Налоги на Украине
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Налоги на Украине

Законодательство Украины

База данных “Законодательство Украины” содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Украины

Общие сведения

Налоговое законодательство Украины состоит из Конституции Украины, Налогового кодекса, Таможенного кодекса, других законов по вопросам таможенного дела, международных договоров в области налогообложения, обязательных для Украины, иных нормативных актов.

Конституция Украины содержит общие нормы налогового законодательства, устанавливающие всеобщую обязанность по уплате налогов, порядок их введения, изменения, отмены.

Основной налоговый закон – Налоговый кодекс Украины– регулирует как общие вопросы налогообложения, так и детально прописывает виды налогов и сборов, их размеры, сроки и порядок уплаты.

Таможенное законодательство устанавливает размер, сроки, порядок уплаты различных видов таможенных пошлин.

Все налоги в Украине делятся на:

Общегосударственные

Налог на прибыль предприятий. Плательщики – различные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Украины или получающие прибыль из украинских источников, общая ставка – восемнадцать процентов.

Налог на доходы физических лиц. Объект налогообложения – годовой совокупный доход. Общая ставка – восемнадцать процентов, имеются льготные ставки, а также налоговые скидки.

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – лица, осуществляющие поставки товаров, работ, услуг, в том числе импортеры. Общая ставка равна двадцати процентам от стоимости реализованной продукции, льготная ставка на импортируемые медицинские товары согласно перечню составляет семь процентов.

Акцизный налог. Плательщики – производители, импортеры, реализаторы подакцизной продукции, к которой относятся: алкогольная и табачная продукция, горючее, автотранспортные средства, электроэнергия. Ставки различны в зависимости от вида товара, установлены либо в твердой денежной сумме за единицу измерения, либо в процентном соотношении к стоимости товара.

Экологический налог. Плательщики – хозяйствующие субъекты, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ и другие вредные воздействия на окружающую среду. Объект и база налогообложения – объемы таких вредных воздействий. Ставка установлена в твердой сумме, и ее размер зависит от вида вредного воздействия.

Рентная плата. Плательщики – лица, осуществляющие недро-, водо- и лесопользование, использование радиочастот, а также осуществляющие транспортировку нефтепродуктов и аммиака трубопроводами Украины. Ставки зависят от вида пользования, стоимости и объемов полученного (транспортированного) ресурса.

Пошлины. Порядок взимания пошлин и их виды установлены таможенным законодательством. Согласно главе 42 Таможенного кодекса Украины введены ввозная, вывозная, сезонная таможенные пошлины, а также особые виды таможенной пошлины: специальная, антидемпинговая, компенсационная и дополнительный импортный сбор.

Местные налоги

Налог на имущество. Плательщики – собственники и владельцы недвижимости, легковых автомобилей и земельных участков. Ставка налога на недвижимое имущество устанавливается местными представительными органами, не должна превышать трех процентов от размера минимальной заработной платы за один квадратный метр площади. Ставка транспортного налога – 25 000 гривен за каждый автомобиль, признанный объектом налогообложения. Налоговая база по земельному налогу – нормативная стоимость или площадь земельного участка, если он не оценен в установленном порядке. Ставка – не более трех процентов от нормативной денежной оценки.

Туристический сбор. Плательщики – лица, прибывающие на территорию административно-территориального образования, где принято решение о взимании данного сбора, и получающие услуги по временному проживанию. База – стоимость проживания. Ставка – от половины до одного процента от базы.

Сбор за места парковки для транспортных средств. Плательщики – лица, осуществляющие деятельность по созданию платных парковочных площадок. Объект налогообложения – земельный участок, занятый автостоянкой или парковочной площадкой. Ставка устанавливается местными представительными органами, не может быть меньше 0.03 и больше 0.15 процента от минимальной заработной платы

Специальные налоговые режимы

После изменений, внесенных в НК Украины Законом Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII, действующим остался только один специальный режим – упрощенная система налогообложения(единый налог). Применяется сельскохозяйственными производителями и индивидуальными предпринимателями, отвечающими определенным требованиям. Заменяет налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, НДС, налог на имущество, рентную плату за специальное использование воды

Заключение

В целом налоговую систему Украины можно охарактеризовать как достаточно лояльную к плательщикам налогов. Общее количество и размер налогового бремени нельзя назвать чрезмерным. Основной налоговый закон является современным, понятным для понимания и очень подробным.

Однако нельзя не отметить тот факт, что ставки по основным действующим налогам (НДС, подоходному, налогу на прибыль, акцизам, единому налогу) регулярно поднимаются, что, с одной стороны, призвано помочь государству преодолеть возникшие финансовые трудности и кризисные явления, но, с другой стороны, вряд ли может положительно сказаться как на благосостоянии граждан, так и на развитии бизнеса, а также способствует возникновению новых механизмов ухода от уплаты налогов.

Статья подготовлена специалистами ООО “СоюзПравоИнформ”.

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Налоги на Украине

НАЛОГИ В УКРАНЕ. АНАЛИТИКА . КОММЕНТАРИИ от УБК.

Ваши пожелания по содержанию этого раздела сайта присылайте по эл.почте:
webmaster@ubc.ua

Правильных Вам решений и успехов в бизнесе!

Раздел в стадии разработки. Следите за обновлениями

Базовыми Законами Украины в сфере налогообложения являются: ЗК “О системе налогообложения” – “Про систему оподаткування”, ЗК “О налоге на добавленную стоимость” – “Про податок на додану вартість”, ЗК “О налогообложении прибыли предприятий” -“Про оподаткування прибутку підприємств”, “О налоге с доходов физических лиц” .

Также некоторые налоги и порядок их взымания дополнительно регулируются Декретом Кабинета Министров Украины “О местных налогах и сборах”, Законами Украины “Об общегосударственном пенсионном страховании” и другими, устанавливающими ставки налогов и сборов с зарплаты и с фонда оплаты труда (далее “на зарплату” -авт.), инструкциями и разъяснениями ГНА Украины. Изменения, как правило, также содержатся в ежегодном Законе Украины “О Государственном бюджете на 200х год”.

Ставки основных налогов и сборов 2019 в Украине следующие:

  1. НДС (единая ставка на все!) 20%
  2. Налог на прибыль предприятий 25%
  3. Налог на доходы физлиц 13%
  4. Пенсионный фонд-1 – сбор (+ на зарплату) 32%
  5. Социальное страхование – сбор(+ на зарплату) 2,9%
  6. Центр занятости – сбор (+ на зарплату) 1,9%
  7. Соцстрахование несчастные случаи (в средн.+ на зарплату) 1,2%
  8. Пенсионный фонд-2 (с зарплаты) 1-2%
  9. Социальное страхование(с зарплаты) 0,5%
  10. Центр занятости(с зарплаты) 0,5%
  11. Комунальный местный налог (фиксированный на зарплату) 1,7грн.

Существует также альтернативная система – единый налог: 6-10% с оборота для предприятий, единый налог с предпринимателей – физических лиц 20-200 гривен. Ее преимущества и недостатки будут рассмотренны в следующем обзоре.

Зарплатные налоги в сумме составляют в среднем около 54%. Ставка налога с зарплаты в пенсионный фонд при зарплате до 150 грн. составляет 1%, более – 2%. Налог в фонд страхования от нечастных случаев на производстве колеблется от 0.81%(сфера услуг) до 7% (строительство) и зависит от вида основной деятельности предприятия. Коммунальный налог является фиксированным и составляет 10% от налогонеоблагаемого минимума доходов граждан (в 2019 г. он составляет 17 гривен), и уплачивается по месту основной работы или 1.70 грн. Ставки отчислений “с” и “на” зарплату в Украине имеют “привычку” незначительно изменяться 1-2 раза в год, так что следите за изменениями.

Для примера: чтобы выплатить 100 гривен зарплаты на “руки”, необходимо иметь 185 гривен на счете предприятия.

Пример в за марте 2019г. (предприятие сферы производства – база расчета):

1. Выручка (поступило всего денег на счет, с НДС) 100 000 гривен.

2. Закуплено материалов и услуг в Украине (с НДС) 30 000 гривен.

3. Начислено зарплаты рабочим по ведомости (без НДС) 20 000 гривен

4. Остаток денег (до уплаты налогов) 50 000 гривен

СХЕМА УПЛАТЫ НАЛОГОВ В УКРАИНЕ ПРИ ВЫСОКОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ:

1. ПО НДС – 20% платится разница между обязательствами и налоговых кредитом.

1. НДС: обязательства = 20% или 1/6 из 100 тис = 100000/6 = 16 667 гривен

2. НДС: налоговый кредит с закупки = 1/6 из 30 тис = 30000/6 = 5000 гривен

3. Необходимо заплатить НДС до 20 марта 2019г = 16667-5000 = 11666 гривен

2.ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ – 25% (платится разница между валовыми доходами и расходами без учета налога на добавленную стоимость)

1. Валовые доходы за февраль = 100 000 – НДС = 83 333 гривен

2. Валовые расходы за февраль = закупка без НДС + зарплата + налоги на зарплату

  • Закупка без НДС= 25 000 гривен
  • Зарплата = 20 000 гривен
  • Пенфонд 32% = 20 000 х 0.32 = 6400 гривен
  • Остальные три соцфонда 6%
    = 20 000 х 0.06 = 1200 гривен

Итого валовые расходы = 52600 гривен

3. Необходимо заплатить “на прибыль” 25% до 20 марта 2019г = (83333-52600)х0,25 = 7683 гривен

3.ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗЛИЦ + НАЛОГИ С ЗАРПЛАТЫ (из начисленной ЗП)

1. 20000 х 13% = 2600 гривен

2. 20000 х 3% = 600 гивен ( 3 фонда – см. список (8) + (9)+ (10))

Всего необходимо заплатить в бюджет из базовых 50 000 гривен 60% различных налогов

а именно: 11666+6400+1200+7683+2600+600 = 30149 гривен

При этом будет выплачена зарплата рабочим на руки 20 000- 2600-600 = 16800 гривен.

(за снятие наличных коммисия банка 1% или 168 гривен)

ОСТАТОК СРЕДСТВ НА СЧЕТЕ ФИРМЫ ПОСЛЕ УПЛАТЫ ВСЕХ НАЛОГОВ И ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТ

100000- 50000- 30149-168 = 19683 гривен.

Есть два способа снятия этих денег в личное пользование:

1. Выплатить дивиденды учредителю: необходимо заплатить с суммы выплат налог на прибыль предприятий по стандартной ставке (25%), если учредитель юридическое лицо (иностранное или наше).

т.е. перечислить можно только 19683 – 25% = 14762 гривен.

Если учредитель – физическое лицо, выплата дивидендов приравнивается к выплате зарплаты (-53%) см. п.2

2. Вместо дивидендов выплатить себе зарплату в Украине (уменьшается налог на прибыль, но увеличиваются зарплатные налоги = 38%+15% = + 53%) в результате останется около 12 000 гривен чистого дохода.

ВЫВОД: ПОСЛЕ УПЛАТЫ ВСЕХ НАЛОГОВ ОСТАНЕТСЯ 12-14 тис. (налоги составляют около 70%)

НАЛОГИ ПРИ СТРУКТУРЕ ЗАТРАТ С НИЗКОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ

Альтернативный вариант на примере в за феврале 2019г. (база расчета – сфера торговли):

1. Выручка (поступило всего денег на счет, с НДС) 100 000 гривен.

2. Закуплено товаров и услуг в Украине (с НДС) 30 000 гривен.

3. Начислено зарплаты рабочим по ведомости (без НДС) 20 000 гривен ( уменьшена до 2000)

4. Дополнительная закупка товаров и услуг 65 000 гривен

4. Остаток денег (до уплаты налогов) 5 000 гривен

СХЕМА -2 УПЛАТЫ НАЛОГОВ В УКРАИНЕ

1.ПО НДС платится разница между обязательствами и налоговых кредитом.

1. НДС: обязательства = 20% или 1/6 из 100 тис = 100000/6 = 16 667 гривен

2. НДС: налоговый кредит с закупки = 1/6 из 95 тис = 95000/6 = 15 833 гривен

3. Необходимо заплатить до 20 марта 2019г = 16667-15 833 = 1334 гривен

2.ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ( разница между валовыми доходами и расходами без НДС)

1. Валовые доходы за февраль = 100 000 – НДС = 83 333 гривен

2. Валовые расходы за февраль = закупка без НДС + зарплата + налоги на зарплату

– Закупка без НДС = 79167 гривен

– Зарплата = 2 000 гривен

– Пенфонд 32% = 20 000 х 0.32 = 640 гривен

– Ост 3 фонда 6% = 20 000 х 0.06 = 120 гривен

Итого валовые расходы = 81927 гривен

3. Необходимо заплатить до 20 марта 2019г = (83333-81927)х0,25 = 351 гривна

3.ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗЛИЦ + НАЛОГИ С ЗАРПЛАТЫ (из начисленной ЗП)

3. 2000 х 13% = 260 гривен

4. 2000 х 3% = 60 ( 3 фонда)

Всего необходимо заплатить в бюджет (2765/5000) x100% = 55% налогов

При этом будет выплачена зарплата рабочим на руки 2000- 260-60 = 1680 гривен.

(за снятие наличных коммисия банка 1% или 16 гривен)

ОСТАТОК СРЕДСТВ НА СЧЕТЕ ФИРМЫ ПОСЛЕ УПЛАТЫ ВСЕХ НАЛОГОВ И ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТ

100000- 95000- 2765-16 = 2219 гривен.

Те же два способа снятия этих денег в личное пользование (как в предыдущем примере).

1. Выплатить дивиденды учредителю:

2219 – 25% = 1664 гривен, деньги находятся в распоряжении юридического лица – учредителя

Если учредитель – физическое лицо, выплата дивидендов приравнивается к выплате зарплаты (-53%) см. п.2 – остаток в этом случае – 1300 гривен.

2. Вместо дивидендов выплатить себе зарплату в Украине (уменьшается налог на прибыль, но увеличиваются зарплатные налоги = 38%+15% = + 53%), сумма остатка который выплачивается как зарплата немного увеличиваеся в результате останется около 1300 гривен чистого дохода.

2219 – 53% + корректировка= 1300 гривен

Рассмотрев 2 примера, можно сделать вывод, что практически независимо от структуры затрат различные налоги с сборы в Украине составляют большую часть суммы, которая остается в результате хозяйственной деятельности.

В первом случае осталось с 50 тис = 12тис , при этом уплачено 76% различных налогов

Во втором случае осталось с 5 тис = 1,3 тис, при этом уплачено 74% различных налогов.

ВЫВОД: Изменение структуры затрат в разных отраслях незначительно влияет на сумму уплачиваемых налогов, большую долю отчислений (пропорционально) занимает зарплата – суммарные выплаты налогов по этой статье затрат составляют 53% ..

Уголовный кодекс Украины.
Статья 212 . Уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей

1. Умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, содеянное должностным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности или лицом, которое занимается предпринимательской деятельностью без создания юридического лица или любым другим лицом, которое обязано их уплатить, если эти действия привели к фактическому непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды средств в значительных размерах,

наказывается штрафом от трехсот до пятисот не облагаемых налогами минимумов доходов граждан или лишением права обнимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Одни и те же действия, содеянные за предшествующим заговором группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды средств в больших размерах, –

наказываются штрафом от пятисот до двух тысяч не обложенными налогами минимумов доходов граждан или исправительными роботами на срок до двух лет, или ограничением воли на срок к пяте лет, с лишением права обнимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, содеянные лицом, раньше судимой за уклонение от уплаты налогов, собрания, других обязательных платежей, или если они привели к фактическому непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды в особо больших размерах,

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права обнимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

4. Лицо, которое впервые совершило действия, предусмотренные частью первой и второй этой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если она к привлечению к уголовной ответственности уплатила налоги, собрание (обязательные платежи), а также возместила вред, причиненный государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня).

  • Значительный размер – более 17 000 гривен (1000 НМГД)
  • Большой размер – более 51 000 гривен (1000 НМГД)
  • Особо большой размер – более 85 000 гривен (1000 НМГД)

Авт.: Из судебной практики Украины: начиная с момента появления данной статьи и по сегодняшний день практически отсутствуют прецеденты осуждения по ст.212 (неуплата налогов), а также по ст.206 (фиктивное предпринимательство), так как доказать умысел должностного лица при правильно построенной защите практически невозможно.

Ситуация может измениться коренным образом, когда начнут действовать механизмы, разрешающие определение косвенными методами доходов физических лиц в Украине и соответственно определения суммы неуплаченных налогов “на вскидку”. Пока что косвенные методы в Украине распространяются только на доходы юридических лиц и частных предпринимателей, однако после выборов-2019 в 2019-2007 году ожидается введение вышеуказанного законодательства.

Остальные выводы сделайте сами.

Аналитический отдел “УБК”.

Публикация материалов данной статьи допускается только после предварительного согласования с автором
с обязательным помещением ссылки на сайт УБК®.

Система налогообложения Украины, виды налогов (стр. 1 из 2)

Система налогообложения – это совокупность налогов, уплачиваемых в бюджет и государственные целевые фонды в установленном законами Украины порядке, а также права, обязанности и ответственность плательщиков.

Каждое государство устанавливает собственную систему налогообложения, то есть определяет налогоплательщиков, объекты налогообложения, виды налогов и порядок их уплаты. Тип системы налогообложения определяется соотношением четырех секторов формирования налогов и сборов ( обязательных платежей): государственного; коммерческого; финансового сектора; населения.

Эти вопросы регулируются Законом Украины « О системе налогообложения « от 18 февраля 1997 г. В соответствии с этим Законом, установление и отмена налогов в бюджеты и в государственные целевые фонды осуществляется Верховной Радой Украины в пределах, установленных этим Законом, другими законами Украины о налогообложении, Верховной Радой Автономной Республики Крым, сельскими, поселковыми, городскими советами. Верховная Рада Автономной Республики Крым, сельские, поселковые, городские советы имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм, поступающих в их бюджеты.

Ставки, механизм взимания налогов и льготы по налогообложению определяются только законодательными актами о налогообложении.

Изменения и дополнения в указанный выше Закон, другие законодательные акты о налогообложении относительно льгот, ставок налогов, механизма их уплаты вносятся не позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с начала нового бюджетного года.

Налоговая система Украины базируется на следующих принципах: стимулирование научно-технического прогресса, предпринимательской производственной и инвестиционной активности; обязательность; равнозначность и пропорциональность; равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации; социальная справедливость; стабильность; экономическая обоснованность; равномерность уплаты; компетенция; единый подход и доступность.

Под налогом следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или в государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами о налогообложении. Налоги уплачиваются в определенном размере и в четко определенные сроки.

Государственные целевые фонды – это фонды, созданные в соответствии с законом Украины и формируемые за счет определенных законодательными актами налогов. Все государственные целевые фонды, кроме Пенсионного фонда Украины, включаются в Государственный бюджет Украины.

Основные признаки налога:

1) принудительность и обязательность, то есть отсутствие у плательщика выбора и установление ответственности за уклонение от уплаты налогов;

2) безвозмездность, то есть направленность средств от плательщика к государству, отсутствие встречных обязательств со стороны государства;

3) безусловность, то есть уплата без выполнения каких либо действий со стороны государства;

4) нецелевой характер, отсутствие четких указаний относительно направлений использования поступлений от определенного налога;

5) распределение средств от конкретных налогов между бюджетами разных уровней и государственными целевыми фондами;

6) безвозвратность, то есть средства, уплаченные в виде налогов, не возвращаются к плательщику.

а) фискальная – наполнение бюджетов всех уровней;

б) контрольная – проверка эффективности функционирования

в) распределительная – распределение части национального дохода

по разным сферам удовлетворения общественных нужд;

г) регулирующая – обеспечение стимулирования одних отраслей

общественного производства и сдерживание других.

Законодательство Украины о налогообложении не определяет разницы между налогом, сбором (обязательным платежом) и пошлиной. Оно базируется на единстве их основных признаков (обязательность уплаты, принудительный характер, осуществление контроля за их поступлением со стороны единого органа государственной налоговой администрации).

Однако, наряду с общими признаками, между ними существуют и определенные различия. Налоги, в отличие от сборов и других обязательных платежей, имеют основное значение для формирования бюджета, поскольку они обеспечивают 80 процентов поступлений в его доходную часть. Цель налогов – удовлетворение нужд государства, тогда как сборы и пошлины направлены на удовлетворение нужд или расходов отдельных учреждений. Налоги представляют собой безусловные платежи, тогда как сборы или пошлины платятся в связи с оказанием плательщику услуги со стороны государственного учреждения, выполняющего свои властные полномочия. Сборы и пошлины в основном носят единовременный характер, тогда как налоги платятся с определенной периодичностью.

Разница между сбором и пошлиной состоит в том, что сбор является платежом за наличие определенного права, а пошлина – за осуществление в пользу плательщика действий, имеющих юридическое значение.

Все налоги можно разделить на виды по различным признакам. В зависимости от характера лиц, (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.п.), налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на промысел и т.п.).

По форме обложения налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым, или прибыльно-имущественным, относятся налоги, уплачиваемые в процессе приобретения и накопления материальных ресурсов. Они определяются размером объекта налогообложения, включаются в цену товара и уплачиваются производителем или собственником. Прямые налоги в свою очередь делятся на: личные налоги, уплачиваемые плательщиком за счет и в зависимости от полученного им дохода (прибыли) и с учетом его платежеспособности, и реальные (от англ. real estate – недвижимость), уплачиваемые с отдельных видов имущества (земли, строения) из расчета, в основе которого лежит не действительная, а предполагаемая прибыль.

К личным налогам относятся: налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на промысел, сбор за специальное использование природных ресурсов, плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности и т.п. реальными налогами являются: налог на недвижимое имущество (недвижимость), плата (налог) за землю, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.

Косвенные налоги (налоги на потребление) взимаются в процессе реализации товаров или услуг, включаются в виде надбавок к их цене и уплачиваются потребителем. Это – акцизный сбор, налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина.

Согласно Закону Украины «О системе налогообложения» все налоги в зависимости от органов государственной власти и местного самоуправления, который их устанавливает, делятся на общегосударственные и местные.

К общегосударственным налогам и сборам (обязательным платежам) относятся:

– налог на добавленную стоимость;

– налог на доходы физических лиц;

– налог на недвижимое имущество (недвижимость);

– плата (налог) на землю;

– налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и

– налог на промысел;

– сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет

– сбор за специальное использование природных ресурсов;

– сбор за загрязнение окружающей среды;

– сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий

Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;

– сбор на обязательное социальное страхование;

– сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;

– сбор в Государственный инновационный фонд;

– плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской

– сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

– единый сбор, взимаемый в пунктах пропуска через государственную

– сбор за использование радиочастотного ресурса Украины.

Общегосударственные налоги устанавливаются Верховной Радой Украины и взимаются на всей территории Украины. Налог на недвижимое имущество (недвижимость), плата (налог) за землю, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, налог на промысел, сбор за специальное использование природных ресурсов, сбор за загрязнение окружающей природной среды на территории автономной Республики Крым устанавливаются Верховной Радой республики в границах предельных размеров ставок, установленных законами Украины.

К местным налогам отнесены:

1) налог с рекламы и

2) коммунальный налог.

К местным сборам (обязательным платежам) отнесены:

– сбор за парковку автотранспорта;

– сбор за выдачу ордера на квартиру;

– сбор за участие в бегах на ипподроме;

– сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

– сбор за право проведения кино- и телесъемок;

– сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи

– сбор за проезд по территории пограничных областей

автотранспорта, направляющегося за границу;

– сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли

– сбор с владельцев собак.

Местные налоги, механизм взимания и порядок их уплаты устанавливается сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с приведенным перечнем и в границах предельных размеров ставок, установленных законами Украины. Исключение составляет сбор за проезд по территории пограничных областей автотранспорта, следующего за границу, устанавливаемый областными советами. Суммы местных налогов (сборов) зачисляются в бюджеты советов народных депутатов.

НДС для Google, следующий – налог на бездетность? Какими нелепыми налогами хотели обложить украинцев

Никита Синицин

Никита Синицин

28 января информационное пространство быстро облетела новость о желании Верховной Рады Украины обложить 20% налогом на добавленную стоимость мировых IT-лидеров, работающих в Украине.

Народный депутат Украины, председатель Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев подал в парламент законопроект № 2634 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения налогом на добавленную стоимость электронных услуг, поставляемых нерезидентами физическим лицам, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины”. Хотя сам документ попал в Раду еще 19 декабря, широкую известность он получил лишь месяц спустя.

НДС на интернет-услуги

Поданный Даниилом Гетманцевым документ выглядел революционным для Украины, так как предлагал регистрацию компаний-нерезидентов как плательщиков НДС с уплатой 20%-го налога от стоимости своих услуг, оказанных для украинцев, в государственный бюджет Украины.

По мысли автора проекта, оказывая электронные услуги в сети интернет, такие мировые корпорации, как Google, YouTube, Facebook, Apple, Microsoft и Netflix, подпадают под действие украинского законодательства и обязаны зарегистрироваться как плательщики НДС.

В случае согласия компании платить налог, ей нужно ждать от украинских налоговиков соответствующего электронного сообщения и в течение 3 месяцев оплатить налог. Впрочем, компании имеют те же 3 месяца, чтобы оспорить налоговое требование, и еще 3 месяца на рассмотрение своей жалобы.

Компании же, которые попытаются оказывать электронные услуги гражданам, находящимся на территории Украины, законопроект грозит штрафом в размере 8500 гривен.

Новости по теме

Новости по теме

При этом делается отсылка на международный опыт, что стало “обычной практикой в иностранных государствах, например, в странах Европейского Союза, Австралии, Беларуси, Казахстане, России и других”.

Отдельно указывается позитивный опыт Российской Федерации, в которой данный налог был введен с 1 января 2017 года, вследствие чего госбюджет получил в 2017 году – 9,4 млрд рублей, в 2018 – 12 млрд рублей, в I квартале 2019 – 12 млрд соответственно. В 2018 году по тому же пути пошла Беларусь.

Однако ссылка на международный опыт не помогла – на документ и его автора посыпался вал критики, вызванный прежде всего опасениями удорожания электронных услуг на 20%, как всегда бывает с уплатой косвенных налогов, вроде налога на добавленную стоимость.

Все это побудило Даниила Гетманцева опубликовать в пока еще не платящем НДС Facebook пост, в котором привел свои аргументы, как-то:

– рекламные и информационные услуги, оказываемые резидентами внутри страны, должны облагаться НДС, а услуги, предоставляемые мировыми гигантами у нас в стране, – нет?

– необходимость получать дополнительные поступления от обложения сервисов, никак не являющихся товарами первой необходимости для воюющей страны;

– почему мы должны отказываться от механизма, успешно действующего в странах Европейского Союза, Турции, Норвегии, Швейцарии, Японии, ОАЭ и других, и который, к слову, добровольно выполняется самими компаниями-плательщиками.

Отдельно автор законопроекта уточнил, что роста стоимости электронных услуг, чего так опасаются противники документа, не произойдет, так как “теория переложения налога давно установила, что непрямой, как, кстати, и прямой налог, перекладывается с потребителя на продавца и обратно, в зависимости не от вида налога, а исключительно от ценовой конъюнктуры”.

Как бы то ни было, окончательную точку в вопросе налогообложения Google, YouTube, Facebook, Apple, Microsoft и Netflix должен поставить парламент, которому не привыкать к законопроектам о введении налогов, которые воспринимаются обществом более чем неоднозначно.

От собак до холостяков: кого ВР предлагала обкладывать налогом

Факт ссылки на международный опыт и довод о получении доходов, необлагаемых налогами на территории Украины, в общем-то придают весомости инициативе Даниила Гетманцева, однако отечественному парламенту не привыкать к куда более странным и нелепым налоговым предложениям.

2017 год оказался весьма скандален на налоговые инициативы: так, в августе возник скандал вокруг необходимости уплаты налога на б/у вещи – от одежды до бытовой техники. В тогда еще Государственной фискальной службе напомнили о необходимости платить налоги с вещей, которые граждане сдают на реализацию в комиссионный магазин – 18% налог на доходы физических лиц и 1,5% военного сбора.

Если же гражданин продавал такие товары другому физлицу, полученный доход следовало указывать в налоговой декларации и платить с него все тот же НДФЛ и военный сбор. При этом в ГФС подчеркнули, что данный порядок действует с 2004 года, что, правда, стало для украинцев подлинным откровением, окрестивших данные 19,5% “налогом на секонд-хэнд”.

Более спорная инициатива принадлежала народным депутатам, внесшим в октябре того же года в парламент законопроект № 7220 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно внедрения учета домашних и бездомных животных)”. Нардепы предлагали регистрировать и чипировать всех кошек и собак старше 2 месяцев от роду за плату в 170 гривен. Последнее, собственно, и было окрещено обществом “налогом на собак и котов”, но, в конце концов, законопроект даже не был рассмотрен в сессионном зале.

В 2013 году Государственное агентство по вопросам туризма и курортов предложило озаботиться развитием туристической отрасли, правда, за счет украинских туристов, отдыхающих заграницей, предложив обложить налогом в размере 1% от минимальной заработной платы. Ожидаемые средства – 16,8 млн грн как раз и планировалось направить на развитие отрасли в Украине. Однако, как и налог на домашних животных, документ поддержки не получил.

Настоящие налоговые революции предлагали ВР Украины в 2012 году. Так, Государственная экологическая инспекция, предложила нардепам ввести экологический налог для фермерских хозяйств и граждан, у которых есть крупный рогатый скот. Аргументировали свою позицию инициаторы тем, что отходы животноводства, тот же коровий навоз, выделяет вредные вещества, наносящие вред окружающей среде. Как и предыдущие инициативы, она так и осталась нереализованной.

Сколько налогов платит каждый украинец

Работающий “по-белому” украинец в среднем платит 5,6 тыс. грн налогов в месяц. Получающий зарплату в конверте — около 3,5 тыс. грн

Даже те украинцы, кто получает зарплату “в конвертах”, все равно платят налоги. И платят, на самом деле, немало, хотя часто и не отдают себе в этом отчет. Т. н. налоги на потребление — налог на добавленную стоимость, импортная пошлина и акцизы, например, на сигареты, алкоголь и топливо — составляют почти 70% всех налоговых поступлений государственного бюджета или почти 540 млрд грн за 2018 год.

То есть большинство налогов напрямую платит не бизнес, а украинцы. И платятся они не во время того, как работодатель начисляет заработную плату, а при покупке товаров за эту зарплату.

Украинцы отдают в госбюджет в виде налогов около 50% своих доходов. Такие расчеты обнародовал проект “Ціна держави” аналитического центра Case Украина.

Правда, этот тезис воспринимает очень мало людей, сетует Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Case Украина.

Миллионы мелких ежедневных (в случае, например, с НДС) и ежемесячных (в случае, например, с налогом на доходы физлиц) взносов украинцев как раз и формируют сотни миллиардов гривен местных и государственного бюджета. И эти деньги в результате тратятся на армию, правоохранителей, пенсии, выплаты по госдолгу, образование, здравоохранение, дороги, суды и весь госаппарат.

Какие налоги платит обычный украинец

Налоги, которые платят и граждане, и бизнес, делятся на прямые и непрямые. Прямые — это те налоги, которые взимаются с непосредственного дохода. Для украинцев — это налог на доходы физических лиц по ставке 18% и военный сбор по ставке 1,5%, которые взимаются с зарплаты. А для компаний — это налог на прибыль по ставке 18%, который взимается, собственно, с прибыли бизнеса.

Непрямые — так называемые налоги на потребление. Это, в частности, НДС по ставке 20% (но для некоторых товаров, например, для лекарств, действует льготная ставка), акцизы (ставка для которых зависит от товара, для сигарет одни правила, для алкоголя и топлива — другие), импортная пошлина (ставка также зависит от товара).

Поскольку непрямые налоги включаются в цену товара и услуги, человек может даже не подозревать, что он их платит.

Единый социальный взнос, который по ставке 22% начисляется на зарплаты украинцев, не считается налогом. Его платит работодатель за каждого официально трудоустроенного сотрудника. Формально ЕСВ — это взнос, он не проходит через государственный бюджет, а идет напрямую в Пенсионный фонд. Но фактически деньги, собранные через ЕСВ, сразу идут на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам, то есть на текущие потребности бюджета Пенсионного фонда, а также Фондов соцстрахования на случай безработицы и на случай временной потери трудоспособности . А значит ЕСВ в Украине работает скорее по принципу налога.

По-белому vs в тени: кто платит больше налогов

Согласно данным Государственной службы статистики, официальная средняя зарплата в Украине в ноябре 2018 года составляла 9 161 грн. В текущем году средняя зарплата вырастет и превысит 10 тыс. грн, свидетельствует декабрьский консенсус-прогноз экономистов. Чтобы рассчитать сумму налогов, которые платит один среднестатистический украинец, мы использовали круглую цифру средней зарплаты в 10 тыс. грн, на показатель которой Украина выйдет в 2019 году.

Констатируем банальную вещь — сумма уплаченных налогов и взносов будет существенно отличаться в зависимости от того, работает ли человек полностью “по-белому” или же официально получает лишь минимальную зарплату.

Средняя зарплата, которую публикует Госстат, — это так называемая брутто-зарплата, то есть “грязная”. То есть кроме суммы, которую человек получает “на руки” она также учитывает и два налога — налог на доходы физлиц и военный сбор. ЕСВ насчитывается сверху. Если брутто-зарплата человека — это 10 тыс. грн, на нее начисляется ЕСВ в сумме 2 200 грн. Таким образом расход компании на оплату работы среднестатистического сотрудника составляет 12,2 тыс. грн (брутто-зарплата “плюс” ЕСВ).

После этого из зарплаты официально работающего вычитается НДФЛ по ставке 18% и военный сбор по ставке 1,5%. То есть человек платит 1 950 грн налогов, а получает “на руки” 8 050 грн.

Всего в 2018 году украинцы заплатили НДФЛ на сумму чуть меньше 92 млрд грн (это 12% всех налоговых поступлений в госбюджет). А ЕСВ — на сумму 228 млрд грн, которые пошли сразу в Пенсионный фонд на выплату пенсий.

Дальше с полученным деньгами украинец идет в магазин, покупает продукты питания, одежду, платит за обучение детей, идет к парикмахеру, пользуется услугами общественного транспорта, ходит в кинотеатр. И почти в каждом случае он платит НДС.

Всего в 2018 году украинцы заплатили НДС на произведенные товары на сумму 79 млрд грн (это 10% всех налоговых поступлений) и НДС на импортные товары на сумму 295 млрд грн (это 39% всех налоговых поступлений).

По словам Дмитрия Боярчука, среднестатистический украинец тратит на потребление почти все заработанные деньги. То есть в нашем случае все 8 050 грн. Согласно опросу Госстата, среднестатистическое домохозяйство тратит на потребление товаров и услуг 81,3% своего дохода.

Таким образом, обычный украинец ежемесячно платит НДС в среднем в размере около 1 300 — 1 600 грн. Но нужно понимать, что сумма может быть и меньше. Ведь если человек покупает товары или услуги у нелегальных предпринимателей, а этого, ради справедливости, в Украине тоже предостаточно, то налог не платится.

Получается, что среднестатистический украинец, которые получает официальную зарплату, платит налогов и сборов на сумму около 5 600 грн.

Теперь рассмотрим вариант, что сотрудник получает серую зарплату: то есть компания официально платит сотруднику лишь минимальную зарплату (3 723 грн), платит за него минимальный ЕСВ (819 грн), а оставшуюся часть зарплаты (7 658 грн) выдает сотруднику на руки “в конверте”.

Таким образом, уменьшается сумма уплаченного ЕСВ, а также налога на доходы физлиц и военного сбора (которые суммарно составляют 726 грн на месяц). Но на руки человек получает больше денег — вместо 8 050 грн получает 10 655 грн. Если все эти средства, или хотя бы большую их часть, человек потратит на потребление, то он заплатит больше НДС, чем в первом случае, — 1 700 — 2 100 грн.

Получается, украинец, который официально получает лишь минимальную зарплату, платит налогов и сборов на сумму около 3 450 грн. То есть приблизительно на 2,2 тыс. грн меньше, чем в случае полностью официальной занятости.

Сколько налогов платит среднестатистический пенсионер

В среднем пенсионер в Украине получает пенсию в размере 2 646 грн в месяц, но налоги с такой пенсии не платятся. Правда, большие пенсии, размером свыше 10 прожиточных минимумов (больше 12-13 тыс. грн), до недавнего времени облагались налогом на доходы физических лиц и военным сбором.

Но пенсионеры также тратят свои деньги на товары и услуги. А значит и с них платится налог. Согласно подсчетам, со средней пенсии украинец заплатит 530 грн НДС. А все 11,5 млн пенсионеров в месяц платят больше 6 млрд грн этого налога.

Читать еще:  Вывоз ребенка из Казахстана в Россию
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector