Монумент рабочий и колхозница где находится?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Монумент рабочий и колхозница где находится?

Самая знаменитая пара в СССР, или Как создавался памятник «Рабочий и колхозница», и что у него внутри

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Рабочий и колхозница» – один из выдающихся и узнаваемых памятников монументального искусства некогда великой страны. Эта поистине гигантская скульптура произвела настоящий фурор не только на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, но и всегда вызывала неподдельный интерес у вполне обычных людей. Ведь этот колосс и по сей день таит немало удивительных историй как о методе его создания, так о том, что же такого примечательного можно найти внутри грандиозного постамента.

Огромный монумент «Рабочий и колхозница» был не только символом Советского Союза, но и узнаваемым брендом известнейшей киностудии «Мосфильм», поэтому вряд ли нашелся бы человек на просторах необъятной страны, который не знал о его существовании. А создана она была для представления молодой страны Советов на Всемирной выставке ЭКСПО в Париже в 1937 году и олицетворяла мощь державы, идущей огромными шагами вперед.

Грандиозный проект строительства павильона и концепцию самой скульптуры разработал архитектор Б.М. Иофан, который стал победителем в объявленном конкурсе, а вот В.И. Мухина вместе со своей командой, предложила самый приемлемый вариант воплощения в жизнь исполинских размеров скульптуры.

Хотя в первоначальном варианте скульптор изображала молодую пару в полуобнаженном виде, как бы подчеркивая первобытность мужчины и женщины, таким образом, связывая их с античностью (прототипом послужила скульптурная группа «Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон»). На парне были брюки, а на девушке – юбка. Но, что естественно, Мухиной предложили их «одеть» и ей ничего не оставалось, как облачить свою пару в тонкие стальные ткани. Вера Игнатьевна не зря пошла на компромисс, ведь именно эта работа и обессмертила ее имя. Монумент был уникален не столько из-за его исполинских размеров, а в большей степени он удивил весь мир процессом сборки и материалом, из которого был создан.

Ведь глядя на эту исполинскую скульптуру, кажется, что она монолитна, но это совсем не так. Как оказалось это сборная стальная конструкция, прикрепленная к металлическому каркасу. И это вполне объяснимо, учитывая то, что ее создавали для установки за тысячи километров от места изготовления.

Основой монументальной группы послужил металлический каркас, на который и были прикреплены около 5000 деталей из нержавеющей хромоникелевой стали. Это был риск, ведь еще никто не делал скульптуры из такого сплава. Но после некоторых опытов сомнения отпали, ведь сталь представляла собой весьма ковкий, податливый и гибкий материал, который способен предавать физическое ощущение объема, при этом не мутнеет и не поддается коррозии.

Самая большая сложность во время создания элементов всего монумента состояла в том, что толщина стали была на полмиллиметра тоньше, чем … человеческая кожа. Работать с таким материалом на огромных площадях было невероятно сложно, потому что любое неточное движение при создании нужного изгиба, вызывало сложение стали пополам или сильную деформацию.

Справедливости ради надо сказать, что это был экспериментальный метод не только в качестве использования такого состава стали, но и метода точечного сваривания деталей, который изобрел главный инженер опытного завода ЦНИИТМАШ – профессор П.Н. Львов, впоследствии за ряд уникальных открытий удостоенный ордена Ленина. Понадобилось всего два месяца, чтобы элементы исполинских фигур с филигранной точностью были созданы огромным количеством людей и отправились в Париж на 28 платформах железнодорожного состава.

И всего лишь за 11 дней 25 человек смогли собрать этот уникальный монумент на сооруженном заранее павильоне, который и послужил мощным пьедесталом для «молодой пары», олицетворяющей воодушевленное движение вперед советской державы. У ее подножия создавалось стойкое впечатление, что эта парочка постоянно находится в движении, сопротивляясь порывам ветра, устремляясь куда-то ввысь и вперед одновременно. Такой мощный оптический эффект был достигнут благодаря удивительному сплаву стали, продуманному убранству колхозницы (развевающимся юбке и шарфу) и при помощи нарастающих объемов.

Примечательно, но именно из-за шарфа разгорелся настоящий скандал, ведь многие номенклатурщики никак не могли понять, зачем сельской труженице столь ненужный атрибут гардероба. Дошло даже до того, что Мухиной пришлось выдвинуть ультиматум, ведь именно этот шарф нужен был для создания необходимой горизонтали всей монументальной конструкции, а также для создания необходимой иллюзии непрерывности движения. Ведь если его убрать, то нарушится пропорциональность всего монумента, потому что он объемный – по длине ровно такой же, как и по высоте.

Благодаря настойчивости женщины это сооружение и приводило в восторг всех, кто приближался к нему. Многие очевидцы этой выставки говорили, что находясь рядом с павильоном, кажется, что стоишь возле небоскреба, хотя его высота в Париже достигала всего лишь 33 метра.

И еще примечательный факт – павильон СССР символично разместили напротив гитлеровской Германии (к тому времени Гитлер 4 года был у власти) по обе стороны Эйфелевой башни. И когда немцы узнали о высоте советского павильона, было решено в срочном порядке увеличить свое сооружение. Но воздвигнутый орел на фоне наших трудяг с серпом и молотом в руках, не только потерялся, а вообще выглядел нелепо и стал на многие годы поводом для насмешек.

Уникальные кадры кинохроники, которые были сняты во время прохождения Всемирной выставки в Париже в 1937 году, можно увидеть в следующем видео.

Естественно, советский павильон имел грандиозный успех и был удостоен самой высшей награды, а саму скульптуру после окончания выставки вернули в Москву, где она и простояла почти 70 лет перед Северным входом, но уже на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ).

Естественно, время берет свое, если наружной части монумента ничего не грозит, то металлический каркас к 2000 годам совсем уж проржавел и требовал капитального ремонта. Поэтому в 2003 году монумент разобрали и отправили в производственную лабораторию при Центральном научно-исследовательском институте стальных конструкций им. В.А. Кучеренко, где целых шесть лет его восстанавливали, хотя, по словам рабочих, пришлось заменить только 500 деталей из 5000.

К официальному открытию специально создали точно такой же выставочный павильон, который был представлен в Париже и высота его достигает 34,5 метра, как изначально было запланировано Верой Мухиной (высота постамента, находящегося на ВДНХ составляла только 10 метров). Также, на передней части символа социализма и непрерывного движения вперед установили герб СССР довольно таки внушительных размеров (3,5 м на 3,5 м), который несколько десятилетий хранился в запасниках. Теперь весь комплекс окружен оригинальными статуями атлетов, полностью повторяя облик «Рабочего и колхозницы», представленного в далеком 1937 году.

Мало кто знает, что в постаменте этого монумента находится музейно-выставочный центр.

Естественно, музей оформили в лучших традициях социалистической эпохи, но уже в современном прочтении. Каждого входящего в этот комплекс встречает огромных размеров фойе с мраморными стенами, полом и великолепными колоннами, помпезными кожаными диванами, бронзовыми бра, фотографиями советской эпохи и макетом самого выставочного центра.

Всего же в этом необычном комплексе четыре этажа, на любой из которых можно попасть как на лифте, так и по пандусу, который исполняет роль выставочных площадей.

Здесь есть небольшой кинозал, где можно посмотреть документальный фильм о создании центра. На выставочных площадях можно увидеть фотографии, как создателей этого грандиозного памятника, так и этапы его строительства и монтажа в Париже, а потом в Москве.

Также выставлены рабочие записи, эскизы, зарисовки, расчеты и личные вещи главного архитектора Иофана и скульптора Мухиной, и многое другое. Одним из главных и посещаемых местом всего комплекса, является замечательное кафе «Париж». Естественно, оно своим интерьером и удивительной атмосферой напоминает настоящее французскую кофейню той эпохи.

На трех оставшихся этажах проходят интересные выставки и встречи, которые не только повествуют о том времени и достижениях, но и настоящих свершениях российских ученых и инженеров в различных отраслях, о которых не раз писалось на страницах Novate.Ru.

Но не только настоящие памятники, олицетворяющие мощь страны или отражающие настоящие события привлекают туристов. Предприимчивые люди умудрились создать лжедостопримечательности, в которых любят обманываться путешествующие, хотя и большинство из них знает, что это просто киногерои или романтические и ужасающие места, описанные писателями. Для тех, кто не хочет быть обманутым, рекомендуем посмотреть 10 выдуманных достопримечательностей, без посещения которых туристы не мыслят свои экскурсионные туры.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Монумент “Рабочий и колхозница”

Знаете, что чаще всего спрашивают в интернете при поисках информации об этой достопримечательности ВДНХ? «Памятник Рабочий и колхозница» – именно так звучит наиболее частый запрос.
И, в каком-то смысле, это соответствует действительности, ибо скульптура Веры Мухиной на проспекте Мира навсегда стала памятником советской эпохи.


Фото: современный вид монумента

Монумент Рабочий и колхозница был установлен на подъездной аллее к Главному входу ВСХВ в июле 1939 года, менее чем за месяц до открытия Выставки. Смонтированы скульптура и пьедестал были наспех, в угоду срокам и датам – проклятью советской пропагандистской машины.
Выставки в МВЦ “Рабочий и Колхозница” сегодня >>>
За два года до этого статуя Рабочий и колхозница украшала павильон СССР на Всемирной выставке искусств и техники 1937 года в Париже, где развернулась идеологическая борьба между советской и немецкой экспозициями.

Фото: Париж, 1937 год

Павильоны Германии и СССР стояли на той выставке напротив друг друга, словно символизируя будущее военное противостояние двух стран.

Читать еще:  Урумчи где это находится?

Скульптор Вера Мухина и Борис Иофан

Идейный замысел скульптуры сформулировал архитектор Б.М. Иофан, автор павильона СССР на выставке. «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма. Эту идейную направленность архитектурного замысла надо было настолько ясно выразить, чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это — павильон Советского Союза. Я был убежден, что наиболее правильный путь выражения этой идейной целеустремленности заключается в смелом синтезе архитектуры и скульптуры… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Нике — крылатая победа. » – писал Иофан.
Павильон длиной 150 метров поднимался уступами, словно ступенями, на вершине здания находились «юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».
Замысел архитектора был воплощён в реальность Верой Мухиной, создавшей монументальную композицию «Рабочий и колхозница». «Торжественную поступь я превратила во всесокрушающий порыв», — вспоминала Мухина впоследствии.

Большая роль в техническом решении восьмидесятитонной конструкции (по другим источникам скульптурная группа весила 50 тонн) принадлежит профессору П. Н. Львову.
Уже на Всемирной выставке под личным руководством П. Н. Львова «Рабочего и колхозницу» собрали всего за 11 дней.
В Париже советский павильон был облицован самаркандским мрамором, вход украшали барельефы скульптора И. М. Чайкова: гербы СССР и 11 союзных республик.
Главный приз парижской выставки был присуждён совместно немецкому и советскому павильону.

Созданная за рекордно короткий срок скульптура «Рабочий и колхозница» была сильно повреждена при демонтаже в Париже и транспортировке в Москву. Однако успех и общественный резонанс «Рабочего и колхозницы» были так велики, что было принято решение об установке статуи у входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, очередное открытие которой планировалось летом 1938 года. Очередное – потому что открытие ВСХВ, ставшей впоследствии ВДНХ СССР и ВВЦ, переносилось дважды – сначала на 1938-ой, а затем на 1939 год.

Рабочий и Колхозница на ВДНХ

Установка скульптуры парижского павильона в Москве обсуждалась на заседании руководства и оформителей ВСХВ 27 апреля 1938 года, когда ещё планировалось открыть выставку к 1 июня. Создатели «Рабочего и колхозницы» Иофан, Мухина и Львов настаивали на том, чтобы установить скульптурную композицию «лучше, чем в Париже», поскольку «эта вещь вошла в сознание масс».

Главный архитектор Выставки В.К. Олтаржевский, понимая всю сложность политической и хозяйственной ситуации вокруг ВСХВ, подвёл итог:
«В наших условиях такое (как в Париже) здание мы построить не сумеем. Строить придётся из бетона и дерева. Максимум, что можно сделать в отношении размера пьедестала, это (довести его) до 10 метров».
Высота павильона в Париже, где скульптура «царила над всей выставкой» была 34 метра.
Так и был установлен этот «памятник триумфа», Рабочий и колхозница, на пьедестал в треть от парижской высоты. Планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов.
После возвращения на московскую землю монумент стал стремительно превращаться в «эталон социалистического реализма» и неофициальную эмблему коммунистической идеологии и советского государства.
Практически сразу её увидели на киноэкранах миллионы советских людей в фильмах «Подкидыш» (1939 год)

и «Светлый путь» (1940 год)

А в 1945 году контуры Рабочего и колхозницы уже были видны в первых кадрах фильма «Здравствуй Москва».

В 1948 году Мосфильм официально принял изображение скульптуры в качестве своей эмблемы.
Напомним, что скульптура Мухиной Рабочий и колхозница никогда не являлась символом ВДНХ СССР и ВСХВ, несмотря на явное территориальное соседство. Путаница происходит из-за отдалённого композиционного сходства работы С.М. Орлова «Тракторист и колхозница», установленной на арке Главного входа ВДНХ (ВВЦ) и работы В.И. Мухиной.
Авторы парижского успеха – Иофан, Мухина и Львов неоднократно предпринимали усилия по переносу Рабочего и колхозницы на более высокий постамент, Вера Игнатьевна до конца жизни мечтала увидеть свою скульптуру на Ленинских горах в Москве.
В 1976 году реконструкции помешала смерть Бориса Иофана, а в 1987-ом, в разгар перестройки, когда был объявлен еще один конкурс на поиск места для прославленной группы, было уже не до перестройки исторического памятника.

Рабочий и Колхозница сегодня

В 2002 году была начата реконструкция всего сооружения, простоявшего с незначительными ремонтами 63 года. Скульптура была разобрана осенью 2003 года и вернулась на место лишь в 2009 году, обойдясь бюджету почти в 3 миллиарда рублей.
Сейчас основанием для 24-х метровой статуи служит здание музейно-выставочного центра «Рабочий и колхозница». Адрес монумента «Рабочий и Колхозница» (вернее, всего МВЦ) – проспект Мира 123Б.

Скульптурная группа «Рабочий и Колхозница», является госохранным объектом культурного наследия (памятником монументального искусства) федерального значения (охранный № 18, Постановление СМ РСФСР N 1327 от 30.08.1960 г.).

Прообразы памятника «Рабочий и колхозница» и другие любопытные факты

Памятник «Рабочий и колхозница» в Москве – один из самых узнаваемых символов советской эпохи. Скульптурная композиция представляет собой фигуры мужчины и женщины, будто устремленные ввысь – к светлому будущему – и поднимающие зажатые в кулак молот и серп.

Правда, со временем забылся тот факт, что «отцом» или, по крайней мере, соавтором памятника является архитектор Борис Михайлович Иофан, разработавший концептуальную и композиционную основу монумента.

Это нисколько не умаляет великий талант Мухиной, воплотившей идею уже в пластике. Причем, этого права она добилась в результате проведенного специального конкурса, в котором участвовали такие известные скульпторы, как Матвей Генрихович Манизер и Иван Дмитриевич Шадр.

Из истории «Рабочего и колхозницы»

«Рабочего и колхозницу» готовили для Всемирной выставки 1937 года, которая проводилась в Париже. Памятник являлся доминантой советского павильона – его завершением. Он хоть и был выполнен в лаконичном стиле, но представлял собой внушительный по размерам павильон – 165 метров в глубину и почти 35 в высоту (вместе со скульптурной композицией – под 60). Разработал проект все тот же Иофан.

Что послужило прообразом памятника «Рабочему и колхознице»?

По воспоминаниям Исаака Юльевича Эйгеля, работавшего в тот период у Бориса Михайловича, прообразом монумента стали:

  • скульптурная группа «Тираноборцы» (Гармодий и Аристогитон), созданная в античные времена афинянами Критием и Неосиотом (V в. до н.э.)
  • древнегреческая «Ника Самофракийская» скульптора Пифокрита (III в. до н.э.).

Глядя на фотографии скульптур можно найти много сходного. Не правда ли?

Каркас памятника изготовили на московском предприятии «Стальмост», а обшивку – в цехах завода московского НИИ машиностроения, которым руководил ученый Петр Николаевич Львов. Он внес ряд изменений в разработанную технологию сборки монумента:

  1. во-первых, предложил использовать для оболочки листы хром-никелевой стали вместо планируемых медных или даже бронзовых. Веским аргументом в пользу этого выбора стал тот факт, что «нержавейка» лучше отражала естественный солнечный свет и своим сиянием должна была затмить (ну как же тогда без этого) изображение символа орла, размещенного на фронтоне павильона фашисткой Германии.
  2. во-вторых, при соединении листов оболочки памятника использовали не традиционные тогда заклёпки, а точечную сварку, разработанную все тем же Львовым.

Работы по сборке «Рабочего и колхозницы» продолжались более трех месяцев и сопровождались определенными трудностями из-за конструктивных особенностей монумента.

В частности, возникли проблемы с установкой «развевающегося на ветру» шарфа женской фигуры, что даже послужило поводом для доноса на Веру Мухину. «Наушником» стал директор опытного завода ЦНИИМ С.П. Тамбовцев, обвинивший ее в затягивании сроков сборки памятника, возможности его разрушения от ветровой нагрузки из-за парусности «шарфа» и даже в воспроизведении в линиях складок последнего … образа тогда уже врага народа Льва Троцкого.

На донос махнули рукой и для Веры Игнатьевны всё обошлось благополучно.

Работы по сборке, к которым было привлечено порядка полутора сотен рабочих и инженеров, закончили вовремя. Скульптурная группа высотой 25,5 метра весила около … 75 тонн: 63-тонный каркас плюс 12-тонная оболочка, толщиной всего в полмиллиметра.

Принимать «Рабочего и колхозницу» прибыл тогдашний Нарком обороны Климент Ефремович Ворошилов, а через пару часов памятник осмотрел лично Иосиф Виссарионович Сталин.

Путь в Париж и фурор на Всемирной выставке

После осмотра памятника высшим руководством, скульптурную группу разделили на 65 фрагментов, аккуратно упаковали в деревянные ящики, изнутри набитые войлоком и отправили в Париж по железной дороге. Всего понадобилось … 28 вагонов.

Для монтажа скульптурной композиции на павильон СССР в Париже, из Москвы привезли специально для этого изготовленный мачтовый кран, башню которого удерживали в равновесии натянутые с трех сторон металлические тросы. В одну из ночей неизвестными была повреждена одна из растяжек, что могло привести к обрушению крана на почти собранную скульптурную композицию. В следующие дни здесь выставили уже круглосуточную охрану.

Читать еще:  Абу Симбел как добраться?

Торжественное открытие выставки прошло 25 мая 1937 года.

«Рабочий и колхозница» получили не только восторженные отклики французской прессы. Ею восхищались всемирно известные люди того времени, среди которых поэт и прозаик Луи Арагон, писатель и драматург Ромен Роллан, художники Пабло Пикассо и Франс Мазерель.

Изображение шедевра Веры Мухиной размножили большими тиражами по всему миру на открытках, почтовых марках, плакатах и значках. Это был фурор!

После окончания Всемирной выставки французское правительство обратилось к руководству СССР с просьбой выкупить «Рабочего и колхозницу» и даже начало сбор денег среди своих граждан. Ответ нашей страны был отрицательным.

Возвращение на родину и история памятника времен СССР

К сожалению, демонтаж «Рабочего и колхозницы» после окончания выставки провели по-варварски. Мало того, что этим занималась группа рабочих «близко не стоявших» при его создании, так еще на площадку не пустили и саму Веру Мухину, остававшуюся еще в Париже. Это было ей наказанием за то, что во время командировки она проживала у своей знакомой – художницы Александры Александровны Экстрер, т.н. «невозвращенки», а не где разместились все члены советской делегации.

Скульптурную композицию порезали автогеном на 44 фрагмента, закидали (по-другому и не назовешь) на открытые железнодорожные платформы и отправил в СССР. Неповрежденными доехали лишь «голова и рука рабочего».

Вновь собрали скульптурную композицию лишь к августу 1939 года, спеша к открытию ВСХВ (ныне – ВДНХ). Тогда «Рабочего и колхозницу» перелицевали полностью, заменив прежние полумиллиметровые металлические листы оболочки на двухмиллиметровые. Значительно изменили и каркас. В итоге – некоторые части монумента значительно отличались от оригинала.

Стоит отметить, что вопрос о месте установки памятника на родине решался долго и сложно!

Вера Мухина видела памятник или на Ленинских (ныне – Воробьевых) горах, или на Крымском Валу, о чем неоднократно писала в правительственные органы.

К ней даже не прислушались, а приняли решение установить его на Рыбинской ГЭС в Ярославской области. Был даже изготовлен эскизный проект, но из-за затягивания сроков сдачи в эксплуатацию гидроэлектростанции, решили поставить … на Манежную площадь.

В конце концов, памятник установили на нынешнем месте – у Северного входа на ВСХВ, являвшегося на тот момент главным входом на всесоюзную выставку.

Установили – это культурно сказано. Его водрузили на 10-метровый наспех устроенный постамент высотой всего 10 метров (сравните с высотой 35 метров павильона СССР, на крыше которого он стоял). Его Вера Игнатьевна прозвала «пеньком», из-за которого скульптурная группа потеряла всю свою динамичность.

Долгие годы после этого Мухина вместе с архитектором Иофаном пытались «достучаться до небес»: если и не переносить памятник, так хотя бы поставить его на соответствующей высоты пьедестал.

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1975-м, когда Совет депутатов города Москвы одобрил идею установки «Рабочего и колхозницы» на высокий постамент, выполненный в виде павильона. Разработкой проекта занялся сам Иофан, но спустя год его не стало и воплощение идеи в жизнь вновь застопорилось.

В 1987-м, когда отмечали 50-летний юбилей создания памятника, «наверху» решили перенести его на новое место – на стрелку Болотного острова неподалеку от ЦДХ на Крымском Валу. Реализации помещала лишь ветхость конструкции. Но, как говорят, «свято место пусто не бывает» и в 1997-м здесь появился церетелиевский Петр I.

Реставрация памятника и торжество разума

К 1998-му году состояние памятника уже было ужасающим, но понадобилось еще 5 лет, пока не были выделены деньги на его реконструкцию. К демонтажу приступили в 2003-м и уже к 2005-му власти обещали вновь открыть восстановленных «Рабочего и колхозницу».

Снять то сняли, но практически сразу после этого занимавшуюся этим делом организацию обвинили в хищении средств и дальнейшие работы приостановили. Еще долго не в особо приспособленных помещениях пролежали фрагменты скульптуры.

К восстановительным работам вновь приступили лишь в 2007-м, но из-за мизерного финансирования работы шли ни шатко, ни валко, пока за день до наступления нового 2009 года московские власти вновь не объявили конкурс на проведение реставрационных работ. Выиграла его фирма Елены Батуриной – супруги тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова (а кто бы сомневался).

Руководить проектом поставили скульптора Вадима Михайловича Церковникова. К работе были привлечены значимые институты и предприятия не только Москвы, но и других городов России. За относительно короткий срок они сумели восстановить большую часть фрагментов памятника (лишь 10% не подлежали восстановлению) с использованием наисовременнейших материалов и создать новый, более надежный, тройной каркас. Все работы провели с особой тщательностью.

28 ноября 2009 года скульптуру «Рабочего и колхозницы» установили на новый постамент высотой под 35 метров и длиной 66 метров, который визуально похож на павильон СССР, спроектированный Борисом Иофаном. На фронтоне пьедестала установлен государственный герб СССР, напоминающий подобный от 1937-го года.

Сегодня в пространстве под памятником расположен музейно-выставочный центр, 3 уровня которого имеют общую площадь чуть более 3 тысяч квадратных метров.

Вот такие любопытные факты и история памятника «Рабочий и колхозница» со счастливым концом и, надеемся, прекрасным будущим.

Рабочий и Колхозница в Москве

Скульптурная композиция Рабочего и Колхозницы в Москве

Скульптура Рабочий и Колхозница с Серпом и Молотом – это самая известная скульптура советской эпохи, выдающаяся работа советского скульптора Веры Мухиной.

Скульптура «Рабочий и колхозница» – скульптурная композиция, одна из самых известных работ скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. “Рабочий и Колхозница” представляют собой две переплетенные стальные статуи рабочего и колхозницы, поднявших над собой серп и молот – символ союза рабочих и крестьян. Высота скульптуры – 24 метра. “Рабочий и Колхозница” воистину являются симоволом советской эпохи, символом СССР.

“Рабочий и Колхозница” являются эмблемой московской киностудии “Мосфильм”.

Международная выставка 1937 года

Скульптура была изготовлена для Международной выставки в Париже в 1937 году.

«Рабочий и колхозница» была изготовлена в кратчайтшие сроки, для этого рабочим приходилось работать с утра и до вечера. Вес готовой скульптуры составил 37 тонн. После одобрения скульптуры Сталиным, “Рабочий и Колхозница” были погружены в 28 вагонов и отправлены по железной дороге в Париж.

Скульптурная группа получила большую золотую медаль Гран-при, однако радость победы была омрачена тем, что “Рабочего и Колхозницу” поставили напротив павильона фашистской Германии.

Разведка СССР интересовалась оформлением немецкого павильона, в результате высота советской экспозиции была на несколько метров выше, что обрадовало руководство СССР и огорчило Германию. Парижане и гости выставки специально ходили смотреть на советскую скульптуру Веры Мухиной по нескольку раз в день, так как она постоянно меняла свой цвет – утром она была розового цвета от утреннего солнца, днем – ярко-серебристой как ей и положено быть, а на закате солнца вечером – золотистой. Франция планировала выкупить скульптуру для Парижа, однако советская делегация по распоряжению Сталина в этом отказала.

После закрытия Всемирной выставки в Париже большинство создателей «Рабочего и Колхозницы» отправились в лагеря и ссылки, комиссар советского павильона И. Межлаук был расстрелян. А Вера Мухина была отстранена от работы.

Перевозка скульптуры

При перевозке статуя была повреждена, так как по габаритам не проходила некоторыми частями в железнодорожные тоннели, но в 1939 году реконструирована, а фактически выстроена заново и установлена перед Северным входом ВСХВ (ВВЦ, он жеВДНХ). Вера Мухина считала, что самое лучшее место для скульптуры – павильон СССР, однако к ее мнению не прислушивались.

Еще раз «Рабочий и колхозница» была отреставрирована в 1979 году.

С конца 40-х годов скульптура “Рабочий и колхозница” является основным символом киностудии Мосфильм.

Реконструция скульптуры

В 2003 году скультптура была разобрана на 40 составляющих частей. После реконструкции “Рабочего и Колхозницы” в постаменте планировалось разместить театр и музей, на площади – около 8 тысяч квадратных метров. Соогласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34,5 метра. При “росте” скульптуры в 24,5 метра общая высота памятника будет около 60 метров, как и задумывалось Верой Мухиной. У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке.

Установка на постамент

Полностью реконструкция была завершена в 2009 году. Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью подъемного крана, а торжественное открытие состоялось в Москве 4 декабря 2009 года.

В 2010 году в постаменте был открыт музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница».

Где находится и как доехать

Адрес: Россия, Москва, проспект Мира, 123Б

Рабочий и Колхозница в Москве на карте

GPS координаты: 55.828295, 37.646490

Отзыв о статье «Рабочий и Колхозница в Москве»

Всего 1 комментариев.

Подразделы

Похожие записи

ВДНХ в Москве

Ангел Юга в Англии

«Родина Мать зовет!» в Волгограде

Скульптура «Чик с курицей» в Сухуме

Памятник в честь 850-ти летия Владимиру

Арка Главного штаба в Санкт-Петербурге

Читать еще:  Натурализация в США

Большой Сфинкс в Гизе

Статуя Свободы в США на Манхэттене

Прообразы памятника «Рабочий и колхозница» и другие любопытные факты

Памятник «Рабочий и колхозница» в Москве – один из самых узнаваемых символов советской эпохи. Скульптурная композиция представляет собой фигуры мужчины и женщины, будто устремленные ввысь – к светлому будущему – и поднимающие зажатые в кулак молот и серп.

Правда, со временем забылся тот факт, что «отцом» или, по крайней мере, соавтором памятника является архитектор Борис Михайлович Иофан, разработавший концептуальную и композиционную основу монумента.

Это нисколько не умаляет великий талант Мухиной, воплотившей идею уже в пластике. Причем, этого права она добилась в результате проведенного специального конкурса, в котором участвовали такие известные скульпторы, как Матвей Генрихович Манизер и Иван Дмитриевич Шадр.

Из истории «Рабочего и колхозницы»

«Рабочего и колхозницу» готовили для Всемирной выставки 1937 года, которая проводилась в Париже. Памятник являлся доминантой советского павильона – его завершением. Он хоть и был выполнен в лаконичном стиле, но представлял собой внушительный по размерам павильон – 165 метров в глубину и почти 35 в высоту (вместе со скульптурной композицией – под 60). Разработал проект все тот же Иофан.

Что послужило прообразом памятника «Рабочему и колхознице»?

По воспоминаниям Исаака Юльевича Эйгеля, работавшего в тот период у Бориса Михайловича, прообразом монумента стали:

  • скульптурная группа «Тираноборцы» (Гармодий и Аристогитон), созданная в античные времена афинянами Критием и Неосиотом (V в. до н.э.)
  • древнегреческая «Ника Самофракийская» скульптора Пифокрита (III в. до н.э.).

Глядя на фотографии скульптур можно найти много сходного. Не правда ли?

Каркас памятника изготовили на московском предприятии «Стальмост», а обшивку – в цехах завода московского НИИ машиностроения, которым руководил ученый Петр Николаевич Львов. Он внес ряд изменений в разработанную технологию сборки монумента:

  1. во-первых, предложил использовать для оболочки листы хром-никелевой стали вместо планируемых медных или даже бронзовых. Веским аргументом в пользу этого выбора стал тот факт, что «нержавейка» лучше отражала естественный солнечный свет и своим сиянием должна была затмить (ну как же тогда без этого) изображение символа орла, размещенного на фронтоне павильона фашисткой Германии.
  2. во-вторых, при соединении листов оболочки памятника использовали не традиционные тогда заклёпки, а точечную сварку, разработанную все тем же Львовым.

Работы по сборке «Рабочего и колхозницы» продолжались более трех месяцев и сопровождались определенными трудностями из-за конструктивных особенностей монумента.

В частности, возникли проблемы с установкой «развевающегося на ветру» шарфа женской фигуры, что даже послужило поводом для доноса на Веру Мухину. «Наушником» стал директор опытного завода ЦНИИМ С.П. Тамбовцев, обвинивший ее в затягивании сроков сборки памятника, возможности его разрушения от ветровой нагрузки из-за парусности «шарфа» и даже в воспроизведении в линиях складок последнего … образа тогда уже врага народа Льва Троцкого.

На донос махнули рукой и для Веры Игнатьевны всё обошлось благополучно.

Работы по сборке, к которым было привлечено порядка полутора сотен рабочих и инженеров, закончили вовремя. Скульптурная группа высотой 25,5 метра весила около … 75 тонн: 63-тонный каркас плюс 12-тонная оболочка, толщиной всего в полмиллиметра.

Принимать «Рабочего и колхозницу» прибыл тогдашний Нарком обороны Климент Ефремович Ворошилов, а через пару часов памятник осмотрел лично Иосиф Виссарионович Сталин.

Путь в Париж и фурор на Всемирной выставке

После осмотра памятника высшим руководством, скульптурную группу разделили на 65 фрагментов, аккуратно упаковали в деревянные ящики, изнутри набитые войлоком и отправили в Париж по железной дороге. Всего понадобилось … 28 вагонов.

Для монтажа скульптурной композиции на павильон СССР в Париже, из Москвы привезли специально для этого изготовленный мачтовый кран, башню которого удерживали в равновесии натянутые с трех сторон металлические тросы. В одну из ночей неизвестными была повреждена одна из растяжек, что могло привести к обрушению крана на почти собранную скульптурную композицию. В следующие дни здесь выставили уже круглосуточную охрану.

Торжественное открытие выставки прошло 25 мая 1937 года.

«Рабочий и колхозница» получили не только восторженные отклики французской прессы. Ею восхищались всемирно известные люди того времени, среди которых поэт и прозаик Луи Арагон, писатель и драматург Ромен Роллан, художники Пабло Пикассо и Франс Мазерель.

Изображение шедевра Веры Мухиной размножили большими тиражами по всему миру на открытках, почтовых марках, плакатах и значках. Это был фурор!

После окончания Всемирной выставки французское правительство обратилось к руководству СССР с просьбой выкупить «Рабочего и колхозницу» и даже начало сбор денег среди своих граждан. Ответ нашей страны был отрицательным.

Возвращение на родину и история памятника времен СССР

К сожалению, демонтаж «Рабочего и колхозницы» после окончания выставки провели по-варварски. Мало того, что этим занималась группа рабочих «близко не стоявших» при его создании, так еще на площадку не пустили и саму Веру Мухину, остававшуюся еще в Париже. Это было ей наказанием за то, что во время командировки она проживала у своей знакомой – художницы Александры Александровны Экстрер, т.н. «невозвращенки», а не где разместились все члены советской делегации.

Скульптурную композицию порезали автогеном на 44 фрагмента, закидали (по-другому и не назовешь) на открытые железнодорожные платформы и отправил в СССР. Неповрежденными доехали лишь «голова и рука рабочего».

Вновь собрали скульптурную композицию лишь к августу 1939 года, спеша к открытию ВСХВ (ныне – ВДНХ). Тогда «Рабочего и колхозницу» перелицевали полностью, заменив прежние полумиллиметровые металлические листы оболочки на двухмиллиметровые. Значительно изменили и каркас. В итоге – некоторые части монумента значительно отличались от оригинала.

Стоит отметить, что вопрос о месте установки памятника на родине решался долго и сложно!

Вера Мухина видела памятник или на Ленинских (ныне – Воробьевых) горах, или на Крымском Валу, о чем неоднократно писала в правительственные органы.

К ней даже не прислушались, а приняли решение установить его на Рыбинской ГЭС в Ярославской области. Был даже изготовлен эскизный проект, но из-за затягивания сроков сдачи в эксплуатацию гидроэлектростанции, решили поставить … на Манежную площадь.

В конце концов, памятник установили на нынешнем месте – у Северного входа на ВСХВ, являвшегося на тот момент главным входом на всесоюзную выставку.

Установили – это культурно сказано. Его водрузили на 10-метровый наспех устроенный постамент высотой всего 10 метров (сравните с высотой 35 метров павильона СССР, на крыше которого он стоял). Его Вера Игнатьевна прозвала «пеньком», из-за которого скульптурная группа потеряла всю свою динамичность.

Долгие годы после этого Мухина вместе с архитектором Иофаном пытались «достучаться до небес»: если и не переносить памятник, так хотя бы поставить его на соответствующей высоты пьедестал.

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1975-м, когда Совет депутатов города Москвы одобрил идею установки «Рабочего и колхозницы» на высокий постамент, выполненный в виде павильона. Разработкой проекта занялся сам Иофан, но спустя год его не стало и воплощение идеи в жизнь вновь застопорилось.

В 1987-м, когда отмечали 50-летний юбилей создания памятника, «наверху» решили перенести его на новое место – на стрелку Болотного острова неподалеку от ЦДХ на Крымском Валу. Реализации помещала лишь ветхость конструкции. Но, как говорят, «свято место пусто не бывает» и в 1997-м здесь появился церетелиевский Петр I.

Реставрация памятника и торжество разума

К 1998-му году состояние памятника уже было ужасающим, но понадобилось еще 5 лет, пока не были выделены деньги на его реконструкцию. К демонтажу приступили в 2003-м и уже к 2005-му власти обещали вновь открыть восстановленных «Рабочего и колхозницу».

Снять то сняли, но практически сразу после этого занимавшуюся этим делом организацию обвинили в хищении средств и дальнейшие работы приостановили. Еще долго не в особо приспособленных помещениях пролежали фрагменты скульптуры.

К восстановительным работам вновь приступили лишь в 2007-м, но из-за мизерного финансирования работы шли ни шатко, ни валко, пока за день до наступления нового 2009 года московские власти вновь не объявили конкурс на проведение реставрационных работ. Выиграла его фирма Елены Батуриной – супруги тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова (а кто бы сомневался).

Руководить проектом поставили скульптора Вадима Михайловича Церковникова. К работе были привлечены значимые институты и предприятия не только Москвы, но и других городов России. За относительно короткий срок они сумели восстановить большую часть фрагментов памятника (лишь 10% не подлежали восстановлению) с использованием наисовременнейших материалов и создать новый, более надежный, тройной каркас. Все работы провели с особой тщательностью.

28 ноября 2009 года скульптуру «Рабочего и колхозницы» установили на новый постамент высотой под 35 метров и длиной 66 метров, который визуально похож на павильон СССР, спроектированный Борисом Иофаном. На фронтоне пьедестала установлен государственный герб СССР, напоминающий подобный от 1937-го года.

Сегодня в пространстве под памятником расположен музейно-выставочный центр, 3 уровня которого имеют общую площадь чуть более 3 тысяч квадратных метров.

Вот такие любопытные факты и история памятника «Рабочий и колхозница» со счастливым концом и, надеемся, прекрасным будущим.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector