Потемкинская лестница где находится?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Потемкинская лестница где находится?

Потемкинская лестница

Потемкинская лестница

Потёмкинская лестница – бульварный «каскад» Одессы, который снискал славу символа города. Современным названием она обязана исторической драме «Броненосец Потёмкин» – киноленте Сергея Эйзенштейна, вышедшей на экраны в 1925 году. Прежде Потёмкинская лестница упоминалась как Ришельевская, Большая, Портовая, Приморская и Бульварная, изображаясь на старинных открытках XIX-XX веков. С верхних ступеней архитектурного памятника открывается удивительная панорама крупного торгового порта страны, гавани и Одесского залива.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Потёмкинская лестница

Основные моменты

Потёмкинская лестница задумывалась как главный вход со стороны Чёрного моря. Её величием и прогулкой по ступеням вдохновлялись мировые писатели: Александр Грин, Марк Твен и Жюль Верн. В их воспоминаниях лестница описана как знаменитая, великолепная, монументальная… Спуск от Приморского бульвара к Приморской улице по двум сотням ступеней надолго останется в памяти туристов, а окружающая природа и солёный морской воздух сделают прогулку более приятной. В любое время года здесь получаются прекрасные снимки.

Одна из самых известных лестниц мира представляет огромную ценность и расположена в живописном районе города между Греческим сквером и Стамбульским парком и этим привлекает туристов, которые не любят возвращаться из отпуска без множества ярких фотографий.

История Потёмкинской лестницы

Со дня своего основания Одесса нуждалась в беспрепятственном доступе к Чёрному морю. В то время город располагался на возвышенности вплотную к береговой линии, заканчиваясь крутым спуском, который был огорожен перилами для безопасности прохожих. Известный русский поэт А. С. Пушкин проходил по тропинке к морю, рискуя в любой момент скатиться. Ему не удалось дождаться появления деревянных лестниц, которые значительно облегчили прогулку к морю: они появились через некоторое время после отъезда поэта из Одессы. Теперь все желающие могли спуститься к побережью, чтобы прогуляться в утреннем тумане и полюбоваться безмятежной гладью морской воды.

Возведение лестницы началось по инициативе графа М. С. Воронцова. Как гласит одна из версий, этот спуск предназначался в подарок графине Елизавете, которая любила ежедневные променады и раскатистый шум волн. Остальные теории затрагивают «облагораживание» города перед визитом императора Николая I и деятельность масонов.

Потёмкинская лестница – архитектурный проект 1835 года, разработанный Францем Боффо, Шарлем (Карлом) Потье и Авраамом Мельниковым. Строительство визитной карточки города завершилось к 1841 году благодаря слаженной работе инженеров Морозова и Уптона. Классицизм, характерный для той эпохи, нашёл отображение и в ритмичном каскаде Потёмкинской лестницы.

Средства на возведение главного спуска к Чёрному морю выделялись из казны, которая пополнялась благодаря хозяйственной деятельности, таможенным сборам и отчислениям. Строительство Потёмкинской лестницы обошлось в 200 тысяч рублей – рекордную по тем временам сумму. Появление грандиозного ступенчатого спуска стало международным событием, которое неоднократно упоминалось в статьях английских и американских периодических изданий.

Начало XX века ознаменовалось открытием фуникулёра, идущего вдоль лестницы. В 1970-х годах его заменили эскалатором, который перестал функционировать спустя 20 лет. К 211-ю основания Одессы городские власти порадовали местных жителей принятым решением о построении нового фуникулёра. С 2005 года вдоль Потёмкинской лестницы движутся два вагончика общей вместимостью в 24 человека. Весь путь занимает чуть более минуты.

Архитектурные особенности

Потёмкинская лестница – одесская достопримечательность, которую считают уникальной во всех отношениях. Будучи самой большой на Украине, она достигает 142 метров в длину и 27 метров в высоту. Потёмкинская лестница состоит из 192 ступеней и десяти пролётов, на которых можно перевести дух после утомительного подъёма или спуска. Изначально она насчитывала две сотни ступеней, но «лишилась» восьми из них во время расширения Одесского порта. Засыпанные грунтом, они всё ещё покоятся под асфальтом, по которому то и дело курсируют современные автомобили.

Главная лестница города построена по принципу искусственной перспективы. Глядя на достопримечательность с её верхней площадки, турист видит ступени одинаковой ширины, но стоит спуститься и взглянуть на одесский каскад, как тотчас можно увидеть разницу. Потёмкинская лестница сужается и, устремляясь ввысь, создаёт ощущение бесконечности. При этом пролёты остаются незаметными. Этот визуальный эффект достигается за счёт того, что нижние ступени шире верхних на 9 метров.

Изначально Потёмкинскую лестницу облицевали триестским песчаником серо-зелёного цвета. Реконструкция 1933 года была обусловлена необходимостью заменить его более практичными материалами: серо-розовый гранит предназначался для ступеней, асфальт – для пролётов. Сваи и каменные арки на пилонах выступают в качестве опоры. Дополнительную устойчивость каскаду придают анкерные связки. Несмотря на нестабильность прибрежных грунтов, достопримечательность Одессы всё ещё находится в отличном состоянии, хотя изредка и подвергается реконструкции.

Интересно знать

Потёмкинская лестница известна не только уникальной конструкцией, но и увлекательными фактами.

  • В списке самых прекрасных лестниц Европы одесский каскад занимает шестое место. В 2015 году лестница удостоилась статуса «Сокровище европейской кинокультуры».
  • Во время строительства Потёмкинской лестницы местные жители шутили о том, что инициатива графа Воронцова окажется полезной лишь для бронзового Дюка (памятника герцогу де Ришельё), который неожиданным образом оживёт и решит прогуляться к Чёрному морю без ущерба для себя.
  • Потёмкинская лестница – «участница» многих городских преданий. Одни гласят, что здесь скрыт тайный подземный ход, по которому можно пройти в Воронцовский дворец. В других упоминаются арки, под которыми на глубине в пару метров зарыты сокровища контрабандистов Одессы. Согласно третьим легендам, одна из двух сотен ступеней скрывает от любопытных глаз награбленное состояние Мишки Япончика – знаменитого налётчика.
  • Ежегодно Потёмкинская лестница становится местом проведения забега на её вершину. Помимо этого, сорвиголовы устраивают собственные соревнования, во время которых спускаются с лестницы на всех видах транспорта. Первым это сделал легендарный спортсмен С. И. Уточкин.

В прежние времена лестница становилась трибуной для концертов под открытым небом, но сейчас городские власти всё чаще запрещают это, поскольку считают её состояние неудовлетворительным, а саму конструкцию – ненадёжной.

Как добраться

До Потёмкинской лестницы можно доехать:

  • на автобусах №10, 155 до остановки «Морвокзал»;
  • на маршрутных такси №110, 120, 190, 210 до остановки «Морвокзал».

Если поездка на общественном транспорте не подходит вам, воспользуйтесь услугами городского такси и доберитесь до Приморского бульвара (в верхней части Потёмкинской лестницы) или Приморской улицы (в нижней части). Если вам на глаза попадётся бронзовый Дюк, не забудьте свернуть прямо к нему, чтобы увидеть величественный ступенчатый каскад Одессы.

Потемкинская лестница в Одессе

Одесса: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Одессы
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (57)
    • Парки развлечений (3)
    • Зоопарки (1)
    • Храмы, соборы, мечети (11)
    • Фуникулеры, канатные дороги (1)
    • Пляжи (6)
    • Музеи (11)
    • Парки (5)
    • Автовокзалы (2)
    • Порты (1)
    • Аэропорты (1)
    • Театры (7)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Замки, дворцы (3)
    • Площади (1)
    • Мосты (1)
    • Рынки (1)
    • Рестораны и кафе (1)
  • Забронировать отель в Одессе
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Одессы
  • Советы об Одессе
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Одессе

Автобус Ост. «Морвокзал», № 110, 155.
Троллейбус Ост. «Морвокзал», № 10.
Маршрутное такси Ост. «Морвокзал», № 120, 190, 210.

Потемкинская лестница — бульварный спуск в Одессе, ведущий к морю. Лестница является одним из самых узнаваемых символов «жемчужины у моря», нередко ее называют «восьмым чудом света». Потемкинская лестница выполнена в стиле классицизм, это не просто приятное место для прогулок, но и настоящий памятник архитектуры позапрошлого столетия. С вершины лестницы (у памятника Дюку Ришелье) открывается одна из самых красивейших панорам Одессы — вид на морской порт и Одесский залив.

В современной Одессе Потемкинская лестница — это центр культурной жизни. Ежегодно проводится забег вверх по ступеням. Рекордное время подъема — 22 секунды. В летнее время ступени превращаются в трибуны для наблюдения за концертами и праздничными салютами, для просмотра фильмов на открытом воздухе.

Сколько ступенек на Потемкинской лестнице

Гордость Одессы состоит из 192 ступеней, поделенных на 10 маршей. По краям ступени лестницы обрамлены каменными парапетами толщиной 2 метра. Общая высота одесской лестницы — 27 метров, а протяженность — 142 метра.

В первые десятилетия существования объекта количество ступеней Потемкинской лестницы составляло 200, но, в ходе реконструкции и модернизации портовой территории, 8 нижних ступеней были разрушены.

Читать еще:  Где можно отдохнуть на Новый год за границей

Ступени лестницы сужаются по мере подъема. У основания ширина ступеней — 21,6 метров, на самой верхней точке — 13,4 метра. При этом создается оптический обман: если смотреть с высоты вниз, лестница кажется одинаковой ширины. Этот эффект заметен на фото Потемкинской лестницы Одессы.

В культуре

Восторженные воспоминания о Потёмкинской лестнице встречаются в заметках многих путешественников и писателей. Жюль Верн описал ее эпитетом «монументальная». Российский писатель-романтик Александр Грин называл объект «знаменитым». Американский писатель Марк Твен в своем романе «Простаки за границей» описал достопримечательность как «великолепную». Российский классик Островский называл одесский архитектурный памятник «единственным в своем роде».

Песня «Потемкинская лестница»

Популярная песня «Потёмкинская лестница — восьмое чудо света» в исполнении Сергея Рогожина закрепила за объектом статус «одесского чуда». Интересно, что песню помнят не все, но вот название лирической композиции закрепилось за лестницей и используется в наши дни.

Фильм о Потемкинской лестнице

Знаменитая лестница фигурирует в немом историческом фильме советского режиссера Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“» (1925). Сюжет завязан на бунте матросов Черноморского флота, вспыхнувшем из-за червивого мяса. На помощь зачинщикам, приговоренным к расстрелу, приходят остальные матросы, а затем и мирные жители. Сцена с Потемкинской лестницей, по которой катится детская коляска, является одной из самых узнаваемых в кинематографе прошлого столетия.

На самом деле, сцена «расстрела на Потемкинской лестнице» — художественный вымысел режиссера, его личное переживание произошедших событий.

Считается также, что именно после широкого проката фильма лестница получила свое современное название.

История

Потемкинская лестница была построена в 1837–41 годах по проекту архитекторов К. И. Потье, Ф. К. Боффо, А. И. Мельникова. Архитектурное сооружение было задумано как парадный, торжественный вход в Одессу со стороны Черного моря. Лестница строилась по заказу графа Воронцова (по одной из легенд, под лестницей есть тайный выход из Воронцовского дворца). Проект обошелся графу в 800 тысяч рублей. Даже в наше время это невероятные деньги — в те времена за 5 рублей можно было купить корову.

В XIX веке одесская достопримечательность не имела официального названия. В разные годы ее именовали: Портовая, Ришельевская, Бульварная, Большая, Воронцовская и так далее. Историками до сих пор не подтверждено ни одно из множества названий. Изначально ступени были изготовлены из песчаника, но, спустя 100 лет, они износились. В 1933 году, в ходе реставрационных работ, ступени облицевали серо-розовым гранитом. С 1963 года Потемкинская лестница — памятник архитектуры СССР.

Как добраться до Потемкинской лестницы в Одессе

Рядом с лестницей оборудован фуникулер (слева от лестницы, если стоять к ней лицом), который соединяет Приморскую улицу и Приморский бульвар. Он был открыт в 2005 году. Подъем вверх занимает 1 минуту и 10 секунд. Два вагона фуникулера вмещают до 12 пассажиров каждый.

Остановки общественного транспорта находятся как у вершины лестницы, так и у ее подножия в порту:

  • «Морвокзал» (у подножия лестницы): автобус № 110, троллейбус № 10, маршрутные такси № 120, 190, 210.
  • «Ланжероновская» (на вершине, в двух кварталах от лестницы): автобус № 998; маршрутные такси № 117, 137, 145, 220, 221.

Карта пешеходного маршрута от остановки «Ланжероновская» до Потемкинской лестницы

Добраться до лестницы можно на такси. В Одессе функционируют службы: Uber, Яндекс. Такси и Uklon.

Потемкинская лестница, вид сверху (с Приморского бульвара): панорама на Google Maps

Видео «Потемкинская лестница в Одессе»

Почему одесская лестница – Потёмкинская?

В 1900 году в Одессе поставили памятник Екатерине II. Естественно, на Екатерининской площади, а не на площади Карла Маркса. Что характерно.

Характерно также, что не менее половины памятников императрице в России ставили по одному канону: на центральном постаменте — сама матушка-государыня, а у её ног (не скажем, что у основания) — различное количество лиц мужского пола, прославившихся и прославленных в её царствование.

И что самое характерное, на всех памятниках такого рода — в Санкт-Петербурге, в Краснодаре, в Симферополе и в Одессе — среди различных мужских фигур одна неизменна. Григорий Александрович Потёмкин (1739 — 1791 гг.) — любимый и любящий. Памятник основателям Одессы. Потёмкин — по центру
Фото: ru.wikipedia.org

Нахождение статуи Потёмкина на памятнике основателям Одессы (сейчас он называется так) несколько удивляет. Одесса была основана в 1794 году, через три года после смерти героя, и если Потёмкин и знал это место, то только как деревушку Хаджибей.

Но, во-первых, почему бы его, как завоевателя для царицы огромного богатейшего края, Новороссии, не поставить на памятнике в честь основания города, который с полным правом можно назвать жемчужиной этого южного края? А во-вторых, почему бы не быть памятнику Потёмкину в Одессе, где уже есть Потёмкинская лестница. Тоже, вероятно, в честь князя Таврического названная. Памятник Екатерине II в Краснодаре. У подножия слева — князь Потёмкин, справа — казацкие атаманы
Фото: ru.wikipedia.org

А вот здесь мы вас, батенька, и поправим, как говорил вождь всемирного пролетариата в одном из многочисленных советских о нём анекдотов. Потому что название Потёмкинской знаменитая одесская лестница получила в некотором смысле контрабандно. Ну, да, контрабанду в Одессе любят. И даже, по свидетельству Остапа Бендера, изготавливают на Малой Арнаутской улице.

Как же такое безобразие получилось?

Начнём собственно с лестницы. Одесса находится на обрывистом берегу над морем. Высота обрыва достигает 35—40 метров. Вверху — нарядный Приморский бульвар, внизу — деловитый и грязноватый порт. Корабли, телеги, мелкий морской песочек, грузчики, босяки, шаланды, полные кефали…

С момента основания города спуститься сверху вниз — это была проблема. Сосланный сюда молодой Пушкин сбегал вниз по тропке. Как всегда, франтовато одетый, с тростью наперевес. Трость Пушкина была со львиной головой и очень тяжёлая. Так что вверху, на бульваре, на нее можно было опираться рассеянно и расслабленно, ожидая встречи с друзьями или со знакомыми дамами. И с дамами незнакомыми, пожалуй, тоже. А внизу, у моря, можно было при случае оборониться от какого-нибудь местного черномазого злодея, решившего «пощупать» этого пришедшего сверху загадочного господина (тоже, кстати, изрядно черномазого) или пощекотать его ножиком-пёрышком.

Коллежский советник Пушкин уж давно укатил на север, когда его бывший шеф, генерал и повелитель всего Новороссийского края Михаил Семёнович Воронцов (1782 — 1856 гг.) решил, что пришла пора соединить порт и собственно город Одессу большой и красивой каскадной лестницей. Город был богат и должен был стать красивым, по-античному величественным. Воронцов славился умом и упорством в достижении цели. Лестницу начали строить в 1837 году, а закончили в 1843. 1850-е годы. Одесский порт и лестница. Хорошо видно, как она была построена
Фото: ru.wikipedia.org

По нынешним фотографиям кажется, что огромная лестница попросту уложена на склон. Это, конечно, не так. Высокий берег из непрочных пород не выдержал бы тяжести каменных ступеней и осел. Помпезная лестница — только шкурка, прикрывающая могучий костяк, арочный мост, проложенный сверху вниз, состоящий из трёх продольных и девяти поперечных сводчатых галерей. На пересечении галерей стояли массивные столбы из местного ракушечника, которые поддерживали наклонную поверхность, а уж на эту поверхность укладывались ступени.

Особенность лестницы известна и местным жителям, и гостям Одессы. Лестница расширяется книзу. Ширина верхней части 13.4 метра, а нижняя, приморская часть, в полтора раза шире — 21.6 метр. Из-за этого нарушаются привычные законы перспективы. Если смотреть вниз, то лестница не сужается, а спадает к морю своеобразным ковром. Если стоять сверху, видны только площадки, ступеней будто бы нет. А снизу площадок не видно, и вся лестница представляется непрерывным каскадом ступеней.

Лестница соединяет площадь на Приморском бульваре, где находится памятник герцогу де Ришелье («Дюку», как его называют одесситы), и тротуар Приморской улицы, идущей вдоль Одесского порта, практически по берегу Чёрного моря. Всего лестница имеет 10 маршей по 20 ступеней в каждом: итого — 200 ступеней. Лестница к «Дюку»
Фото: ru.wikipedia.org

Читать еще:  Правила въезда в Таиланд с ребёнком

Сейчас, когда внизу подняли уровень набережной, восьми нижних ступеней не видно. Лестница поднимается на 27 метров, а её длина 142 метра. Кто еще не забыл тригонометрию, может оценить крутизну подъема: 11 градусов. Ненапряжный уклон. А если еще учесть, что на длинных площадках между маршами можно перевести дух, подъём по Потёмкинской лестнице не затруднителен.

Вот мы и добрались до контрабандного названия этой достопримечательности города: Потёмкинская. Дело в том, что роскошную свою лестницу одесситы называли по-разному, но официального имени ей выдано не было. Ни до революции, ни после. Лестница и Лестница, с большой буквы Лестница. Другой такой нет.

Большевики, придя к власти много чего в Одессе переименовали: Дерибасовскую — в Лассаля, Приморский бульвар — в бульвар Фельдмана, Еврейскую улицу — в Бебеля, Екатерининскую — в Карла Маркса, как уже было сказано. А вот Лестница так Лестницей и осталась. Еще не Потёмкинская, но уже красивая. Начало 20-го века
Фото: ru.wikipedia.org

Но в 1925 году вышел на экраны фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“». Фильм мощный, фильм новаторский и, вероятно, фильм на все времена. Классической стала сцена из фильма, когда детская коляска, отпущенная матерью, убитой казаками, катится по ступенькам знаменитой и величественной лестницы и, в конце концов, переворачивается. Этот эпизод лучше всякого клея склеил в сознании зрителей роскошный подъём в город из порта и название кинофильма, «Броненосец „Потёмкин“».

С тех-то пор знаменитая одесская Лестница навсегда приобрела имя и стала Потёмкинской.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Величественное сооружение, cоединяющее центр Одессы с портом, с момента своего создания было связано с искусством иллюзии.

Потёмкинская лестница – одно из главных чудес Одессы. Попав в Одессу, практически каждый турист спешит пройтись по ее 192 ступеням, сделав небольшую передышку на каждом из 10 пролетов. Запечатлев себя на фоне этого известнейшего архитектурного сооружения города у Черного моря, путешественники со всех концов света оставляют себе на долгую память одну из самых красивых лестниц мира.

Рожденная за долго до начала строительства Одессы (в 1764 году) лестница служила соединительным мостом между вершиной холма, увенчанного турецкой крепостью Ени-Дунья (Новый свет), и берегом Черного моря. Изначально она составляла единое целое с холмом, ракушечная основа которого и послужила строительным материалом для создания.

После подписания Ясского мирного договора (29 декабря 1791 года) согласно которого данная территория переходила во владение Российской империи, и рескрипта от 27 мая 1794 года Екатерины II (1729 – 1796) о создании портового города, ее место заняла деревянная лестница в двести двадцать ступеней, которая спускалась к купальням на побережье.

Давайте вспомним историю этого сооружения …

Свое монументальное облачение же, тогда еще Воронцовская, лестница получает во время масштабной реконструкции 1837 — 1841 годов под руководством итальянского архитектора Франческо Боффо (1796 — 1867). Именно тогда, архитекторами Авраамом Мельниковым, Франческо Боффо и Потье она была спроектирована и несколькими годами позже возведена «на том же месте, где и была тропинка», по которой спускался к морю сам великий Пушкин. Конструкция лестницы для того времени была уникальной. Она представляла собой огромный клин, сложенный из местных известняковых пород, который был зафиксирован на сводчатых деревянных сваях. Поддерживают и разделяют конструкцию три продольные и девять поперечных сводчатых галерей, формирующих массивные столбы на пересечениях. Украшают сооружение архитектурные аркады, сформированные сквозными поперечными галереями на боковых частях монументальной конструкции.

Архитекторы воплотили в жизнь проект, где при взгляде с вершины склон покрывают лишь разноуровневые площадки, а снизу — лишь ступени, причем боковые парапеты кажутся параллельными.

Он планировал возвести ее всего за семь месяцев. Однако построили лестницу лишь в 1840-х годах. По плану Боффо, пролеты расширяются книзу, благодаря чему возникает оптическая иллюзия: если смотреть на лестницу сверху, кажется, что на всем протяжении она одинаковой ширины, а если снизу — что она длиннее, чем на самом деле. Как только лестницу не называли: Ришельевской, Воронцовской, лестницей Николаевского бульвара и бульвара Фельдман, Гигантской, Приморской, но официально долгое время она была безымянной.

Во время революции 1905 года, начавшейся с восстания на броненосце “Потемкин” лестница, как один из самых важных стратегических объектов, соединяющих город и мятежников в порту, была заблокирована казачьими войсками, но именно благодаря этим событиям получила свое нынешнее название — Потемкинская.

Время и атмосферные явления сделали свое неблаговидное дело, и к 1933 году лестничное покрытие остро нуждалось в обновлении. Работы по его восстановлению были незамедлительно выполнены, но за это была заплачена своя цена — безвозвратно утрачены восемь ступеней, а покрытие заменили на розовый гранит и асфальт.

В таком виде Потемкинская лестница приветствует жителей и гостей Одессы ныне.

Фото 3.

Лестница на Приморском бульваре под руководством Боффо, была создана из привезенного кораблями в качестве балласта триестского серо-зеленого песчаника. Опорами для лестницы служат десятки свай, а каждый из десяти пролетов опирается на каменные арки на пилонах, под вторым и третьим (сверху) из которых – устроены обратные арки. Поперечная устойчивость создана за счет двадцати четырех анкерных связок.

В ходе реконструкции 1933 года поврежденный временем песчаник на Потемкинской лестнице был заменен на розовый гранит, а площадки вымощены асфальтом, при этом ее высота в сто девяносто две ступени составила 27 м, а протяженность — 136,47 м. Зрительный эффект (обзор сверху — площадки, обзор снизу — ступени) достигнут за счет тонкого расчета каждого элемента, а визуальная параллельность парапетов организуется за счет значительного увеличения ширины одной ступени: на вершине холма — 13,4 м и 21,6 м — у его подножья.

Фото 4.

Визуально кажется, что лестница спускается к морю на юг, хотя на самом деле она ведет по направлению к северо-восточному берегу города. Такой эффект достигается из-за особенностей береговой линии Черного моря. В дни города и во время других крупных праздников местные жители используют Потемкинскую лестницу в качестве трибуны, с которой очень удобно наблюдать за салютом и фейерверками.

Фото 5.

Изначально лестница состояла ровно из 200 ступеней, однако в процессе строительства Приморской улицы, восемь ступеней были засыпаны. Старики бают, что они так и остались зарытыми в самой глубине проезжей части.

Шло время, ступени лестницы медленно, но верно разрушала эрозия. В 30-х годах прошлого века было принято решение заменить песчаник розово-серым гранитом, а площадки покрыть ровным асфальтом. Именно такой внешний вид Потемкинской лестницы во времена Великой Отечественной Войны использовался на агитационных плакатах СССР.

Фото 6.

Сегодня Приморский бульвар соединятся с Приморской улицей не только Потемкинской лестницей, но и современным фуникулером. Он был построен еще в 1902 году, и был обновлен уже в 70-х годах – заменен технологичным эскалатором. В 90-х годах эскалатор устарел, и местные власти приняли решение возвести новый фуникулёр. Он был запущен в эксплуатацию в 2005 году. Его открытие приурочили аккурат к 211-й годовщине со дня основания города.

Фото 7.

Потемкинская лестница создавалась на месте другой, вырубленной в ракушечнике. Она вела к турецкой крепости Ени-Дунья. Затем была деревянная лестница — 220 ступеней: она спускалась к морю к купальному берегу.

Фото 8.

  • Ежегодно устраивается забег «Вверх по Потемкинской лестнице». Рекорд соревнования на данный момент составляет 22,8 секунды.
  • По результатам исследования, проведенного под эгидой компании Marketing etv, Потемкинская лестница заняла шестое место в десятке самых красивых лестниц Европы
  • Из-за особенностей береговой линии Потёмкинская лестница спускается к морю на северо-восток, а не на юг, как кажется визуально
  • Во время празднования Дня города ступеньки лестницы используются в качестве огромной трибуны для зрителей, наблюдающих за праздничным фейерверком

Фото 9.

Интересны некоторые особенности Потемкинской лестницы. Так, при взгляде сверху видны только площадки (кроме верхнего марша). Парапеты лестницы кажутся параллельными. Этот зрительный эффект достигнут за счёт постепенного расширения лестницы книзу. Если смотреть снизу, площадки исчезают. Перед нами сплошной каскад ступеней, а лестница будто выросла. В этом заключён был замысел её создателей. Искусственно усилить перспективу, зрительно увеличить длину лестницы, придать ей тем самым величественный вид. Ступени и площадки покрывались триестским камнем, доставляемым судами, прибывавшими в Одессу за хлебом. Боковые двухметровые парапеты строились из местного ракушечника. В 1933 году при реконструкции ступени облицевали розово-серым гранитом

Читать еще:  Сиде где это находится?

Фото 10.

Одесский писатель Юрий Олеша писал: «…Знаменитая одесская лестница после картины «Броненосец Потёмкин» вошла в память человечества как Миланский собор и Эйфелева башня».

Писали о Потемкинской лестнице и другие литераторы: Нечуй-Левицкий, Н. Гарин, А. Грин, М. Твен, А. Свирский, А. Островский, Я. Полонский, К. Чуковский.

Фото 11.

Потемкинская лестница занимает шестое место в списке самых красивых лестниц Европы. Хотя если вы спросите мое мнение, то я вам скажу, что легенда этой лестницы и ее фото и видео материалы кажутся на много красивее, чем то что ожидает вас на самом деле. Может быть это связано с переделками антуража вокруг и за лестницей, может по другой причине. но на самом деле я увидел обыденную, далеко не длинную лестницу, которая упирается …. в забор, за которым идет автомобильная дорога ! Что бы попасть в порт и к морю надо спустить в “совковый” подземный переход. Нет и не чувствуется истории и какого то шарма Одессы. Как же просится, чтобы лестница выводила людей в порт, к морю или куда нибудь на площадь, открытое место. А так … кусок обычной бетонной лестницы 🙁 … ну это лично мое мнение.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Давайте продолжим обсуждать интересные лестницы мира : Лестница турков в Италии, а вот Лестница в колодец. Вот есть такая лестница в китайское небо и даже Недвижимая лестница. А вот такими бывают Городские лестницы

Почему одесская лестница – Потёмкинская?

В 1900 году в Одессе поставили памятник Екатерине II. Естественно, на Екатерининской площади, а не на площади Карла Маркса. Что характерно.

Характерно также, что не менее половины памятников императрице в России ставили по одному канону: на центральном постаменте — сама матушка-государыня, а у её ног (не скажем, что у основания) — различное количество лиц мужского пола, прославившихся и прославленных в её царствование.

И что самое характерное, на всех памятниках такого рода — в Санкт-Петербурге, в Краснодаре, в Симферополе и в Одессе — среди различных мужских фигур одна неизменна. Григорий Александрович Потёмкин (1739 — 1791 гг.) — любимый и любящий. Памятник основателям Одессы. Потёмкин — по центру
Фото: ru.wikipedia.org

Нахождение статуи Потёмкина на памятнике основателям Одессы (сейчас он называется так) несколько удивляет. Одесса была основана в 1794 году, через три года после смерти героя, и если Потёмкин и знал это место, то только как деревушку Хаджибей.

Но, во-первых, почему бы его, как завоевателя для царицы огромного богатейшего края, Новороссии, не поставить на памятнике в честь основания города, который с полным правом можно назвать жемчужиной этого южного края? А во-вторых, почему бы не быть памятнику Потёмкину в Одессе, где уже есть Потёмкинская лестница. Тоже, вероятно, в честь князя Таврического названная. Памятник Екатерине II в Краснодаре. У подножия слева — князь Потёмкин, справа — казацкие атаманы
Фото: ru.wikipedia.org

А вот здесь мы вас, батенька, и поправим, как говорил вождь всемирного пролетариата в одном из многочисленных советских о нём анекдотов. Потому что название Потёмкинской знаменитая одесская лестница получила в некотором смысле контрабандно. Ну, да, контрабанду в Одессе любят. И даже, по свидетельству Остапа Бендера, изготавливают на Малой Арнаутской улице.

Как же такое безобразие получилось?

Начнём собственно с лестницы. Одесса находится на обрывистом берегу над морем. Высота обрыва достигает 35—40 метров. Вверху — нарядный Приморский бульвар, внизу — деловитый и грязноватый порт. Корабли, телеги, мелкий морской песочек, грузчики, босяки, шаланды, полные кефали…

С момента основания города спуститься сверху вниз — это была проблема. Сосланный сюда молодой Пушкин сбегал вниз по тропке. Как всегда, франтовато одетый, с тростью наперевес. Трость Пушкина была со львиной головой и очень тяжёлая. Так что вверху, на бульваре, на нее можно было опираться рассеянно и расслабленно, ожидая встречи с друзьями или со знакомыми дамами. И с дамами незнакомыми, пожалуй, тоже. А внизу, у моря, можно было при случае оборониться от какого-нибудь местного черномазого злодея, решившего «пощупать» этого пришедшего сверху загадочного господина (тоже, кстати, изрядно черномазого) или пощекотать его ножиком-пёрышком.

Коллежский советник Пушкин уж давно укатил на север, когда его бывший шеф, генерал и повелитель всего Новороссийского края Михаил Семёнович Воронцов (1782 — 1856 гг.) решил, что пришла пора соединить порт и собственно город Одессу большой и красивой каскадной лестницей. Город был богат и должен был стать красивым, по-античному величественным. Воронцов славился умом и упорством в достижении цели. Лестницу начали строить в 1837 году, а закончили в 1843. 1850-е годы. Одесский порт и лестница. Хорошо видно, как она была построена
Фото: ru.wikipedia.org

По нынешним фотографиям кажется, что огромная лестница попросту уложена на склон. Это, конечно, не так. Высокий берег из непрочных пород не выдержал бы тяжести каменных ступеней и осел. Помпезная лестница — только шкурка, прикрывающая могучий костяк, арочный мост, проложенный сверху вниз, состоящий из трёх продольных и девяти поперечных сводчатых галерей. На пересечении галерей стояли массивные столбы из местного ракушечника, которые поддерживали наклонную поверхность, а уж на эту поверхность укладывались ступени.

Особенность лестницы известна и местным жителям, и гостям Одессы. Лестница расширяется книзу. Ширина верхней части 13.4 метра, а нижняя, приморская часть, в полтора раза шире — 21.6 метр. Из-за этого нарушаются привычные законы перспективы. Если смотреть вниз, то лестница не сужается, а спадает к морю своеобразным ковром. Если стоять сверху, видны только площадки, ступеней будто бы нет. А снизу площадок не видно, и вся лестница представляется непрерывным каскадом ступеней.

Лестница соединяет площадь на Приморском бульваре, где находится памятник герцогу де Ришелье («Дюку», как его называют одесситы), и тротуар Приморской улицы, идущей вдоль Одесского порта, практически по берегу Чёрного моря. Всего лестница имеет 10 маршей по 20 ступеней в каждом: итого — 200 ступеней. Лестница к «Дюку»
Фото: ru.wikipedia.org

Сейчас, когда внизу подняли уровень набережной, восьми нижних ступеней не видно. Лестница поднимается на 27 метров, а её длина 142 метра. Кто еще не забыл тригонометрию, может оценить крутизну подъема: 11 градусов. Ненапряжный уклон. А если еще учесть, что на длинных площадках между маршами можно перевести дух, подъём по Потёмкинской лестнице не затруднителен.

Вот мы и добрались до контрабандного названия этой достопримечательности города: Потёмкинская. Дело в том, что роскошную свою лестницу одесситы называли по-разному, но официального имени ей выдано не было. Ни до революции, ни после. Лестница и Лестница, с большой буквы Лестница. Другой такой нет.

Большевики, придя к власти много чего в Одессе переименовали: Дерибасовскую — в Лассаля, Приморский бульвар — в бульвар Фельдмана, Еврейскую улицу — в Бебеля, Екатерининскую — в Карла Маркса, как уже было сказано. А вот Лестница так Лестницей и осталась. Еще не Потёмкинская, но уже красивая. Начало 20-го века
Фото: ru.wikipedia.org

Но в 1925 году вышел на экраны фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“». Фильм мощный, фильм новаторский и, вероятно, фильм на все времена. Классической стала сцена из фильма, когда детская коляска, отпущенная матерью, убитой казаками, катится по ступенькам знаменитой и величественной лестницы и, в конце концов, переворачивается. Этот эпизод лучше всякого клея склеил в сознании зрителей роскошный подъём в город из порта и название кинофильма, «Броненосец „Потёмкин“».

С тех-то пор знаменитая одесская Лестница навсегда приобрела имя и стала Потёмкинской.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector