Нило Столобенская пустынь где находится?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Нило Столобенская пустынь где находится?

Монастырь Нило-Столобенская пустынь

Осташков: полезная информация

Автобус до д. Светлица из Осташкова.

Нило-Столобенская пустынь — православная обитель на Селигере, в Тверской области. Мужской монастырь, в котором проживает около 50 насельников, располагается на соединенных мостом Столобном острове (полностью) и на ближайшем к нему полуострове Светлица (частично).

Главная святыня монастыря — мощи святого Нила Столобенского. Обитель основана иеромонахом Германом на месте погребения святого Нила на Столобном острове в 1594 году.

Экскурсии по Нило-Столобенской пустыни

По монастырю для гостей проводятся экскурсии продолжительностью 1–1,5 часа. Внимание уделяется не только истории монастыря, но и современной жизни обители. Пожертвование на экскурсию — 150 рублей.

Кроме того, желающие могут посетить монастырский музей, работающий с 2011 года. Пожертвование за вход — 100 рублей, дошкольникам — бесплатно. Экскурсия по музею — 150 рублей.

Проживание при монастыре Нило-Столобенская пустынь

Паломников принимают 2 объекта с простыми, но уютными комнатами:

  • Гостиница монастыря Нило-Столбенская пустынь. Проживание в гостинице комфортно — комнаты просторны, каждая имеет душ и санузел. Пожертвование за размещение составляет от 1000 рублей за кровать в многоместном номере (от 4 до 7 кроватей в комнате) до 3600 рублей за трехместный номер в сутки. В цену размещения включено двухразовое питание. Заявки на размещение принимаются не ранее, чем за 1 месяц до заселения.
  • Дом паломника. Трехэтажный дом паломника рассчитан на 20–24 человека. Номера обустроены аскетичными деревянными кроватями (в некоторых комнатах кровати двухэтажные), столами и стульями. Также в каждом номере есть чайник. Санузел и душ — на этаже. Поселиться в Доме паломника можно на срок до 3 суток. Бронировать проживание можно не ранее, чем за 2 месяца для групп от 5 человек и не ранее, чем за 1 месяц для индивидуальных туристов. Пожертвование за размещение составляет 600 рублей, в стоимость включено двухразовое питание. В Доме паломника, преимущественно, останавливаются священники и монахи, поэтому внешний вид проживающих должен соответствовать православной традиции.

При заселении необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

Расписание богослужений

В Нило-Столобенской пустыни ежедневно проходят богослужения. В числе ежедневных служб:

  • Панихида — в полдень по воскресеньям и праздникам – лития .
  • Молебен с акафистом Нилу Столобенскому — в 14:00.
  • После вечернего богослужения — Крестный ход.

Службы по будням:

  • 05:30 — братский молебен Нилу Столобенскому.
  • 18:00—19:00 — вечерняя служба.
  • 20:00 — малое повечерие.

Службы в воскресные и праздничные дни:

  • 8:00 — молебен с акафистом.
  • 15:00 и 18:00 — литургия.
  • накануне вечером с 20:00 до 9:00 — всенощное бдение.

Святыни монастыря Нило-Столобенской пустыни

Самая значимая святыня монастыря — мощи Нила Столобенского, покровителя обители и чудотворца. Другие святыни храма: икона Божией Матери Абалакская, икона Божией Матери Казанской, честная глава святителя Нектария, архиепископа Тобольского, игумена Столобенского, крест с частицами святых мощей Спиридона Тримифунтского, ковчег с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских.

До советских времен в монастыре было больше святых икон, но они безвозвратно пропали. Среди пропавших святынь: Владимирская икона Божией Матери; первая икона Нила Столобенского; древняя икона Смоленской Богоматери.

Как доехать до Нило-Столобенской пустыни

В монастырь в течение всего года прибывают паломники из разных городов России. Транспорт по самым популярным маршрутам подробно описан на официальном сайте Нило-Столобенской пустыни.

В связи со спросом организуются паломнические туры в монастырь. Также можно выбрать и обычные туристические поездки на Селигер с посещением островного монашеского поселения.

Маршрут до Нило-Столобенской пустыни из Москвы

Поездка на общественном транспорте будет включать минимум одну пересадку. От автостанции «Тушинская» нужно сесть на автобус до Осташкова, в пути — 6 часов; есть до 5 рейсов в день. Рекомендуется уточнять расписание.

Автобусы из Осташкова в Светлицу ездят по пятницам и воскресеньям по расписанию, время в пути — 50 минут. Альтернатива — такси или попутчики, пешком далеко — почти 29 км.

На машине до Нило-Столобенской пустыни из Москвы доехать можно через Тверь и Торжок, расстояние — около 380 км.

Видеосъемка Нило-Столобенской пустыни с высоты

Панорамный вид на территорию монастыря на картах Google Maps

5 удивительных фактов о Ниловой пустыни

Нило-Столобенская пустынь — это мужской монастырь на острове Столобный на острове Селигер, неподалеку от Осташкова. Обитель эта возникла на месте подвига преподобного Нила, Столобенского чудотворца, память которого Русская Православная Церковь совершает 20 декабря. Ровно 500 лет назад, в 1515 году, ушел он из Крыпецкого монастыря и отшельничал сначала в ржевских лесах, а затем вырыл пещеру на маленьком острове.

За пять столетий своего существования монастырь, поначалу крайне бедный, пережил расцвет и особое благоволение царской фамилии, разграбление в годы советской власти, превращение в трудовую коммуну, затем место заключения малолетних преступников и лагерь для польских военнопленных, госпиталь, дом престарелых, памятник архитектуры и турбазу.

Монашеская жизнь в Ниловой пустыни возродилась после 1990 года, когда пустынь была возвращена Церкви. Как и прежде, Нил Столобенский благословляет остров, когда в памятные дни насельники обители проходят крестным ходом с его мощами, а недавно на свое место вернулась и келейная икона преподобного, считавшаяся утраченной.

Предсказание первому царю

Святитель Нектарий (Теляшев), при котором о новом монастыре впервые заговорили, воспитывался в основанной в 1594 году обители с отрочества. По кончине его наставника, первого настоятеля монастыря иеромонаха Германа, прославленного впоследствии в лике святых, Нилова пустынь осталась совершенно без средств существования. Страну постигли неурожаи и голод, в период междуцарствия селигерские земли и сам монастырь подвергались литовскому нашествию. Все достояние составляли часовня с гробницей преподобного Нила, деревянная церковь, шесть маленьких келий и житница.

Молодой настоятель своим благоразумием и подвижничеством обратил на себя и обитель внимание многих знаменитых особ того времени, среди тех, кто участвовал в жизни Ниловой были князья Трубецкой и Пожарский, архимандрит Троице-Сергевой лавры преп. Дионисий, митрополит Новгородский Макарий. Особым благоволением игумен пользовался у первого русского царя Михаила Федоровича.

Во время посещения Москвы по делам своего монастыря игумен Нектарий предсказал царю Михаилу Феодоровичу рождение у него сына, что и сбылось 5 марта 1629 года. У царя родился сын Алексей; при крещении царевича, по желанию царя Михаила Феодоровича, игумен Нектарий был восприемником. По распоряжению государя монастырю ежегодно из доходов царской фамилии отпускалось некоторое количество денег и снеди.

С тех пор и до самой революции Нило-Столобенская пустынь была на особом счету у Романовых. Даже во времена секуляризации церковных земель монастырь не терпел нужды и получал щедрые дары от правителей.

Бриллианты для архимандрита

Император Александр I знал и любил тверские земли, где губернаторствовал муж его любимой сестры Екатерины Павловны. После победы над Наполеоном и возвращения страны к мирной жизни он начал много путешествовать по России. Летом 1820 года царь, получивший у дореволюционных историографов прозвание Благословенный, отправился на богомолье в Нилову пустынь.

Александр I, привезший с собой золотой крест и золотую панагию для настоятеля, был не первым российским государем со времен Михаила Федоровича, одарившим островной монастырь. В свое время Алексей Михайлович подарил монастырю колокол, Федор Алексеевич — водосвятную чашу, царица Наталья Кирилловна — шитую ризу, Петр I — богато украшенное Екангелие, Екатерина II — драгоценный покров. Но Александр Павлович был так впечатлен благоустройством и духовной жизни обители, что сделал монастырю уникальный подарок. Он наделил всех его настоятелей правом ношения бриллиантовой панагии.

Этот афонский обычай является совершенно нехарактерным для Русской православной церкви. Таким образом отмечают лишь отдельных духовных лиц, в этом же случае особой чести удостоился сам монастырь.

О праве монастыря на отличие было основательно забыто в советские время. Обнаружить указ, действие которого никем не было отменено, удалось во время разбора архивов совсем недавно

Пустынное барокко

Щедро одарить Нилову пустынь и благословить масштабное строительство Александра I побудила в том числе удивительная красота храма Воздвижения Креста Господня.

Эта церковь была построена на юго-западной стороне острова Столобный в 80-х годах XVIII века. Внутренняя отделка, выполненная в стиле екатерининского барокко, отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи.

Царя, растроганного убранством храма, интересовало буквально все — когда был сделан иконостас и отделаны стены, кто те мастера, которым удалось создать прихотливые, и вместе с тем воздушные лепные украшения. Эти мастера заслуживают внимания, отметил он.

Мастерами, украшавшими церковь, были жители Осташкова — живописец Илья Верхин и резчик Кондратий Конягин. Первого вдохновило исцеление от тяжелой болезни по молитвам преподобному Нилу, а второй готовился к принятию монашеского пострига.

Читать еще:  Акрополь город где находится?

В XX веке монастырь был разграблен, над братией устроен судебный процесс. В то время, когда на острове размещалась колония, малолетних преступников в качестве наказания заставляли сбивать фрески с храмов. Некоторые из зданий были срыты до основания, однако Крестовоздвиженская церковь, стоящая на отшибе, уцелела.

С самого возрождения обители на территории велись масштабные реставрационные и строительные работы, которыми руководит художник-монументалист, керамист и реставратор Владимир Федотов. Несколько лет назад очередь дошла и до Крестовоздвиженского храма.

Стиль, в котором выполнена лепнина, оказался чрезвычайно сложен для реставрации. К тому же половина украшений была сбита или пришла в негодность. Некоторые элементы приходится создавать заново — поскольку чертежей, описаний или фотографий церкви практически не осталось.

По проекту художника для этой церкви должен быть создан многоярусный иконостас в стиле екатерининского барокко, сообразный с первоначальным замыслом строителей.

Предтеча Ломоносова

Нилова пустынь дала миру не только архитектурные шедевры и духовные сокровища, но и знаменательные научные достижения. С этой обителью тесно связана судьба Леонтия Магницкого, который за 50 лет до Ломоносова отправился пешком с возчиками за знаниями и стал автором первого российского учебника арифметики, геометрии, тригонометрии и начатков алгебры.

Будущий ученый и соратник Петра I родился в Осташкове в крестьянской семье Филиппа Теляшина. Он был племянником возглавлявшего Нилову пустынь святителя Нектария и первые знания получил в монастырской библиотеке. Отроком он с крестьянским обозом отправился на обучение в Иосифо-Волоколамский монастырь, затем — в Москву, в Симонов монастырь. Затем он стал слушателем первого в России учебного заведения — Славянско-Греко-Латинской академии.

Крестьянский сын изучал богословие, философию, логику, психологию, физику, риторику, освоил латынь и греческий, а также голландский, немецкий и итальянский языки, увлекся математикой.

Знания Леония Теляшина в области математики удивляли многих. Петр I пожаловал ему фамилию Магницкий, отметив, что «как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

По распоряжению царя ученый стал преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения». Именно Магницкий ввел в русский язык такие термины, как множитель, делитель, миллион, триллион, извлечение корня.

Основатель Московского госуниверситета Михаил Ломоносов называл Магницкого своим учителем, особо выделяя написанную им «Арифметику». При этом ученый, за выдающиеся заслуги удостоенный дворянского звания, был известен еще и как защитник православия.

В Осташкове, в бывшей слободе Трестьянка, сохранилась улица имени Леонтия Магницкого. Уроженец тверского города был похоронен в Москве. Его могилу обнаружили в 1932 году при строительстве первой линии столичного метрополитена. Под головой ученого сохранилась чернильница в форме лампады.

Останки впоследствии перенесли в Нилову пустынь. Монахи надеются поставить памятник воспитаннику обители и воссоздать могильную плиту с эпитафией, в которой говорится о добродетельной христианской жизни покойного.

Оковецкие чудеса

История Спасо-Преображенского скита Ниловой пустыни, расположенного в 90 километрах от Осташкова, напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской. В 1539 году, в то время, когда на Селигере подвизался Нил Столобенский, в лесной глуши у древнего городища на реке Пырошня людям явилось «чудо из чудес» — сияющая в ветвях дерева икона. Святыня не давалась в руки до тех пор, пока местные жители не пришли в лес крестным ходом, возглавляемые иноком. Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ — Честного Креста Господня. Впоследствии их оформили в одну иконную доску.

«Сказание об Оковецких иконах» рассказывает, что после обретения иконы 25 человек получили исцеление, получив благодатную помощь от Бога и родившей Его Богоматери. Об обретенной святыни было доложено государю Иоанну IV.

Оковецкая икона, по приказу Иоанна Грозного в Москву, стала любимым образом государя. На месте ее явления царь распорядился построить церковь во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Еще три храма в честь Оковецкой иконы были поставлены в Москве.

В столице число связанных с образом чудес стало сокращаться, а местные жители просили вернуть им святыню. Иоанн васильевич не стал препятствовать и распорядился отправить икону в деревню Оковцы. С тех пор и по сей день к месту явления иконы прибывает множество богомольцев. Известно, что чаще всего по молитвам перед чудотворным образом благодатную помощь получают страдающие болезнями глаз, опорно-двигательного аппарата и бездетные пары.

С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев, а затем и в Зубцов. . Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов.

В 1930 году храм в деревне Оковцы закрылся, а явленная икона бесследно исчезла. Остались лишь фотографии и списки с образа. А в Оковецком скиту на том месте, где была явлена святыня, по-прежнему бьет святой источник, к которому приезжают множество паломников.

Монастырь Нило-Столобенская Пустынь в Тверской области

Нило-Столобенская Пустынь — нашедший свое место в невероятно живописных просторах озера Селигер Тверской области мужской монастырь. Он был отстроен неподалеку от города Осташков, на острове Столобный, где последние 27 лет жизни в полном уединении пребывал чудотворец, отсельник-молитвенник Нил. Он был рожден в конце XV века, и, к сожалению, мирского имени его история не сохранила, также неизвестна история рода.

История монастыря от постройки

Тринадцать лет прожил аскет в лесах под городом Ржев, в небольшой келье, проводя за молитвами дни и ночи. Несмотря на уединение, молва о нем очень быстро распространилась среди людей. Многие приходили за наставлениями, однако людская слава тяготила самого инока.

Молитвенник Нил был вынужден искать себе новое место обитания. В 1528 году поиски привели его к острову Столобный. Соорудив часовню для молитв вместе с небольшой кельей, долгих 27 лет отжил старец, молясь каждый Божий день. Святой умер 7 декабря 1554 года. Его единственным наставлением было построить на этом самом месте монастырь. Первая часовенка отстроена была в 1560 году прямо над захоронением богомольца.

За всю четырехсотлетнюю историю существования монастырь Нило-Столобенская пустынь переживает все — поначалу большую бедность, затем расцвет и особое расположение Романовых, литовское нашествие, пожары, уничтожавшие постройки дотла, полное разграбление имущества во времена власти большевиков. Стены монастыря в это непростое время служили:

  • колонией;
  • лагерем военных поляков, захваченных в плен;
  • госпиталем;
  • пансионом престарелых;
  • туристической базой.

Первоначальный монастырь отстроили такие же богомольцы, что начали стремиться к острову после смерти Нила преподобного.

Хронология настоятелей обители начинается с инока Германа, на остров он пришел в 1591 году. С помощью братии он быстро добился позволения возвести самую первую церковь Богоявления Господня. Тогда постройки сооружали еще из дерева, поэтому, забегая вперед, монастырь часто сгорал дотла.

В 1594 году жители острова получают официальное разрешение на учреждение монастыря от патриарха Московского и всея Руси Иова. Это событие и считается началом основания монашеской обители. Она получает название Нилова Пустынь.

Преемником преподобного Германа являлся его ученик — святитель Нектарий, в миру — Теляшин. Именно при нем впервые заговорили о Столобенской Пустыни. После смерти настоятеля Германа обитель осталась практически без средств к существованию. Ведь в 1610 году монастырь подвергся нашествию литовских войск. Свою роль сыграли также неурожаи и голод, постигшие земли Селигера. Поэтому молодой настоятель Нектарий был вынужден обратить внимание Царей и знатных особ того времени на жизнь Ниловой Пустыни.

Интересные факты

Святителем Нектарием во время рабочего визита в Москву было предсказано царю Михаилу Федоровичу рождение наследника. Алексей родился 5 марта в 1629 году — предсказание сбылось. Государь захотел видеть крестным отцом царевича именно игумена Нектария. С тех пор монастырь встал под покровительство Романовых, регулярно получая деньги и богатые пожертвования из царской казны.

Среди знатных персон, оказывающих поддержку обители, были:

  • Алексей Михайлович (крестный сын игумена Нектария);
  • Екатерина II ;
  • Александр I ;
  • князья Пожарский, Трубецкой;
  • митрополит Макарий;
  • архимандрит Троице-Сергиевой лавры преподобный Дионисий;
  • купцы, бояре.

История сохранила на своих многовековых страницах фамилию Теляшины не только благодаря добродетели настоятеля Нектария. Из этой семьи происходит еще и значимая личность в русской математике и педагогике — Магницкий Леонтий Филиппович. Он родился в семье Теляшиных и приходился настоятелю племянником. Поэтому с малых лет имел доступ к книгам церкви, оттуда и получил свои первые знания. Впоследствии Леонтий Филиппович стал первым, кто структурировал в отдельное пособие знания по математике и геометрии.

Читать еще:  Остров Феникс Санья как добраться?

Михаил Ломоносов получал свои первые знания по учебнику «Арифметика», написанному Магницким, которого он считал своим учителем. Кстати, фамилию Магницкий жаловал ученому сам Петр I, поясняя, что «как магнит привлекает к себе железо, так и природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

Именно благодаря этому ученому в русском языке есть такие понятия, как знаменатель, дробь, триллион, квадриллион, биллион, миллион, извлечь корень, делить, умножать, множитель. Сейчас при монастыре работает духовно-просветительский центр «Наследие Селигера» имени Л. Ф. Магницкого.

Мощи преподобного Нила Столобенского

По завершении возведения Богоявленского собора (каменного) в 1671 году, в нем поместили нетленные останки преподобного Нила Столобенского. Их обнаружили четырьмя годами ранее 27 мая 1667 года, когда заложили фундамента собора.

Спустя почти три столетия было совершено святотатство — раку с мощами преподобного Нила вскрыли. Это произошло в 1919 году, когда храмы Ниловой Пустыни и церкви подверглись разорению. Мощи пришлось быстро вывести в близлежащий храм города Осташков.

Обратно в Николо-Столобенскую пустынь Тверская обл., реликвию официально перенесли лишь в 1995 году во главе с Патриархом Алексием II. После того, как Совет министров РСФСР постановил вернуть монастырь в пользование Русской Православной церкви.

Там же, во время исследования подвалов Богоявленского собора, спустя чуть больше трех сотен лет после захоронения, были найдены мощи игумена Нектария. Это произошло уже в наше время, в 2003 году.

Революционное и постреволюционное время

До революционных событий 1917 года Ниловский монастырь относился к важнейшей Православной святыне. Число паломников и богомольцев давало все основания считать монастырь первым в Русском Православии и вторым после Гроба Господня в мировых масштабах. В дореволюционное время насчитывалось до тысячи постоянно проживающих послушников монастыря. Каждый год тысячи людей собирались у раки с мощами преподобного Нила: от простых рабочих и крестьян до знати и царских особ.

Но после произошедших событий судьба монастыря была обречена также, как и тысяч других храмов и церквей. Обитель разграбили, ценности вывезли с территории. Последняя служба прошла в 1928 году.

До войны на территории Столобенской Пустыни были расположены сначала трудовая община, затем колония для юных преступников. Кроме того:

  1. В 1939—1940 годы ее превратили в лагерь для практически шести тысяч польских военнопленных. В 1940 году всех их расстреляли.
  2. В 1941 году Нилову Пустынь превратили в военный госпиталь 3-й ударной армии.
  3. С конца 1945 стены монастыря снова служили колонией малолетних.
  4. 1960 — 1971 — пансионат для пожилых людей.
  5. 1971- 1988 — постройки обители служат турбазе «Рассвет».

Далее обитель была передана компании «Нефтегаз», но в 1988 году строения приходят в сильный упадок, без основательного ремонта эксплуатировать их было невозможно. Изрядная доля сооружений либо разрушена, либо уничтожена.

Лишь спустя два года, в 1990-м, обитель возвратили Русской Православной Церкви. Наступил новый период активного возрождения Столобенской Пустыни.

Обитель в наше время

Ныне в монастыре насчитывается до полусотни насельников. Обитель по-прежнему возрождает промысел — осуществляет свою деятельность столярный цех, работает молочный. Есть своя конюшня, огород, коровник и даже пасека. Пчелиный воск идет сырьем в собственную свечную мастерскую, расположенную на территории Пустыни. Церковные свечи изготавливаются на месте. А освященный мед можно встретить в церковных лавках.

Пчелки трудятся в одном из самых экологически безопасных районов Верхневолжья, поэтому мед обладает не только высокими вкусовыми качествами, но и целебными свойствами. В Москве на православных ярмарках часто можно увидеть изделия, изготовленные в ювелирной мастерской Пустыни. Церковная братия трудится также и в иконной лавке, библиотеке, пекарне, канцелярии.

Посетители легко могут остановиться на ночлег в Монастырской гостинице и в Доме паломника. Номера довольно уютные, чистые, в них приятно находиться. Можно воспользоваться услугами прачечной.

У монастыря также есть свой официальный сайт, где можно ознакомиться с внутренними правилами и распорядком жизни, просмотреть номера гостиницы, подробно изучить карту проезда, расписание общественного транспорта, который регулярно осуществляет рейсы в Нило-Столобенскую пустынь.

От города Осташков монастырь находится на расстоянии 22 км, поэтому из Москвы и Санкт-Петербурга добраться до него можно следующими путями:

  • Поезд дальнего следования Москва (Ленинградский вокзал) — Осташков.
  • Поезд дальнего следования Санкт-Петербург (Московский вокзал) — Великие Луки.
  • Рейсовый автобус Москва-Осташков.
  • Рейсовый автобус Санкт-Петербург — Андреаполь.

Также ежедневно осуществляется рейс Тверь — Остажков. Лучше самостоятельно посетить место, чем просто увидеть святыню на картинках.

Нило-Столобенская пустынь, или мужской монастырь на озере Селигер

История святой обители

Сегодня православная пустынь занимает территорию острова Столобный и полуострова Светлица, что на озере Селигер. История ее тесно переплетена с монахом псковского монастыря Нилом Столобенским – именно он стал основателем лавры. Родился преподобный в XV столетии, однако достоверных фактов о его жизни до пострига историкам найти не удалось.

В 1515 г. ортодоксальный аскет ушел из родной обители и поселился на берегу речки Серемха. Ведя уединенный образ жизни, он все же принимал людей, которые приходили за мудрым советом или помощью. Вскоре святитель перебрался на о. Столобный, где построил маленькую часовенку. Там он прожил до 1555 г., а после смерти завещал основать мужской монастырь. Спустя 39 лет под предводительством иеромонаха Германа здесь был заложен первый камень будущей пустыни.

Деятельность отца Нектария

Последователем отца Германа стал иеромонах Нектарий, занявший пост настоятеля Столобенской обители. Несмотря на довольно юный возраст, он серьезно подошел к своим обязанностям – привлекал спонсоров в лице высокопоставленных особ, реставрировал старые здания, а также возводил новые. Благодаря царской помощи была построена деревянная церковь Покрова Богородицы, восстановлен сгоревший храм Богоявления. Тогда же пустынь обзавелась своей больницей, гостевыми кельями, монастырской стеной и звонницей.

Отец Нектарий разбил на территории мужской лавры фруктовые сады, засеял поля пшеницей, построил мельницы. С увеличением количества монахов в близлежащих городах начали открываться монастырские подворья. Заботясь о духовном развитии братии, настоятель собрал огромную библиотеку, украсил храмы шедеврами православной иконописи, оставил после себя литературные труды о правилах монастырского жития.

Судьба пустыни в XVIII столетии

После смерти преподобного отца Нектария Нило-Столобенская лавра не прекратила свое развитие. Теперь вместо деревянных построек возводились кирпичные здания, продолжала пополняться библиотека, расширялось братство. Однако с приходом к власти царя Петра I церковь отодвинулась на второй план, количество монахов существенно сократилось, финансовые поступления уменьшились.

Вместе с отменой патриаршества и введением чиновничьего Синода в пустыне появился полицейский надзор. Царская политика по отношению к обители была жесткой, из-за чего последняя испытывала значительные трудности. Борясь с экономическим кризисом, монастырь вынужден был отдать поля и огороды, закрыть подворья, прекратить строительство новых зданий. Теперь Нило-Столобенская лавра жила исключительно на доходы от аренды земель и продажи рыбы, а также небольшие пожертвования от неравнодушных.

Архивное фото святой обители

Развитие в XIX столетии

Несмотря на сложное время, православная пустынь продолжала свою активную деятельность – ежедневно здесь проводили богослужения, постригали в монахи, трудились на благо братии, а также принимали посетителей.

После визита Александра I мужской монастырь вновь стал процветать. Пораженный внутренним обустройством, император пожертвовал настоятелю крупную сумму и подарил драгоценную икону. Позже лавру стали спонсировать другие высокопоставленные лица, благодаря которым территория обители начала стремительно расширяться.

Потеряв часть своих земель, Нило-Столобенская пустынь стала развивать транспортное сообщение с «большой землей». Через озеро Селигер были построены мосты, пущен пароход, открыта судоремонтная мастерская и лодочная станция.

С улучшением материального положения мужской монастырь смог позволить себе инновационные технологии, а также начал активно внедрять современные практики в области экономики.

События ХХ в. и настоящий период

После свержения царской власти Столобенская лавра закрыла свои двери для посетителей. Последнее богослужение здесь проводилось в 1928 г. Мощи преподобного Нила изъяли для краеведческого музея, монахов судили, а в обители устроили трудовой лагерь и колонию для несовершеннолетних.

Во время Второй мировой войны обитель сначала была тюрьмой для польских военнопленных, затем там оборудовали госпиталь, а спустя десять лет – дом престарелых. Только в 60-х годах ХХ столетия лавра официально была признана архитектурным памятником и взята под государственный контроль. Однако до 1990 г. никаких реставрационных работ здесь не проводилось.

Восстановление Нило-Столобенской пустыни началось после перехода ее под управление РПЦ. В 1995 г. были возвращены чудотворные останки отца-основателя, а еще через восемь лет – святые мощи преподобного Нектария. Сегодня количество монахов достигает полусотни, из них около половины посвящены в сан. Помимо ежедневных служб, здесь протекает активная монастырская жизнь со своим хозяйством: пасека, конюшни, производство свечей, молока, а также ювелирная мастерская.

Читать еще:  Гарвардский университет где находится?

Видео «Нило-Столобенская пустынь»

В этом видео представлены история и архитектура святой обители.