Остров Ратманова как добраться?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Остров Ратманова как добраться?

Дальше — некуда: как живет национальный парк Берингия

Там, где начинается новый день, где постоянно беснуются ветра, где встречаются два океана (Северный Ледовитый и Тихий), где зима длится долгих восемь месяцев, находится один из самых больших национальных парков России — Берингия. Когда-то давно так называлась суша, соединяющая Азию и Северную Америку, но ушедшая под воду несколько тысячелетий назад. Это край китов и белых медведей, фьордов и тундры, лютой стужи и радушных людей. «Известия» напоминают о необходимости соблюдения строгих мер по самоизоляции и предлагают совершить виртуальное путешествие в этот удивительный уголок Чукотки.

Где это вообще?

Чукотский полуостров — край земли, как он есть. Причем край официальный — с востока. Здесь кончается Евразия и континентальная часть нашей страны, дальше только острова «сегодня» и «завтра» — российский Ратманова и американский Крузенштерна. До Аляски два гребка на веслах — всего 80 км. Парк находится на территории Чукотского автономного округа и включает в себя пять уникальных, отдельно расположенных участков в Арктике — «Колючинский», «Чегитунский», «Дежневский», «Мечигменский» и «Провиденский».

Моржи на лежбище, Чукотский полуостров

Кто открыл эти земли?

Несмотря на то что море и пролив между двумя континентами носят имя Витуса Беринга, побывавшего здесь в 1728 году, их надо было бы назвать в честь Семена Дежнева. Его экспедиция прошла мимо «богатой соболями страны Анадырь», где жили чукчи и эскимосы, через этот пролив, и, вероятно, достигла Аляски в 1648 году. Записи об открытии пролива до общественности дошли не сразу, долгое время они хранились в Якутском остроге. В честь Семена Дежнева в 1898 году по инициативе Русского географического общества переименовали мыс Восточный.

Что посмотреть?

Казалось бы, в таком месте, кроме льдов и туманов, особо ничего и нет. Но одних только географических «галочек» можно поставить на собственную карту путешествий несколько.

Линия перемены дат

Начнем с того, что здесь планета начинает свой очередной суточный виток, совсем неподалеку проходит 180-й меридиан, совпадающий с линией перемены дат. Поэтому в теории можно путешествовать во времени на лодке, просто двигаясь по проливу туда-сюда между островами Ратманова и Крузенштерна. На деле, конечно, всё не так эффектно, как на словах, расстояние между островами всего 4 км. Впрочем, официальное пересечение линии перемены дат весело отмечается на всех судах — от круизных до яхт.

Остров Врангеля, где проходит 180-й меридиан

Мыс Дежнева

Многие помнят, что Семен Дежнев был исследователем Сибири, первооткрывателем Колымы, пролива между Азией и Америкой, казачьим атаманом и даже торговцем пушниной. Мыс зовется еще Большим Каменным носом или Чукотским носом, как больше нравится. Он круто обрывается вниз острыми скалами, из-за чего осмотреть его с воды можно только в летние месяцы. Кстати, памятник-маяк первопроходцу, стоящий на высоте 100 м над уровнем моря, не находится на географической точке мыса. У мыса Дежнева встречаются два океана — Северный Ледовитый и Тихий.

Памятник-маяк в честь первооткрывателя мыса, путешественника Семена Дежнева

Бухта Провидения

Это название из приключенческих книжек будоражит воображение. И оно рисует туманы над проливом Сенявина, скалистые фьорды, дымящиеся горячие источники, спокойные воды. Всё точь-в-точь, как вы и представили. Бухта в Анадырском заливе не раз спасала корабли, укрывшиеся здесь и пережидавшие бури и зиму. Провиденский участок парка — самый красивый и самый таинственный. Здесь на острове Итыгран находится Китовая аллея — коридор из костей гренландских китов, заканчивающийся лабиринтом. Легенды молчат, археологи разводят руками. Никто не знает, зачем и кто это соорудил.

Село Лорино

На берегу Мечигменской губы издавна жили китобои и оленеводы, и ознакомиться с их бытом здесь можно без всяких туристических прикрас. Местному населению до сих пор разрешено охотиться на китов, поскольку это основа их пропитания. К китобоям можно при желании присоединиться на охоту или на разделку туши (предупреждаем: зрелище довольно кровавое). Квота выдается на 120 китов в год, в Лорино добывают почти половину от этого числа. А после всего увиденного можно отлежаться в теплой воде — здесь бьют горячие ключи.

Дети играют в баскетбол на спортивной площадке у здания лоринской школы в селе Лорино

Кто обитает в национальном парке Берингия?

В местных водах довольно вольготно, несмотря на разрешенный китобойный промысел, живут киты. С борта любого судна, даже прогулочного можно увидеть серых китов, гренландских, кашалотов, ивасевых — сейвалов, горбатых, иногда даже редких японских, нарвалов и финвалов. Их традиционные арктические соседи — нерпы, моржи, ларги, сивучи. Полноправными хозяйками в местной акватории себя считают косатки. Национальный парк является домом для многих арктических млекопитающих и птиц — всего 34 реликтовых и эндемичных вида, включая снежных баранов, полярных волков, росомах, горностаев. Белые медведи здесь обустраивают родовые берлоги, моржи — обживают лежбища, особенно их много на мысе Кенискен, белые гуси, белоклювые гагары, полярные крачки, орланы-белохвосты— галдят в гнездах и на птичьих базарах.

Белая медведица с медвежатами в бухте Драги на острове Врангеля

Интересный факт:

Самая восточная точка России имеет западную долготу, поскольку Восточная Чукотка находится в Западном полушарии.

Как туда добраться?

Любые посещения парка возможны только при наличии разрешения. Его оформляют на официальном сайте. Один из способов оказаться на краю света — примкнуть к экспедиции или забронировать круиз. Доступны и туры, которые стартуют либо из села Лаврентия, куда из Анадыря в хорошую погоду летает самолет, либо из поселка Провидения. Лучшее время для поездки — с июля по сентябрь, когда происходят миграции морских животных, а погода позволяет путешествовать по морю.

Не забыть:

► Заглянуть в покинутый эскимосский поселок Наукан.

► Совершить переход на остров Ратманова.

► Принять участие в конкурсе метания гарпунов или арканов.

► Наблюдать за птичьими базарами на острове Колючин.

► Сфотографировать снежного барана в верховьях реки Чегитунь.

► Отправиться на рыбалку на озеро Истихед и поймать чукотского гольца.

► Увидеть косатку, забравшись на гору Портовую.

► Посетить музей берингийского наследия.

► Увидеть пегтымельские петроглифы — оленей и людей-мухоморов.

► Попасть на остров Врангеля, что находится одновременно в трех полушариях.

► Отметиться на мысе Наварин — самом штормовом месте в России.

► Добраться до самого северного вулкана в России — Анюйского.

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Ссылки

Видео

Цитатник

Как победить этот вирус ? Советую посмотреть. Серия сообщений “видео разное”: Часть 1 – Елен.

Детский портрет. Художник Тимофеев Владимир Петрович. Детский портрет. Художник Тимофеев Владимир.

Народные средства для укрепления иммунитета Народные средства для укрепления иммунитета. Рецепт.

Как Авиценна «Чёрную смерть» победил. Как Авиценна «Ч.

Просто хорошее стихотворение. Юрий Левитанский ПОС.

ОСТРОВ РАТМАНОВА

Суббота, 24 Марта 2018 г. 11:15 + в цитатник

Кино-лирический сюжет реально сурового острова Ратманова.

Вспомните, кто смотрел фильм «Елки-3», куда отправился служить «сноубордист»? – На остров Ратманова. Этот остров самый первый встречают Новый год, потому что это край Земли, хотя она и круглая. Находится он в Беринговом проливе, который разделяет Западное и Восточное полушария, Азию и Америку, Аляску и Чукотку.

Здесь находятся острова Диомида (или острова Гвоздева), состоящие из двух небольших островов, которые, несмотря на свои малые размеры, имеют важное политическое значение. Малый Диомид (или остров Крузенштерна) принадлежит Соединенным Штатам Америки, а Большой Диомид (или по-другому – остров Ратманова) принадлежит России, именно между этими островами Берингова пролива проходит граница данных государств. Между ними же проходит и линия смены дат. На российском острове Ратманова время опережает время американского острова Крузенштерна на сутки.

Читать еще:  Поездки и правила нахождения в Крыму

Впервые европейцы посетили остров в середине XVII века в составе экспедиции Дежнева. Однако остров, расположенный на столько далеко и с таким суровым климатом , не представлял интереса для первооткрывателей, и о нем забыли до начала VIII в. В 1728 годe к острову подошли корабли экспедиции В. Беринга, который дал острову название Большой Диомид. Население на острове в то время составляло около 400 жителей, которые проживали в двух поселениях – Кунга и Имаклик. А в начале XIX века один русский исследователь ошибочно принял скалу, находящуюся между Большим и Малым Диомидом, за третий остров и, в честь своего друга, назвал его остров Ратманова. Скоро эта ошибка была обнаружена, но новое название уже прижилось, и было решено переименовать остров Большой Диомид в остров Ратманова.

Гора Крыша. Фото: Тарас.

Ил-14 у горы Крыша. Фото: Eugeniy.P.

В 1867 году, после того, как Россия продала Аляску Америке, началась эмиграция коренного населения (эскимосов) на остров Ингалик (так они называли о. Малый Диомид), который стал американской территорией. А в середине XX века советские власти переселили оставшееся население на материк, а на острове организовали пограничную заставу.

Сейчас остров Ратманова населен только личным составом погранзаставы.

Остров Ратманова имеет площадь около 29 кв.км. Наивысшая точка острова – г.Крыша, высотой 505 метров над уровнем моря. Глубина моря у берегов острова достигает 43 метров. На острове текут 3 реки.

Климат здесь суровый. Шквальные холодные ветра дуют здесь почти круглый год, принося с собой ледяной холод Арктики. Десять месяцев в году остров окружают плотные льды, по которым можно пешком перейти на соседний остров. А 2 месяца «лета» остров погружается в густой туман. Растительность острова очень небогатая: в основном это мхи и несколько видов трав.

А вот животный мир немного богаче. На прибрежной полосе находятся обширные лежбища моржей. Такие лежбища есть только на российском острове. Также на острове Ратманова находится один из самых крупных птичьих базаров этого края, здесь насчитывают 11 видов птиц, общее поголовье которых достигает 4 млн. особей. В прибрежной акватории острова проходит массовая миграция серого кита. Иногда на льдах пограничники встречают забредших сюда белых медведей.

Остров Ратманов – суровый и неприветливый край, пронизываемый холодными ветрами Арктики и омываемый ледяными водами Берингова пролива. Однако при всей своей мрачности и этот остров по-своему прекрасен.

Скупа на радости природа,
суровы Арктики ветра.
Пленит в любое время года,
красот полярных широта
Среди снегов и злых туманов,
почти у полюса Земли,
звучит фамилия Ратманов.
Так остров раньше нарекли.
Струится время по иному,
смешались завтра и вчера.
Полгода мрак и солнце снова,
сияет ночь и день с утра.
На рубеже на самом дальнем,
уходит вновь в дозор наряд.
Зовет их север в мир бескрайний,
как сто и двести лет назад.

Особенности острова Крузенштерн, расположение на карте

Берингов пролив разделяет холодными водами Америку, Азию и Чукотку. Если смотреть на карту, то в самой узкой части пролива расположен архипелаг Диомида, представляющий собой группу из двух небольших островков. Один из них остров Крузенштерн (иначе — Малый Диомид) принадлежит США, а второй — Ратманова (Большой Диомид) закреплён за Россией.

В древние времена остров Крузенштерн эскимосы называли Ингулак или же Ингалик, что значило «противоположный», так как всего в четырёх километрах от него, в западной стороне расположен остров Ратманова.

Острова Диомида считаются собственностью Российской Федерации и административно подчинены Чукотскому Автономному округу. Но остров Крузенштерна, включённый в эту группу, принадлежит государству США и официально закреплён за штатом Аляска. Произошло это по причине того, что в 1867 году Соединённые Штаты купили у России Аляску, а вместе с ней в договор входил и Крузенштерн остров. С этого момента архипелаг разделила государственная граница.

Исторические сведения об архипелаге Диомида

Впервые в этих местах люди появились в 1648 году, это была экспедиционная поездка под руководством Семёна Дежнева. Тогда необитаемый уголок с неприглядными климатическими условиями не представлял большого интереса и о нём забыли. Лишь спустя несколько лет, в 1728 году сюда приплыли корабли В. Беринга, именно он дал архипелагу имя Диомида, потому что это случилось 16 августа в день св. Диомида. Вот так и появился Малый и Большой Диомид.

Позднее в 1816 году Большой Диомид был переименован на о. Ратманова. Случилось это по ошибке, совершенной исследователем Отто Коцебу, который принял скалу между двух островов за третий остров и отметил её на карте в честь друга офицера М. Ратманова. Ошибка обнаружилась, но название решили оставить и присвоить Большому Диомиду.

До середины XX века на островах жили эскимосы, которые общались на языке Инупик. Основной деятельностью островитян была торговля с американскими и азиатскими племенами. Торговые связи с обоими материками существенно повлияли на уклад и традиции местных жителей.

С начала XX века по 1933 год жители о. Ратманова постепенно мигрировали на остров Крузенштерн. А с 1916 года на этой территории промышляло торговое поселение, образованное американцами. Однако в условиях холодной войны, под давлением советской власти, оставшаяся часть людей была насильно переселена на Чукотку. Позднее в 1941 году на Большом Диомиде была создана база для русских военнослужащих, которые и сегодня являются единственными обитателями местности.

Чем интересен о. Крузенштерна: википедия о главных особенностях

Крузенштерн остров располагает площадью всего 7 тыс. кв. метров, характерен своеобразным ландшафтом с плоскими вершинами и крутыми склонами. Здесь находится небольшой городок с немногочисленным населением. На момент переписи населения в 2011 году в городе проживало 135 человек.

В посёлке есть школа и церковь, а местных жителей называют эскимосами. Сюда входят американские индейцы и коренные жители Аляски. В основном люди занимаются рыболовным промыслом, охотой на морских тюленей и моржей. Все необходимые продукты, лекарства, а также почтовые отправления доставляются на остров баржами с «Большой Земли».

В тёплые месяцы здесь стоит густой туман, а в зимнее время пролив между островами заполняется большими кусками льда, образуя ледовую дорогу, которая соединяет два противоположных берега. Казалось бы, что может быть лучше для перемещения между островами, но закон запрещает пересечение Берингова пролива, дабы не нарушалась государственная морская граница между Россией и США.

И это не единственная особенность здешних мест, именно тут расположена линия перемены дат. Таким образом, когда на острове Крузенштерн заканчивается день, на о. Ратманова он только начинается. Ведь разница во времени между ними 23 часа. И это, несмотря на то что расстояние не превышает четыре километра. Получается так, что жители Малого Диомида смотрят не просто на противоположный берег Большого Диомида, но и наблюдают будущее. Когда на Малом Диомиде всего лишь воскресенье около трёх часов дня, то на Большом Диомиде это уже полдень понедельника.

Остров Ратманова: климатические условия, ландшафт и инфраструктура

На расстоянии 3,6 км от Малого Диомида находится о. Ратманова, который на эскимосском языке называется Имаклик, что означает «окружённый водой». Большой Диомид, он же о. Ратманова, находится на расстоянии 35,68 км от Чукотского побережья.

О. Ратманова — это самая восточная часть России. Сам по себе остров Имаклик, как его называли эскимосы, имеет неправильную форму, шириной приблизительно 5 км и длиной около 9 км. Площадь территории равна 29 кв. км.

Это уникальное место напоминает двухскатную крышу с пологим склоном в северной части. В направлении с юга на север протекает река, характерная топкими берегами. С южной стороны скат чуть меньше и круче, а в месте стыка с северным скатом образует небольшой хребет, высшую точку в 505 метров, так называемую — гора Крыша. Крайней северной точкой является мыс Всадник, немного восточнее располагается мыс Скалистый, а самая южная точка пренадлежит мысу Южный.

Читать еще:  Визы и правила въезда в Марокко

Здесь довольно суровый климат, характерный принизывающими ветрами, которые дуют круглогодично. Всего два месяца в году наступает лето, в течение которого стоит плотный туман, а в зимнее время остров окружен льдами. Однако в этот период на небе можно наблюдать завораживающее северное сияние. Из-за суровых условий растительный мир в этой местности очень скуден. В основном это некоторые разновидности мхов и трав, простирающиеся зелёным ковром в недолгий летний период.

Если говорить об инфраструктуре, то она довольно развита для столь небольшой территории. На маленькой площади есть магазин, школа, погранзастава, а также полярная станция. В некоторых частях острова сохранились эскимосские строения. Единственным транспортным сообщением является вертолётная площадка.

Интересные факты:

  • В 2005 году на острове был установлен православный крест высотой семь метров, который хорошо виден всем кораблям, проходящим через Берингов пролив, а также с берегов Аляски. Возведение проходило при участии главы Российской Православной Церкви Анадырской и Чукотской епархии.
  • Остров имеет большое значение для отслеживания морских границ с Азией и Северной Америкой, а также наблюдения огромной акватории Тихого и Ледовитого океана. Обзор простирается на десятки километров, позволяя отследить жизнь морских животных и перелёты птиц.
  • По некоторым источникам здесь предполагалось проложить тоннель, соединяющий Северную Америку и Евразию. По тоннелю планировали провести железнодорожное и автомобильное сообщение. Однако действия по этому проекту были свёрнуты из-за начала дефолта в России.

Как можно добраться до архипелага?

Попасть сюда крайне сложно. Неблагоприятные природные условия, а именно густой туман, окутывающий клочок суши в течение 300 дней в году, не позволяет совершать частые перелёты с материка. Поэтому вертолёты появляются здесь всего лишь раз в два месяца.

Существует два способа:

  1. Чтобы попасть на Крузенштерн остров, необходимо вылететь в США. В посёлке Уэльс, штат Аляска находится аэропорт и почтовое отделение связи, которое совершает регулярные поставки почты на вертолётах до посёлка эскимосов.
  2. На о. Ратманова существует вероятность попасть, если сначала добраться до посёлка Уэлена, Чукотского автономного округа, а затем связаться через местную войсковую часть, однако нет гарантии, что это удастся осуществить.

Тем не менее, что бы ни говорили про суровость и неприветливость этого края, острова Диомида не перестают завораживать и притягивать своей необычной природой.

Остров Ратманова (Россия)

Остров Ратманова (бывший Большой Диомид) – самая восточная земля России.

Он имеет неправильную форму (в длину примерно 9 км, в ширину – 5 км) и площадь около 10 кв. км; практически это большая скала с плоской вершиной. Всего лишь в 4 км 160 м расположен остров Крузенштерна (бывший Малый Диомид), площадью около 5 кв. км, который принадлежит США. Тут же имеется скала Фэруэй. Имя Диомида этому архипелагу дал Витус Беринг, который на боте «Святой Гавриил» подошёл к большому острову 16 августа 1728 году в день святого Диомида. Но ещё до этого названия остров Ратманова уже имел имя – Имаклик (в переводе с эскимосского – «окружённый водой»), которое ему дали эскимосы, жившие на нём более двух тысяч лет. Кстати, остров Крузенштерна (бывший Малый Диомид) эскимосы называли Ингалик, что означает «противоположный».
История же с получением островом имени Ратманова такова. В 1816 году известный мореплаватель Отто Коцебу, исследуя Берингов пролив, по ошибке насчитал в архипелаге Диомида не три (как было нанесено на карте ещё с 1732 года), а четыре острова. «Вновь открытому» острову он решил дать имя своего сослуживца – морского офицера Макара Ратманова, с которым принимал участие в кругосветной экспедиции несколькими годами ранее. Когда ошибку обнаружили, решили оставить имя Ратманова на карте, и с середины ХIХ века Большой Диомид поменял своё название.

Остров — как двускатная крыша, с обширным более пологим северным склоном. С юга на север, как бы прогибая его посередине, течет речка с топкими берегами, а ближе к приподнятым краям начинаются россыпи голых камней и причудливые останцы. Южный скат меньше, но круче. Останцы на нем многочисленнее и обрывистые берега выше. Место стыка обоих скатов образует маленький хребет, высшая точка которого так и называется — гора Крыша. Остров занимает ключевое положение на границе Азии и Северной Америки и двух океанов — Тихого и Ледовитого. С него просматривается огромная акватория. На десятки километров на запад, север и восток легко проследить перемещения морских животных и перелеты птиц.
На островах жили смелые мореходы-эскимосы инупик. Через них шла меновая торговля азиатских и американских эскимосов, они были в центре всех событий Северного Бёрингоморья и, создавая свою культуру, многое восприняли от культурных традиций, уже существовавших на обоих материках. В 1948 году с началом холодной войны между СССР и США жителей острова отселили на материк.

Сейчас на острове Ратманова стоит российская пограничная застава. На острове Крузенштерна имеется посёлок с населением в 600 человек. Между этими островам проходит российско-американская граница, а также международная линия смены дат. Попасть на остров Ратманова не просто сложно, а архисложно. И не только потому, что это фактически государственная граница, но ещё и по погодным условиям – 300 дней в году остров окутан густым туманом. Самый короткий путь: из Анадыря вертолетом через св. Лаврентия. Но это только после получения разрешения от СВРПУ. Но оно того стоит!

В 1989 году Россия и США договорились о безвизовых поездках жителей района Берингова пролива. К лету 2015 года все формальности были выполнены.
В безвизовую поездку коренные жители Чукотки и Аляски могут отправиться по приглашению родственников из установленного района. На основании действующих правил, не менее чем за 10 дней об этом необходимо письменно уведомить старшего уполномоченного противоположной стороны.
Пункты пропуска через государственную границу на Аляске установлены в Номе и Гамбелле, в России – в Анадыре, Провидения, Лаврентия и Уэлене. В то же время в Соглашении оговаривается, что воздушные и морские маршруты, разрешённые для поездок, определяет старший уполномоченный.
В установленном районе другой страны жители Чукотки и Аляски могут находиться не более 90 дней.

Когда на нашем острове 7 часов утра, то на противоположном – 8 часов утра, но вчерашнего дня. Из-за этого острова называют остров Вчера и остров Завтра.

Снежные ступени острова Ратманова

Наш корреспондент побывал на краю земли

С большим интересом читаем репортажи Юлии Самцовой с Чукотки – очень любопытно знать, как живут наши соседи. А из прошлого номера “АиФ-Камчатка” узнали, что журналистка умудрилась еще водрузить флаг нашей любимой газеты на острове Ратманова. Нельзя ли узнать подробности? Н. Дорофеева, Елизово

В самом деле, кроме столицы Чукотки Анадыря и поселка Лаврентия, о которых вы могли узнать в предыдущих номерах газеты, наш корреспондент побывала и на острове Ратманова. Читайте очередной репортаж.

. До острова Ратманова, самой восточной точки России, от поселка Лаврентия всего полчаса по небу. Однако добравшись туда, вертолетчики, как правило, не глушат двигатели, стараясь не задерживаться дольше 10-15 минут. Иначе из-за капризов погоды, которая на Чукотке меняется по несколько раз в час, на острове можно застрять месяца на два.

Редакция “АиФ-Камчатка” шефствует над пограничной заставой, расположенной на Ратманова, уже 5 лет.

Поэтому нынешний наш визит на край земли российской был посвящен не только 30-летию еженедельника, но и этому маленькому поводу. Судя по погоде в тот день, на небесах тоже были не против присоединиться к торжеству. Еще перед посадкой в вертолет нам сообщили, что в распоряжении “АиФа” будет около двух часов. И мы успеем не только познакомиться с воинами-новичками заставы, вручить пограничникам подарки от редакции, но и водрузить над вечной мерзлотой юбилейный флаг газеты.

Читать еще:  Нужен ли шенген в Хорватию

197 ступеней

Ми-8″ на Ратманова всегда встречают чуть ли не всем личным составом. Из-за близости Берингова моря (взлетная полоса располагается на высоте 150 метров над его уровнем) ветер здесь дует постоянно, достигая 10-20 метров в секунду. Сама же застава – в низине и окружена с трех сторон горами. Весь груз, который доставляется сюда, в основном, вертолетами (в короткие дни навигации его еще завозят морем), приходится спускать к заставе в несколько приемов. Сначала несколько сотен метров на вездеходе, а затем по лестнице в 197 ступеней, вырубленной в почти отвесной скале.

“Самое интересное начинается, когда мы привозим сюда 1,5-тонные бочки с дизельным топливом. Чтобы спустить одну такую вниз, приходится потрудиться всему личному составу”, – рассказывает командир экипажа “Ми-8” Валерий Мильков. На “нашем” борту груз был не настолько тяжелым, поэтому бойцы привычными движениями за считанные минуты освободили вертолет. Еще немного времени, и мы очутились на самой заставе. Обернувшись назад, ловлю себя на мысли, что обратно в гору мы так просто не поднимемся – зимой “Лестница жизни” вырубается в снегу, поэтому ступени не всегда получаются ровными.

“У нас целую неделю снег шел, мы с трудом успели откопаться к вашему прилету, боялись, что ступени сделать не успеем”, – признался потом старший прапорщик Сергей Колобов.

300 литров талой воды в сутки

Сколько человек служит на самой дальней российской погранзаставе, я вам не скажу (военная тайна!). Чтобы не устать от унылого северного однообразия (ни других людей, ни магазинов, ни тем более развлекательных центров на острове нет), военнослужащие часто меняются “ролями”. Радиотехник Андрей Скударнов, например, время от времени надевает фартук повара и готовит еду для всей заставы. За этим занятием мы его и застали. “Здесь у нас такой принцип: выполняя свою работу, каждый может ходить в наряды, быть дежурным, нести службу на посту технического наблюдения или на дизельной, стоять у плиты, в общем, в любой момент заменить товарища”, – говорит старший сержант Скударнов.

По словам Андрея, в короткий период навигации на заставу завозятся все необходимые продукты. Потом, когда Берингово море покрывается льдом, вертолеты регулярно доставляют овощи, яйца, рыбу. Хотя на острове практически нет большой растительности, мелкой – грибов и ягод – хватает. “Вот только на зиму запасать их не получается – варенье, компоты и заготовленные грибы съедаются здесь еще до наступления зимы”, – улыбается Владислав Гурин, который служил начальником на заставе Ратманова более трех лет, а полгода назад перевелся в Анадырь.

Если с поставками продуктов здесь все нормально, то с водой проблемы есть. На острове всего одна речушка, от которой поближе к зданию заставы подведены трубы. Летом воду для хозяйственных и питьевых нужд носят ведрами. А вот зимой, когда ручей замерзает, приходится запасать снег: его вырубают блоками, которыми наполняют бочки, где постепенно образуется талая вода. В сутки на заставе тратят около 300 литров воды, в банные дни – в 5-6 раз больше.

Телевидение – наше, радио – “буржуйское”

Телеантенна здесь ловит всего 4 канала (российских), причем “пульт” – принимающая аппаратура – располагается в нескольких километрах от заставы. “Чтобы переключить телевизор на другой канал, надо идти туда. Поэтому мы неделю смотрим один канал, пока он не надоест, а потом отправляем кого-то на приемный пункт”, – рассказывают военнослужащие.

А вот с российским радио никак. Зато здесь ловится все “буржуйское” – от “Голоса Америки” до японских и немецких станций.

Проблема отсутствия кабельных телеканалов решается просто: в комнате отдыха – фильмотека, которая собиралась многими годами: фильмы из отпусков, подарки от начальства и шефов из “АиФ-Камчатка”. Книг здесь тоже немало. Но технический прогресс дошел и до Ратманова – в последнее время у пограничников появилось новое увлечение. “Почти у каждого из нас есть ноутбук, поэтому мы часто подключаем компьютеры в локальную сеть и по вечерам играем в сетевые игры. Последняя забава, в которую с удовольствием играли – это “Сталкер”, – рассказывает начальник погранзаставы Михаил Еремин. В хорошую погоду пограничники устраивают соревнования по футболу и волейболу. Есть здесь и настольный теннис, и спортзал, где практически все снаряды сделаны собственными руками.

Женихи хоть куда

Гости с материка на Ратманова – большая редкость. Еще сюда приезжает начальство с проверками, которым, кстати, личный состав заставы очень радуется – как-никак, новые люди, новая информация. “Но чаще людей мы видим белых медведей, – смеются бойцы. – Пару дней назад, например, на остров забрели медведица с двумя медвежатами”.

Дефицит человеческого общения здесь выдерживают не все. Есть примеры, когда пограничники, прослужив на Ратманова всего полгода, просили перевода в более “населенные” места. В среднем же на заставе служат по 3-4 года. Впрочем, бывают и исключения: старшие прапорщики Ожиганов и Тупенин провели здесь по 8 лет.

При всей специфике службы на Ратманова желающих попасть сюда немало. “Это единственное подразделение в нашей части, которое непосредственно охраняет границу с сопредельным государством, – отмечает начальник заставы Михаил Еремин. – Отсюда можно увидеть США глазами. Ну, и конечно, еще одна из причин – возможность накопить денег”. Это верно – тратить зарплату на острове Ратманова некуда. Лишь время от времени, желая отведать свежих фруктов или овощей, бойцы заказывают их из ближайшего поселка – Лаврентия.

За несколько лет несения службы зарплата здесь накапливается неплохая – контрактникам начисляют от 40 тысяч в месяц, прапорщикам и офицерам – в 1,5-2 раза больше.

А еще никто из здешних военнослужащих пока не женат. Может, потому, что жить семьям на заставе негде. Опять же пока – этим летом планируется начать масштабное строительство. В планах новое административное здание офисного типа, старое будет переделано в комфортный жилой дом. Также будут сооружены новая дизельная станция с современными системами автоматизации, система видеонаблюдения за прилегающей акваторией. “Уже в начале июля сюда начнут завозить строительные материалы”, – сказал представитель командования полковник Сергей Махорин.

А до лучших времен пограничники поживут и поработают в небольшом двухэтажном здании, бывшей метеостанции, откуда метеорологи съехали несколько лет назад.

. Два часа прошло. Наш визит заканчивается построением на плацу с торжественным вручением подарков от “АиФа”. И – наверх, через 197 ступенек к вертолету. Обратный путь действительно намного тяжелее. Вдруг ставший тяжелым фотоаппарат на груди и рюкзак на спине тянут вниз, ноги проваливаются в снег, а лестнице – ни конца, ни края. А летчики торопят – погода ухудшается. Наш “Ми-8” улетел, а пограничники остались.

Взлетно-посадочная полоса на острове Ратманова представляет собой пятачок 20 на 20 метров. Из-за постоянного и меняющего свои направления ветра раньше авиаторы груз и почту сбрасывали с высоты. Однажды самолет, сбросив груз и начав разворачиваться, попал в облачность, зацепил скалу. Останки самолета лежат на острове Ратманова до сих пор.

Эта поездка на о. Ратманова не могла бы состоятся без помощи пограничников “АиФу”. За что мы благодарим начальника Регионального пограничного управления ФСБ РФ по ДФО генерал-полковника В.В. Путова, начальника Северо-Восточного пограничного управления Береговой охраны ФСБ РФ генерал-лейтенанта А.А. Лебедева, полковников С.А. Махорина, В.П. Иванчука, подполковника А.В. Клименко и многих других военнослужащих.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector