Лопатинский фосфоритный рудник как добраться?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Лопатинский фосфоритный рудник как добраться?

Блог Димы Шувалова

Будьте реалистами – требуйте невозможного

Рассказ о поездке на Лопатинский рудник

Играет: Joe Satriani – Starry Night

90 фотографий и слайдов, 18 мегабайт

Информационная справка
Несколько сот милиионов лет назад на месте нынешней Московской области простиралось море, в котором среди прочей живности обитали хищные рептилии и причудливо скрученные в раковины аммониты. Те времена давно прошли, о них напоминают лишь меловые отложения, которые выходят на поверхность недалеко от Москвы, создавая удобные условия для добычи фосфоритов.

Лопатинский рудник является частью Егорьевского фосфоритного месторождения. Месторождение открыли в двадцатых годах прошлого века (в то время велась активная разведка), и уже в 1932 году началась добыча. Уникальность заложения заключалась в мягкости пород и поверхностном типе заложения, которое не требовало рытья шахт, однако обуславливало применение специальной техники для добычи – циклопических размеров многоковшовых экскаваторов (“абзетцеров”).

находки Лопатинского рудника – фото сайта ammonit.ru

Абзетцеров бывает великое множество – выбор той или иной модификации диктуется условиями добычи. В Егорьевском месторождении использовали три вида и если вы родились не в шахтерском городке, сейчас вам станет интересно.

Первый вид абзетцеров двигался на гусеницах. Представьте себе махину высотой с добротный трехэтажный дом, которая движется подобно танку. Впечатляет? Второй вид был еще круче – это был пятиэтажный дом, достигавший в длину 150 метров, двигавшийся по рельсам, и вдобавок снабженный путепередвигателем для самостоятельного передвижения рельс. Третий вид был поскромнее – 6-7 метров в высоту (чаще всего это так называемый “драглайн” – однковшовый экскаватор), но этот малый был снабжен шагающим ходом.

Посмотреть на всю эту невероятную технику – было первой причиной за которой мы собрались на Лопатинский рудник.

Вторая причина заключалась в уникальном ландшафте тех мест. Тут стоит сказать несколько слов о том, как происходит добыча фосфоритов многоковшовыми экскаваторами. Карьер рудника это длинная (от 0,5 до 5 км) глубокая ступенчатая траншея, по одной из ступеней которой движется абзетцер (либо гусеничным ходом, либо проложены рельсы). Параллельно ему проложен второй ряд рельсов – по ним движется вагонеточный состав. “Многоковшовым” абзетцер называют по той причине, что в своем составе он имеет многоковшовую ленту, которая вскрывает относительно мягкую породу и по длинной стреле (до 70 метров) сбрасывает их в вагонетки состава.

фото с сайта dustyroads.narod.ru

Достигнув конца траншеи, абзетцер вместе с рельсами переходит на параллельную сторону карьера и добыча начинается с начала. В результате такой разработки получались длинные параллельные трашеи, шириной от 50 до 100 метров, глубиной до 50 метров и протяженностью до 5 километров. После выработки, карьер затапливали, а его берега засаживали параллельными рядами сосен. Иногда карьеры засыпали, образуя обширные песчаные поля, которые также засаживались ровными рядами сосен.

Можете себе представить насколько невероятный ландшафт сформировался за 70 с лишним лет добычи? – Десятки глубоких параллельных друг другу вытянутых озер с кристалльно чистой водой, ровные ряды высоких сосен, и все это, если взглянуть на спутниковую карту, расположено в невероятном геометрическом рисунке! Все это делает Егорьевское местопрождение одним из самых интересных и необычных мест в Подмосковье.

Сегодня Лопатинский рудник по большей части заброшен. Многие старые карьеры засыпаны, или затоплены. Техника брошена, заржавела и большей частью разобрана и вывезена. Фосфориты в основном добывались для нужд сельского хозяйства, и с развалом СССР данный вид удобрений оказался невостребованным по причине повсеместной стагнации посевных работ. Семь из восьми карьеров закрылись, последний оставшийся сегодня используется для добычи песка и тоже уже находится за гранью вымирания.

Наши приключения
Уже не вспомню как родилась идея побывать на Лопатинском руднике. Я и о месте-то таком не слыхивал. Но помню, что когда впервые увидел фотографии гигантских стальных рудодобывающих монстров в справочнике достопримечательностей Подмосковья, загорелся все это увидеть своими глазами.

Идея несколько месяцев то возникала на повестке, то забывалась, ждали подходящей погоды. И вот такой день настал. Светило яркое солнце, воздух прогрелся настолько, что можно было купаться. Календарь показывал 8 мая, шел 2010-й год.

Как обычно, никаких особых предварительных приготовлений – посмотрели карты, наметили маршрут, забросили в машину фототехнику и направились в сторону Воскресенска. Собралось нас трое – Макс, Маша и я. В тот день ранним утром я купил новый широкоугольный объектив – Tokina 11-16 f/2.8, лучшего случая обстрелять технику было и не придумать.

Было не до конца понятно как пробиваться на территорию карьера, поэтому всю дорогу пока Макс крутил баранку я с телефона гуглил карты. Решено было добраться до Воскресенска, въехать в город, проследовать до его южной окончености и попробовать попасть на территорию заброшенных карьеров через микрорайон “Южная часть” и деревню “Новоселки”. Дорогу до места назначения частично опущу – ничего интересного )

Воскресенск оказался очень нестандартным городом, что и обусловило некоторые сложности при возвращении обратно (указатели на Москву отсутствуют как вид). Воскресенск расположен на реке Москве, в 80 км к юго-востоку от столицы. Город имеет сложную планировочную структуру, состоящую из шести обособленных жилых образований, разделённых промышленно-складскими зонами, транспортными трубопроводами и притоками Москвы-реки. Промышленных образований не просто много, а невероятного много, весь город буквально напичкан химическими заводами.

Проезжаем город, минуем последний железнодорожный переезд и.

. поскребывая днищем машины по колдобинам и почти “на брюхе”, мы выбираемся на широкую карьерную дорогу, по которой время от времени проносятся МАЗы, и делаем нашу первую остановку.

Обратите внимание, на спутниковом снимке рядом с местом остановки располагается ряд небольших параллельных друг другу “надрезов”, как будто кто-то царапнул когтистой лапой. Это небольшой затопленный карьер.

День стоял погожий и жаркий, поэтому местные дачники вовсю там купались. Мы же с интересом знакомились с первым карьерным представителем. На снимке ниже – вышеупомянутый карьер.

Заполненные водой траншеи перемежаются горками высотой 3-4 метра.

Их облюбовали большущие муравьи, превратив в гигантские муравейники. Мы эту фишку сразу не просекли, поэтому через какое-то время каждый на своей штанине наблюдал от полусотни очень шустрых и больших особей. Это были зверские твари, стоило на несколько секунд замереть, и они уже лезли по тебе, как Суворовцы на штурм Измаила.

Надо ли говорить, что дороги были отвратительные?

Куда дальше ехать мы не знали, однако бегло осмотрев местность приняли, как впоследствии оказалось, правильное решение и двинулись по раскатанной карьерной дороге на север. Такой роскошной спутниковой навигации с красными стрелками, как у вас сейчас, у нас не было ) Вскоре состоялась вторая остановка у непонятного скопления техники и людей, которое оказалось КПП, мы встали на стоянку, как позже выяснилось – уже до самого вечера.

Первое, что встречает тебя на кпп – запчасти. Чем-то напоминает черепа на входе в пещеру людоеда.

А это уже характерный карьерный ландшафт – песок, невысокая поросль и следы больших грузовиков на широких дорогах. Деревья вырастают на местах, где раньше стояла техника, или на засыпанных местах выработки.

Начало затопленного карьера протяженностью несколько километров. Его хорошо видно на спутниковой карте – длинная прямая линия.

Собственно, мы достигли финальной точки маршрута. Где-то совсем рядом должны были стоять гигансткие монстроподобные абзетцеры:

Однако нас ждало разочарование. Вместо абзетцеров мы обнаружили следы выемки грунта.

. и следы когда-то здесь стоявших гигантов.

Позже в сети я прочитал, что их распилили и отправили в утиль.

Вот так выглядели эти “последние из магикан” (сходство пейзажа на фото легко угадывается несмотря на разницу во времени года):

Фото позаимствовано с сайта odintsovo.info

Делать было нечего, своей цели мы не достигли. Однако судя по карте, в нескольких километрах пути должен был быть большой действующий карьер. Сохранялась небольшая надежда, что там найдется что-то интересное.

А вот так вязли в с виду безобидной почве. Затрудняюсь сказать почему я был в тот день в замшевых туфлях.

Параллельно дороге были проложены ржавые металлические рельсы. Раньше по ним ходил вагонеточный состав, доставляя руду из действующего карьера к КПП. На спутниковых снимках даже видно сам движущийся состав. Ландашафт тех мест во-истину уникальный! Мелкая поросль и песок сменяются мощными лесами.

По ходу пути в дороге зияла вот такая дыра. Внутри крылось более двух метров пустоты, из которой начинала выбиваться самая настоящая ель! Очень занятно. Если не знать – можно здорово “попасть”.

Забегая вперед, скажу, что абзетцер мы все таки нашли. Он сохранился в последнем действующем карьере и по слухам скоро также канет в лету.

По мере пути лес заканчивался и уступал место карьеру.

Дорога очень хактерно перекрывала рельсы, вагонеточный состав, видимо, давно не на ходу.

И тут из-за угла показались абзетцеры. Зрелище завораживало! Ведь мы до последнего не знали, уцелел ли последний абзетцер, или тоже пошел под нож (ключ, тесак, пилу – по выбору).
Оцените кривизну и разброс рельс. Говорят, состав с выработкой часто переворачивался в пути.

Еще несколько техногенных кадров для создания настроения окрестных мест.

Везде под ногами был тонкий слой рассыпчатого песка. От подошв оставались вот такие харктерные следы.

И перед нами раскинулся карьер..

Панорамный взгляд на карьер.

По дну ручья бежала самая настоящая пересыхающая речка.

По моей просьбе Маша позировала.

Макс в кадре для оценки размера карьеров.

Немного местной растительности.

В момент публикации этого отчета вновь и вновь листал карточки, пытаясь сократить их количество, и понимал, что не могу.

Вид был настолько сюррелиастичным, казалось это не карьер, а фантастический фильм со вставками марсианских пейзажей.

По ощущениям, раньше воды здесь было куда больше, но потом он высохла под лучами солнца, и образовала на поверхности песка тонкую корочку. Остаки воды, струясь изо дня в день, выточили себе русло в песчаных берегах. Наступаешь, и ноги с хрустом постепенно уходят в песок.

Читать еще:  Троя Шлимана где находится?

Цвет песка и глины поминутно менялся – от белого и желтого, до красного и черного.

Попадались и совсем неожиданные формы.

Многоковшовый цепной экскаватор Takraf Ers 710 – последний в радиусе 300км от Москвы зверь такого масштаба.

Вскрытая повсеместно вокруг глина имеет невероятно яркий окрас, что обуславливает цвет окружающих вод.

Takraf Ers 710 опирается на землю восемью гусеницами – каждая высотой в человеческий рост, а внутренняя часть это несколько этажей внушительных механизмов и опоясывающих коридоров.

Одноковшовый драглайн. Использовался для подъема песка из карьера. Объем ковша – 11 кубов.

Подойти к стальным монстрам оказалось не так-то просто. Между ними и нами легла затопленная водой траншея, простиравшаяся вправо на несколько колиметров. Пришлось спускаться в ближайший изолированный от трашеи карьер и переправляться через более скромную речку.

Вокруг были разбросаны коряги, поэтому переправа казалась не очень трудной задачей.

Многокилометровая траншея – результат прохода абзетцера.

Этот ковш размером с кузов грузовика.

Закидывался он вот такой стрелой. Похоже на спининг.

Большая игрушка, да? У меня в детстве была такая, я рулил добычей песка в песочнице. С тех пор осталась нереализованная мечта – “мама, купи черпалку!”.

В Лопатинском руднике все признаки гигантомании. Чувствуешь себя на порядок ниже и вообще меньше.

В основе драглайна можно увидеть большой круг.

Это гигантский подшипник. Он управляет двумя плавникообразными ногами,пользуясь которыми этот кран шагает.

Рядом с драглайном стоит уже знакомый абзетцер.

Питается он от вот такого трансформатора. Трансформатор жужжал, а в абзетцере сидел сторож. Так что техника действующая, пытаться ее “угнать” бесполезно – через час она еще будет в пределах видимости 🙂

Стрела снабжена отдельной кабиной. Впечатляет, да? Как большой космический корабль из сериала “Вавилон-5”, или как кухонный комбайн – все в одном. Кому что ближе.

“Не стой под стрелой!”

Панорама из трех кадров. Целиком с близкого расстояния он никак в кадр не влезает.

А это домик станционного смотрителя сторожа. “По моим мозгам” – как говорят пантийские греки – довольно мило.

Вот такой вот он – абзетцер.

Если почитать другие отчеты о Лопатинском руднике в Интернете, больше чем в половине будет написано “абзатцер”. Кто-то пошутил – остальные списали. Слово произошло от немецкого “absetzen” – отодвигать.

Управляют агрегатом два оператора: один контролирует добычу породы (основной командный пункт), а второй – ее отгрузку в железнодорожный состав (кабина на стреле).

Ж/д пути из-за постоянного движения техники по карьеру приходилось часто передвигать, для чего поблизости дежурил собственный рельсоукладчик.

На фото Макс демонстирует всепроникаемость местного песка.
Он еще не видит какое чудище приближается к нему за спиной (шутка).

Надеюсь, я не очень вас утомил своим рассказаом и обилием карточек. Я честно пытался сократить их количество – с 300 до 78.
При подготовке статьи использованы материалы Википедии, Большой Советской Энциклопедии, инженерных справочников, а также статей и очерков сети Интернет.

фоткал меня Макс

Бонус
Напоследок, бонус для самых внимательных читателей.

Видеоролик в ускоренном режиме демонстирует проходит абзетцера через ж/д пути. Позволяет оценить циклопичность и неповоротливость, а также противоугонные свойства абзетцера.

Отзыв: Фосфоритный рудник (Россия, Воскресенск) – Лопатинский карьер или как мы увидели Абзетцер

Лопатинский рудник – уникальное и крупнейшее в Европе месторождение фосфоритов. Активные работы велись в середине прошлого столетия. Со временем рудник закрыли, карьеры затопили, а его берега засадили параллельными рядами сосен.
До последнего времени на этом месте велась добыча кварцевого песка.

Вода в карьере имеет красный оттенок – такой ее делают руды залегающие в песках.

Ну и местная достопримечательность – рабочий немецкий экскаватор Абзетцер, на который съезжаются посмотреть со всех уголков Подмосковья. В выходные наплыв туристов сильный.

Интересно будет всем – и детям поковыряться в песках и взрослым (не только мальчики останутся в восторге от увиденного)

Пока до самого карьера нельзя доехать на машине – ее нужно оставить у шлагбаума на въезде. Идти до самого карьера ещё 2 км но нам сильно повезло охранник сжалился и довёз до места назначения
На сам абзетцер тоже можно попасть, договорившись с местным охранником
Ну и несколько фактов об этом чуде:

Абзетцер Tarkaf Ers 710 он же многоковшовый цепной экскаватор Takraf Ers 710.

Абзетцеры (Абзацеры) — огромные многоковшовые карьерные экскаваторы, обладающие повышенной производительностью

Машина достаточно новая, запущена была в 1987 году.

Собирали ее прямо на территории карьера. В течение трех лет над ее запуском трудились российские и немецкие рабочие. К сожалению предприятие обанкротилось и в скором времени начнется демонтаж этого гиганта. Его распилят на части и утилизируют.

Takraf Ers 710 имеет 38 ковшей, объём каждого ковша 710л это примерно тонна и он способен загрузить состав из 15 вагонов, объем каждого вагона составляет 60т, за 12-13 минут.

Вес экскаватора боле 1500 тонн. Вес одной секции гусеницы 280 кг. Гусеницы выше человеческого роста, а сам Такраф имеет высоту с шестиэтажный дом.

Питается махина электричеством, потребляет 108 кВт/ч. Обслуживается двумя подстанциями и трансформатором на 6000 вольт.

Также на территории карьера стоит
Экскаватор-драглайн «НКМЗ» ЭШ-11/70
Отечественного Производства.

Название модели расшифровывается – ЭШ – электрический шагающий, однаковшовый.

Весит этот гигант порядка 700т, в его ковш помещается 11куб. м, ( спокойно вместиться автомобиль) высота примерно с четырех этажное здание а длина стрелы достигает 70м.

Этот экскаватор выполняет функцию зачистки песка от камней, пней и глины, перед началом работы Такрафта.

Эш употребляет 6000В и кабель с напряжением нужно подтаскивать вручную.

На стрелу можно подняться по лестнице и обозреть окрестности и панораму карьера.
Что мы собственно и сделали. И это был один из лучших закатов в моей жизни

Абзетцер Tarkaf Ers 710 он же многоковшовый цепной экскаватор Takraf Ers 710.

Абзетцеры (Абзацеры) — огромные многоковшовые карьерные экскаваторы, обладающие повышенной производительностью

Машина достаточно новая, запущена была в 1987 году.

Собирали ее прямо на территории карьера. В течение трех лет над ее запуском трудились российские и немецкие рабочие. К сожалению предприятие обанкротилось и в скором времени начнется демонтаж этого гиганта. Его распилят на части и утилизируют.

Takraf Ers 710 имеет 38 ковшей, объём каждого ковша 710л это примерно тонна и он способен загрузить состав из 15 вагонов, объем каждого вагона составляет 60т, за 12-13 минут.

Вес экскаватора боле 1500 тонн. Вес одной секции гусеницы 280 кг. Гусеницы выше человеческого роста, а сам Такраф имеет высоту с шестиэтажный дом.

Питается махина электричеством, потребляет 108 кВт/ч. Обслуживается двумя подстанциями и трансформатором на 6000 вольт.

Также на территории карьера стоит
Экскаватор-драглайн «НКМЗ» ЭШ-11/70
Отечественного Производства.

Название модели расшифровывается – ЭШ – электрический шагающий, однаковшовый.

Весит этот гигант порядка 700т, в его ковш помещается 11куб. м, ( спокойно вместиться автомобиль) высота примерно с четырех этажное здание а длина стрелы достигает 70м.

Этот экскаватор выполняет функцию зачистки песка от камней, пней и глины, перед началом работы Такрафта.

Эш употребляет 6000В и кабель с напряжением нужно подтаскивать вручную.

На стрелу можно подняться по лестнице и обозреть окрестности и панораму карьера.
Что мы собственно и сделали. И это был один из лучших закатов в моей жизни

Лопатинский рудник

Лопатинский рудник – потрясающе красивый техногенный заповедник в Московской области, расположенный между Воскресенском и Егорьевском, образованный бывшими открытыми разработками фосфоритных месторождений.

Фосфориты – это отложения поздне-юрского периода с белемнитами, аммонитами. т.е. окаменелыми остатками морских беспозвоночных . Ведь 150 миллионов лет назад, во времена юрского периода, на территории Московской области было море…

Карьеры Лопатинского рудника – место для Подмосковья уникальное, так как здесь и сегодня встречаются настоящие динозавры . Точнее, водные ящеры – ихтиозавры. Было время, целые скелеты этих доисторических существ перемалывались мощными ковшами рудничных экскаваторов. Дела до них никому особого не было – разрабатывалось месторождение не динозавров, а фосфоритов.

Динозавры, впрочем, попадались не так уж и часто. Другое дело – живность помельче. Достаточно было копнуть буквально в произвольном месте отвала, чтобы обнаружить какую-нибудь доисторическую раковину. Одних аммонитов в Лопатинских карьерах найдено более 35, а двустворок – более 45 видов, плюс к этому – белемниты , брахиоподы , губки , морские ежи . Полный список ископаемой живности (в основном, юрского периода) насчитывает почти 150 различных наименований!

Научная общественность била тревогу – под ковшами экскаваторов погибал настоящий ” Парк Юрского Периода “.

Но то, что было не под силу остановить “гнилой интеллигенции”, оказалось элементарной задачей для “новой рыночной экономики”. Как-то вдруг, совершенно неожиданно, получилось, что одно из крупнейших в Европе месторождений ценнейшей для сельского хозяйства субстанции (фосфоритов) оказалось решительно нерентабельным. Фосфориты очень активно использовалось как естественные удобрения в советское время, а ныне спроса на них уже нет, да и месторождения уже истощены.

Поражающая размерами и сложностью техника, зачастую импортная, как выяснилось, годится лишь на металлолом. Так, в результате очередного изменения климата – на этот раз, экономического – в Подмосковье вымерло еще одно, новейшее, поколение динозавров. Примечательно то, что уникальный ландшафт Лопатинского рудника, включая систему озер, подробно не представлен ни на одной топографической карте.

Егopьевскoе фoсфopитнoе местopoждение известно еще с начала тpидцатых гoдoв двадцатого века. Для добычи руды был создан Лопатинкий рудник., а для ее перевозки на ближайшие химкомбинаты была построена одноколейная железная дорога , сейчас практически заброшенная.

Особенность местopoждения заключалась в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило способ добычи (открытый) и тип используемой для этого техники. По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно именуемых абзетцерами ), обладающих повышенной производительностью.

Читать еще:  Кинешма где это находится?

Многоковшовый экскаватор – удивительное инженерное сооружение, поражающее воображение дикой и первобытной мощью и красотой. Вещь эта более всего напоминает космический корабль внеземного происхождения, и, одновременно с этим, половозрелую матку какого-то гадостного насекомого в масштабе, порядка, 5000:1.

На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов – двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы, предпочитающие шагать “приставным” шагом. Рельсовые монстры укомплектовывались специальной машинкой – путепередвигателем, умеющей передвигать железнодорожное полотно. Именно эти экскаваторы были распространены на Лопатинском руднике наиболее широко и представителя именно этого семейства пока еще можно увидеть в его естественной среде обитания.

Каждый карьер рудника представлял собой длинный (до 5 км) ступенчатый желоб, по одной из ступенек которого, из одного конца карьера в другой, были проложены параллельные друг другу железнодорожные пути. По двум из них перемещался упомянутый выше экскаватор, или сразу несколько. По третьему – грузовой состав, наполнявшийся рудой. Технология ландшафтостроения такова – медленно двигающийся экскаватор срезает своей многоковшовой лентой так называемые вскрышные породы и по длинной (30-70 метров) стреле сбрасывает их в отвал. По выработке рудоносного горизонта рельсы вместе с экскаватором параллельно переносят в обратную от отвалов сторону, и все начинается сначала. В результате образуется множество длинных (до 5 км) параллельных песчаных гряд, высота которых может достигать 50 метров. Самые удаленные от карьера гряды заравнивали специальными агрегатами, получавшиеся при этом песчаные поля засевали стройными рядами сосен.

Комплекс этих мероприятий привел к созданию невероятного ландшафта . Длинные и глубокие желоба карьеров перемежаются длинными и высокими песчаными грядами, переходящими постепенно в плоские как стол песчаные поля, геометрично засеянные соснами. Невдалеке от карьеров поля эти напоминают обыкновенные огороды – высота саженцев не превышает нескольких десятков сантиметров, но если продолжать двигаться перпендикулярно линии карьера возраст посадок начинает постепенно увеличиваться, покуда не достигает 60-70 лет. Увеличивается не только возраст, но и высота, и вот, мечта друида – огород становится настоящим лесом! Для полноты картины необходимо учесть, что рудник, по большей части, заброшен, а многие старые карьеры и другие техногенные впадины затоплены. В результате этих процессов на местности образовались десятки глубоких озер с песчаными берегами.

По последним сведениям, последний экскаватор уже отправили на металлолом… но удивительные пейзажи остались.

Ныне территория Лопатинского рудника уже частично заросла сосновыми посадками, в которых летом очень хорошо растут грибы, преимущественно маслята. Старый сосновый лес соседствует с молодняком, которому от силы лет десять. Все посадки имеют строгие прямоугольные формы.

Еще оставшиеся карьеры представляют собой завораживающий “марсианский” пейзаж с песчаными холмами и барханами красно-желто-коричневых расцветок. Внизу плещется вода, где кристально чистая, а где и красно-коричневатовых оттенков, без признаков жизни, пить которую не рекомендуется.

Зимой, по территории рудника, и в близлежащих лесах прокладываются лыжные трассы. В системе озер водится рыба, которая хорошо “идет” как летом, так и зимой.

Как добраться

Лопатинский рудник расположен примерно на равном расстоянии от Москвы и Рязани чуть к востоку от города Воскресенска , что в Московской области . К разным частям рудника удобнее добираться с разных сторон и разными способами. В данном случае мы рекомендуем исключительно пеший вариант перемещения, поскольку именно так, с нашей точки зрения, удастся в полной мере прочувствоваться духом местности.

На своих двоих.
От Москвы до пл. Москворецкая – электропоездами Рязанского направления (с Казанского вокзала, от платформ Электрозаводская, Новая или от станции Выхино) на Голутвин и Рязань. От платформы идти в генеральном направлении на восток, вверх по течению речки Семиславки. Всего ходу до начала карьеров около 5 км по нормальной лесной дороге с колеей. Дорога, уже в лесу, пересекает Семиславку дважды, потом вливается в бетонку, служащую в данном месте условной границей рудника. Последний уцелевший экскаватор – по бетонке направо (на юг) где-то в полукилометре. Существует также отличная тропа (гораздо более приятная, чем дорога от пл. Москворецкой) от поселка Строителей (близ пл. Цемгигант, конечная остановка автобуса №4), однако найти ее сложнее. Кроме того, есть тропа из окрестностей станции Шиферная (больше электропоездов), но она проходит севернее и по ней попадать к последнему экскаватору менее удобно.

Общественным транспортом.
От Москвы до пл. 88-й км – электропоездами Рязанского направления (с Казанского вокзала, от платформ Электрозаводская, Новая или от станции Выхино) на Вoскpесенск, Шиферную, Голутвин и Рязань. Оттуда пешкoм дo автoвoкзала (пo хoду пoезда напpавo через мост и впеpед). Далее автобусом №24 “Воскресенск – Фосфоритный”, в ходу буквально круглые сутки (с 4 утра до 10 вечера), около 30 рейсов в день. Также можно воспользоваться автобусами №22 “Воскресенск – Ёлкино” и №37 “Воскресенск – Ёлкино – Медведка”, каждый из которых очень удобен, но имеет лишь по 4 рейса в день. Также на станции Воскресенск можно пересесть на электропоезда кольцевого направления, следующие в Егорьевск и Куровскую (в сумме около 8 отправлений в день), до остановок Лопатино, Берендино, Хорлово, Рудниковская – по выбору. Далее пешком. Повторимся, приятнее и полезнее идти пешком с самого начала (см. выше).

Личным транспортом.
Автомобильные дороги подходят как со стороны Воскресенска , так и со стороны Егорьевска . К последнему уцелевшему экскаватору следует двигаться от деревни Ёлкино через Новочеркасское, далее в генеральном направлении на запад – юго-запад, по бетонке приемлемого качества. Объект расположен чуть к югу от уреза 112,8 на речке Семиславке, пока виден издалека.

Лопатинский фосфоритный рудник

В 90 км к юго-востоку от Москвы, неподалеку от города Воскресенска, находится место, вполне заслуженно пользующееся славой одного из самых интересных для нестандартного туризма в Подмосковье. Это Лопатинский рудник – часть уникального Егорьевского фосфоритного месторождения, некогда крупнейшего в Европе района по добыче ценных полезных ископаемых – фосфоритов.

История этого рудника берет свое начало в 20-х годах прошлого века, когда здесь начались первые разработки. Рост агропромышленного комплекса в СССР требовал активного применения минеральных удобрений, сырьем для которых как раз и служили фосфаты. Фосфор, содержащийся в них, – один из важнейших элементов, обеспечивающих рост и жизнедеятельность растений. При его отсутствии замедляется рост и развитие сельскохозяйственных культур, затягивается вызревание. К тому же фосфатные удобрения, будучи сами по себе экологически безвредными, долго сохраняются в почве и питают многие поколения растений, параллельно снижая кислотность грунта.

Интересный факт – именно с исчерпанием запасов фосфора ученые связывают один из «апокалиптических» сценариев конца человеческой цивилизации. Ведь этот элемент невозможно синтезировать в нужных количествах, а активная добыча в XX веке привела к тому, что предполагаемых его запасов, по подсчетам ученых, хватит лишь на несколько десятков лет.

Однако в середине ХХ века мало кто задумывался о невосполнимости запасов большинства полезных ископаемых, а открыто выступавших с критикой так и вообще не было – огромную страну нужно было кормить, и прежде всего для этого нужны были фосфатные удобрения. Одним из главных достоинств Лопатинского рудника стало крайне неглубокое, поверхностное залегание фосфоритосодержащих пород и их относительная мягкость, что позволило вести разработку «открытым способом».

Поначалу это были кирка и лопата, потом их сменили примитивные по нынешним меркам маломощные паровые экскаваторы. Однако прогресс не стоял на месте, и уже с середины ХХ века добыча, в основном, велась с использованием так называемых «абзетцеров» – многоковшовых экскаваторов повышенной производительности, хотя применялась также рельсовая, гусеничная техника и «шагающие» экскаваторы. Пик добычи пришелся на 60-е годы – производилось до 400 тысяч тонн фосфоритной муки ежегодно, но уже к началу 90-х рудник оказался практически полностью заброшен и по сей день пребывает в таком состоянии. Многие образцы техники оказались брошены под открытым небом. Несмотря на то, что большую часть техники уже разобрали на металлолом, на руднике все еще можно найти неплохо сохранившиеся экземпляры, поражающие своими размерами.

Десятилетия работы рудника придали местности поистине впечатляющий вид, подобного и равному которому в Подмосковье просто нет. Характер выборки почвы, когда абзетцеры снимали слой породы до 5 километров длиной и формировали отвалы высотой до 50 метров, привел к появлению длинных параллельных песчаных гряд, перемежающихся с глубокими и протяженными карьерами.

Надо сказать, что отвалы, где добыча была прекращена, в советское время разравнивались специальной техникой и во избежание эрозии засеивались геометрически правильными рядами сосен и елочек. Если идти от мест, где разработка была прекращена относительно недавно, в сторону давно заброшенных, видно, как саженцы высотой в несколько десятков сантиметров постепенно сменяются более рослыми деревьями, возрастом в 60-70 лет, достигающими уже многих метров в высоту. Дополняют картину возникшие на месте когда-то затопленных карьеров многочисленные рукотворные озера, с прозрачной, абсолютно чистой водой и песчаными берегами.

Пройтись по старому руднику будет интересно и тем, кто интересуется археологией и палеонтологией. Давным-давно, более 150 млн лет назад, в Юрский период, там, где сейчас раскинулась Москва, было древнее море, населенное многочисленными аммонитами, блехиоподами, белемнитами и древними водоплавающими ящерами, такими как ихтиозавры, плиозавры и плезиозавры. Рабочие рудника вспоминают, как порою целые скелеты длиной до нескольких метров появлялись из небытия и исчезали в ковшах экскаваторов. Также нередкой находкой были великолепные экземпляры раковин аммонитов с сохранившимся перламутром и многочисленные фрагменты скелетов – позвонки, зубы акул и фаланги конечностей. Найденных здесь доисторических останков хватило бы на коллекцию палеонтологического музея!

К сожалению, «производственная необходимость» в советское время оказалась в большем приоритете, нежели научная ценность, и большинство бесценных находок были разрушены под ковшами огромных экскаваторов. К слову, сами фосфориты – это ил, миллионы лет оседавший на дне древнего моря.

Если посмотреть на месторождение с высоты птичьего полета – мы увидим неправильный ромб, с вершинами в поселках Фосфоритный и Лопатинский, а две другие вершины упираются в деревни Максимовская и Берняково. В поселке Фосфоритный остался сейчас единственный действующий карьер по добыче кварцевого песка. Здесь же на местном кладбище похоронены создатели рудника.

Читать еще:  Выезд ребенка за границу без родителей

Добраться до Лопатинского рудника несложно ввиду развитой инфраструктуры вокруг месторождения. Можно воспользоваться общественным транспортом, можно проехать на автомобиле, но большинство посетивших эти места рекомендуют пешие маршруты для того чтобы полнее прочувствовать «дух местности». Одни из самых красивых пеших маршрутов начинаются от поселка Строителей или из окрестностей станции Шиферная.

Удивительным является тот факт, что десятилетия техногенного воздействия не только не изуродовали, как это чаще всего бывает, окружающий ландшафт, но, напротив, создали на его месте нечто совершенно неповторимое и прекрасное. Это отмечают абсолютно все побывавшие в этих местах. Первоочередная заслуга в этом, конечно же, безымянных работников рудника, высадивших десятки тысяч саженцев, узоры которых посреди белых, желтых и красноватых песчаных пустынь поражают воображение. Не имеющие аналогов Лопатинские карьеры по праву входят в список самых необычных и впечатляющих мест окрестностей Москвы.

Координаты рудника: 55°20’12″N 38°45’2″E

Ходим-Едем

Велотуризм

Метки

Урочище Климовка, заброшенный карьер Лопатинского фосфоритного рудника, разобранная железная дорога

Копаясь в домашнем видеоархиве нахожу всё больше и больше интересных фильмов, о которых даже уже и забыл. В этом рассказе я поделюсь историей о путешествии на отдалённую часть Лопатинского фосфоритного рудника.

Больше всего путешествий пришлось именно на Коломенский район, т. к. раньше там жили бабушка с дедушкой и был дом, где я обычно проводил всё лето и все выходные, с самого рождения, вплоть до 1996 года. Сейчас в Коломне остались дальние родственники, поэтому порой приезжаем снова и снова, чтобы понастальгировать о былых временах и увидиться с родственниками.

Знакомство с лесной глушью коломенского района началось с поездок на велосипеде в сторону Егорьевска. Когда были дорожные велосипеды — катались неподалёку. До 5 лет папа возил меня на седле перед собой, которое сам приделал к дорожному велосипеду Универсал. Вот сейчас даже диву даюсь, всё-таки для дорожного велосипеда, навьюченного мной и рюкзаками заезды по 40-60 километров не такие уж и маленькие, если посмотреть, да и мама ездила с нами на такие дистанции.

Вот так однажды, двигаясь по Егорьевскому шоссе, увидели бетонку, уходящую на запад в лес, решили посмотреть, что там. Ехали, ехали и выехали на заброшенную деревню, ныне урочище Климовка. По рассказам местных, деревня перестала существовать во времена войны, на карте 1939 года она всё ещё значится. На царских картах обозначена селом Климовка, причём границы полей вытянуты намного дальше на юг, чем в нынешнее время. Не смотря на столь давний срок существования последнего дома, здесь можно обнаружить фундамкнты домов, предметы быта, и оставшиеся яблоневые сады. На сколько я помню, в начале 90-х даже прослеживалась улица из высаженных тополей. Дорога, проходящая через село пересекала речку Велегушку, образуя тем самым живописный пруд, с плакучими ивами по берегам. В те времена здесь было достаточно людно (я имею в виду времена моего детства), на всё открытое пространство простирались луга, на которых пасли скот, много рыбаков сидело вокруг пруда, много людей встречалось по пути до Климовки. С каждым годом народу стало встречаться всё меньше, скот перестали пасти, а луга поросли мелким березняком, так что теперь, скорей всего урочище Климовка уже практически никак не прослеживается.

Ткнув на карту, можно открыть её в полный размер

До Климовки была ещё одна дорога, пожалуй, именно она, скорее всего была деревенской, а не бетонка, идущая от шоссе в глубь леса. Дорога эта идёт от самого Хорошово, петляя через лес. В те времена была сильно разбита лесовозами, а возле Хорошово расходилась ещё на множество других лесных дорог, так что со стороны Хорошово не так просто было на неё попасть, мы обычно всегда ездили по ней обратно.

Вот так и начали мы лазить по лесам и дебрям тех мест. Однажды даже пытались пройти лес насквозь по этой бетонке, однако, в центре леса она делает крутой поворот под 90 градусов и выходит в населённые пункты, а вот маршрут, по которому я хотел пройти по прямой через весь лес и выйти где-то на другой стороне, так и остался непокорённым. Честно сказать, история прокладывания этой бетонной дороги в лес для меня осталась неизвестной, возможно для обслуживания леса, хотя в настоящий момент она разобрана, бетонные плиты увезены, а дорога разбита лесовозами, а при пересечении реки Велегушка (около 3-4 километров от шоссе), не доходя той самой Климовки размыло насыпь из-за забившегося водостока, так что остальная часть леса и этой дороги осталась отрезаной от шоссе. Проехать дальше можно только на велосипеде, перенеся его через реку, текущую поперёк насыпи.

Если ехать по Егорьевскому шоссе дальше от Коломны, то, сразу за деревней Шелухино в лес уходила ещё одна бетонная дорога, параллельная Климовской, вместе с ней Егорьвское шоссе через мост пересекала железная дорога, которая тянулась с востока на запад и упиралась в огромный карьер близ деревень Дарищи и Кочаброво. Первая поездка туда была очень давно, году в 92-м, и мы остались под большим впечатлением от увиденного. Стало вот так вот нам интересно, куда уходит широченная бетонная дорога вместе с железной в лес? Проехав около 4 километров по ней, выехали на оргомную вырубку, с множеством котлованов. посреди этой вырубки стоял огромный шагающий экскаватор, по размерам приблизительно с тринадцатиэтажный дом. К огромному сожалению, испортили плёнку, на которой я был запечатлён в ковше этого экскаватора. Только ковш этого экскаватора был с три моих ненышних роста, а когда я был маленьким, то и подавно, вягладел в нём как муравей в спичечном коробке.

Скорей всего карьер закрыли буквально на два-три года до нашего посещения в 92-м году, потому что техника была ещё в должном виде, на железной дороге ещё стояли целые поезда, экскаватор был практически не ржавый.
Местные сказали, что этот рудник закрыли по причине смещения грунта и нарушения течения подводных рек, что вызывало резкое снижение уровня воды в почве.

Я буквально до 2007 года не понимал, какое отношение имеет этот рудник к Лопатинскому, ведь он находится километрах в 20 от Лопатино. Вот как раз в путешествии мы это и выяснили. Железная дорога эта идёт из самого Воскресенка, с ответвлением на основной Лопатинский рудник. Кстати, упоминания об этом карьере ни в каких источниках я так и не встретил. Единственное что, узнал его номер, это 27 карьер Лопатинского рудника.Деревни сейчас вымерли, так что и спрашивать что и как было раньше не у кого.

Ткнув на линию, можно посмотреть описание

Кстати, из истории. Лопатинский рудник стали осваивать в 20-е годы 20 века, в 1932 году состоялось его открытие. Вместе с рудником город Воскресенск стал центром химической промышленности Московской области, минералы с рудников доставлялись по канатной дороге на завод, химикам.
В 2008 году полностью был закрыт Лопатинский рудник, а годами позже экскаваторы разобраны и сданы в чермет, цеха развалены, оборудование и коммуникации оставили гнить под открытым небом.
В 2009 году закрыт химический завод в городе Воскресенске. На этом и закончилась эпоха Лопатинского рудника.

В поездке 2002 года, зная, куда выведет нас климовская просека, решили в районе разрушенной дороги взять левее, и пошли вдоль реки Велегушки на север. Через несколько километров вышли на тот самый карьер в Кочаброво.
На то время экскаватора уже не было, поезда и вагоны с железной дороги убрали, часть бетонной дороги разобрали.
Мы вышли со стороны карьера, заполненного водой. Я взобрался на насыпь и снял вырубку и котлован, вода в котором была морского голубовато-зелёного цвета.
В настоящий момент там всё скорее всего вырубка заросла лесом, потому что в последний раз нашего посещения там уже была мелкая поросль.

В 2007 году на железную дорогу вышли совершенно случайно. Доехали до станции Пески, и пройдя через деревню, углубились в лес.

Прекрасная пора, ВЕСНА! В этом фильме даже не использовалось музыкальное оформление, потому что никакая музыка не сравнится с мелодией весеннего леса! Этот фильм надо смотреть в наушниках, чтобы полностью прочувствовать обстановку. Жизнь бурлит, всё просыпается от зимней спячки, каждое существо радуется лучикам солнца, пригревающим землю. Так приятно смотреть и вспоминать, аж дух захватывает.
Кстати в этом походе я вперывые был в осиновом лесу. Да-да, именно в лесу, потому что это не роща, не перелесок, а сплошной осиновый лес, простирающийся на много километров. Он тоже достаточно необычный. Стволы деревьев серебряные, а кроны деревьев салатового цвета, поэтому в нём чувствуешь себя комфортно, он очень светлый, не дремучий, освещение салатово-серебряного цвета, я бы даже называл обстановку немного сказочной, потому что неестественно всё блестит и светится. Почва под ногами везде сырая, под ногами всё чавкает и проступает вода. По земле стелится ковёр из хвоща, который ещё больше придаёт атмостферу сказочности.

Через некоторое время, преодолев дренажный канал, взобрались на насыпь. Она и оказалась бывшей однопутной железной дорогой, уходящей на рудник. По ней мы решили пойти в сторону Воскресенска. Железная дорога на тот момент уже была разобрана, местами заросла лесом. Километров через 10 началась сплошная колея, а потом и грунтовая дорога, накатанная техникой, которая, по всей видимости, вывозила остатки рельсов и шпал. Дорога, конечно, жутковатая. На всём протяжении слева и справа одни болота, откуда доносится квакание лягушек, и дорога, которая как стрела идёт до самого горизонта, и больше ничего. Сколько так идти по этой дороге? Путь действительно оказался не близким, к станции подходили уже вечером, на самом закате.

19 мая 2007 года

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector