Музей Пушкина Египетский зал где находится?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Музей Пушкина Египетский зал где находится?

Музей Пушкина Египетский зал где находится?

Сфинкс фараона Аменхотепа II
Новое царство, 18 династия, время правления Аменхотепа II, ок. 1428–1397 до н. э.
железистый песчаник
Высота 42 см; длина 80 см; ширина 24 см
Из коллекции В.С.Голенищева; происхождение: вероятно, Фивы
В ГМИИ с 1911.

В зале искусства Древнего Египта экспонируется около 800 экспонатов, представляющих все периоды истории развития страны фараонов, начиная с IV тысячелетия до н.э. до IV века до н.э. Это деревянные и каменные саркофаги, статуи, рельефы, предметы быта и погребального культа, мумии людей и животных, папирусы, сосуды и украшения, статуэтки божеств и амулеты. Сам зал оформлен архитектурными элементами, характерными для древнеегипетского храма: потолок расписан, ложные балки поддерживаются изящными колоннами в форме связки папируса. Это придает залу особую атмосферу и сразу настраивает входящего на общение с древнеегипетским искусством.

Часы работы:
вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00
касса (вход) с 11:00 до 19:00

чт, пт с 11:00 до 21:00
касса (вход) с 11:00 до 20:00

Выходной день — понедельник

+7 (495) 609-95-20
Справки по телефону

+7 (495) 697-95-78
Экскурсионное бюро

+7 (495) 697-74-12 (вторник, среда, четверг, пятница и суббота с 11:00 до 19:00)

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 12
М. Кропоткинская, М. Боровицкая, М. Библиотека им. Ленина

Стоимость входного билета:
300 рублей – входной билет
150 рублей – льготный билет
БЕСПЛАТНО – дети до 16 лет

Участники программы «Друзья Пушкинского» проходят по карте без очереди и без билета.
Комплексные билеты*:
Главное здание и Галерея: 550 рублей / 300 рублей – льготный
*на посещение постоянной экспозиции Музея и временных выставок (кроме мероприятий и выставок с отдельно установленной ценой), действителен в течение 5 (пяти) дней со дня покупки, а в случае приобретения онлайн – 5 (пяти) дней с начальной даты посещения, выбранной при покупке. Обмену и возврату не подлежит.

Слепки с рельефов из дворцов Ашшурнацирапала II в Кальху (совр. Нимруд, Ирак)
и Саргона II в Дур-Шаррукине (совр Хрсабад, Ирак)
оригинал Британский музей, Лондон; Лувр, Париж

Крылатый лев из дворца Ашшурназирпала II. Слепок. 293 х 318 см. Подлинник — IX век до н.э., Британский музей, Лондон

История ваяния начинается приблизительно за тридцать веков до н. э., со старейшего из культурных народов древнего мира, египтян.

Гипсовые слепки с рельефов и скульптур из дворцов ассирийских царей Саргона II в Хорсабаде и Ашшурназирпала II в Нимруде экспонируются в зале №2 главного здания ГМИИ. Нимруд (ассир. Кальху) — древний город в Месопотамии, на территории современного Ирака. Его руины находятся к юго-востоку от города Мосул, у реки Тигр. Город Нимруд, в то время — Кальху был основан в XIII веке царём Салманасаром Первым, и спустя четыреста лет во время царствования Ашшур-нацир-апала II стал столицей Ассирии. В 612 году до н. э. был разрушен мидийцами и халдеями.

Первые раскопки проводились в 1846 году англичанином Остином Генри Лэйардом. Были обнаружены остатки большого дворца и крепостных сооружений. Были найдены многочисленные рельефы из алебастра и резные фигурки из слоновой кости, а также Чёрный обелиск и статуи. В 1955 году во время раскопок, проводившихся Максом Маллоуэном в храме Набу, были обнаружены глиняные плиты с клинописью, содержащие клятвы вассалов и ассирийских сановников, датируемые 672 годом до н. э. Эти записи послужили важным пособием для изучения ассирийского права и религии.
В конце 1980-х годов иракскими археологами в четырёх царских захоронениях неподалеку от Нимруда был обнаружен набор ювелирных изделий, датированных концом X века до н. э. В его состав входят золотые серьги, кольца, ожерелья, тарелки, кубки и кувшины, украшенные филигранью и полудрагоценными камнями. Как считают учёные, по художественным достоинствам их можно сравнить с находками в гробнице египетского фараона Тутанхамона.

Рельеф, изображающий данников с обезьянами, предназначенными в дар царю. Слепок. 215 х 240 см. Подлинник — IX век до н.э., Британский музей, Лондон

Скульптура Египта, во все продолжение его истории была тесно связана с архитектурой. Рельефы, расцвеченные разными красками, в обилии покрывали, наподобие ковров, стены египетских зданий, изображая подвиги фараонов и достопамятные события отечественной истории — в храмах и дворцах, эпизоды из обыденной жизни и чествование богов — в погребальных сооружениях. Способ исполнения этих рельефов был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне (плоско-выпуклые рельефы, койланаглифы), либо, наоборот, уходили немного вглубь фона (плоско-впалые рельефы). Отсутствие перспективы, условность композиции и рисунка и другие недостатки не мешают этим изображениям быть до мелочей обстоятельным повествованием о быте, верованиях и истории народа.
В начале (в мемфисском периоде), под влиянием народного представления о загробной жизни, она выказывала решительную наклонность к реализму (портретные статуи в погребальных гротах, статуя фараона Хафра и «Шейх эль Беледа» Каирского египетского музея, «Скриб» Лувра и пр.), но потом застыла в условных, однажды установившихся формах, почти не подвергавшихся изменению до самого падения египетского царства. Удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия — таковы отличительные качества египетских статуй фивского и саисского периодов, страдающих, однако, отсутствием выражения индивидуального характера и настоящей жизни (громадные фигуры Рамсеса II в Абу-Симбеле, статуи Мемнона и др.). Весьма искусно умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных (пара львов на лестнице Капитолия в Риме).

Шеду — в шумеро-аккадской мифологии дух-хранитель человека, выражающий его индивидуальность. В сугубо мужской форме именовался шеду (по-аккадски) и алад (по-шумерски), в нейтральной (которая могла быть и женской) — ламмасу (по-аккадски) и лама (по-шумерски). В искусстве изображался в виде существа с телом быка или льва, с орлиными крыльями и человеческой головой.
Мотив крылатого животного с головой человека характерен для древнего искусства всего Ближнего Востока; впервые он встречается в находках из Эблы начала III тысячелетия до н. э. В новоассирийскую эпоху шеду получил повсеместное распространение по всей Ассирии: фигуры «человекобыка» охраняли все значительные государственные сооружения и въезды в города.

Шеду — существо на пяти лапах с телом быка или льва, орлиными крыльями и головой человека. Такие каменные изваяния охраняли входы во дворцы и парадные залы

Изваяния грозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими глазами, стоящих на страже у ворот гигантского дворца Саргона II в городе Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад в Ираке), имели магическую охранительную функцию. Пять ног крылатого чудовища создавали иллюзию движения, позволяя видеть его неподвижным анфас или идущим в профиль в зависимости от положения зрителя. До сих пор это существо поражает воображение остроумным композиционным решением. Каменные чудовища из дворца Саргона II (весом в 21 тонну каждое) хранятся сейчас в Париже, в Лувре.
Сохранившиеся крылатые шеду выставлены во многих музеях мира, таких как Лувр в Париже, Британский музей в Лондоне, Национальный музей Ирака в Багдаде, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Восточный институт в Чикаго. Копии с фигур шеду в натуральную величину представлены в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Стела со сводами законов Хаммурапи — царя Вавилона, правил приблизительно в 1793—1750 годах до н. э., из I Вавилонской (аморейской) династии.
Сын Син-мубаллита. Хаммурапи был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона.
Он стал первым правителем Вавилонской династии, от которого сохранились царские надписи. Принимая во внимание продолжительность его правления, их нельзя считать ни многочисленными (около 20), ни слишком информативными. Они посвящены возведению (реконструкции) храмов, крепостей или городских стен или же строительству (восстановлению) каналов, за исключением трёх, в которых говорится о военно-политических событиях. Эта стела содержит свод законов Хаммурапи.

В центре зала возвышается слепок стелы Свода Законов вавилонского царя Хаммурапи (ок. 1759 до н. э.). Оригинал находится в Лувре в Париже. В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца и покровителем правосудия Шамашем, восседающем на троне и вручающем царю судейский жезл и кольцо — знак власти над людьми. Законы Хаммурапи гласят: «Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит… Далее, в том же роде на многие жизненные ситуации.

Зал № 1, где сейчас экспонируются памятники Древнего Египта, специально перестроили под коллекцию Владимира Семеновича Голенищева, собрание коллекционера попало в музей, когда он ещё находился на стадии строительства. Голенищев старался, чтобы каждая эпоха, каждое явление в египетской культуре, были представлены каким-либо предметом. В настоящее время это лучшая в России коллекция египетского искусства. В.С.Голенищев был учёным, археологом, исследователем, ездил в Египет с экспедицией от Государственного Эрмитажа и выполнял роль надзирателя за работами. Параллельно он собирал коллекцию для себя. Коллекция собиралась во время раскопок, поэтому её предметы точно датированы, атрибутированы и привязаны к той или иной гробнице. А для себя В.С.Голенищев покупал предметы на «чёрном рынке». Поэтому они были ни атрибутированы и ни датированы. Уже позже учёные определяли возраст памятников и принадлежность к той или иной гробнице по параллелям с другими подобными артефактами.

Читать еще:  Бадукские озера как добраться?

Слепки с рельефов из дворцов Ашшурнацирапала II в Кальху (современный Нимруд, Ирак), и Саргона II в Дур-Шаррукине (совр. Хорсабад, Ирак)
Оригинал — британский музей, Лондон; Лувр, Париж)

Сегодня собрание слепков экспонируется в историческом здании Музея лишь в третьей части залов, отведенных для них основателем Музея Иваном Владимировичем Цветаевым. Но большая часть этой коллекции осталась доступной для публики – около 1000 экспонатов демонстрируется в Учебном музее имени И.В. Цветаева.

Рельеф, изображающий крылатого духа в позе благословления.
Слепок. Подлинник IX век до н.э. находится в Британском музее, Лондон.
К работе над слепками И.В. Цветаев в разные годы привлекал известных русских ученых и выдающихся художников. Гипсовые слепки и гальванокопии заказывались в 1890 — 1911 годах в знаменитых европейских мастерских.

Москва

55° 45.3138 ′N , 37° 37.0724 ′E
55.75523N, 37.61787E
55°45′18.83″N, 37°37′4.35″E

1480 материалов по 1 488 объектам, 48 704 фотографии

  • Карта
  • Заметки 1479
  • Фотографии 48 704

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Москве.

Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина / Museum of fine arts. A. S. Pushkin

55° 44.8362 ′N , 37° 36.3106 ′E
55.74727N, 37.60518E
55°44′50.17″N, 37°36′18.64″E

Ошибка в координатах?

55° 44.8362 ′N , 37° 36.3106 ′E
55.74727N, 37.60518E
55°44′50.17″N, 37°36′18.64″E

Косметическая ложечка из слоновой кости в виде плывущей девушки.

Фаюмские портреты, которые помещались на лицо мумии при погребении.

Обычно так изображают святых на фресках и иконах. Слева от него бог-бальзамировщик
Анубис, справа — царь загробного мира Осирис.

Много всего интересного и в других залах музея!

диоритовая стела с законами Хаммурапи 18 в. до н.э. Сузы.

И если нельзя заглянуть в будущее, рекомендую оглянуться в прошлое!

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей – платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид – горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. – точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Москва, ул. Волхонка, 12
Ст. метро “Кропоткинская”

Работает ежедневно с 11.00 до 20.00
в ЧТ с 11.00 до 21.00; в ПН — выходной
Детям до 18 лет вход бесплатный, льготникам — 150 руб.,
взрослым — 300 руб.

Музей Пушкина Египетский зал где находится?

Войти

Египетский зал, история создания

Музей Изящный Искусств был задуман, как пособие в изучении истории, поэтому переход из зала в зал был как бы переходом в более позднюю эпоху. И первым залом на этом пути был Египетский зал Музея. Зал номер один. Остальные должны были следовать за ним в “строгой системе, в порядке исторической последовательности” (из записки И.В.Цветаева “Университетский Музей изящных искусств в Москве”)

Египетский зал Музея располагался и сейчас располагается на первом этаже слева от вертибюля и сообщается с одним из входов в музей. Это крыло как бы выключено из центральной оси Музея: вестибюль, лестница, Центральный зал, и поэтому не связан с ними стилистически.

Для привлечения дарителей И.В.Цветаев придумал “приманку, способствующую сбору средств на строительство Музея”. В Положении о Комитете было прописано, что лица, выделившие деньги на сооружение того или иного зала, «получали право ходатайствовать о присвоении этому залу любого имени». Египетский зал находится на особом положении. На заседании Комитета по устройству музея от 16 марта 1899 года состоялось чевствование Ю.С.Нечаева-Мальцова по случаю 65-летия. На этом заседании Комитет принял решение о присвоении имени Нечаева-Мальцова Египетскому залу Музея, сооруженному на общие средства Комитета. Однако уже в письме от 5 ноября 1898 года Цветаев пишет Нечаеву-Мальцову: “Прежде мы думали о дорическом характере отделки вестибюля, но теперь помышляем о египетском: пусть он открывает историю искусств и ведет к Вашему залу.” Может быть, этому способствовало то, что именно посылка Нечаева-Мальцова из Каира была первой лептой, внесенный в Египетскую коллекцию музея.

Отделкой Египетского зала занимались Р.Клейн и Нивинский, но Иван Владимирович не мог оставить без внимания ни один уголок своего музея.

“Как было бы хорошо имитировать во входе в . зал древнеегипетский пилон, выкладкой его из кирпича или даже декоративной живописью. Как пилоны служили фасадами египетских храмов, так этот живописный или штукатурный пилон вводил бы в первый зал Музея. Какое счасть было бы украсить этот зал парочкой-другой египетских колонн разных типов.” – писал он Нечаеву-Мальцову.

А в 1909 году он пишет Р.И.Клейну: «Египтолог Голенищев указал мне только что вышедшее английское издание одной могилы с потолком в красках из Коршунов, олицетворящих солнце. Это будет эффектно и верно. Их посадим на балки, а между ними площади усеем только звездами, знаками зодиака, но не картинами бытового характера, к потолку (- «небу») не идущими.»

Роспись потолка храма. Священная птица Верхнего Египта – Нехбет. Коршун.

В конечном варианте Египетский зал украсили колонны с капителями в виде бутона цветка папируса. Они имели свои исторические прототипы. Конструктивной роли эти колонны не выполняли, но передавали стиль египетской культуры.

Колонны дворца в Люксоре

Оформление зала лежало на Нивинском: «Пусть бы Нивинский поставил пару рабочих в Египетский зал и поскорее определил ценность этого потолка. Сам бы он расчертил Крылатое Солнце с Уреусом на нижней стороне балок.» – пишет Цветаев Клейну.

Росписью Египетского зала занялся В.Д.Поленов. Он так загорелся идеей росписи Музея, так горячо взялся за это дело, что сумел заразить этим и В.М.Васнецова, и многих других замечательных художников своего времени. Для обеспечения лучшей передачи духа страны для художников была огранизована экспедиция. “Расписывать Музей, украшаемый мраморами и гранитом, – говорл Поленов, – по фотографиям или гравюрам или повторяя подобные картины Берлинского музея невозможно. Необходимы для такого небывлого в России учреждения картины оригинальные и написанные под непосредственными впечатлениями.”

В.Д.Поленов “Пирамида Хеопса”

В.С.Голенищев принял деятельное участие в деле обустройства зала, для его коллекции: Он советовал, спорил, просил. “Голенищев просит не окрашивать Египетского зала в красный цвет, – пишет Цветаев Р.И.Клейну 20 августа 1910 года, – а в желтый или светло-кофейный, темно-светло-серый, зеленоватые цвета для Египта тоже не идут.”

Именно такими были портреты из собрания В.С.Голенищева. Желтые, светло-кофейные.

Портрет пожилого мужчины. Фаюм.

Зал делался, переделывался, переосмысливался. В мае 1909 года Клейн получает еще одно письмо Цветаева: «Кстати, нам коренным образом надо перефасонить потолок и отделку Египетского зала. С кн.Щербатовым в Эдфу мы нашли форму зала, как нельзя лучше подходящую к нашим размерам. »

В результате зал предстал перед посетителями таким.

с колоннами-папирусами, с коршунами на потолке.

и с уникальной коллекцией в шкафах

До начала создания Музея.Цветаев не был в Египте. Впервые, наверное, эта мысль посетила его при разглядывании папирусов, которые прислал из Каира Ю.С.Нечаев-Мальцев. Но уже в декабре 1908 года Цветаев пишет: «Хочется мне перед смертью побывать в стране пирамид.» Как раз в это время ему присылают приглашение на II Международный археологический съезд в Каире. Он радуется, как ребенок. Пишет шутливые письма Н.И.Романову в Афины: «. весь Египет, говорят, облекся в траур, когда по нему пронеслась весть, что я на конгресс не прибыл. Но зато на другой же день чуть не разломили здание съезда, когда узнало народонаселение Каира о моем появлении под египетским небом.» и еще «Мосперо, чтобы успокоить арабские толпы и удовлетворить любопытство делегатов всего мира, назначил мою конференцию через четверть часа по моем приходе.» Цветаев счастлив таким вниманием и скромно описывает свои реторические успехи: «Пригодились мне тут демосфеновские приемы произнесения речи под плеск морских волн, которым я предавался на досуге в каюте парохода, сидя у люка на койке. Речь я таким образом приладил к своей неповоротливой, владимирской семинарстской лингве — и дело сошло с таким триумфом, что чуть не лопнули окна и не провалился потолок зала от рукоплесканий.»

Зал был готов к декабрю 1911 года, и Цветаев пишет письмо профессору Б.А.Тураеву: «Почтительнейше прошу Вас, если Вы найдете это возможным, вступить в отправление обязанностей заведующего египетским залом 2 января будущего года.» Б.А.Тураев соглашается и вскоре Цветаев получает письмо от М.В.Никольского: «Сердечно радуюсь тому, что Вам удалось привлечь в состав Музея глубокоуважаемого моего друга, проф.Б.А.Тураева для заведывания коллекцией В.С.Голенищева. Это поистине счастье, ниспосланное судьбой.»

Конечно, мы не охватим всего сразу, стоя посреди Египетского зала Музея. В музеи надо возвращаться, они не любят суеты, но откликаются на внимание и терпение. Поэтому про В.С.Голенищева и его коллекцию, про Б.А.Тураева, и про многое другое мы узнаем, когда вернемся в самый таинственный зал Музея Изящных Искусств.

Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина или, как его чаще называют, Пушкинский музей – один из самых значимых музеев Москвы, собравший в своих стенах крупную коллекцию произведений зарубежного искусства от древнего мира до наших дней.

Как доехать

На общественном транспорте: м. Кропоткинская, далее 2 минуты пешком

Адрес: улица Волхонка, дом 12

Часы работы

  • Вторник, среда, суббота, воскресенье — с 11-00 до 20-00 (касса до 19-00)
  • Четверг, пятница — с 11-00 до 21-00 (касса до 20-00)

Понедельник — выходной день.

Стоимость билетов в 2020 году

  • Взрослые – 400 рублей
  • Льготные категории – 200 рублей
  • Дети до 18 лет и некоторые другие категории граждан – бесплатно

Есть льготы и бесплатное посещение для отдельных категорий граждан.

Билеты можно купить в кассах и онлайн на официальном сайте

История музея

Впервые свои двери Пушкинский музей открыл 31 мая 1912 года.

Вдохновителем и первым директором стал профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Первоначальная коллекция сформировалась из копий античных скульптур и мозаик университетского Кабинета изящных искусств и подлинных древностей, купленных у известного ученого-египтолога В.С. Голенищева.

Позднее залы пополнились картинами, переданными из других музеев и произведениями искусства из частных коллекций, подаренных или конфискованных после революции. В наши дни в собрании ГМИИ — более 670 000 экспонатов, из них только 1,5% доступны для осмотра.

В ведении ГМИИ им. Пушкина – целый музейный городок, расположенный в историческом центре Москвы около метро Кропоткинская. В него входит несколько зданий, в том числе:

  • Главное здание
  • Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.
  • Отдел личных коллекций
  • Музей-квартира Святослава Рихтера
  • Центр эстетического воспитания «Мусейон»
  • Учебный художественный музей им. И.В.Цветаева
  • Дом графики

Что посмотреть в Главном здании

Главный корпус – памятник архитектуры с мощной колоннадой и стеклянной крышей, построенный 100 лет назад специально для музея.

Экспозиция здесь размещена на двух этажах. На первом собраны подлинные раритеты Древнего Египта, античных времен, золотые сокровища Древней Трои из раскопок археолога Генриха Шлимана, живописные работы европейских мастеров 8-18 веков, есть Греческий и Итальянский дворики – большие пространства со скульптурами-слепками. На втором этаже много залов отдано копиям предметов искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения. Кроме того, и здесь выставлены подлинники картин европейских художников.

Египетский зал — одна из лучших мировых коллекций подлинных предметов времен Древнего Египта: мумий, саркофагов, масок, статуэток, украшений и сосудов.

Деревянный саркофаг вельможи Маху, держателя участка земли храма Амона:

Аменхотеп и Раннаи – жрец и жрица бога Амона:

Косметическая ложечка из слоновой кости:

Саркофаг и мумия Хор-Ха. На переднем плане – мумия кошки:

Следующий зал посвящен искусству Древнего Ближнего Востока.

Статуэтка адоранта из Северной Месопотамии. Адорант – фигурка из камня или глины, которую ставили в храме, чтобы она молилась за поставившего его человека.

Залы античного искусства с коллекцией греческих ваз и амфор, мозаики, скульптурами и рельефами Древних Италии, Кипра и Рима.

Антефикс – плитка из керамики с маской Медузы Горгоны:

Предметы из раскопок Пантикапея – столицы Кимерийского Боспора:

Тема античности продолжается в Греческом дворике – большом зале, наполненном слепками знаменитых древнегреческих статуй, рельефов и архитектурными фрагментами.

Спящая Ариадна. Мраморный подлинник хранится в Ватикане.

Еще один дворик – Итальянский, со слепками шедевров эпохи Возрождения.

Конная статуя – копия бронзового памятника главнокомандующему Бартоломео Коллеони из Венеции.

Знаменитый Давид Микеланджело. Высота скульптуры – 5,5 метров.

Одна из главных жемчужин музея изобразительных искусств им. Пушкина — коллекция работ Рембрандта и художников его школы находится в зале №10.

Рембрандт «Портрет старушки» и «Портрет пожилой женщины».

Экспозиция картин фламандских живописцев 17-го века – Рубенса, Йорданса, Ван Дейка, Брейгеля.

Антонис Ван Дейк «Портрет Адриана Стевенса». Фламандский мастер начала 17 века «Портрет дамы с веером».

«Катание на коньках» Хендрика Аверкампа из зала Голландского искусства 17-го века.

Также на первом этаже в постоянной экспозиции представлены искусство Византии, Италии 13-16 веков, Германии и Нидерландов 15-16 веков.

Поднимемся на второй этаж.

Зал, получивший название «Олимпийский», со слепками с классических древнегреческих скульптур.

Копия скульптуры «Оплакивание Христа» из зала Микеланджело Буонаротти. «Большую известность и славу», по свидетельству его современника, приобрел себе этим произведением великий мастер.

Итальянская скульптура 15-го века. В оформлении зала использованы декоративные элементы в стиле эпохи Раннего Возрождения.

Пышное Надгробие кардинала Португальского работы Росселино Антонио. Подлинник находится во Флоренции в церкви Сан Миньято аль Монте.

Европейское искусство Средних веков.

Культурное наследие Древней Италии и Древнего Рима в слепках. Шедевры этого зала – Капитолийская волчица, бюст Марка Аврелия, скульптура «Виктория».

Греческое искусство поздней классики и эллинизма. Колоссальная группа «Фарнезский бык» — подлинник хранится в археологическом музее Неаполя.

Крылатая Ника Самофракийская и Афродита Книдская знаменитого скульптора Праксителя.

Конечно, все залы и произведения показать сложно – их очень много, на осмотр Пушкинского музея изобразительных искусств можно потратить не один час.

Фотографировать можно бесплатно, но есть несколько правил: нельзя пользоваться штативом и фотовспышкой, запрещено фотографировать на временных выставках.

В дни особо значимых выставок, когда привозят шедевры из собраний лучших музеев мира, в кассу выстраиваются большие очереди.

С 1980 года в музее им. Пушкина проходит ежегодный фестиваль музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», в течение года в залах устраивают концерты.

По постоянной экспозиции водят обзорные и тематические экскурсии.

Главное здание ГМИИ – II

Прололжение. Начало в части I.
Зал 1. Искусство Древнего Египта.

Коллекция египетских подлинников поступила в музей от санкт-петербургского академика Владимира Семёновича Голенищева. В.С.Голенищев был учёным, археологом, он ездил в Египет с экспедицией от Государственного Эрмитажа и выполнял роль надзирателя за работами. Параллельно он собирал коллекцию для себя. Санкт-петербургская коллекция собиралась во время раскопок, поэтому её предметы точно датированы, атрибутированы и привязаны к той или иной гробнице. А для себя В.С.Голенищев покупал предметы на «чёрном рынке». Поэтому они были ни атрибутированы и ни датированы. Уже позже учёные определяли возраст памятников и принадлежность к той или иной гробнице по параллелям с другими подобными артефактами.

В 1909 году Голенищев разорился и был вынужден продать свою коллекцию. Но, несмотря на выгодные предложения из разных стран, учёный хотел, чтобы его коллекция осталась в России, поэтому он продал её за меньшую сумму императорской казне. Причём, первую половину суммы ему выплатили сразу, вторую обещали выплатить позже, да так никогда с учёным и не расплатились, как у нас в России водится.

Коллекцию решили отправить в Москву, потому что в Эрмитаже уже было собрание египетского искусства. В итоге, московская коллекция оказалась даже лучше, чем та, что выставлена в Эрмитаже. Она меньше по количеству предметов, но их качество значительно выше. Ведь В.С.Голенищев старался, чтобы каждая эпоха, каждое явление в египетской культуре, были представлены каким-либо предметом. Именно поэтому, собрание египетских древностей в ГМИИ хоть и компактнее, но лучше собрания Эрмитажа. В настоящее время это лучшая в России коллекция египетского искусства. И она стала первой коллекцией подлинников в музее.

Зал № 1, где сейчас экспонируются памятники Древнего Египта, специально перестроили под коллекцию В.С.Голенищева. Его собрание попало в музей, когда он ещё находился на стадии строительства.

Потолок поддерживают колонны в древнеегипетском стиле, имитирующие связки папируса. Вся архитектура зала восходит к одному из залов древнеегипетского храма. Чтобы представлять себе обстановку древнего святилища, Роман Иванович Клейн ездил в Египет, посещал и осматривал храмы. В частности, он обратил внимание на храм Амона в Луксоре и прежде всего ориентировался на него. Окна были завешены, потому что зал египетского храма не предполагал естественного освещения. Вверху, на потолке, помещается многократно повторенное изображение птицы с распростёртыми крылами, это образ богини неба Нут.

Потолок также расписан под звёздное небо.

Один из залов египетского храма фактически воспроизводил природу на берегах Нила, горы царственных папирусов.
И.В.Цветаев специально просил Р.И.Клейна сделать зал в таком стиле для того, чтобы посетитель не просто посмотрел отдельные предметы, но и проникся атмосферой Древнего Египта. К тому же, изначально музей планировали как учебный и его целью было дать студентам представление не только о живописи, скульптуре и мелкой пластике, но и об архитектуре.

О коллекции. Реэкспозиция в зале проходила несколько лет назад, в 2012 году. Некоторые памятники оказались в фондах, другие – наоборот, выставили. В настоящее время представлена примерно треть имеющейся коллекции, то есть большая часть египетских древностей находится в запасниках.

ПАМЯТНИКИ
Саркофаг и мумия Хор-Ха. Любопытно, что эту мумию никак не могут сфотографировать, рентгеновские снимки никогда не получаются. Мумия “не хочет” открывать свои тайны. Это мумия жреца Хор-Ха, он умер во 2 тысячелетии до н.э.
Мумия находится в горизонтальной витрине справа от входа в зал

Как египтяне бальзамировали мумию? Существует множество рецептов и все они, по сути, сводятся к одной и той же технологии: в боку мёртвого тела делали надрез. Эго делал специально обученный человек, которого называли «парасхист» (вспарыватель). Тело умершего человека считалось священным и поэтому, парасхиста, с одной стороны, нанимали родственники умершего и платили ему деньги за нанесение надреза на боку. С другой стороны, как только парасхист наносил надрез, он со всех ног убегал. Люди, которые его наняли, теперь бежали за ним и бросали в него камни за то, что он совершил такое святотатство.

Затем, через разрез доставали внутренности, которые промывали, помещали в специальные сосуды, наполненные бальзамирующими веществами. Такие сосуды есть в коллекции музея, они расположены в вертикальной витрине за мумией Хор-Ха, в углу, почти напротив входа в зал).

Все полости в теле также заполняли бальзамирующими веществами. Тело помещали в «натрон» – некое подобие соды. Натрон вытягивал из тела всю влагу и начинался процесс мумификации. Тело было иссушено, поэтому уже не могло истлеть. Его повивали льняными бинтами и помещали в саркофаг.

Саркофаг жреца Хор-Ха не самый лучший и не самый красивый в коллекции. Самый лучший – это саркофаг Маху.

Саркофаг Маху.


Он повторяет форму мумии, гробница сужается к ногам. На саркофаг всегда помещалась маска, которая должна была обозначать лицо умершего. Именно обозначать, а не изображать. Потому что в независимости от того, кого хоронили – старика, девушку, женщину, человека молодого или старого – маска всегда была одинаковая. Лицо маски рисовали с широко раскрытыми глазами, подчёркнутыми чёрной или тёмно-синей краской.

Египтяне верили, что когда душа вновь соединится с телом, то она должна войти в саркофаг именно через глаза. Для этого тело сохраняли, мумифицировали.

Саркофаг Маху – блестящий образец древнеегипетского искусства. Он выполнен из дерева, этот материал очень высоко ценился в Древнем Египте, дерева было немного. Чёрный цвет саркофага подчёркивает сияние позолоты. Позолота, тонкость проработки деталей свидетельствует о том, что это саркофаг очень богатого человека, выполненный лучшими мастерами.

Несомненно, лучшими египетскими мастерами выполнялись и деревянные статуи Аменхотепа и его жены Раннаи. Эти фигуры, с одной стороны, соединяют традиции египетского искусства.

Аменхотеп и его жена, «певица Амона», Раннаи — жрецы храма бога Солнца.

Египтяне всегда изображали людей в застывшей позе широкого шага с прямыми ногами. Это не совсем живоподобно, ведь во время ходьбы колени сгибаются. Здесь ноги прямые, руки вытянуты вдоль тела и прижаты к нему. Левая рука Раннаи согнута в локте и тоже прижата к телу. Правило здесь сочетается с очень тонким психологизмом. Фигура мужчины высокая, он широкоплечий. Он уверенно шагает, его голова высоко поднята и открыта. Он жрец, поэтому не носит парика и волосы не затемняют лицо, оно ярко освещено. Он чуть-чуть поворачивает голову влево. Он как будто сопротивляется правилу, согласно которому изображаемый должен был смотреть прямо перед собой. Фигура его жены тонкая, хрупкая, она мелко семенит ногами в своём узком платье, в противоположность широкому шагу мужа. Её лицо чуть приопущено, на лицо падает тень от волос. С правой стороны волосы не сохранились, но они тоже были. На лице женщины появляется мечтательное, загадочное выражение. Именно так египтяне представляли себе идеального мужчину и идеальную женщину. Мужчина – сильный и решительный, женщина – хрупкая, тонкая, загадочная. И в этом прелесть египетского искусства. С одной стороны, оно имеет строгие правила, с другой – внутри этих правил может быть очень тонкая и изысканная психологическая характеристика.

Кроме дерева египтяне очень любили слоновую кость, а ещё больше – камень.
Косметическая ложечка. Шедевр музея – маленькая костяная ложечка, она известна на весь мир. Это тончайшая работа из слоновой кости. Ложечка предназначается для косметики.

Она представляет собой шкатулку для хранения косметических средств, её можно открыть. Шкатулка выполнена в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Кроме раскрашенной и нераскрашенной слоновой кости здесь использовано буковое дерево, из этого материала сделан паричок у девушки. Такая тонкая, изящная вещь, возможно, употреблялась в быту богатых людей, а возможно, была ритуальной. Происходит она, конечно, из гробницы.

Особенностью древнеегипетской культуры в том виде, в котором она до нас дошла, является то, что предметы происходят не из домов или из дворцов, а именно из гробниц. Это то лучшее., что египтяне хотели взять с собой в загробное царство.

Здесь также представлена эпоха Среднего Царства в египетском искусстве. Название говорит о том, что это середина существования древнеегипетского царства – 2-ое тысячелетие до н.э. В это время особое внимание в египетском искусстве уделяется портретным изображениям.

Скульптуры Аменемхета III интересны тем, что их сохранилось достаточно много.

Фараон правил достаточно долго, он основал фаюмский оазис в Египте. Его изображали неоднократно, в разном возрасте, его изображение можно найти в разных музеях – в берлинском, в Эрмитаже. По его портретам можно наблюдать, как внешность фараона менялась с возрастом. В ГМИИ Аменемхет III представлен не стариком, но и не молодым человеком. Если присмотреться, то можно заметить мешки под глазами, тяжёлые, нависшие веки, морщинистые губы, то есть фараон далеко не юн. Но его голова присоединена к телу молодого и сильного юноши, так как фараон в Древнем Египте считался богом и олицетворением Египта и всегда должен был изображаться сильным и молодым. Поэтому здесь, с одной стороны присутствует портретное изображение, а с другой, обожествление фараона, представленного в теле молодого и сильного юноши, который ничем от богов не отличается.

На этом разговор о египетском искусстве можно заканчивать, мы увидели шедевры зала. Если есть время, можно показать рельеф начальника сокровищницы Иси. (Рельеф. Известняк. Середина 3-го тыс. до н. э.)

Существуют несколько рельефных изображений казначея фараона Иси. Следует подчеркнуть, что при изображении человека египтяне пользовались строгими правилами. Плечи человека развёрнуты в фас, голова имеет сложный поворот. В действительности, совершенно невозможно свернуть глаз так, как он изображён. Человек смотрит прямо на нас, то есть глаз изображён в фас, при этом голова повёрнута в профиль. Такое изображение показывало, что изображённый человек живой, что он способен к движению.

Когда египтяне изображали мумию, не живое тело, то в композициях, посвящённых погребению, мумию изображали либо строго в фас, либо строго в профиль. Сложное изображение казначея Иси подчеркивало, что человек живой, поэтому и собирали разные точки зрения. То, что для нас считается нереалистичным, с их точки зрения было совершенным реализмом, указанием на то, что это живой человек.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector