Рдейский монастырь как добраться?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Рдейский монастырь как добраться?

Рдея. Собор на болотах

Путешествие к затерянной обители

Рдейско-Полистовские болота на Новгородчине — самый большой в Европе болотный массив с уникальной экосистемой. В этих безграничных болотах есть озеро Рдейское, большое, чистое. В озеро Рдейское врезается полуостров твердой земли. А на полуострове стоит заброшенный грандиозный собор. Как в сказке: игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце. Это — сказочная Рдея, бывшая Рдейская пустынь. Рукотворное чудо среди труднопроходимых болот.

Кусок тундры

Представьте себе километры болот, топей, гатей, мха. «Нечто вроде куска тундры, капризом природы перенесенного на 20 градусов южнее тех мест, где ей полагается находиться», как писал путешественник XIX века князь В. А. Оболенский. И вдруг — небольшой островок леса и твердой земли: с трех сторон к нему подступает чистейшей воды Рдейское озеро, но дойти можно только с четвертой, с болот. Потому что берега озера заболочены. И вот на этом пустыре стоит огромный собор в псевдорусском стиле — все, что осталось от богатейшего монастыря, Свято-Успенской Рдейской пустыни.

Раньше добраться до нее можно было даже на карете, но сегодня дорога заросла, прежние гати сгнили. Пешком мало кто ходит на Рдею: в основном люди добираются до пустыни на самоходках, массивных машинах на гусеничном ходу. Садятся внутрь, а смельчаки на крышу, и — поехали! Но даже самоходки иногда застревают, зарываются носом в болотную жижу.

Мы с друзьями пошли пешком, и решено было добираться в два дня: чтобы не получилось с корабля на бал, из клокочущей Москвы, с поезда — и сразу в монастырскую глушь. Ко встрече со Рдеей хочется подготовиться.

Самое раннее документальное упоминание о монастыре — 1666 год, год строительства того самого первого, деревянного, храма в память основателей сурового Соловецкого монастыря. Хотя, по всей видимости, отшельники селились здесь еще раньше.

Пустынь уже когда-то приходила в упадок и «восставала из пепла»: при Екатерине II труднодоступный монастырь расформировали, хотя местные жители, «жихари», продолжали ходить сюда как в приходской храм. Возродился монастырь благодаря меценату Александру Мамонтову в конце ХIX века. Последний, и единственный сохранившийся, собор — Успенский — строили именно его стараниями в течение пяти лет, с 1897 по 1902 год.

Этот храм вполне достоин стоять в одном ряду со Спасом-на-Крови в Санкт-Петербурге: храмовое пространство, вмещающее около 800 человек, витражи на окнах, плитка, кованые узорчатые решетки, чуть ли не впервые использованное паровое отопление. На освящении в 1902 году собралось столько жителей из окрестных сел и деревень, что в огромном соборе — толчея, и большинство приехавших «усыпало» монастырскую территорию.

«Вереницы богомольцев все прибывают и прибывают. Все помещения для публики (гостиницы и сторожки) нарасхват занимаются. За стенами монастыря около причтовых домов расположились торговцы с пряниками, кренделями, яблоками и селедками; их толпою окружают покупатели-богомольцы. Кое-где раздается веселый смех молодежи. Интеллигенты с важным видом гуляют по берегу озера. Тут же просят откуда-то взявшиеся нищие. » — писал о дне храмового праздника (Успение 1908 года) священник Успенского собора Владимир Мстиславский.

Это момент расцвета монастыря — во всяком случае, внешнего. Он огражден трехметровой крепостной стеной, внутри стоят несколько храмов, в том числе надвратная церковь; гостиницы принимают паломников; обширное хозяйство — пахотные, сенокосные земли, деревни, лес — кормит множество людей; на территории обители — конюшня, каретный сарай, дома причта и избы для рабочих; монахини работают в мастерских, ухаживают за обширным садом, огородами. И на много километров вокруг слышен звон 300-пудового колокола.

Благоденствие и бунт послушниц

Современную Рдею мы увидели совсем другой: от стены остался метр камня, а из нескольких десятков зданий уцелел только собор – стоит, зияет пустыми глазницами зарешеченых окон и плачется стенами, «щедро» исписанными вандалами. Еще в Первую мировую войну рдейская гостиница принимала беженцев, а в Великую Отечественную здесь был партизанский край. Немцы выжигали окрестные деревни, и, чтобы заново отстроиться, местные жители разобрали все здания на кирпичи. Но собор — не тронули.

Хотя он уже тогда стоял пустой.

Революция довольно скоро «докатилась» до рдейских болот — конфискацией имущества, продуктов, скота, посевного зерна. В монастырь пришла скудость. А вместе с ней — бунт. В 1918 году против игуменьи взбунтовались трое послушниц. Они изгнали ее и организовали «комитет» сестер в качестве альтернативного метода управления. Итог — анархия. Вскоре бунтовщицы были изгнаны из монастыря. Но в обитель дисциплина и мирный дух уже никогда не вернулись.

В 1920-е годы закрыли собор, сначала там была сельхозтехника, а в 1934 году здание просто опечатали, местного священника и последнюю игуменью — расстреляли. Собор разворовали, хотя чудом сохранилось мраморное обрамление иконостаса и польская плитка с голубыми цветами, напоминающими и сегодня о «детстве» этого храма.

Эти места знают трех новомучеников. Последний священник Рдейской пустыни, Иоанн Белоликов — потомственный священнослужитель, чьи отец и все семь братьев были в сане — был расстрелян в 1937 году. Трое его братьев также погибли от рук новой власти. Последнюю игуменью — семидесятилетнюю старицу Филарету — расстреляли в 1938 году. Местный отшельник, Юрий, и другие знатоки этих мест утверждают, что была еще одна мученица: говорят, монахиню, жившую здесь отшельницей до 1942 года, пытали и убили партизаны, заподозрив в сотрудничестве с немцами. Правда это или нет, но с тех пор постоянному присутствию человека тут пришел конец. До наших дней.

Фото с ежегодного фестиваля мотопарапланеристов

Монтаж купола на новую деревянную церковь Сретения Господня

Тяжелые восстановительные работы

Отшельник

. Обычная предпоходная переписка: «Разбирайте еду! Кто возьмет продукты для Юрия?» — «Стоп. А кто такой Юрий и почему для него нужны отдельные продукты?» — «Ты все пропустила: это отшельник, он живет один на Рдее!»

Как правило, мы не ходим в обжитые места. Но, как правило, люди при разрушенных храмах и монастырях и не живут. А Юрий семь лет живет на Рдее. Когда-то задумал уйти в монастырь, на Валдай, но, услышав про Рдейскую пустынь, приехал посмотреть, да так и остался. Совсем один. Ребята познакомились с ним в прошлую ходку — зимнюю (обычно люди ходят на Рдею зимой, когда болота покрываются льдами). Соорудили вместе с ним мостки через речку Редью, что на Тропе. Сфотографировались на память. Прошло пять лет. И вот — везем ту фотографию и, конечно, продукты. Юрий обрадуется! Что-то будет.

Первая ночевка — в бывшем монастырском селе Высокое. Последний житель уехал оттуда еще в 2001 году, кругом запустение, деревянные постройки безропотно разрушаются, но вот чудо: яблони в Высоком клонятся, усыпанные плодами, и до того сладкими и сочными. Когда-то это гиблое место было богатой деревней, с конным двором, коровником, садом, пахотными землями.

Из Высокого вышли наугад, не зная тропы, по GPS, и вечером увидели над лесом купола. Рдея! Непривычно твердая земля — не надо смотреть под ноги, «щупать» тропу шестом!

Вместо Юрия навстречу выходит какой-то незнакомый мужчина: оказалось, их теперь двое, насельников! Сергей, столяр из Санкт-Петербурга, тоже приехал сюда несколько лет назад и своими руками построил маленькую деревянную церковь вместе с десятками и даже сотнями добровольцев. Более приветливого и «юморного» человека себе трудно вообразить.

— Стой. Спаси меня! — останавливает Сергей одного из спутников, задумчиво бредущего по своим делам. — Возьми огурцы! У меня их столько, я уже их видеть не могу!

Сергей. Фото А. Кочевника.

Юрий совсем другого склада: молитвенного. Приехав сюда, он умел только читать Псалтирь. В своей деревне немного пел на клиросе в храме. А тут пришлось самому осваивать устав. Положил себе правило, от которого не отступал ни на день: каждое утро вставать с рассветом и служить утреню. «Однажды работы было очень много — крышу крыл, не успевал закончить, и решил опустить это правило. Пять дней не читал. И так мне плохо было! Понял, что ничто не стоит того, чтобы оставлять молитву».

Это сейчас у него маленькое хозяйство — пасека, огород, а раньше ничего, кроме маленького деревянного домика, не было. «Было иногда так тяжело, что не описать. Если бы не вспоминал, что “претерпевший до конца спасется”, не знаю, как выдержал бы!»

Рассказывает, что в первые годы во время дождей не знал, где в соборе встать так, чтобы на него не капала вода! За десятилетия запустения крыша поросла деревьями, которые практически закрывали собой уцелевшие купола. Налетел слой земли в несколько метров. Когда добровольцы стали очищать ее, сняли и вывезли 80 тонн земли! Вместе с Юрием сделали кровлю, надстроили отсутствовавший центральный купол.

На алтарной перегородке висит почтовый ящик.

На полу — плитка.

Ее пытались вывозить отсюда. Легенда это или нет, но говорят, что облицованные этой плиткой бани или дома сгорали, и по этой или по какой иной причине перепуганные грабители, бывало, возвращали плитку на место. «Ничего не берите в соборе — добром это не кончится», — полусуеверно говорят на видео с Youtube ребята, ездившие на Рдею на внедорожниках. То же говорили многие из бывавших на Рдее.

Волчара

Рдея привлекает самых разных людей. К примеру, каждый год в марте сюда прилетают спортсмены на парапланах и дельтапланах — в этом году уже в двенадцатый раз. Фотографии с высоты — просто потрясающие!

Но для кого-то Рдея — святыня, для кого-то — культурное наследие, а для кого-то, увы, — «место силы».

В храме нам встречается залихватского вида мужчина в черных кожаных штанах и берцах, с волосами в хвост и большущим серебряным крестом на шее. Байкер, наверное? Он почти по-хозяйски входит в алтарь, целует икону. И потом с большой готовностью предлагает нам экскурсию.

Молодой паренек, друг «байкера», тут же приносит из лагеря фонари, и мы спускаемся и в подвалы монастыря. Удивительные, чем-то напоминающие Печорские пещеры — со сводчатыми потолками, лестничной кладкой стен, а главное — совсем сухие! Так тогда строили. В подвале лежит огромный котел — ему 100 лет, а выглядит так, будто стоит немного почистить и он готов хоть сейчас топиться!

Все интересно, хорошо, но что-то режет слух в рассказах нашего нового знакомца — и не поймем никак, что.

— А как вашего друга звать? — спрашиваем у паренька, сгрудившись в темноте подземелья.

— Нет, серьезно, как вас зовут? — это уже к нашему экскурсоводу.

— Мое имя — Волычар.

— А можно, мы вас как-нибудь попроще будем называть, но похоже? Например, Володя.

— Нет, называйте меня Волчара.

Улучив минутку, мчимся к Сергею.

— Сергей, а вот что это за человек такой нам все здесь показывал? Волчара, говорит. А как его на самом деле звать-то?

— Горе! — по-белорусски «гэкая», отвечает Сергей. — Не связывайтесь вы с ним, это компания эзотериков. Кто только сюда не приходит.

Компания «Волка» очень гостеприимна и дружелюбна: они стоят лагерем по соседству и настойчиво зовут нас вечером на копченую рыбу. Вечером заходим к ним. Новые знакомые допытываются: а какие имена у вас, как вас назвали люди? Но нас, как и вас, в крещении называли в честь мучеников — чего тут добавишь.

Пока большая часть компании где-то ходила, в наш лагерь заглянул Юрий: предлагал присоединиться к нему, почитать правило. Жаль, что разминулись с ним! Но назавтра твердо обещаем себе не проспать и прийти в шесть на утреню.

Воскресенье. Проспав, с приличным опозданием прибегаем в маленький деревянный храм. Утреню служим втроем: один поет, двое читают. Юрий стоит босиком, привычными движениями перекладывает и листает книги. Время летит незаметно.

В собор мы вернемся еще раз, уже без экскурсий и рассказов про нумерологию и «места силы». Стоим без движения, в тишине, — и время снова исчезает.

Читать еще:  Нужна ли виза в Македонию: правила посещения южной балканской страны

Бесшумно пришел Юрий, и мы вдруг слышим за спинами его тихий, но уверенный голос:

— А давайте я тропарь Преображению прочитаю?

И читает тропарь и кондак.

— И еще — Успению Божьей Матери. Скоро праздник.

Это потом уже, сопоставив факты, мы поняли, что вышли в день памяти Савватия и Зосимы — покровителей Рдеи, а шли Успенским постом — к храму Успения. Это все потом. А пока — собираемся с силами, чтобы снова «форсировать» болота.

Вот и все. Прощай, Рдея!

Километровый участок дороги по болоту, который сделал Юрий

Как помочь Рдейскому монастырю

Почтовый адрес фонда: 175270, Новгородская область, г. Холм, ул. Октябрьская, д. 6а

Фото Александра Кочевника и др

Редакция благодарит авторов фотоснимков и фонд возрождения Рдейского монастыря за безвозмездно предоставленные снимки.

artemspec › Блог › Путешествие в Рдейский монастырь

Спрятанный посреди бескрайних болот, Рдейский монастырь — одно из самых загадочных мест Новгородской области. Попасть сюда на колесной технике большую часть года практически невозможно, но нам все же удалось сделать это на стандартном Mitsubishi L200.

Посреди самого большого в Европе болота — Рдейского — есть огромное озеро. Формой своей оно похоже на неправильную восьмерку (знак бесконечности?). Перешеек образует два полуострова, на одном из которых и находится Рдейский монастырь, своим масштабом поражающий даже на спутниковых снимках.

Попасть сюда непросто. До ближайшей дороги — 12 километров болотной топи, большую часть времени преодолимой лишь на гусеничном вездеходе или болотоходе. Еще один вариант — идти пешком. Одна надежда — на суровый мороз, сковавший топь ледяными оковами.

450 километров по Новой Риге от Москвы до Торопца — это пять часов. Ледяная трасса Торопец-Холм — чуть больше сотни километров, но этот участок занимает еще почти три часа.

Узкая заснеженная дорога, лед, ямы — все это вытрясает душу и вынуждает быть особенно осторожным.

По сторонам проплывают черными истлевшими островками брошенные избы. Единственная жизнь здесь — в оазисах живых еще деревень и на лесопилках, которые примечаешь по тут и там сваленным в груды бревнам.

Указатель, знаменующий о переезде из Тверской области в Новгородскую — еще один из немногих признаков цивилизации.

От Холма до Наволока, последней “асфальтовой” точки маршрута — всего два десятка километров. Нужно принять решение — стучаться ли в дверь к местному жителю Владимиру, владельцу гусеничного вездехода, или пытаться преодолеть маршрут самостоятельно.

Нам повезло дважды — вездеходчика дома не оказалось, а мороз оказался настолько крепок, что дорога до монастыря стала практически каменной. Доехать можно было хоть на легковушке! Только расположенные повсюду в хаотичном порядке колеи от ГТС-ки, развороченные и покрытые колотым льдом, намекали, насколько нам повезло с погодой.

А вот и он, тот самый Рдейский монастырь.

Песчаный, поросший высокими соснами полуостров, на котором находится монастырь — единственный твердый участок суши на километры вокруг.

Начиная с конца 17 века, на этом месте существовала скромная обитель, основанная монахами-отшельниками. В конце 19 века при финансовой поддержке купца А.Н. Мамонтова, бывшего попечителем приходской церкви в Наволоке, на месте старой каменной церкви начали строить гигантский 50-ти метровый каменный храм, который вмещал бы 750 человек.

Первый вопрос, возникающий в голове – зачем строить такой большой храм посреди болот? Но это сегодня население всего Холмского района составляет менее 5800 человек, а 1897 году, согласно переписи, в Холмском уезде было учтено 88 000 душ населения.
Постройка храма была закончена в 1902 году и обошлась во внушительные 350 000 рублей. В те годы существовал золотой стандарт, и каждый рубль содержал в себе 17,424 доли чистого золота, то есть 0,774235 г в пересчёте на метрические меры. Таким образом, при средней цене покупки грамма золота в 2425,2 рублей, по нынешним временам строительство храма обошлось примерно в 657 186 153 рублей.

При строительстве использовались передовые инженерные решения, например, паровое отопление. Грандиозный иконостас был высечен в Венеции из мрамора, а пол был отделан польской кафельной плиткой.

Как доставляли стройматериалы? В старые времена к монастырю вела неплохая дорога. Использование дренажных каналов позволяло ездить по гати в любое время года.

Строительство было завершено в 1902 году. На территории монастыря были возведены полукаменные жилые корпуса, хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, а также каретный двор. Со стороны суши храм защищала мощная каменная ограда. К сожалению, она не могла защитить от неумолимого колеса истории.

“Разрыв со святыми или, вернее, уничтожение святого может стать всеобщим. Близится не новая революция, а могучее, беспощадное, бесстыдное, безоглядное, надменное преступление. Разве ты его еще не слышишь в раскатах отдаленных громов, не видишь, как небо, тяжелое от предчувствий, молчит и хмурится?”
— Штирнер

Потом случилась революция. Развернутая советской властью компания антирелигиозная компания набирала обороты. Если 1914 году в Российской империи насчитывалось 54 174 православных храма, 25 593 часовни, 1025 монастырей, то к моменту заката СССР в стране оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей, все остальные сооружения были уничтожены, заброшены, переоборудованы под хозяйственные постройки.

“Мы отрицаем Бога, мы отрицаем ответственность Бога; только так мы освободим мир” — Ницше

Благодаря удаленному расположению, службы в Рдейском монастыре продолжались до конца 1937 года, пока не был арестован и расстрелян последний его настоятель.

“Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь, и в самый кратчайший срок.

Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.”
— Ленин

После расстрела настоятеля, Рдейский монастырь был разграблен и заброшен. Во времена ВОВ, в нем прятались партизаны. Затем позиция была занята немецкими войсками, которые помимо прочего взорвали колокольню, но не тронули сам храм. Но уцелев в войну, храм оказался бессильным перед потомками своих прихожан.

«Вечная радость становления заключает в себе также и радость уничтожения» — Ницше

Непроходимые болота не стали препятствием для местных жителей, окончательно разграбивших храм и “украсивших” его своими “автографами”.

«Возложим наше упование на вечный дух, разрушающий и уничтожающий, потому что он есть скрытый и вечно творящий источник всякой жизни. Страсть к разрушению есть страсть творческая!» — Бакунин

Некоторые из них требовали применения альпинистского снаряжения — но ведь всецело вдохновленного идеей разрушения человека не могут остановить никакие трудности!

Мраморный иконостас был разбит.

Кафельная плитка с пола собора отлично подходила для бани, а листовое железо куполов — для кровли сараев.

Черные копатели на славу потрудились на монастырском кладбище.

“Наша цель – ужасное, полное, неумолимое и всеобщее разрушение!” — Бакунин

В тренде разрушения оказались и рыбаки, засыпающие озеро пустыми водочными бутылками и прочим мусором, и даже добропорядочные туристы: джиперы и вездеходчики распахали все окрестности монастыря, нанеся непоправимый вред экосистеме болота.

“Чтобы воздвигнуть новый храм, храм должен быть разрушен — таков закон” — Ницше.

Сегодня в холодных стенах снова горят свечи.

При храме живут несколько отшельников, срубивших небольшую часовенку, и занимающихся консервационными работами.

Скромный ручеек пожертвований — капля в море необходимых средств, так что до серьезной реставрации этого уникального храма пока еще очень далеко.

Да и кому он нужен, этот храм, спрятанный посреди болот — кроме туристов-экстремалов, которых и развалины вполне устраивают? На этот вопрос я получил неожиданный ответ, встретив шагающую по замерзшей гати семью паломников.

Хочется верить, что когда-нибудь Рдейский монастырь будет восстановлен. А до той поры – это еще один памятник двум силам, живущим внутри человека – силе веры и силе разрушения.

Где находится Рдейский монастырь? Фото и история

В нашей стране существует много культовых мест, посетить которые мечтает каждый экстремал. Среди них и расположенный на самом большом европейском болоте Рдейский монастырь. Как добраться до него, а также какими легендами окружена эта некогда очень красивая обитель, с удовольствием рассказывают жители окрестных деревень. Тем не менее, нужно учитывать, что дорога до нее очень трудная, и она под силу не каждому.

Где находится Рдейский монастырь?

На границе Псковской и Новгородской областей находится огромное болото. Оно считается одним из самых труднопроходимых во всей Европе. На его восточном краю, всего в семи километрах от «большой земли», раскинулось Рдейское озеро, на берегу которого высятся руины одноименного монастыря. Это достаточно живописное место. Рдейский монастырь находится на длинном узком мысике, практически разрезающем озеро на две части.

Вокруг густой лес, до которого нужно дойти по зыбкой голой болотистой местности. Вот почему таким труднодоступным считается Рдейский монастырь. Дорога к храму настолько неодолима, особенно летом, что люди, побывавшие здесь, рассказывают удивительные и порой не слишком правдивые истории. Одни якобы здесь встречали инопланетян, другие – болотистых чудищ, а есть и такие, кому привиделись волосатые обезьяны и даже чешуйчатые крокодилы.

Из озера вытекает речка Редья, которая впадает в озеро Ильмень, в бассейн Невы. Это место хоть и считается культовым и невероятно труднодоступным, тем не менее, за последние несколько лет поток туристов сюда резко вырос. Живописные пейзажи Рдейского озера привлекают многих, да и сам храм интересен руинами – остатками его былой роскоши.

Рдейский монастырь: как добраться

Летом сюда мало кто ездит. Дорога настолько труднопроходимая, что практически невозможно попасть в Рдейский монастырь. Как добраться до него по зыбкому болоту, по неодолимым топям? Поэтому многие предпочитают приезжать в это культовое место зимой. С наступлением холодов дорога замерзает, поэтому становится легкопроходимой для внедорожников. Многие преодолевают последнюю часть пути на лыжах. Сухой осенью до монастыря можно дойти пешком, хотя мало кто способен идти три с половиной часа только в одну сторону. Что касается весны и лета, то из-за сырости и огромного количества мошкары сюда мало кто ходит.

Самый оптимальный маршрут до монастыря начинается от селения Наволок. Его протяженность – двенадцать километров. От села на юг сворачивает полевая дорога, которую зимой накатывают снегокатами. По этой дороге можно попасть в небольшой лесок, на входе в который висит табличка о том, что здесь начинается природный заповедник – Рдейское озеро. Рдейский монастырь расположен примерно в часе езды в юго-восточном направлении. Зимой ориентирами служит колея снегокатов. В ясную погоду еще издали можно увидеть купола Рдейского Успенского монастыря.

История

Точную дату основания этого храма историкам установить не удалось. По примерным сведениям он был построен во второй половине семнадцатого столетия и входил в Новгородскую епархию. В 1666 году на территории этой обители был построен деревянный храм преподобных Савватия и Зосимы. Спустя три года рядом была возведена обитель Преображения Господня. В 1700 году оба деревянных строения были уничтожены пожаром.

На месте храма Савватия и Зосимы началось строительство нового каменного монастыря Успения Пресвятой Богородицы. Работы были закончены в 1710 году. До середины восемнадцатого века храм процветал. Однако позже он пришел в упадок, и уже в 1764-м его упразднили. Имущество передали другим монастырям, а территория перешла государству. Последующие сто лет здесь действовала только Успенская церковь. В 1885 году при ней создали женскую общину с детским училищем, которая в 1893-м стала пустынью.

Вторая жизнь

Большую поддержку этой глухой обители оказывал купец Мамонтов – двоюродный брат известного благотворителя и мецената. Уже к 1890-му территория монастыря полностью изменилась. Были построены жилые корпуса, часовня, трапезная, несколько амбаров и прочих строений, обновлена ограда. Из-за ветхости старую Успенскую церковь снесли. На ее месте в 1898 году архитектором Борютиным было начато строительство пятиглавого монастыря, рассчитанного на семьсот пятьдесят человек.

Читать еще:  Налоги в Канаде

Щедрые пожертвования Александра Николаевича Мамонтова дали возможность при возведении использовать самые современные по тем временам технологии. Неподалеку был построен небольшой кирпичный заводик, бесперебойно снабжавший стройки своей продукцией. Отопление, согласно проекту, было сделано паровым: для этого использовали котлы Демидова. Кстати, они и по сей день стоят здесь.

Описание

Внутреннюю отделку сделали достаточно роскошной. Доминантой для нее стал иконостас, созданный из венецианского мрамора. Работу осуществил московский мастер Захаров, иконы также писали столичные живописцы. Пол Рдейского монастыря был устроен из мраморной плитки. На окнах красовались витражи, а снаружи стояли кованые узорчатые решетки. После освящения монастыря осенью 1902-го сюда перенесли главную святыню обители — чудотворную икону во имя Успенской Богоматери. Паломники издалека ехали сюда, чтобы поклониться ей. Дорога на Рдейский монастырь была очень трудной, поэтому добираться до него приходилось несколько дней.

После революции

В 1918 году в храме среди послушниц начались волнения. За несколько лет здесь сменилось сразу несколько настоятельниц. Обитель, просуществовавшая до тридцатых годов прошлого века, в результате была закрыта. Однако здесь продолжало жить несколько монахинь, сюда иногда приезжали паломники.

В годы войны Рдейский монастырь сильно пострадал. Была взорвана его колокольня, да и сам собор был сильно разрушен. После войны многие местные жители подрывались на растяжках и минах, которые были вокруг монастыря. Но даже это не отпугивало мародеров, которые растаскивали его внутренние украшения. После войны многие окрестные деревни опустели. Видимо, поэтому Рдейский Успенский монастырь больше не реставрировался.

Святыни храма

За все время существования этой обители, начиная с шестидесятых годов семнадцатого столетия, в ней было накоплено достаточно духовных ценностей и реликвий, к которым приходили кланяться прихожане. Как свидетельствуют старинные описи, Рдейский монастырь славился чудотворными иконами – Успения Пресвятой Богородицы, Соловецких Зосимы и Савватия. Этим святыням приписывали целительные свойства. Обе эти чудотворные иконы во время разграбления обители были окончательно утеряны.

Особенное внимание прихожан привлекал напрестольный крест. Он был серебряным, вызолоченным, чеканной работы и восьмиконечным. Ценность креста невероятно возрастала в силу вложенных в него частичек святых мощей, прочих священных предметов. Об этом свидетельствовали и надписи. Три восьмиконечных храмовых креста являются наследием от трех существовавших раньше на этом месте церквушек. Все они были сделаны из липового массива.

Легенды

Сюда сегодня пытаются попасть многие туристы. Местные жители практически всегда предупреждают новичков о том, что ради праздного любопытства не стоит преодолевать трудную дорогу, чтобы попасть в Рдейский монастырь. Легенды, которые веками слагались вокруг этого места, тем не менее, привлекают сюда. Именно они, видимо, и побуждают людей предпринять это опасное и трудное путешествие – дорогу к храму.

Несмотря на то, что вокруг обители святых ключей нет, здесь с водой проблем не возникает. Люди пьют ее прямо из Рдейского озера. На вкус приятная вода, не портится очень долго. Рдейский монастырь называют замоленным: вокруг него ходит много легенд о целебных свойствах. Сюда, судя по рассказам, людей приводили для изгнания из них бесов. Женщинам, страдающим от бесплодия, хватало всего одного посещения, чтобы потом рожать здоровых детей. Ходят слухи, что здесь исцеляли людей от проблем с опорно-двигательным аппаратом.

Брать из храма нельзя ничего – Рдей «накажет». Свидетельством тому сравнительно недавний случай, когда два охотника решили унести отсюда плитку для своей бани, надрали три мешка и отвезли домой. Очень скоро один из них трагически погиб, а другой умер в результате неизлечимой болезни. Плитка была возвращена в Рдейский монастырь: мешки до сих пор можно здесь увидеть. Аналогичную историю рассказывают и про трактор, который вез кирпич, отбитый со стен храма. Он ушел в болото.

Рдейский монастырь был полностью расписан лилиями. Они видны везде: на мраморном иконостасе, на том, что сохранилось от росписи внутреннего помещения, на решетках. Говорят, что когда-то лилии были вплетены и в кресты. Орнамент под куполом напоминает современную цепочку ДНК.

Многие рассказывают, что Рдейский монастырь словно не «подпускает» к себе в первый раз, а тех, кто приходит с нечистыми умыслом, и вовсе запутывает. Говорят, что неожиданно начинают врать системы навигации, уводя в сторону от храма. Многие из тех, кому посчастливилось посетить Рдейский монастырь, упоминают колокольный звон. Слышат его очень многие, что удивительно. Ведь в ближайшей округе нет церквей. Поэтому перелив колоколов звонницы считается настоящей мистикой.

Отзывы

Многие туристы говорят, что Рдейский монастырь, фото которого представлено ниже, является одним из немногих мест на планете, наделенных особенной силой.

Есть такие, кто рассказывает о своих собственных исцелениях, о переменах, происшедших в жизни после Рдея. Бывалые путешественники считают, что здесь стоит обязательно побывать, чтобы, ощутив местную атмосферу, почувствовать нетленность и святость этого удивительного места.

Рдейский монастырь как добраться?

РДЕЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ 2

Рдейский монастырь расположен в Холмском районе Новгородской области, на восточном берегу озера Рдейское (из него вытекает река Редья, впадающая в озеро Ильмень — бассейн Невы), на территории Рдейско-Полистовского болотного массива.

Дата основания Рдейского монастыря не дошла до наших дней, но известно, что со второй половины XVII века он относился к Новгородской епархии. В 1666 году на территории обители строится деревянный храм во имя Соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, а 1699 году — деревянный храм во имя Преображения Господня. После пожара 1700 года на месте храма Зосимы и Савватия начинается строительство каменного храма Успения Пресвятой Богородицы, которое продолжается до 1710 года. До середины XVIII века монастырь процветал, но позже начался упадок, и в 1764 он был упразднен с передачей имущества другим монастырям, а территории государству. Следующие сто лет действующей оставалась одна Успенская церковь, пока в 1885 году не была создана Богородицко-Успенская женская община с детским училищем, в 1893 году ставшая пустынью. Большую поддержку обители оказал меценат купец Александр Николаевич Мамонтов, и к 1890 году на территории монастыря появились часовня, жилые корпуса, трапезная, амбары и другие постройки, обновляется ограда. Из-за ветхости старой Успенской церкви в 1898 году на ее месте архитектор Борютин начал строительство нового пятиглавого храма, рассчитанного на 750 человек. Благодаря щедрым пожертвованиям Мамонтова, при возведении храма использовались передовые технологии. Неподалеку располагался кирпичный завод, для бесперебойного снабжения стройки кирпичом; отопление, по проекту, было паровым, с использованием котлов Демидова. Внутренняя отделка поражала своим великолепием. Ее доминантой стал иконостас из Венецианского мрамора работы московского мастера Захарова, иконы также писались московскими мастерами. Пол был выложен мраморной плиткой, окна украшали витражи и узорчатые кованые решетки. После освящения храма осенью 1902 года в него была перенесена главная святыня обители — чудотворная икона Успенской Божьей Матери, паломники ехали издалека поклониться ей. После революции в монастыре начались волнения среди послушниц, сменилось несколько настоятельниц. Обитель просуществовала до 30-х годов XX века, после монастырь был закрыт, но в нем продолжали жить монахини, приезжали паломники на исцеление. Во время войны была взорвана колокольня и сильно пострадал Успенский собор, а то, что уцелело, не пощадили местные жители и приезжие туристы.

Успенский собор (1898—1902).
Фото: Марина Егорова

Время на осмотр : достаточно одного часа.

Зачем ехать в Рдейский монастырь : место считается культовым и труднодоступным, хотя за последние годы поток туристов резко возрос; живописны пейзажи Рдейского болота и Рдейского озера, сам монастырь также интересен остатками былой роскоши.

Сейчас от бывшего монастыря сохранились остатки ограды , Успенский собор и полуразрушенное монастырское кладбище . Снаружи Собор частично утратил свою белоснежную штукатурку и сейчас во многих местах красно-кирпичного цвета. На боковых куполах еще держатся кресты, но сами купола полуразрушены. Внутри собора можно осмотреть фрагменты росписей , мраморный иконостас (частью он разбит и лежит кусками на полу), почти все батареи отопления вырваны со своих мест, но котел отопления находится в подвале. На окнах кое-где остались кованые решетки с оригинальными узорами. На стенах собора и даже под куполом много надписей, датированных 40-80 годами прошлого века, сейчас же ведется журнал посетителей, в котором каждый может оставить запись о своем посещении. Некоторым удается забраться на основание куполов, откуда открывается панорама окрестностей. Последнее время в соборе проводятся службы, сделан небольшой иконостас, можно помолиться и поставить свечку. Памятники на кладбище повалены и разбиты, но еще можно прочитать даты захоронений.

Но, несмотря на такое плачевное состояние, Рдейский монастырь, чудесно вырастающий из лесной чащи, притягивает все больше и больше паломников, которые возвращаются из этих мест просветленными, а многие приезжают потом еще раз. Есть случаи чудесного исцеления. Возможно, пройдет еще десяток лет, и мы снова увидим белоснежный Успенский собор во всей его красе, а по болоту будет разноситься колокольный звон.

Старая Русса 3 — будет отдельная страница.

Рдейский заповедник и верховые болота 2 — будет отдельная страница.

Рдейское болото. Фото: Марина Егорова

Проезд . Монастырь расположен на стыке двух областей — Новгородской и Псковской, на берегу Рдейского озера, в 84 км от Старой Руссы. Дорога к нему идет через обширное Рдейское болото. Зимой в монастырь можно попасть на лыжах (3.5 часа чистого хода в одну сторону); если сухая осень, можно добраться до монастыря пешком. Весной и летом идти нежелательно — сыро и много комаров. Оптимальный (12 км) маршрут начинается от деревни Наволок, от нее на юг идет полевая дорога (зимой накатанная снегокатами трасса), идя по которой, вы попадете в небольшой лес (на входе табличка “Государственный природный заповедник Рдейский”). Лесом идти не более получаса в сторону юго-востока, затем вы выходите на просторы Рдейского болота. Зимой ориентиром служат колеи снегокатов, летом трассы вездеходов. В хорошую погоду издалека можно увидеть купола Успенского Собора, идти до них остается около 7 км. В непосредственной близости от монастыря видны остатки старой монастырской дороги, которая выведет вас прямо к стенам бывшей пустыни. Есть обратный вариант — через деревни Каменка и Высокое ( последняя, по-видимому, уже опустела ), где можно переночевать у местных жителей. Не забывайте, что Рдейское болото — уникальный биологический объект, в нем представлена флора и фауна, входящая в Красную Книгу. Не ездите по нему на машинах и вездеходах — это убивает нетронутую природу, колеи от них не зарастут еще много лет. Не бросайте мусор — его никто, кроме вас, убирать не будет, и Рдейское болото превратится в помойку.

Автобус из Старой Руссы на Холм (несколько отправлений в день, первое в 7 утра), до деревни Наволок. Расписание здесь.

До Старой Руссы можно добраться, например, поездом : один в день из Москвы (в пути 8 часов, прибытие в пол-четвертого утра, летом обычно добавляют второй), один из Пскова (в пути 4 часа, прибытие вечером) и два пригородных со станции Бологое (в пути 4 часа, прибытие около 10 утра). Расписания поездов ищите здесь.

На автомобиле : Из Москвы быстрее (но не короче) всего по М10 до Новгорода, затем через Шимск и Старую Руссу до Наволока, 710 км. Из Петербурга через Новгород и далее так же, 380 км.

Питание . Желательно захватить с собой сухой паек, воду можно набрать в болоте либо в озере. Осенью на болоте много клюквы и морошки.

Размещение . Переночевать можно у местных жителей, в городе Холм ( гостиница “Ловать” , Октябрьская улица, телефон (81654) 5-14-33), или в Старой Руссе ( гостиница “Полисть” , улица Фридриха Энгельса, 20, телефон (81652) 2-19-47, стоимость одноместного номера на февраль 2006 680р.).

  • Рдейский монастырь на сайте “Малые города России”.
  • Рдейские места. Видимо, все про монастырь: история, современное состояние, окрестности, много фотографий.
  • Рдейский монастырь в энциклопедии Древо; тот же текст, укороченный, но с большим числом фотографий, на сайте “Народный каталог православной архитектуры”.
  • Фотографии Александра Фетисова .
  • Рдейский заповедник Игоря Иванова .
  • Рдейский заповедник на сайте ООПТ России.
  • Холм в энциклопедии “Мой город”.
  • Скауты Холма. Среди прочего, история, фотографии и карта Холма, история и фотографии Рдейского монастыря.
  • Город Холм. Все про город (включая карту) и про Рдейский монастырь.
  • Тайна Рдейского тупика. Полет над монастырем на дельтаплане, с фотографиями.
  • Путешествия в Рдейский монастырь (с фотографиями и описаниями): Путешествие Андрея Фаробина и еще одно на сайте Виктора Лукьянова ; Рдейский квест Анны ; Рдейский поход Сергея Ануфриева ; Рдейский монастырь Николая Смыслова и фотографии из того же путешествия; Рдейский монастырь Иннокентия Уханова ; Рдейские болота Александра Коваленко ; Фотографии Рдейского заповедника.

Рдейский монастырь. Фото: Марина Егорова

Успенский собор (1898—1902). Фото: Марина Егорова

Успенский собор (1898—1902). Фото: Марина Егорова

Рдейский монастырь: история, фото, адрес и отзывы туристов

На юго-западе Новгородской области, среди огромной пустоши, которая занята практически непроходимыми болотами, находится таинственное озеро Рдейское. Оно само по себе интересно, говорят, что его воды обладают целительным эффектом. Но самое потрясающее – это то, что расположено на его берегу. Древний храм, прекрасный до сих пор, несмотря на то что давно является заброшенным, но не забытым. Рдейский монастырь – это настоящая загадка русской земли. Для чего здесь, в этой непроходимой глуши, такой огромный храм? На самом деле, это сегодня все население области не насчитывает даже 5000 человек, а раньше город Холм и близлежащий регион считались достаточно богатыми и людными, здесь проживало несколько десятков тысяч человек.

Немного истории

Основан Рдейский монастырь был в 1880 году, на средства, выделенные купцом Мамонтовым. На этом месте уже тогда была деревянная церковь, ее реконструировали и возвели новую обитель. Часть построек было из камня, а часть из дерева. Само место, в котором основали Рдейский монастырь, вызывает благоговение. Это настоящее место силы, каких на Руси немало, здесь проходит стык тектонических плит. Рдейское озеро – это еще одна загадка. Если смотреть с воздуха, то оно образует практически правильную восьмерку, знак бесконечности. Расположено оно с севера на юг, разделены два кольца двумя мысами, а соединены проливом, шириной примерно в 200 метров.

Недаром именно здесь был некогда заложен храм. Он с трех сторон омывается водами озера, а с четвертой – укрыт от чужих глаз болотной топью. После 1880 года вокруг монастыря разворачивается строительство. Сооружаются колокольня, амбары, конюшни, склады и стена. Но деревянные постройки ветшают, и в 1898 году началось грандиозное строительство каменного монастыря. Для его отделки была заказана плитка из Польши и мрамор из Италии. Венцом храма стал иконостас из венецианского мрамора, подобного по красоте которому не было даже в Москве. Иконы и витражи изготавливались московскими мастерами. Храм поражал своей красотой. В 1937 году Рдейский монастырь был закрыт и более не работал. После войны окрестные деревни практически опустели, видимо, поэтому его больше не брались реставрировать

Святыни, которые раньше находились здесь

Первый монастырь был основан на этом месте еще в 1666 году. За все время существования обители в ней были накоплены духовные ценности и реликвии, к которым приходили поклониться прихожане. Судя по старинным описям, здесь хранилась чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, а также икона Зосимы и Савватия Соловецких. Им приписывались целительные свойства, но обе эти иконы были утеряны во время разграбления обители.

Особым вниманием прихожан пользовался крест напрестольный серебряный вызолоченный, чеканной работы, восьмиконечный. Его ценность возрастала от вложенных в него частей святых мощей и других священных предметов, о чем свидетельствовали надписи. Три храмовых восьмиконечных креста – это наследие трех существовавших на этом месте церквей. Все они были выполнены из липового дерева. Подробнее об этом можно посмотреть в программе «Русский след». Рдейский монастырь заинтересовал режиссеров, и они предприняли увлекательное путешествие. Они показали не только весь путь до храма, но и внутреннее его убранство, а также красоту здешних мест.

Рдейский монастырь, как добраться

Любой путеводитель подскажет вам адрес монастыря: Новгородская область, Холмский район, Рдейский государственный природный заповедник. Но попасть сюда непросто. Когда-то монахи строили дороги из дерева, по которым могли ездить даже кареты. Сегодня они полностью ушли в топь, осталось только направление, которое можно разглядеть с воздуха. Болотная топь раскинулась на многие километры, она занимает площадь в полторы Москвы. Правда, есть вариант добраться по воздуху, но чаще всего любители русской истории предпочитают путь пешком.

Недалеко от главной дороги расположена деревня Высокая, ныне полностью опустевшая. Оттуда примерно 16 километров по труднопроходимой топи. Для неподготовленного человека это гиблое место, видимо, из-за этого ходят легенды, что не всех подпускает к себе Рдейский монастырь. Как добраться до него, охотно расскажут местные жители, но каждый предупредит, что это практически невозможно, потому как это место святое.

Путешествие на местном транспорте

Ближайшая трасса проходит в 12 километрах от храма. Но это не останавливает любителей старины и просто верующих людей. В межсезонье, когда болото особенно труднопроходимо, такие путешествия не рекомендуется предпринимать. В остальное время колесный транспорт лучше оставить в городе и дальше отправиться на гусеничном вездеходе или болотоходе. С Холма иногда отправляется экспедиция к храму, так что можно пойти в путешествие вместе с ними. Местные жители расскажут вам множество интересных историй, связанных с этим местом. Не каждый хорошо знает топкие окрестности, но те, кто здесь вырос, умеют находить тайные тропы и проходить по самым сложным маршрутам. Если поговорить с ними, они расскажут, как во время войны весь район был разгромлен и заминирован немцами, остался целым лишь Рдейский монастырь. История сберегла его для потомков, которые безжалостно разграбили и сегодня продолжают уничтожать былое великолепие. Говорят, для того чтобы монастырь раскрыл вам свои чудодейственные свойства, нужно прийти пешком. Не каждый с первого раза преодолеет этот путь, что служит некоторой проверкой на прочность.

Марш-бросок пешком

Таких путешествий предпринималось уже немало, примеры можно посмотреть в серии передач из цикла «Моя планета». Рдейский монастырь по-прежнему волнует умы людей. Зачем такой прекрасный собор построили в таком забытом Богом месте? Но время идет, и чудесное творение рук человеческих все больше уступает натиску природы. Хотя стены только обрамляют силу этих мест, она будет существовать и без них.

И снова, просматривая хроники, мы видим подтверждение тому, что этот монастырь не сразу подпускает к себе людей. Экспедиции не раз выходили и бесконечно кружили по бескрайнему болоту, так и не дойдя до места. Приходится возвращаться в деревню и предпринимать долгий путь на гусеничном вездеходе, если время года позволяет это сделать. Уже на подъезде чувствуется, что место это непростое, причем это понимает любой человек, каким бы скептиком он ни был.

Здесь, внутри храма, таится еще одна загадка. Алтарь любого православного храма ориентирован на восток. Но здесь не работает даже это правило. Алтарь этого монастыря ориентирован на север или северо-запад. Это не может быть случайностью, потому как часовни и церкви стоят здесь с незапамятных времен, одна на месте другой. И каждый раз алтарь повторяет расположение своего предшественника. Почему, никто не знает.

Зимняя дорога

Когда мороз и лед сковывают болота, легче всего открывает свои тайны Рдейский монастырь. Как добраться зимой, мы вам сейчас расскажем. Непроходимые топи становятся удобной трассой для любого вида автотранспорта. Направлением для движения будет служить летняя колея от гусеничного вездехода, по ней ехать очень удобно, не придется собирать все кочки. Но каждое такое путешествие наносит вред уникальному биологическому объекту. Помните, что болото после проезда тяжелой техники восстанавливается много лет, а обилие туристов просто не оставляет ему шансов. Поэтому лучше предпринять прекрасную пешую прогулку, теперь ноги не будут проваливаться в топь, и идти можно гораздо веселее. Если летом эти 16 километров практически непреодолимы, то зимой их можно бодро прошагать часа за три. Лучше всего, если вы выберете время для поездки поздней осенью, когда мороз уже хорошо сковал болото, но снега еще мало, а деревья сохранили часть листвы. Это время года подчеркивает мистическое очарование заброшенного монастыря.

Легенды, связанные с эти местом

Они чаще всего и побуждают людей предпринять это путешествие. Местные жители предостерегают: не стоит ради любопытства посещать Рдейский монастырь. Легенды передают множество историй о пропаже и чудесном возвращении раскаявшихся людей. Гораздо лучше здесь встречают паломников, которые идут за знаниями, чтобы почувствовать историю русской земли и христианства. Вам с удовольствием расскажут о чудесных исцелениях, которые произошли с людьми после посещения этих мест. Но не только лечить, но и карать могут священные силы. По слухам, всех, кто участвовал в разорении обители, даже просто нацарапав памятную надпись на стене, ждало несчастье.

Поэтому местные жители очень трепетно относятся к своей святыне, и каждый раз, посещая храм, оставляют пожертвование на его восстановление. Все они надеются, что когда-нибудь вернет былое величие Рдейский монастырь. Легенды подчеркивают и чудесное спасение храма в годы Второй мировой войны. Он пострадал, остался без колокольни, но выстоял, словно какая-то непреодолимая сила взяла его под свою защиту. А ведь здесь гремели сражения под стать Сталинградским битвам. С первых дней войны немцы сражались за каждый кусочек этой топкой земли. И пусть сегодня не в лучшем виде предстает перед посетителями Рдейский монастырь. Фото все равно будет напоминать вам о необыкновенном месте, которое лежит вне времени и пространства. Оно принадлежит высшим силам.

Зачем сюда ехать

И действительно, этот вопрос хочется задать многим туристам. Для вдумчивого путешественника посещение места такой силы может послужить толчком к глубокому изменению, но тех, кто приходит с целью вывести на стене свои инициалы, понять достаточно сложно. Это место считается культовым, и почести, оказываемые ему, должны быть соответствующими.

Здесь живут монахи, для которых началом новой жизни стал Рдейский монастырь. Дорога к храму для них – олицетворение своего пути к Богу. Несмотря на современное состояние храма, они не оставляют надежду восстановить его. Их стараниями создан небольшой иконостас, где можно поставить свечку. С недавних пор здесь стали проводиться службы.

Современное состояние монастыря

Сегодня храм все еще красив, но подойдя ближе, вы разглядите, насколько он обветшал. По сути, это уже руины с фрагментами каменной стены. Сохранилось также монастырское кладбище с чугунными крестами. Когда-то белый, облицованный мрамором монастырь стал почти красным, кирпичным. На внутренних сторонах стены еще сохранились элементы росписи, но купола в плачевном состоянии. В них огромные дыры, позолота снята, а на крыше растут деревья. Последние росписи и остатки мраморного иконостаса уничтожаются и растаскиваются туристами.

Остановка в Холме

Наверняка, прочитав статью, вы твердо решили посетить Рдейский монастырь. Дорога к храму может стать для вас путем настоящего исцеления и преображения. Как говорят местные жители, чтобы добраться до него, не нужна карта. Если потребуется, то вас дорога сама выведет к месту. Чтобы начинать путешествие налегке, можно снять комнату или номер в гостинице Холма. На обратном пути это даст возможность переодеться, помыться и отправиться домой. Город утратил свое значение и сегодня не представляет интереса для туристов.

Отзывы

Туристы отмечают, что Рдейский монастырь – это одно из немногих мест на Земле, которое наделено такой силой. Многие рассказывают о собственных исцелениях и переменах в жизни. Все паломники сходятся во мнении, что это святое место, оно останется таковым даже тогда, когда нынешний храм рассыплется от времени. Бывалые путешественники говорят, что пока он живет, здесь стоит побывать, ощутить местную атмосферу и почувствовать нетленность чего-то, что гораздо старше и выше нас. Побывав здесь, хочется верить, что большое количество паломников, ежегодно отправляющихся в эти места, станут новой ступенью жизни монастыря.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector
Общие сведения
Что смотреть
Окрестности
Практическая информация
Дополнительные ресурсы
Фотографии — Рдейский монастырь