Маяк Толбухин как добраться?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Маяк Толбухин как добраться?

Толбухин маяк

На подходе к Санкт-Петербургу со стороны Балтийского моря, на маленьком искусственном островке на оконечности Котлинской косы, отходящей к северо-западу от острова Котлин, без малого триста лет тому назад был установлен маяк.

Это один из старейших маяков на Балтике и в России. На его траверзе начинается морская дорога к нашему городу — морской канал, или «Торная дорога» (так его прежде называли).

Содержание

Маяк Толухин на карте

Координаты 60°2′33″N 29°32′32″E
Показать на карте Google, Yandex.

Строительство маяка

Как и другие первые маяки страны, он был построен по личному указанию Петра I. В одной из записок вице-адмиралу Крюйсу 13 ноября 1718 года царь писал: «Сделать Колм (маяк) каменный с фонарем на косе Котлинской».

Выполняя это указание, Крюйс отдал 2 декабря письменное распоряжение капитану Лейну. К письму прилагался эскиз башни маяка, составленный собственноручно Петром I. На эскизе давались основные размеры башни маяка, а в нижней части сделана рукой императора приписка: «протчее дается на волю архитектору».

Сооружение каменного маяка потребовало значительных материальных затрат и прежде всего большого числа квалифицированных каменщиков. Кронштадтский порт, которому было поручено строительство маяка, ими не располагал. Поэтому с согласия Петра I было решено построить временный деревянный маяк и в то же время начать заготовку материалов для каменной башни.

Толбухин Федор Семенович

Первый деревянный маяк сооружен в 1719 году и по наименованию косы, на оконечности которой он возник, был назван Котлинским. На башне устроили фонарь, в котором зажигались в основном свечи.
В 1736 году маяк переименован, в Толбухинский. Это наименование он получил в честь полковника Толбухина Федора Семеновича, командовавшего полком, разбившим в 1705 году шведский десант, высадившийся на Котлинскую косу…
Еще при заложении Петербурга Ф. С. Толбухин был назначен начальником гарнизона острова Котлин. Он также стал и первым военным комендантом с Кронштадта. Умер Ф. С. Толбухин в 1726 году. Построенный маяк не удовлетворял мореплавателей, так как видимость горящих в фонарях свечей была ничтожно мала. В 1723 и году маяк перешел на освещение конопляным маслом, которое к сжигалось в светильниках. Однако замена свечей конопляным маслом практически дальность видимости огня не увеличила. Поэтому решили по примеру Готландского маяка перевести «Толбухин» на освещение дровами и углем.

Первые проекты каменного маяка

12 апреля 1736 года Адмиралтейская Коллегия приняла решение приступить к строительству нового каменного маяка, которое было поручено Главному адмиралтейскому архитектору Ивану Коробову. Коробов, побывав на Котлинской косе, определил первоочередные работы и предложил вначале возвести деревянный маяк, постепенно ведя подготовку к строительству каменного.

В 1737 году второй деревянный маяк был построен.
К этому времени Адмиралтейская Коллегия, в ведении которой о находились маяки, вновь подняла вопрос о строительстве каменного сооружения на косе. Но так как построить каменную башню в сжатые сроки не удавалось, был вновь поставлен временный деревянный маяк.

Одновременно начались работы по сооружению каменной башни. К 1739 году удалось выложить только фундамент.
Работы производились в очень тяжелых условиях, так как при малейшем нагоне воды ветром косу заливало и люди работали по пояс в воде.

В 1744 году при пожаре полностью сгорели служебные помещения и караульный дом, пристань, весь запас дров и угля. Пожар вызвал еще несколько постановлений Адмиралтейской Коллегии о строительстве каменного маяка.

Перестройка маяка в камне

Строительство первой каменной башни связано с именем морского офицера Леонтия Васильевича Спафарьева, который с 1807 года, с введением в Адмиралтейском департаменте должности директора маяков, занимал этот пост.
Л. В. Спафарьев разработал проект и смету на постройку Толбухинского и других маяков в Финском и Рижском заливах, принял энергичное участие в их строительстве. В 1809 году началось сооружение каменного Толбухинского маяка.

К сентябрю 1810 года были возведены круглая башня из кирпича, цоколь из гранита, караульный дом и баня. В верхней части башни установили металлический 12-гранный фонарь, который освещался 40 масляными лампадами. Фонарь имел 24 платинированных серебряных отражателя, что значительно увеличило дальность действия маяка.
Рядом с башней был построен каменный жилой дом, соединенный с ней специальной галереей.
22 сентября 1810 года каменный корпус вступил в строй.

Чертёж маяка Толбухин 1886 года

Впоследствии он не раз подвергался реконструкции.
Проектирование и строительство каменного маяка связано с именем известного русского архитектора А. Д. Захарова, автора и строителя зданий Главного Адмиралтейства в Петербурге.
Когда Л. В. Спафарьев составил проект маяка, то Адмиралтейский департамент отправил его по субординации на заключение Главному адмиралтейскому архитектору А. Д. Захарову. Тот внес в проект много изменений и добавлений как в конструкцию маяка, так и в смету на его строительство.

После того, как на маяке установили телеграф, решили построить второй этаж над караульным домом. В 1833 году этаж был надстроен и заодно проведена галерея, соединявшая дом с башней. Это улучшило условия обслуживания маяка, особенно в штормовую погоду, когда вода почти полностью заливала остров.

Бестужев

Описывая краткую историю «Толбухина», нельзя не упомянуть и о декабристе Николае Александровиче Бестужеве, имеющем к нему прямое отношение.
В 1819 году молодой лейтенант Бестужев назначается помощником директора балтийский маяков. В этой должности он пребывал до 1824 года. В 1821 году Бестужев установил на «Толбухине» маячный аппарат, дававший цветопеременный огонь. В память о своих поездках и пребывании здесь Н. А. Бестужев написал рассказ «Толбухинский маяк».

Николай Бестужев был в первых рядах восставших 14 декабря, весь день находился на Сенной площади. Только вечером, увлекаемый беспорядочной толпой, он покинул площадь, заваленную телами убитых и раненых. Он решил бежать на Толбухинский маяк, там отдохнуть и потом двинуться дальше — в Швецию.

По льду Финского залива, забежав перед этим домой, на Васильевский остров, Бестужев на рассвете 15 декабря, уставший и промерзший, подошел к Кронштадту. На квартире у своих знакомых сбрил бакенбарды, загримировался, флотскую офицерскую шинель заменил тулупом и, надев шапку-треух, снова двинулся по Толбухинской косе к маяку.

Вскоре он увидел высокую башню, но достичь ее уже не удалось. Решил отдохнуть и поесть в убогом домике рыбака, где был настигнут и арестован жандармами…

Маяк Толбухин в наши дни

В настоящее время значение маяка-ветерана возрастает. Он вновь становится важным навигационным ориентиром при плавании на подходе к морскому каналу и основному судопропускному сооружению защитной дамбы.

В 2018 маяк был отреставрирован, оборудование маяка заменили на новое, отвечающее самым современным навигационным требованиям.

Гид The VillageТри маршрута по самым интересным маякам Ленобласти

Маяковед и путешественник Юрий Мацеевский рассказал, как добраться до самых интересных маяков Ленобласти — Стороженского, Свирского и Толбухина

Несмотря на то, что многие маяки утратили своё практическое значение, интерес к ним не угасает благодаря их архитектуре, истории и ареолу морской романтики. В окрестностях Петербурга, в основном по берегам Ладожского озера и Финского залива, их десятки, а по некоторым даже начали устраивать экскурсии. The Village попросил путешественника и исследователя маяков Юрия Мацеевского выбрать самые интересные маршруты в обоих направлениях и узнал, как спланировать поездку самостоятельно.

Юрий Мацеевский

руководитель творческого объединения «Клуб приключений и искусств „Природа России“», один из создателей выставки «Маяки русского севера»

Стороженский и Свирский маяк

Когда вы вернётесь, можно осмотреть достопримечательности Кронштадта, например Морской музей. Там же можно посмотреть на Николаевский створный маяк и передний и задний маяки Морского канала.

Маяк на заброшенном острове Сухо

Если выбирать из островных маяков, наиболее пригодных для посещения, то это маяк на острове Сухо — с уникальной историей и очень важный для города. По легенде, маяк был построен ещё при Петре — изначально был деревянным. В октябре 1942 года немецкие войска при поддержке итальянских катеров предприняли попытку захвата острова Сухо — с целью прервать снабжение Ленинграда продовольственными товарами. На острове находился гарнизон, который принял на себя основной удар: пока шла подмога из Новой Ладоги, в живых осталось пять человек.

Сейчас остров заброшен, но маяк обслуживается — он является автоматическим. Маячная башня до сих пор хранит следы обстрела. Этот маяк уже давно мог стать частью частью музея «Дорога жизни», но им никого не интересуется, вспоминают про него только 9 мая.

КАК ДОБРАТЬСЯ: Чтобы попасть на маяк в летнее время, необходимо выйти на берег в Новой Ладоге и доплыть до острова. Это 70 километров по воде туда-обратно, так что лучше найти катер. Его можно арендовать на местной базе отдыха, доплыть до маяка стоит до 20 тысяч рублей туда-обратно. Бюджетный вариант возможен только в зимний период. Зима должна быть студёной, что в последнее время бывает редко, чтобы Ладога промёрзла достаточно глубоко. Сначала необходимо доехать до села Дубна, а затем пойти пешком или на лыжах по льду — 18 километров. Соответственно, предполагается ночёвка на острове. Мероприятие это опасное, так что без опытной команды и достаточных средств защиты высок риск утонуть.

Можно ли попасть на территорию маяка

Чтобы попасть на территорию любого маяка, кроме заброшенных, нужно получить разрешение Ленинградской военно-морской базы, так как маяки являются стратегическими объектами. Попадая на маяк без разрешения, вы совершаете правонарушение. Более того, вступая во внеуставные отношения с маячником и впоследствии где-то публикуя информацию о том, что вы этот маяк посетили, вы подставляете человека. За это маячнику грозит должностное взыскание вплоть до увольнения. Осматривать маяк, не проникая на его территорию, вы можете.

Фотографии: Юрий Мацеевский

«У нас было все, кроме такого дома!». Как живется на старейшем маяке России

ВАКАНСИЯ МЕЧТЫ

– На Толбухине теперь все новенькое: и сам маяк, и маячники, – проводит ликбез на берегу начальник Толбухина маяка гидрографической службы Ленинградской военно-морской базы Петр Ефимов, которого коллеги называют просто дядей Петей.

Предыдущие смотрители старейшего маяка страны, муж с женой, уволились этим летом.

– Они прожили на нем три года и, видно, устали, – рассказывает дядя Петя, садясь в надувную моторку. – Не все способны жить на острове: помимо желания, нужно разбираться в дизелях, электрике, строительстве. Не прилетит добрый дядя в голубом вертолете и не прибьет тебе доску.

В следующем году Толбухину исполняется триста лет Фото: Артем КИЛЬКИН

Все лето шел ремонт к трехсотлетию маяка. А в августе в сети появилась вакансия мечты. Уже три недели, как на Толбухином поселились новые хозяева – капитан второго ранга Дмитрий Масько и его супруга Юлия.

– Ну, как там Петербург ? Что в мире делается? – улыбаясь, встречают «гостевую» лодку смотрители.

Раньше Дмитрий служил на Сахалине на метеостанции и в картографическом центре в Петербурге Фото: Артем КИЛЬКИН

Рядом с ними – пара собак. Пес Фран, или, ласково, Фунтик, – старожил, остался от прежних маячников. А вот четырехмесячную девочку-маламута супруги купили накануне переезда на остров. Назвали Майей.

Весь остров, от пирса до дверей маяка, завален перьями. Сегодня ночью на пару с Франом Майя разодрала старую подушку, которую вынесли на улицу, чтобы сжечь (на маяке нет мусоропроводов, так что все отправляют в топку). Пока она не умеет сторожить, только баловаться.

ЗАЖЕЧЬ И ЗАЩИТИТЬ

Первым делом хозяева приглашают в «башню».

– Это единственный маяк в мире, где лестница не винтовая, а поэтажная, – горделиво отмечает Дмитрий. – Главная моя задача – протирать фонарь. Конечно, не каждый раз. Но поднимаюсь дважды в день минимум: смотрю, все ли нормально.

Дмитрий поднимается наверх минимум дважды в день Фото: Артем КИЛЬКИН

На старейшем маяке костров, конечно, давно не разводят: «начинка» у Толбухина вполне себе молодая – блоки светодиодов и автоматика. Мигает он сразу во все стороны тремя рядами, еще три – запасные.

– Сердце маяка – дизель-генератор, – продолжает Дмитрий. – Еще у нас есть дровяное отопление, а готовить собираемся на газу : привезли с собой плиту.

От чистоты фонаря зависит, как далеко будет виден свет Фото: Артем КИЛЬКИН

В обязанности Дмитрия входит не только обслуживание маяка, но и его… защита. Летом над маяками Кронштадта кружат «кукурузники», а зимой по льду – на санях, лыжах и велосипедах – к ним устремляются вереницы любопытных.

– Пустующие маяки к весне остаются разграбленными, – объясняет дядя Петя. – Например, оба маяка Санкт-Петербургского морского канала взламывают каждую зиму ради красивых фотографий. Даже металлические засовы не останавливают!

Из каждого окна квартиры Масько открывается восхитительный вид Фото: Артем КИЛЬКИН

Единственные, кому на стратегическом объекте рады всегда, без согласования с военными, – это спасатели. У маячников блюстители безопасности узнают обстановку в округе. Наблюдает Дмитрий и за соседними маяками – Шепелевским, Красной Горкой и Стирсудденом. Если в темное время суток свет кого-то из них не виден, то докладывает дежурному по радиосвязи.

– Стыдно признаться, но я наверх поднималась пока только два раза, – признается Юля. – Высоко, трап узкий. В общем, страшно.

АРБУЗЫ НА НОВЫЙ ГОД

«Башня» растет из двухэтажного здания, в котором умещаются служебные помещения и две квартиры – хозяйская и гостевая. В какое окно из жилища маячников не глянь, открывается восхитительный вид.

– Привезли с собой плазмочку, думала, фильмы буду смотреть. Поставила Диме условие: без телевизора и посудомойки не поеду. Наивная! – всплескивает руками Юля. – До сих пор телевизор так и стоит запакованный. Некогда. Встаем в пять утра, в восемь вечера ложимся, вместе с солнцем. Столько дел переделываю за день, что сама себе поражаюсь. Но пока мне все нравится: жизнь и должна состоять из трудностей, даже бытовых, иначе жить будет просто лень.

На Юлии – хозяйство: кухня, уборка, живность Фото: Артем КИЛЬКИН

Пока смотритель маяка Дмитрий смотрит за маяком, его подчиненный «техник» хозяйствует на кухне. Продукты на острова доставляют раз в полгода. Можно заказать то, что нравится, но в рамках норм: одни выбирают мороженое мясо, другие – консервы. Проблемы с питанием нет, спасибо холодильникам. В коридорах – коробки с консервами. Рядом – два арбуза. Они должны стать украшением новогоднего стола.

Юлия уже распланировала, что поставит на новогодний стол Фото: Артем КИЛЬКИН

А вот с водой иногда бывают сложности.

– В суровую зиму здесь перемерзал колодец, смотрители оставались без питьевой воды, – отмечает Петр Ефимов. – Тогда мы доставляли воду на воздушной подушке вместе со спасателями. Иначе не добраться.

МОРЕ, ДВА ПЛЯЖА, ЗООПАРК

Вместе с капитаном Масько обходим его новые владения. Во дворе – сад: сосенка и лавочка под ней. На другой стороне острова, за дровяником, – огород из двух теплиц. Помидоры, репа, петрушка с укропом и щавелем, клубника, земляника, смородина, крыжовник, даже табак. Пока все это – плоды работы предыдущих смотрителей, но следующей весной Масько перестроят теплицы и посеют свой урожай.

В теплице маячников растет даже табак Фото: Артем КИЛЬКИН

Неподалеку – компостная яма, где «разводят» червей для рыбалки. Покидать маяк без согласования или острой надобности нельзя, но отплыть на лодке немного от берега, чтобы закинуть поплавок, не возбраняется. Но, хотя супруги – заядлые рыбаки, а вокруг – целое море, пока улова нет. Причина – все те же дела по хозяйству.

Имеется на балтийской фазенде и два личных пляжа. На «пляже номер один» выгуливают собак, «пляж номер два» – для романтических вечеров и загара. Рассветы Дмитрий и Юлия с чашечкой кофе встречают на «террасе» – лавочке на берегу.

Высота Толбухина – 29 метров Фото: Артем КИЛЬКИН

– Это единственное место, где не дует, – уточняют супруги. – И это без шторма. А если шторм, так по двору кирпичи летают.

Живность тоже в наличии. Фунтик и Майя делят остров с четырьмя котами – Мурой, Мурзиком, Соней и Мишкой. Все спасенные: кого-то подобрали на улице, кого-то взяли из приюта.

«Башня» растет из двухэтажного здания, во дворе – миниатюрный сад Фото: Артем КИЛЬКИН

– Давным-давно у нас была кошечка, но ее прищемило дверью, – вздыхает Юля. – Отдали кучу денег, но ничего сделать было нельзя. Я пришла в ветеринарку, чтобы ее кремировать. А там мне предложили взять Муру. Хозяйка привезла ее на прививку, но так и не вернулась: погибла в автокатастрофе… Взяла. Иду радостная с Мурой, звоню Диме. А он: «И я взял!». Подобрал Мурзика на улице.

Задача смотрителя – не только обеспечивать работу маяка, но и охранять его от мародеров Фото: Артем КИЛЬКИН

Дмитрий говорит, что живность на маяке наперечет. Есть птички, которых смотритель кормит галетами. Есть две мухи – Оля и Маша. А еще есть хорек Игорек, который живет под крышей уже много лет. Как он попал на остров – загадка, но, скорее всего, добежал с большой земли по зимнему льду. Маячник угощает и его, кладет печенюшку на карниз.

Читать еще:  Берлинская стена с Брежневым где находится?

ПОСЛЕДНЯЯ ГВОЗДИКА

На маяке супруги планируют прожить пять лет минимум.

– Этот шаг – это не на полгода: мы всю свою жизнь перевернули, в которой было практически все – родители, квартира, дача, машина, – рассуждает Юлия. – Но такого вот дома у нас не было!

– Она была рада больше, чем я, – улыбается Дмитрий, глядя на жену. – В городе каждый день встаешь и бежишь на работу, толкаешься в транспорте, в пробках. А здесь утром проснулся, ноги – в тапки. И все, ты на работе.

Муж по совместительству начальник Юлии последние четыре года Фото: Артем КИЛЬКИН

Дмитрий – капитан второго ранга. О том, что где-то среди вещей таятся его мундир, медали и кортик, сам не говорит: об этом наедине нам гордо шепчет супруга. Единственный ребенок в семье военных, Дмитрий окончил Военно-морское училище Фрунзе и по распределению отправился служить на Сахалин , в Корсаков.

В то время Юля выучилась на медика в училище и ходила на подготовительные курсы, чтобы поступить в Мечникова .

Познакомились будущие маячники абсолютно случайно Фото: Артем КИЛЬКИН

– Первый лейтенантский отпуск. 23 февраля, – вспоминает капитан. – Моя девушка отказалась ехать со мной в Корсаков. Я купил охапку гвоздик, подходил к каждой девушке на улице, вручал цветок и спрашивал: «Вы поедете со мной на Сахалин?». Девушки от меня шарахались. Гвоздики заканчивались. Когда оставалась последняя, на автобусной остановке на Черной речке я увидел это чудо с огромными ресницами. Она была на концерте Маликова , но не досидела до конца: подруги почему-то не пришли, она была в плохом настроении. Ей было шестнадцать, мне – 24. Она ответила: «Если бы полюбила, поехала бы».

Юлия всегда была готова ехать за любимым хоть на край света

Спустя две недели Дмитрий уехал в Корсаков. Вернулся через год. Встретились снова.

– Когда Юле исполнилось восемнадцать и я пришел просить ее руки к отцу – а он, кстати говоря, был ФСБ -шник на пенсии, с Владимиром Владимировичем в одной столовой ел, – то получил «добро». Но при условии, что на Сахалин Юлю я не возьму, – делится Дмитрий. – 31 января мы поженились. Я уехал. А 2 апреля она сама прилетела ко мне.

– Бежала тайно: папа не пускал, – улыбается Юлия. – Хотел, чтоб я стала врачом. Но жизнь распорядилась иначе. И я не жалею. Если бы был второй шанс, сделала бы все точно так же.

«ВСЕ СБЫВАЕТСЯ»

На Сахалине Дмитрий отслужил пять лет на метеостанции, Юлия пробыла там с ним два с половиной года. Оба супруга называют это время лучшим в жизни: суровый климат, бытовые трудности – все молодым влюбленным было нипочем.

Шесть лет назад супруги обвенчались

В 2000-ом Дмитрия перевели в Петербург, в Центральное картографическое производство ВМФ . Супруга устроилась там же, дошла до редактора. Муж по совместительству ее начальник последние четыре года. Когда военных сократили, Дмитрий остался на предприятии гражданским.

– Хочу организовать на маяке музей, – говорит Дмитрий, показывая копии старых карт с Толбухиным. – Как раз к трехсотлетию.

Смотритель мечтает организовать на острове музей Фото: Артем КИЛЬКИН

О том, что чета Масько не прочь перебраться на маяк, знали все друзья. О вакансии Дмитрию сообщили накануне его дня рождения. Юля согласилась сразу. Маме Дмитрия о решении сообщать долго не решались: все-таки семьдесят лет, единственный сын. У самой Юлии на берегу остались мама и брат.

Супруги всегда мечтали жить на свежем воздухе Фото: Артем КИЛЬКИН

– В августе было шесть лет, как мы обвенчались в Никольском соборе, Дима был в форме, – признается жена капитана. – С тех пор у нас произошли положительные изменения.

– Просто когда я что-то обещаю… – начинает Дмитрий.

– … всегда все сбывается! – заканчивает Юля.

– Пообещал, что будем жить в своем доме на берегу озера…

– …и сбылось… Так получилось, что у нас нету детей: был ребеночек, но умер… Может, еще даст бог, кто знает. Если верить.

СПРАВКА «КП»:

Толбухин маяк стоит на искусственном каменном острове в Финском заливе примерно в пяти километрах от Котлина . Его возвели в 1719 году по указу самого Петра Великого . Тогда маяк «на косе Котлинской» был деревянным. В 1736-ом ему дали имя полковника Федота Толбухина, первого коменданта Кронштадта, который отличился в Северной войне.

Только при Александре Первом временный деревянный маяк заменили по проекту архитектора Андреяна Захарова на каменный.

В 1990-ом старейший в Росси маяк включили в объекты всемирного наследия.

ТТХ:

Высота – 29 метров

Высота над уровнем моря – 30 метров

Дальность видимости – 19 миль (более 30 километров)

«У нас было все, кроме такого дома!». Как живется на старейшем маяке России. Артем КИЛЬКИН

Маяк Толбухин в Кронштадте

К западу от острова Котлин, на искусственном острове возвышается, пожалуй, старейший в Ленинградской области и один из самых старых маяков по всей России — маяк Толбухин. Его история началась с эскиза, нарисованного самим Петром I.

К неказистому рисунку император приложил записку: «Прочее даётся на волю архитектору». В 1719 году на острове, что расположился к западу от Котлина, возвели деревянную конструкцию, увенчал которую огромный фонарь — это и был некий прототип будущего каменного маяка. В сентябре 1810 года деревянную конструкцию все же заменили камнем. Увенчал башню современный 12-гранный фонарь с 24 серебряными отражателями.

Словно повинуясь воле Петра I, который нарисовал эскиз маяка, инженеры не прекращали свою работу, и в 1867 году у маяка появился диоптрический аппарат, а в 1970 построили причал и укрепили остров бетонными плитами.

Дубликаты не найдены

Снимок тоже сделан 6 часов назад.

Неплохо было бы упомянуть, что название он получил не в честь советского полководца, а в честь первого коменданта Кронштадта.

Ну да. а так то не очевидно, что маяк, построенный в 18 веке не может быть назван в честь человека, жившего в 20.

Некоторые города, построенные в 18 веке (а то и гораздо раньше), носят имена людей, живших чуть позже.

Кошка ищет дом или передержку. Спб, Кронштадт

Пикабу, нужна помощь. Завтра кошка останется без дома. До этого времени она находилась на передержке. Квартира съёмная, так получилось, что срочно просят съехать, животное девать некуда. Может, кто-то ищет себе пушистого друга или знает, кто занимается передержкой, есть возможность взять. Кошка ласковая, к лотку приучена, чистенькая. Анализы не сдавали, прививок нет.
Кошка находится не у меня. Подруга позвонила, попросила помочь. К сожалению взять сама не могу, у самой 3 кота.

Осень

Чугунная мостовая в Кронштадте.

Улицы Кронштадта долгое время были покрыты булыжными мостовыми, но болотистая почва не позволяла держать их в должном порядке: надо было периодически выкапывать булыжник, подсыпать грунт и снова укладывать камень.

В одну из поездок в Америку управляющий Кронштадтским Пароходным заводом генерал В.П. Лебедев обратил внимание на мостовые, устроенные в Нью-Йорке и в Бостоне по идее инженера Кнаппа. Они имели оригинальное покрытие из чугунных деталей, в виде шашек. Эта идея заинтересовала В.П. Лебедева и, вернувшись на родину, он приказал отлить на Пароходном заводе по привезенным им образцам чугунные шашки. Этими шашками в виде эксперимента вымостили двор завода. Опыт имел успех.

В 1860 году великий князь Константин приказал начальнику строительного управления Кронштадтского порта инженер-подполковнику Н. П. Эйлеру испытать чугунную мостовую в больших размерах и на месте с оживленным движением транспорта. Такое место длиной 160 метров и шириной 6,4 метра было выбрано у Пенькового моста, вдоль ограды нового Адмиралтейства.

Н. П. Эйлер доказывал, что по своим качествам она превосходит все известные мостовые России и Европы и что, несмотря на кажущуюся дороговизну ее устройства (а каждая квадратная сажень тогда обошлась в 40 тысяч рублей серебром.), она благодаря своей прочности едва ли не самая экономически выгодная. В 1862 году чугунная мостовая была устроена под Петербургскими воротами и вдоль Петровской улицы, в 1863 году – вдоль Большой Екатерининской улицы, в 1864 году – от Пароходного завода до вала и вдоль вновь проложенной дороги при Доковом Адмиралтействе. Спустя 20 лет, в 1884 году, когда возникла мысль об устройстве чугунной мостовой в петербургском Арсенале, был послан запрос в Кронштадт о состоянии тамошних металлических мостовых. В ответ было сообщено, что они “со дня положения их на место никогда не ремонтировались и находятся в хорошем состоянии”.

И служила эта дорога без всякого ремонта целых 80 лет.

В сентябре 1941 года из Москвы пришел приказ Ленинграду: отлить один миллион корпусов мин. Из них, по разнарядке, Кронштадскому Морскому заводу надо было изготовить 70 тысяч. Стали искать сырье. И оказалось, что старые чугунные шашки состоят из крупнозернистого чугуна. При испытании на полигоне корпуса мин, изготовленных из этих шашек, дали наибольшее количество осколков. Приказ был выполнен. Корпуса мин отправили в Ленинград, там их начинили взрывчатыми веществами и отправили по назначению. Таким образом до наших дней дошли только два небольших кусочка этой мостовой на Пеньковом мосту и да вдоль ограды Петровского адмиралтейства на Якорной площади. В Америке в Чикаго чугунная мостовая была разобрана во Вторую мировую войну.

Читать еще:  Получение загранпаспорта без военного билета

Во во время реконструкции Якорной площади старые шашки заменили, так что подлинниками они не являются, но на Пеньковом мосту остались оригинальные чугунные шашки. Кронштадская чугунная мостовая представляет собою уникальный образец дорожного строительства ХIХ века. Это едва ли не единственная в мире чугунная мостовая, сохранившаяся до наших дней. В музее истории Кронштадта можно увидеть примеры шашек, которые передали в дар при реставрации Якорной площади.

Чугунная мостовая.

Кронштадт. Точно дореволюционная. Одна из немногих сохранившихся чугунных мостовых в мире.

Где в Питере лучше всего посмотреть на корабли? (спойлер – Кронштадт).

Всем добра. Хочу поделиться данной инфой – может кому и полезно будет. В особенности, если Вы приехали из другого города и до этого вообще никогда не видели большие океанские корабли. Вы же не хотите приехать в Питер и так и не увидеть моря?

Все дело в том, что Питер, хоть и по праву считающийся морским городом, построен по большей части вокруг реки Невы и связанных с ней рек. И на обычных туристических маршрутах что-то больше речного трамвайчика вы вряд ли увидите. Ну разве что “Аврору” и “Красина” на вечной стоянке. Да и вообще мест с выходом к морю в Питере маловато – только пляжи вокруг залива да острова дельты Невы. Проблема в том, что на большинстве этих островов расположены промышленные предприятия и подход к воде весьма затруднён.

Но есть у нас одно место, где можно увидеть идущие на полном ходу суда практически на расстоянии вытянутой руки. Вот так:

Место это – форт Константин в Кронштадте. Сейчас он связан с островом насыпью дамбы так что добраться да него весьма просто. На общественном транспорте сначала едем до самого острова Котлин (на котором и расположен Кронштадт). Подойдут 407 (от Просвещения), 405 (от Чёрной речки), 510 (от Старой деревни) маршрутки или же 101-м автобусом. Цена вопроса – чуть меньше 100 рублей. Все они останавливаются в одном месте. Ваша задача – пройти оттуда к Зимней пристани. Маршрут ниже:

Отсюда у Вас есть 2 варианта. Первый – это воспользоваться бесплатным автобусом. Он ходит прямо от точки В до форта каждый час с 13:30 и до 19:30 кроме половины шестого. Обратно – каждый час с 14:00 до 20:00 кроме пяти. Автобус бесплатный, но вход в форт будет стоить 150 рублей с человека. Зато гулять по форту можно хоть с утра и до самого вечера =)

Второй вариант – проходим вниз от точки В по Арсенальному переулку до Зимней пристани. Там нас ждёт теплоход “Риппербан”:

Цена вопроса – 600 рублей за взрослого и 450 за ребёнка. Отправление в 13:00, 15:00 и 17:00. Минус – стоянка на форте 30 минут. Бонусом получаете бесплатный вход в форт, морскую прогулку и возможность посмотреть с воды на другие форты Кронштадта (если что, они так же прекрасно видны и с Константина).

Вот они. Русский “Форт Боярд” aka “чумной” форт Александр I:

Ну а дальше идём на смотровую площадку у маяка (указатели присутствуют). И вот в 150 метрах от Вас главный корабельный фарватер по которому суда проходят в Петербург через дамбу.

“Риппербан” на фоне “Капитана Миронова”.

Смотровая площадка с маяком слева. Краны и берег вдали – это уже Ломоносов. Остров за кормой судна – форт “Павел I”.

Ну а дальше фоткаем, снимаем, смотрим. Принесённый с собой бинокль послужит классным дополнением. Можно забраться на укрепления – оттуда вообще всё как на ладони.

Судопропускные сооружения. Под ними по тоннелю едут машины.

Так же на территории форта есть яхт-клуб, водный парк и музей маяков. Скучать вряд ли придётся =)

Обратно едем на автобусе прямо от шлагбаума и возвращаемся в город. Автобус останавливается у точки А на карте выше, до маршрутки пройти 100 метров.

На этом всё, надеюсь было интересно =)

Толбухин маяк. Кронштадт

Привет! Кто здесь?

Морской сюжет

Вид на Толбухин маяк во время лунного заката. Фото сделано с форта Риф. Финский залив.
Nikon D7100 + Tamron 150-600.

Форт в Кронштадте сдали в аренду за 23 рубля 35 копеек в год

Форт «Тотлебен» в Кронштадте площадью более 50 тысяч квадратных метров сдали в аренду за 23 рубля 35 копеек в год. Об этом сообщило руководство группы «Коммерческая недвижимость в Санкт-Петербурге», где было размещено объявление.

Договор аренды форта был рассчитан на 49 лет. Общую стоимость постройки оценивали в 30 миллионов рублей.

Форт «Тотлебен» входит в программу «Аренда за 1 рубль» Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры. Программа призвана привлечь частных инвесторов к сохранению объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Объекты, представленные в программе, передаются в аренду по результатам торгов в форме открытого аукциона с начальной ставкой в 1 рубль за объект.

В программе «Аренда за 1 рубль» агентства в Петербурге и Ленобласти также участвовали батарея «Дзичканец» на 2-м Южном форте Кронштадта, здание Гостиного двора, дом в Новой Ладоге, в котором в годы Великой Отечественной войны размещался штаб Ладожской военной флотилии, и другие объекты.

Строительство форта «Тотлебен» в Кронштадте было начато в 1896 году. Он имеет вид буквы «С» фасом на запад и состоит из трех фронтальных и двух коротких фланговых фасов общей протяженностью 700 метров и шириной 50 метров.

Программа «Аренда за 1 рубль» существует в Петербурге с 2018 года. До конца года правительство передавало бизнес-организациям за 1 рубль в год памятники в аренду на 49 лет. В Москве такая программа действует с 2013 года, там более 20 зданий было сдано в аренду.

Штурманская книжка.RU

КРОНШТАДСКИЕ МАЯКИ

ОХОТА-ТУРАГЕНСТВО

МОДЕЛИ МАЯКОВ МИРА

Персональный сайт Виктора Федорова

Образовательный портал судоводителей

ПОДДЕРЖИ САЙТ ШТУРМАНСКАЯ КНИЖКА

Маяк ТОЛБУХИН – ветеран российского Балтийского флота, самый знаменитый из кронштадтских маяков. Маяк находится на на одноименном искусственном островке в Финском заливе, расположенном западнее острова Котлин.

Этот маяк – один из старейших российских маяков. Маяк начали строить в 1719 году по указанию Петра I: «сделать Колм каменный с фонарём на косе Котлинской». К записке, адресованной вице-адмиралу Крюйсу 13 ноября 1718 года прилагался и эскиз башни маяка, «протчее даётся на волю архитектору».

В 1719 году был сооружён временный деревянный маяк. На маяке устроили фонарь, в котором зажигали свечи. Яркость свечения этого фонаря была слабой, и с 1723 года стали сжигать конопляное масло. Но и масло не увеличивало яркость свечения маяка. Поэтому, по примеру Гогландского маяка, перешли сжигание на дров и угля.

Первый маяк называли Котлинским, а в 1736 году его переименовали в Толбухин, в честь полковника Фёдора Семёновича Толбухина – первого коменданта Кроншлота, героя русско-шведской войны.

12 апреля 1736 году в Адмиралтейской Коллегии было решено начать возведение нового каменного маяка. Но, к 1739 году был выложен только фундамент – работы велись очень тяжело, зачастую по пояс в ледяной воде. И деревянный маяк продолжал действовать ещё 70 лет.

Первая каменная башня маяка была построена в сентябре 1810 года по проекту Леонтия Васильевича Спафарьева, который с 1807 года занимал пост директора маяков. На башне установили 12-гранный фонарь с 24-мя серебряными отражателями. Фонарь освещали 40 масляных лампад. Рядом с башней построили караульный дом и баню, соединённые с башней.

В 1833 году над караульным домом построили второй этаж и галерею, соединяющую дом с башней. Это позволяло обслуживать маяк в периоды наводнений и штормовую погоду.

Маяк реконструировали и позже. В 1867 году установили диоптрический аппарат. В 1970 г. построили причал, укрепили остров бетонными плитами.

Маяк многое видел за свою долгую историю. Видел корабли, уходящие в кругосветные плавания. Видел первую в России регату 8 июля 1847 года. Видел он и “баржи смерти”, с которых топили офицеров-заложников в 1918 и кронштадтских мятежников в 1921 году. Пережил налёты и обстрелы в Великую отечественную войну.

Сегодня Толбухин маяк, в свои почти 300 лет, маяк-символ, является важным навигационным ориентиром. Его огонь виден за 19 миль. На его траверзе начинается Большой Кронштадтский рейд, ведущий в порты Кронштадта и Санкт-Петербурга.

МАЯЧНИКИ

Обслуживают Толбухинский маяк Силантьевы Николай и Людмила. Они не первые толбухинские маячники, на маяке работают и живут или, как говорят настоящие маячники – служат, они первый год. После трагических событий в мае 2014 года и гибели в море смотрителя толбухинского маяка Александра Дуплищева, они приняли маяк и обеспечивают его бесперебойную работу. Обустроили башню, навели порядок в служебных помещениях и на территории, наладили свой быт. Дизель-генераторы работают бесперебойно, насос качает пресную воду с семиметровой глубины, запасы топлива и продуктов получили, островные куры начали нестись . Есть интернет и телефон, свежий хлеб и свежая рыба на столе. Проблем тоже хватает: бетонные плиты просели (волной вымывается грунт), пирс требует серьезного ремонта, нет катерка или лодки для связи с берегом, зиму надо пережить . Но не все сразу. К маяку Силантьевы привыкают быстро, полюбили его и он начал отвечать им взаимностью.

Пожелаем им удачи в нелегком труде маячников – островных маячников с крошечного островка в Балтийском море.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector