Налоги в Армении
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Налоги в Армении

Законодательство Армении

База данных “Законодательство Армении” содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Армении

Общие положения

Налоговое законодательство Республики Армения не кодифицировано и согласно закону Республики Армения от 12.05.1997 г. № ЗР-107 “О налогах” состоит из данного закона, а также законов, регулирующих применение отдельных видов налогов.

Налоговая система является двухуровневой. Все налоги подразделяются на две категории:

  • государственные налоги
  • местные налоги

Государственные налоги

Налог на прибыль(установлен законом Республики Армения от 27.101997 года №ЗР-155 “О налоге на прибыль”). Этот налог является прямым. Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – прибыль, полученная на территории государства и за его границей (для резидента), а также прибыль, поступающая из армянских источников (для нерезидента). Размер налога составляет 20 процентов от облагаемой прибыли.

Подоходный налог(регулируется законом Республики Армении от 30.12.2010 года № ЗР-246 “О подоходном налоге”). Является прямым. Плательщики – физические лица. Объект налогообложения – доходы, полученные как на территории страны, так и за ее границей (для резидента), а также доходы, поступающие к нерезидентам из армянских источников. Ставка налога прогрессивная, повышается по мере роста дохода, минимальная ставка – 24.4 процента. В некоторых отдельных случаях предусмотрена льготная ставка, равная десяти процентам.

Акцизный налог(установлен законом Республики Армения от 27.07.2000 года № ЗР-79 “Об акцизном налоге”). Является косвенным. Объект налогообложения – различные операции с подакцизными товарами. К подакцизным товарам относятся: алкогольная и табачная продукция, нефтепродукты. Ставки различаются зависимости от вида продукции. Минимальная установлена для вина – десять процентов от стоимости, максимальная – пятьдесят пять процентов для ряда спиртных напитков. Для табачных изделий и нефтепродуктов акцизы устанавливается в виде твердой денежной суммы.

Налог на добавленную стоимость(установлен законом Республики Армения от 16.06.1997 года №ЗР-118 “О налоге на добавленную стоимость”). Является косвенным, уплачивается при ввозе, производстве, обращении различных товаров, а также оказании услуг на внутри страны. Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект налогообложения – стоимость определенных операций (сделок), производимых плательщиком налога внутри государства. НДС по общему правилу составляет двадцать процентов от оборота товаров (услуг).

Перечень государственных налогов является единым, обязательным на всей территории страны и не подлежит расширительному толкованию на местах.

При соблюдении ряда условий (например, осуществлении определенного вида деятельности, получении прибыли (дохода) ниже установленного максимума и т.д.) все государственные налоги, за исключением акцизного, могут быть заменены фиксированным или патентным платежами, упрощенным налогом, налогом с оборота.

Такая специальная возможность предусмотрена специальными законами Республики Армения:

Местные налоги

Согласно главе 2.1 Закона “О налогах”, местные налоги в полном объеме поступают в бюджет муниципального района, внутри которого они сформированы. Обязательными для любого муниципального образования Армении являются земельныйи имущественныйналоги, ставки по ним являются общими для всех муниципальных образований страны. По остальным налогам местного значения их виды, а также минимальный и максимальный размеры ставок устанавливаются муниципалитетами самостоятельно.

К местным налогам относятся:

Налог на имущество(установлен законом Республики Армения от 30.12.2002 года № ЗР-82 “О налоге на имущество”). Является прямым. Плательщики – собственники имущества, подпадающего под налогообложение. Объекты налогообложения – недвижимость разных видов и транспортные средства. По обоим видам имущества ставка является прогрессивной. Для недвижимости она зависит от ее стоимости. Для транспорта варьируется в зависимости от мощности.

Земельный налог(установлен законом Республики Армения от 27.04.1994 г. № С-1005-1-ЗР-101 “О земельном налоге”) Является прямым. Плательщики – законные владельцы земельных участков. Объект налогообложения – кадастровая стоимость земельных участков. Ставка зависит от категории земель.

Налог на парковочное место транспортных средств

Льготы

Действующим налоговым законодательством Армении предусмотрен широкий спектр налоговых льгот:

  • льготное уменьшение объекта налогообложения
  • сокращение ставки налога и общей суммы, подлежащей уплате
  • отсрочка срока исчисления и уплаты налога
  • освобождение, сокращение, отсрочка уплаты пеней и штрафов за нарушение налогового законодательства

Краткий сравнительный анализ налогового законодательства Армении и России.

Если проводить сравнительный анализ налогового законодательства двух государств – Республики Армения и Российской Федерации, то первой отличительной чертой, бросающейся в глаза, является отсутствие в Армении кодификации данной отрасли законодательства. Это обстоятельство значительно усложняет не только применение налоговых законов, но подчас и их понимание. Данная проблема существовала и в РФ, однако была решена с принятием в 1998-2000 гг. двух частей Налогового кодекса.

Различие в системах налогообложения России и Армении кроется в разных формах государственного устройства.

Так, РФ является федеративной республикой, поэтому помимо местной и федеральной власти, имеет также и региональную. В связи с этим и налоговая система в России является трехступенчатой, налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Унитарная Армения поделена на муниципалитеты, поэтому налоговая система имеет только две ступени.

Видимо, в связи с этим общее количество налогов в РФ намного больше, чем в Армении (только федеральных налогов восемь против четырех государственных в Армении).

Однако стоит отметить, что ставки по некоторым российским налогам значительно ниже армянских. Так, в России минимальная ставка подоходного налога по общему правилу составляет тринадцать процентов, в Армении – 24.4 процента; минимальная ставка НДС составляет десять процентов, а в Армении – двадцать.

Статья подготовлена специалистами ООО “СоюзПравоИнформ”.

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Налоги в Армении 2019: акциз, земельный налог, налог с оборота

Армения – колоритная страна с неповторимыми горными пейзажами, самобытной культурой и невероятно гостеприимными жителями. Рассматривая юрисдикцию в качестве страны для ведения бизнеса и постоянного проживания, иностранцы должны учитывать колоссальные изменения в законодательных актах, прямо влияющих на повышение благополучия страны. Меры современного правительства прямо направлены на привлечение большого потока инвестиций через создание благоприятной бизнес-среды в стране.

Сегодня поговорим о налогообложении компаний в Армении, в частности, кто и сколько должен платить за акции, земельные участки и по декларациям согласно годовому обороту.

Налоги в Армении 2019: правила оплаты акциза

Иностранцам, желающим вести собственный бизнес на армянской территории, важно ознакомиться с категориями юридических и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), которые обязаны оплачивать акцизный налог.

Налог в Армении под названием акциз уплачивается всеми субъектами коммерческой деятельности, которые импортируют, производят (например, разлив в бутылки или иным способом) либо отчуждают товары, облагаемые таким налогом (в соответствии с таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» или из государств-членов Евразийского экономического союза). Оплате акциза подлежит подача сжатого природного газа на АГНКС.

Базой для начисления акцизного налога в Армении является цена/таможенная стоимость вышеуказанной продукции/товаров либо общий объем/количество, которые выражаются в единицах. Также расчетной суммой может служить розничная цена, указанная на упаковке товаров.

Важно! Таможенная стоимость берется за основу при условии ввоза товаров/продукции из стран-участников Евразийского экономического союза.

Акцизный налог в Армении оплачивается с товаров, которые в обязательном порядке маркируются. Перечень такой продукции указан в Налоговом кодексе Республики Армения.

Взносы оплачиваются юридическими и физическими лицами ежемесячно – до 20 числа месяца, следующего за отчетным. Именно в этот период расчетная сумма передается в налоговые органы страны.

Для товаров, ввозимых в Армению в соответствии с таможенной процедурой «выпуска для внутреннего потребления», сумма акцизного налога в Армении уплачивается до выпуска товаров. Одновременно для продукции, ввозимой в Армению из государств-членов Евразийского экономического союза, сумма акцизного налога уплачивается до 20 числа месяца, следующего за отчетным. Отчетный период – срок, когда осуществлялся импорт продукции, подлежащей оплате акциза. Исключением являются маркированные товары, налог с которых уплачивается до момента выпуска таможенными органами.

Экспорт товаров, облагаемых акцизным налогом в соответствии с «экспортной» таможенной процедурой, а также их транспортировка в другие государства-члены ЕАЭС предусматривает полное освобождение от акцизного налога в Армении.

В перечне товаров/продукции, подлежащих уплате акциза в Армении:

  • алкогольные напитки;
  • табачные изделия;
  • горюче-смазочные материалы (в том числе бензин, промышленные заменители нефти под давлением и дизельное топливо);
  • пиво, вина, спиртные напитки (исключение – коньячный спирт);
  • природный газ;
  • другие углеводороды.

Не подлежит уплате акцизного налога природный газ, который не рассматривается как находящийся под давлением.

Налоги в Армении 2019: налог на имущество

Налог на имущество в Армении не зависит от наличия или отсутствия доходов от хозяйственной деятельности, рассчитывается исключительно согласно размерам личного имущества налогоплательщиков.

Подобные начисления обязаны уплачивать созданные в Армении организации резидентов и нерезидентов, открытые армянами в других странах мира организации, международные компании с представительствами Армении или за ее пределами (если владелец – резидент Армении), частные лица независимо от статуса резидента или нерезидента.

Иностранцам, планирующим ведение бизнеса в Армении либо постоянное проживание в южно-кавказском государстве, следует помнить, что отсутствие формальной регистрации права собственности на строящиеся объекты или несанкционированные сооружения не служат основанием для освобождения оплаты налога на имущество в Армении.

В перечне налогооблагаемых объектов:

  • жилая недвижимость (квартиры, виллы и др.);
  • здания производственного назначения;
  • строящиеся сооружения, в том числе незавершенные гаражи, дачи;
  • транспортные средства – автомобили, водные и четырехколесные мотоциклы, снегоходы.

Налог на имущество в Армении в 2019-м году рассчитывается по кадастровой стоимости объекта налогообложения. Если речь идет о транспортных средствах, сумма и ставка налога зависит от объема двигателя и лошадиных сил.

Резиденты и нерезиденты обязаны ежегодно уплачивать налог на имущество в Армении по следующим ставкам:

Объект налогообложения Размер начислений
Гаражи По кадастровой стоимости:

·; до 3 млн. AMD – 0%;

·; до 10 млн. AMD – 100 AMD +0.1% от суммы более 3 млн. AMD;

·; 20-30 млн. AMD – 7 100 AMD + 0.2% от суммы свыше 20 млн. AMD;

·; 30-40 млн. AMD – 67 100 AMD + 0.6% от суммы свыше 30 млн. AMD;

·; cвыше 40 млн. AMD – 127 100 AMD +1.0% от суммы свыше 40 млн. AMD

Здания, сооружения жилого назначения, недостроенные здания и строящиеся здания
Автомобили до 10 пассажирских мест По мощности двигателя:

·; 1-120 л.с. – 200 AMD за лошадиную силу

·; 121-250 л.с. – 300 AMD за лошадиную силу + 1000 AMD за каждую л.с. выше 150;

·; свыше 251 л.с. – 500 AMD за лошадиную силу + 1000 AMD за каждую л.с. выше 150.

Легковые и грузовые автомобили на 10 и более пассажирских мест ·; 121-250 л.с. – 300 AMD за 1 л.с + 1 000 AMD за каждую л.с. выше 150 л.с.;

·; свыше 251 л.с. – 500 AMD +1 000 AMD за каждую л.с. выше 150 л.с.

Мотоциклы 100 AMD за лошадиную силу
Катера, снегоходы, квадроциклы

200, 40, 150 AMD за лошадиную силу соответственно
Здания, сооружения общественного и производственного назначения 0,2-0,3% от кадастровой стоимости

Налоги в Армении 2019: когда платить налог на имущество?

Согласно Налоговому кодексу РА, налог на имущество в Армении в 2019-м году допускает добровольную подачу деклараций до 01,10 отчетного (календарного) года. Однако на местные власти возлагается обязательство уведомлять физических и юридических лиц о сумме начисленных налогов, подлежащих обязательному взносу в государственный бюджет.

Налог на имущество в Армении вносится до 1 декабря отчетного года (физическими лицами), до 20 числа следующего за отчетным месяца – организациями (в этом случае отчетным периодом будет полугодие).

В отношении данного вида налогов законодательство Армении предусматривает некоторые виды льгот. А именно:

  • 0% для объектов, кадастровая стоимость которых не превышает 3 млн. AMD;
  • 0% для имущества операторов или организаторов свободных экономических зон Армении
  • снижение суммы налога с каждым годом использования транспортного средства после трехлетней эксплуатации (на 10% с каждым годом, но не более 50% от суммы налога).

Налоги в Армении 2019: земельные участки в армянской юрисдикции и налогообложение земли

Иностранцам, желающим получить гражданство и/или вести деятельность в армянской юрисдикции, следует знать, что нерезидентам крайне сложно приобрести земельный участок в Армении без специального разрешения. Если с жилой или коммерческой недвижимостью проблем нет, то фонд земли требует специальных разрешений. Например, под индивидуальное жилищное строительство или будущую сельскохозяйственную деятельность.

В обоих случаях собственник земельного участка становится налогоплательщиком и обязан вносить ежегодные взносы в казну государства. Если земля арендована, земельный налог в Армении должен оплачивать арендодатель.

Взнос представляет собой фиксированный ежегодный сбор за единицу площади земли, который не зависит от коммерческой или другой деятельности плательщиков.

Налогооблагаемой базой служит кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий или земель, не принадлежащих к фонду сельского хозяйства. В Армении применяются следующие ставки:

  • жилье в поселках и на приусадебных участках – 15% от кадастровой стоимости;
  • земли, используемые в промышленности, для транспорта или внутри населенных пунктов – 1%;
  • участки под коммуникациями, армейскими базами, водохранилищами за пределами населенных пунктов – 0,5%;
  • участки лесного фонда (неиспользуемые земли) – 1%;
    прочие – 1%.

Отчетным периодом по земельному налогу в Армении, подлежащему уплате физическими лицами, является календарный год. Местные власти обязаны направлять уведомления о размере налоговых обязательств каждому налогоплательщику. Годовой размер земельного налога уплачивается физическими лицами двумя равными частями: 1-й взнос должен быть уплачен до 15 ноября отчетного периода, 2-й взнос – до 15 апреля следующего года (отчетный период – полугодие).

Соответствующие декларации должны быть представлены до 20 числа месяца, следующего за отчетным полугодовым периодом.

Земельный налог в Армении в 2019-м году предусматривает следующие льготы:

  • если площадь вновь засаженных, молодых виноградников и фруктовых садов равна 0,1 га или больше, земельный налог за такие земли уплачиваться не будет до полного плодоношения саженцев;
  • для тех земель, которые используются исключительно в научных и образовательных целях, а также в целях тестирования сортов сельскохозяйственных и лесных культур, земельный налог уплачивается в размере 50%.

Налоги в Армении 2019: налог с оборота и патентный налог в армянском государстве

Иностранным бизнесменам и инвесторам важно знать, что армянское законодательство предусматривает специальные режимы налогообложения, которые позволяют снизить фискальную нагрузку на предприятие. Достойный пример – патентный налог в Армении, который служит альтернативой налога на прибыль или НДС для юридических лиц, либо только НДС для индивидуальных предпринимателей.

В рамках такого режима налогообложения в Армении:

  • взнос начисляется за каждый месяц периода, который указан в поданной организацией или ИП декларации;
  • пошлина варьируется по географическому расположению района, где реализовывается деятельность компании, умножается на исходные данные с учетом корректировок согласно Налоговому кодексу РА;
  • коэффициент корректировки обычно составляет 1, если отчетный период – 1 месяц.

Налоги в Армении 2019: налог с оборота

Налог с оборота в Армении – еще один режим льготного налогообложения для компаний, зарегистрированных в государстве. Исключением являются только предприятия на территории СЭЗ Армении. В рамках такой системы налогообложения:

  • статус такого налогоплательщика могут приобрести ИП, нотариусы и коммерческие организации-резиденты Армении после подачи соответствующего заявления (кроме компаний, выручка которых в предыдущем году составляет более 58,35 млн. AMD);
  • в перечне ограничений на присвоение налогоплательщика с оборота также:
  1. плательщики патентного налога;
  2. плательщики акцизного налога в Армении;
  3. организации и ИП с деятельностью в сфере финансовых, страховых, инвестиционных, аудиторских услуг;
  4. аффилированные компании;
  5. стороны соглашения о создании совместного предприятия, агентского договора на поставку товаров;
  6. налогоплательщики с нарушениями в использовании ККМ в течение предыдущего года.
  • налог с оборота в Армении полностью заменяет налог на прибыль или НДС для ИП, организаций, нотариусов;
  • сумма взноса рассчитывается конкретной ставкой, применяемой к сумме оборота компании/ИП (возможны некоторые вычеты);
  • налог с оборота в Армении разрешен предпринимателям, осуществляющим деятельность через членов своей семьи.

Учитывая последний пункт, обратим внимание иностранных инвесторов на систему семейного предпринимательства в Армении. Воспользоваться таким видом налогообложения микро-бизнеса вправе ИП, которые:

  • имеют доход не выше 18 млн. AMD в год;
  • самозанятые граждане с годовым доходом до 9 млн. AMD;
  • граждане, участвующие в деятельности коммерческих организаций-резидентов, уставный капитал которых распределен между членами семьи или принадлежит одному члену семьи.

Система семейного предпринимательства недоступна компаниям, занятым в импорте товаров на территорию Армении, сниженная ставка налогов может применяться при соблюдении определенных критериев.

Налог в Армении для микро-бизнеса рассчитывается следующим образом:

  • торговая и производственная деятельность – 3,5% (сниженная – 1,5%);
  • продажа газет издателями, нотариальная деятельность, доходы от аренды, проценты, роялти, отчуждение недвижимости – 25%;
  • организация лотереи и общепит – 20%;
  • продажа других активов, привлеченных плательщиками налога с оборота в общепите – 5%.

Кстати, уже с 2020-го года правительство Армении планирует ввести новое понятие – микро-предприниматель. Такой статус и льготы в налогообложении смогут получать юридические и физические лица, за исключением субъектов, осуществляющих торговую деятельность на ярмарках, в торговых центрах или вне Еревана.

Больше воли, меньше водки: какие налоги в Армении хотят установить в 2019 году

Налог на доход в Армении хотят снизить, акциз на водку – повысить. Но законопроект предлагает и другие изменения – почти по всем видам налогов.

ЕРЕВАН, 2 янв — Sputnik, Арам Гарегинян. Минфин уже не раз подробно комментировал проект налоговой реформы. Власти предлагают снизить нам налог на доход, а бизнесу – налог на прибыль. То есть налогов мы будем платить меньше. Но чтобы не пострадал бюджет, хотят повысить акциз на водку и сигареты, а также добавить новый акциз – на сладкие напитки. Кроме того, поднимут налог на рестораны и на “крутые” машины. Поможет ли это “целомудрию” – личному и государственному? Попытаемся разобраться.

Но начнем с вопроса, интересующего многих: надо ли платить налоги с денег, которые перечисляют родные из-за рубежа? Первый ответ – нет, не нужно. Ведь эти деньги наши родные заработали и уже заплатили с них налоги в другой стране.

Есть, правда, существенная оговорка. Если, например, в России НДФЛ составляет 13%, а в Армении налог на доход – минимум 23%, то мало заплатить в России – нужно доплатить разницу и в Армении. Но это в теории, а на практике Минфин такого предлагать пока не собирается.

Теперь перейдем к пакету законопроектов.

Налог на доход. Сейчас он составляет 23% для тех, кто получает до 150 тысяч драмов (308 долларов) в месяц и 28% – для той части зарплаты, которая находится между 150 тысячами и 2 миллионами драмов (4119 долларов). А те, кто расположился на крошечной верхушке пирамиды (два миллиона и больше драмов в месяц) платит 36%. Но таких работников всего 0,3%.

Теперь все они, по замыслу Минфина, будут платить 23%. Если не считать этих 0,3%, то выиграют около 210 тысяч человек, которые получают между 150 тысячами и двумя миллионами. Это примерно 35% всех наемных работников. Оговоримся: речь идет о валовой зарплате. После вычета налогов у многих остается меньше 150 тысяч.

Но почему с большой зарплаты не платить больше, а с маленькой – меньше? А потому, что если налог будет одинаковый, тогда (по мнению Минфина) работодатели будут свободнее повышать зарплаты, если появится такая возможность. Другой вопрос – появится ли (и повысят ли). Но этот вопрос – уже не к законодательству.

Налог на прибыль. Пока он останется на уровне 20%, но через несколько лет его хотят снизить до 18%. Но почему бизнес должен платить со своей прибыли меньше, чем мы – со своей зарплаты? Потому что владельцы бизнеса платят налог на дивиденды (5%). А 18+5 – это и будет 23%. То есть столько же, сколько будем платить мы.

В этом случае бизнесу будет все равно, платить ли нам зарплату легально, или уводить ее в тень, а в бумагах оформлять как прибыль. Все равно в обоих случаях он будет платить те же 23%.

Конечно, это не единственная проблема, из-за которой бизнес не оформляет нам зарплату, а мы не получаем стажа. Об этом – в следующем пункте.

Налог с оборота. Налог с оборота платит малый бизнес, у которого годовой оборот (то есть выручка от продаж и услуг) не превышает 115 миллионов драмов. Теперь бизнесу обещают, что эта планка не снизится.

Пока бизнес в этом не уверен, он не раскрывает душу налоговой и занижает свой оборот (и налоги) в несколько раз. Если верить их отчетам на бумаге, то в среднем малый и средний бизнес (под налогом с оборота) имеет оборот в 10,2 миллиона драмов (21 тысяча долларов) в год. То есть 800 тысяч драмов (1647 долларов) в месяц (оборота, а не прибыли!). Если же считать прибыль в 10%, то получится, что хозяин магазина или мастерской уносит домой всего-навсего 80 тысяч драмов (164 доллара) в месяц. Легко в это поверить? Не очень. Но такое поведение продолжается даже после 2015 года, когда планку налога повысили с 58,35 до 115 миллионов. Почему бизнес осторожничает?

Потому, что опасается: стоит только один раз открыть душу налоговой и сказать, что торгуешь не на 10, а на 70 миллионов в год, то “попадешь на крючок” и обратно на 10 уже не вернешься. А значит, попадешь в общее налоговое поле.

Чтобы успокоить бизнес, власти заверяют: планка в 115 миллионов не изменится, и беспокоиться не надо. Правда, для производства налог по-прежнему остается выше (3,5%), чем для торговли. Здесь он составляет 5% c возможностью снижения до 1,5%. А на практике, по данным Минфина, он в среднем составляет 2,4 – 2,5%. То есть торговцы (при всей важности их труда) платят меньше налога, чем производители. Зачем для страны лучше иметь больше производства, объяснять не нужно. Только заметим: инвесторы в производство в среднем создают в три раза больше рабочих мест. Эта приблизительная оценка сделана по статданным о малом и среднем бизнесе в Армении (на примере предприятий с численностью от 10 до 50 сотрудников).

Но здесь возникает еще одна проблема. Именно потому, что на производстве занято больше людей, им нужно платить больше зарплат. И цеха лимонада, картона или обуви не регистрируют работников, чтобы не перескочить ту самую планку налога с оборота и не попасть под НДС.

Но по крайней мере часть вопросов законопроект решает, создавая для бизнеса предсказуемый налоговый режим.

Микробизнес. Законопроект создает новый режим без налогов – микробизнес. Сейчас в Армении налогов не платят самозанятые (например, сапожники-одиночки) с оборотом до 9 миллионов драмов ( 18,5 тысяч долларов) в год и семейный бизнес (где заняты только члены семьи) с оборотом до 18 миллионов (37 тысяч долларов). Теперь под безналоговый “зонтик” попадут предприятия с оборотом до 20 миллионов драмов (41 тысяча долларов). Но торговля в Ереване от налогов освобождена не будет.

Тем не менее, этот режим поможет многим. Сюда войдут (как минимум) примерно две тысячи самозанятых и 2 800 субъектов семейного бизнеса.

Налог на имущество. Вырастет природоохранный налог на дорогие машины. С машин боле 300 лошадиных сил экологические выплаты вырастут в три раза (с 50 до 150 драмов за 1 л/с в год).

Таких машин в Армении около 2% от общего числа. И в год, по оценке Минфина, налог принесет не очень много – 300-350 миллионов драмов (725 тысяч долларов). Но государство (пусть и не очень громко) скажет свое слово: кто живет на широкую ногу – пусть не поленится заплатить чуть больше.

Сложнее вопрос с недвижимостью. Пока налог на имущество с недвижимости очень низок, и владельцы дорогой недвижимости очевидно платят меньше, чем могли бы. Но ведь недвижимость может быть дорогой, а ее владелец – не очень богатым (например, старые ереванцы, живущие в центре). Уже два-три года Минфин обсуждает, как не затронуть их и при этом добраться до элитных особняков и квартир на Северном проспекте (где профессорские дети уж точно не живут). Как решить вопрос? В 2019 году министерство выступит с новыми предложениями.

Акциз. Закончим “новогодним” налогом – акцизом. Его хотят повысить в соответствии с политикой Евразийского союза. Но сделают это “с кавказским акцентом”: на сигареты, водку и пиво налог повысят, а вот на вино – нет.

Таким способом Минфин хочет приучить армян к вину вместо водки. Потому что 85% алкоголя, который пьют в Армении – это крепкий алкоголь, 10% – пиво и только 5% – вино, отмечают в Минфине.

Сейчас акциз на водку в Армении составляет 73%, но не менее 725 драмов за литр (примерно 1,5 доллара). С 2019 года он станет уже 84%, и не менее 835 драмов (1,72 долларов) за литр. На сигареты он составляет 15%, но не менее 7 257 драмов (15 долларов) за тысячу штук (не путать с пачками). В 2019 году будут те же 15%, но не менее 8 370 драмов (17,24 долларов) за тысячу. Вдобавок, акцизом хотят обложить не только обычные сигареты, но и электронные.

Кроме того, акциз предлагают ввести и на напитки с высоким содержанием сахара (более 5%). Правда, налог будет относительно невысоким: 10%, но не менее 30 драмов (0,06 доллара) за литр.

На этом “сладком” пункте хотелось бы закончить беседу. Но и здесь не удастся обойтись без двух оговорок.

Во-первых, микробизнес, который будет освобожден от налогов, все-таки должен будет платить 5% со своей прибыли (налоги с дивидендов).

Во-вторых (это уже касается почти всех): пока не решен вопрос, повышать ли нам накопительные пенсионные выплаты – с 2,5% зарплаты обратно до 5%. В июле в правительстве склонялись к варианту “баш на баш”. Нам снизят подоходный, а взамен повысят “пенсионку”. Но затем об этом не говорили (может быть, из-за выборов).

Но не будем “брызгать” в законопроект политической “краской”. Напротив, нужно заметить, что, при всех спорных вопросах, мотивы реформы были исключительно профессиональные, а не политические. С этим согласны практически все неправительственные эксперты, которые участвовали в его обсуждении.

А обсуждение продолжится и в новом году. Сразу после праздников с подакцизной (а может, и простой домашней) водкой.

Налоги в Армении

Налоговая система в Республике Армения регулируется законом № 3Р 107 «О налогах» от 12 мая 1997 года.

Налоги в Армении классифицируются на государственные и местные.

Про уровень жизни в Армении можно узнать на нашем сайте.

Государственные налоговые платежи

Государственные налоговые платежи — это:

  1. Платеж на прибыль.
  2. Подоходный налог.
  3. Акцизный сбор.
  4. НДС.

Рассмотрим каждый из налоговых платежей более детально.

Налоговый платеж на прибыль

Налог на прибыль регулируется законом № 3Р 155 «О налоге на прибыль». Он выплачивается юридическими лицами. Объектом налогообложения выступает прибыль, полученная юридическим лицом вследствие коммерческой деятельности. При этом место получения прибыли роли не играет. Если налогоплательщик зарегистрировал организацию за пределами Республики Армения и регулярно получает доход с компании, то он обязан выплачивать данный платеж.

Налоговая ставка равняется 20 %.

Подоходный сбор

Подоходный налоговый платеж регулируется законом № 3Р 246 «О подоходном налоге». Он выплачивается юридическими лицами государству с доходов, полученных от трудовой деятельности (зарплат). Ставка данного платежа является прогрессивной и напрямую зависит от уровня оклада армянина.

Если доход гражданина Армении ниже 120 тысяч драм (драм — национальная валюта Армении), то он обязан внести 15 % от суммы своей прибыли. При заработной плате от 120 до 320 тысяч драм ставка равняется 18 тысячам драм. Дополнительно выплачивается 25 % от суммы, превышающей 120 тысяч драм.

При доходе от 320 тысяч драм налоговая ставка равна 68 тысячам драм. Дополнительно армянин обязан внести в государственный бюджет 30 % от суммы, превышающей 320 тысяч драм.

Подоходный налог в разных странах мира

С иностранцев, работающих на территории страны, дополнительно взимаются такие сборы:

  1. Страховое возмещение в сумме 5 % от годового дохода.
  2. Другие платежи (дивиденды, роялти) в сумме 15 %.

Вернуться к оглавлению

Акциз

Акцизный сбор регулируется законом № 3Р 79 «Об акцизном налоге». Это косвенный платеж, выплачиваемый исключительно от операций с различными группами товаров, подпадающих под акциз.

К акцизному товару относится алкогольная продукция, табачные изделия и нефтяные продукты. Единой ставки не существует. Она зависит от типа товара.

Список акцизных ставок исходя из товара:

  1. Пиво (за 1 л) — 70 драм.
  2. Вино (за 1 л) — 100.
  3. Шампанское (за 1 л) — 180.
  4. Вермут (за 1 л) — 500.
  5. Сидр (за 1 л) — 180.
  6. Спирт (за 1 л) — 600.
  7. Коньяк (за 1 л) — 300.
  8. Спиртные настойки (за 1 л) — 1500.
  9. Табак (за 1 кг) — 1500.
  10. Нефтяные продукты (за 1 т) — 27 000.
  11. Дизельное топливо (за 1 т) — 11 500.
  12. Нефтяной газ (за 1 т) — 1000.

Что необходимо для получения гражданства Армении можно узнать здесь.

НДС регулируется законом № 3Р 118 «О налоге на добавленную стоимость». Данный вид платежа выплачивается в следующих ситуациях:

  • Ввоз товара на территорию Республики Армения.
  • Производство товаров.
  • Реализация услуг на территории страны.

Он платится юридическими лицами и частными предпринимателями.

Стандартная ставка сбора равна 20 %.

От уплаты данного сбора освобождаются люди в таких ситуациях:

  1. Оплата за обучение в любом образовательном учреждении Армении.
  2. Реализация канцелярской продукции, необходимой для образовательного процесса (ручек, тетрадей и др.).
  3. Проведение исследовательских работ.
  4. Реализация:
  • Сельскохозяйственной продукции.
  • Печатной продукции.
  • Лотерейных билетов.
  • Драгоценных камней.
  1. Проведение операций по страхованию.

Вернуться к оглавлению

Местные налоговые платежи

К местным налоговым платежам относятся:

  1. Платеж на имущество.
  2. Земельный.
  3. Гостиничный.
  4. Платеж за место парковки транспортного средства.

Рассмотрим каждый из них более детально.

Платеж на имущество

Данный тип налога прямой. Он выплачивается владельцами недвижимого и движимого имущества, в частности, недвижимости и различных транспортных средств.

Единой ставки нет. Она прогрессивная, то есть напрямую зависит от оценочной стоимости имущества. Ставка для транспортных средств рассчитывается исходя из мощности средства передвижения.

Если оценочная стоимость недвижимости ниже трех миллионов драм, то владелец не облагается налогом.

При цене недвижимости от трех до 10 миллионов налог равен 100 драмам. Дополнительно выплачивается 0,1 % от суммы, которая превышает три миллиона драм.

При цене недвижимости от 10 до 20 миллионов драм ставка возрастает до 7100 драм. Дополнительно оплачивается 0,2 % от суммы, которая превышает 10 миллионов драм.

При цене недвижимости от 20 до 30 миллионов ставка возрастает до 27 100 драм. Дополнительно оплачивается 0,4 % от суммы, которая превышает 20 миллионов драм.

При стоимости недвижимости от 30 до 40 миллионов драм ставка равна 67 100 драмам. Дополнительно владельцем выплачивается 0,6 % от суммы, которая превышает 30 миллионов драм.

При стоимости недвижимости от 40 миллионов и выше сбор равен 127 100 драмам. Дополнительно собственник платит 0,8 % от суммы, которая превышает 40 миллионов драм.

Таблица. Размеры ставок для транспортных средств

Критерии Количество лошадиных сил Цена за каждую лошадиную силу (указана в драмах)
Средство вместимостью до 10 человек до 120 200
Средство вместимостью до 10 человек от 120 до 250 400
Средство вместимостью до 10 человек свыше 250 500
Средство вместимостью свыше 10 человек до 200 100
Средство вместимостью свыше 10 человек свыше 200 200

Земельный сбор

Данный тип налогового платежа прямой. Он выплачивается собственниками земельных участков. Единая ставка отсутствует. Она зависит от кадастровой цены земельного участка и его расположения.

Для участков, расположенных в населенных пунктах, применяется ставка в размере 1 %.

Для участков, расположенных за пределами населенного пункта, ставка равняется 0,5 %.

Уплата налогов

Заявление об уплате косвенных налогов — это документ, подтверждающий уплаченные налоговые платежи. Данное заявление подается в налоговую инспекцию по месту регистрации обязательно до 20 числа.

В 2020 году действует также новая услуга подачи бумаг в электронном виде.

Бизнесу в Армении станет легче работать: как власти хотят изменить налоги с 2020 года

Арам Гарегинян

Новый пакет реформ Налогового кодекса Армении продолжают обсуждать в парламенте. То, что подоходный налог станет ниже (пусть и не для всех), возражать никто не стал. Налог на крупный бизнес (налог на прибыль) снизят, на малый и средний (налог с оборота) – не повысят. А микробизнес вообще освободят от налогов (кроме налога на дивиденды с прибыли), о чем мы уже писали.

Но если сократить налоги, то как платить пенсии и содержать поликлиники? Чтобы сократить налоги в одном месте, нужно повысить в другом, не раз отмечал Минфин. И теперь предлагает самый безболезненный (относительно) вариант. Повысятся акцизы: на пиво, сигареты и водку. Об этом договорились еще заранее, с коллегами по Евразийскому экономическому союзу.

Акцизы в Армении ниже, чем в других республиках Союза, а страны-участницы договорились их сблизить. Если в бюджет придут новые налоги, то взамен можно снизить нагрузку тем, кто не курит и не пьет. Предложили небольшой акциз и на лимонады (сладкие газированные напитки), но после протестов бизнеса, отказались от него.

Для кого и как изменят налоги, кроме налогов на зарплаты и на бизнес?

Минфин предлагает резко снизить налог на импорт машин частными лицами. Сейчас одну машину в год можно завезти без налога. Если вы завезли больше одной машины в год, значит, вы хотите на ней заработать. А значит, при ввозе обязаны платить с нее НДС. Такова логика нынешнего закона.

Теперь налог хотят упростить: его будут брать со всех машин, которые завозят физлица (одну, две или пять в год – неважно). Зато налог резко снизится: вместо 20%-го НДС теперь будет налог на доход всего в 1%, при этом – не менее 150 драмов (около 30 центов) за одну лошадиную силу (мощность двигателя). Таким образом, закупать машины для себя станет проще (а на продажу – еще легче). А на одиночек приходится более 90% импорта машин в Армению.

Упростить жизнь хотят не только сотням автодилеров, но и сотням тысяч фермеров. Нет, сами они налогов не платят. Но их фрукты, овощи и мясо покупают столовые, рестораны и магазины. И не знают, как их вписывать в налоговую отчетность. Как быть с магазинами, пока не решили. А вот с общепитом решение уже ищут. Рестораторам хотят дать возможность законно фиксировать закупки у фермеров. Эти документы можно будет предъявлять в налоговую и получать налоговый вычет (“скидку”).

Больше года владельцы ресторанов жалуются на то, что им хотят повысить налог. Пока они платят фиксированную выплату по метражу ресторана. А сейчас их хотят перевести на налог с оборота: сначала – 6%, потом – 8%, а в дальнейшем – 10%. Правда, с этих 10% налог можно будет снизить до 5%, если обосновать закупки документами. А как обосновать, если купил картошку или мясо без документа, у фермера? Вот для такого обоснования налоговая служба и даст возможности.

Минфин хочет позаботиться не только о том, как нам поесть, но и о том, как нам пить. Акциз на пиво и водку повысится. А вот на вино и коньяк – нет (пусть развивается знаменитое местное виноделие, считают в Минфине). Небольших производителей домашнего вина и водки хотят освободить от налога на прибыль.

Сейчас производители подакцизных напитков не могут пользоваться упрощенными налоговыми режимами. Но если вы выпускаете домашнее (как сейчас говорят, “крафтовое”) вино или водку, то сможете, как и большинство других предпринимателей, платить налог с оборота, если ваша выручка не превышает 115 миллионов драмов (230 тысяч долларов) в год. А если будет меньше 24 миллионов драмов (48 тысяч долларов), налоги можно будет не платить вовсе (и снова – за исключением налога с дивидендов).

Правда, поставлено условие: такой льготой могут пользоваться только те, кто работает на местном сырье. Если вместо винограда или абрикосов, вы используете обычный, заводской этиловый спирт, льгота вам не полагается. Поэтому налоговая будет следить за документами таких винокуров. Конечно, проверять счета-фактуры не так весело, как проводить экспертизу на вкус. Зато намного надежнее.

Облегчат работу и тем, кто “вооружает” нас для походов в рестораны. Конечно, речь идет о зубных врачах. Пока что их налоги рассчитывают с числа зубоврачебных кресел. Обслужили вы там десять пациентов или трех – значения не имеет. Но с 2020 года их будут облагать налогом по общему принципу: в зависимости от выручки.

Правда, сколько человек принял стоматолог, не всегда можно проверить (разве что по расходу материалов на пломбы и протезы). Но налог надо упростить. А уж налоговая как-нибудь постарается проследить, считают в Минфине.

В целом, потеряют налогов на реформах больше, чем соберут. Общий отрицательный итог составит минимум 10-15 миллиардов драмов (примерно 20-30 миллионов долларов), включая минус 3 миллиарда со сладких газировок (несостоявшийся акциз на них). Правда, отрицательный итог – только в цифрах. А для бизнеса итог очень даже положительный, считают в правительстве. Если бизнесу станет легче работать, то и налогов он заплатит больше, уверены власти.

Таковы, в общих чертах, реформы Налогового кодекса Армении. Но на этом они не заканчиваются. Осенью хотят приступить к их второму этапу. И он коснется без преувеличения нас всех.

Уже более двух лет власти думают, как пересмотреть налог на недвижимость по всей республике. Для элитных коттеджей и высоток этот налог (налог на имущество) крайне низкий. Считают его с кадастровой стоимости недвижимости. А цены в кадастре записаны намного ниже реальных рыночных.

У кадастра уже есть предложения, как изменить оценку недвижимости, чтобы повысить налоги в первую очередь в центре Еревана либо на дачные и курортные особняки (например, в Джрвеже или Дилижане).

Но ведь не все, кто живет в центре города – богатые люди. Здесь живет немало семей ученых, творческих людей, бывших советских чиновников, которым когда-то выдавали тут квартиры. Как быть, если их внуки не столь обеспечены? Не выселять же старых ереванцев из домов, если они не могут заплатить налог в пять раз больше прежнего?

Разобраться в таком вопросе – намного труднее, чем, скажем, в домашней тутовке. Поэтому обсуждения этого вопроса отложили на осень.

Читать еще:  Пещера Прометея Грузия как добраться?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector