Налоги в Беларуси
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Налоги в Беларуси

Законодательство Беларуси

База данных “Законодательство Беларуси” содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Республики Беларусь

Общие сведения

Особенностью налогового законодательства Республики Беларусь является то обстоятельство, что Налоговый кодекс состоит из двух частей ( общей и особенной ), принятых с большим временным промежутком.
Общая часть, приятая 19.12.2002 года, гласит, что налоговое законодательство состоит из:

  • Налогового кодекса
  • соответствующих ему законов
  • международных договоров
  • актов Президента и Правительства
  • акты органов государственной власти и местного самоуправления.

Общая часть устанавливает общую систему налогов, вводит, изменяет, прекращает на территории страны их действие, дает определения основных терминов и понятий, регламентирует все общие вопросы налогообложения.

Особенная часть , принятая 29.12.2009 года, содержит детальное описание всех налогов, различных налоговых режимов, действующих в стране.

Все налоги в Беларуси делятся на: республиканские и местные

Республиканские налоги

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – организации и предприниматели, а при импорте некоторых товаров также и физлица. Объект – реализационные обороты по некоторым видам товаров, работ и услуг, а также импорт. Налоговая база – денежные и иные поступления от реализации этих работ, услуг и товаров. Минимальная ставка равняется десяти процентам.

Акцизы. Плательщиками являются производители и импортеры подакцизных товаров. К подакцизным традиционно отнесены спиртосодержащая и табачная продукция, некоторые виды топлива и топливных масел, средства дезинфекции и бытовой химии. Ставки зависят от вида продукции и устанавливаются как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к его стоимости.

Налог на прибыль. Плательщики – организации. Объект – валовая прибыль, база – разница между доходами и расходами в определенном периоде. Общая ставка равна восемнадцати процентам, льготные ставки установлены для наукоемких отраслей и производителей высокотехнологичных товаров.

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности на территории республики через постоянное представительство. Налоговая база – прибыль за минусом подтвержденных расходов. Ставка зависит от вида осуществляемой деятельности и варьируется от шести до пятнадцати процентов.

Подоходный налог с физических лиц. Общая ставка равна тринадцати процентам. Льготная ставка в девять процентов установлена для работников, получающих доходы от резидентов и нерезидентов Парка высоких технологий. Ставка для предпринимателей и нотариусов равна шестнадцати процентам, выигрыши облагаются четырехпроцентной ставкой.

Налог на недвижимость. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества. Налоговая база определяется исходя из остаточной балансовой стоимости имущества или данных его оценки. Ставка варьируется от 0.1 до одного процента в зависимости от вида имущества и наименования плательщика.

Земельный налог. Плательщики – собственники и законные владельцы земельных участков. База – кадастровая стоимость земли. Ставки различны для земель разных категорий.

Экологический налог. Плательщики – лица, осуществляющие вредные выбросы в окружающую среду, а также захоронение отходов. База – объемы таких выбросов. Ставка зависит от вида вредного воздействия.

Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов. Плательщики – все лица, осуществляющие такую добычу, кроме государственных организаций. База – объем добычи. Ставка устанавливается в зависимости от вида полезного ископаемого.

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государствпо автомобильным дорогам общего пользования. Ставка зависит от вида транспорта и его массы. Облагается транспорт массой свыше пяти тонн.

Оффшорный сбор. Плательщики – резиденты. Объект – перечисление денежных средств в оффшорную зону и исполнение иных (неденежных) обязательств перед нерезидентом, имеющим регистрацию в оффшоре. База – стоимость перечисления либо цена договора. Ставка – пятнадцать процентов.

Гербовый сбор. Объект – операции с векселями. База – сумма векселя. Ставка по прямо предусмотренным законом случаям разнится от пятнадцати до двадцати пяти процентов в зависимости от вида операции, а также сторон сделки. В случаях, прямо законом не оговоренных, ставка сбора составляет 0.1 процента.

Консульский сбор, государственная пошлина, патентные пошлины. Объект – различные юридически значимые действия, осуществляемые по обращениям граждан и юрлиц соответственно: дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями республики, различными уполномоченными госучреждениями, государственным учреждением “Национальный центр интеллектуальной собственности”. Ставки зависят от вида истребуемого действия.

Также имеется ряд сборов и пошлин, отнесенных Налоговым кодексом РБ к налоговым платежам, ставки и порядок взимания которых регулируются иными нормативными актами.
К таким сборам относятся:

  • таможенные пошлины и сборы (устанавливаются указами Президента РБ)
  • утилизационный сбор (установлен указом Президента РБ от 04.02.2014 года)
  • сбор на финансирование государственных расходов (установлен декретом Президента РФ от 02.04.2015 года “О предупреждении социального иждивенчества”).

Местные налоги и сборы

Налог за владение собаками. Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста. Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор. Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки. Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов.

Сбор с заготовителей. Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации. База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов.

Особые налоговые режимы

На территории республики предусмотрено действие большого количества специальных налоговых режимов, к коим относятся:

  • упрощенная система налогообложения
  • единые налоги: с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, для производителей сельскохозяйственной продукции
  • налог на игорный бизнес
  • налог на осуществление лотерейной деятельности
  • сбор за осуществление: ремесленной деятельности, деятельности в области агроэкотуризма
  • единый налог на вмененный доход

Данные режимы упрощают налогообложение для определенных сфер деятельности, как правило, заменяют полностью или частично несколько налогов в разных сочетаниях.

Заключение

Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным. Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций.

Законодательством тщательно проработано большое по сравнению с другими странами СНГ количество специальных упрощенных налоговых режимов, что благотворно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса.

Налоговые ставки по основным налогам (подоходному, НДС, на прибыль) являются весьма либеральными. Однако общее количество налогов в стране является немалым.

Даже при весьма общем анализе основных положений налогового законодательства особенно бросается в глаза то обстоятельство, что чрезмерным является количество налогов, собираемых с физических лиц. Помимо традиционных налогов наличествуют и такие, которых нет более ни в одном государстве СНГ: налог с владельцев собак, сбор на финансирование государственных расходов, курортный сбор.

Оценить, хорошо это или плохо, сложно. При условии финансовой стабильности и высокого уровня доходов населения наличие данных налогов положительно сказывается на интересах государства, поскольку при невысоких ставках для налогоплательщиков эти сборы и налоги не являются слишком обременительными. Но если уровень доходов населения невысок, то взимание, помимо основных, и таких второстепенных сборов, не представляется справедливым и правильным.

Статья подготовлена специалистами ООО “СоюзПравоИнформ”.

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Подоходный налог в Республике Беларусь

Суть подоходного налога состоит в уплате государству заранее определенной доли от полученных доходов. Рассчитывают подоходный налог обычно в процентах, но могут назначать и фиксированные суммы.

Подоходный налог в РБ не начисляется на доходы организаций, потому будет правильно называть его подоходным налогом с физических лиц.

Разбираться в нюансах начисления и уплаты подоходного налога желательно всем гражданам, т.к. неправильно взысканный налог прямо отражается на их располагаемом доходе.

Ставки подоходного налога в Беларуси

В разных странах используется прогрессивная (Германия, Франция, США, Китай и др.) либо плоская шкала подоходного налога (Россия, Латвия, Литва, Грузия и др.). При прогрессивной бедные иногда вовсе не платят налог или платят очень мало, а сумма подоходного налога для богатых может превышать половину дохода. Плоская шкала подоходного налога означает одинаковый для всех процент отчислений.

В Республике Беларусь применяются разные ставки подоходного налога, однако они зависят не от величины дохода, а от его источника и других обстоятельств.

По данным сайта Министерства по налогам и сборам в Республике Беларусь с начала 2020 года действуют такие ставки подоходного налога:

  • 16% подоходного налога начисляется на доходы от основной деятельности индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, основание – подпункт 3.1 пункта 3 статьи 214 Налогового кодекса Республики Беларусь;
  • 16% взимается от сумм превышения расходов над доходами – пп. 3.2, п. 3 ст. 214 НК РБ;
  • 16% платят физические лица по доходам от незаконной предпринимательской деятельности – пп. 3.2, п. 3 ст. 214 НК РБ;
  • 13% – основная ставка на все доходы физических лиц (в т.ч. наемных работников), кроме выше- и нижеперечисленных – п. 1 ст. 214 НК РБ;
  • Особый случай – индивидуальный подоходный налог в 9% с работающих в Парке высоких технологий физических лиц, в т.ч. предринимателей . Эта ставка обоснована не Налоговым кодексом, но Декретом президента №12 “О Парке высоких технологий”.
  • 6% взимают с дивидендов, если в течение 3-х лет подряд не было распределения прибыли между отечественными получателями – п. 5 ст. 214 НК РБ;
  • 4% назначают на суммы выигрышей полученных от юридических лиц Республики Беларусь (законно работающие казино, букмекерские конторы, лотереи) – п. 4 ст. 214 НК РБ;
  • 0% платят по дивидендам, если прибыль не распределялась в течение 5 лет до этого – п. 6 ст. 214 НК РБ.

Подоходный налог на сдачу квартиры и другой жилой и нежилой недвижимости назначают в фиксированных величинах. Эти фиксированные суммы определяются советам депутатов областей и города Минска.

Подоходный налог 2020 года начисляется по ставкам, введенным 1 января 2019 года.

Льготы и вычеты по подоходному налогу в 2020 году

Некоторые доходы физических лиц могут не облагаться налогом вообще. Так не начисляется подоходный налог на пенсии, пособия и другие выплаты социального характера. Есть доходы, которые не облагаются налогом только до определенной суммы.

Читать еще:  Двойное гражданство — Россия и Германия

В определенных законом случаях по подоходному налогу назначают вычеты. Вычет – это сумма, на которую уменьшается налогооблагаемая база, т.е. при доходе в 400 руб. и вычете 100 руб., подоходный налог будет рассчитан от 300 руб. (это условный расчет).

С начала 2020 года в Беларуси действует такой порядок льгот по подоходному налогу:

  • Полное освобождение от подоходного налога получают сотрудники бюджетных организаций, но только один раз в год на сумму выплаты для оздоровления. Размер этой суммы не определен.
  • От подоходного освобождаются путевки для детей в оздоровительные учреждения, оплачиваемые организацией или предпринимателем. Ограничения: 888 руб. на одного ребенка один раз в год.
  • От подоходного налога освобождены подарки в денежной и не денежной форме, на сумму не более 7 003 руб. в год.
  • Не облагаются подоходным налогом суммы, полученные от нанимателя, но не являющиеся зарплатой: подарки, призы и пр., но не более чем на 2 115 руб. в год от одного источника. Это касается также пенсионеров, получающих названные блага от бывшего работодателя.
  • Не начисляется подоходный налог на доходы от других организаций, в т. ч. подарки и пр., если их стоимость по каждому источнику не превышает 140 руб.
  • Подоходный не взимается с платежей организации за работника по страховым услугам, в т.ч. медицинским, в сумме не более 3 622 руб. в год из одного источника.
  • Не уплачивают подоходный с безвозмездной помощи на сумму не более 13 994 руб. в год из всех источников.
  • Выплаты членам профсоюза от профсоюзной организации также не облагаются подоходным, пока их сумма не выходит за рамки 423 руб. в год.

В Республике Беларусь существуют также разные основания для вычетов по подоходному налогу.

  • Стандартный налоговый вычет – на сегодняшний день это 117 руб. которые следует отнимать от дохода, не превышающего 709 руб. Тогда налогооблагаемой базой будут оставшиеся 592 руб.
  • Вычет подоходного налога для родителей (опекунов) несовершеннолетних детей и некоторых других иждивенцев составляет 32 руб. На двоих детей и более – 65 руб. на каждого ребенка.
  • 65 руб. налогового вычета имеют также одинокие родители (опекуны), родители детей-инвалидов;
  • Для плательщиков-инвалидов I и II групп действует налоговый вычет 165 руб. Такие вычеты назначают лицам получившим звание Героя, полным кавалерам некоторых орденов и некоторым другим категориям.

Подлежат вычету без ограничения общей суммы также:

  • Средства, потраченные на оплату первого образования плательщика или членов его семьи.
  • Деньги, потраченные на страхование жизни и здоровья, будущей пенсии, медицинское страхование.
  • Расходы на приобретение жилья. Однако подоходный налог на строительство и покупку жилья не начисляется только тем, кто нуждался в улучшении жилищных условий и был зарегистрирован в этом статусе.

На этом список льгот и вычетов по подоходному налогу не заканчивается. Полную информацию об этом можно найти в главе 18 Особенной части Налогового кодекса, а также в других регулирующих эту тему законодательных актах. Их довольно много, потому иногда лучше обратиться за консультацией к специалисту.

Подоходный налог для ИП

У индивидуальных предпринимателей расчет подоходного налога идет по особым правилам. Дело в том, что другим физическим лицам налог начисляют только на сумму, предназначенного для личного потребления. А доходом предпринимателя становятся все приходящие ему средства, в т.ч. деньги из коммерческого оборота. Другое отличие – ставка не в 13%, как прочих физлиц, а 16%. Однако у ИП есть возможность отнимать от налоговой базы понесенные в процессе деятельности расходы.

Вот пример вычисления подоходного налога для ИП:

  • за отчетный период от основной деятельности был получен доход в 3 000 руб.
  • подлежащие вычету расходы составили 2 500 руб.

Расчет подоходного налога идет следующим образом:

  • 3 000 – 2 500 = 500 руб.
  • 16% от 500 руб. = 80 руб.

В итоге уплате подлежит сумма подоходного налога 80 руб.

Реальные расчеты бывают сложнее, но общий принцип именно таков.

Уплата подоходного выгоднее для предпринимателей с большой и документально доказанной расходной частью. Другие ИП чаще предпочитают упрощенную систему налогообложения (УСН) или единый налог. Выбравшие эти формы подоходный налог не платят.

Декларация по подоходному налогу

Декларация по подоходному налогу – это документ дающий представление об источниках и величине облагаемого дохода, методике расчета и сумме налога к уплате. Большинство трудящихся жителей Беларуси не составляет таких деклараций, т.к. являются наемными работниками и расчет за них ведет работодатель (бухгалтерия).

Но предприниматели, нотариусы, адвокаты и другие лица самостоятельно занимающиеся коммерческой деятельностью, лично составляют и подают декларацию по подоходному налогу в налоговые органы.

Декларация всегда заполняется на бланке установленной формы. Подается либо в бумажном варианте в налоговую инспекцию по месту регистрации, либо в электронном виде на сайт Министерства по налогам и сборам.

Сроки подачи декларации определяется МНС. Так декларацию по подоходному налогу за 2019 год нужно подать не позднее 31 марта 2020 года.

Что говорит закон

  • Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)
  • Декрет Президента Республики Беларусь “О Парке высоких технологий”
  • Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): Глава 18. Подоходный налог с физических лиц

Популярные вопросы о подоходном налоге

В чем суть подоходного налога?

Суть подоходного налога в уплате определенной части дохода в бюджет государства.

Кто может рассчитывать на льготы по подоходному налогу?

Широкий список лиц нуждающийся в социально защите, а также граждане имеющие заслуги перед обществом. Это инвалиды, семьи с детьми, герои, кавалеры орденов и др.

Облагаются ли подоходным налогом денежные отношения между близкими родственниками?

Нет. Но это возможно при наличии трудовых отношений, например когда одна сторона выплачивает другой зарплату.

Облагаются ли подоходным налогом кредиты и займы?

Деньги, полученные у банков и микрофинансовых организаций, налогом не облагаются. На сумму невозвращенного займа одного физического лица другому могут начислить налог.

Надо ли платить подоходный налог за сдачу квартиры?

Да. Нужно платит установленную фиксированную сумму.

Выводы

Подоходный налог с физических лиц в Республике Беларусь распространяется на большую часть доходов получаемых в денежной форме, а также в товарах и услугах. Потому лучше заранее выяснить, что становится базой для начисления подоходного, а что нет. Информацию об этом следует искать в 18 главе Особенной части Налогового кодекса.

Много сэкономить на подоходном в Беларуси не удастся. Основная масса населения платит 13%, а вычеты в большинстве случаев мало влияют на общий доход.

Налоги в Белоруссии

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Налоги на бизнес в Республике Беларусь

Налоги на бизнес в Республике Беларусь можно условно разделить на несколько групп:

  1. Налоги, уплачиваемые с хозяйственной деятельности.
  2. Налоги с дивидендов.
  3. Налоги с фонда оплаты труда.

Налоги с хозяйственной деятельности

Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей или по упрощенной системе налогообложения. При применении общей системы налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость. Как минимум общая система налогообложения (ОСН) включает налог на прибыль (ставка 18%) и налог на добавленную стоимость (ставка 20%). Упрощенная система налогообложения может применяться без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с уплатой НДС. В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае – 3%.

Налоги с дивидендов

Налоги с дивидендов в 2016 году для физических лиц – 13%, для юридических лиц налог на прибыль с дивидендов составляет 12%.

Налоги с фонда оплаты труда

Налоги с фонда оплаты труда включают:

  • подоходный налог;
  • платежи в Белгосстрах (страховка от несчастных случаев);
  • платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления).

Под фондом оплаты труда мы понимаем сумму заработной платы, начисленной работникам предприятия за календарный месяц. Обращаем внимание: заработная плата в Республике Беларусь должна выплачиваться минимум 1 раз в месяц.

Ставка подоходный налог составляет в 2016 году 13% (есть ряд льгот для применения ставки подоходного налога в размере 9%). Сумма подоходного налога удерживается из заработной платы работника. Отчисления в Белгосстрах оставляют менее 1% от фонда оплаты труда. Размер отчислений устанавливается в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация.

Платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления) крайне важны для граждан Республики Беларусь, так как согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 №534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой в ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Особенностью платежей в ФСЗН с 2016 года стала обязанность их уплаты для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают в Республике Беларусь.

В 2016 году взносы в ФСЗН уплачиваются организацией и за индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по управлению организацией, в том числе, если эти индивидуальные предприниматели – управляющие являются одновременно и учредителями, собственниками имущества. В 2016 году становиться на учет в ФСЗН и уплачивать взносы также должны и представительства иностранных организаций, аккредитованные в Республике Беларусь.

Читать еще:  Усадьба Богословка в Невском лесопарке как добраться?

Неуплата или неполная уплата взносов в ФСЗН влечет административную ответственность. На индивидуального предпринимателя или организацию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Общий размер отчислений в ФСЗН составляет 35% от фонда оплаты труда, при этом 1% от заработной платы удерживается с работника, 34% – уплачивает наниматель.

5 налогов, которые недавно появились в Беларусии

2010 год: налог на собак

Этот налог появился благодаря решению Минского областного Совета депутатов № 49 в декабре 2010 года. Налог должны платить владельцы собак в возрасте старше трёх месяцев. Правила платы определены ст. 270 Налогового кодекса Республики Беларусь. Ставки зависят от высоты собаки в холке. В каждом регионе свои расценки. Например, в Слуцке такие:

до 40 см – 0,05 БВ в месяц;

40−70 см – 0,1 БВ в месяц;

более 70 см, а также за опасных собак – 0,3 БВ в месяц.

Для того чтобы платить налог, владельцы животных должны обратиться в ЖЭУ по месту жительства.

2014 год: налог на дороги

Официально налог на дороги называется «Госпошлина на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении». Платить её автовладельцы стали с 1 января 2014 года.

Пошлиной облагаются физические лица и организации перед тем, как пройти техосмотр. Например, в 2014 году за обычный легковой автомобиль (вес 1,5–2 тонны) белорусы платили 5 БВ. Однако с начала 2015 года эту сумму подняли до 6 БВ.

Как показала жизнь, не все готовы платить этот налог. В этом году в Слуцке и Солигорске прокатилась волна использования и поддельных штампов в документах на техосмотр. Автовладельцы платили от $40 до $120, чтобы в сертификат им поставили поддельный штамп. Это дешевле, чем пройти процедуру легально. Но в итоге дороже, когда рука закона настигает хитреца.

2015 год: налог на долги

С января 2015 некоторые белорусы должны платить налог в 13% с суммы кредита иностранного банка, не имеющего представительства в РБ, или денег, одолженных у друзей и знакомых (не у родственников). Как правило, это происходит, если человек купил себе что-то дорогостоящее и тем самым привлёк внимание налоговой. Например, если неработающий житель Слуцка приобрёл квартиру за одолженные у друга деньги. Средства, полученные в белорусских банках, и индивидуальных предпринимателей, налогом на долги не облагаются.

2015 год: налог на тунеядство

2 апреля 2015 года был подписан Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который люди и чиновники именуют «налогом на тунеядство».

Инициатива привлечь безработных к ответственности исходила от премьер-министра Михаила Мясниковича. Он выступил с заявлением на этот счёт в середине 2013 года на совещании с руководителями Могилёвской области. Инициативу поддержал также Александр Лукашенко: «Принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!» – потребовал он в октябре 2014 года на совещании по вопросам занятости и миграции населения. Декрет был принят, его основные положения можно изложить так: граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т. е. не уплачивающие налоги в бюджет, обязаны уплатить налог в размере 20 БВ.

2016 год: налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начнёт действовать с апреля 2016 года. С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.

Видео

Налоги и системы налогообложения в Беларуси

Налоги 2018 в РБ

Налогообложение в 2018 году осталось таким же, как и в 2017, принципиальных изменений для бизнеса пока не произошло.

Обратите внимание: с 1 января 2016 года вступил в силу новый Общегосударственный классификатор «Виды экономической деятельности». Коды видов экономической деятельности значительно изменились! Так оптовая торговля теперь относится к 46 коду, а розничная торговля – к 47 коду. Строительство классифицируется по кодам от 41 до 43. Ремонт компьютеров отнесен к 95 коду и т.д.

При подготовке отчетов в налоговую инспекцию за прошедший квартал необходимо подготовить сопроводительное письмо об изменении кода вида деятельности. Эта информация касается абсолютно всех видов деятельности!

ИМНС по Центральному району г.Минска
Данные заявителя

О классификации вида деятельности
В связи с вступлением в силу Постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 08.10.2015 №48
«О внесении изменений в общегосударственные классификаторы Республики Беларусь» код деятельности 74119 Прочая деятельность в области права изменен на 69109 Прочая деятельность в области права.
Директор Подпись

Системы налогообложения предприятий Беларуси в 2018 году

В 2018 году принципиальных изменений в системе налогообложения пока не произошло. Основные ставки налогов остались на уровне предыдущего года.

Какие налоги платят предприятия в Беларуси? Каковы размеры налогов на бизнес в РБ? Какую систему налогообложения выбрать, упрощенную или общую? Если кратко, то существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Доходы физических лиц облагаются по ставкам подоходного налога

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда
  • кроме того если это требует законодательство РБ
    • налог на недвижимость
    • земельный налог
    • акцизы
    • экологический налог
    • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
    • оффшорный сбор
    • гербовый сбор
    • другие налоги

Упрощенные системы налогообложения

Две упрощенные системы налогообложения применимы для малого бизнеса. В таблице приведен пример расчета налогов при различных системах налогообложения. Пример можно рассматривать лишь как юридическую консультацию. Он не учитывает всех тонкостей исчисления налогов в РБ, но дает представление о системах налогообложения в Беларуси. Пример приведен для оценки систем налогообложения в РБ и показывает принципы исчисления налогов в Беларуси.

Сравнительная таблица систем налогообложения в 2018 году

Системы налогообложения Данные для расчета, например в долларах Упрощенная система налогообложения “без НДС” (5 % с выручки) Упрощенная система налогообложения “с НДС” (3 % с выручки + НДС 20%) Общая система налогообложения (НДС 20% + налог на прибыль 18%)
1. Выручка от реализации 1 200 1 200 1 200 1 200
2. Затраты Всего (п.п. 2.1-2.5.) 869,2 869,2 786 т.к. без НДС к расчету 786 т.к. без НДС к расчету
2.1 Сырье и материалы 400 400 333 т.к. без НДС к расчету 333 т.к. без НДС к расчету
2.2 Аренда и коммунальные 100 100 83 т.к. без НДС к расчету 83 т.к. без НДС к расчету
2.3 Зарплата 200 200 200 200
2.4 Отчисления в ФСЗН 34% и БГС 0,6% 69,2 69,2 69,2 69,2
2.5 Прочие затраты 100 100 100 100
3. Прибыль 271 184 214
4. Налоги всего (с учетом платежей в ФОТ) 60 147 155
4.1 НДС 200 200
4.2 Зачет НДС 83 83
4.3 НДС к уплате 117 117
4.4 Налоги при “упрощенке” 60 30
4.5 Налог на прибыль 39
5. Прибыль после налогов 271 184 176
6. Удельный вес всех налогов в выручке 5% 12,22% 12,93%

Не вправе применять упрощенную систему организации:

  1. производящие подакцизные товары
  2. реализующие (в том числе по договорам поручения, комиссии, консигнации и иным аналогичным договорам) ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (включая сдачу указанных изделий ломбардами в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов Республики Беларусь)
  3. реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое)
  4. осуществляющие:
    1. лотерейную деятельность
    2. профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг
    3. деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы, холдинга
    4. деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка
    5. деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр
    6. риэлтерскую деятельность
    7. страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, объединения страховщиков), посредническую деятельность по страхованию
    8. банковскую деятельность (банки)
    9. деятельность в сфере игорного бизнеса
  5. организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

Адвокаты Минской городской коллегии адвокатов, осуществляющие деятельность индивидуально , Минск, Республика Беларусь – Налоги и системы налогообложения в Беларуси
220004, Республика Беларусь, г. Минск, улица Максима Танка, дом 20, комната 340, телефон +375 (29) 639-34-37, +375 (29) 630-56-07, +375 (17) 203-58-31

Налоговая система в Республике Беларусь в 2019 году

Одним из самых частных вопросов, которые задают нам клиенты при открытии компаний, звучит так «Какие налоги платят предприятия в Беларуси?». В этой статье мы постараемся дать Вам полное представление о налоговом бремени организаций и рассказать об основных нормах налогового законодательства.

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Местные налоги и сборы

Давайте рассмотрим что же в себя включают местные налоги в Республике Беларусь.

Налог за владение собаками

Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста. Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор

Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки. Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов.

Сбор с заготовителей

Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации. База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики. Смотрите ниже детальное описание каждого налога.

Налог на прибыль

При расчете валовой прибыли учитываются затраты по производству и реализации продукции, а также внереализационные расходы.

Налоговый кодекс Республики Беларусь устанавливает следующие ставки налога на прибыль:

  • 24% – основная ставка налога;
  • 10% -для организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, для резидентов научно-технологических парков и некоторых других организаций;
  • 5% – для членов научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке;
  • 12% – применяется к выплачиваемым дивидендам.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

Налоговые ставки:

  • 20% — общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% — ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на недвижимость

Ставка этого налога составляет 1% остаточной стоимости основных фондов.

Ранее они не освобождались от уплаты налога.

Для юридических лиц налогооблагаемая база рассчитывается ежегодно по остаточной стоимости по состоянию на 1 января отчетного года. Порядок уплаты налога на недвижимость — ежеквартально, не позже 22-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным.

Земельный налог

Платят этот налог все юрлица, владеющие участками на территории Беларуси, а иностранные и совместные предприятия платят его, как и белорусские компании — без льгот в этой области.

Ставки земельного налога для юрлиц также зависят от площади и территориального расположения земельного участка, наличия повышающих коэффициентов и т.д.

Подоходный налог РБ

Сумма ежемесячных начислений зависит от деятельности, за которую гражданин получает доход.

Подоходный налог в РБ установлен для лиц, получающих доходы от арендной платы за недвижимость. Размер зависит от района проживания. Физлица, официально работающие в сфере высоких технологий, должны ежемесячно выплачивать 9% подоходного налога в РБ.

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Хранение или захоронение отходов производства.
  • Сброс сточных вод.

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

Налоговые ставки:

  • 15% — передача международным организациям.
  • 20% — выдача копий простых и переводных векселей.

Налоги для физических лиц

Трудящиеся граждане обязаны ежемесячно выплачивать НДФЛ. Физическим лицам начисляется подоходный налог в размере 13%, на недвижимость – 0,1% от цены помещения, земли, ТС. Граждане страны, согласно НК РБ, должны оплачивать местные сборы. Физические лица могут являться плательщиками НДС, акцизов, государственных пошлин.

Электронное декларирование

Электронное декларирование об уплате косвенных налогов и ввозе продукции с территории республик Евразийского Экономического Союза было введено в Беларуси в 2015 году 1 января.

Страны, входящие в ЕАЭС:

  • Армения.
  • Белорусская Республика.
  • Республика Казахстан.
  • Киргизия.
  • Российская Федерация.

Напомним, что косвенными считаются такие налоги, как:

  • Акцизы.
  • Налог на добавленную стоимость.
  • Фискальные монополии.
  • Таможенная пошлина.

Электронное декларирование позволяет не только осуществлять контроль за экспортом и импортом товаров, но и обмениваться информацией с другими странами ЕАЭС.

Другие налоги

Давайте рассмотрим какие существуют еще налоги в Республике Беларусь.

Налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начал действовать с апреля 2016 года.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Налог на продажу автомобиля

Налог на продажу автомобиля – это подоходный налог, который относится к республиканским налогам и сборам Республики Беларусь. Продажа первого автомобиля налогами не облагается, а вот продажа второй машины за год означает, что человек обязан заплатить сбор в казну РБ.

Исчисление налога: ставка – 13%.

Налог на задолженность

Налог на долги – это подоходный налог с суммы займа. Налог на долги в Беларуси был введён 1.01.2015. Суть данного налога заключается в том, что человек, который имеет займы или кредит в иностранной организации или у частного лица, который не имеет постоянного представительства в Белорусской Республике, обязан выплатить некую сумму государству за пользование деньгами. Налогом облагается невозвращённый долг.

Но стоит помнить, что средства, которые были взяты взаймы или кредит в белорусских банках или финансовых организациях налогом не облагаются.

Налог также не придётся платить, если деньги были взяты в займы у родственников.

Налог на тунеядство

Налогом на тунеядство в Беларуси называется специальный сбор, который обязаны оплачивать все граждане РБ, не имеющие работы на протяжении больше полугода. Данный налоговый взнос был введён с целью предупреждения социального иждивенства и снижения уровня безработицы в республике.

Налог не будет взиматься с:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины – 55 лет;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте).

Заключение

Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным. Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector