Образование в Узбекистане
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Образование в Узбекистане

Образование в Узбекистане

Узбекистан гарантирует своим жителям получение бесплатного среднего образования. В 90-е годы ХХ столетия обязательными были только 9 классов школы. Нынешняя система обучения, регулируемая законом об образовании и «Национальной программой по подготовке кадров», предусматривает последующее трехлетнее образование – профессионально-техническое в колледжах либо академическое в лицеях.

Дошкольное

У дошкольного образования имеются определенные задачи:

  • воспитать здоровое и развитое подрастающее поколение;
  • пробудить у малышей тягу к обретению знаний;
  • раскрыть способности каждого ребенка;
  • подготовить дошкольников к систематическому педагогическому процессу.

В Узбекистане система дошкольного образования реализует программы всевозможной направленности, предусматривающие уход, тщательный присмотр, воспитание и активное оздоровление детей от 2 до 7 лет.

Типы заведений дошкольного образования по направленности:

  • Ясли, ясли-сад, детский садик и домашний детский сад как самодостаточное учреждение либо филиал.
  • Заведение дошкольного воспитания с функциями начального обучения – детский садик-школа.
  • Узкопрофильная учебная дошкольная организация с определенным приоритетом: язык, спорт, художественно-эстетическое развитие и другое.
  • Детский садик, работающий по компенсирующим методикам, направленным на оказание квалифицированной корректирующей помощи воспитанникам с незначительными отклонениями в психологическом или физическом развитии.
  • Учреждение для восстановления организма ослабленных детей с присмотром, включающим выполнение процедур профилактического, гигиенического и оздоровительного характера.
  • Комбинированный садик – набирает группы общеразвивающего, компенсирующего и оздоровительного профиля в различном сочетании.

Среднее

В систему школьного обучения Узбекистана входят учебные заведения общего образования, предоставляющие бесплатные услуги для детей 6-16 лет. Школьное образование в стране делится на две ступени:

  • начальное – с 1 по 4 класс;
  • общее среднее – с 1 по 9 класс.

Начальное обучение призвано формировать основы грамотности, навыков и знаний, необходимых для дальнейшей учебы. На следующем этапе молодые люди получают больший объем информации, развивают самостоятельное мышление, организаторские способности, приобретают практический опыт, способствующий первоначальной профессиональной ориентации.

В Узбекистане существует два вида бесплатного среднего образования – специальное и профессиональное. Первое поучают в академических лицеях, второе – в колледжах. Юноши и девушки после окончания 9 классов добровольно избирают вид учреждения: каждое из них дает образование, которое является основой для будущей работы или продолжения обучения в высшей школе.

Высшее

Как и в других странах, в Узбекистане высшее образование предполагает подготовку квалифицированных специалистов для различных сфер общественной жизни и отраслей хозяйства – научной, экономической, технической и прочих. Учебный процесс систематизирует знания и полученные навыки, ориентируя студентов на решение теоретических и практических задач в векторе выбранной специализации с творческим использованием достижений современной научной мысли и технологий.

В вузовскую систему входят:

  • Высшие учебные заведения, реализующие академические и профессиональные программы по стандартам государства независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
  • Научные и педагогические учреждения, осуществляющие исследовательскую работу, нужную для развития вузов.
  • Органы госуправления образованием, подчиненные им предприятия и заведения.

В системе образования Узбекистана предусмотрены две ступени аттестации:

  1. Бакалавриат – базовое высшее образование, дающее основные умения и достаточные знания по разным направлениям. Длительность обучения не меньше 4 лет. По окончании программы государственная комиссия присуждает выпускникам квалификацию «бакалавр» соответственно профилю подготовки и выдает диплом установленного образца.
  2. Магистратура – высшее образование, предполагающее освоение прикладных и фундаментальных теоретических знаний по выбранной специальности. Срок учебы – не менее 2 лет. Доступ к обучению в магистратуре имеют бакалавры, отобранные по конкурсу. По окончании выпускники получают диплом и степень магистра по определенной специальности.

Дипломы обеих степеней дают возможность их обладателям заняться профессиональной деятельностью или продолжить обучение в других образовательных заведениях.

В Узбекистане функционируют три типа организаций высшего образования:

  • университет – предлагает программы высшего образования или послевузовской подготовки по самому широкому спектру специальностей;
  • академия – занимается реализацией педагогических программ высшего и постинститутского образования по отдельным научным отраслям и направлениям;
  • институт – работает в области реализации учебных программ высшего образования и послевузовской подготовки по определенным направлениям и уровням в границах конкретной отрасли знания.

Обзор системы образования в Республике Узбекистан – взгляд со стороны

Инвестиции в образование являются ключевым элементом планов экономического и социального развития правительства Узбекистана, чему свидетельством является тот факт, что в 2015 году на сектор образования было выделено 33% государственного бюджета страны. Обзор системы образования Узбекистана опубликован на ресурсе exclusive.kz (Казахстан), который публикуем без сокращений.

В процессе смещения акцентов в экономике с зависимости от сырьевого экспорта (хлопка, золота и газа) с переходом на более диверсифицированную модель роста, правительству Узбекистана нужно будет учитывать потребности молодого и растущего населения страны, 29,9% которого составляют лица в возрасте 15 лет и младше, и 33,5% – лица в возрасте до 18 лет (по состоянию на 2015 год).

Правительством Узбекистана поставлена амбициозная цель – выйти к 2030 году в разряд стран с уровнем доходов выше среднего. Это потребует увеличения доходов на душу населения с 2 090 долларов США (в 2014 году) до примерно 15 000 долларов США за менее чем два десятилетия, для чего понадобится обеспечивать рост темпами в 6% в год. Лишь немногим странам в мире удавалось поддерживать такие темпы роста на протяжении длительного периода времени.

Читать еще:  Пюхтицкий монастырь где находится?

На сегодняшний день объем средних затрат на образование одного ученика в Республике Узбекистан значительно уступает аналогичным показателям в других развивающихся странах.

Нехватка инвестиций в образование негативно сказывается на материально-технической базе учебных заведений. Как отмечают эксперты, большой проблемой остается отсутствие водо- и электроснабжения, а также нехватка компьютерных классов в учебных заведениях во всех районах Республики Узбекистан.

В период с 2008 по 2015 гг. средние затраты на образование в расчете на одного ученика выросли более чем в 2 раза, однако все равно значительно уступают аналогичным показателям в других развитых и развивающихся странах.

Несмотря на наличие программ государственной поддержки и ежегодный пересмотр размера оплаты труда, заработная плата учителей в Узбекистане ниже (в 20-30 раз), чем в других странах.

В Узбекистане наблюдается общая тенденция к сокращению количества общеобразовательных учреждений и необходимость их капитального ремонта, что негативно скажется на образовательном потенциале.

В некоторых школах РУз количество учеников в классах достигает 45-50 человек, что препятствует получению качественного образования.

За последние 8 лет в Узбекистане было закрыто 72 общеобразовательных учреждения.

Недостаточное количество высших учебных заведений и наличие квот на поступление в вузы значительно замедляет развитие человеческого капитала в Республике Узбекистан. В Узбекистане не имеется частных, неправительственных высших образовательных заведений, хотя законодательство (Закон «Об образовании» 1997 года) позволяет создавать такие учебные заведения.

На сегодняшний день в Республике функционируют 96 высших образовательных учреждений и филиалов. Этот показатель в 2016/2017 учебном году составлял 77 единиц, а в 2017/2018 учебном году – 86 единиц.

Система высшего образования Узбекистана сталкивается с затруднениями в двух основных направлениях: (a) доступ; и (b) качество и актуальность.

Доступ: Общий охват системы высшего образования в Узбекистане сократился с 17% в 1991 году до примерно 9% на сегодняшний день; что значительно ниже, чем уровень, демонстрируемый соседями (Казахстан: 41%, Кыргызская Республика: 49%), Россией и странами Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) с высоким уровнем доходов (примерно 75%). Проблемы, связанные с доступом, можно связать со следующими факторами:

Во-первых, охват населения государственными вузами контролируется и ограничен квотами приема, устанавливаемыми ежегодно Министерством экономики, которое выделяет менее 60 000 мест для новых студентов бакалавриата ежегодно. Конкуренция за ограниченное число мест в вузах является очень напряженной, и число соискателей на каждое место выросло с 6,7 в 2010-2011 учебном году до 9,3 в 2014-2015 учебном году.

Среднее количество человек на одно высшее образовательное учреждение в 5 раз превышает аналогичный показатель в развитых странах, что негативно сказывается на доступности образования.

На сегодняшний день ученики, окончившие среднее образовательное учреждение, могут подать документы для поступления только в одно высшее учебное заведение.

Во-вторых, участие частного сектора в секторе высшего образования в Узбекистане ограничено – из 96 вузов, осуществляющих деятельность в стране, нет ни одного полностью частного вуза, и лишь три вуза представляют собой партнерские инициативы государственного и частного секторов (все в сотрудничестве с иностранными университетами).

Несмотря на рост числа высших учебных заведений почти на 8% в период с 2008 по 2016 гг., количество выпускаемых специалистов сократилось на 20% в результате применения квот (только 9% абитуриентов ежегодно поступают в высшие учебные заведения Республики Узбекистан).

В 51 высшем образовательном учреждении организована заочная форма обучения, в 22 вузах – специальная заочная форма, в 9 ВУЗах – по вечерней форме обучения.

В 2016/2017 учебном году введено 15 новых направлений образования и 14 специальностей, в 2017/2018 учебном году – 8 направлений и 10 специальностей, в 2018/2019 учебном году введено 66 новых направлений бакалавриата и по 48 специальностям магистратуры.

Качество и актуальность: Система высшего образования Узбекистана медленно адаптируется меняющимся потребностям экономики страны. При том, что квоты приема корректируются с учетом потребностей рынка труда с увеличением квот на инженерные, строительные и производственные программы обучения, все еще остаются и несоответствия. Эти несоответствия приводят к тому, что многие выпускники не могут найти работу по специальности, а те, кто такую работу нашел, зачастую не обладают комбинацией практических навыков должного уровня, востребованными работодателями.

Правительство признает, что во многих технических вузах не хватает как учебных, так и исследовательских лабораторий. Работодатели отмечают, что выпускникам часто не хватает технических и нетехнических навыков. Необходимо поддержать меры по приведению обучения в секторе высшего образования в соответствие с потребностями экономики, т.е. в повышении его актуальности.

Актуальность может быть улучшена путем углубления связей вузов с промышленностью, усовершенствования учебной среды посредством предоставления лабораторий и библиотечных ресурсов, а также внесения изменений в учебные планы и программы таким образом, чтобы более эффективно использовать ресурсы, и эффективного отслеживания выпускников на рынке труда.

Для улучшения предлагаемых курсов можно использовать обратную связь от промышленности, студентов и гражданского общества.

Еще один вопрос, вызывающий озабоченность, связан с обеспечением качества высшего образования. В настоящее время в Университетах отсутствует отвечающие требованиям механизмы обеспечения качества. Внешние процессы обеспечения качества ограничиваются государственной аттестацией и государственной аккредитацией, проводимыми Государственным центром тестирования один раз в 5 лет; однако, эти механизмы не соответствуют общепринятым международным стандартам.

Читать еще:  Гурзуф где это находится?

Связи с международным академическим сообществом в системе высшего образования Узбекистана ограничены и слабые, что не позволяет обеспечить благодаря интернационализации ускоренную модернизацию учебных программ, педагогической и исследовательской практики и режимов обучения, которым славятся современные университетские системы в развитых и лучших развивающихся странах.

Увеличение числа студентов, в свою очередь, потребовало увеличение числа преподавателей. Количество преподавателей, работающих в высших образовательных учреждениях республики в 2018/2019 увеличилось на 9% по сравнению с 2016/2017 учебным годом.

Низкое качество высшего образования в Республике Узбекистан обусловлено отсутствием академической квалификации у большей части преподавательского состава.

С 2017 года были внедрены формы дистанционного обучения в систему повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений. До сегодняшнего дня на этих курсах повысили квалификацию 1855 слушателей.

Лишь треть преподавателей вузов имеет академическую квалификацию.

Система мотивации не обеспечивает необходимый уровень заинтересованности в профессии преподавателя среди молодого населения.

Научный потенциал вузов на конец 2017/2018 учебного года достиг 34,2%, что на 3,1 % выше показателя на конец 2016 года, однако, все еще остается достаточно низким по сравнению с зарубежными странами, где для аккредитации необходимо иметь потенциал не менее 50%.

В феврале 2017 года был принят Указ Президента РУз о переходе на двухступенчатую систему подготовки научных кадров.

Увеличена в 2 раза квота приема в докторантуру.

Упрощены процедуры рассмотрения диссертаций. Как итог – увеличение числа диссертационных работ по сравнению с 2016 годом в 2 раза в 2017 году и в 2,5 раза по итогам первого полугодия 2018 года.

Проводимые реформы в сфере образования за последние 2 года способствовали увеличению финансирования из государственного бюджета.

Финансирование для содержания подведомственных образовательных учреждений МВССО увеличилось на 83,7%.

Управление системой. Регулирование системы образования осуществляется различными министерствами (Министерство дошкольного образования, Министерство народного образования, Министерство высшего и среднего специального образования) и многоуровневыми законами, программами, постановлениями и регламентами, издаваемыми различными государственными органами. Имеют место серьезные накладки и фрагментация обязанностей между ними.

Отсутствие интегрированной стратегии:

Цели каждого из министерств определяются отдельно и не имеют единого вектора развития, закреплённого в общей стратегии;
Ряд областей для развития могут быть не затронуты ни одним из министерств;
Отсутствует единая карта «выращивания» специалистов с дошкольного до послевузовского периода.
Отсутствие контроля результатов образования
Текущая модель имеет чрезмерный фокус на построении образовательного процесса, при этом не уделяя достаточного внимания результатам образовательных ведомств;
Как результат появляется риск касательно качества получаемого образования.
Управленческий кризис в министерствах
Отсутствуют достаточные компетенции в части внедрения предложенных изменений и новых концепций;
Нехватка квалифицированных управленческих кадров;
Отсутствуют инновационные методы управления.

Кроме того, в стране не имеется современной информационной системы управления образованием, что не позволяет принимать информированные решения, и система регулирования участия негосударственного сектора в образовании является ограничительной. В результате имеет место отсутствие частных поставщиков образовательных услуг.

Образование в Узбекистане

Система образования Республики Узбекистан является единой и непрерывной и состоит из:

  • государственных и негосударственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • научно-педагогических учреждений, выполняющих исследовательские работы, необходимые для обеспечения функционирования и развития системы образования;
  • органов государственного управления в области образования, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.

Образование в Республике Узбекистан реализуется в следующих видах:

  • дошкольное образование;
  • общее среднее образование;
  • внешкольное образование;
  • среднее специальное, профессиональное образование;
  • высшее образование;
  • послевузовское образование;
  • повышение квалификации и переподготовка кадров.

Органы управления образованием

Общее управление системой образования осуществляет Кабинет Министров. Так же Кабинет Министров осуществляет непосредственное управление отдельными высшими учебными заведениями, в число которых входят Ташкентский Исламский Университет, а также филиалы международных известных зарубежных ВУЗов (МГУ, Вестминстерский университет и т.д.).

К компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан в области образования относятся:

  • осуществление единой государственной политики в области образования;
  • руководство органами государственного управления образованием;
  • разработка и реализация программ развития образования;
  • установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
  • определение порядка аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и научных кадров;
  • выдача разрешений на право занятия образовательной деятельностью образовательным учреждениям других государств на территории Республики Узбекистан;
  • определение порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании с соответствии с законодательством;
  • утверждение государственных образовательных стандартов;
  • утверждение документов об образовании государственного образца и установление порядка их выдачи;
  • установление количества государственных гарантов и порядка приема в образовательные учреждения;
  • назначение ректоров государственных высших образовательных учреждений;
  • установление порядка перевода обучающихся из одного аккредитованного образовательного учреждения в другое;
  • иные полномочия в соответствии с законодательством.

В Узбекистане непосредственное руководство деятельностью образовательных учреждений осуществляют два отраслевых министерства – Министерство Народного Образования (МНО) и Министерство Высшего и Среднего Специального Образования (МВССО).

МНО отвечает за деятельность дошкольных, внешкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ. В ведении МНО находятся 5 ВУЗов и 16 институтов повышения квалификации учителей. Министерство имеет областные, районные и городские отделы народного образования, которые осуществляют функции методологического руководства деятельностью соответствующих образовательных учреждений на подведомственной территории.

Организационная структура системы МНО РУз

МВССО является органом государственного управления, осуществляющим руководство высшим и средним специальным, профессиональным образованием в Республике.
Министерство в своей деятельности подотчетно Кабинету Министров Республики Узбекистан.
В систему Министерства входят Центр среднего специального, профессионального образования, Центр развития высшего и среднего специального, профессионального образования и подведомственные высшие учебные заведения.

Читать еще:  Помощь беженцам из Украины

Организационная структура системы МВССО РУз

Каждый гражданин имеет право получить знание, гарантированное конституцией Республики Узбекистан. Образование играет значительную роль в воспитании молодёжи Республики Узбекистан. Родина начинается с порога, образование и воспитание детей начинаются в семье. Значит, каждый из нас ответственный за подрастание полноценного, здорового, образованного, преданного Родине поколения. Для вашего внимания приводим Положения об основных органах управления, МНО и МВССО. Ваше мнение об образовании и воспитании вы можете выразить на форуме в разделе “ Образование ”. Для этого обязательно зарегистрируйтесь.

Образование в Узбекистане

Ресурсы для обучения во время каникул

В целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции в Республике Узбекистан и обеспечения санитарно-эпидемиологического спокойствия в образовательных учреждениях были объявлены дополнительные каникулы для учащихся общеобразовательных учреждений начиная с 16 марта 2020 года. На этой странице опубликованы

2 апреля 2020

2 апреля 2020

2 апреля 2020

29 марта 2020

28 марта 2020

Усиление интереса молодежи к музыке, художествам, литературе, театру и другим видам искусства

Охват молодежи спортом, создание необходимых условий для этого

Организацию эффективного использования населением и молодежью компьютерных технологий и интернета

Повышение духовности молодежи, широкая пропаганда чтения

Обеспечение занятости женщин

Пять инициатив развития отрасли

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Учеников
Преподавателей
Языков

НАШИ ПРОЕКТЫ

Родителям
Вакансии
МОНИТОРИНГ
E-библиотека
педагогам
Учеников
ГОЛОС УЧИТЕЛЯ
ЕДИНОЕ ОКНО

Территориальные управления

Бузруков Фуркатбек Гуломжонович​

Тел.: (0 374) 228-26-71

Факс: (0 374) 228-25-89

Адрес: 110000, Андижанская область, г. Андижан, улица А.Умархона, дом 23

Сафаров Амрилло Камолович

Тел.: (0 365) 224-3262, (0 365) 224-33-04

Факс: (0 365) 224-20-73

Адрес: 200112, Бухарская область, город Бухара, улица И. Муминова, дом 2

Жураев Бекзод Хонимкулович

Тел.:(0 375) 221-06-99

Факс: (0 375) 221-06-99

Адрес: 180100, Кашкадарьинская область, г. Карши, улица Ислама Каримова, дом 219

Улуғбердиев Нурбек Рузиевич

Тел.: (0 436) 224-30-44, (0 436) 224-95-88

Факс: (0 436) 224-54-61

Адрес: 210100, Навоийская область, город Навои, проспект, улица Жасората, дом 24

Рахмонкулова Наргиз Хаджиакбаровна

Факс: (71) 2316572

Адрес: Ташкентская область, г. Нурафшан, махалля Обод, улица Шон-Шухрат, 4

Абдурахманов Абдушокир Абдукаримович

Тел.: (0 367) 225-43-42

Факс: (0 367) 225-11-74

Адрес: 120100, Сырдарьинская область, город Гулистан, улица Дружбы народов, дом 30

Усмонов Саидахмад Сайдуллаевич

Тел.: (0 366) 233-93-60, (0 366) 233-93-57

Адрес: 140100, Самаркандская область, город Самарканд,площадь Куксарой, дом № 1

Турдиматов Маърипжон Рахматович

Тел.: (0 373) 244-31-18

Факс: (0 373) 244-31-18

Адрес: 150100, Ферганская область, город Фергана, улица К.Додхох, дом – 2

Садриддинова Дилфуза Рузикуловна ​

Тел.: (0 372) 226-28-74, (0 372) 226-19-86

Факс: (0 372) 226-07-57

Адрес: 130109, Джиззакская область, г. Джиззак, улица Ш. Рашидова, дом 63

Ражапов Вахобжон Тўражонович

Тел.: (0 369) 232-61-15, (0 369) 232-28-64

Факс: (0 369) 232-19-84

Адрес: 716018, Наманганская область, г. Наманган, 3 – Малый район, проспект Дустлик

Сапаров Илхом Очилович

Тел.: (0 376) 770-81-82

Факс: (0 376) 770-81-89

Адрес: 190100, Сурхандарьинская область, г. Термез, Ат-Термизийская площадь, дом 2

Бектемиров Хамро Солаевич

Тел.: (0 362) 228-11-51

Факс: (0 362) 228-11-51

Адрес: 220100, Хорезмская область, г. Ургенч, улица Ю.Бобожонова, дом 22

Начальник Главного управления:

Мамаджанов Аваз Каримжанович

Тел.: (0 371) 237-08-13

Факс: (0 371) 237-08-93

Адрес: 100000, г. Ташкент, Мирзо-Улугбекский район, улица Мустакиллик, 69 дом

Пять инициатив развития отрасли

Усиление интереса молодежи к музыке, художествам, литературе, театру и другим видам искусства

Охват молодежи спортом, создание необходимых условий для этого

Организация эффективного использования населением и молодежью компьютерных технологий и интернета

Повышение духовности молодежи, широкая пропаганда чтения

Обеспечение занятости женщин

Аяпов Аманжон Тлепович

Тел.: (0 361) 222-24-37

Факс: (0 361) 222-98-30

Адрес: 230100, Республика Каракалпакистан, г. Нукус, улица А.Досназаров, дом 62

Абдурахманов Абдушокир Абдукаримович

Тел.: (0 367) 225-43-42

Факс: (0 367) 225-11-74

Адрес: 120100, Сырдарьинская область, город Гулистан, улица Дружбы народов, дом 30

Объявления

Вниманию предпринимателей и инвесторов!

Министерство народного образования Республики Узбекистан (далее – Государственный партнёр) объявляет конкурс для участия в проекте государственно-частного партнёрства в сфере народного образования.

Партнёрства на базе школы №185

Министерство народного образования Республики Узбекистан (далее – Государственный партнёр) объявляет конкурс для участия в проекте государственно-частного партнёрства в сфере народного образования на базе школы №185, Алмазарского района, г. Ташкента.

Вакансии на должности руководителей облОНО двух областей

Министерство народного образования Узбекистана объявило две вакансии для замещения должностей руководителей областных управлений народного образования Джизакской и Кашкадарьинской областей.

Партнерство по «нулевой» ставке арендного платежа.

Министерство народного образования Республики Узбекистан совместно с хокимиятом Яккасарайского района города Ташкента объявляет конкурс для участия в проекте государственно-частного партнёрства в сфере народного образования на базе неиспользуемой части здания средней общеобразовательной школы №91 для целевого использования частным партнером по «нулевой» ставке арендного платежа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector