Сколько стоит бензин в Казахстане
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Сколько стоит бензин в Казахстане

Бензин в Казахстане

Планируя путешествие на автомобиле по любой стране мира, приходится учитывать ситуацию с заправкой транспортного средства. Казахстан — очень интересная страна, которая может предложить автопутешественнику удивительное сочетание современности и дыхания истории. При этом стоимость бензина приятно удивит наших соотечественников, в начале декабря 2018 года средняя цена не превышает 30 рублей (163,88 тенге), тогда как в России этот показатель установлен на уровне 46 рублей (АИ-95).

На 10 декабря 2018 года Республика Казахстан занимает 10 место среди стран с самой низкой ценой на топливо.

Для сравнения, Россия находится ниже 20 строчки этого рейтинга со средней ценой около 0,68 USD.

При этом ситуация на топливном рынке республики вовсе не такая радужная, как это может показаться из России. Во-первых, доходы жителей Казахстана ниже, чем у нас. Во-вторых, в стране постоянно наблюдается дефицит топлива, что связывают с рядом причин:

  1. Рост потребления бензина.
  2. Закрытие двух основных НПЗ (Шыкментского и Павлодарского) на плановый ремонт и модернизацию.
  3. «Утечка» топлива на рынки соседних государств, в связи с чем сейчас прорабатывается вопрос о временном запрете на вывоз бензина из страны.
  4. Недостаток собственных мощностей для переработки сырья.

В-третьих, цена на бензин постоянно повышается, что обусловлено уже названными причинами, а также следующими:

  1. Недостаток собственного топлива приходится восполнять российским (около 50% от всего объема потребляемого топлива, до остановки НПЗ – 30%).
  2. Государственная политика регулирования цен.
  3. Колебания нефтяных котировок на мировом рынке.
  4. Необходимость окупить затраты на модернизацию НПЗ для выпуска более качественного бензина, соответствующего мировым требованиям.
  5. Колебания курса тенге.

Максимальную цену на топливо утверждает антимонопольная служба Казахстана. Хотя цену на АИ-92 государство не регулирует уже с 2016 года, здесь действуют рыночные правила. На сегодняшний день цена на бензин существенно зависит от цены импортного бензина. В среднем половина бензина идет из РФ, а другая – местных НПЗ, поэтому стоимость складывается из этих показателей. В основном, цена на заправках формируется таким образом:

При этом гораздо более низкая по сравнению с Россией цена объясняется и разницей в величине НДС, который в Казахстане составляет 12%, а в России – 18% (с 2019 года – 20%). Акциз в РК — 5% от стоимости, в РФ – 12%.

Самой распространенной маркой в республике является АИ-92, что объясняется более низкой ценой по сравнению с другими. При этом цена в разных городах и у разных поставщиков могут отличаться. Это зависит не только от доли импортного бензина в общем объеме, но и от спроса в том или ином регионе и логистики.

Актуальные цены на бензин в Казахстане на сегодня по разным городам и сетям можно узнать на сайте: autovintik.com/servisyi/azs/

В зависимости от поставщика цена на одну и ту же марку топлива может колебаться около 3-5 тенге за литр.

Гораздо более серьезные колебания переживает дизельное топливо. Акциз, заметно увеличенный с июня 2018 года, существенно повысил и стоимость топлива. По общемировому уровню в этом отношении Казахстан занимает 13 место.

Таким образом правительство собирается предотвратить утечку топлива на рынки других государств. Однако рост стоимости солярки негативно отражается на следующих сферах:

  • фермерство, т.к. сельскохозяйственная техника работает именно на ДТ, ожидается повышение цен на продукты питания;
  • предпринимательство, зависящее от грузоперевозок;
  • транспортные компании;
  • пассажиры общественного транспорта.

При этом бюджет страны и оптовые поставщики остаются в выигрыше. Ожидается, что в скором времени цена на топливо достигнет российского уровня.

После запуска модернизированных нефтеперерабатывающих заводов ожидается, что дефицит топлива, который сейчас перекрывается за счет российского бензина, будет исключен. Мощность НПЗ увеличится с 14,5 до 16,6 млн тонн в год. При этом эксперты утверждают, что необходимо пересмотреть налоговую политику в нефтесбыте, чтобы добытчикам было не менее выгодно продавать нефть на переработку собственным заводам, чем сбывать её за границу.

Отремонтированные заводы будут выпускать бензин класса К4 и К5, что не только соответствует европейскому уровню, но и позволяет снизить вред, наносимый экологии, а также понижает износ автотранспорта.

Существенного снижения цен на бензин не ожидается даже после окончания программы модернизации. С одной стороны, стоимость переработки нефти снижается, но при этом выпуск более качественного топлива требует больших затрат. Кроме того, рассматривается вопрос о строительстве нового нефтеперерабатывающего завода, работа которого сможет полностью закрыть вопрос о дефиците бензина. Постройка его может обойтись государству от 6 до 10 млрд долларов, что также отразится на цене. Поэтому следует ожидать только повышения цен, которые, по некоторым прогнозам, через несколько лет достигнут российского уровня.

Казахстан, хоть и дружественное нам, но все же отдельное государство, поэтому необходимо учесть некоторые моменты при его посещении.

  1. Пересечь границу можно как с российским, так и с заграничным паспортом.
  2. При путешествии с детьми необходимо иметь разрешение на пересечение границ РФ от родителей в случае, если сопровождает один родитель или поездка происходит с другими родственниками.
  3. При себе нужно иметь свидетельство о регистрации транспортного средства.
  4. Если машина управляется по доверенности, должна стоять отметка, что имеется право выезда за границу РФ.
  5. Права на вождение подойдут и российские.
  6. Желательно иметь диагностическую карту на автомобиль.
  7. Если ввозится животное, может потребоваться ветеринарный паспорт.
  8. Российская страховка в Казахстане не действительна. При въезде следует оформить местный страховой полис. Штраф за его отсутствие – 12025 тенге (2150 рублей), если полиса нет с собой, или – 24050 тенге (4300 рублей), если его нет вообще. Страховка обойдется дешевле (около 1500 рублей на 2 недели).
  9. Штрафы за нарушения здесь совсем не маленькие, а штрафует местная полиция весьма охотно.
  10. Времени на пересечение границы днем уходит около двух часов, ночью – около получаса.

Cтоимость бензина в Казахстане

Большинство россиян уместно удивляются, когда узнают, что бензин в Казахстане стоит значительно дешевле, чем в России. Удивление этих граждан возрастает еще больше, когда они узнают, что даже российские предприятия поставляют в Казахстан нефтепродукты, из которых впоследствии и получается тот самый дешевый бензин. Впрочем, давно не секрет, что жители приграничных с Казахстаном российских областей на постоянной основе ездят в соседнюю республику заправляться, благо облегченный порядок пересечения границы этому способствует. Ранее мы писали о ценах на бензин в Украине, о стоимости бензина в Грузии и почем бензин в Беларуси.

Цены 2020 года на казахский бензин

На сегодняшний день цены на бензин в Казахстане сложились следующим образом:

  • А-76/80 – 91 тенге или 15,47 рублей за литр.
  • АИ-92 – 149 тенге или 25,34 рубля за литр.
  • АИ-95 – 169 тенге или 28,74 рубля за литр.
  • АИ-98 – 212 тенге или 36,95 рублей за литр.

Для сравнения в пограничной с Казахстаном Свердловской области средняя стоимость литра бензина марки АИ-95 составляет примерно 45 рублей, а литр АИ-92 стоит 42 рубля. Налицо ощутимая разница. Однако, справедливости ради стоит отметить, что цены у разных поставщиков бензина в Казахстане (включая брендовые АЗС) различаются, но данное различие обычно составляет не более 3 тенге (что-то около 50 копеек). А кстати, посмотрите, где самый дешевый бензин в мире.

Главные автозаправочные гиганты Казахстана

В отличие от большинства бывших советских республик, Казахстан обладает самым широким набором автозаправочных операторов. Власти республики позволяют работать как партнерам из дальнего зарубежья, так и не теряют связь с «северным братом». Главный представитель России в Казахстане — это «Газпронефть». Собственные автозаправочные операторы в большей степени представлены «КазМунайГаз». Именно на автозаправках этих брендов самые низкие цены, да и у них существует возможность заправиться древними марками топлива, например, 76-м или 80-м.

Иностранный сегмент представлен следующими операторами:

У них цены побольше, но, как говорилось выше, разница совершенно не значительная.

Почему в цены на бензин в России и Казахстане так отличаются?

Большинство экспертов топливного рынка в некоторой степени оправдывают такую ценовую политику действующими российскими законами. К примеру, что и в России, что и в Казахстане бензин — продукт подакцизный. На величину акциза в большей степени влияет налог на добавленную стоимость, который в Казахстане составляет 12%, а в России все 20%.

Читать еще:  Как узнать долги перед поездкой за границу

Вот отсюда, вроде бы, и возникает дикая разница цен. Но даже слабо осведомленному человеку понятно, что какие-то 8% не могут дать разницу почти в половину цены. Другая часть экспертов уповает на то, что российская нефтяная отрасль сплошь суверенна и вертикально интегрирована. Таким образом, львиную долю чека с АЗС (около 60%) забирает себе в бюджет государство (в виде на налогов на добычу полезных ископаемых и иных сборов), что вынуждает производителя «задирать» цены на бензин. У казахов же такой монополизации нет — на их рынке свободно работают иностранцы, причем они представлены даже в большей степени, чем сами казахские предприятия.

Третья часть экспертов заявляет, что у Республики Казахстан и Российской Федерации качественно отличаются цены на три главные позиции:

  • стоимость сырья;
  • затраты на его переработку;
  • затраты на дистрибуцию.

В Казахстане эти затраты существенно меньше, поэтому даже российской «Газпромнефти» выгодно было основать «дочку» у казахов («Газпромнефть Казахстан») и хотя бы прилично экономить на одной стадии, а именно на переработке сырья.

Ну и существуют четвертая группа экспертов, которые всерьез считают, что российские нефтяники просто «зажрались» и самостоятельно установили такие высокие цены на бензин.

В Казахстане бензин дешевеет, в России — дорожает

В мае 2019 года главный нефтяник Казахстана К. Бозумбаев объявил об очередном снижении цен на бензин (около 10 тенге). Одновременно он заверил, что в республике сейчас качественного топлива уже в избытке и государство предполагает начать его экспорт в Европу.

В России обратная ситуация: в мае 2019 года бензин подорожал в среднем на 17,5%. А с 1 июля 2019 года прекратил свое действие правительственный мораторий на заморозку бензиновых цен. По всему понятно, что российский бензин, в отличие от казахского, только продолжит дорожать.

Сколько стоит бензин в Казахстане

    Выводить новости: –>
  • Главная страница
  • 550-летие Казахского ханства
  • Featured
  • Анализ
  • Блоги
    • Блог Азимбая Гали
    • Блог Валихана Тулешова
    • Блог Гайнижамал Шекей
    • Блог Дастана Ельдесова
    • Блог Керимсала Жубатканова
    • Блог Марлена Зиманова
    • Блог Назиры Нуртазиной
    • Блог Нины Савицкой
    • Блог Серика Малеева
  • Брифинги
  • Герои Казахской земли
  • Дiн
  • Диалоги
  • Интервью
  • Казахи за рубежом
  • Культурное наследие
  • Мультимедиа
  • Народ в потоке истории
  • Новости
    • Видео новости
    • Казахстанские новости
    • Криминальные новости
    • Новости спорта
    • Новости шоу бизнеса
    • Свежие новости
  • Новости Казахстана
  • Новости мира
  • Новости мира
  • Обзор казахской прессы
    • Акорда
    • Аскар Мамин
    • Государственные символы
    • Депутаты парламента
    • Законы Казахстана
    • Президент казахстана
  • Онлайн конференция
  • Региональные новости
    • Костанайские новости
    • Новости Актау
    • Новости Актобе
    • Новости Алматы
    • Новости Астаны
    • Новости Атырау
    • Новости Караганды
    • Новости Кокшетау
    • Новости Павлодара
    • Новости Семей
    • Новости Уральска
    • Новости Усть-Каменогорска
    • Новости Шымкента
  • Рецензия
  • Социологические опросы
  • Спорт
  • Тренды

Вы написали: 0 комментариев

Бензин в Казахстане. Почему он дешевый и чей он, казахский или российский? Даем полный расклад.

Одна из любимых тем в российских социальных сетях – ценовая разница на целые категории продуктов в Казахстане и России.

Россияне неизменно отмечая высокое качество казахстанской продукции, одновременно подмечают и ее более низкую цену по сравнению с российскими аналогами.

При этом любимая тема многих российских блогеров – казахстанский бензин и цена на него.

Россияне искренне полагают, что в Казахстане продается российский бензин, но по ценам ниже российских. Что служит основанием для гневных комментариев в адрес российского правительства и президента.

Однако насколько подобные утверждения соответствуют истине.

Даем полный расклад. Так, если до 2018 года доля российского бензина в общем объеме ГСМ в Казахстане составляла третью часть, то уже с завершившейся модернизацией трех казахстанских НПЗ, длившейся несколько лет, ситуация в 2019 году в республике кардинальным образом изменилась. И теперь казахстанцам не только хватает собственного бензина, но и появились излишки.

По данным информационного ресурса FinReview.Info,

в 2018 году после завершения модернизации крупнейших в стране нефтеперерабатывающих заводов казахстанским производителям впервые за долгое время удалось удовлетворить потребности внутреннего рынка с избытком. По данным «КазМунайГаз», три казахстанских НПЗ способны произвести бензина на 24% больше потребностей рынка, а ближайший дефицит возникнет не ранее 2032 года. Производство бензина после модернизации НПЗ выросло на 84%, дизеля — на 36%. Авиатоплива, в свою очередь, производят в три раза больше.

В Казахстане производство бензина, в том числе авиационного ежемесячно увеличивается в среднем на 12%. За десять месяцев 2019 года произведено 3,6 млн тонн топлива. Прирост по отношению к аналогичному периоду 2018 года составил 12,4%. При этом в сентябре 2019 года отечественные НПЗ произвели рекордный объем бензина — 465,6 тыс. тонн. По сравнению с сентябрем 2018 года объемы выросли на 22,8%, а по итогам трех кварталов – на 14,7%.

Наибольшие объемы выпуска пришлись на город Шымкент – произведено 1,5 млн тонн бензина или 42,5% от общего объема продукции. В регионе функционирует новейший в республике нефтеперерабатывающий завод. 30% производства бензина обеспечил Павлодарский нефтехимический завод, а 26,7% — Атырауский НПЗ.

Повышенные объемы производства позволили снизить импорт до минимума — если в январе — августе 2018 года объем импорта составлял около 590 тыс. тонн, то за девять месяцев 2019 года он снизился до 18,7 тыс. тонн. Однако и доля экспорта бензина составляет лишь 0,3%.

Кроме того, в стране сократилось потребление бензина – за семь месяцев 2019 года на внутреннем рынке было реализовано 2,33 млн тонн, что на 12,8%, меньше, чем за аналогичный период 2018 года. То есть в стране увеличивается объем нереализованного бензина.

Также известно, что за январь-сентябрь экспортировано 32,6 тыс. тонн бензина, из которых 1 827 тонн бензина класса К5 уже отправилось в Европу. В планах министерства энергетики была поставка на европейский рынок еще 35 606 тонн только в ноябре этого года.

При этом для недопущения возникновения дефицита на бензин на внутреннем рынке в августе 2019 года принят приказ «О некоторых вопросах вывоза нефтепродуктов с территории Республики Казахстан». Согласно документу введен запрет на вывоз бензинов, дизельного топлива и других отдельных видов нефтепродуктов.

Указанная мера сказалась на уровне отгрузки нефтепродуктов. В сентябре отгрузка бензина марки Аи-92 с НПЗ РК в регионы составила 391 тыс. тонн, то в октябре объем отгрузки составил 354,5 тыс. тонн, то есть на 35,5 тыс. тонн меньше.

Например, объем поставок в Алматинскую область снизился на 20,2 тыс. тонн в сравнении с августом месяцем и на 37,8 тыс. тонн в сравнении с сентябрем. Поставки в ВКО снизились на 11 тыс. тонн в сравнении с августом и на 17,7 тыс. тонн в сравнении с сентябрем. Это может говорить о том, что часть бензина вывозилась в пограничные территории, а запрет сработал.

В 2018 году министр энергетики Канат Бозумбаев отмечал, что в ЗКО и Костанайской областях, где живет порядка 700-800 тысяч людей, расход горюче-смазочных материалов в несколько раз выше, чем на юге страны. При этом в Туркестанской области и Шымкенте проживает в общей сложности около трех миллионов человек.

За последние пять лет стоимость бензина увеличилась на 30%

В 2014 году после глобального падения цен на нефть, стоимость топлива в странах Таможенного союза повысилась со 112 до 115 тенге за литр. В конце августа на рынке образовался дефицит топлива и в целях недопущения роста цен Правительство приняло приказ, согласно которому стоимость бензина АИ92 составила 115 тенге за литр.

Уже в январе 2015 года цены опустились до 105 тенге за литр. В феврале снижение продолжилось и бензин марки АИ92 стал торговаться по 99 тенге.

Однако в сентябре 2015 года Правительством было решено отменить регулирование цен на бензин из-за неспособности отечественных НПЗ самостоятельно обеспечить внутренний рынок топливом и перехода на плавающий курс тенге. В результате цена за литр бензина выросла со 108 тенге до 129 тенге за литр.

В последующем тенденция роста сохранилась — в 2016 году цена увеличилась до 135 тенге, в 2017 году – до 143 тенге.

В результате модернизации НПЗ в стране появился переизбыток собственного топлива, а цены ежемесячно снижались на 0,5%. Если в январе 2018 года стоимость бензина составляла 159,4 тенге за литр, то уже в конце года она снизилась до 154,85 тенге, а в ноябре 2019 года составила 148,49 тенге. После увеличения акциза на 10 тенге с 1 января 2020 года цена снова вырастет.

Читать еще:  Правила въезда без визы в Черногорию для украинцев

в 2018 году после завершения модернизации крупнейших в стране нефтеперерабатывающих заводов казахстанским производителям впервые за долгое время удалось удовлетворить потребности внутреннего рынка с избытком. По данным «КазМунайГаз», три казахстанских НПЗ способны произвести бензина на 24% больше потребностей рынка, а ближайший дефицит возникнет не ранее 2032 года. Производство бензина после модернизации НПЗ выросло на 84%, дизеля — на 36%. Авиатоплива, в свою очередь, производят в три раза больше.

В Казахстане производство бензина, в том числе авиационного ежемесячно увеличивается в среднем на 12%. За десять месяцев 2019 года произведено 3,6 млн тонн топлива. Прирост по отношению к аналогичному периоду 2018 года составил 12,4%. При этом в сентябре 2019 года отечественные НПЗ произвели рекордный объем бензина — 465,6 тыс. тонн. По сравнению с сентябрем 2018 года объемы выросли на 22,8%, а по итогам трех кварталов – на 14,7%.

Наибольшие объемы выпуска пришлись на город Шымкент – произведено 1,5 млн тонн бензина или 42,5% от общего объема продукции. В регионе функционирует новейший в республике нефтеперерабатывающий завод. 30% производства бензина обеспечил Павлодарский нефтехимический завод, а 26,7% — Атырауский НПЗ.

Повышенные объемы производства позволили снизить импорт до минимума — если в январе — августе 2018 года объем импорта составлял около 590 тыс. тонн, то за девять месяцев 2019 года он снизился до 18,7 тыс. тонн. Однако и доля экспорта бензина составляет лишь 0,3%.

Кроме того, в стране сократилось потребление бензина – за семь месяцев 2019 года на внутреннем рынке было реализовано 2,33 млн тонн, что на 12,8%, меньше, чем за аналогичный период 2018 года. То есть в стране увеличивается объем нереализованного бензина.

Также известно, что за январь-сентябрь экспортировано 32,6 тыс. тонн бензина, из которых 1 827 тонн бензина класса К5 уже отправилось в Европу. В планах министерства энергетики была поставка на европейский рынок еще 35 606 тонн только в ноябре этого года.

При этом для недопущения возникновения дефицита на бензин на внутреннем рынке в августе 2019 года принят приказ «О некоторых вопросах вывоза нефтепродуктов с территории Республики Казахстан». Согласно документу введен запрет на вывоз бензинов, дизельного топлива и других отдельных видов нефтепродуктов.

Указанная мера сказалась на уровне отгрузки нефтепродуктов. В сентябре отгрузка бензина марки Аи-92 с НПЗ РК в регионы составила 391 тыс. тонн, то в октябре объем отгрузки составил 354,5 тыс. тонн, то есть на 35,5 тыс. тонн меньше.

Например, объем поставок в Алматинскую область снизился на 20,2 тыс. тонн в сравнении с августом месяцем и на 37,8 тыс. тонн в сравнении с сентябрем. Поставки в ВКО снизились на 11 тыс. тонн в сравнении с августом и на 17,7 тыс. тонн в сравнении с сентябрем. Это может говорить о том, что часть бензина вывозилась в пограничные территории, а запрет сработал.

В 2018 году министр энергетики Канат Бозумбаев отмечал, что в ЗКО и Костанайской областях, где живет порядка 700-800 тысяч людей, расход горюче-смазочных материалов в несколько раз выше, чем на юге страны. При этом в Туркестанской области и Шымкенте проживает в общей сложности около трех миллионов человек.

За последние пять лет стоимость бензина увеличилась на 30%

В 2014 году после глобального падения цен на нефть, стоимость топлива в странах Таможенного союза повысилась со 112 до 115 тенге за литр. В конце августа на рынке образовался дефицит топлива и в целях недопущения роста цен Правительство приняло приказ, согласно которому стоимость бензина АИ92 составила 115 тенге за литр.

Уже в январе 2015 года цены опустились до 105 тенге за литр. В феврале снижение продолжилось и бензин марки АИ92 стал торговаться по 99 тенге.

Однако в сентябре 2015 года Правительством было решено отменить регулирование цен на бензин из-за неспособности отечественных НПЗ самостоятельно обеспечить внутренний рынок топливом и перехода на плавающий курс тенге. В результате цена за литр бензина выросла со 108 тенге до 129 тенге за литр.

В последующем тенденция роста сохранилась — в 2016 году цена увеличилась до 135 тенге, в 2017 году – до 143 тенге.

В результате модернизации НПЗ в стране появился переизбыток собственного топлива, а цены ежемесячно снижались на 0,5%. Если в январе 2018 года стоимость бензина составляла 159,4 тенге за литр, то уже в конце года она снизилась до 154,85 тенге, а в ноябре 2019 года составила 148,49 тенге. В пересчете на цены в России это порядка 24,6 рублей за литр.

По состоянию на начало июля 2019 года в рейтинге стран Европы по доступности топлива для населения Казахстан стал лидером среди 33 стран по стоимости, которая составляла 169,35 тенге за литр АИ95. После изменения акциза РК по-прежнему останется лидером, так как на втором месте расположилась Россия с ценой в 276,19 тенге, а тройку замкнула Беларусь, где литр топлива стоил около 315,64 тенге.

Однако по доступности бензина для населения Казахстан занимает 18 место. Согласно исследованию на среднюю заработную плату казахстанцев можно приобрести 843,5 литр бензина. По данному показателю в ТОП-3 стран входят Люксембург, Норвегия и Австрия, а самые низкие показатели у Румынии, Болгарии и Украины.

Бензин на АЗС в Казахстане?

Не так давно в Казахстане подорожал бензин. Цифры увеличились незначительно, однако все знают, что бензиновые подорожания отражаются на всех сферах экономики. В чем причина и чем это обернется для страны? Мнения аналитиков разделились.

Одни винят в этом отмену регулирования розничных цен на бензин в Казахстане на марку АИ-92. Естественно, АЗС воспользовались этой возможностью и имеют на то полное право. Резкий подъем вызвал бы пристальное внимание надзорных органов, постепенное же увеличение не должно вызвать претензий.

Другие связывают данный шаг с повышением в начале июня акциза на ДТ. По прогнозам, цифры вырастут до 9300 тенге за тонну. Из-за этого повысится оптовая стоимость дизельного топлива, более чем на 7,3 тенге за литр. Это не может не отразиться на розничной стоимости, если не на все, то на отдельные виды автомобильного топлива уж точно.

Какие это вызовет последствия и в чем причина?

Расценки на бензин на АЗС в Казахстане стали темой для обсуждения для многих политиков, экономистов и журналистов. Планируемый акциз (9300 тенге за тонну) соответствует примерно 7,8 тенге за литр, и эти цифры не быть учтены в новых его ценах в розницу. Однако не факт, что рост стоимости дизельного топлива существенно отразится на бензиновых ценах. Такой вариант возможен, потому что в стране уже сейчас бензиновый акциз равен 10 500 тенге за тонну, то есть примерно семь с половиной тенге за литр. И это почти пять процентов от стоимости литра бензина на автозаправках в Казахстане. Проще говоря, повышение акциза на ДТ всего лишь сравняет цифры стоимости по различным видам топлива.

Увеличение акцизной ставки на ДТ обусловлено несколькими факторами:

  • Одним из них является низкая стоимость казахстанского дизельного топлива, в сравнении с соседними странами. Это влечет за собой его «утекание» на соседние рынки. Сокращение большой разницы в стоимости исключит данное явление.
  • Вторым фактором является импорт. Акциз связан с повышением его притягательности для поставок в другие страны в летнее время, в связи с сезонным увеличением потребления этого топлива в данный период. Согласно статистическим данным, каждый год Казахстан импортирует до пятисот тысяч тонн ДТ.
  • Еще одним фактором выступает сезонное колебание акцизной ставки, которое увеличивает отраслевые поступления в бюджетную казну.
  • Как фактор можно рассматривать и плавное выравнивание бензиновой цены и ДТ. Данное явление характерно сегодня для многих стран, когда стоимость бензина и дизельного топлива почти равны.
Читать еще:  Налоги в Армении

По поводу поднятия акциза, как способа защиты казахстанского топливного рынка от утечки топлива на рынки близлежащих стран, специалисты имеют неоднозначное мнение. Этот механизм защиты не очень эффективен, потому что акциз даже после увеличения все равно остается относительно низким, и не слишком сокращает разницу.

Например, в России средняя цена на горючее на автозаправках на данный момент равна 39,4 рубля за литр АИ-95 и 35, 9 рублей за литр АИ-92. ДТ при этом стоит 37,2 рубля литр. В Казахстане эти марки бензина и дизельное топливо дешевле, и чтобы сравняться, должны стоить в среднем, 216,6; 197,4 и 204,5 тенге соответственно. То есть разрыв в цене составляет почти половину. При этом российский акциз по ДТ равен 6800 рублей за тонну. Доля акцизов в розничной стоимости топлива равна пятой части по бензину и шестой по дизельному топливу.

В Казахстане положение дел в этом смысле совсем другое, и до выравнивания условий снизить объемы перетока невозможно. Более эффективным защитным механизмом являются экспортные пошлины, но это отдельный сложный вопрос.

Так ли необходимо повышать акциз?

Часто повышение стоимости на нефтепродукты в Казахстане называют вынужденной мерой, необходимостью минимизации контраста между казахстанскими и ценами на соседних рынках, что позволит снизить объемы утечки автомобильного топлива из страны.

Но, несмотря на большую разницу в стоимости топлива в России и Казахстане, есть одно существенное «но», которое кардинально меняет данную логику в отношении топливной утечки между этими странами:

  • Дело в том, что в России на АЗС продажа бензина класса Евро-2 запрещена. Поэтому он не может продаваться в Россию, иначе это грозит серьезными штрафными санкциями.

Однако, вполне вероятно, в будущем ситуация изменится, так как к 2025 году планируется создание общего энергетического рынка ЕАЭС. Возможно, Казахстан заранее готовится к данному факту, намереваясь извлечь из этого немалую выгоду. Так что прогноз неутешителен, цены будут расти. Если ориентир взят на Россию, то на данный момент стоимость бензина там довольно высока, и, как упоминалось выше, составляет более сорока рублей за литр, что в переводе на тенге равняется более двухсот, а если быть точнее, то 220.

Стоимость казахстанского бензина в сравнении с другими странами

Казахстан находится на первом месте по дешевизне бензина в списке, составленном в нынешнем году. Рейтинг составлялся на основе официальной статистики стран по стоимости топлива.

Итак, лидирует Казахстан, где бензин является самым дешевым. В рублях стоимость бензина марки АИ 95 равна в среднем 32 рубля за литр.

Второе место у Беларуси, где АИ 95 на автозаправочной станции стоит 36, 4 рубля за литр. На третьем месте находится Россия, где эта марка бензина стоит 41 рубль литр. За ней следует Украина, где литр АИ 95 обойдется в 55-56 рублей.

Затем следуют европейские страны, бензин в Европе. Италия, Греция, Португалия, Дания, где за литр бензина придется заплатить от 105 рублей за литр. Самым дорогим данный вид топлива является в Нидерландах, цифры равны почти 111 рублей за литр бензина. Основная причина дороговизны бензина в данных странах – высокие налоги на топливо.

Таким образом, в тройку лидеров по дешевизне бензина входят АЗС Казахстан, Беларусь и Россия. В первых двух странах стоимость не так сильно отличается и равна в среднем 34-36 рублей за литр АИ 95, а для России цифры составляют 40-41 рубль за литр.

Касаемо нынешнего незначительного подорожания можно сказать, что оно не так сильно ударило по карману автомобилистов. Сколько стоит бензин теперь в Казахстане? Еще недавно люди заправлялись по 142 тенге за литр АИ 92, а сейчас стоимость составляет 144. В 156 тенге за литр обойдется теперь АИ 95. Однако это не предел.

Индекс бензина. Дорого ли обходится топливо казахстанцам и жителям разных стран?

По оценкам Международного энергетического агентства, в 2018 возобновляемые источники энергии сгенерировали 60% из запланированного объёма, необходимого для соблюдения климатических договорённостей. А пока человечество работает над стопроцентным исполнением всех пунктов Парижского соглашения по климату, полезные ископаемые по-прежнему остаются главным источником энергии на планете, а их добыча непосредственно влияет на глобальные и региональные экономические показатели, благосостояние отдельно взятых стран и их жителей

Аналитический отдел Picodi.com выяснил, сколько литров бензина можно купить на среднестатистическую зарплату в 115 странах мира. Исследование показало, что в одних регионах, несмотря на отсутствие нефтедобычи, бензин для населения оказался более чем доступен; в других же, судя по размеру зарплат и цене за литр топлива, автомобиль всё ещё остается роскошью, а не средством передвижения.

Стоимость бензина в Казахстане и за рубежом

Исходя из официальных данных по каждой из стран, рейтинг покупательской способности выглядит следующим образом:

На инфографике видно, что в некоторых странах ситуация с бензином начинает напоминать сюжет фильма «Безумный Макс». Например, в Таджикистане несмотря на относительную дешевизну одного литра АИ-95 ($0,81), уровень средней зарплаты настолько невысок, что на эти деньги можно позволить себе купить лишь около 130 литров. В Казахстане же бензин стоит почти в два раза дешевле ($0,45), и жители страны в состоянии купить более 800 литров. В Средней Азии именно Казахстан лидирует по этому показателю. Другие данные по региону: Узбекистан — 238 литров на зарплату, Кыргызстан — 305.

В странах Южного Кавказа и в Прикаспийском регионе цифры значительно лучше. Например, в Армении и Азербайджане в долларовом эквиваленте цены на АИ-95 одинаковые (88 центов), что даёт возможность приобрести 335 и 354 литров бензина соответственно. Лучший результат здесь показывает Грузия. Средней месячной зарплаты здесь хватит на 434 литра.

Казахстан готов поставлять бензин Кыргызстану и Беларуси. На каких условиях?

В России при средней зарплате около 40 тыс. рублей на руки в первые шесть месяцев текущего года можно было позволить себе купить 887 литров бензина, притом что Россия на протяжении долгих лет занимает лидирующие позиции в добыче нефти.

Из стран бывшего СССР в лидеры выбиваются Эстония и Литва. Бензин в странах Балтии по нашим меркам дорогой, но на еврозарплаты можно купить более 840 литров топлива.

На Украине и в Молдове при схожей цене за литр ($1,09 и $1,03) доступны 258 и 298 литров соответственно.

Общемировые данные представлены в цвете на следующей интерактивной карте:

В лидерах оказалась Венесуэла, где средняя цена за литр составляет $0,000000002, а на среднюю зарплату в $29 в месяц можно купить… более 14 млрд литров. Только можно ли назвать это лидерством в положительном свете? Экономическая ситуация в этой стране уже давно является причиной дискуссий, а мировые СМИ составляют всё новые рейтинги и сравнения. Последние данные: одно яйцо в Венесуэле стоит столько же, сколько и 93,3 млн литров бензина.

Реальное лидерство в этом рейтинге удерживают страны Персидского залива. В Катаре, Кувейте и ОАЭ цены на бензин отличаются на один цент, а на среднюю зарплату можно купить от 4900 до 6500 литров топлива. В соседней Саудовской Аравии этот показатель несколько хуже — всего 3300 литров.

Казахстанский бренд нефтепродуктов стал одним из самых дорогих в Румынии

Присутствие в топе таких стран, как США, Австралия и Канада, легко объяснить не только уровнем зарплат, но и объёмом их добычи нефти. А вот «нишевые» Швейцария и Люксембург (3300 и 2800 литров) выделяются одним только уровнем дохода населения. Хотя и бензин здесь дешевле, по сравнению с Норвегией, Исландией или Нидерландами.

На Кубе и Мадагаскаре, по данным Picodi.com, не удастся купить и 50 литров на среднюю зарплату.

Методология

Исследование основано на средней стоимости 1 литра бензина А-95 за последние полгода (январь – июнь 2019), а также на официальной статистике о размере средней заработной платы в каждой из проанализированных стран. Опубликованные расчёты носят иллюстративный характер: предполагается, что вся средняя зарплата будет тратиться только на бензин.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector