Северодвинск где это находится?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Северодвинск где это находится?

Уголки РФ: город монахов и корабелов

Есть такая легенда. Когда в середине 30-х годов прошлого века в СССР было принято решение строить на Севере крупнейшую военную верфь, Сталин подошел к карте и увидел на берегу Белого моря крестик, обозначавший монастырь. Вождь ткнул в карту: мол, тут будем строить, монахи плохого места не выберут! Так оно и оказалось, место было удачным.

Городом Северодвинск считается с 1938 года. Расположен он на берегу Белого моря, возле Никольского устья Северной Двины, в 35 километрах к западу от Архангельска. Население по итогам последней переписи — 193 тысячи человек. Сейчас это центр атомного судостроения России. А ведь между прочим стоит город на историческом месте. Именно отсюда начались регулярные международные отношения с Англией. Но давайте обо всем по порядку.

Земли по берегам Северной Двины, так называемая Биармия (или Бьярмия), были открыты в конце IX века викингами. Биармия впервые упоминается в рассказе о путешествии Оттара из Холугаланда, состоявшемся в период между 870 и 890 годами. Чтобы разведать, какие края лежат за Лапландией, Оттер отправился вдоль берега на север, через несколько дней должен был ждать попутного ветра, чтобы плыть на восток, а затем повернул на юг, где его корабль вошел в устье большой реки.

Там жили не лапландцы, а бьярмы, язык которых похож на финский, и поэтому Оттер и его спутники могли с ними объясняться. Бьярмы жили оседло, занимались земледелием и были богаты. Известны также рассказы о еще нескольких путешествиях в эти земли около 920, 1026 и 1090 годов. С начала XII века земли по берегам Северной Двины являются владениями Новгорода Великого.

В 1217 году сюда прибыли два норвежских судна, одно из которых проследовало далее через Русь в Святую землю, чтобы участвовать в крестовом походе. Экипаж второго судна был уничтожен местными жителями. Для мщения король Хакон IV в 1222 году послал двух своих военачальников на четырех больших судах с сильным войском. Они опустошили берега, вернувшись с богатой добычей. После этого Биармия перестала упоминаться в скандинавских источниках.

Освоению Поморья придало импульс нашествие Батыя и разорение Южной Руси. Постепенная колонизация Поморья новгородскими переселенцами и ассимиляция местного финно-угорского населения привела к складыванию особого субэтноса русского народа — поморов.

Николо-Корельский монастырь, тот самый, из-за которого вождь народов решил строить Северодвинск именно здесь, впервые упоминается в летописях в 1419 году, когда эта обитель была сожжена и разорена норвежцами. В конце XV века эта территория перешла под власть московских князей.

Долгое время монастырь служил чем-то вроде морских ворот страны, впрочем, только для государственных нужд (отправки послов в Европу), поскольку других выходов к морю у тогдашнего Московского государства не было.

24 августа 1553 года к берегам Белого моря возле Николо-Корельского монастыря. прибило штормом английский корабль “Эдуард Бонавентура”. Его капитан Ричард Ченслер искал северо-восточный путь в Китай, а неожиданно нашел русских монахов. После установления первого контакта с местными жителями Ченслер отправляется в Холмогоры (тогдашнюю столицу Русского Севера), а оттуда, после ледостава, на санях в Москву, на аудиенцию с царем Иваном Грозным.

После встречи с царем Московского государства, впервые за всю историю, и были установлены официальные дипломатические отношения между Россией и Великобританией, а в Лондоне была основана “Московская компания”, получившая впоследствии монопольные торговые права от царя. Конечно, после того, как появились у России Санкт-Петербург и Архангельск, монастырь пришел в полнейший упадок. Но тем не менее местность, в которой построен Северодвинск, все равно прямо-таки историческая!

Северодвинск был основан в 1936 году как поселок Судострой, в 1938 году получил собственно статус города и имя Молотовск в честь советского деятеля Вячеслава Молотова. Город строился параллельно с судостроительным заводом номер 402 (ныне это знаменитый “Севмаш”). Строили и завод, и город в основном заключенные. По некоторым данным, было их тут до 50 тысяч. Столь масштабное строительство велось на Русском Севере впервые.

Есть еще такая легенда. Архитекторы, которым Сталин поручил проектирование верфи, решили поразить вождя масштабами работы. Изготовили макет Большого театра, а когда Сталин подошел к столу, накрыли театр, как игрушку, огромной коробкой. Именно таких размеров и было здание главного цеха верфи. Вождю сравнение понравилось…

До сих пор на фронтоне цеха просвечивает в солнечные дни написанное огромными буквами выражение товарища Молотова: “Нам нужна сильная Красная Армия, и нам нужен сильный Красный флот!”. Сколько ни затирали эту надпись при различных вождях и властях, в ясный день она все равно “проявляется”. После разоблачения культа Сталина и его сподвижников 12 сентября 1957 года город Молотовск был переименован в Северодвинск…

Собственно, до развала СССР у Северодвинска было лишь одно предназначение — строить и ремонтировать атомные подводные лодки. Было их построено на “Севмаше” аж 128 единиц! Автор этих строк, помнится, первый раз попал в Северодвинск еще зеленым лейтенантом в 1983 году. Город поразил чистотой и совершенно прямыми улицами. В отличие от голодного Архангельска, была в Северодвинске и отличная колбаса по талонам, и классное пиво, и все остальное.

Снабжался город прекрасно. Называли его тогда (да и сейчас) северным Питером. Кстати, точно помню, когда впервые в истории Северодвинск назвали городом корабелов. В 1984 году в Северодвинск приехал маршал Дмитрий Устинов, чтобы вручить городу орден Ленина. В только что построенном драматическом театре министр обороны с высокой трибуны и произнес это словосочетание, которое до сих пор является как бы визитной карточкой — город корабелов.

А ведь до этого момента то, что тут строят атомные подлодки, было строжайшим секретом. Заводчан, отбывающих в отпуск за пределы города, строжайше предупреждали: говорите, что вы вообще из Архангельска, и, если что, говорите, что на “Севмаше” делают сковородки! В город так просто было не проникнуть: на въезде всех “лишних” тормозили на крутом КПП.

Помнится, что именно Северодвинск был вторым после Москвы городом, где выбирали мэра. И именно в Северодвинске был возведен последний памятник Ленину в Советском Союзе. Было это в 1989 году, когда даже в самой атмосфере ощущалась скорая кончина могучего СССР…

Ну, а в последние годы в Северодвинске много чего нового. Ушли в небытие лихие 90-е, в течение которых город еле выжил как таковой — не было работы на основных предприятиях. Сейчас у города корабелов есть неплохие перспективы, потому что есть задел работы на оборонных верфях.

Кстати, северодвинские верфи уже не полностью-то и оборонные: корабелы научились делать и могучую гражданскую морскую технику вроде морских платформ “Приразломная” или “Арктическая”. Вот что рассказал корреспонденту “Правды.Ру” нынешний мэр Северодвинска Михаил Гмырин:

“Город у нас очень своеобразный, он очень отличается от большинства городов России. Все у нас “завязано” на наши верфи. Недаром нам удалось получить статус моногорода и войти в ряд федеральных программ. Но, поверьте, Северодвинск — это не только город-труженик, и его граждане — не только корабелы. Это прекрасные люди, которые всегда рады гостям! У нас есть где отдохнуть и зимой, и летом. Приезжайте — мы, северодвинцы, народ гостеприимный!”

Читайте также другие статьи из серии “Уголки России”:

nord_ursus

Записки северного медведя

Cogito ergo sum

В сорока километрах западнее Архангельска, у берега Белого моря, расположен Северодвинск — второй город в области (185 тысяч жителей) ; город полностью советский, выросший при оборонной промышленности, и центр российского атомного судостроения. Само по себе это уже звучит внушительно. Город солидный, и во многом, на мой взгляд, опережающий Архангельск.

Северодвинск воспринимается и как спутник Архангельска (из-за близкого расположения), и как, в то же время, самодостаточный город. Автобусным сообщением с Архангельском он связан примерно каждые полчаса. Идёт автобус около часа, по шоссе вдоль Северной Двины, через сёла с причудливыми названиями вроде Лайский Док и Малая Тойнокурья. Стоимость проезда, кстати, различается в зависимости от того, до какой остановки в городе ехать (так же, как из Кирова в Кирово-Чепецк и Слободской). Здесь я должен сразу сказать, что, к сожалению, посетил Северодвинск довольно-таки бестолково, так как увидел лишь совсем небольшую часть города — только его исторический центр, не побывав ни на острове Ягры у берега моря, ни в позднесоветских многоэтажных районах на западе. Виной тому то, что я поехал сюда зачем-то в середине дня, хотя город немаленький, и ехать стоило с утра. Но всё же покажу то, что я успел увидеть.

2. Вот примерно так меня встретил Северодвинск, — я вышел из автобуса на почти первой же остановке в жилой части города. Как и в Архангельске, здесь была жаркая погода. И оживлённые улицы вокруг.

Если Архангельск возник как морские ворота России, то Северодвинск — как кузница кораблей военно-морского флота. Город достаточно молодой — основан он был в 1936 году как рабочий посёлок Судострой. Спустя два года он получил статус города и имя Молотовск (в честь Вячеслава Молотова, при жизни), а в 1957 году стал Северодвинском и в последующие годы рос как один из флагманов оборонной промышленности страны. И поныне главные предприятия Северодвинска — это “Севмаш”, где строят не что-нибудь, а атомные подводные лодки, а также судоремонтный завод “Звёздочка”.

4. Из автобуса я вышел рядом с вокзалом, за которым виднеется труба ТЭЦ-1. Железная дорога в Северодвинск пришла во время войны — в 1942 году, а нынешний вокзал уже, видимо, позднесоветской постройки.

5. Не под стать городу вокзал здесь маленький, тихий и пустынный, зато аж с высокой платформой и навесом (что вообще большая редкость). Это не случайно, поскольку пассажиропоток здесь совсем небольшой, и большинство людей ездит через Архангельск.

Дело в том, что Северодвинск стоит не на основной железнодорожной магистрали, а на тупиковом ответвлении, которое начинается от станции Исакогорка (немного не доезжая до Архангельска). И если большинство поездов идёт в Архангельск, то до Северодвинска лишь раз в два дня ходит один поезд из Москвы (причём фирменный). Кроме него, есть здесь и пригородное сообщение: в сторону Архангельска — до маленькой станции Лайская, а на запад — до села Нёнокса, где железная дорога заканчивается тупиком. Ветка туда идёт вдоль берега моря и, судя по снимкам, довольно живописна, но при этом Нёнокса — закрытый военный городок, куда просто так не съездить.

Читать еще:  Стажировки в Южной Корее

6. Вид в сторону Архангельска:

7. А плакат на фасаде вокзала напоминает о том, почему он выкрашен в такой синий морской цвет. Северодвинск — действительно, город не только корабелов, но и моряков: здесь расположена Беломорская база Северного флота.

8. Направимся теперь в центр города. Здесь, как и в Архангельске, очень много тополей. Пожалуй, что даже ещё больше. Весь город в тополином пуху, жаркая погода, и не слишком северный облик самого города, — в общем, снова трудно было в тот момент поверить, что я нахожусь на 64 параллели рядом с Белым морем. Впрочем, жаркая погода здесь бывает нечасто, — обычно город продувают морские ветра с брызгами солёной воды, и погода бывает прохладной даже в середине лета.

Кстати, название Северодвинск не очень вяжется с географическим расположением этого города. Дело в том, что к самой Северной Двине он почти не выходит, — лишь к одной из проток (так называемое Никольское устье).

9. Пятиэтажка без балконов — явление типично северное. Правда, здесь таких совсем мало.

10. В нескольких минутах ходьбы от вокзала я попадаю в северодвинский “Старый город”, который, по большей части, деревянный.

11. Когда-то таким был почти весь город Молотовск. Зелёные улицы с высокими тополями и берёзами, а среди них — деревянные дома. В былые времена, до того, как дома обветшали, эта часть города была, наверное, очень уютной.

12. Как и в Архангельске, это настоящее “сталинское деревянное зодчество”. Здесь много оригинальных и интересных проектов.

13. Это ведь прямо деревянный конструктивизм какой-то!

14. Но увы, как, опять же, и в областном центре, в Северодвинске состояние большинства этих домов плачевное. Возможно, причина кроется в местной болотистой почве, из-за которой у них оседают фундаменты. В любом случае, во многих домах, имеющих вот такой вид, всё ещё живут люди.

15. Но проблема постепенно решается. Ветхие дома расселяют и сносят, и строят новые для их жителей.

16. В одном кадре — как выглядит прежнее и будущее место жительства одних и тех же людей.

17. В общем, когда-то эти деревянные кварталы были, наверное, уютными и привлекательными, но сейчас время их прошло. Красота “деревянных сталинок” постепенно уходит, и, возможно, даже некоторые дома, попавшие мне в кадр, сейчас, когда я пишу, уже расселены.

18. Не знаю точно, когда эти дома строились. Возможно, в конце 1930-х годов, а может быть даже и во время войны.

19. Тихая улица Советская:

20. Вокруг уже всё больше кирпичных домов:

21. И снова деревянные. Скоро этой изрядно обветшавшей красоты уже не будет.

22. А людей переселят в вот такие дома:

23. А вот уже расселённые дома. Вполне вероятно, что сейчас их уже снесли.

24. Из некогда уютного, а ныне ставшего мрачноватыми трущобами деревянного района я попадаю в послевоенный центр города, застроенный сталинским ампиром. Здесь всё уже гораздо более прилично и красиво. Особенно понравились дома, выкрашенные в разные цвета.

В советские времена Северодвинск был закрытым городом (да и сейчас официально закрыт для иностранных граждан, хотя на деле никакого контроля нет), а кроме того, одним из наиболее престижных для жизни городов Советского Союза. Тут и оборонка, и северные надбавки. Точно не знаю, но наверняка и снабжение здесь было лучше, чем в Архангельске. К моменту распада СССР население Северодвинска достигло 250 тысяч жителей, но потом наступил всеобщий развал оборонки, и девяностые годы промышленность города переживала с трудом. Население Северодвинска из-за этого сократилось на четверть за постсоветские годы (до 185 тысяч в наше время), однако город по-прежнему один из наиболее передовых в Архангельской области.

Северодвинск — второй центр притяжения для районов области, что выражается даже в транспортной связи: не только из Архангельска, но и отсюда ходят отдельные автобусы в далёкие райцентры на юге области — Котлас, Каргополь, Вельск. Что особенно интересно, Северодвинск официально отнесён к Крайнему Северу, тогда как Архангельск лишь приравнен (при практически одинаковом климате): скорее всего, во многих отраслях зарплаты в Северодвинске выше, чем в областном центре. И даже жильё здесь стоит дороже.

26. Круглая площадь Ломоносова с памятником самому Михаилу Васильевичу:

27. А это проспект Ленина. Хоть и Северодвинск — целиком советский город, и старины здесь не может быть по определению, но архитектурный облик у него гораздо более цельный, чем у Архангельска. Эти кварталы возводились в начале и середине 1950-х годов.

Да и в целом, ощущения от города несколько иные. Хоть и с благоустройством здесь тоже немало проблем, в городе вполне чисто, и состояние общественного транспорта не в пример лучше (хотя электротранспорта в Северодвинске, увы, так и не появилось). Чувствуется, что город работает на оборонку, и здесь “всё серьёзно”: город мне показался организованным, строгим и суровым.

29. Ансамбль сталинской архитектуры здесь совершенно великолепен и достоин, пожалуй, едва ли не Минска.

30. Кинотеатр “Родина”:

31. На проспекте Ленина мне действительно порой казалось, будто я гуляю по белорусской столице. Иногда не мог отделаться от ощущения, что на каком-нибудь доме сейчас увижу табличку вроде “вул. Камунiстычная”. Кроме того, ещё один город, который у меня здесь всё время всплывал в памяти, — это Череповец.

С одной стороны, Северодвинск видится таким “индустриальным воплощением Поморья”, с другой — большинство населения здесь не коренное. По уже названным выше причинам, люди здесь приезжие со всех уголков бывшего СССР.

33. А вот и просторная площадь Победы — по сути, главная в городе. В центре памятник Ильичу, а за ним — не администрация, а ДК Ленинского Комсомола, ныне известный как Дом Корабела. Построен он в 1964 году, и название его посвящено не столько ВЛКСМ, сколько атомной подводной лодке К-3 “Ленинский Комсомол”, построенной в 1957 году, и ставшей первой АПЛ в Советском Союзе (и третьей в мире).

34. Другая сторона площади. И всё тот же по-северному яркий солнечный свет на монументальных советских домах.

35. Рядом с площадью — дом инженерно-технических работников завода “Севмаш”. Он же — “Дом Техника”.

36. Проспект Ленина продолжается дальше. Хоть и город большой, но именно главные улицы мне показались довольно тихими. Может быть, потому что был я здесь вечером в воскресенье.

37. В Северодвинске сохранилось довольно немало советских артефактов (хотя, конечно, и не так, как в Воркуте):

38. С северной стороны центр замыкает круглая площадь Егорова, названная в честь одного из директоров “Севмаша”. В центре площади на постаменте — якорь АПЛ “Акула”, установленный в 2008 году.

40. А вон впереди и сам “Севмаш”. На переднем плане — Аллея Героев, с мемориальными плитами выдающимся сотрудникам предприятия.

41. Рядом — довольно приятный лесопарк:

Северодвинск, как уже сказано, стоит на берегу Белого моря. Однако чтобы его увидеть, надо ехать на остров Ягры — северную окраину, либо к одному из заливов на западной окраине. А основная часть города плотно загорожена от моря промзонами “Севмаша” и “Звёздочки”.

42. Вот, собственно, и заводоуправление “Севмаша” с ещё одним памятником Ленину, глядящему на проспект имени себя. Насколько я знаю, с вышеупомянутого острова Ягры открываются довольно интересные виды и на саму заводскую промзону, где даже можно увидеть боевые корабли.

На “Севмаше” в данный момент работает около 25 тысяч человек, то есть примерно каждый седьмой житель города. За всю историю завода (с момента основания в 1939 году) на нём было выпущено 128 атомных и 35 дизельных подводных лодок, а также 45 надводных боевых кораблей (в основном эскадренных миноносцев). В данный момент на предприятии строятся АПЛ четвёртого поколения.

43. Одна из проходных завода:

44. Вдоль промзоны “Севмаша” идёт шумное Архангельское шоссе — фактически, северный обвод города.

Идя дальше, можно попасть в многоэтажные позднесоветские микрорайоны. Но я туда не добрался, так как времени оставалось у меня мало (а съездить в Северодвинск ещё раз на следующий день мне почему-то в голову не пришло).

45. В итоге, через упомянутый лесопарк, я вернулся на центральные улицы города.

46. Здесь уже в основном хрущёвки.

47. Во дворах закатное солнце. Скоро снова будет белая ночь.

48. И где-то на этом месте я и завершил прогулку по городу.

В общем, как уже сказано, мой отчёт про Северодвинск получился весьма куцым, и по показанному здесь не стоит судить обо всём городе. Он, на самом деле, ещё более разнообразен: ведь я не увидел ни позднесоветских микрорайонов, ни современных новостроек, ни, в конце концов, моря. В общем, я надеюсь ещё обязательно побывать в этом городе, тем более, что и хороший повод для этого есть: на южной окраине Северодвинска начинается Кудемская узкоколейная железная дорога в посёлок Белое Озеро, и на ней есть пассажирское движение.

Об Архангельской области на этом всё. Ну, почти всё. Впереди меня ждал завершающий этап летнего путешествия по северным областям. А именно — Северная Карелия и город Беломорск (где я таки увидел море!). В следующем рассказе проедем волной пригородных поездов от Архангельска до Беломорска с несколькими пересадками.

Город Северодвинск

Видео ролик о городе

Общие сведения и история

Северодвинск располагается в Архангельской области и является столицей атомного судостроения Российской Федерации. Площадь города – 119,349 км².

В 12 столетии побережье Северной Двины стали владениями Новгорода Великого. Стимулом к освоению Поморья стало разорение Южной Руси татаро-монголами.

Когда в 1553 году к Никольскому Устью был прибит штормом английский корабль, ищущий морской путь через северо-восток в Китай, был открыт официальный порт, у Николо-Корельского монастыря, потому что у Русского государства тогда не было остальных выходов к морю. Когда через 30 лет был основан город Новохолмогоры, то он стал более крупным портом и поэтому порт в Никольском Устье постепенно утратил свое значение. Взамен стали развиваться скотоводство, соляной и рыбный промыслы. Во время Смуты эти места разорили поляки.

Читать еще:  Реквизиты оплаты госпошлины для получения загранпаспорта

В 1808 – 1809-х годах стала возможной английская агрессия, против этого были возведены укрепления. В середине века, в крымскую войну англо-французская эскадра промышляла возле монастыря.

В 1921 году монастырь был упразднен, восемь лет в нем располагалась колония для малолетних преступников, после чего появилась сельхозкоммуна. В 1936 году на этом месте начал строиться судостроительный завод.

В следующем году населенный пункт при заводе стал рабочим поселком, а в 1938 – городом, получившим название Молотовск. В последующие годы город развивался, в соответствии с ростом производственной деятельности и строительства завода. До кончины Сталина функционировал Ягринский исправительно-трудовой лагерь, заключенные использовались в возведении города на болотистых почвах.

Во времена Великой Отечественной войны порт города принимал грузы союзников по программе ленд-лиза.

В 50-х годах завод было решено перепрофилировать на строительство атомных субмарин, и вскоре он стал главным в СССР по изготовлению стратегических подводных лодок. В 1957 году Молотовск стал Северодвинском. Благодаря своему значению в жизни государства Северодвинск начал активно развиваться, в нем быстро росла численность населения, и возводилось много жилья. За три десятилетия было произведено примерно 130 атомных субмарин.

После 1991 года Северодвинск получил статус Государственного Российского центра атомного судостроения. Экономический кризис 90-х дался судостроительным заводам нелегко. Но они удачно приспособились к рынку, и не закрылись.

Районы Северодвинска

Жилые массивы Северодвинска, как правило, подразделяются на:

Основную часть – Новый и Старый город, Центр.

Кварталы (Заозёрный округ) – В, Г, Д, И, И-1, К.

Микрорайон острова Ягры.

Также, в черте Северодвинска расположен район Водогон, который исторически является отдельным поселком, но не зарегистрированным таковым официально.

Численность населения Северодвинска на 2018 и 2019 год. Количество жителей Северодвинска

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Северодвинска. В таблице указано распределение количества жителей Северодвинска по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

Количество жителей Северодвинска Годы
195 200 человек 2006 год
193 200 человек 2007 год
191 400 человек 2008 год
188 855 человек 2009 год
192 353 человек 2010 год
191 794 человек 2011 год
190 083 человек 2012 год
188 539 человек 2013 год
187 284 человек 2014 год
186 172 человек 2015 год
185 075 человек 2016 год
183 996 человек 2017 год
183 255 человек 2018 год
182 291 человек 2019 год

Численность населения города, по состоянию на 2014 год, составляет 187284 человека. По этому параметру он, по состоянию на начало 2014 года, занимает 99 место среди городов РФ. Плотность населения – 1569,21 чел./км².

Северодвинск является многонациональным, основную часть составляют русские. Этнохороним: северодвинец, северодвинка, северодвинцы.

В период с 50-х до 90-х годов общая численность жителей росла по причине высокой производительности предприятий города, требующей много рабочих и квалифицированных специалистов. После 1991 года пошел спад населения, из-за безработицы, экономического кризиса, отъезда специалистов и уменьшения естественного прироста населения.

Северодвинск фото города. Фотография Северодвинска

Информация о городе Северодвинск в Википедии: Северодвинск

Ссылка на сайт Северодвинска. Множество дополнительных сведений вы можете взять прочитав их на официальном сайте Северодвинска, официальном портале Северодвинска и правительства.
Официальный сайт Северодвинска

Карта города Северодвинска. Северодвинск яндекс карты

Создано с помощью сервиса Яндекса Народная карта (Yandex map), при уменьшении можно понять расположение Северодвинска на карте России. г. Северодвинск Яндекс карты. Интерактивная Яндекс карта города Северодвинска с названием улиц, а так же номерами домов. На карте есть все обозначения Северодвинска, пользоваться ей удобно и не сложно.

На странице вы можете ознакомиться с некоторыми описанием Северодвинска. Так же увидеть расположение города Северодвинск на карте Яндекс. Подробная с описанием и метками всех объектов города.

Отзывы о городе Северодвинск (22)

Бесплатные путевки в ОЛЦ “Северный”? Да Вы, уважаемая, блажите! 20% от полной стоимости путевки в рублях равны 100% от оплаты аналогичной путевки в соседние пансионаты г. Евпатория.

Зарплаты в Средней полосе действительно равны нашим, только в нашу зарплату входит коэффициент 2,2, а в Средней полосе нет такого. Но в рублях они одинаковы, тут Вы правы.

Оклад руководителя среднего звена на АО “ПО “Севмаш” – 16000 рублей, а, к примеру, на НМЗ (Нижегородский машиностроительный завод) – 80000 рублей.

Делайте выводы про работу в районе, приравненном к районам Крайнего Севера.

Гордиться хорошо на сытый желудок. А еще гордиться хорошо от сознания хорошо выполненной работы и если руководство поощряет. А в случае, когда ты горд успешно выполненной работой, когда ты в своем деле профессионал высокого уровня, а руководит тобой некомпетентный выскочка, не имеющий опыта и считающий себя и только себя КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЕМ, никакой гордости нет. Одно расстройство и отбитый интерес к работе.

К слову, я полностью состоявшийся человек с 37-летним стажем работы на АО “ПО “Севмаш”.

Я поинтересовался в Yandex сколько людей, живущих в Северодвинске, имеют высшее образование? И не получил ответа. В 1976 году, в цехе, где я работал, предприятии “Эра”, было 80 % инженеров от списочного состава. Цех работников, где 80% инженеры. Вопросов по сдаче изделий в эксплуатацию, в течение десятилетий, не было.
Предприятие “Эра” – это фильтр, буфер между производителем и заказчиком, но и одновременно сдатчик изделий произведённых разными изготовителями, где отсекаются: брак, недоработки и др.
Из теории вероятности и статистики, наибольшее количество отказов нового оборудования приходится на первые 3% его жизни, примерно такое количество времени это оборудование находилось на стендах предприятия. Именно для того, чтобы оборудование работало долго и надёжно создавалась организация.
Подмосковное “Сколково”, много ли пользы оно принесло судостроению? Не знаю. Знаю, что только на одном участке предприятия в 180 человек под руководством Чапыгина Валентина Ефимовича было не менее двух медалистов ВДНХ СССР (Выставка достижений народного хозяйства СССР), или 1% всех работников. Тогдашнее предприятие “Эра” это и было нынешнее “Сколково” (сомневаюсь в “Сколково”, но задачи заявлены амбициозные).
Примеры из жизни:
1. Необходимо было создать регулятор температуры для вулканизатора резины (конкретная и важная задача для производства), имеющиеся тогда регуляторы в качестве переключателей использовали электромагнитные реле с контактами, которые часто выходили из строя, настолько часто, что возник вопрос о замене этих регуляторов, первой мыслью при разработке нового регулятора была необходимость избавиться от искрящих и ненадёжных контактов, для этого наилучшим образом в качестве оконечных устройств подходили полупроводниковые приборы (транзисторы и тиристоры), но и в них было сомнение, так как рабочие напряжения были небольшими, а токи, наоборот, большими. Для работы оконечных устройств необходимо было разработать схемы управления, в течение трёх недель было разработано пять вариантов решения задачи. Один из вариантов внедрили в производство. Несколько месяцев спустя ко мне подходит электромонтажник и спрашивает, а хорошо ли, что индикатор устройства так часто мигает. Чем чаще, тем лучше – мой ответ. А сам подумал, за полсекунды вулканизатор может остыть не более чем на 0,01 градуса, при норме несколько градусов. Чертовски хорошая вещь получилась.
2. Жил-был студент Рязанского радиотехнического института (ныне, академия им. А.С Попова), где его учили разным наукам. Все науки хороши, но одна наука ему не нравилась, а именно: “Радиотехнические системы”. Теория вероятности, шумы, пороги, спектры, оптимальные фильтры и прочая ерунда не входили в его потребительскую корзину, так как считал, что в жизни они никогда ему не понадобятся. По иронии судьбы, уже в Северодвинске, он занимался радиотехническими системами в течение 28 лет, и не без удовольствия. Даже был награждён медалью. Большая благодарность преподавателям ВУЗа, которые делают из упёртых козлов, надеюсь, хороших специалистов.
3. На стенд предприятия приходит новое изделие (радиотехническая система), для каждого изделия свой стенд, несколько стендов в одном помещении – это лаборатория, а изделие не хочет работать, согласно инструкции по эксплуатации. Забыл сказать, что это изделие было моим первым, после переезда из Рязани с семьёй и первым на новом рабочем месте. Изучил документацию – ничего удивительного: клистроны, магнетроны, лампы бегущей волны, генераторы шума, электронные лампы, транзисторы и другие штучки, которые мне были известны по институту, и не только. Изделие прошло контроль ОТК, принято заказчиком предприятия – изготовителя, более того, не менее 10-ти лет эксплуатировалось в ВМФ, и оно не хочет работать . Особенно, мне понравилась зимняя звездочка (снежинка) посредине лета на главном экране изделия, вместо ровной круговой засветки. Начал анализировать и искать причину неисправности. Причиной оказалась безграмотность разработчика или
сознательное вредительство, что одно и тоже (в схему блока питания изделия ввели положительную обратную связь и он стал автогенератором). После моего первого знакомства с изделием – все кумиры пали, написал пять рационализаторских предложений по усовершенствованию оборудования, но полгода – тишина.
4. В лабораторию Волкова Бориса Сергеевича пришла новая радиотехническая система, новая как таковая, но уже знакомая (вторая) для меня. Выявлена неисправность, требующая присутствия представителей завода – изготовителя, иначе – рекламация (большие деньги). Прибыли все: два настройщика этой системы, представитель ОТК завода, военный Заказчик. Я случайно услышал от этих представителей следующие слова: дилетант, радиолюбительские методы работы – они были абсолютно уверены в себе. Перед началом испытаний меня вызвал начальник участка и сделал наказ: работать строго по инструкции. Настало время испытаний. Демонстративно читаю инструкцию и делаю необходимые действия. Для проверки чувствительности устройства на пульте управления была самая большая кнопка, которую я и нажал. Пошел дым. Быстро выключил изделие. Представитель Заказчика резко повернулся и пошел к выходу из лаборатории, за ним и все остальные. Это были те самые 3% времени жизни нового изделия. Через несколько дней монтажница завода – изготовителя устранила неисправность, через две недели все пять замечаний по конструкции изделия были учтены в документации.
Возвращаясь к началу:
Предприятие “Эра” – самостоятельный производитель собственной продукции и электромонтажная организация.

Читать еще:  Спонсорское письмо для получения визы в Италию

С уважением, Семёнов Анатолий.

Выйдешь в поле, . дальше можно не читать.
Кажется, что мимо проходил, а мимо проходит его Жизнь.
С транзитным критиком спорить больше не буду.

Карта Северодвинска подробная с улицами и домами

На странице изображена интерактивная карта города Северодвинск с улицами и домами. Северодвинск Архангельской области – крупнейший город на Крайнем Севере России со своими особенностями, историей и потенциалом. Для масштабирования географической карты используйте кнопки (+) и (-) в левой части. На карте города Северодвинск можно смотреть станции метро, магазины, аптеки, заправки, маршруты.

Северодвинск на карте – спутник и схема

Территориальное устройство на карте

Северодвинск является административным центром муниципального образования «Северодвинск»

На районы не разделен

Справочная информация

Дата образования: 1936 г.
Площадь кв. км.: 119,349
Население: 186 172
Индекс: 164500—164502, 164504, 164505, 164507, 164509, 164510, 164512, 164514, 164515, 164520—164529
Телефонный код: +7 (8184)5ххххх, (81842)2хххх, (81842)7хххх
Автомобильный код: 29
Код ОКАТО: 11 430

Северодвинск – вокзалы

История города Северодвинск

Первое упоминание об этом крае, как о заселенной местности, относится к 870 году. После нашествия Батыя освоение Беломорских земель стало целесообразным. Сам В. Татищев в своей книге «История Российская» упоминал о землях в устье Северной Двины, как о Поморской губернии.

Город расположен на месте древнего Николо-Корельского монастыря. Сейчас он восстановлен и часть здания передано действующей церкви. Кроме монастыря на территории Северодвинска много храмов, собор, часовни. Все эти объекты отображены на карте Северодвинска с домами.

В 1917 году монастырь находился в полном запустении, а спустя несколько лет власти ликвидировали божественный приют, создав там колонию для детей-преступников.

Постановлением Совета Труда и Обороны СССР в 1936 году на памятном месте было организовано строительство завода по производству судов и городка-поселения. Первое официальное имя Северодвинска – Судострой. Позднее городу присвоили имя Молотовск.

Удобное и выгодное расположение города, о чем говорят яндекс-карты Северодвинска, позволило быстро пройти все стадии развития. Большое влияние на развитие оказало наличие лагерей поблизости от города, в том числе, трагически знаменитые Соловки. Именно силами осужденных в период с 1938 года по 1953 годы были построены основные инфраструктурные единицы:

Из 50-ти тысяч арестантов при строительстве города умерло около 9-ти тысяч человек.

С 1957 года город переименовали в Северодвинск. Сейчас это центр атомного судостроения. Даже кризисная ситуация в экономике страны не дестабилизировала работу ведущих предприятий города.

Физическая карта Северодвинска

Карта Северодвинска со спутника дает полное представление о расположении города, о предприятиях и жилых кварталах. На ней видно, что данный населенный пункт занимает большую площадь суши. Он объединяет несколько поселков, сел и деревень под единым названием – Северодвинск. Однако, часть предприятий не обозначена на карте Северодвинска (схеме), так как они являются заводами оборонного значения.

Основная часть города – это Старый город, Центр и Новый город. Остальная территория представляет собой кварталы из современных построек заозерного округа, микрорайона острова Ягры и поселка Водогон. Все поселение имеет общую площадь почти 1200 кв. км. Эта территория практически равна квадратуре площади Москвы. Всю эту информацию может дать карта Северодвинска по районам.

Геофизические параметры Северодвинска, координаты на карте

Весь город и его округа имеет четкий рисунок рек и озер. Около 33 рек и 32 озера находится на территории муниципального образования «Северодвинск». Это район Крайнего Севера. Холодные воды Белого моря с севера омывают город, а с юга его окружают леса. При таких сложных геофизических и климатических условиях в городе проживает более 190 тысяч жителей. Все это благодаря быстрому росту предприятий.

Маршруты на карте

Транспортные маршруты Северодвинска на карте отражены линиями. Разные направления и номера показаны разными линиями. Город имеет 3 вида транспортного сообщения:

Есть прямое сообщение с Москвой.

На территории Северодвинска есть функционирующая узкоколейная железная дорога, соединяющая некоторые района населенного пункта. Это полноценный вид транспорта, что является редкостью в России на современном этапе.

Торговля в Северодвинске

Северодвинск – не только крупный судостроительный город, э то большой развитый центр торговли, коммерческой деятельности и пищевой промышленности. Карта Северодвинска с улицами и домами даст подробную информацию о местонахождении всех торговых точек, среди которых:

  • Гипермаркет «Южный»,
  • Торговый комплекс «Беломорский»,
  • Универмаг «Радуга»,
  • Торговый комплекс «Сити»,
  • Многофункциональный торговый центр «Гранд»,
  • Центр торговли «Спутник»,
  • ЦУМ и прочие маркеты и магазины.

Город часто посещают туристы, командировочные и делегации. На территории города имеется достаточное количество отелей и гостиниц, где можно остановиться для отдыха и ночлега. Информацию о месторасположении гостиниц можно найти на карте Северодвинска с улицами.

Достопримечательности на карте города

Несмотря на суровый климат, побережье Северодвинска славится своим пляжем. Это одна из основных достопримечательностей города. Летом там много отдыхающих, как на побережье Балтики. Вторым любимым местом отдыха горожан является Ягринский сосновый бор – живописный комплекс на морском побережье. Эти излюбленные места хорошо видны на карте Северодвинска с улицами в хорошем изображении.

Есть в городе учреждения культуры и искусства, которые часто посещают не только приезжие, но и жители.

  • Театр Драмы,
  • Ленком (дом Корабела),
  • ДК «Строитель»,
  • Молодежный центр,
  • Кинотеатр «Россия»,
  • Краеведческий музей.

Много в Северодвинске памятных мест и мемориалов. Они посвящены истории России, памяти погибшим подводникам, мировой войне, жертвам репрессий. Карта Северодвинска с номерами домов укажет все значимые места этого города.

Город расположен на месте древнего Николо-Корельского монастыря. Сейчас он восстановлен и часть здания передано действующей церкви. Кроме монастыря на территории Северодвинска много храмов, собор, часовни. Все эти объекты отображены на карте Северодвинска с домами.

Используя различные карты города можно свободно ориентироваться на местности. Все они дают исчерпывающую информацию обо всех объектах в городе и его знаменитых местах.

Россия, Северодвинск – отзыв

Про закрытые города Советского Союза / Крайний Север и атомные подводные лодки / Остров Ягры

Северодвинск достаточно молодой город. С 1936 года здесь был поселок Судострой, который в качестве города Молотовска начал существовать с 1938 года. Северодвинском же город назвали в 1957 году после смерти Сталина. Он является административно-территориальной единицей Архангельской области. Находится на берегу Белого моря и приравнен к крайнему Северу.

Интересен город тем, что он обладает стратегическим значением для страны. Приобрел эту значимость Северодвинск при СССР, став после войны центром атомного судостроения и городом закрытого типа. После распада СССР статус закрытых у подобных стратегически значимых городов отменили.
Информационная справка про закрытые города советского союза =>

Во времена Советского союза закрытые города были строго засекречены: для граждан СССР, не имеющих права доступа к секретной информации, данные о существовании таких городов и их местоположении были закрыты. Въезд на территорию был разрешён только лицам, работающим на местных предприятиях или их родственникам с постоянной пропиской, а посторонние могли въехать только по командировочному предписанию, разовому или временному пропуску. Все совершеннолетние жители закрытых городов давали подписку о неразглашении своего подлинного места проживания и сведений о населённом пункте. За разглашение сведений о проживании в закрытом городе, его местонахождении и характере производства, была предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной.

В качестве компенсации за сложности, связанные с проживанием в закрытых городах, в советское время в них было лучше налажено снабжение, были в свободной продаже многие товары, которые в открытых населённых пунктах были дефицитом. В большинстве таких городов население получало надбавку к зарплате в размере 20 % от оклада, компенсировавшую неудобства, связанные с секретностью и закрытостью. Надбавка выплачивалась работникам всех отраслей городского хозяйства, независимо от наличия доступа к секретным сведениям. Уровень благоустройства городов также был выше среднего, была лучше развита социальная сфера и сфера обслуживания. Из-за барьера, препятствующего свободному перемещению граждан, в ЗАТО был значительно более низкий уровень преступности.

Стратегическое значение город имел и имеет до сих пор из-за судостроительного и судоремонтного заводов. “Севмаш” и “Звездочка” соответственно. Из-за их оборонного значения, более всего важного во время войны, город был закрытым. Обычно при упоминании Северодвинска сейчас люди вспоминают только про подводные лодки, однако заводы всегда занимались строительством и ремонтом надводных и подводных кораблей. Несмотря на то, что город перестал быть закрытым, заводы все равно не рады туристам. Я могу похвастаться такой привилегией как посещение “Звездочки” с внешним осмотром подлодок. Естественно, вещественных доказательств в качестве фотографий тому нет. Впрочем подводную лодку можно увидеть не так далеко от берега, даже находясь на городском пляже. Для местных это не будет шоком.

За последнее десятилетие город активно старается стать более современным, выстраивая новые здания и открывая различные объекты социальной инфраструктуры. Однако, по большей части он выглядит по-советски. Архитектура исключает здесь из своего понятия слово “искусство”. Совершенно сухое проектирование зданий. Собственно говоря, не для красоты город строился.

Чтобы оставить наиболее положительное впечатление от Северодвинска, необходимо посетить о.Ягры, на котором есть также жилой район, относящийся к городу.. Остров находится в устье реки Северная Двина.

Нам скорее нужно прогуляться не по жилому району, а вдоль белого моря на острове, уходя все дальше от этой скованной северной цивилизации. Приходим на набережную Александра Зрячева и идем в сторону воинского мемориального комплекса. Если встать лицом к морю, то идти нужно направо.

Некоторые смельчаки здесь купаются. Однако, вода здесь холодная и ее санитарные показатели частенько признают неудовлетворительными. Еще бы. Атомное судостроение..

Здесь есть, известные всем местным, дюны – песчаные холмы с редко растущими на них деревьями.

На дорогу туда и обратно может уйти часа полтора. Смотря как идти, конечно.

Дошли до места с установленным мемориалом =>

И идем обратно в жилые массивы

Ну и на последок бонус. В жилой зоне острова все таки есть интересности. Здесь есть единственная деревянная церковь. Церковь Воскресения Христова. Она привезена сюда аж из поселка Солза в 90-х годах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector