Музей Азулежу Лиссабон как добраться?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Музей Азулежу Лиссабон как добраться?

Национальный музей Азулежу

Лиссабон: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Лиссабона
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (42)
    • Магазины и ТРЦ (10)
    • ЖД вокзалы (5)
    • Замки, дворцы (5)
    • Аэропорты (1)
    • Храмы, соборы, мечети (6)
    • Зоопарки (2)
    • Рестораны и кафе (12)
    • Музеи (16)
    • Пляжи (4)
    • Фуникулеры, канатные дороги (4)
    • Мосты (1)
    • Парки (1)
    • Смотровые площадки (1)
    • Площади (1)
    • Театры (1)
    • Спортивные сооружения (1)
  • Забронировать отель в Лиссабоне
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Лиссабона
  • Советы о Лиссабоне
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Лиссабоне

Автобус № 210, 718, 742, 759, 794 до Igreja Madre Deus

Понедельник закрыто
Вторник 10:00-18:00
Среда 10:00-18:00
Четверг 10:00-18:00
Пятница 10:00-18:00
Суббота 10:00-18:00
Воскресенье 10:00-18:00

Закрыт: Воскресенье Пасхи, 1 января, 1 мая и 25 декабря

Португалия без азулежу, как Россия без балалайки или Москва без Красной площади. Вся Португалия похожа на музей Азулежу, чего стоит только облицованные глазурованной плиткой фасады домов, церквей, интерьеры дворцов и железнодорожных вокзалов, парковые скамейки и питьевые фонтаны.

Азулежу — это традиционное португальское ремесло, которое переросло в уникальное не имеющее аналогов в мире искусство изразцовых картин. Обилие глазурованного богатства и многовековая история обусловили появление в Лиссабоне единственного в своём роде Национального музея Азулежу.

Азулежу [азулежу] azulejo — слово произошло от арабского al zellige, обозначающего керамические изделия, мозаику из глазурованной плитки.

Несмотря на то, что музей Азулежу находится не в историческом центре города, отправиться сюда все же стоит, поскольку знакомство с культурой Португалии без этого будет неполным.

Музей изразцов в 1960-м году поселился в здании монастыря Божьей Матери (Mosteiro da Madre de Deus), основанном в 1509 году королевой Донной Леонор.

Поразительной красоты часовня является частью экспозиции. В ней удивительно сочетаются сияющие золотые орнаменты с бело-голубыми изразцами и деревянным резным потолком.

Из-за ограниченности пространством в музее представлена лишь малая часть богатств, которые заколочены ящики и ждут своего звёздного часа.

Музей Азулежу рассказывает историю данного вида искусства, посредством интереснейших образцов. Пробираясь из зала в зал объясняется как и почему менялись изразцы.

Подобный стиль украшения стен появился в Португалии в XV веке, и корнями он уходит к мавританским традициям. Эту часть арабской культуры мавры принесли с собой на иберийский полуостров, во времена своего правления.

Первые образцы плитки португальцы заказывали в Севильи, а после во Фландрии (Италия). Во второй половине XVI века в Лиссабон были приглашены фламандские специалисты, обучившие португальцев этому ремеслу. И уже к началу XVIII века Лиссабон стал центром производства азулежу в Португалии.

Первые панно из азулежу имитировали дорогие ковры с пышным орнаментом и драгоценными камнями, такой прием позволял сделать интерьеры более яркими. Основными мотивами первых плиточных полотен были простые декоративные элементы, с растительными узорами, животными и геометрическими формами.

Ярким примером эволюции азулежу, служит переход от простых изображений к детальным полотнам, например, изображающим религиозные сцены. В музее есть любопытный алтарь конца XVI века.

С этого времени Изразцовое искусство получает свое масштабное развитие: разнообразными панно начинают украшать церкви, монастыри, дворцы и усадьбы. Основными мотивами были религиозные сцены, охота и сражения, мифология и сатира. Например, интересное панно под названием «Свадьба Курицы».

Манера росписи менялась в соответствии с веяниями эпохи: с конца XVII до начала XVIII под влиянием голландской культуры азулежу получило бело-голубой окрас.

Нам остаётся только догадываться, сколько красивых панно было утрачено во время землетрясения. В эпоху Помбала из-за вынужденной необходимости быстрого строительства, происходит возвращение к упрощенному орнаменту.

Уже к концу XVIII века с развитием классицизма наступает период, отличающийся тонким и легким рисунком. В это время создаются панно огромных размеров, украшение изразцами распространяется на всю Португалию. Появляются мастера в Обидуше, Коимбре, Порту и других городах.

В музее есть забавный экспонат начала XIX века — история жизни преуспевающего шляпника Антониу Жуакина Карнейру. Серия панно рассказывает историю успеха горожанина, который прошел путь от бедного пастуха до владельца шляпного завода.

Жемчужиной коллекции музея является большое панно с панорамой Лиссабона, до землетрясения.

Помимо старинных азулежу, в музее представлены любопытные работы современных художников.

Во внутреннем дворе бывшего монастыря часто проходят мастер-классы по керамике и росписи плитки.

Увести образец португальского искусства вы можете с собой, если не устоите перед соблазном приобрести какую-нибудь милую вещицу в сувенирном магазине. Там можно купить как целое панно азулежу, так и просто шарф или открытку.

Читать еще:  Вид на жительство в Хорватии

На первом этаже в части, где раньше располагалась монастырская кухня, находится кафе. Старинная посуда, азулежу и милый сад с фонтаном, где водятся черепахи — отличное место для отдыха.

Музей азулежу

Загадочный поначалу, музей азулежу в португальской столице является выдающимся собранием раскрашенных и глазурованных керамических плиток, одного из заметных элементов национальной культуры. Кто-то воспринимает Португалию как первую колониальную империю, поработившую на долгие годы ряд стран Африки, Азии, Северной и Южной Америки. Для других страна с богатым прошлым ассоциируется с эпохой первопроходцев, с пронзительными мелодиями романсов фаду, с трамваями на узких колеях и, конечно, с плитками азулежу.

Можно бродить по тесным улочкам Лиссабона, разыскивая интересно облицованные здания, рассматривать однотонные узоры и разноцветные панно. Другой вариант — отправиться в музей азулежу, где собраны самые интересные образцы плиток, сохранившиеся за много веков существования этого искусства. Находится это учреждение в восстановленном после катастрофического землетрясения 1755 года старинном монастыре на набережной реки Тежу.

На заглавном фото нашего обзора Лиссабон показан восставшим из руин землетрясения, после которого появилась наука сейсмология. Далее без долгих предисловий покажем основные предметы экспонирования, которые музей азулежу приготовил своим посетителям. Рисунки на плитках менялись во времени, сначала это были геометрические фигуры и орнаменты, затем появились сюжетные виды с людьми и животными, и на то были причины.

Музей азулежу и история Португалии

Страна, запомнившаяся эпохой первопроходцев и поработителей, перед этим сама настрадалась от иноземного владычества. Как и соседняя Испания, она еще в начале VIII века была захвачена арабскими племенами и была под гнетом три столетия. Арабы к тому времени были обращены в мусульманскую веру, зародившуюся около века назад. Самая молодая из мировых религий имела свои особенности, в том числе запрещала изображать людей и животных.

Эстетическая концепция ислама провозглашала искусство частью практического знания, прежде всего математики и геометрии. Основным изобразительным и декоративным средством был орнамент и геометрические фигуры, а также арабская каллиграфия. Поэтому принесенная ими технология изготовления глазурованных плиток первоначально использовала именно такие формы, иное считалось нарушением заповедей и вероотступничеством.

Особенности исламского искусства

Характерной чертой ислама было полное отсутствие изображений Бога, которого было принято считать единственным и непостижимым. Лишь изредка встречались изображения пророка Мухаммада, основателя новой религии, чья личность исторически намного достовернее Иисуса Христа и особенно его воскрешения и вознесения. Не отрицая известной прелести узоров и орнаментов, надо отметить, что исламские ограничения большинству людей непонятны.

Использование орнаментов, которое музей азулежу иллюстрирует своими экспонатами, было для исламского искусства вполне очевидным. Ведь даже одни из главных святынь этой религии – Шахада, известное выражение мусульманской веры и главный из пяти ее столпов, изображена арабской вязью на изразце в окружении растительного орнамента. Здесь такого уже не встретить, течение времени принесло иные сюжеты и мотивы.

Сюжеты и материалы

Если занесшие технологию арабы диктовали свое представление о прекрасном с позиции силы, то далее тематику росписей определяла сама жизнь. Новые рисунки появлялись из-за усложнения организации общества, уточнения понятия нравственности и приличий, появление религиозного искусства в большем количестве жанров. Подобранные по этим тенденциям фотографии собраны в предлагаемой подборке.

Музей азулежу представляет работы, выполненные в разной манере, от торжественных символов до бытовой сцены. Религиозная тема соседствует с гербовым изображением, не менее выразительна жанровая картинка. Все это создано из обычной глины и минеральных примесей, обеспечивающих расцветку рисунка – окислов меди, олова, кобальта, марганца и других, а также термического воздействия обжига в специальной печи.

Музей азулежу – залы и экспонаты

Возвращаясь к зданию, выделенному под музей азулежу, и постигшей его природной аномалии, напомним о страшном землетрясении 1755 года. Тогда погибло 30% населяющих город людей, многие здания были разрушены до основания, смыты волной цунами или сгорели в возникшем пожаре. Монастырское здание ордена Святой Клары пострадало менее других, и вместо сноса его восстановили. Приведен в порядок живописный двор, представленный подробно.

Статичная фотография изображает один из ракурсов монастырского двора. Травяной газон и аккуратно подстриженные южные растения с глянцевой кроной окружают каменный фонтан. Отреставрированное здание выглядит вполне добротно, особенно выделяются мощные и простые пилястры между арочными проемами. Более подробно осмотреть этот уютный уголок позволяет панорамная фотография с круговым обзором.

Возможность поворота в желаемом направлении и значительного увеличения здесь – очевидные преимущества перед обычной фотографией. Весь квадратный двор монастыря, фонтан, зеленые насаждения и элементы здания доступны для досконального осмотра. Если доведется побывать в Лиссабоне и посетить музей азулежу, найдите время отдохнуть в монастырском дворике. Впереди еще много живописных помещений и любопытных экспонатов.

Монастырская капелла

Одним из самых замечательных помещений бывшего монастыря является его часовня. Музей азулежу сохранил внутреннее убранство в неприкосновенности, чтобы разнообразить впечатления своих посетителей. Католическая часовня, или капелла, — неотъемлемая принадлежн7ость подобной обители, оформленная по всем канонам западного христианства, но с использованием глазурованных плиток.

Капелла представляет собой прямоугольный зал значительной высоты, со сводом цилиндрического типа. Все поверхности потолка и стен обильно украшены лепниной. Позолоты при оформлении также не пожалели. Некоторая тяжеловесность таких дизайнерских приемов смягчается впечатлением легкости от необычных религиозных картин, выполненных из азулежу очень красочных расцветок.

Не алулежу едиными…

Второй ярус громадного помещения оборудован смотровой площадкой, откуда открывается еще лучший обзор всего этого великолепия. Кроме того, так удобнее пройти к выставочным экспозициям, попутно осмотрев еще некоторые экспонаты. Здесь выставлены керамические статуэтки, которыми музей азулежу демонстрирует широкие возможности глины как пластичного материала и человека как разностороннего мастера.

Представленные скульптурные работы иллюстрируют различные религиозные и бытовые сценки, не исключено их прежнее использование в монастырских интерьерах. Однако широта охвата жизненных аспектов, использование всей гаммы цветов и общее впечатление жизнерадостности заставляют полагать целенаправленный сбор коллекции музейным персоналом. В рамках краткого обзора многого не покажешь, а интересного здесь достаточно.

Разнообразие азулежу

Череда помещений бывшего монастырского здания вмещает множество образцов азулежу, от небольших композиций до масштабных полотен. Разнообразны как сюжеты изображений, так и детали дизайнерского оформления. Стили также меняются от тщательной прорисовки мельчайших деталей до силуэтных изображений, как в представлении театра теней. Имеются в экспозиции даже образцы, выполненные до великого землетрясения.

Именно старинные картины из глазурованных плиток более всего привлекают внимание пришедших в музей азулежу, и мотивы этого внимания понятны. Спасенные от катастрофы работы средневековых мастеров абсолютно уникальны, существуют в единственных экземплярах. Кроме того, очевидны их художественные достоинства, будь то бытовые эпизоды или сюжеты из Священного писания.

Выдающиеся шедевры азулежу

Наибольшую не только художественную, но и историческую ценность имеет сохранившееся панно, где изображен Лиссабон до землетрясения 1755 года. Помимо рекордных размеров площади произведения в 23 квадратных метра и использование около тысячи плиток, это еще и неоценимый исторический артефакт. Ведь здесь представлен город, переживший катастрофу уровня Помпеи или Хиросимы с Нагасаки.

Страшное событие произошло 1 ноября, в праздник Дня Всех Святых, более известный сейчас как Хэллоуин. Жителям разрушающегося на их глазах Лиссабона было не до искусственных ужастиков, ныне сопровождающих этот день, да и не было раньше такого обычая. Человеческие, материальные и культурные потери могли быть еще больше, если бы сейсмический фокус не был отдален от берегов на 200 километров. Однако и происшедшее буквально поменяло и развитие страны, и даже ход истории.

Читать еще:  Буда и Пешт где что находится?

Восстановление города не состоялось бы, не будь у Португалии гигантского резерва из награбленных сокровищ коренного населения Бразилии и других колоний. Столица была отстроена заново, руководил работой премьер-министр маркиз де Помбал. Истощение казны во многом объясняет прекращение колониальной экспансии португальцев, а также легкое покорение страны Наполеоном. Азулежу представляет и облик восстановленного Лиссабона, во многом уже другого города.

Даже с учетом доли художественного преувеличения, новый Лиссабон во многом преобразился. Упорядочилась планировка кварталов, появилось стилевое и цветовое единство строений. Однако никогда не вернуть ранее построенные и утраченные архитектурные шедевры, погибшие библиотеки, архивы многочисленных путешествий. Музей азулежу сохраняет наглядные и нетленные свидетельства происшедшего.

Заключительный этап посещения

Лестница из нескольких уступов выводит осмотревших музей азулежу во внутренний дворик, в котором можно отдохнуть и переварить богатые впечатления. Стены лестничной клетки украшены панелями из той же глазурованной плитки, размещены и произведения современных мастеров древнего ремесла и искусства одновременно.

Во внутреннем дворике после посещения можно перекусить в кафе, расположенном в бывшей монастырской кухне. В теплое время столики выносят на летнюю террасу, увитую зеленью, там же расположена пара фонтанов, в одном из которых живут золотые рыбки и небольшие черепашки. Наибольшее впечатление на многих здесь производит архитектурная прелесть внутреннего устройства бывшего монастыря.

Крытая обходная галерея, называемая архитекторами клуатром, опоясывает внутренний дворик в два яруса. На нижнем конструкция тонких колонн попроще, напоминает виденные в одном из двориков испанской крепости Алькасаба, чувствуются те же восточные мотивы. Еще более изысканно оформлена аркада второго яруса, особенно ее верхняя часть и опоясывающий периметр красочный фриз. Здесь есть на что полюбоваться, что и делает одиночная посетительница.

На этом наш недолгий визит в лиссабонский музей азулежу завершается. Напоследок напомним истоки этого португальского термина, сходного с испанским обозначением асулехос. Оба названия глазурованной плитки произошли от арабского зулляйдж, российское изразец тоже немного похоже, хотя и отдаленно.

Надеемся, что скромная публикация дает хотя бы первоначальное представление о тематике и содержании своеобразного музея азулежу. На взгляд обозревателя, объект достоин внимания и личного посещения каждым читателем. Здесь как удовлетворяются эстетические запросы, так и пополняются познания по истории и культуре Португалии.

Музей Азулежу /Museu Nacional do Azulejo, Португалия, Лиссабон – отзыв

Красота, Азулежу с XV века до наших дней!

Приветствую всех! Кто такой же фанат керамической плитки как я, то вам будет интересно посетить музей керамической плитки.

Красивую плитку я полюбила сразу, как только вдохновилась ей в одной и из поездок по Европе, но как оказалось сердцем и душой красивой плитки является Португалия.

В столице Португалии – Лиссабоне есть интересный музей Азулежу Museu Nacional do Azulejo. Доехать до музея можно на автобусе № 210, 718, 742, 759 и 794, адрес Lisboa, Rua da Madre de Deus, 4, остановка Igreja Madre Deus.

Музей располагается в здании монастыря Матери Божьей.

В музее собрана коллекция керамики азулежу с XV до нашего времени.

Самым ценным экземпляром является панно, которое изображает Лиссабон до землетрясения, которое произошло в 1755 и всего за 6 минут разрушило почти весь город полностью.

Стиль украшения стен плиткой азулежу появился в Португалии в XV веке, данный стиль изначально относился к мавританским традициям.

Эту часть арабской культуры мавры принесли с собой на иберийский полуостров, во времена своего правления

Одни из первых инсталляций плиткой напоминают шикарные ковры, такой элемент в интерьере делал дом более богатым и изысканным.

Особенно интересно рассматривать внимательно каждое изображение, не знаю, что именно хотел сказать этим автор, но судя по корове, ей комфортно;

А вот история одной храброй собаки:

Собака со свечой:

Детальная проработка, шикарный букет цветов, птицы. Думаю такое панно было в богатом доме.

А вот и другие шедевры из керамики:

Своеобразным эквивалентом сравнительно слабо развитой португальской живописи, особенно в ее монументальных формах, уже в XVII веке стало искусство изразцовой керамики. Процесс дальнейшего развития искусства азулежуш охватил большую часть столетия. Пора разнообразных исканий, подчас взаимосвязанных, подчас изолированных друг от друга, осложнила картину становления стиля сосуществованием нескольких направлений. Общим, что объединяло, оставалась техника майолики”

Кстати на моей кухне вот такая плитка:

Нижний этаж внутреннего двора монастыря с изразцами XVII века, очень похожими на шикарные ковры:

Керамический алтарь Носса Сеньора да Вида. Лиссабон, около 1580 г. :

Одно из направлений продолжало приёмы восточных геометрических рисунков в два-три тона. Более сложным характером отличались декоративные панно «коврового» орнамента.При заполнении больших поверхностей один орнаментальный мотив повторялся в разнообразных вариантах. В качестве исходного принципа единство и завершённость его композиции достигались сочетанием четырех изразцов. Уподобленные красочным коврам изразцы иногда занимали почти все стены храмового интерьера, иногда алтарную капеллу или только переднюю, обращенную к молящимся, стенку алтарного престола, так называемый фронтал. Наряду с суховатым геометризмом узора создавались более эффектные композиции, подражавшие индийским и иранским тканям”.

Как – будто картина маслом:

Данные экспозиции относятся уже к нашему времени:

Музей азулежу

Загадочный поначалу, музей азулежу в португальской столице является выдающимся собранием раскрашенных и глазурованных керамических плиток, одного из заметных элементов национальной культуры. Кто-то воспринимает Португалию как первую колониальную империю, поработившую на долгие годы ряд стран Африки, Азии, Северной и Южной Америки. Для других страна с богатым прошлым ассоциируется с эпохой первопроходцев, с пронзительными мелодиями романсов фаду, с трамваями на узких колеях и, конечно, с плитками азулежу.

Можно бродить по тесным улочкам Лиссабона, разыскивая интересно облицованные здания, рассматривать однотонные узоры и разноцветные панно. Другой вариант — отправиться в музей азулежу, где собраны самые интересные образцы плиток, сохранившиеся за много веков существования этого искусства. Находится это учреждение в восстановленном после катастрофического землетрясения 1755 года старинном монастыре на набережной реки Тежу.

На заглавном фото нашего обзора Лиссабон показан восставшим из руин землетрясения, после которого появилась наука сейсмология. Далее без долгих предисловий покажем основные предметы экспонирования, которые музей азулежу приготовил своим посетителям. Рисунки на плитках менялись во времени, сначала это были геометрические фигуры и орнаменты, затем появились сюжетные виды с людьми и животными, и на то были причины.

Музей азулежу и история Португалии

Страна, запомнившаяся эпохой первопроходцев и поработителей, перед этим сама настрадалась от иноземного владычества. Как и соседняя Испания, она еще в начале VIII века была захвачена арабскими племенами и была под гнетом три столетия. Арабы к тому времени были обращены в мусульманскую веру, зародившуюся около века назад. Самая молодая из мировых религий имела свои особенности, в том числе запрещала изображать людей и животных.

Эстетическая концепция ислама провозглашала искусство частью практического знания, прежде всего математики и геометрии. Основным изобразительным и декоративным средством был орнамент и геометрические фигуры, а также арабская каллиграфия. Поэтому принесенная ими технология изготовления глазурованных плиток первоначально использовала именно такие формы, иное считалось нарушением заповедей и вероотступничеством.

Особенности исламского искусства

Характерной чертой ислама было полное отсутствие изображений Бога, которого было принято считать единственным и непостижимым. Лишь изредка встречались изображения пророка Мухаммада, основателя новой религии, чья личность исторически намного достовернее Иисуса Христа и особенно его воскрешения и вознесения. Не отрицая известной прелести узоров и орнаментов, надо отметить, что исламские ограничения большинству людей непонятны.

Читать еще:  Визовый центр Исландии

Использование орнаментов, которое музей азулежу иллюстрирует своими экспонатами, было для исламского искусства вполне очевидным. Ведь даже одни из главных святынь этой религии – Шахада, известное выражение мусульманской веры и главный из пяти ее столпов, изображена арабской вязью на изразце в окружении растительного орнамента. Здесь такого уже не встретить, течение времени принесло иные сюжеты и мотивы.

Сюжеты и материалы

Если занесшие технологию арабы диктовали свое представление о прекрасном с позиции силы, то далее тематику росписей определяла сама жизнь. Новые рисунки появлялись из-за усложнения организации общества, уточнения понятия нравственности и приличий, появление религиозного искусства в большем количестве жанров. Подобранные по этим тенденциям фотографии собраны в предлагаемой подборке.

Музей азулежу представляет работы, выполненные в разной манере, от торжественных символов до бытовой сцены. Религиозная тема соседствует с гербовым изображением, не менее выразительна жанровая картинка. Все это создано из обычной глины и минеральных примесей, обеспечивающих расцветку рисунка – окислов меди, олова, кобальта, марганца и других, а также термического воздействия обжига в специальной печи.

Музей азулежу – залы и экспонаты

Возвращаясь к зданию, выделенному под музей азулежу, и постигшей его природной аномалии, напомним о страшном землетрясении 1755 года. Тогда погибло 30% населяющих город людей, многие здания были разрушены до основания, смыты волной цунами или сгорели в возникшем пожаре. Монастырское здание ордена Святой Клары пострадало менее других, и вместо сноса его восстановили. Приведен в порядок живописный двор, представленный подробно.

Статичная фотография изображает один из ракурсов монастырского двора. Травяной газон и аккуратно подстриженные южные растения с глянцевой кроной окружают каменный фонтан. Отреставрированное здание выглядит вполне добротно, особенно выделяются мощные и простые пилястры между арочными проемами. Более подробно осмотреть этот уютный уголок позволяет панорамная фотография с круговым обзором.

Возможность поворота в желаемом направлении и значительного увеличения здесь – очевидные преимущества перед обычной фотографией. Весь квадратный двор монастыря, фонтан, зеленые насаждения и элементы здания доступны для досконального осмотра. Если доведется побывать в Лиссабоне и посетить музей азулежу, найдите время отдохнуть в монастырском дворике. Впереди еще много живописных помещений и любопытных экспонатов.

Монастырская капелла

Одним из самых замечательных помещений бывшего монастыря является его часовня. Музей азулежу сохранил внутреннее убранство в неприкосновенности, чтобы разнообразить впечатления своих посетителей. Католическая часовня, или капелла, — неотъемлемая принадлежн7ость подобной обители, оформленная по всем канонам западного христианства, но с использованием глазурованных плиток.

Капелла представляет собой прямоугольный зал значительной высоты, со сводом цилиндрического типа. Все поверхности потолка и стен обильно украшены лепниной. Позолоты при оформлении также не пожалели. Некоторая тяжеловесность таких дизайнерских приемов смягчается впечатлением легкости от необычных религиозных картин, выполненных из азулежу очень красочных расцветок.

Не алулежу едиными…

Второй ярус громадного помещения оборудован смотровой площадкой, откуда открывается еще лучший обзор всего этого великолепия. Кроме того, так удобнее пройти к выставочным экспозициям, попутно осмотрев еще некоторые экспонаты. Здесь выставлены керамические статуэтки, которыми музей азулежу демонстрирует широкие возможности глины как пластичного материала и человека как разностороннего мастера.

Представленные скульптурные работы иллюстрируют различные религиозные и бытовые сценки, не исключено их прежнее использование в монастырских интерьерах. Однако широта охвата жизненных аспектов, использование всей гаммы цветов и общее впечатление жизнерадостности заставляют полагать целенаправленный сбор коллекции музейным персоналом. В рамках краткого обзора многого не покажешь, а интересного здесь достаточно.

Разнообразие азулежу

Череда помещений бывшего монастырского здания вмещает множество образцов азулежу, от небольших композиций до масштабных полотен. Разнообразны как сюжеты изображений, так и детали дизайнерского оформления. Стили также меняются от тщательной прорисовки мельчайших деталей до силуэтных изображений, как в представлении театра теней. Имеются в экспозиции даже образцы, выполненные до великого землетрясения.

Именно старинные картины из глазурованных плиток более всего привлекают внимание пришедших в музей азулежу, и мотивы этого внимания понятны. Спасенные от катастрофы работы средневековых мастеров абсолютно уникальны, существуют в единственных экземплярах. Кроме того, очевидны их художественные достоинства, будь то бытовые эпизоды или сюжеты из Священного писания.

Выдающиеся шедевры азулежу

Наибольшую не только художественную, но и историческую ценность имеет сохранившееся панно, где изображен Лиссабон до землетрясения 1755 года. Помимо рекордных размеров площади произведения в 23 квадратных метра и использование около тысячи плиток, это еще и неоценимый исторический артефакт. Ведь здесь представлен город, переживший катастрофу уровня Помпеи или Хиросимы с Нагасаки.

Страшное событие произошло 1 ноября, в праздник Дня Всех Святых, более известный сейчас как Хэллоуин. Жителям разрушающегося на их глазах Лиссабона было не до искусственных ужастиков, ныне сопровождающих этот день, да и не было раньше такого обычая. Человеческие, материальные и культурные потери могли быть еще больше, если бы сейсмический фокус не был отдален от берегов на 200 километров. Однако и происшедшее буквально поменяло и развитие страны, и даже ход истории.

Восстановление города не состоялось бы, не будь у Португалии гигантского резерва из награбленных сокровищ коренного населения Бразилии и других колоний. Столица была отстроена заново, руководил работой премьер-министр маркиз де Помбал. Истощение казны во многом объясняет прекращение колониальной экспансии португальцев, а также легкое покорение страны Наполеоном. Азулежу представляет и облик восстановленного Лиссабона, во многом уже другого города.

Даже с учетом доли художественного преувеличения, новый Лиссабон во многом преобразился. Упорядочилась планировка кварталов, появилось стилевое и цветовое единство строений. Однако никогда не вернуть ранее построенные и утраченные архитектурные шедевры, погибшие библиотеки, архивы многочисленных путешествий. Музей азулежу сохраняет наглядные и нетленные свидетельства происшедшего.

Заключительный этап посещения

Лестница из нескольких уступов выводит осмотревших музей азулежу во внутренний дворик, в котором можно отдохнуть и переварить богатые впечатления. Стены лестничной клетки украшены панелями из той же глазурованной плитки, размещены и произведения современных мастеров древнего ремесла и искусства одновременно.

Во внутреннем дворике после посещения можно перекусить в кафе, расположенном в бывшей монастырской кухне. В теплое время столики выносят на летнюю террасу, увитую зеленью, там же расположена пара фонтанов, в одном из которых живут золотые рыбки и небольшие черепашки. Наибольшее впечатление на многих здесь производит архитектурная прелесть внутреннего устройства бывшего монастыря.

Крытая обходная галерея, называемая архитекторами клуатром, опоясывает внутренний дворик в два яруса. На нижнем конструкция тонких колонн попроще, напоминает виденные в одном из двориков испанской крепости Алькасаба, чувствуются те же восточные мотивы. Еще более изысканно оформлена аркада второго яруса, особенно ее верхняя часть и опоясывающий периметр красочный фриз. Здесь есть на что полюбоваться, что и делает одиночная посетительница.

На этом наш недолгий визит в лиссабонский музей азулежу завершается. Напоследок напомним истоки этого португальского термина, сходного с испанским обозначением асулехос. Оба названия глазурованной плитки произошли от арабского зулляйдж, российское изразец тоже немного похоже, хотя и отдаленно.

Надеемся, что скромная публикация дает хотя бы первоначальное представление о тематике и содержании своеобразного музея азулежу. На взгляд обозревателя, объект достоин внимания и личного посещения каждым читателем. Здесь как удовлетворяются эстетические запросы, так и пополняются познания по истории и культуре Португалии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector