Налоги в Китае
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Налоги в Китае

Налоги в Китае

14191

Налогообложение в Китае. Для российских бизнесменов и предпринимателей, которые планируют начать бизнес на территории Китая, в первую очередь следует ознакомиться с местной налоговой системой. Китайские власти строги к тем, кто не соблюдает законодательство их страны, в том числе и налоговое. Не только попытка уклонения, но даже просрочка уплаты полагающихся сумм может стать предметом серьезного разбирательства. Возможное наказание может быть очень строгим – пятикратная сумма штрафа за просроченный платеж, либо лишение лицензий и конфискация активов за более серьезные нарушения.

Как это организовано в КНР

Создав компанию, открыв представительство, или организовывая производство на территории Китая, вам придется иметь дело с налоговыми органами в лице Государственной Налоговой Администрации и местных налоговых органов. ГНА КНР совместно с Министерством Финансов устанавливают правила, а непосредственная работа с плательщиками на местах осуществляется местными Налоговыми Администрациями.

В зависимости от того, в какой бюджет поступают платежи и сборы, вам придется работать с тремя группами налогов:

  1. Центральными налогами, к которым относятся все таможенные сборы и НДС от таможенных операций, потребительские платежи, налоги с хозяйственной деятельности и бизнеса, банковской, финансовой и торговой деятельности, а также налогообложение госпредприятий.
  2. Совместными налогами, которые включают в себя налогообложение страховой и некоторых видов банковского дела, налоги с дохода от ценных бумаг, бизнес-налоги, а также НДС со всех видов деятельности, кроме таможенного оформления.
  3. Местными налогами, состоящими из налогов на прибыль, некоторых видов бизнес-налогов, подоходного налога с граждан, гербового сбора и налогообложения недвижимости.

На местах одновременно работают два вида налоговых органов – государственные и местные налоговые управления. Первые подконтрольны только ГНА КНР, а вторые являются структурами, которые относятся к местным властям. Государственные управления контролируют центральные и совместные налоги, местным управлениям оставлена функция администрирования местных налогов. Компаниями с иностранными инвестициями, которые вынуждены платить налоги и в местный и в государственный бюджет, интересуются оба налоговых управления.

Налогообложение компаний с иностранными инвестициями

Так как российских предпринимателей в большей степени интересует практическая сторона вопроса, а именно – какие налоги и в каком размере им придется платить в случае создания работающего на территории КНР предприятия с иностранными «корнями», остановимся на налогообложении таких структур подробнее.

Первое, что нужно сделать после того, как должностные лица вновь созданной компании получат на руки лицензию, дающую право на совершение хозяйственной деятельности, – это пройти регистрацию в государственном и местном налоговом органе. На это по закону отводится не более 30 дней. Кто опоздал – тот уже нарушитель, и может на себе испытать неотвратимость наказания и решительные действия китайских налоговых служб.

Компаниям, прошедшим регистрацию, будет выдано свидетельство, которое действительно в течение года. По истечении этого срока свидетельство о регистрации нужно продлевать в соответствующих налоговых органах. Рассмотрим основные виды налогов, которые актуальны в Китае для компаний с иностранными инвестициями.

1.Бизнес – налог.

Система налогообложения хозяйственной деятельности предприятий, которые оказывают различные виды услуг, реализуют недвижимость, осуществляют передачу нематериальных активов. Отчетность и оплата начисленного бизнес-налога совершается ежемесячно, а главным налогообразующим фактором является товарооборот. Для разных видов деятельности применяются различные ставки бизнес-налога:

  • Строительные работы и инженерное обеспечение, почтовые и телекоммуникационные услуги, транспортные услуги, культурная и спортивная деятельность – 3%.
  • Прочие услуги, а также деятельность по продаже недвижимости или приобретению нематериальных активов – 5%.
  • Деятельность в сфере финансов – 8%.
  • С оборота баров и ресторанов – 10%.
  • Услуги в сфере развлечений – от 5% до 20%.

2.Налог на прибыль

Подлежит оплате всеми компаниями с иностранными инвестициями, зарегистрированными в КНР, а также иностранными компаниями, которые получают доходы на территории Китая. Существует три базовых ставки налогообложения прибыли:

  • 25% – стандартная ставка налога для большинства субъектов налогообложения.
  • 20% -временная налоговая льгота, которую применяют к малорентабельным предприятиям мелкого бизнеса.
  • 15% – ставка симулирует развитие предприятий, которые ведут разработки и производство, связанное с новыми прогрессивными технологиями.

Важным является обстоятельство, что к предприятиям-резидентам по оплате этого налога приравниваются компании с иностранной регистрацией, которые управляются с территории Китая. Таким предприятиям придется отчитываться о доходах, полученных от деятельности как внутри, так и за пределами Китая. И, соответственно, оплачивать налог на прибыль, полученную со всех источников.

Компании-нерезиденты, работающие через постоянное представительство в КНР, платят только с части дохода, которая получена непосредственной от этой деятельности. К налогооблагаемому обороту будут прибавлены полученные при работе на территории Китая дивиденды, роялти и проценты.

3.Подоходный налог с физических лиц

Данный вид налога начисляется на зарплату и другие виды доходов частных лиц – дивиденды, работы по договорам, от индивидуальной трудовой деятельности, продажи имущества, сдачи внаем квартир, и другие виды доходов. Подоходный налог с зарплаты рассчитывается по прогрессивной шкале – от 3% при месячном доходе в 1500 юаней, до 45% с сумм, превышающих 80 тысяч юаней.

С индивидуальных предпринимателей удерживаются налоги в зависимости от годового дохода: до 15 тысяч юаней – 5%, 15-30 тысяч – 10%, и так далее, до ставки 35% с годового дохода, превышающего 100 тысяч юаней. Все остальные виды доходов граждан облагаются по ставке 20%.

4.Налог на добавленную стоимость

Этот вид налога носит международный характер, и очень хорошо знаком российским предпринимателям. Особенностью администрирования НДС в Китае является принцип, когда налог начисляется и подлежит оплате за период, в течение которого возникли обязательства. То есть даже не оплаченный, но выставленный инвойс, является поводом к начислению платежей по НДС.

В настоящее время в Китае действуют четыре базовых ставки налогообложения по НДС – от 17% до 0%. Стандартная ставка 17% применяется для большинства плательщиков, 13% – ставка для видов деятельности и товаров, попадающих под льготы (сельское хозяйство и техника для него, продажа ресурсов, реализация информационных материалов). Рассчитывать на ставку 2% – могут предприятия, которые продают ранее приобретенные основные средства. Нулевая ставка может применяться при продаже товаров на экспорт.

5.Прочие налоги

Кроме перечисленных видов налогов, являющихся основными, деятельность предприятий в КНР может подлежать дополнительному налогообложению. К дополнительным налогам относятся:

  • Потребительский налог , который взимается с предприятий реализующих, или выпускающих подакцизные товары. Ставка: от 3% до 50%.
  • Т.н. удерживаемый налог , который начисляется на доходную деятельность иностранных предприятий, не имеющих представительств в Китае. Ставка этого налога составляет 20%, а обязанность его удержания и перечисления в госбюджет возложена на китайские предприятия, сотрудничающие с нерезидентами.
  • Налог с представительств иностранных компаний. Работающие на территории КНР представительства должны быть зарегистрированы в налоговых органах и оплачивать налог, зависящий от суммы расходов представительства на осуществление основной деятельности. Обычно в виде налога начисляется 10% от суммы таких расходов.

Ничто так не способствует успешному бизнесу в Китае, как знание своих прав и обязанностей

В КНР существует множество мелких местных налогов, о которых вы будете поставлены в известность территориальными налоговыми органами. Чтобы работать в Китае успешно, нужно иметь в компании специалиста по налогообложению, либо периодически пользоваться услугами профессиональных консультантов – соотечественников, которые работают в Китае. Иначе планируемая доходность работы в Китае может закончиться большими убытками и финансовыми санкциями. Будьте внимательны!

Полезные статьи в продолжение:

А что вы считаете на счет налогов в Китае? Может есть вопросы? Пишите в коменнтариях!

О налогах и пенсии в Китае

Простых обывателей больше интересует повседневная жизнь китайцев, их покупательские возможности, пенсионное обеспечение. Многих пугают мифы о тоталитарном режиме Китая, строгой системе социальных рейтингов. Действительно, налоговая система может многое рассказать о жизни граждан той или иной страны. Учитывая демографическую проблему Поднебесной, формирование оптимальной налоговой системы представляется очень непростым вопросом. Так ли это на самом деле?

Прогрессивная шкала

«Все гениальное — просто», — это не о китайской налоговой системе. Она состоит примерно из 20 обязательных сборов. Для сравнения лучше рассмотреть наиболее значимые из них. Например, подоходный налог Поднебесной. По какой системе он рассчитывается, насколько тяжко бремя сбора для простых граждан?

Государство Китая внедрило прогрессивную шкалу налогообложения населения, что полностью согласовывается с коммунистическими идеями социальной справедливости. Богатые китайцы перечисляют в казну больше денег, чем малообеспеченные сограждане. Ставка подоходного налога демонстрирует неравномерное увеличение по мере роста социального статуса налогоплательщика.

Самые бедные китайцы платят казне всего лишь три процента от дохода, в то время как следующая социальная группа – десять процентов. Более богатые граждане отдают в казну 15 процентов от дохода. Подоходный налог наиболее обеспеченных китайцев составляет 20 процентов. Возникает вопрос, кого в Китае считают бедными. Ведь низкая ставка налогообложения может негативно сказаться на казне. Как обстоят дела с уплатой налогов?

Порог бедности в Поднебесной

Экономисты практически всех стран рассчитывают своеобразный порог бедности. Считается, что граждане этого социального статуса зарабатывают очень мало. В Китае 3-процентный подоходный налог платят граждане, получающие до пяти тысяч юаней. Среди трудоспособных граждан Поднебесной бедняков насчитывается чуть меньше половины.

В перерасчете на рубли порог китайской бедности составляет 50 тысяч рублей. В России более 90 процентов трудящихся зарабатывают меньше обозначенной суммы. Сравнение явно не в нашу пользу. При этом минимальная ставка налогообложения на родных просторах составляет 13 процентов. Существенная разница.

Читать еще:  Гора Рашмор где находится?

Уклонение от уплаты налогов

Китайское государство разработало эффективную систему собираемости налогов. Богатые налогоплательщики охотно платят в казну положенную долю дохода. Несмотря на то, что Поднебесная уверенно лидирует по всем экономическим показателям, налоги здесь ниже, чем в Евросоюзе. Поэтому состоятельным китайцам выгоднее платить налоги и стремится заработать еще больше.

Жесткие меры по борьбе с неплательщиками налогов эффективно дополняют систему сборов. Неуплата в казну здесь приравнивается к коррупции. Поэтому, выгоднее заплатить, чем попасть в жернова сурового правосудия. Напомним, Китай до сих пор не отменил смертную казнь, что вызывает одобрение подавляющего большинства населения.

Пенсия в поднебесной

Всем известно, что Китай – самая густонаселенная страна с огромным количеством населения. Государство долгие годы пытается сдерживать рост населения. Программа, поощряющая рождение только одного ребенка, привела к изменению демографической ситуации. Увеличилась доля населения пенсионного возраста. Что, конечно же, отразилось на системе пенсионного обеспечения.

Бюджет страны с многомиллиардным населением не в состоянии единолично обеспечить всех пенсионеров. Щадящая система налогообложения поощряет работающих ветеранов. Взносы молодых налогоплательщиков не в состоянии прокормить стремительно стареющее население. Многие страны практикуют самостоятельные пенсионные накопления. Но в Китае эта система не прижилась.

Китайская пенсия состоит из двух частей аккумулируемых взносов. Государство берет на себя обеспечение базовой (социальной) части. Так называемая пенсия «по старости» выплачивается гражданам, которые достигли пенсионного возраста и проработали в Китае не меньше 15 лет. Социальная пенсия позволяет покрыть лишь малую часть потребностей человека. Поэтому работодатели и работники также облагаются пенсионным налогом. Для первых взнос составляет 20 процентов от официальной зарплаты сотрудников, для вторых – восемь процентов.

Если суммировать основные налоги, которыми облагаются бедные китайцы, то получится 11 процентов. Это на два процента меньше, чем в России. При этом российские работодатели платят больше средств пенсионному фонду. Китайское правительство планирует снизить пенсионный сбор на восемь процентов. Возможно, правители Поднебесной полагаются на конфуцианскую традицию, которая не позволяет отказывать старикам в уважении, заботе.

Налог на добавленную стоимость

Мировой финансовый кризис затронул КНР, как и остальные страны мира. Китайцы, как потребители многих стран, так же платят налог на добавленную стоимость, делая покупки. В отличии от российского НДС, который растет из года в год и составляет 20 процентов, китайский НДС наоборот, становится меньше. Сегодня в Поднебесной покупатели платят 16 процентов налога на потребление.

Китайская экономика переживает не лучшие времена и демонстрирует более сдержанные показатели, чем несколькими годами ранее. Правительство пошла на снижение НДС, чтобы мотивировать население покупать китайские товары. Таким образом, китайское правительство поддерживает отечественных производителей. Снижение налоговой нагрузки в нелегкое время разгружает большой и малый бизнес, помогает гражданам поддерживать приемлемый уровень жизни.

Логика китайского государства достойна уважения. Явив миру чудо экономического взлета, Поднебесная продолжает удерживать лидерство во многих отраслях и остается главным конкурентом ведущих мировых брендов. Этому способствует не только взвешенная внутренняя политика, а и многовековые традиции трудолюбивой нации.

Система налогообложения Китая в 2020 году

Население Китая составляет почти 1.4 млрд. человек. Логично заключить, что одним из основных источников дохода государственной казны составляют налоговые поступления. Налоги в Китае в 2020 году взимаются с граждан и резидентов Китая. Чтобы стать резидентом, необходимо в течение определенного времени постоянно проживать на территории Китая.

Налоговая система Китая структурно состоит из следующих частей:

В контексте открытия бизнеса на территории Китая, нас интересуют только некоторые категории налогов в Китае :

  • Налог на бизнес;
  • Налог на прибыль предприятия;
  • Налог на прирост капитала;
  • Налог на недвижимость;
  • Подоходный налог с физ. лиц;
  • НДС и другие налоги.

Давайте рассмотрим их более подробно.

Налог на бизнес

Представляет собой отчисления за ведение предпринимательской деятельности (3-20%). Взимается с продажи имущества и природных ресурсов, а также с конкретных услуг, предоставляемых в Китае, в том числе: строительных, финансовых и развлекательных. Налог выплачивается ежемесячно. Следует отметить, что данный налог должны выплачивать только те предприятия, которые инвестируются из заграницы.

Корпоративный налог в Китае (на прибыль предприятия)

Налоги в Китае 2020:

Действует территориальная система налогообложения. Компании-резиденты облагаются корпоративным налогом на общемировую прибыли. Нерезидентные компании обязаны выплачивать налог только на доход в Китае. Стандартная ставка корпоративного налога в Китае составляет 25%. Льготные ставки корпоративного налога доступны для следующих отраслей:

  • Высококвалифицированные предприятия облагаются по ставке 15%. Такая компания должна соответствовать определенным требованиям и отвечать критериям, а также подвергнуться оценке и проверке со стороны компетентных органов.
  • Предприятия по передовым технологиям также облагаются налогом в 15%. Компания проходит проверку и должна квалифицироваться как предприятие в работе которого задействованы передовые технологии.
  • Предприятия по созданию программного обеспечения и разработке микросхем облагаются корпоративным налогом в Китае по ставке 10%. Аналогично предыдущему случаю, такое предприятие должно пройти определенные проверки.
  • Предприятия, которые были созданы в зоне сотрудничества современной индустрии услуг Цяньхай-Шэньчжэнь-Гонконг, имеют право на льготную ставку корпоративного налога в размере 15% при условии, что предприятие участвует в проектах, которые входят в Каталог льготной обработки этой зоны.
  • Предприятия, созданные в новом районе Хэнцинь в Чжухай, имеют право на льготную ставку корпоративного налога в размере 15% при условии, что предприятие участвует в проектах, подпадающих под действие Каталога льготной обработки в этом районе.
  • Предприятия, созданные в Общей Экспериментальной Зоне Пингтана, имеют право на снижение ставки корпоративного налога до 15%, при условии, что предприятие участвует в проектах, которые входят в Каталог льготных обработок зоны.
  • Для квалифицированных малых предприятий с годовым налогооблагаемым доходом менее 1 млн. CNY (около 132 тыс. EUR) ставка корпоративного налога в Китае снижается до 10% с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года.
  • С 1 января 2011 года по 31 декабря 2020 года поощренные предприятия в западных регионах имеют право на льготную ставку налога на прибыль в размере 15%.

Налог на прирост капитала в Китае

Отсутствует. Прирост капитала (и убытки) компаний, как правило, сочетаются с другими операционными доходами и облагаются налогом по ставке корпоративного дохода (25%).

Налог на недвижимость

Налог на прирост стоимости земли взимается с прибыли от продажи недвижимости по прогрессивным ставкам от 30% до 60%. Налог на недвижимость в Китае , основывается на стоимости полученного имущества или аренды, ежегодно начисляется на землю и здания, используемые для коммерческих целей или сданные в аренду. Ставка налога составляет 1,2% от первоначальной стоимости зданий. Местные органы власти обычно предлагают снижение налогов с 10 до 30%. Кроме того, налог может быть оценен в 12% от стоимости аренды.

Подоходный налог для физических лиц

Ставка подоходного налога в Китае зависит от величины прибыли.

Поступления от заработной платы (CNY (1 CNY ≈ 0.13 EUR)) Ставка (%)
0-1500 3
1501-4500 10
4501-9000 20
9001-35000 25
35001-55000 30
55001-80000 35
80000 и больше 45
Доход от частного бизнеса
0-15000 5
15001-30000 10
30001-60000 20
60001-100000 30
100001 и больше 35
Доход за персональные услуги
0-20000 20
20001-50000 30
50001 и более 40

НДС и другие налоги в Китае

НДС в Китае применяется к продаже товаров, оказанию услуг по обработке, ремонту или замене на территории Китая и импорту товаров в Китай. Ставки варьируются в зависимости от выручки налогоплательщика от продаж, типа товаров и типа сектора.

Налог на потребление взимается с определенных категорий предметов роскоши и недружественных для окружающей среды товаров, включая сигареты, алкогольные напитки, высококачественную косметику, ювелирные изделия, бензин, автомобили, аккумуляторы и т.д. Налоговое обязательство рассчитывается на основе суммы продаж и/или объем продаж, в зависимости от соответствующих товаров.

Налог на имущество , как правило, по ставкам от 3% до 5%, может взиматься при покупке, продаже, дарении или обмене прав собственности на землепользование или недвижимость. Получатель/цессионарий является налогоплательщиком.

Налог на добычу полезных ископаемых в Китае взимается местными властями за добычу полезных ископаемых или производство соли на территории, находящейся под их юрисдикцией. Этот налог применяется к отпускной цене на энергоносители (например, природный газ, уголь, сырая нефть) и к объему продуктов, проданных или используемых для других налогооблагаемых ресурсов.

Соглашения об избежании двойного налогообложения

Перечень государств, с которыми у Китая подписано данное соглашение, доступен по ссылке.

Заключение

Обращаем ваше внимание, что информация в статье представлена для ознакомления и не является консультацией. Если вы хотите получить более подробную информацию по рассматриваемому в статье вопросу, юристы IQ Decision UK готовы вас проконсультировать, оказать сопровождение во время регистрации компании в Китае или открытии корпоративного счета в банке , а также предоставить другой, сопутствующий юридический сервис.

Новый закон КНР о подоходном налоге для физических лиц: что изменится для иностранцев в Китае

17 Января 2019 3985 Евгения Пищ

В августе прошлого года Пекин принял новый закон о подоходном налоге с физических лиц. Его реализация началась осенью, а 1 января 2019 года закон вступил в полную силу.

Впервые с 2011 года Китай обновил закон о подоходном налоге с физических лиц. Реформа осуществляется китайским правительством в несколько этапов. С 1 октября 2018 года в КНР были введены новые категории дохода для расчета ставки и новый размер стандартного налогового вычета. А в январе 2019 года вступили в силу остальные положения закона, в том числе правило 183-дневного порога для определения статуса налогового резидентства.

Читать еще:  Куда лучше переехать в США

С введением нового закона о подоходном налоге индивидуальные налогоплательщики всех категорий пользуются дополнительными налоговыми вычетами, а лица с низкими и средними доходами получают большие преимущества, чем раньше. При этом в отношении иностранных работников и лиц с высоким доходом правительство теперь занимает более жесткую позицию. Предлагаем рассмотреть основные изменения, которые коснутся иностранцев в Китае.

Правило 183-дневного порога налогового резиденства

Новый закон изменил критерии для определения статуса налогового резидентства. Чтобы понять, облагается ли иностранное физическое лицо, пребывающее в КНР, китайским подоходным налогом резидента и на какие доходы должен платить налог, необходимо знать, сколько времени человек проводит в стране и каковы источники его доходов.

С 1 января 2019 года «налоговым резидентом» считается физическое лицо, имеющее недвижимость в Китае, или лицо, не проживающее в Китае, но пребывающее на территории КНР в течение 183 дней или более (суммарно) в течение налогового года (с 1 января по 31 декабря), при условии, что разовый выезд из страны не превышает 30 дней. Налоговый резидент вправе получать дополнительные налоговые вычеты по НДФЛ. В том случае, если статус налогового резидента сохраняется в течение шести лет (правило шести лет рассмотрим подробнее ниже), подоходный налог распространяется на доходы, полученные не только в Китае, но и за его пределами из иностранных источников.

Налоговому резиденту необходимо лично подать в налоговый орган КНР декларацию о доходах за 2019 год с 31 марта по 30 июня 2020 года.

Нерезидентами являются физические лица, не имеющие недвижимости в Китае, и лица, пребывающие в Китае менее 183 дней в течение налогового года. В этом случае иностранец все равно обязан платить налоги с доходов, но подоходным налогом облагаются только доходы, полученные на территории КНР.

Правило 183-дневного порога налогового резидентства заменило ранее действовавшее правило одного года, по существу сократив вдвое период, в течение которого физлицу нужно находиться в Китае, чтобы считаться налоговым резидентом.

Новый подход соответствует международным стандартам, принятым многими странами, такими, например, как Россия, США, Великобритания, Австралия, Франция и Новая Зеландия. Нововведение также позволит внутренней налоговой системе Китая лучше выполнять условия международного соглашения об избежании двойного налогообложения. Китайские финансовые агенты будут отправлять отчеты о доходах резидентов в налоговое управление КНР, а оно в свою очередь будет делиться этой информацией с налоговыми органами других странах в рамках стандарта CRSCommon Reporting Standard).

Стандартный налоговый вычет и минимальный порог для налога

Налоговые резиденты имеют право на единый стандартный вычет в размере 5000 юаней. Напомним, что ранее стандартный налоговый вычет составлял 3500 юаней в месяц для резидентов-налогоплательщиков и 4800 юаней для нерезидентов, таким образом, стандартный вычет увеличился.

С 1 октября 2018 года минимальная налоговая ставка применяется к доходу от 5000 юаней (до применения вычетов). Заработанная плата в размере до 5000 юаней в месяц, или до 60000 юаней в год, не облагается подоходным налогом.

Как рассчитывается подоходный налог в Китае

Как и в большинстве стран, индивидуальный подоходный налог в Китае рассчитывается по прогрессивной ставке.

Формула для расчета налога

Ежемесячный налогооблагаемый доход = ежемесячный доход — 5000 юаней (стандартный вычет)

Налог к уплате = ежемесячный налогооблагаемый доход × применяемая налоговая ставка — дополнительный вычет 

Категории дохода для расчета подоходного налога 

Ставки налога определены для различных категорий дохода. К основному доходу относится зарплата, авторские вознаграждения и отчисления.

Ранее действовавшие диапазоны налогооблагаемого основного дохода, юаней в месяц

Новые диапазоны ежемесячного налогооблагаемого основного дохода, юаней в месяц

Ставка подоходного налога

Менее 1500 Менее 3000 (включительно) 3% 1500-4500 (включая 4500) 3000-12000 (включая 12000) 10% 4500-9000 (включая 9000) 12000-25000 (включая 25000) 20% 9000-35000 (включая 35000) 25000-35000 (включая 35000) 25% 35000-55000 (включая 55000) 35000-55000 (включая 55000) 30% 55000-80000 (включая 80000) 55000-80000 (включая 80000) 35% Более 80000 Более 80000 45%

Также новый закон определяет налоговые ставки для дохода от предпринимательской деятельности (от 5 до 35% в пяти категориях), дохода от бонусов и дивидендов, дохода от аренды или продажи недвижимости и «случайного» дохода (например, выигрыш) —— для этих категорий действует единая ставка 20%.

Налоговые льготы и переходный период

Китайское налоговое бюро пока позволяет иностранным сотрудникам вычитать определенные расходы (например, на жилье, образование, языковую подготовку и визиты домой) до взимания налога от их ежемесячной заработной платы.

Иностранцы могут подать заявку на применение этих налоговых льгот до 31 декабря 2021 года. С 1 января 2022 года иностранные работники будут пользоваться не налоговыми льготами, а только специальными дополнительными вычетами. В течение переходного периода (в течение трех лет — с начала 2019 года до конца 2021 года) иностранцы могут выбирать между пособиями или шестью специальными дополнительными отчислениями. Однако после подачи заявки решение не может быть изменено в течение текущего налогового года.

Дополнительные налоговые вычеты

Новый закон определяет 6 статей расходов, по которым может быть сделан вычет из индивидуального дохода. Дополнительные (социальные) вычеты включают:

расходы на образование детей (1000 юаней в месяц на одного ребенка);

расходы на дальнейшее самообразование (400 юаней в месяц на высшее образование или 3600 юаней в год на повышение квалификации);

расходы на здравоохранение при серьезных заболеваниях (от 15 000 до 80 000 юаней);

жилищный кредит (1000 юаней в месяц, но не более 20 лет);

аренда жилья (800-1500 юаней в месяц в зависимости от места проживания, только для одного из супругов);

расходы по уходу за пожилыми людьми (родителями и близкими родственниками) старше 60 лет (1000-2000 юаней в месяц).

Как требовать специальные налоговые вычеты

Закон предусматривает, что налогоплательщики, претендующие на специальные налоговые вычеты, должны предоставить налоговому бюро свои персональные данные и соответствующие документы (фапьяо, договоры, аттестаты и т.д.), хранить которые требуется в качестве доказательств в течение пяти лет.

Правило шести лет

Согласно новой редакции положения о реализации закона О подоходном налоге с физических лиц, пятилетний срок освобождения от налогообложения по глобальным доходам был увеличен до шести лет для иностранцев, живущих и работающих в Китае.

Если лицо проживает на территории Китая менее шести лет подряд, оно освобождается от уплаты подоходного налога с доходов, полученных за пределами КНР и выплаченных иностранными работодателями.

Если физическое лицо выезжает из Китая на период более 30 дней (за один выезд), его срок пребывания в Китае «обнуляется», и после въезда в страну шесть лет отсчитываются заново.

Дополнительные полномочия налоговых органов

Статья 8 нового закона предоставляет налоговым органам дополнительные полномочия по борьбе с уклонениями от уплаты налогов. Налоговый орган имеет право произвести налоговую корректировку в соответствии с разумными методами в ряде случаев.

Также следует добавить, в статье 15 нового закона говорится о том, что такие учреждения, как органы общественной безопасности, Народный банк Китая, управление по финансовому надзору, оказывают помощь налоговому управлению в подтверждении личности налогоплательщика и проверке информации о его финансовых счетаха, а также могут пинимать дисциплинарные меры при несоблюдении закона. Соответствующие органы вносят данные в информационную систему благонадежности.

Налоги в Китае

Налоговые поступления – весомая доля доходной части бюджета любой страны. [9] Налоговая система КНР не стала исключением. На сегодняшний день Китай занимает одно из первых мест по объемам взимаемых налогов. Это связано с экономическим положение страны. Китайская экономика – самая быстроразвивающаяся в мире; ее темпы роста достигли около 10 % за последние 30 лет. Сегодня Китай – это космическая и ядерная держава, которая к 2020 году экономически выйдет на первое место в мире, оттеснив США [8]. Такие успехи в сфере экономической жизни страны достигнуты за счет регулярно проводимых реформ. Система налогообложения также, как и экономика страны претерпевала ряд преобразований за последние годы.

Современная налоговая система КНР формировалась и эволюционировала постепенно. Изменения в ней, в том числе и придание гибкости, реально отвечали положению страны на каждом этапе развития. Сейчас доходы бюджета от налогов и сборов находится на уровне 85 % [1], что в значительной степени влияет на экономическое развитие. Эти доходы составляют 14 следующих налогов:

1. Налог на добавленную стоимость;

2. Потребительский налог;

3. Налог на хозяйственную деятельность;

4. Налог на доходы физических лиц (личный подоходный налог);

5. Налог на прирост земли;

6. Налог на городскую недвижимость;

7. Налог на передачу имущества;

8. Налог на приобретение автотранспорта;

9. Налог на использование автотранспорта и водных судов;

10. Налог на пользование землями городов и городских районов;

11. Налог на использование природных ресурсов;

12. Налог на поддержание города и строительство;

13. Налог на занятие сельскохозяйственных земель;

14. Гербовый сбор. [8]

Стоит заметить, что произошли изменения с НДС: вводится использование «потребительского НДС», то есть вычет суммы налога разрешается из суммы приобретаемых материалов, а также основных средств предприятия. Что же касается налогообложения физических лиц, то после реформ повышен необлагаемый уровень дохода до 3500 юаней и с 2011 года плательщики с годовым доходом свыше 120 тыс. юаней обязаны предоставлять налоговую декларацию.

Читать еще:  Получение вида на жительство на Украине

Классификацию налогов КНР можно провести по нескольким признакам, основными из которых являются способ взимания (прямые и косвенные налоги), круг налогоплательщиков (организации и физические лица), принцип распределения налогов (местные и центральные) и так далее [10].

Стоит отдельно выделить вопрос управления центральными и местными налогами. Данные налоги классифицируются по бюджетам, в которые идут поступления. В КНР существует две системы: управлением центральных налогов занимается Государственное налоговое управление (ГНУ) КНР, а работу с местными налогами осуществляет местное правительство провинциального уровня совместно с ГНУ. Также существуют смешанные налоги, которые представляют собой комбинацию центральных и местных. Данные налоги поступают в центральный и местные бюджеты в соответствующей пропорции или в зависимости от вида налога и, как правило, взимаются управлениями по центральным налогам. К таким смешанным налогам в Китае относятся НДС, налог на хозяйственную деятельность, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на поддержание городского строительства, гербовый сбор и налог на использование природных ресурсов. Выделим отдельно последний налог из данного перечня.

Ставки ресурсного налога в КНР

8-30 юаней за тонну

2–15 юаней за 1000 м3

0,3–5 юаней за тонну

Руды черных металлов

2–30 юаней за тонну

Руды цветных металлов

0,4–30 юаней за тонну

Иные неметаллические руды

0,5–20 юаней за тонну или 1000 м3

10–60 юаней за тонну

2–10 юаней за тонну

Налог на использование природных ресурсов относится к группе ресурсных налогов и взимается в КНР с 1984 года. Плательщиками являются юридические и физические лица, которые ведут на территории КНР, включая и морскую территорию, добычу полезных ископаемых [4]. Изначально данный налог распространялся только на уголь, нефть и природный газ, но через четыре года данный список пополнила и железная руда. Сегодня же объектом налогообложения является добыча нефти, природного газа, редкоземельных элементов, соли (твердой и жидкой), угля, железной руды, неметаллической руды и руды цветных металлов.

Сумма налога на ресурсы находится как произведение объема или веса добытого полезного ископаемого и соответствующей налоговой ставки [таблица]. Данные ставки варьируются в зависимости от вида ископаемого и его разработки [7].

С 2010 года ресурсный налог в КНР начал претерпевать некоторые изменения, целью которых является отказ от применения налоговых ставок с количества добытого полезного ископаемого. Начались такие реформы с Синьцзян-Уйгурского автономного района, но постепенно обхватили и всю страну. Теперь налог имеет адвалорные ставки, которые предполагают расчет суммы налога с доходов от реализации добытого ресурса. Такие изменения положительно отразились на доходах в бюджете (налоговые поступления увеличились более чем на 68 % за первые два квартала).

Продолжением реформ стало введение в 2012 году Госсоветом КНР ряда льгот для совместных предприятий. Теперь ставка для совместных предприятий с иностранными инвестициями, которые добывают железную руду, снизилась на 40 %. Ставка аналогичных предприятий по добыче руды цветных металлов уменьшилась на 30 %. Также существуют льготы по налогу на импортирующие предприятия и на предприятия, которые производят капитальный ремонт скважин за свой счет. Учтена и возможность чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, аварии или другие серьезные потери). В этом случае применяется сокращения налоговых выплат или же их отмена, так же, как и в случае с добычей сырой нефти на цели разогрева или восстановления скважин в процессе нефтедобычи.

С точки зрения правовой стороны вопроса, то в Китае ресурсный налог регулируется Временными нормами и правилами КНР «О налоге на использование природных ресурсов» и подробными правилами применения Временных норм и правил «О налоге на использование природных ресурсов».

Так как КНР – страна активно добывающая ресурсы недр земли (сейчас Китай занимает первые строчки мировых рейтингов по производству и потреблению продукции земных недр), то необходимо проконтролировать вопрос рационального использования ресурсов. В настоящее время в Китае обнаружены залегания 171 вида полезных ископаемых; определены запасы по 158 видам: по десяти видам энергоносителей, включая нефть, природный газ, уголь, уран, геотермальные источники; 91 виду нерудных ископаемых; 54 видам руд, включая железо, марганец, медь, алюминий, свинец, цинк и трем видам водных запасов. Для сохранения такого уровня природных ресурсов был введен налог на отходы добывающих предприятий, взимаемый с их прибыли.

В целом же, КНР относится к странам с низким уровнем налогового бремени. Отношение общей суммы взимаемых налогов к величине ВВП (в процентах за последнее десятилетие) было на уровне 15 %, при том основную часть в формировании доходов бюджетов составляют только косвенные налоги, то есть налог на добавленную стоимость, налог на потребление и предпринимательский налог. Ресурсный налог же не превышает 1 % общих налоговых поступлений, в то время как аналогичный налог в России составляет 10 %, хотя по числу добываемых минералов Китай обгоняет Россию, которая занимает третье место в мировых рейтингах. Всё указывает на возможность увеличения довольно низкого, на сегодняшний день, ресурсного налога КНР с учетом хорошего потенциала природных ресурсов. В данной ситуации полезен опыт российской налоговой системы.

Первое о чем хочется сказать, так это о самом понятии ресурсного налога. В КНР ресурсный налог распространяется только на недра в единой форме. Более эффективную работу могут обеспечить специальные фискальные сборы. Например, роялти (регулярные изъятия за добычу полезных ископаемых), ренталс (платежи за поиски и разведку месторождений), бонусы (разовые платежи за право вести разведку недр), а также специальные таможенные пошлины на вывоз сырья.

Второе отличие ресурсного налога КНР от аналогичного российского заключается в том, что налог уплачивается только с использования полезных ископаемых, но совсем не затронуты водные и лесные ресурсы.

Также в Китае ставка ресурсного налога является количественной, то есть абсолютной. Исчисляется в денежных единицах (юанях) в расчете на натуральную единицу продукции. То есть нет процентной ставки, дифференцированной по видам ископаемых, присутствие которой бы придавала налогу справедливость выплат.

Доходы от налога КНР взимаются только в денежной форме. Возможно еще усовершенствование за счет выплат не только денежных средств, но и выполнения работ и предоставления услуг, выплат частями объёма добытых ресурсов и зачета суммы предстоящих платежей в различные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия [5].

Но также стоит отметить положительный опыт Китая в вопросе распределений доходов от ресурсного налога. В центральный бюджет идут только налоговые доходы от добычи нефти и природного газа, добываемого на морской территории КНР. Остальная же часть налога на использование природных ресурсов приходится на региональные бюджеты. В России же большая часть налоговых поступлений (в стоимостном исчислении) приходятся на федеральные бюджет. Это 100 % налога по углеводородному сырью, по добычам на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне РФ и за пределами территории РФ полезных ископаемых и 40 % по прочим видам полезных ископаемых. Таким образом, на региональные бюджеты остается малая часть доходов, что, естественно, снижает социально-экономическое развитие регионов.

Таким образом, можно предположить возможные направления дальнейшего усовершенствования ресурсного налога Китая:

1. Распространение налога на использование также лесных ресурсов (5 % природного капитала страны) и водных ресурсов, которые обеспечивают Китаю первое место по гидроэнергетическим ресурсам;

2. Введение относительной ставки, которая бы поспособствовала эффективному контролю за процессами использования полезных ископаемых со стороны государства.

3. Введение бонусов, ренталс и роялти.

Также, возможно, представляется целесообразным создание стабилизированного фонда в КНР по типу созданного в России Стабилизированного фонда Российской Федерации, который в свою очередь подразделяется на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Такое взаимодействие налоговых систем Китая и России очень благоприятно влияет на их взаимоотношения. Сегодня власти КНР намерены развивать сотрудничество с ЕАЭС в целях развития АТР на принципах взаимного дополнения, целесообразности и совместного участия [3]. Поэтому схожее положение наших стран в сфере природопользования способствует деловому сотрудничеству, усилению экономических связей и обмену опытом.

В заключении необходимо отметить, что Китай – это самая быстроразвивающаяся страна, охватывающая многие сферы экономик, в том числе связанные с природопользованием. Например, Китай уже стал ведущим мировым производителем стали и алюминия с долей на мировом рынке более 30 %. Дальнейшее развитие только будет увеличивать экономический потенциал страны. И налоговая система – неотъемлемая часть такого развития. Ведь от того как государство ведет налоговую политику зависит и развитие экономики в целом. КНР активно совершенствует свою налоговую систему. Уже с 1 мая 2016 года в Китае был отменен налог на прибыль предприятий [2]. Данный факт можно рассматривать как доказательство того, что система налогообложения Китая – это динамичная и «живая» система, которая является важнейшим компонентом инвестиционного климата государства, составляющего базис экономического роста.

Совершенствование ресурсного налога, в свою очередь, обеспечит основу экономической безопасности государства, путем появления возможности опираться на собственные ресурсы. Ведь разумное природопользование – основа экономической стабильности и безопасности страны, не последнюю роль в формировании которых играет эффективная и справедливая система налогообложения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector