вставки.

Иконостас собора изменялся до второй половины XVIII века. Резьба местного ряда, сохранившаяся до наших дней, выполнена Евсевием Леонтьевым, мастером из Новомещанской слободы Москвы, в 1690-х годах. Такие ордерные иконостасы появились на Руси во второй половине XVII в. В отличие от прежних тябловых они имели вертикальную ориентацию, их стройные колонки украшались сквозной резьбой. Сложная пластическая резьба первого яруса принадлежит к лучшим образцам иконостасной резьбы. Верхние ярусы были обновлены в середине XVIII века. Авторы икон – Григорий Антонов и братья Потаповы. Иконы нижнего яруса иконостаса находятся в музее имени Андрея Рублева.

Стены собора впервые были расписаны в конце XVII века, поновлялись в середине XVIII века, а в 1785–1787 годах стены расписаны в “италианской” манере.

В 1904 году в Успенском соборе были проведены большие работы. Интерьер был изменён по подобию Успенского собора в Московском Кремле. Храм был заново расписан в технике масляной живописи артелью живописцев под руководством Николая Михайловича Сафонова. Автор картонов для росписей – архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Темы росписей: южная стена – в основном двунадесятые праздники, северная стена – Акафист Богородице, западная стена – Страшный суд. В кругах на северной и южной стене – святые равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга, Кирилл и Мефодий, архиепископы Казанские Гурий и Герман. Обрамлением для циклов росписей стали растительные орнаменты очень крупного масштаба и геометрические фоны. Росписи маслом созданы в эстетике нововизантийского стиля, колорит держится на сочетании тёмно-синего и тёмно-красного цветов с активным использованием золотого фона. Живописцы придерживаются иконописных принципов, что делает более весомыми силуэты и узнаваемыми сюжеты. Таким образом, росписи не были рассчитаны на сложное богословское толкование, а были обращены к любому мирянину.

Читать еще:  Популярные курорты Азовского моря

В нижнем этаже Успенского собора находилась усыпальница, где были погребены волоцкие князья, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий и многие подвижники Иосифовой обители. Здесь же под спудом находились мощи преподобного Иосифа. В 1775 году вместо усыпальницы устроен храм. Главный престол освящён в честь преподобного Иосифа Волоцкого, два придела – в честь Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы.

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь под Волоколамском

Красивый и торжественный, сверкающий белыми стенами и золотыми куполами, мощный, как крепость, — Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь под Волоколамском считается одной из важнейших святынь Подмосковья. Сюда можно приехать как самим, так и с экскурсионной либо паломнической группой.

Монастырю уже 540 лет, он был основан преподобным Иосифом Волоцким, общественным и церковным деятелем, писателем, богословом, в 1479 году. Главный собор, Успенский, построен в 17 веке, украшен великолепными изразцами и расписан мастерами палехской школы. В Германовой башне монастыря когда-то хранилась одна из богатейших русских библиотек, книги переписывались иноками вручную.

Обитель связана с именами Ивана Грозного и Бориса Годунова, Малюты Скуратова и Василия Шуйского, Михаила Горбачева и Сергея Бондарчука.

При монастыре есть чайная, где продают вкусные молочные продукты и мед, и церковный магазин. Паломники могут переночевать в гостинице.

Адрес: Волоколамский р-н, с. Теряево

Координаты: 56.172094, 36.099257

Режим работы: 9:00-20:00 (летом), 10:00-16:00 (зимой)

Официальный сайт: iosif-vm.ru

Карта намоленных мест Подмосковья

История

Иосифо-Волоцкий монастырь был основан 1 июня 1479 года. Основатель обители, преподобный Иосиф Волоцкий, родом из этих мест — из села Язвище (сейчас около него проходит Новорижское шоссе, не доезжая Волоколамска). Вместе с семью сподвижниками он построил здесь первую часовню и кельи.

Сначала все было деревянным, но уже в 1785 году появился первый каменный храм. Братия монастыря быстро выросла до 400 человек, обители покровительствовали знатные московские семьи. А она защищала подступы к столице: в начале 17 века поляки почти год осаждали хорошо укрепленный монастырь.

В монастыре собрали богатейшую библиотеку, рукописи из нее до сих пор исследуют историки и филологи.

Обитель всегда была близка власти — Москва совсем рядом. Сюда ссылали политических заключенных, в том числе высокопоставленных (как царь Василий Шуйский), а также впавших в немилость священнослужителей — в монастырской темнице сидел митрополит Московский Даниил, не по своей воле провел семь лет в этих стенах преподобный Максим Грек.

После революции и до 1981 года в монастыре располагался детский дом. Во время Великой Отечественной войны была разрушена 76-метровая колокольня. С 1981 по 1989 год здесь был историко-архитектурный музей-заповедник.

В 1989 году обитель передали Русской Православной Церкви.

Интересные факты

  • Монастырские пруды — рукотворные, первый из них был вырыт еще в 15 веке. На берегах прудов живут птицы, занесенные в Красную книгу.
  • Самая высокая башня монастырской стены — Северная, или Кузнечная: 4 метра 41 сантиметр. А толщина стен 2 метра 48 сантиметров.
  • Интерьеры Успенского собора расписывали маслом мастера из Палеха в начале 20 века, до этого на стенах была роспись «в итальянской манере». Видимо, поэтому они выглядят такими нарядными, в них много золотой краски в сочетании с красным и синим цветом.
  • Изразцы в отделке Успенского собора и башен фотографируют все туристы. Что такое изразец? По сути, керамическая плитка для отделки стен и и печей, которая была очень популярна на Руси. Монастырские изразцы покрыты «муравой» — прозрачной зеленой глазурью.

Что посмотреть на территории монастыря

Богоявленская церковь

Здание трапезной было пристроено к Богоявленской церкви лишь в 16 веке.
Фото: Наталья ВОЛКОВА, lori.ru


Древнейшая церковь в монастыре, построенная в 1504 году. Больше 500 лет назад!

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Собор возводился трижды — сначала деревянный, затем из камня и наконец величественный белокаменный.
Фото: Игорь ГОРШКОВ, lori.ru

Пятиглавый собор в центре архитектурного ансамбля часто сравнивают с Успенским собором Московского Кремля. Сохранился резной иконостас 17-18 веков с золочеными рамами для каждой иконы, огромные красивые изразцы. Это третий собор: первый был деревянным, второй каменным, богато украшенным, с иконами кисти Андрея Рублева, а в конце 17 века возвели нынешний, еще больше, богаче и наряднее.

Монастырские стены

Территорию монастыря опоясывает широкая крепостная стена. Не упустите возможности прогуляться по ней!
Фото: Наталья ВОЛКОВА, lori.ru

Прогуляйтесь вдоль монастырских стен с семью башнями, украшенными изумрудного цвета изразцами, которые так и хочется назвать крепостными — вид у них внушительный. И это не иллюзия, монастырь действительно выполнял роль крепости. И бойницы в стенах, стоящих с 17 века, — не случайность. Внутри стен есть проходы, куда можно добраться по лестницам внутри башен.

Какие святыни хранятся

  • Мощи преподобного Иосифа. Мощи обретены лишь в 2001 году — во время археологических раскопок на месте предполагаемого захоронения основателя обители. Нашли их 31 октября, этот день отмечается как один из монастырских праздников.
  • Вериги, которые Иосиф носил при жизни. Идентификацию святых мощей проводили специалисты Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ. Они же увидели вмятины на ключицах: это следы тяжелых металлических вериг, состоящих из цепей, крестов и пластин, которые монах носил под одеждой. Вес вериг 15 кг. Сейчас они хранятся в киоте у раки со святыми мощами.
  • Современный список с древней Волоколамской иконы Богоматери. Подлинник иконы прислал в монастырь в 1572 году Малюта Скуратов, главный опричник Ивана Грозного. Рядом с Богоматерью на ней изображены святые митрополиты московские Петр и Иона. Чудесами икона прославилась с первых дней своего появления в монастыре. В 1954 году ее вывезли из обители и отреставрировали, сейчас она хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве. Современный список был написан в 2007 году, его освящали в музее и прикладывали к чудотворному образу XVI века.

Монастырь в культуре и искусстве

В монастыре под Волоколамском жил известный богослов — игумен Иосиф, автор книги «Просветитель», один из лучших толкователей библии и продолжатель церковной традиции. Благодаря ему слава о монастыре как центре просвещения привлекала сюда десятки лет мыслителей, богословов и почитателей словесности. Об этом говорит и тот факт, что в Германовой башне монастыря когда-то находилась одна из богатейших русских библиотек, книги переписывались иноками вручную. Здесь был заложен Музей библии.

Под крышей монастыря писал свои иконы Андрей Рублев. Богатая культурная традиция нашла отражение и в архитектуре Иосифо-Волоцкого монастыря. Туристы со всей страны приезжают сюда, чтобы посмотреть на знаменитые монастырские изразцы, покрытые «муравой» — прозрачной зеленой глазурью. Она так отличается от традиционной церковной своей глянцевостью и яркостью, что ни один турист не может удержаться от желания ее потрогать.

Фрагмент картины А. Андрюшина «Иосифо-Волоцкий монастырь, май, после грозы» (2019)/Репродукция

Величественными видами местных церквей любовались художники. У Арсения Андрюшина и Анны Ягужинской есть серия работ, посвященных Иосифо-Волоцкому монастырю в разное время года.

На территории монастыря были захоронены Скурат Бельский и его сын Малюта Скуратов, а также представители известных дворянских фамилий – Шаховских, Голицыных, Муравьевых. Даже теща Пушкина, помещица Наталья Гончарова. Она много лет была прихожанкой местного храма.

«Отметилась» святыня и в большом кино. На территории монастыря режиссер Сергей Бондарчук снимал «Пожар Москвы» — одну из серий знаменитой киноэпопеи «Война и мир». Многие жители Волоколамского района участвовали в массовке и вспоминают, как в перерыве между съемками артисты играли с местными мальчишками в футбол. Особенно любил погонять мяч Вячеслав Тихонов, исполнитель роли Андрея Болконского.

Расписание служб

6:30 Начало Братского молебна у мощей преподобного Иосифа, монашеское правило и Божественная литургия
7:30 Монашеское правило, молебен и Божественная литургия (по субботам, воскресеньям и церковным праздникам)
17:00 Вечернее богослужение. По воскресеньям читается акафист преподобному Иосифу

Чайная открыта с понедельника по пятницу с 10:00 до 16:00, в субботу и воскресенье с 11:00 до 16:00.

Магазин работает с 10:00 до 17:00, без выходных.

Монастырская гостиница — с 8:00 до 22:00, без выходных.

Заказать экскурсии можно с 11:00 до 16:30. В воскресенье и в дни церковных праздников экскурсии проводятся после литургии, в 11:30-12:00. Однодневная экскурсия из Москвы с посещением монастыря стоит 1500-1900 рублей.

Экспертное мнение

Татьяна Бабурова, директор музея «Волоколамская земля»:

«Монастырь спасли дети»

— В советские годы монахи не жили в монастыре, здесь создали приют для детей, оставшихся без семьи. И вот представьте: ребята, вооружившись кистями и ведрами с краской, замазывали зеленой и голубой краской прекрасные росписи Иосифо-Волоцкой обители. Однако оказалось, что дети таким образом сохранили лики святых: они остались под слоем краски и дошли до наших дней.

В 1941 году немцы захватили монастырь и оторвали иконостас в храме: его вид поражал красотой любого. Ценность была бы потеряна, если не детдомовский мальчишка Вася Костиков. Его эвакуировали вместе со всеми, когда пришли немцы, но он сбежал, вернулся в родное Теряево и стал героем. Вася увидел у врагов ящик, в который они погрузили иконостас, и заменил его похожим ящиком, только с хламом.

Иосифо-волоцкий монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Иосифо-Волоцкий монастырь, расположенный неподалеку от села Теряево Волоколамского района, является одной из древнейших обителей Подмосковья. Здесь и сегодня хранятся мощи его основателя, Иосифа Волоцкого, а также чудотворная икона Волоколамской Божьей матери. Впрочем, привлекает обитель не только паломников, но и ценителей древнерусской архитектуры. Во дворе этого монастыря похоронен Малюта Скуратов.

Где искать Иосифо-Волоцкий монастырь – адрес, телефон

Иосифо-Волоцкий монастырь – как доехать

  • электричкой следует доехать до станции Волоколамск или станции Чисмена (от Москвы-Рижской);
  • от станции метро Тушинской ходят автобусы до Волоколамска. В обоих случаях далее следует сесть на автобус то Теряево.
  • Автомобилем из столицы необходимо ехать по Ново-Рижскому шоссе. На девяносто восьмом километре поверните направо, к станции Чисмена, проезжайте железнодорожный переезд и продолжайте движение около 22 км. На перекрестке поверните налево, а еще через 2,3 км, на перекрестке в Теряево, сверните направо, проехав около километра. На всем пути вы сможете ориентироваться по указателям.

Посещение и режим работы

Богослужения в этом монастыре проходят ежедневно, поэтому паломники могут присутствовать на них круглогодично.

Посетить монастырь стоит в день основания (14 июня), когда раку с мощами святого Иосифа переносят в верхний собор, 22 сентября – в день преставления святого (в монастырском дворе угощают выпечкой и чаем после праздничного богослужения), в день обретения мощей, 31 октября – после службы и Крестного хода мощи переносят в нижний храм.
Также в монастыре можно побывать на экскурсии, узнав больше об истории этой обители.

Расписание служб в Иосифо-Волоцком монастыре

Если вы решили отправиться в Теряево, чтобы побывать в Иосифо-Волоцком монастыре, учтите: из-за реставрационных работ расписание богослуженийможет изменяться и переноситься.

День недели Служба Время
Понедельник-пятница Братский молебен, монашеское правило, литургия 6.30
Пятница Вечерня, утреня 17.00
Суббота, воскресенье Монашеское правило, литургия
Вечерня, утреня
7.30

Где можно остановиться

  • Если вы хотите совершить паломничество в эту обитель, обратите внимание: при монастыре работает гостиница. В ней имеются одно-, двух- и трехместные номера, а также общие номера. Заселение в нее начинается в 8.00, а заканчивается в 22.00.

Иосифо-Волоцкий монастырь – история обители

  • Основатель этого монастыря, преподобный Иосиф, после смерти своего учителя стал настоятелем обители под Боровском, но из-за разногласий с братией сначала отправился в странствия – посмотреть на уставы других монастырей, а позже вернулся на родину, ближе к Волоколамску. Здесь он решил основать свой монастырь, заручившись поддержкой местного князя, Бориса Васильевича. Когда Иосиф искал место для обители, разыгралась страшная буря, повалившая лес, а среди чистого неба прогремели громовые раскаты. На месте будущей обители был водружен крест, а позже, в июне 1479 года, заложена и возведена деревянная церковь. Братия обитала в скиту неподалеку, где Иосиф сам вырыл колодец.
  • Постепенно Иосифо-Волоцкий мужской монастырь расстраивался: местные меценаты выделяли ему средства, земли. Здесь основали детский приют, в голодные времена кормили голодающих.
    После смерти святого в обители начали происходить чудеса, а братия продолжала разрастаться. Постепенно обитель стала одним из центров просветительства: здесь писали и переписывали книги.
    В монастырь был сослан в заточение преподобный Максим Грек, где он провел около шести лет в Германовой башне.
  • Этой обители покровительствовал Иван Грозный, который регулярно приезжал сюда, выделял средства, принимал у себя игуменов. В Смутное время обитель осаждали поляки, войска Болотникова.
    Постепенно встал вопрос о перестройке обители, возведении каменных строений. Первым был Свято-Успенский собор, который возвели в 1484; после этого и другие здания Иосифо-Волоцкого монастыря стали перестраивать из камня.
  • В середине семнадцатого века монастырский ансамбль вновь изменили по плану зодчего Ивана Неверова, что дает возможность назвать обитель одним из первых авторских ансамблей в России.
  • На территории монастыря погребен Малюта Скуратов, который возглавлял опричников, теща Пушкина Наталья Гончарова, князья, митрополиты. Здесь же хранятся мощи святого Иосифа.
  • В советское время монастырь закрыли, здесь была школа, детский дом, кинозал. В годы Великой Отечественной здесь расположились советские, а позже – немецкие войска.
  • Возродилась обитель в 1989 году, а через десять лет получила статус ставропигиальной.

Иосифо-Волоцкий монастырь – фото

  • Успенский Собор – настоящее украшение монастырского ансамбля.
  • В Германовой башне предположительно был заточен Максим Грек.
  • Великолепный монастырский ансамбль привлекает внимание издалека.
  • На подворье обители чувствуется дух времени, а в душе разливается покой.

Видео Иосифо-Волоцкого монастыря

За свою длительную историю Иосифо-Волоцкий монастырь пережил многое, но обитель не утратила своей святости. Сегодня сюда приезжают паломники помолиться, приложиться к мощам или к чудотворной иконе Волоколамской Божьей матери.

Иосифо-Волоцкий мужской монастырь в Волоколамском районе, Москва

Мужская ставропигиальная (независимая от местной епархии) обитель находится в селе Теряево, в 16 км от Волоколамска. Древняя пустынь ежедневно открывает врата для туристов и паломников, предоставляя взору интригующую архитектуру и умиротворенную атмосферу. Иосифо-Волоцкий монастырь издревле выполнял обязанности крепостного укрепления на пути богохульных захватчиков.

В XX столетии комплекс и братия ощутили великие горести, здания пострадали от перестроек, а монахи от арестов. Сегодня обитель реставрируется и возвращает авторитет, которым владела во времена монархов.

История основания обители

В 1459 г. выходец из дворянской семьи по имени Иван Санин почувствовал рвение к религиозному житию и принял иноческий постриг в 20 лет. Обряд проводил преподобный старец Пафнутий Боровский, юноша получил церковное имя Иосиф. Новоявленный монах стал преемником святителя и служил 18 лет под его руководством в Боровской пустыни. После смерти Пафнутия Иосиф стал игуменом монастыря, но его методы не понравились здешней братии, поэтому он решил покинуть Боровский монастырь и основать собственный.

  • В 1478 г. святитель испросил благословения на постройки обители у Волоколамского князя Бориса. Как утверждает летописный источник, место для первого камня было указано небесными силами. Высокий столб пыли образовался здесь, а через мгновение землю пронзила молния, хотя на небе не было и облака. Именно в месте удара преподобный Иосиф поставил православный крест в 1479 г.
  • При поддержке помещиков, которые проявляли симпатию к христианству, за два месяца монахи воздвигли первый деревянный собор на территории обители. Через пять лет на его месте красовался более стойкий каменный храм. В конце XV столетия здесь построили колокольню, на нижнем ярусе которой располагалась церковь Смоленской иконы Богоматери. В 1504 г. на территории пустыни появилась трапезная с храмом Богоявления. За короткий срок Волоцкий монастырь превратился в оборонительный кремль, обнесенный мощными и высокими стенами.
  • Внутри также располагалась тюрьма, где отбывали срок инакомыслящие. Отец Иосиф выступал против еретиков и неверных, отстаивал позицию независимости монашеских обителей и законность обладания земными богатствами. Преподобный игумен жестко отзывался о хулителях Бога, радикально призывал осуждать их, предавать анафеме и наносить раны. Иосиф говорил о том, что христианские обители должны жить в богатстве. В 1515 г. преподобный покинул бренный мир, а через 64 г. его официально канонизировали.
  • Здания Волоцкой пустыни выделялись: из-за белых стен выглядывали и одаривали блеском золотые купола, вокруг территории оживали пруды, служившие для иноков местом большого и вкусного улова. Монастырский комплекс неоднократно перестраивался, так как часто страдал от набегов поляков и литовцев. Башни, расположенные на оборонительных стенах, являлись не только эффективными в плане обороны, но и впечатляли стилистикой архитектуры.

В XVI столетии Иосифо-Волоцкая обитель вышла на пик своей славы, здесь часто молились цари и обычные миряне. В XVII столетии в стенах монастыря содержались пленные поляки, а во время нашествия Наполеона — французские. Пустынь располагала крупной библиотекой, где хранились священные книги, рукописи видных богословов, жалованные грамоты от царей.

Интересно! Преподобного основателя Волоцкой пустыни Иосифа канонизировали в 1579 г. Его останки и вериги, с помощью которых он укрощал влечение плоти, находятся в Успенском храме обители. Отец Иосиф имел великий талант в написании церковных догматов. Его самой значимой рукописью является произведение под названием «Просветитель», где он призывает карать еретиков и облагораживать монастырские комплексы церковными богатствами. Учение святителя повлияло на рождение духовной школы иосифлян, подвергавшейся сильной критике со стороны нестяжателей.

XX век и современность

До революционного периода в обители проходили ярмарки церковных изделий. В 1922 г. монастырь закрыли, древние книги и рукописи перевезли в архивы Москвы и Санкт-Петербурга. Вскоре здесь открыли детский дом, а в братском корпусе организовали среднюю школу. В Успенском храме функционировал кинотеатр, экран загораживал церковный иконостас.

Другие монастыри в Москве:

В первые годы ВОВ детей эвакуировали в срочном порядке, многие из них погибли. В середине осени 1941 г. на территорию зашли большевики, после их отступления — фашистские войска. Освобождение обители произошло в середине декабря 1941 г. Через некоторое время сюда вернули детский дом, совершались частичные работы по восстановлению.

Возвращение обители РПЦ произошло в середине весны 1989 г., а в 1999 г. ей присвоили статус ставропигиальной. В 2003 г. произошла торжественная церемония обретения останков святителя Иосифа, мощи положили в раку, которую перенесли в нижний ярус Успенского собора. Экспертизу во время вскрытия проводили профессиональные археологи, заслуженные доктора и ученые. В 2004 г. из «Нового Иерусалима» (художественного музея в Истре) в обитель передали вериги, принадлежащие святителю.

В 2004 г. по случаю юбилея со дня основания Волоцкую пустынь посетил патриарх Алексий II, он провел здесь Божественную литургию в стенах Успенского храма. В 2009 г. рядом с южными вратами обители открыли бронзовый памятник основателю Иосифу. В этом же году здесь провел богослужения патриарх Кирилл.

Архитектура

Главным зданием обители считается храм, освященный в честь Успения Пречистой Девы. Первое здание — одноглавую деревянную церковь — воздвигли при Иосифе в 1479 г., через пять лет её переделали в белокаменную. Освящение прошло в 1486 г., росписи выполняли местные живописцы. Каменный собор Успения имел пять глав, его деревянные кресты были обиты железом.

Внутренне убранство отличалось изысканностью и богатством. В 1688 г. потребовалась очередная перестройка в связи с обветшалостью. Новый собор предстал монументальным и величественным зданием, над ним работали знатные московские мастера.

  • Храм держался на четырех столпах и высоком каменном подклете (нижнем ярусе), имел пять глав. Церковь украсили карнизами, изразцами и тимпанами, что вместе с общим силуэтом создавало впечатление строгой симметрии и гармоничной пропорциональности. Визуально выделялись вертикальные линии снаружи и внутри, для полной освещенности интерьера зодчие монтировали широкие окна. На стенах виднелись разноцветные изразцы, делящие строение на ярусы. Особенного шика придавали крупные ленты с орнаментом.
  • До середины XVIII столетия постоянным модификациям подвергался иконостас Успенского храма. В начале XX в. здесь проводились работы по изменению внутреннего убранства. Стены церкви расписывали масляными красками в нововизантийской стилистике, в расцветке выделялись темно-синие тона с элементами золотистости. В нижнем ярусе собора находится усыпальница, хранящая останки многих подвижников, князей и священнослужителей.

В XVII столетии монастырские врата приобрели некую торжественность, их уже не называли крепостными. Вход на территорию разделяется на широкий (для транспорта) и узкий проем. По оси большей части врат стоит Петропавловский храм, выделяющийся пропорциональными гранями. Церковь связана с входом посредством галереи, сами врата выступают в качестве подклета.

  • Прямые линии и четкое разграничение фрагментов сочетается в стилистике собора с изящным декором. Барабаны украшены аркадами (арками, опирающимися на колонны) и возвышаются над изразцами и кокошниками. Углы самого здания очерчивают две колонны, южный фасад выделяется эффектным декором.
  • Столбы, стоящие рядом с главным въездом украшены разноцветными рядами изразцов. Создатели желали продемонстрировать четкую симметрию с крупным центром. В декоре прослеживается сочетание различных фрагментов и видов украшений.

В 1504 г. святитель Иосиф заложил основание двухъярусной каменной церкви Богоявления с трапезной. Финансирование на сооружение выделил князь С. Бельской и помещик Б. Кутузов, друживший с преподобным. Обширный собор по стилистике напоминает Грановитую палату, что в Кремле. Свод постройки опирается на единственный столп. В 1682 г. церковь украсили пятиглавием с кокошниками. В 1780 г. к церкви пристроили придел, освященный в честь великомученицы Варвары. Через 26 лет его перенесли на другую сторону и переименовали во славу С. Радонежского.

Интересно! В Германовой башне Волоцкого монастыря размещается часовня М. Грека, который был обвинен в ереси и отбывал здесь срок ради обращения в истинную веру и покаяния. Узник считался религиозным писателем, обретение его святых останков произошло в 1996 г. Максим Грек наблюдал раскол русского духовенства, вскоре он принял позицию нестяжателей и стал врагом иосифлян. Святитель скончался в Троицкой обители, был похоронен здесь же, в северо-западной части территории.

Святыни Иосифо-Волоцкого монастыря

Чудотворные останки основателя пустыни обретены в 2001 г. в Успенском храме, в день его памяти. Акафист, обращенный преподобному Иосифу, читается каждое воскресенье. После ритуальных богослужений паломникам разрешается прикоснуться к мощам, которые издают божественное благоухание.

Вериги Иосифа — это комплект из железных цепей, пластин и крестов. До революции они хранились в главном храме обители, а после были перевезены в краеведческий музей. Вериги, вес которых 15 кг, Иосиф носил каждый день, никогда не снимая, о них узнали только после смерти основателя.

В монастыре хранится список иконы «Взыскание погибших», издревле колоссально почитаемый на Руси. Усердные молитвы этой иконе спасают людские жизни и исцеляют от неизлечимых болезней. Здесь же миряне могут видеть Волоколамский образ Богоматери, списанный с оригинала в 2007 г. Перед отправлением в Волоцкий монастырь икона освящалась в музее А. Рублева и прикладывалась к чудотворному оригиналу, написанному в XVI столетии.

На заметку! Братия обители работает с сиротами, молодежью, ветеранами ВОВ, с политическими беженцами и обездоленными людьми. Монастырь милосердно обеспечивает их одеждой и пищей, медицинской помощью и добрым советом.

Как добраться

Пустынь располагается в населенном пункте Теряево, что в Волоколамском районе Московской области. Врата открыты с 9:00 до 20:00 в летний период и с 10:00 до 16:00 — в зимний.

Чтобы добраться до места из столицы, следует приехать в Волоколамск, а далее на автобусе или электричке от станции метро «Тушинская» до остановки «Чисмена». Отсюда до обители доставляет специальный транспорт.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Никольская (северо-западная, угловая), которую также называют Безымянной, по праву считается самой красивой башней. Она неразрывно связана со всем оборонительным поясом, и в то же время это самостоятельное сооружение, обладающее собственной яркой архитектурной выразительностью. Это последняя по времени строительства, башня, из семи ныне существующих. Её нарядный облик далёк от суровости крепостных построек более раннего времени. Тяжёлый цилиндр башни имеет три боевых яруса (для подошвенного, среднего и верхнего боя), выше идёт десятигранник, затем восьмерик, а завершается башня восьмигранным кирпичным шатром со слухами. Кирпичные белёные стены башни украшены разнообразным декором. Имеет (на текущий момент) завершение в виде тесового шатра;

Часовая (восточная) – находится напротив Успенского собора. Это первая по времени строительства башня новой ограды Небольшая восьмигранная башня завершается высоким каменным шатром, заменившем тесовое покрытие в конце XVIII века;

Воскресенская (юго-восточная) является угловой башней и гораздо выше, массивнее Никольской. Многогранная в плане башня по размерам и форме похожа на Петровскую башню, расположенную по другую сторону ворот, однако декоративная обработка всех монастырских башен имеет свою индивидуальность. В основе её убранства лежат немногочисленные декоративные элементы, что и на других башнях, но составленные в более сложные орнаментальные композиции, в основе которых – изразцы с профильным изображением птицы с повёрнутой головой, помещённым в орнаментальную рамку, состоящую из растительных мотивов. Башня завершена высоким каменным шатром, сооруженным в конце XVIII века.

Наличие с восточной и северо-восточной стороны монастыря прудов определило композицию плана и силуэта его стен, а размещение их в непосредственной близости от воды, сделает их более монументальными и неприступными. Высота стен везде одинакова, однако композиционные особенности достигаются различной высотой и своеобразием архитектуры башен. Силуэт монастыря прекрасно выделяется на фоне контрастного природного окружения и выглядит необычайно живописно.

Перед главным входом (Святыми вратами) монастыря гостей и паломников встречает памятник прп. Иосифу – бронзовая скульптура в полный рост (трехметровой высоты на двухметровом каменном постаменте) основателя обители, сооруженная в 2009 году скульптором С.М.Исаковым.

Здесь же рядом у монастырских стен расположена братская могила защитникам Родины, сложившим свои головы на подступах к Москве, в боях, проходивших на данном направлении, что совсем недалеко от известного разъезда Дубосеково…

Вход в монастырь осуществляется через Святые врата с небольшой пятиглавой надвратной церковью Петра и Павла (Петропавловской церковью), построенной в 1670-1679 года (зодчий Трофим Игнатьев).

Ворота имеют два проёма: широкий для проезда и узкий для входа в обитель.

Строгая симметрия, ясность основных членений Петропавловского храма сочетается в нём с обилием и разнообразием декора. Изящные барабаны глав, украшенные аркадами с бусинами на колонках, возвышаются над рядами кокошников и поясом изразцов в нишах под ними.
Надвратная церковь служила последним пристанищем настоятелям обители – от кончины их до погребения – и местом пострига братии.

Внутренний архитектурный ансамбль обители включает в себя:

Успенский собор – главный храм монастыря. Он возводился трижды: первая церковь Успения, деревянная одноглавая, была заложена прп. Иосифом 6 июня 1479 года; в 1484-1486 году уже возводится пятиглавый белокаменный собор, с деревянными крестами; в 1688 году обветшавший собор был разобран, а на его месте возведён новый, гораздо более высокий и величественный, который сохранился до настоящего времени.

Храм четырёхстолпный пятиглавый, на высоком белокаменном подклете, возвышается цельным монолитом. С трёх сторон его окружает аркада на массивных столпах с папертью. Собор украшен карнизами, полуколоннами, изразцами (типа «павлинье око» работы знаменитого мастера Степана Полубеса), рельефно выделенными тимпанами. Все эти украшения свойственны русской архитектуре второй половины XVII века, но их сочетание делает неповторимым общий силуэт храма, который отличает изысканная простота и продуманность пропорций, строгая симметрия. На стенах храма помещены многоцветные изразцовые пояса в соответствии с его основными пропорциональными членениями. Высокие двухярусные галереи собора так же украшены многоцветными клеймами, каждое из которых сложено из четырёх изразцов. Стены собора впервые были расписаны в конце XVII века, а поновлялись в середине XVIII века, а в 1785–1787 годах стены расписаны в «италианской» манере.
В обширном подклете Успенского собора находилась усыпальница, где были погребены волоцкие князья, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий и многие подвижники Иосифовой обители. Здесь же под спудом находились мощи преподобного Иосифа. В 1775 году вместо усыпальницы устроен храм во имя прп. Иосифа Волоцкого, главный престол которого освящён в честь преподобного, два придела – в честь Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы.

Богоявленская церковь с трапезной палатой являются самыми древними сооружениями из сохранившихся зданий монастыря – построены в 1504 году прп. Иосифом.

Трапеза весьма обширна, её уникальность в том, что она была построена подобно Грановитой палате Московского Кремля – свод её опирается на один срединный столп. В течение последующего времени (до середины XIX века) сооружение совершенствовалось и перестраивалось. В законченном виде трапезная приобрела размеры 20×22 метра. В 1820-е годы дополнительно устраивается каменная паперть при теплой церкви, с жилыми помещениями внизу. Во всём нижнем этаже (подклете) помещается братская трапеза, хлебня и кухня, а в 1853 году эта паперть была надстроена на всю высоту западного фасада трапезной палаты, и в нее перевели монастырскую ризницу.

При церкви Богоявления был устроен придел во имя великомученицы Варвары (1780), а в 1806 году придел перенесён на другую сторону и переименован в честь прп. Сергия Радонежского.
В 1682 году вместо одной главы возводится эффектное, богато декорированное пятиглавие с кокошниками по подобию отстроенной надвратной церкви.

● жилые и хозяйственные постройки:

– новый настоятельский корпус, построенный в 1786-87 годах (слева от Святых врат) в стиле классицизма на месте предыдущего сооружения XVII века. Впоследствии, уже в XIX столетии, на первом этаже этого двухэтажного здания располагалось Волоколамское духовное правление;

– нынешний казначейский корпус (справа от Святых врат), построенный в конце XIX века (вплотную к крепостной стене рядом с главным входом в монастырь) на месте старых казначейских келий XVII века. Двухэтажное сооружение, на мой взгляд, не обладает ярко выраженными стилистическими особенностями;

малый певческий корпус – одноэтажное здание, сооруженное в 1808 году на месте более ранней постройки. В пластической обработке фасадов здания присутствуют элементы раннего классицизма;

«певческий корпус», или как его еще называют, «старый братский корпус» – скромной архитектуры здание (1865), расположенное неподалеку от казначейского корпуса. Здание корпуса является типичной для своего времени жилой монастырской постройкой;

«новый» трехэтажный братский корпус с трапезной палатой (1915), в отделке фасадов которого использовались элементы московского барокко, что было вызвано желанием придать зданию стилистическое сходство с основными сооружениями монастыря. Помещение трапезной (что в настоящее время предназначена для паломников обители), расположенное на первом этаже, расписано по рисункам и эскизам архитектора И.С. Кузнецова. В данном корпусе, как и ранее, проживают послушники монастыря, а с 1922 года до передачи сооружений РПЦ (МП) – размещалась средняя школа;

медовый амбар – одно из немногих, дошедших до нашего времени, некультовых деревянных строений в архитектурных ансамблях российских монастырей начала XX века. В декоративной обработке здания, в частности, в оформлении окон, ощущаются черты модерна. Главный фасад украшает крыльцо с треугольным фронтоном;
старый келарский корпус – одноэтажный кирпичный корпус, построенный в 1808 году (в 1915 – перестроен, путем расширения). Является скромным, стилистически нейтральным зданием, не блещущим богатством декоративного убранства (его можно увидеть на фотографии Старицкой башни);
различные хозяйственные пристройки:
баня – одноэтажный приземистый корпус построен на рубеже XIX и XX веков в северо-западном углу монастыря. Ничем особо не привлекающее внимание здание теперь к тому же скрыто от взоров посетителей двумя стеклянными теплицами;

двухэтажный хозяйственный корпус (у Германовой башни) появился в 1990-х годах. На первом этаже корпуса находятся мастерские. Фасад здания выполнен в стиле, повторяющем мотивы нижнего яруса Германовой башни.

В северной части монастыря разбит монастырский сад с огородами,

где (вдоль стены, между Германовой и Кузнечной башнями) имеются стеклянные (зимние) теплицы, обеспечивающие (круглогодично) свежей зеленью насельников монастыря.
Для приезжающих паломников к юго-западу от монастыря в 1865 году была построена двухэтажная каменная гостиница.

А для тех путников и паломников, кто устал при посещении обители, или хочет просто посидеть подумать о чём-то своем, полюбоваться монастырскими храмами под звон колоколов, – вблизи от Богоявленской церковью сооружена изящная деревянная беседка.

На территории монастыря имеется свой некрополь, в котором почти с самого момента его основания хоронили не только скончавшихся иноков, но также вкладчиков обители и членов их семейств. Представители многих знатных фамилий нашли в стенах Волоцкой обители свой последний приют: прп. Иосиф; князья Иоанн и Феодор Борисовичи Волоцкие; митрополит Даниил, сосланный сюда Иоанном Грозным; архиепископ Новгородский Феодосий; глава опричников Малюта Скуратов (Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский); Наталья Ивановна Гончарова (тёща поэта А. С. Пушкина) и другие.

В советскую эпоху некрополь обители был разграблен. Уцелели лишь отдельные памятники и их фрагменты, вывороченные со своих мест.

В память обо всех усопших, чьи могилы были затеряны в это время, у Успенского собора недавно установлен памятный крест…

Здесь же на месте старого погоста установлен памятный крест в честь первого настоятеля воссозданного монастыря митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, ушедшего в мир иной в 2003 году…

Говоря об архитектуре монастыря, нельзя не сказать еще об одном его сооружении, которого, к сожалению, уже нет в помине, но которое долгие годы и века являлось «визитной карточкой» обители… Это о монастырской колокольне.
Восьмигранная столпообразная каменная колокольня (с шатровым куполом) строилась в течение XVI-XVII веков возле северо-западного угла Успенского собора. Первоначально она была трехъярусной, а в окончательном виде имела десять (!) ярусов и 76 м высоты. По соотношению высоты и диаметра основания (10:1) колокольня монастыря не знала себе подобных.
В третьем ярусе колокольни был устроен храм в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии, на верхнем ярусе под колоколами стояли часы с курантами. Вход в колокольню был устроен в стене в два оборота: первый начинался на юго-западной грани, другой – из церкви на северо-западной грани. В начале XIX века возник уклон колокольни от отвесной линии, достигший к 1848 году двух аршинов, но после проведения укрепительных работ, её насадки больше не наблюдалось.
В начале Великой Отечественной войны (19 ноября 1941 г.), колокольня была взорвана отступавшими советскими войсками, поскольку она служила слишком хорошим ориентиром для немецкой авиации, а в случае взятия монастыря становилась и слишком хорошим наблюдательным пунктом. Первоначально планировалось разрушить в ней только лестничные проёмы, но, как это бывает, в спешке отступления не рассчитали количество тола… В результате колокольни не стало, а восстановить столь сложное архитектурное сооружение проблематично даже и в наше время…

Сейчас рядом с Успенским собором можно обозревать только лишь остатки нижнего яруса колокольни, над которыми сооружена сень с крестом, как память об этой жемчужине обители.

А при входе в монастырь, невдалеке от Святых врат (напротив настоятельского корпуса) нынче сооружена небольшая звонница, извещающая насельников и паломников монастыря о приближающихся церковных мероприятиях и быстротечности мирского времени. По благословению настоятеля монастыря не возбраняется и паломникам (посетителям) обители ударить в гулкий колокол, чтобы Всевышний, может быть, быстрее услышал их глас души…

Покидая монастырь и выезжая на трассу Клин-Волоколамск (Р107), напоследок взору предстает яркий и запоминающийся образ Иосифо-Волоцкого монастыря, а вслед еще долго слышатся отзвуки колоколов древней обители…

Автор статьи: Бизюк Игорь

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. ИОСИФ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector