Лопатинские карьеры как добраться?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Лопатинские карьеры как добраться?

Блог Димы Шувалова

Будьте реалистами – требуйте невозможного

Рассказ о поездке на Лопатинский рудник

Играет: Joe Satriani – Starry Night

90 фотографий и слайдов, 18 мегабайт

Информационная справка
Несколько сот милиионов лет назад на месте нынешней Московской области простиралось море, в котором среди прочей живности обитали хищные рептилии и причудливо скрученные в раковины аммониты. Те времена давно прошли, о них напоминают лишь меловые отложения, которые выходят на поверхность недалеко от Москвы, создавая удобные условия для добычи фосфоритов.

Лопатинский рудник является частью Егорьевского фосфоритного месторождения. Месторождение открыли в двадцатых годах прошлого века (в то время велась активная разведка), и уже в 1932 году началась добыча. Уникальность заложения заключалась в мягкости пород и поверхностном типе заложения, которое не требовало рытья шахт, однако обуславливало применение специальной техники для добычи – циклопических размеров многоковшовых экскаваторов (“абзетцеров”).

находки Лопатинского рудника – фото сайта ammonit.ru

Абзетцеров бывает великое множество – выбор той или иной модификации диктуется условиями добычи. В Егорьевском месторождении использовали три вида и если вы родились не в шахтерском городке, сейчас вам станет интересно.

Первый вид абзетцеров двигался на гусеницах. Представьте себе махину высотой с добротный трехэтажный дом, которая движется подобно танку. Впечатляет? Второй вид был еще круче – это был пятиэтажный дом, достигавший в длину 150 метров, двигавшийся по рельсам, и вдобавок снабженный путепередвигателем для самостоятельного передвижения рельс. Третий вид был поскромнее – 6-7 метров в высоту (чаще всего это так называемый “драглайн” – однковшовый экскаватор), но этот малый был снабжен шагающим ходом.

Посмотреть на всю эту невероятную технику – было первой причиной за которой мы собрались на Лопатинский рудник.

Вторая причина заключалась в уникальном ландшафте тех мест. Тут стоит сказать несколько слов о том, как происходит добыча фосфоритов многоковшовыми экскаваторами. Карьер рудника это длинная (от 0,5 до 5 км) глубокая ступенчатая траншея, по одной из ступеней которой движется абзетцер (либо гусеничным ходом, либо проложены рельсы). Параллельно ему проложен второй ряд рельсов – по ним движется вагонеточный состав. “Многоковшовым” абзетцер называют по той причине, что в своем составе он имеет многоковшовую ленту, которая вскрывает относительно мягкую породу и по длинной стреле (до 70 метров) сбрасывает их в вагонетки состава.

фото с сайта dustyroads.narod.ru

Достигнув конца траншеи, абзетцер вместе с рельсами переходит на параллельную сторону карьера и добыча начинается с начала. В результате такой разработки получались длинные параллельные трашеи, шириной от 50 до 100 метров, глубиной до 50 метров и протяженностью до 5 километров. После выработки, карьер затапливали, а его берега засаживали параллельными рядами сосен. Иногда карьеры засыпали, образуя обширные песчаные поля, которые также засаживались ровными рядами сосен.

Можете себе представить насколько невероятный ландшафт сформировался за 70 с лишним лет добычи? – Десятки глубоких параллельных друг другу вытянутых озер с кристалльно чистой водой, ровные ряды высоких сосен, и все это, если взглянуть на спутниковую карту, расположено в невероятном геометрическом рисунке! Все это делает Егорьевское местопрождение одним из самых интересных и необычных мест в Подмосковье.

Сегодня Лопатинский рудник по большей части заброшен. Многие старые карьеры засыпаны, или затоплены. Техника брошена, заржавела и большей частью разобрана и вывезена. Фосфориты в основном добывались для нужд сельского хозяйства, и с развалом СССР данный вид удобрений оказался невостребованным по причине повсеместной стагнации посевных работ. Семь из восьми карьеров закрылись, последний оставшийся сегодня используется для добычи песка и тоже уже находится за гранью вымирания.

Наши приключения
Уже не вспомню как родилась идея побывать на Лопатинском руднике. Я и о месте-то таком не слыхивал. Но помню, что когда впервые увидел фотографии гигантских стальных рудодобывающих монстров в справочнике достопримечательностей Подмосковья, загорелся все это увидеть своими глазами.

Идея несколько месяцев то возникала на повестке, то забывалась, ждали подходящей погоды. И вот такой день настал. Светило яркое солнце, воздух прогрелся настолько, что можно было купаться. Календарь показывал 8 мая, шел 2010-й год.

Как обычно, никаких особых предварительных приготовлений – посмотрели карты, наметили маршрут, забросили в машину фототехнику и направились в сторону Воскресенска. Собралось нас трое – Макс, Маша и я. В тот день ранним утром я купил новый широкоугольный объектив – Tokina 11-16 f/2.8, лучшего случая обстрелять технику было и не придумать.

Было не до конца понятно как пробиваться на территорию карьера, поэтому всю дорогу пока Макс крутил баранку я с телефона гуглил карты. Решено было добраться до Воскресенска, въехать в город, проследовать до его южной окончености и попробовать попасть на территорию заброшенных карьеров через микрорайон “Южная часть” и деревню “Новоселки”. Дорогу до места назначения частично опущу – ничего интересного )

Воскресенск оказался очень нестандартным городом, что и обусловило некоторые сложности при возвращении обратно (указатели на Москву отсутствуют как вид). Воскресенск расположен на реке Москве, в 80 км к юго-востоку от столицы. Город имеет сложную планировочную структуру, состоящую из шести обособленных жилых образований, разделённых промышленно-складскими зонами, транспортными трубопроводами и притоками Москвы-реки. Промышленных образований не просто много, а невероятного много, весь город буквально напичкан химическими заводами.

Проезжаем город, минуем последний железнодорожный переезд и.

. поскребывая днищем машины по колдобинам и почти “на брюхе”, мы выбираемся на широкую карьерную дорогу, по которой время от времени проносятся МАЗы, и делаем нашу первую остановку.

Обратите внимание, на спутниковом снимке рядом с местом остановки располагается ряд небольших параллельных друг другу “надрезов”, как будто кто-то царапнул когтистой лапой. Это небольшой затопленный карьер.

День стоял погожий и жаркий, поэтому местные дачники вовсю там купались. Мы же с интересом знакомились с первым карьерным представителем. На снимке ниже – вышеупомянутый карьер.

Заполненные водой траншеи перемежаются горками высотой 3-4 метра.

Их облюбовали большущие муравьи, превратив в гигантские муравейники. Мы эту фишку сразу не просекли, поэтому через какое-то время каждый на своей штанине наблюдал от полусотни очень шустрых и больших особей. Это были зверские твари, стоило на несколько секунд замереть, и они уже лезли по тебе, как Суворовцы на штурм Измаила.

Надо ли говорить, что дороги были отвратительные?

Куда дальше ехать мы не знали, однако бегло осмотрев местность приняли, как впоследствии оказалось, правильное решение и двинулись по раскатанной карьерной дороге на север. Такой роскошной спутниковой навигации с красными стрелками, как у вас сейчас, у нас не было ) Вскоре состоялась вторая остановка у непонятного скопления техники и людей, которое оказалось КПП, мы встали на стоянку, как позже выяснилось – уже до самого вечера.

Первое, что встречает тебя на кпп – запчасти. Чем-то напоминает черепа на входе в пещеру людоеда.

А это уже характерный карьерный ландшафт – песок, невысокая поросль и следы больших грузовиков на широких дорогах. Деревья вырастают на местах, где раньше стояла техника, или на засыпанных местах выработки.

Начало затопленного карьера протяженностью несколько километров. Его хорошо видно на спутниковой карте – длинная прямая линия.

Собственно, мы достигли финальной точки маршрута. Где-то совсем рядом должны были стоять гигансткие монстроподобные абзетцеры:

Однако нас ждало разочарование. Вместо абзетцеров мы обнаружили следы выемки грунта.

. и следы когда-то здесь стоявших гигантов.

Позже в сети я прочитал, что их распилили и отправили в утиль.

Вот так выглядели эти “последние из магикан” (сходство пейзажа на фото легко угадывается несмотря на разницу во времени года):

Фото позаимствовано с сайта odintsovo.info

Делать было нечего, своей цели мы не достигли. Однако судя по карте, в нескольких километрах пути должен был быть большой действующий карьер. Сохранялась небольшая надежда, что там найдется что-то интересное.

Читать еще:  Остров Канву где находится?

А вот так вязли в с виду безобидной почве. Затрудняюсь сказать почему я был в тот день в замшевых туфлях.

Параллельно дороге были проложены ржавые металлические рельсы. Раньше по ним ходил вагонеточный состав, доставляя руду из действующего карьера к КПП. На спутниковых снимках даже видно сам движущийся состав. Ландашафт тех мест во-истину уникальный! Мелкая поросль и песок сменяются мощными лесами.

По ходу пути в дороге зияла вот такая дыра. Внутри крылось более двух метров пустоты, из которой начинала выбиваться самая настоящая ель! Очень занятно. Если не знать – можно здорово “попасть”.

Забегая вперед, скажу, что абзетцер мы все таки нашли. Он сохранился в последнем действующем карьере и по слухам скоро также канет в лету.

По мере пути лес заканчивался и уступал место карьеру.

Дорога очень хактерно перекрывала рельсы, вагонеточный состав, видимо, давно не на ходу.

И тут из-за угла показались абзетцеры. Зрелище завораживало! Ведь мы до последнего не знали, уцелел ли последний абзетцер, или тоже пошел под нож (ключ, тесак, пилу – по выбору).
Оцените кривизну и разброс рельс. Говорят, состав с выработкой часто переворачивался в пути.

Еще несколько техногенных кадров для создания настроения окрестных мест.

Везде под ногами был тонкий слой рассыпчатого песка. От подошв оставались вот такие харктерные следы.

И перед нами раскинулся карьер..

Панорамный взгляд на карьер.

По дну ручья бежала самая настоящая пересыхающая речка.

По моей просьбе Маша позировала.

Макс в кадре для оценки размера карьеров.

Немного местной растительности.

В момент публикации этого отчета вновь и вновь листал карточки, пытаясь сократить их количество, и понимал, что не могу.

Вид был настолько сюррелиастичным, казалось это не карьер, а фантастический фильм со вставками марсианских пейзажей.

По ощущениям, раньше воды здесь было куда больше, но потом он высохла под лучами солнца, и образовала на поверхности песка тонкую корочку. Остаки воды, струясь изо дня в день, выточили себе русло в песчаных берегах. Наступаешь, и ноги с хрустом постепенно уходят в песок.

Цвет песка и глины поминутно менялся – от белого и желтого, до красного и черного.

Попадались и совсем неожиданные формы.

Многоковшовый цепной экскаватор Takraf Ers 710 – последний в радиусе 300км от Москвы зверь такого масштаба.

Вскрытая повсеместно вокруг глина имеет невероятно яркий окрас, что обуславливает цвет окружающих вод.

Takraf Ers 710 опирается на землю восемью гусеницами – каждая высотой в человеческий рост, а внутренняя часть это несколько этажей внушительных механизмов и опоясывающих коридоров.

Одноковшовый драглайн. Использовался для подъема песка из карьера. Объем ковша – 11 кубов.

Подойти к стальным монстрам оказалось не так-то просто. Между ними и нами легла затопленная водой траншея, простиравшаяся вправо на несколько колиметров. Пришлось спускаться в ближайший изолированный от трашеи карьер и переправляться через более скромную речку.

Вокруг были разбросаны коряги, поэтому переправа казалась не очень трудной задачей.

Многокилометровая траншея – результат прохода абзетцера.

Этот ковш размером с кузов грузовика.

Закидывался он вот такой стрелой. Похоже на спининг.

Большая игрушка, да? У меня в детстве была такая, я рулил добычей песка в песочнице. С тех пор осталась нереализованная мечта – “мама, купи черпалку!”.

В Лопатинском руднике все признаки гигантомании. Чувствуешь себя на порядок ниже и вообще меньше.

В основе драглайна можно увидеть большой круг.

Это гигантский подшипник. Он управляет двумя плавникообразными ногами,пользуясь которыми этот кран шагает.

Рядом с драглайном стоит уже знакомый абзетцер.

Питается он от вот такого трансформатора. Трансформатор жужжал, а в абзетцере сидел сторож. Так что техника действующая, пытаться ее “угнать” бесполезно – через час она еще будет в пределах видимости 🙂

Стрела снабжена отдельной кабиной. Впечатляет, да? Как большой космический корабль из сериала “Вавилон-5”, или как кухонный комбайн – все в одном. Кому что ближе.

“Не стой под стрелой!”

Панорама из трех кадров. Целиком с близкого расстояния он никак в кадр не влезает.

А это домик станционного смотрителя сторожа. “По моим мозгам” – как говорят пантийские греки – довольно мило.

Вот такой вот он – абзетцер.

Если почитать другие отчеты о Лопатинском руднике в Интернете, больше чем в половине будет написано “абзатцер”. Кто-то пошутил – остальные списали. Слово произошло от немецкого “absetzen” – отодвигать.

Управляют агрегатом два оператора: один контролирует добычу породы (основной командный пункт), а второй – ее отгрузку в железнодорожный состав (кабина на стреле).

Ж/д пути из-за постоянного движения техники по карьеру приходилось часто передвигать, для чего поблизости дежурил собственный рельсоукладчик.

На фото Макс демонстирует всепроникаемость местного песка.
Он еще не видит какое чудище приближается к нему за спиной (шутка).

Надеюсь, я не очень вас утомил своим рассказаом и обилием карточек. Я честно пытался сократить их количество – с 300 до 78.
При подготовке статьи использованы материалы Википедии, Большой Советской Энциклопедии, инженерных справочников, а также статей и очерков сети Интернет.

фоткал меня Макс

Бонус
Напоследок, бонус для самых внимательных читателей.

Видеоролик в ускоренном режиме демонстирует проходит абзетцера через ж/д пути. Позволяет оценить циклопичность и неповоротливость, а также противоугонные свойства абзетцера.

Отзыв: Фосфоритный рудник (Россия, Воскресенск) – Лопатинский карьер или как мы увидели Абзетцер

Лопатинский рудник – уникальное и крупнейшее в Европе месторождение фосфоритов. Активные работы велись в середине прошлого столетия. Со временем рудник закрыли, карьеры затопили, а его берега засадили параллельными рядами сосен.
До последнего времени на этом месте велась добыча кварцевого песка.

Вода в карьере имеет красный оттенок – такой ее делают руды залегающие в песках.

Ну и местная достопримечательность – рабочий немецкий экскаватор Абзетцер, на который съезжаются посмотреть со всех уголков Подмосковья. В выходные наплыв туристов сильный.

Интересно будет всем – и детям поковыряться в песках и взрослым (не только мальчики останутся в восторге от увиденного)

Пока до самого карьера нельзя доехать на машине – ее нужно оставить у шлагбаума на въезде. Идти до самого карьера ещё 2 км но нам сильно повезло охранник сжалился и довёз до места назначения
На сам абзетцер тоже можно попасть, договорившись с местным охранником
Ну и несколько фактов об этом чуде:

Абзетцер Tarkaf Ers 710 он же многоковшовый цепной экскаватор Takraf Ers 710.

Абзетцеры (Абзацеры) — огромные многоковшовые карьерные экскаваторы, обладающие повышенной производительностью

Машина достаточно новая, запущена была в 1987 году.

Собирали ее прямо на территории карьера. В течение трех лет над ее запуском трудились российские и немецкие рабочие. К сожалению предприятие обанкротилось и в скором времени начнется демонтаж этого гиганта. Его распилят на части и утилизируют.

Takraf Ers 710 имеет 38 ковшей, объём каждого ковша 710л это примерно тонна и он способен загрузить состав из 15 вагонов, объем каждого вагона составляет 60т, за 12-13 минут.

Вес экскаватора боле 1500 тонн. Вес одной секции гусеницы 280 кг. Гусеницы выше человеческого роста, а сам Такраф имеет высоту с шестиэтажный дом.

Питается махина электричеством, потребляет 108 кВт/ч. Обслуживается двумя подстанциями и трансформатором на 6000 вольт.

Также на территории карьера стоит
Экскаватор-драглайн «НКМЗ» ЭШ-11/70
Отечественного Производства.

Название модели расшифровывается – ЭШ – электрический шагающий, однаковшовый.

Весит этот гигант порядка 700т, в его ковш помещается 11куб. м, ( спокойно вместиться автомобиль) высота примерно с четырех этажное здание а длина стрелы достигает 70м.

Этот экскаватор выполняет функцию зачистки песка от камней, пней и глины, перед началом работы Такрафта.

Эш употребляет 6000В и кабель с напряжением нужно подтаскивать вручную.

На стрелу можно подняться по лестнице и обозреть окрестности и панораму карьера.
Что мы собственно и сделали. И это был один из лучших закатов в моей жизни

Читать еще:  Из Вероны во Флоренцию как добраться?

Абзетцер Tarkaf Ers 710 он же многоковшовый цепной экскаватор Takraf Ers 710.

Абзетцеры (Абзацеры) — огромные многоковшовые карьерные экскаваторы, обладающие повышенной производительностью

Машина достаточно новая, запущена была в 1987 году.

Собирали ее прямо на территории карьера. В течение трех лет над ее запуском трудились российские и немецкие рабочие. К сожалению предприятие обанкротилось и в скором времени начнется демонтаж этого гиганта. Его распилят на части и утилизируют.

Takraf Ers 710 имеет 38 ковшей, объём каждого ковша 710л это примерно тонна и он способен загрузить состав из 15 вагонов, объем каждого вагона составляет 60т, за 12-13 минут.

Вес экскаватора боле 1500 тонн. Вес одной секции гусеницы 280 кг. Гусеницы выше человеческого роста, а сам Такраф имеет высоту с шестиэтажный дом.

Питается махина электричеством, потребляет 108 кВт/ч. Обслуживается двумя подстанциями и трансформатором на 6000 вольт.

Также на территории карьера стоит
Экскаватор-драглайн «НКМЗ» ЭШ-11/70
Отечественного Производства.

Название модели расшифровывается – ЭШ – электрический шагающий, однаковшовый.

Весит этот гигант порядка 700т, в его ковш помещается 11куб. м, ( спокойно вместиться автомобиль) высота примерно с четырех этажное здание а длина стрелы достигает 70м.

Этот экскаватор выполняет функцию зачистки песка от камней, пней и глины, перед началом работы Такрафта.

Эш употребляет 6000В и кабель с напряжением нужно подтаскивать вручную.

На стрелу можно подняться по лестнице и обозреть окрестности и панораму карьера.
Что мы собственно и сделали. И это был один из лучших закатов в моей жизни

Пешеходный поход, Лопатинские карьеры

Административный регион
Москва и Московская обл., Россия

Сроки
с 23 по 25 августа 2019, из них ходовые с 23 по 25 августа 2019 (3 дня, из них 3 ходовых)

Планируемый километраж
40 км

Отъезд
Отъезжаем из Москвы на электричке https://www.tutu.ru/view.php?np=d8e906eea8&date=16.08.2019, по традиции 3 вагон. Можно приехать раньше или позже, проблем с электричками нет. Место стоянки скину по запросу. Приезжаем на платформу Трофимово ,от туда 1 км и ночевка.

Возвращение
В воскресенье

Нить маршрута
Трофимово шиферная

О походе (цели, требования к участникам)
Что интересного на маршруте

Маршрут замечателен, прежде всего, красивыми объектами, созданными в сотрудничестве человека и природы на обширной территории Лопатинского фосфоритного рудника – рекультивированных фосфоритных карьеров к востоку от г. Воскресенск. Лопатинский рудник – крупнейшее в Европе месторождение фосфоритов, используемых для производства минеральных удобрений. Первые разработки начались в 1930-х гг., а наиболее активная добыча – в 1960-х. На карьерах работали огромные монстры – абзетцеры (многоковшовые экскаваторы).

Последние из этих машин еще можно наблюдать, в том числе и в работе, на действующем карьере №12 (точка для наблюдения ABSETZER, в 3 км к югу от маршрута).

Вся остальная территория рудника ныне не действует. Гряды и желоба заровняли и засадили сосновыми посадками. Теперь там очень красивый и интересный ландшафт: плоские равнины и пологие холмы, покрытые чистым и легко проходимым сосновым лесом, неожиданно перемежаются высокими песчаными буграми, крутыми склонами гряд и желобов. Многочисленные понижения заполнились водой и образовали озёра самых разных размеров и форм. На озёра приезжают загорать и купаться отдыхающие, а необычный ландшафт бывших карьеров привлекает туристов и организаторов спортивных соревнований. В районе Лопатинских карьеров проводились соревнования по ориентированию (в том числе, велосипедному), такие, как One Man Relay, ММБ, Bike-Off-Road. Предлагаемый вам маршрут Трофимово – Шиферная является одним из любимых беговых и лыжных маршрутов группы Дмитриева. Два наиболее заметных объекта на маршруте за свою характерную форму получили в узком кругу туристов громкие собственные имена: озеро “Байкал” и гора “Эльбрус” (сейчас от него уже срыли большой кусок).

Другие объекты, связанные с производством минеральных удобрений: стела в пос. Фосфоритный, посвящённая добыче фосфоритов (точка STELA), горы-отвалы из фосфогипса: Белая (BEL-GORA, видна с Осташовского поля) и заросшая Зеленая (ZEL-GORA видна из Шиферной). Белая гора (Полигон №2 “Лопатинский”) – это склад отходов производства фосфорной кислоты. Имеет высоту 80 метров и поперечник 700 метров. Хорошо заметна с окрестных полей и даже с самолёта, если вылетать из Москвы в восточном направлении. Находится в сфере внимания экологов, так как является источником загрязнения окружающей среды: частички фосфогипса развеиваются ветром и вымываются водой. До недавнего времени Белая гора активно посещалась туристами и фотографами, сейчас объект находится под охраной.
Растительность и животные

В районе Лопатинского рудника основная порода леса – сосна, которой засажены бывшие карьеры. Заболоченные понижения заросли березой. Остальной лес – смешанный (сосна, ель, осина, береза, дуб). На полянах, опушках и возле дороги много земляники.

На маршруте можно встретить характерных для Подмосковья животных: кабанов, лосей , зайцев, бобров, а в сосновом лесу – белок.
Важно знать
Ограничения и особенности

Время прохождения пешком в спокойном темпе составляет 12 ходовых часов (2-3 дня).

Существенная часть маршрута проходит по хорошим песчаным дорогам, но также имеется много заболоченных участков и луж, проходов по колее в высокой траве.

В лесах на участке от пл. Трофимово до пересечения с шоссе А-108 имеются очаги поражения елового леса короедом-типографом: сухостой и труднопроходимые завалы. Встречаются и завалы после ураганов лета 2017г. На маршруте завалы в основном пропилены, но не везде, а в пропиленных проходах могут быть глубокие лужи. На лугах – высокая трава, в том числе, крапива.

Тем, кто не хочет промочить ноги, рекомендуется иметь высокую обувь, а в отдельных местах актуальны и резиновые сапоги.

Летом в сырых местах много комаров. Рекомендуется иметь репеллент и накомарник.

По характеру местности маршрут можно разделить на три участка:

Трофимово – Усадище, 9.8 км. В основном леса – суровые, с завалами, болотами, большими лужами на дороге и комарами. Имеется завал на дороге длиной 150м, хотя есть надежда, что он будет расчищен.
Усадище – Фосфоритный, 11.9 км. От Усадища до Лопатинских фосфоритных карьеров идет колея по полю. Есть небольшие заболоченности и участки с высокой травой. В районе фосфоритных карьеров начинаются хорошие песчаные дороги.
Фосфоритный– Шиферная, 15.7км. Хорошие песчаные дороги, с небольшим участком по колее в высокой траве в районе р. Медведка. Наиболее интересная часть маршрута. Здесь расположены основные достопримечательности. Затем тропа идет по лесу и по окраине г. Воскресенск.

Часть маршрута, пролегающая по району Лопатинских карьеров, может быть частично или полностью включена в велосипедный маршрут, но следует учитывать, что на дорогах много песка. Остальные участки не рекомендуются для велосипеда.
Как добраться

Маршрут проложен по Воскресенскому району Московской области между железнодорожными платформами Трофимово и Шиферная Рязанского направления.

Ближайшие города: Воскресенск (

До пл. Трофимиво или Шиферная можно доехать на электричке от Москвы-Казанской, время в пути чуть меньше двух часов. При выборе пунктов старта и финиша рекомендуется учитывать расписание: на пл. Трофимово между электричками есть большие перерывы. Также следует учитывать, что участок Москва Казанская – Голутвин, в отличие от всех остальных российских железных дорог, имеет левостороннее движение – будьте внимательны при нахождении рядом с путями и выборе платформы для отъезда.

Недалеко от середины маршрута находится пос. Фосфоритный с регулярным автобусным сообщением на Воскресенск и Егорьевск. Поэтому можно пройти часть маршрута (Трофимово – Фосфоритный, 21.7 км, или Шиферная – Фосфоритный, 15.7 км), уложившись в один день. Также можно уехать на автобусе из дер. Берендино и Осташово. Населенных пунктов непосредственно на маршруте только два: пос. Фосфоритный и микрорайон “Коммуна” (г. Воскресенск), примыкающий к ст. Шиферная.

Актуальное расписание движения общественного транспорта можно найти на сайте Яндекса.

Все что требуется от участников, это желание пойти, учавствовать в переписках в предпоходе, и иметь минимум туристической снаряги (обсуждается отдельно, но желательно иметь спальник и пенку)

Читать еще:  Город Фивы где находится?

Лопатинский карьер

Описание

Замечательный фоторепортаж тут: http://student-geolog.livejournal.com/72453.html

А тут описание: http://www.isles.ru/spots/lopatino.html

Координаты: 55°17′44″ с. ш. 38°49′57″ в. д. / 55.295440° с. ш. 38.832550° в. д. / 55.295440; 38.832550 (G) (O) (Я) Лопатинский фосфоритный рудник — гигантское заброшенное месторождение фосфоритов в Московской области, близ города Воскресенска.

История

Лопатинский рудник расположен в 90 км к юго-востоку от Москвы. Он занимает обширную территорию между городами Воскресенск и Егорьевск, которая по форме похожа на ромб с вершинами в поселках Лопатинский и Фосфоритный и в деревнях Максимовская и Берняково. Этот район представляет собой уникальное и крупнейшее в Европе месторождение ценных полезных ископаемых — фосфоритов. Первые разработки здесь начались еще в 30-е годы XX века. Особенность местopoждения заключалась в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило способ добычи (открытый) и тип используемой для этого техники. По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно именуемых абзетцерами), обладающих повышенной производительностью. Наиболее активная добыча велась в 60-е годы XX века.

На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов — двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы, предпочитающие шагать «приставным» шагом. Рельсовые экскаваторы укомплектовывались специальным приспособлением — путепередвигателем, умеющим передвигать железнодорожное полотно.

Каждый карьер рудника представлял собой длинный (до 5 км) ступенчатый желоб, по одной из ступенек которого, из одного конца карьера в другой, были проложены параллельные друг другу железнодорожные пути. По двум из них перемещался упомянутый выше экскаватор, или сразу несколько. По третьему — грузовой состав, наполнявшийся рудой. Технология ландшафтостроения такова — медленно двигающийся экскаватор срезает своей многоковшовой лентой так называемые вскрышные породы и по длинной (30-70 метров) стреле сбрасывает их в отвал. По выработке рудоносного горизонта рельсы вместе с экскаватором параллельно переносят в обратную от отвалов сторону, и все начинается сначала. В результате образуется множество длинных (до 5 км) параллельных песчаных гряд, высота которых может достигать 50 метров. Самые удаленные от карьера гряды заравнивали специальными агрегатами, получавшиеся при этом песчаные поля засевали стройными рядами сосен.

Современное состояние

С начала 90-х годов рудник практически полностью заброшен, большинство карьеров затоплено, дорогостоящая импортная спецтехника ржавеет под открытым небом и постепенно разделывается на металлолом. Единственный функционирующий в настоящее время карьер расположен в окрестностях поселка Фосфоритный, к югу от реки Медведки, однако теперь здесь добывается преимущественно кварцевый песок. По сохранившейся одноколейной железнодорожной ветке время от времени курсирует тепловоз-«кукушка».

Комплекс мероприятий по добыче фосфоритов привел к созданию в этой местности невероятного ландшафта. Длинные и глубокие желоба карьеров перемежаются длинными и высокими песчаными грядами, переходящими постепенно в плоские как стол песчаные поля, геометрично засеянные соснами. Невдалеке от карьеров поля эти напоминают обыкновенные огороды — высота саженцев не превышает нескольких десятков сантиметров, но если продолжать двигаться перпендикулярно линии карьера возраст посадок начинает постепенно увеличиваться, покуда не достигает 60-70 лет. В настоящее время большинство карьеров затоплены, и в результате этих процессов на местности образовались десятки глубоких озер с песчаными берегами и чистейшей водой. Здесь можно увидеть странные песчаные пустыни; разноцветные — черные, белые и красноватые барханы; фрактальные нагромождения маленьких сопочек, поросших частыми сосенками; множество глубоких и чистых озер, не обозначенных ни на одной карте… Эти совершенно неземные пейзажи в сочетании с возвышающимися над ними заброшенными монстрами-абзетцерами делают Лопатинские карьеры уникальнейшим природно-техногенным заповедником, одним из самых интересных и необычных мест в Подмосковье, привлекающим все больше и больше туристов.

Отзыв: Фосфоритный рудник (Россия, Воскресенск) – Лопатинский карьер или как мы увидели Абзетцер

Лопатинский рудник – уникальное и крупнейшее в Европе месторождение фосфоритов. Активные работы велись в середине прошлого столетия. Со временем рудник закрыли, карьеры затопили, а его берега засадили параллельными рядами сосен.
До последнего времени на этом месте велась добыча кварцевого песка.

Вода в карьере имеет красный оттенок – такой ее делают руды залегающие в песках.

Ну и местная достопримечательность – рабочий немецкий экскаватор Абзетцер, на который съезжаются посмотреть со всех уголков Подмосковья. В выходные наплыв туристов сильный.

Интересно будет всем – и детям поковыряться в песках и взрослым (не только мальчики останутся в восторге от увиденного)

Пока до самого карьера нельзя доехать на машине – ее нужно оставить у шлагбаума на въезде. Идти до самого карьера ещё 2 км но нам сильно повезло охранник сжалился и довёз до места назначения
На сам абзетцер тоже можно попасть, договорившись с местным охранником
Ну и несколько фактов об этом чуде:

Абзетцер Tarkaf Ers 710 он же многоковшовый цепной экскаватор Takraf Ers 710.

Абзетцеры (Абзацеры) — огромные многоковшовые карьерные экскаваторы, обладающие повышенной производительностью

Машина достаточно новая, запущена была в 1987 году.

Собирали ее прямо на территории карьера. В течение трех лет над ее запуском трудились российские и немецкие рабочие. К сожалению предприятие обанкротилось и в скором времени начнется демонтаж этого гиганта. Его распилят на части и утилизируют.

Takraf Ers 710 имеет 38 ковшей, объём каждого ковша 710л это примерно тонна и он способен загрузить состав из 15 вагонов, объем каждого вагона составляет 60т, за 12-13 минут.

Вес экскаватора боле 1500 тонн. Вес одной секции гусеницы 280 кг. Гусеницы выше человеческого роста, а сам Такраф имеет высоту с шестиэтажный дом.

Питается махина электричеством, потребляет 108 кВт/ч. Обслуживается двумя подстанциями и трансформатором на 6000 вольт.

Также на территории карьера стоит
Экскаватор-драглайн «НКМЗ» ЭШ-11/70
Отечественного Производства.

Название модели расшифровывается – ЭШ – электрический шагающий, однаковшовый.

Весит этот гигант порядка 700т, в его ковш помещается 11куб. м, ( спокойно вместиться автомобиль) высота примерно с четырех этажное здание а длина стрелы достигает 70м.

Этот экскаватор выполняет функцию зачистки песка от камней, пней и глины, перед началом работы Такрафта.

Эш употребляет 6000В и кабель с напряжением нужно подтаскивать вручную.

На стрелу можно подняться по лестнице и обозреть окрестности и панораму карьера.
Что мы собственно и сделали. И это был один из лучших закатов в моей жизни

Абзетцер Tarkaf Ers 710 он же многоковшовый цепной экскаватор Takraf Ers 710.

Абзетцеры (Абзацеры) — огромные многоковшовые карьерные экскаваторы, обладающие повышенной производительностью

Машина достаточно новая, запущена была в 1987 году.

Собирали ее прямо на территории карьера. В течение трех лет над ее запуском трудились российские и немецкие рабочие. К сожалению предприятие обанкротилось и в скором времени начнется демонтаж этого гиганта. Его распилят на части и утилизируют.

Takraf Ers 710 имеет 38 ковшей, объём каждого ковша 710л это примерно тонна и он способен загрузить состав из 15 вагонов, объем каждого вагона составляет 60т, за 12-13 минут.

Вес экскаватора боле 1500 тонн. Вес одной секции гусеницы 280 кг. Гусеницы выше человеческого роста, а сам Такраф имеет высоту с шестиэтажный дом.

Питается махина электричеством, потребляет 108 кВт/ч. Обслуживается двумя подстанциями и трансформатором на 6000 вольт.

Также на территории карьера стоит
Экскаватор-драглайн «НКМЗ» ЭШ-11/70
Отечественного Производства.

Название модели расшифровывается – ЭШ – электрический шагающий, однаковшовый.

Весит этот гигант порядка 700т, в его ковш помещается 11куб. м, ( спокойно вместиться автомобиль) высота примерно с четырех этажное здание а длина стрелы достигает 70м.

Этот экскаватор выполняет функцию зачистки песка от камней, пней и глины, перед началом работы Такрафта.

Эш употребляет 6000В и кабель с напряжением нужно подтаскивать вручную.

На стрелу можно подняться по лестнице и обозреть окрестности и панораму карьера.
Что мы собственно и сделали. И это был один из лучших закатов в моей жизни

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector