Остафьево музей усадьба где находится?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Остафьево музей усадьба где находится?

Музей-усадьба Остафьево

Москва: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Москвы
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (942)
    • Музеи (267)
    • Парки (68)
    • Автовокзалы (13)
    • Парки развлечений (53)
    • Магазины и ТРЦ (467)
    • ЖД вокзалы (17)
    • Храмы, соборы, мечети (421)
    • Фестивали, праздники, шоу (23)
    • Зоопарки (12)
    • Аэропорты (4)
    • Клубы, концертные площадки (234)
    • Площади (3)
    • Театры (108)
    • Галереи (7)
    • Смотровые площадки (4)
    • Небоскрёбы (1)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Фуникулеры, канатные дороги (1)
    • Кинотеатры (132)
    • Озера (4)
    • Национальные парки (1)
    • Мосты (5)
    • Бани, сауны (5)
    • Речные вокзалы (1)
    • Пляжи (21)
    • Замки, дворцы (4)
    • Центры активного отдыха (12)
    • Рестораны и кафе (35)
    • Спортивные сооружения (2)
    • Фонтаны (4)
    • Визовые центры (2)
    • Учебные заведения (1)
  • Забронировать отель в Москве
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Москвы
  • Советы о Москве
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Москве

Автобус из Москвы до ост. «Музей-усадьба Остафьево» № 802, либо до ост. «Фабрика имени 1 мая» № 864; из Подольска до ост. «Школа (Остафьево)» № 1045К
Маршрутное такси из Москвы до ст. «Щербинка» № 422, далее автобус № 1045, 898 до ост. «Музей Остафьево»

Остафьево — старинная усадьба и государственный музей, расположившиеся в одноименном селе в Подмосковье, недалеко от Подольска. За годы своей насыщенной истории усадьба побывала и литературным центром Москвы, и пушкинским музеем, и военным госпиталем, и даже пионерским лагерем.

В настоящее время это популярная достопримечательность, которую посещает более 100 000 человек в год. Помимо непосредственно музейной деятельности, на территории усадебного комплекса «Остафьево» — «Русский парнас» регулярно организуются различные мероприятия: выступления, фестивали, праздники, концерты, конференции. Кроме того, парк и усадьба полюбились современным молодоженам, которые часто включают их в программу своей свадьбы: проводят здесь прогулки и фотосессии.

История усадьбы Остафьево

Усадьба на этом месте, располагавшемся в те времена в селе с названием «Климово, Нечаево тож», была основана в XVII веке политическим деятелем Прокопием Ляпуновым. После смены нескольких владельцев, в 1751 году усадьба была выкуплена у князя Якова Алексеевича Голицына купцом Козьмой Матвеевичем Матвеевым, который заслужил исключительное (для лица, не принадлежавшего к высшим сословиям) право на приобретение «деревень» — земли и 500 душ крестьян сельца Климово и деревни Остафьево.

В течение нескольких последующих лет имение, ставшее именоваться с тех пор Остафьево, отстраивалось Матвеевым. Композиция усадьбы, заложенная купцом, во многом сохранилась до наших дней, несмотря на последующие перестройки.

Следующим владельцем Остафьево стал Андрей Вяземский, потомок Рюриковичей и один из самых образованных людей своего времени. Именно при владении рода Вяземских был построен главный дом (дворец с флигелями), сохранившийся до наших дней, разбит парк, а усадьба приобрела славу «Русского Парнаса». В эти годы Остафьево посещали многие известные личности тех лет, в числе которых А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь и Н. М. Карамзин, живший и создавший здесь первые восемь томов своего сочинения — «История государства Российского» — с 1804 по 1815 годы.

В годы владения усадьбой Петром Вяземским Остафьево стало одним из центров культурной жизни России. Здесь проходили собрания литературного общества «Арзамас», ставились театральные постановки. Сам будучи поэтом, Петр посвятил этому месту множество стихотворений, в том числе «Деревня» (1817), «Сельская церковь» (1856), «Нет, не видать уж мне Остафьевский мой дом» (1863).

В 1865 году, после смерти Петра, имение унаследовал его сын — Павел, который также был литератором и страстным коллекционером. Он собрал здесь ценную коллекцию произведений живописи, графики, прикладного искусства, выделил в усадьбе мемориальные комнаты Карамзина, Пушкина и Петра Андреевича Вяземского.

В 1888 году Остафьево перешло во владение следующего мужчины из рода Вяземских — Петра Павловича, который спустя 10 лет продал его мужу своей сестры — графу Шереметеву — в связи с тем, что жил в Петербурге и не имел возможности заниматься ведением дел в имении.

Сергей Дмитриевич Шереметев, историк и член Российской академии наук, стремился сохранить усадьбу и ее творческую и культурную атмосферу. Уже через год после приобретения, в 1899 году, к столетию со дня рождения Пушкина, он открыл в Остафьево общедоступный пушкинский музей, который стал один из первых музеев, посвященных великому поэту. В 1911–1914 годах Шереметевы в память известным личностям, посещавшим некогда усадьбу — Карамзину, Пушкину, Жуковскому, а также ее знаковым владельцам — Петру и Павлу Вяземским — установили в парке мемориальные бюсты. Открытие памятников происходило в торжественной обстановке и в присутствии многочисленных приглашенных гостей.

Усадьба в советское время и наши дни

После революции и прихода к власти большевиков усадьба была национализирована, но музей сохранен. В 1923 году Остафьево признали неприкосновенным памятником «садово-парковой культуры Музейно-академического значения». Однако спустя 7 лет, 6 марта 1930 года, музей был ликвидирован, а большая часть его коллекции распределена по различным музеям и частично распродана.

В последующие годы усадьба использовалась для разных целей: сначала под размещение пионерского лагеря, в годы войны — военного госпиталя, а с середины XX века — базы отдыха союзного Совета министров, куда приезжали многие видные политические и культурные деятели СССР. Именно в эти годы усадьба подверглась наиболее значительной перестройке и перепланировке как в части внешнего обустройства комплекса, так и внутреннего убранства зданий.

Лишь 5 декабря 1988 года усадьбе вернули статус музея, а еще через 7 лет — в феврале 1995 года — музей-усадьбу «Остафьево» — «Русский Парнас» включили в перечень объектов исторического и культурного наследия России федерального значения. В течение многих лет — вплоть до 2016 года — здесь велись работы по воссозданию интерьеров дворца, восстановлению различных предметов внутреннего убранства.

Часы работы и цены музейного комплекса

Государственный музей «Остафьево» открыт для посещения 6 дней в неделю:

  • со вторника по пятницу и в воскресенье: с 10:00 до 18:00;
  • в субботу: с 10.00 до 21.00;
  • понедельник — выходной день.

В последнюю пятницу месяца часы работы музея: с 12:00 до 18:00. Касса прекращает работу за 1 час до закрытия.

Парк музейного комплекса открыт ежедневно с 8:00 до 22:00 (вход возможен до 21:00).

Стоимость входных билетов в музейном комплексе составляет:

  • на постоянные экспозиции музея («Усадьба Остафьево: история и судьба» (цокольный этаж), «Убранство Остафьевского дома» (1-й этаж), «Н. М. Карамзин: жизнь и труды» (2-й этаж)): полный — 300 руб., льготный — 250 руб.;
  • на временные выставки музея: полный — 100 руб., льготный — 70 руб.;
  • в парк (экспозиция «Усадебный парк»): полный — 100 руб., льготный — 70 руб., дети до 16 лет и пенсионеры — бесплатно (с 08:00 до 10:00 — вход в парк бесплатный для всех категорий граждан);
  • единый входной билет в музей-усадьбу: полный — 400 руб., льготный — 350 руб., для пенсионеров — 300 руб., для детей до 16 лет — бесплатно.

Экскурсионное обслуживание оплачивается отдельно.

Обратите внимание, что режим работы и цены музея-усадьбы могут быть изменены в зависимости от проводимых мероприятий, поэтому актуальную информацию лучше уточнять на официальном сайте музея.

Экскурсии в усадьбе Остафьево

Музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас» предлагает своим посетителям целый ряд экскурсий и образовательных программ, среди которых:

  • Обзорная экскурсия;
  • Тематические экскурсии: «Н. М. Карамзин: жизнь и труды», «Убранство остафьевского дома», «300 лет медали в России», «Усадебный парк в Остафьеве», «Церковь Живоначальной Троицы в Остафьеве», «А. С. Пушкин и Остафьево», экологическая тропа «Необычное в обычном»;
  • Вечерняя программа «Чудится мне, что там найдется многое…«;
  • Интерактивные программы: квест «Тайны усадебного парка», «Остафьевские посиделки», «Калейдоскоп имен, событий, лиц»;
  • Образовательные программы: «Достопримечательности Москвы», «Архитектурные стили. Остафьево, как памятник эпохи классицизма».
Читать еще:  Стоимость бензина в Грузии

Архитектурные особенности

На сегодняшний день усадебный комплекс «Остафьево» — «Русский Парнас» включает в себя двухэтажный дворец, построенный в стиле классицизма, а также парк с прудом и липовой аллеей, общая площадь которых составляет 21 гектар. Главный дом имеет два флигеля, соединенных открытой колоннадной галереей. Среди основных элементов фасада дворца можно выделить: шестиколонный портик, треугольный фронтон и бельведер, воссозданный в 2012 году согласно историческим сведениям.

В настоящее время в главном здании усадьбы восстановлена историческая планировка: в парадных залах первого этажа воссоздана историко-бытовая среда имения первой трети XIX века, тут можно увидеть мебель, принадлежавшую князьям Вяземским, книжные издания, предметы живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, собранные владельцами Остафьево за многие годы.

В главном здании усадьбы можно выделить несколько основных помещений:

  • Вестибюль и овальный зал — композиционный центр дома. Предназначавшийся для приемов зал является образцом парадного зала в русской усадебной архитектуре начала XIX века.
  • Три библиотеки (Андрея Ивановича, Петра Андреевича и Павла Петровича Вяземских), каждая из которых содержала прекрасную коллекцию книг, тщательно собранных в зависимости от интересов ее создателя.
  • Большая гостиная, украшенная полотнами итальянских художников, мраморными бюстами императоров Клавдия и Нерона, барельефами Геннинга с произведений Рафаэля.
  • Большая столовая с двумя монастырскими шкафами XVII века, старонемецкими стульями, канделябрами и стенами, увешанными оружием разных народов. В столовой хранилось большое количество редких изделий и посуды ручной работы.
  • Музейные и жилые комнаты второго этажа, обставленные старинной мебелью и украшенные портретами мыслителей и писателей, гравюрами европейских мастеров, произведениями древнерусского искусства и русской живописи.

Усадебный комплекс Остафьево на Google-панораме

Как доехать до Государственного музея-усадьбы Остафьево

Музей находится к югу от Москвы в поселении Рязановское, село Остафьево. Добраться сюда можно несколькими способами.

На общественном транспорте

  • На автобусе № 802 (идет от станции метро «Бульвар Дмитрия Донского») до остановки «Музей-усадьба Остафьево», от которой до усадьбы останется около 2 минут пешком;
  • На электропоезде Курского направления или маршрутном такси № 422 (идет от метро «Бульвар Дмитрия Донского») до станции «Щербинка», далее на автобусе № 1045, 898 или маршрутном такси № 1045К до остановки «Музей-усадьба Остафьево»;
  • На автобусе № 864 от станции метро «Анино» до остановки «Фабрика имени 1 мая», от которой около 10–15 минут ходьбы до музейного комплекса.

Из Подольска без пересадок доехать можно на автобусе № 1045 и маршрутном такси № 1045К до остановки «Школа (Остафьево)», расстояние от которой до музея-усадьбы можно преодолеть пешком не более, чем за 10 минут.

На автомобиле

Оптимальный вариант добраться из Москвы на машине — это доехать по Варшавскому шоссе до города Щербинка, там свернуть на Остафьевское шоссе, по которому двигаться до Остафьевского пруда и въезда в музейный комплекс. Перед входом в имение есть парковка, однако она не очень большая, поэтому приезжать желательно пораньше, пока на ней есть места.

На такси

Кроме того, добраться до усадьбы можно на такси. Удобный способ оформить заказ — воспользоваться одним из мобильных приложений, например, Яндекс Такси, Gett, Uber.

Видео об усадьбе Остафьево (Русский Парнас) в Подмосковье

Усадьба Остафьево

Фото Усадьбы Остафьево

Время: ср.- чт., сб.-вс. – 10:00-18:00, пт. – 10:00-17:00, пн., вт. – выходной.

Стоимость: 180 р. (возможность льгот можно уточнить при покупке).

Усадьба Остафьево – Москва, п. Рязановское, с. Остафьево

Старинная усадьба Остафьево – объект культурно-исторического наследия России федерального значения.

Легенда гласит, что название «Остафьево» появилось, когда приехавший к хозяину – Петру Вяземскому, поэт Александр Пушкин, имея в виду свой багаж, сказал лакею: «Оставь его».

В начале XIX в. называли село – Астафьевское; была усадьба и Резаново, и Климово, и Астафьево.

Знатные хозяева и славные гости

Подмосковная усадьба, обращенная ныне в музей, была куплена князем Андреем Вяземским, чиновником и литератором, в конце XVIII в. у некоего господина Журавлева, в честь рождения своего сына Петра. Липовая аллея парка стала весомым аргументом в пользу покупки. Близлежащее село Остафьево и 150 душ крепостных были куплены «в довесок».

Петр Андреевич Вяземский – литературный критик и поэт-романист, историк, биограф-мемуарист посвятил Остафьеву стихотворения «Родительский дом», «Деревня», «Сельская церковь» и др.

В числе славных посетителей и гостей усадьбы «Остафьево» – Н.Карамзин, работавший здесь над «Историей государства Российского»; А.Пушкин – друг и соратник; представители литературно-поэтической школы русского «Золотого века»: В.Жуковский, К.Батюшков, А.Грибоедов, И.Тургенев, А.Мицкевич, Н.Гоголь, Денис Давыдов.

Павел Вяземский становится владельцем поместья «Остафьево» в 1865 г. В числе его преобразовательной деятельности – сохранение мемориальных комнат отца, Н.Карамзина и А.Пушкина, обустройство Готического зала и собрание картин немецких живописцев, часть которых ныне находится в московском Пушкинском музее.

В семейном владении Вяземских Остафьево находилось до 1898 г. Далее перешло графскому роду Шереметевых. В это время обустраивается аллея лип «Русский Парнас», устанавливается плеяда «литературных» памятников.

В конце XIX в. предпринимается попытка систематизировать российское литературное наследие пушкинских времен изданием Остафьевского архива. Неизданные документальные материалы Вяземских находятся в фондах Национальной библиотеки России.

После национализации в советское время в усадьбе был музей, пионерский лагерь, правительственный Дом отдыха. В этот период обновлена планировка главного дома, пристроена балюстрада, но утрачена первоначальная оригинальность парка.

Внешний и внутренний облик усадьбы Остафьево

Двухэтажный дом-усадьба начала XIX в. в стиле русского классицизма, с колоннадами и флигелями, на берегу старинного озера. Автор проекта неизвестен, как неведом и архитектор, спроектировавший близлежащую Свято-Троицкую церковь.

Изначально архитектурный ансамбль Остафьева включал здание главного дома, кирпичный завод, оранжереи, хозяйственные постройки, теплицы, 2 моста, один из которых – мост-плотина.

По парадной лестнице гости попадали в вестибюль дома – картинную галерею с шедеврами живописи XV-XVI вв., обустроенной П.Вяземским.

В Овальный зал можно было попасть из вестибюля. По обе стороны от зала находились большая столовая, персональные библиотеки и кабинеты всех Вяземских. Гостиная, спальни. Фамильная библиотека семьи к концу XIX в. насчитывала 22 тыс. томов.

Второй этаж – комната Н.Карамзина, где на протяжении 12 лет он написал 8 томов «Истории государства Российского» и тематические «музейные» комнаты.

Эталон русской усадебной культуры – Остафьево, в конце 80-х прошлого века стало Литературно-историческим Музеем. А в 1995 г. Музей-усадьбу «Остафьево» – «Русский Парнас» внесли в список объектов культуры и истории федерального уровня. Территория парка занимает около 22 га.

Постоянно проводятся работы по реставрации, но музей и парк принимают посетителей.

Кабинет Медали представляет тематическую экспозицию «300 лет истории медали в России», об этапах реставрации рассказывает экспозиция «На диво будущим векам», об архитектурных находках – «То день, то новый дар».

Среди уникальных коллекций музея – собрание журналов, книг, альманахов первой половины XIX в., гербарий Е.П. Шереметевой.

Проводятся экскурсии «Пушкин и Остафьево», «С.Д. Шереметев – основатель общедоступного музея», «Церковь живоначальной Троицы в Остафьеве», «Пушкин. Вяземский. Гоголь» и др.

Остафьево

Музей-усадьба Остафьево расположена в Подольском районе Московской области. Князь Андрей Иванович Вяземский купил эту усадьбу в 1792 г. в честь рождения сына Петра, будущего поэта и литературного критика, друга А. С. Пушкина. Около ста лет поместье принадлежало семье Вяземских, а в конце 19 в. перешла к Шереметевым — последним владельцем усадьбы стал зять П. А. Вяземского граф Сергей Дмитриевич Шереметев.

26 мая 1899 года усадьбу впервые открыли для широкой публики как пушкинский музей. Возможно, статус музея и спас Остафьево после революции 1917 г.: в то время как абсолютное большинство дворянских усадеб было разграблено и разрушено, литературный музей продолжал жить, а его первым директором и хранителем был бывший владелец, Павел Шереметев. В 1927 г. его выгнали с должности за дворянское происхождение, а в тридцатые годы 20 века музей ликвидировали, и возродился он только в 1988 г. Впрочем, в запустении здание тоже не было: добротно построенный красивый дом недалеко от столицы переходил от ведомства к ведомству. Здесь размещался военный госпиталь, а после Великой Отечественной сюда переехал дом отдыха Совета министров СССР. Сейчас мы можем увидеть усадьбу уже не в том виде, который она имела при Вяземских и Шереметевых — в 1950-х ее перестроили, и в результате часть архитектурных особенностей оказалась утрачена, планировка сильно изменена, а где-то, наоборот, добавили новые элементы, например каменную балюстраду и остекление колоннады.

Читать еще:  Оружейная палата что там находится?

С 1988 г. Остафьево вернули музейный статус, но за это время множество экспонатов пропало, было продано или передано на хранение в другие музеи. Часть из них вернули в усадьбу, и сейчас их можно увидеть в экспозиции. С 1995 г. Остафьево вошло в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Что посмотреть

Центральное место занимает увенчанный бельведером двухэтажный усадебный дом в стиле русского классицизма, расположенный на берегу озера. На нижнем этаже когда-то располагались парадные комнаты, наверху — жилые помещения. В парадных комнатах Остафьева бывали Н. М. Карамзин, А. И. Тургенев, А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь и другие писатели, в память о которых в 1911-1914 годах в усадебном парке Шереметевы установили памятники.

Помимо главного дома в архитектурный ансамбль усадьбы входили оранжереи, людские покои, кирпичный завод, деревянные амбары и сараи, теплицы, парники, 2 моста, в том числе мост-плотина через реку Любучу, — в настоящее время в большей степени утраченные.

Парадная лестница усадьбы вела в вестибюль, превращенный князем Павлом Петровичем Вяземским в картинную галерею с произведениями искусства 15-16 веков. Из вестибюля гости попадали в овальный зал — одно из самых красивых посещений усадебного дома. По сторонам от зала располагались большая столовая и библиотеки Андрея Ивановича и Павла Петровича Вяземских. По правую сторону от вестибюля находился кабинет и библиотека Петра Андреевича Вяземского, насчитывавшая 5 тысяч томов, по левую сторону — большая гостиная. К большой гостиной примыкала малая гостиная. Малая гостиная, в свою очередь, вела в парадную спальню, расположенную в угловой комнате.

На втором этаже усадебного дома располагалась «карамзинская комната», в которой с 1804 по 1816 годы Николай Михайлович Карамзин написал 8 томов своей «Истории государства Российского». Кроме того, на втором этаже располагались «образная» и другие «музейные» комнаты.

Остафьево — знаковое место для истории русской аэронавтики: здесь приземлились Полина Юрьевна Гагарина (первая русская женщина, совершившая полет на воздушном шаре), и первый в мире парашютист Андре Жак Гарнерен.

Практическая информация

Как добраться

На электричке с Курского вокзала или на маршрутном такси № 422 от метро «Бульвар Дмитрия Донского» до станции «Щербинка», далее на автобусе № 1045 до остановки «Музей Остафьево». На автомобиле по Варшавскому шоссе до г. Щербинка, далее — следуя указателям.

Из Подольска на автобусе № 1045 до остановки «Музей Остафьево», либо на автомобиле по проспекту имени Ленина до поворота на улицу Подольская по указателю «Музей-усадьба „Остафьево“».

Время работы

  • Музей открыт ежедневно с 10:00 до 18:00, по пятницам до 17:00, выходные: понедельник, вторник

последняя пятница месяца — санитарный день.

  • Усадебный парк открыт с 08:00 до 22:00 с апреля по сентябрь и с 08:00 до 20:00 — с октября по март.

Билеты в музей — 100-250 RUB. Экскурсия по усадьбе в составе группы до 5 человек обойдется в 1050-1500 RUB за группу, групповая экскурсия в «Кабинет медали» — в 1600 RUB (только по предварительной записи по средам, четвергам или пятницам). Входной билет в парк: 30-50 RUB. Касса завершает работу за час до закрытия музея.Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

С 08:00 до 10:00 вход в парк свободный. В последний четверг месяца можно бесплатно посетить и парк, и музей, кроме экспозиции «Убранство Остафьевского дома».

Отзыв: Музей-усадьба “Остафьево” (Россия, Московская область) – Интереснейшее и живописное место в двух шагах от города

Доброго времени суток, друзья!
День был выходной, а погода такая, что хуже придумать можно, но лучше не надо: пасмурно, ветрено, холодно и дождливо.
Захотелось после рабочей недели невероятного: поехать куда-нибудь не слишком далеко, но так, чтоб и на природе побыть и, чтоб не очень от этой природы озябнуть и намокнуть. Короче, чтоб и волки сыты и овцы целы.
Погуглили и обнаружили, что буквально в получасе езды от нас находится до сих пор не обследованная нами усадьба Остафьево. Прекрасный парк, живописный пруд, а история самой усадьбы такова, что позавидует любое иное место. Просто удивительно, что путешествуя за 3 моря, мы не добрались до того, что было буквально в пешей доступности. В общем-то конечно позор, но мы себе это простили и срочно решили восполнить пробел.
Не буду досконально расписывать историю этого места. Все равно не получится. Да ведь Отзовик и не ставит перед собой просветительские цели. Исключительно рекламные на основе собственных впечатлений. Вот ими и поделюсь.
И все же невозможно хоть парой слов не упомянуть об истории этого удивительного места. Построил дворец и усадьбу в максимально приближенном к нынешнему варианту Андрей Иванович Вяземский. Хотя до него у этого места были и другие хозяева. Но историю Остафьева все же можно отсчитывать именно с этого момента и этого владельца.
Редкое место в России может быть так тесно связано с величайшими литературными талантами нашего отечества. Вяземский, Карамзин, Жуковский, Пушкин, Гоголь, Батюшков, Денис Давыдов, Грибоедов – перечень имен кажется можно продолжать бесконечно, кто так или иначе прикоснулся к имению Остафьево, владению Вяземских, а затем Шереметевых.
Но все же перейду непосредственно к нашему посещению.
Удобнее всего приехать на машине. Непосредственно перед воротами есть небольшая парковка.

Про стоимость билетов не буду ничего писать — все есть на сайте. Но есть некая особенность, которую зачастую не замечают. А именно: с 8.00 до 10.00 вход на территорию усадьбы бесплатный. За музей придется заплатить, но погулять по чудесному парку можно не потратив ни копейки.
От ворот идет аллея к главному дому, который в разных источниках называют дворцом. Я склонен к тому же мнению.

Дворец не шикарен, но красив и какой-то уютный, что ли. Особую оригинальность ему придает колоннада, встречающаяся далеко не у каждого подобного строения.

И конечно же нельзя обойти вниманием два могучих Карамзинских дуба, растущих перед колоннадами.

Вход в дворец-музей находится справа, со стороны пруда. Там (сбоку от касс) есть и туалет, куда можно забежать даже если билеты в музей не куплены.
Народу обычно немного, но когда приезжают экскурсии школьников, то возникает небольшой, локальный сумбур.

В цокольном этаже находится небольшая экспозиция, посвященная владельцам усадьбы и именитым гостям в разное время посетившим Остафьево.

А также макет всей усадьбы.

Следом за цокольной галереей располагаются комнаты с экспозицией посвященной непростой судьбе усадьбы в послереволюционный период.

Экспозиция второго этажа посвящена убранству остафьевского дома. На табличках рассказ про каждую комнату. Совершенно неожиданно для меня эта череда комнат с рассказом о жизни домочадцев в них оказалась удивительно интересной! Я не буду помещать сюда фотографии этих табличек или текст, рассказывающий про эту жизнь, а только размещу фотографии некоторых комнат. Представьте, как люди жили во всем этом великолепии и это была их обычная, повседневная жизнь.
Это парадная опочивальня

Читать еще:  На каком языке говорят в Нидерландах

Большая гостиная (панорамное фото)

И посмотрите, какой красоты люстры! Например, вот эта.

А вот это библиотека и кабинет князя А. И. Вяземского

Короче, красота удивительная! И, к сожалению, почти наверняка неповторимая.
Экспозиция второго этажа посвящена жизни и трудам Н. М. Карамзина

Много материалов об истории его жизни. И конечно же основное внимание уделено жизни и творчеству в те годы, когда Николай Карамзин жил в Оставьево.

Это время сам Николай Михайлович считал не только самым плодотворным, но и самым счастливым периодом своей жизни. Любопытно посмотреть на «Карамзинскую комнату» – рабочий кабинет, где он в течение 12 лет работал над написанием «Истории государства Российского». По сравнению с изящной пышностью других комнат она выглядит аскетично.

Но именно эту комнату выбирал для себя и Александр Сергеевич Пушкин, гостя в усадьбе Остафьево.

На 3-ем этаже экспозиции постоянно меняются, в отличие от первых двух этажей. И что там будет при вашем посещении – это точно не то, что видели мы.

Парк надо было бы описывать в отдельном большом отзыве. Мы были в самое паршивое время: поздняя осень, низкие тучи, дождь и прочие «прелести жизни». Но даже в такое время парк очаровывает. Наверное, летом он волшебен! Дорожки, аллеи, березовая роща, живописный пруд, памятники и конечно же беседка «Храм Аполлона» и горбатый мостик.

И возьмите с собой побольше орешков – белки совершенно ручные! Если их не угостить, не поймут.

Усадьба Остафьево

Архитектурно-парковый ансамбль «Остафьево» – один из немногих сохранившихся образцов подмосковной русской усадьбы конца XVIII – начала XIX века.

В 1800-1820-х гг. здесь был возведен дворец в стиле зрелого классицизма. Предположительно дом проектировал архитектор Иван Старов. В 1807 году, когда строительство дома в основном закончено, умирает А.И. Вяземский. Владельцем усадьбы становится его 15-летний сын П.А. Вяземский, опекунами которого назначаются Н.М. Карамзин и Ю.А. Нелединский-Мелецкий. Война 1812 года приостановила работы по отделке дворца. Фасады еще долгое время оставались неоштукатуренными. Облик дворца окончательно сформировался лишь к двадцатым годам XIX века. На торцевых фасадах дома в честь событий 1812 года, непосредственным участником которых был П.А. Вяземский, появляются гипсовые копии с медальонов Ф.П. Толстого.

В 1821 году П.А. Вяземский попадает в опалу и в течение последующих девяти лет живет с семьей в Остафьеве под особым надзором полиции. Именно в это время происходит расцвет духовной жизни в усадьбе, ставшей местом встреч многих выдающихся личностей эпохи. Дворец достигает стадии завершенности.

В 1861 году во владение усадьбой вступает Павел Петрович Вяземский, ученый и коллекционер. Он разместил во дворце многочисленные коллекции, в связи с этим интерьеры главного дома существенно изменились.

К этому времени дворец обветшал и нуждался в капитальном ремонте. Дальнейшие утраты в первоначальном облике объекта относятся к 1860 70 м годам. Они коснулись как наружных частей здания, так и интерьеров. Одной из самых существенных переделок, повлиявших на внешний облик дворца, явилась разборка в 1866 году обветшавшего бельведера. В начале 70-х гг. разобранный бельведер заменили куполом с высоким шпилем. Плоские перекрытия над колоннадами были разобраны и заменены пологими двухскатными железными кровлями. Первоначальные крыльца перед главными входами во флигели заменены новыми кирпичными одноэтажными пристройками в высоту цокольного этажа. Также была переделана парадная каменная лестница.

В 1888 году умирает Павел Петрович, а через год – его жена. Усадьба переходит к их сыну, Петру Павловичу Вяземскому, который живет в Петербурге, сдавая Остафьево внаем. Усадьба приходит в запустение. В конце 1890-х годов Петр Павлович продает её графу С.Д. Шереметеву, мужу своей сестры Екатерины Павловны.

Сергей Дмитриевич Шереметев, историк, археограф, меценат, прекрасно понимал историческое значение усадьбы Остафьево. Время с 1898 по 1918 год, связанное с его именем, является периодом создания в ней уникального музея. С 1898 года усадьба становится практически нежилой. С 1906 года в западном флигеле поселяется Павел Сергеевич Шереметев, много помогавший своему отцу в создании музея. С.Д. Шереметев почти не подвергал здание изменениям, но уделял серьезное внимание его состоянию, не останавливаясь перед затратами на ремонты. С 1899 по 1907 год был выполнен ряд работ по реставрации фасадов и интерьеров дома.

В период с 1918 по 1930 год Остафьевский дворец хотя и находился в ведении органов культуры и просвещения молодой советской власти, однако не ремонтировался и не поддерживался должным образом, ветшая на глазах современников. В марте 1930 года Остафьевский музей был ликвидирован, коллекции вывезены.

С 1931 года начинается совершенно новый этап в жизни усадьбы. В связи с преобразованием музея-усадьбы в дом отдыха в 1931–32 годах во дворце проводится капитальный ремонт. Здание оборудуется центральным отоплением, вентиляцией, радио- и телефонными сетями. Планировка помещений изменяется. В расширенном вестибюле сооружается парадная лестница в духе того времени, а старая каменная лестничная пристройка уничтожается. Тогда же начинается остекление галерей, проводившееся этапами по мере приспособления помещений для нужд дома отдыха. В 1945 году дом отдыха «Остафьево» закрывается на капитально-восстановительный ремонт. В начале 1950-х годов классическая строгость центрального входа нарушается сооружением пышной террасы с балюстрадой. Парадная лестница сужается, а профилированные белокаменные ступени заменяются гранитными. Такие же террасы с балюстрадами пристраиваются к фасадам флигелей, исказив изящные пропорции их объемов. К полуротонде паркового фасада пристраивается подиум. Все эти детали, столь традиционные для советской послевоенной «неоклассики» лишили здание утонченности строгого классицизма.

В 1988 г. было принято постановление «Об организации мемориального историко-литературного музея-усадьбы Остафьево».

За свою более чем двухсотлетнюю жизнь усадьба претерпела значительные изменения, был существенно искажен ее внешний облик, практически полностью утрачена внутренняя планировка главного дома. Усадьбе требовалась реставрация.

Ремонтно-реставрационные работы производились в усадьбе Остафьево с 2010 по 2016 год. Реставрация началась с восстановления остафьевских галерей, органически связывающих усадьбу с окружающим парком. Восстановление бельведера, утраченного в 60-е годы XIX века, придало архитектурному ансамблю усадьбы завершенный дворцовый вид.

Возвращен прежний облик жемчужине усадьбы – Овальному залу. Этот зал пострадал от времени меньше, чем другие помещения дворца, и сохранил свои функции парадной гостиной. Здесь проведена большая работа по сохранению и реставрации искусственного мрамора, по восстановлению лепнины капителей, заново выполнены базы. Важным шагом в реставрации зала явилось раскрытие шести выходящих в парк дверных проемов, ранее превращенных в окна. Большая работа проведена по восстановлению геометрии свода с сохранением деревянных конструкций начала XIX века. Полуциркульное окно второго света обрело свой исторический облик. Оно дает возможность обозревать зал со второго этажа. Отреставрирован архитектурный декор в помещениях первого и второго этажей главного дома, установлены колонны. В восьми парадных залах уложен художественный паркет. Завершена реставрация изразцовых печей. Восстановлены лестничные пристройки к ризалитам со стороны паркового фасада.

В пейзажной части парка восстановлена сеть дорожек, посажены цветы и кустарники. Возвращен исторический облик мемориальной липовой аллее. Проведено лечение старых деревьев. В соответствии с историческим планом архитектора Фомы Мельникова установлена беседка «Храм Аполлона».

За период реставрации был проведен колоссальный объем работ по возрождению усадьбы, и сегодня музей «Остафьево – Русский Парнас» стал культурным и экологическим центром.

Усадьба «Остафьево» стала лауреатом конкурса Правительства Москвы в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация – 2017» в нескольких номинациях: «за лучший проект реставрации/приспособления», «за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ», «за научно-методическое руководство / за научно-исследовательскую работу», «за высокое качество ремонтно-реставрационных работ».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector