Страны с выходом к морю
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Страны с выходом к морю

Страны с выходом к морю

Морское побережье — излюбленное место туристов, путешественников, поэтов, художников, геологов и спортсменов. Море — это часть Мирового океана, отделенная от него либо внешней частью суши, либо внутренними возвышенными рельефами.

Кроме того, климат и течение морей существенно мягче и медленнее, нежели в океане. Не все территории суши имеют вокруг себя моря, некоторая часть напрямую выходит в океан.

Таблица: страны с выходом к морю

Российская Федерация ·Азовское

·Японское Федеративная Республика Германия ·Балтийское

·Северное Ирландия ·Ирландское

·Кельтское Королевство Бельгия ·Северное Соединённое Королевство Великобритании ·Северное

·Гебридское Нидерланды ·Северное Княжество Монако ·Лигурийское Болгария ·Чёрное Польша ·Балтийское Румыния ·Чёрное Украина ·Чёрное

·Азовское Дания ·Северное

·Балтийское Норвегия ·Норвежское

·Северное Королевство Швеция ·Балтийское Финляндия ·Балтийское Латвия ·Балтийское Литва ·Балтийское Эстония ·Балтийское Исландия ·Норвежское

·Гренландское Азербайджан ·Каспийское Грузия ·Чёрное Ирак ·Персидский залив (Аравийское море) Иран ·Каспийское Сирийская Арабская Республика ·Средиземноморское Ливан ·Средиземноморское Кипр ·Средиземноморское

·Кипрское Йемен ·Красное Турция ·Чёрное

·Мраморное Катар ·Персидский залив (Аравийское море) Объединенные Арабские Эмираты ·Персидский залив (Аравийское море) Оман ·Аравийское Израиль ·Мёртвое

·Средиземное. Кувейт ·Персидский залив (Аравийское море) Бахрейн ·Персидский залив (Аравийское море) Саудовская Аравия ·Персидский залив (Аравийское море)

·Красное Иордания ·Мёртвое Филиппины ·Южно-Китайское

·Сулавеси Сингапур ·Южно-Китайское Бангладеш ·Бенгальский залив Таиланд ·Андаманское

·Южно-Китайское Индонезия ·Серам

·Банда Казахстан ·Каспийское Туркмения ·Каспийское Китай ·Восточно-Китайское

·Южно-Китайское Северная Корея ·Жёлтое

·Японское Южная Корея ·Восточно-Китайское

·Японское Япония ·Восточно-Китайское

·Японское Индия ·Аравийское

·Лаккадивское Мальдивы ·Лаккадивское Шри-Ланка ·Лаккадивское Пакистан ·Аравийское Вьетнам ·Южно-Китайское Бруней ·Южно-Китайское Мьянма ·Андаманское Камбоджа ·Южно-Китайское Малайзия ·Андаманское

·Южно-Китайское Камерун ·Гвинейский залив Нигерия ·Гвинейский залив Гана ·Гвинейский залив Марокко ·Средиземное Алжир ·Средиземное Тунис ·Средиземное Ливия ·Средиземное Египет ·Средиземное

·Красное Судан ·Красное Сомали ·Аравийское Австралия ·Коралловое

·Тиморское

Жители тех мест, что имеют выход к морю, считают себя везунчиками. Морское пространство сглаживает натиск океана, его стремление подчинить себе всех и вся, замедляет процессы циклонов либо иных климатических явлений и является преградой для образования опасности для прилегающей суши.

Для морского пространства характерно наличие заливов, бухт, лагун, фьордов, проливов. Они неотъемлемая часть морей, и каждый относится к определенной акватории.

Моря, не относящиеся ни к одному из океанов

Земная поверхность насчитывает около 90 морей, практически каждое из которых относится к бассейну одного из пяти океанов.

Прибрежные государства Каспийского моря

Исключения составляют 3 озера.

  • На территории Евразии существует Каспийское море, не имеющее связи с Мировым океаном. Его часто называют самым большим бессточным соленым озером. Море омывает границы 5 государств: России, Туркменистана, Азербайджана, Ирана и Казахстана.
  • На территории Евразии расположено 2 крупных соленых озера, которые приравнены к статусу морей — Аральское и Мертвое.
  • Аральское море — один из источников беспокойства ученых всего мира. Так как оно является крупнейшим бессточным соленым морем, то из-за крупных заборов воды из впадающих в него рек Амударьи и Сырдарьи начало уменьшаться в объемах. За последние 50 лет его площадь сократилась в 6 раз и в 2015 г. составила 8,3 тыс. кв. км. Местоположение — граница Казахстана и Узбекистана.
  • Мертвое море тоже является бессточным соленым озером. Его воды омывают берега Иордании и Израиля. Имеется проблема высыхания: ежегодно уровень воды падает на 1 метр.

Мертвое море — самый соленый водоем в мире. Желающие научиться плавать без помощи, добро пожаловать! Мертвое море является целительным при многих болезнях.

Вернуться к оглавлению

Страны Африки

На африканском континенте туристы отдают предпочтение 4 странам, составляющим костяк туристического бизнеса: Египту, Тунису, Марокко, ЮАР. Оформить визу в Египет можно быстро сразу в аэропорту.

Остальные страны в Африке представляют собой либо угрозу путешественникам ввиду неприспособленности организма к местным насекомым и животным, либо угрозу человеческой жизни, т. к. многие из них находятся в стадии гражданских войн. А некоторые просто не годятся для приема иностранных граждан, настолько бедный там уровень жизни.

Страны Америки

Не все страны Америки (преимущественно Южной) с выходом к морю могут принять большой поток туристов.

Острова Карибского бассейна

Костяк американского направления составляет Канада, США, Аргентина, Мексика и Бразилия (только если вы контролируете каждый свой шаг и не заходите на территорию бедных районов), острова Карибского бассейна. Кроме того, в Южной Америке имеется 2 государства, не связанные с морским берегом, — Парагвай и Боливия. Оформить визу в Канаду и США можно в посольстве г. Москвы.

Страны Европы и Азии

В противовес данным континентам выступает Евразия:

  1. В Европе насчитывается 16 государств, не имеющих выхода к морю. Тем не менее это не является барьером, который препятствует приему туристов: практически все страны Европы, имеют они выход к морю или нет, заточены под туристический бизнес.
  2. В Азии расположено 13 стран, не имеющих выхода к морю, и только у каждого второго есть возможность и желание принимать в свои объятия гостей. К таким странам относятся Армения, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Монголия.
  3. Имея выход к Каспийскому морю, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан тоже стали частью сообщества стран, граничащих с морским богатством.

Кроме того, помимо туристической составляющей, разработка месторождений газа, нефти, а также рыболовство и судоходство позволили Каспию стать еще одним центром, объединившим Европу и Азию.

Вернуться к оглавлению

Море и туризм

Страны, имеющие выход к морю, пользуются своим преимуществом в полной мере.

Наравне с Мировым океаном морские глубины таят в себе огромные залежи полезных ископаемых, руды, нефти, газа, драгоценных камней, а также являются источником неиссякаемого потока морепродуктов и рыбы.

Кроме того, развитие береговой линии позволяет странам не только организовывать качественный и полноценный отдых для туристов, но и вносить существенный вклад в экономику своих стран за счет доходов от туристической сферы.

Конечно, если это северные моря, такие как море Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, заманить туриста будет сложно. Однако то же Баренцево море, Балтийское, Северное или Норвежское, омывающие берега России, Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании и стран Прибалтики, привлекают туристов, несмотря на низкую температуру воды.

В данном случае все дело в климате: на данных территориях (в случае с Россией это северо-западная часть континента) климат мягче, чем на севере России, Аляски или Канады. Жизнь местного населения «приспособлена» под поток туристов, продумана программа развлечений (охота, рыбалка). Так почему бы не направиться в северную часть континентов для сравнения быта и культуры с южанами?

Другое дело южные направления: Адриатическое, Средиземное, Эгейское, Черное и Азовское, Красное, Желтое, Филиппинское, Карибское, Восточно-Китайское, Японское моря, Мексиканский залив, Персидский залив. Это те направления, по которым ежегодно сотни миллионов туристов пускаются в путь навстречу солнцу, теплому морскому прибою, песчаным пляжам и фантастическому сервису.

Море, за счет наличия в его составе большого количества соли, является помощником в профилактике простудных заболеваний, а также в лечении ЖКТ, восстановлении после травм, улучшении общего физического самочувствия.

Многие морские курорты предлагают услуги лечения морской грязью, что тоже благотворно сказывается на организме человека.

Каждый город, расположенный на берегу моря или вблизи от него, намеренно подчеркивает свое превосходство перед «собратьями», не имеющими такой роскоши. Там, где есть морское побережье, — богатые залежи ископаемых, толпы туристов и высокий уровень дохода.

Не стоит отказываться от поездок к морю, чтобы держать себя в тонусе, приобретать знания о культуре других стран и регионов и просто отдыхать на жгучем песчаном берегу, ведь это полезно для здоровья.

Страны Европы, не имеющие выхода к морю

Политическая карта Европы начала формироваться еще в период Античности, а границы государственных образований неоднократно менялись. Возникали и уходили в прошлое империи, некоторые страны распадались на несколько отдельных государств, а некоторые, наоборот, объединялись. Сейчас в этой части планеты находится 50 государств, признанных ООН, но в нашей статье представим страны Европы, которые не имеют выхода к морю.

Австрия

Могущественная Австро-Венгерская империя, созданная в 1867 году, своими юго-западными границами выходила к Средиземноморью. Империя даже имела боеспособный военно-морской флот, принимавший активное участие в Первой мировой войне.

После Первой мировой империя распалась, и Австрия утратила статус морской державы. По решению версальского мирного договора ее береговая линия отошла к Италии, а также вновь образованным государством на юге Европы.

С 1938 по 1945 год Австрия входила в состав Германии, у которой был выход к морю. В 1955 Австрийская республика объявила о своем нейтралитете, и не входит ни в один военный блок.

Кстати, о самых крупных империях в истории вы можете узнать на нашем сайте thebiggest.ru.

Андорра

Крохотное государство, площадь которого не превышает 468 км², уютно расположилось между Испанией и Францией.

Свою историю Андорра ведет с 1278 года, когда французские и испанские правители договорились обеспечивать двойной суверенитет небольшого государства у своих границ.

В 1993 была принята Конституция, и Андорра стала членом ООН, открыв консульства в ряде государств мира. Отсутствие береговой линии не мешает маленькой Андорре активно развиваться, а основные доходы в казну поступают от туристического бизнеса.

Беларусь

Находясь в составе Советского Союза, Республика Белоруссия, как часть огромной державы имела выход к мировому океану. После распада СССР Белоруссия стала независимой.

Тесные экономические связи с Российской Федерацией помогают государству решать транспортные проблемы без особых затрат. Белорусские товары легко доставляются в российские порты, и дальше на кораблях направляются в другие части мира.

Пресс-секретарь Госдепа США Джен Псаки, не зная географию Восточной Европы, как-то сказала, что «флот США, в случае нападения Беларуси на Украину, будет переброшен к берегам Белоруссии.» Над ошибкой представителя Госдепа смеялся весь мир.

Ватикан

Теократическое государство, в котором глава церкви осуществляет политическую власть. Независимость от Италии Ватикан получил в 1929 году в результате соглашений, подписанных между диктатором Муссолини и кардиналом Пьетро Гаспарри.

В период Древнего мира место, где сейчас находится Ватикан, считалось священным и не заселялось. С приходом христианства над захоронением святого Петра возвели величественную базилику.

С 846 по 1870 год существовал Папский флот, принимавший участие в морских сражениях на Средиземноморье, а также выполнявший торговые функции. Сегодня Ватикан, по своей сути, анклав, со всех сторон окруженный столицей Италии.

Венгрия

Венгры, называвшиеся в русских летописях уграми, пришли из Поволжья, и основали свое государство на берегах Дуная в самом конце IX столетия.

В период Австро-Венгерской империи имела статус морской державы, и даже строила военный флот. После распада империи, получила независимость, а в 1999 году бывшая социалистическая Венгрия стала членом военного блока НАТО.

Протекающий по территории Дунай, позволяет Венгрии решать проблемы отсутствия выхода к морю. В столице Будапеште функционирует крупный торговый порт, который расположен на острове Чепель.

Лихтенштейн

Еще одно карликовое государство Европы, которое обозначается на картах цифрой, так как название не помещается в пределах его границ.

Начал свою самостоятельную историю как суверенное княжество в 1719 году. В свое время входил в состав Германского Союза, а с 1919 года дипломатические интересы мини-государства за рубежом представляет Швейцария.

Особенностью выступает то, что граничит Лихтенштейн с такими же, как и он, государственными образованиями, не имеющими выхода к морю. Географическое положение обусловило структуру внешней торговли, и Лихтенштейн экспортирует свою продукцию в ЕС и Швейцарию.

Люксембург

Название небольшого государства Западной Европы происходит от старогерманского «маленький город», а свою независимость Люксембург получил в 1815 году.

Независимое герцогство утратило суверенитет после Тридцатилетней войны, и стало частью владений Габсбургов, а в период Французской революции влилось в состав Франции.

Отсутствие выхода к морям мирового океана не мешает Люксембургу оставаться одной из самых богатых стран мира с высоким уровнем жизни населения.

Северная Македония

В январе 2019 года бывшая югославская республика была переименована в Северную Македонию. Свои претензии по наименованию предъявила Греция, в составе которой находится одноименная административная единица.

В разные периоды своей истории территории современной Северной Македонии входили в состав соседних стран, которые, в свою очередь, имели береговую линию. С 1991 Македония, выйдя из состава Югославии, является внутриконтинентальным политическим образованием.

Это одна из беднейших стран Европы, из-за санкций, которые ввела Греция. Сейчас активно развивается туристический сектор, за счет которого Македонии удается решать экономические проблемы.

Молдавия

Небольшое государство Восточной Европы в 1991 году вышло из состава СССР, и провозгласило независимость.

Это аграрно-индустриальная страна, в которой основную долю доходов составляет продукция сельского хозяйства. Особенно в некоторых регионах Европы и бывших странах Советского Союза ценятся молдавские вина коньяки.

Дипломатические конфликты 90-х с Россией и Украиной пагубно сказались на развитии экономики. Не имея выхода к морю, Молдавия владеет 485 торговыми судами, которые приносят ежегодный доход в размере 10 млн. леев. Фактически страна владеет Международным Свободным Портом Джурджулешты, обмененным у Украины на другой участок территории, по которому проходит участок автодороги у села Паланка.

Сан-Марино

Над холмистыми горными равнинами Апеннин возвышается страна, площадь которой равна всего 60,57 км². Согласно легенде Сан-Марино было основано в начале IV столетия, а начиналось все с небольшой монашьей кельи.

Сан-Марино имеет одну из старейших действующих Конституций, принятой на рубеже XVI и XVII века. Маленькая страна разделена на 9 регионов, а население всего чуть больше 33 тысяч.

Отсутствие моря компенсируется красивыми курортами. Сан-Марино ежегодно посещают более 3 млн. туристов.

Сербия

В самом сердце Балканского полуострова раскинулась великолепная Сербия, которая была частью Югославии. После распада стала суверенной страной, а в 2000 стала членом ООН.

Долгие годы Королевство Сербия находилось в составе Османской империи, и освободилось от турецкого гнета только в 1878 году. Большую помощь в тот момент Сербии оказала Россия.

Большой урон Сербской Республике наносят мировые санкции, а транспортная система была разрушено в результате бомбардировок НАТО. Несмотря на это, страна динамично развивается, налаживая новые международные связи.

Словакия

В 1993 Чехия и Словакия мирно разошлись, став самостоятельными политическими образованиями. Парламентская республика динамично развивается, а в 2004 стала членом НАТО и Евросоюза.

Начиналась история Словацкой Республики в период Великого переселения народов. Была частью Карпатской Руси, затем вошла в состав Австро-Венгрии, а в период Второй мировой войны была союзницей Третьего Рейха.

Отсутствие морских портов компенсируется активной международной торговлей и развитой сетью автомобильных и железных дорог.

Чехия

Одна из старейших государственных образований Европы. Королевство Чехия, образовавшееся в конце IX века в начале своей истории было могущественным образованием, но потом попало в зависимость от австрийских Габсбургов.

Широко развита транспортная инфраструктура, что позволяет Чехии вести широкомасштабную международную торговлю не только с членами ЕС, но и с Россией.

Есть здесь и водные пути, а Прага, Дечин, Усти-над-Лабем — крупнейшие речные порты Чешской Республики.

Швейцария

Удивительная по красоте городов и природе Швейцария была образована в конце XIII века, а в 1848 была провозглашена Федеративной Республикой.

Разделена на кантоны, в которых действуют свои законы и своя Конституция. Официально не имеет столицы.

После Наполеоновских войн Швейцария провозгласила нейтралитет и с тех пор не входит ни в один военно-политический союз. Швейцария славится надежностью своей банковской системы, а высокотехнологичные тоннели позволили ей влиться в единую транспортную систему Европы.

В заключение

В Европе расположены частично признанные или непризнанные политические образования, которые не выходят к береговым линиям. К ним относятся Косово, Приднестровье, Южная Осетия и Луганская народная республика.

Внутриконтинентальные государства различаются уровнем развития экономики, этническим составом. У каждого сложились свои национальные традиции и культура. Географическое положение вынуждает эти страны искать альтернативные пути решения своих транспортных проблем, активно участвуя в международной торговле.

Влияние отсутствия выхода к морю на развитие, экономический рост и торговые потоки

Отсутствие выхода к морю не обязательно приводит к бедности или медленному росту. Западно-Европейские страны без выхода к морю исторически приняли как преимущество свое расположение в центре. Однако, в контексте развития, отсутствие выхода к морю приводит к тому, что понижается интегрированность и повышаются расходы для доступа к мировым рынкам. Поэтому, оно представляет собой особые преграды для экономических игроков, для всех развивающихся стран без выхода к морю (далее РСБВМ). Традиционно, отсутствие выхода к морю рассматривается как основное препятствие для торговли. Рассчитано, что в среднем, объем международной торговли РСБВМ составляет только 60% от объема торговли сравниваемой прибрежной страны [1]. В то же время, отсутствие выхода к морю имеет воздействие на развитие, приводит к уменьшению объѐмов торговли, является преградой движению людей и новых идей и технологических прорывов. Влияние на доходы и бедность в РСБВМ весьма очевидно, имеется тенденция наличия более низких доходов на душу населения по сравнению с их соседями (смотрите таблицу 1). ООН подсчитал, что в среднем, уровень развития в РСБВМ на 20% ниже того уровня, в случае если бы у них был доступ к морю. Отдельный анализ странам показывает, что диапазон расходов на развитие для большинства РСБВМ от 10% до 30%.

Воздействие отсутствия выхода к морю на экономический рост по факту зависит от определенной страны без выхода к морю и рассматриваемого периода. Сакс (2005) определил, что отсутствие выхода к морю отнимает половину процента от прироста экономического роста. Однако, по причине опоры роста на сырье во многих РСБВМ, это не соответствовало истине в десятилетие осуществления Алматинской программы действия. В отдельности от географических ограничений и более высоких транспортных расходов, они сильно зависят от соседей в качестве рынков и транспортной инфраструктуры их соседей (твердой и мягкой) для соединения с мировыми рынками. Поэтому, наличие «плохих» соседей, у которых была экономическая стагнация в течение нескольких десятилетий (Зимбабве), или имеющих политическую нестабильность (Центральная Африканская Республика) и гражданская война в стране, негативно влияют на экономические показатели РСБВМ. В прошлое десятилетие, РСБВМ имели более медленный рост чем в тразитных прибрежных странах.

Выделение РСБВМ богатых ресурсами от РСБВМ с дефицитными ресурсами, Колльер (2007) находит, что обе группы РСБВМ богатые ресурсами и с дефицитными ресурсами имели более низкие экономические показатели чем прибрежные страны с дефицитными ресурсами в период 1960-2000 годы. Как показано в таблице 1, это тенденция кардинально изменилась для богатых ресурсами РСБВМ, которые начали развиваться также быстро как прибрежные страны с дефицитными ресурсами в период с 2000 по 2012 год. Таблица 1 показывает, что рост дохода был выше с 2000 по 2008 годы до рецессии последовавший за мировым финансовым кризисом.

Среди РСБВМ (смотрите таблицу 1), богатые ресурсами РСБВМ имели рост более чем в два раза больше чем темп роста стран с дефицитными ресурсами (5,27% против 2,2%) с 2000 года, что в результате привело к тому, что ВВП на душу населения стал в два раза больше чем в РСБВМ с дефицитными ресурсами в 2012 году (1 189 долларов против 438 долларов).

Таблица 2. Экспорт на душу населения, 2000-12.

Источник: Всемирный Банк.

РСБВМ с дефицитными ресурсами были позади транзитных прибрежных стран с дефицитными ресурсами в отношении роста ВВП.

Доля РСБВМ в экспорте всего лишь 1,1% в мировом экспорте, даже притом, что она имеет годовой прирост 18,3% между 2000 и 2012 годами, где экспорт из прибрежных транзитных стран составляет 24%, как показано в таблице 2. Неудивительно, что доля внешней торговли между 2000 и 2012 годами увеличилась больше в богатых ресурсами РСБВМ чем дефицитных ресурсами РСБВМ. Доля экспорта РСБВМ в Европе и Центральной Азии самая высокая и росла с годовым приростом в 24,5%, и изменилась с 0,27% в 2000 году на 0,78% в 2012 году, что обусловлено скачком в экспорте нефти и газа в таких странах как Казахстан, Азербайджан и Туркменистан.

То же самое по росту в отношении ВВП на душу населения, экспорт на душу населения в РСБВМ вырос, в среднем, но медленнее чем экспорт на душу населения в транзитных прибрежных странах. Еще в период до глобальной рецессии (2000-2008) годовой прирост экспорта на душу населения в РСБВМ был почти в два раза больше чем в транзитных странах, 10,1% против 4,6%. В действительности экспорт в 2012 году даже не достиг уровня 2008 года. Экспорт на душу населения в богатых ресурсами РСБВМ вырос намного быстрее чем в РСБВМ с дефицитными ресурсами и приблизительно также быстро как в богатых ресурсами прибрежных транзитных странах. РСБВМ с дефицитными ресурсами отстают от всех других стран.

Сравнительный страновой анализ показывает, что различия между РСБВМ в определенной степени могут быть объяснены хорошим управлением и открытостью для внешней торговли [2]. Ставка торговля-к-ВВП предоставляет показатель комбинированной важности экспорта и импорта товаров, и услуг в экономике. Это один из основных показателей, измеряющих открытость страны для внешней торговли и экономической интеграции. Торговая открытость в большинстве РСБВМ с дефицитными ресурсами как Бурунди и Малави остается на отсталом уровне в период 2000-02 и 2010-12, торговая открытость в богатых ресурсами РСБВМ таких Азербайджан, Ботсвана и Казахстана расширилась в результате высоких цен на сырье.

Увеличение экспорта из богатых ресурсами РСБВМ в большей мере было продиктовано ценами, а не объемами, как в случае экспорта нефти из Казахстана. В действительности, в то время как экспортная стоимость сырой нефти Казахстана выросла в 30 раз с 1,6 миллиарда долларов США в 1998 году до 55,2 миллиардов долларов США в 2013 году, фактический экспортируемый объем вырос только в 3 раза [3].

Цены на сырье были продиктованы экспортом в богатых ресурсами РСБВМ до середины 2008 года, до того как финансовый кризис спровоцировал острый спад цен на сырье и продукцию. По мере того, как глобальная экономика восстанавливается, возможно цены на сырье снова пойдут вверх. В действительности, общий объем торговли всех РСБВМ в 2012 восстановился до уровня 2008 года, который имел место до кризиса.

Согласно Алкала и Чиконе (2004), когда торговля разделена на определения на реальный ВВП (не номинальный ВВП) и паритет покупательской способности (ППС) отношение весьма отлично, так как реальная открытость корректирует искажения, когда не реализуемые товары оцениваются по разному в странах. Без применения других характеристик в данном контексте, трудно сказать низка или высока ли ставка торговля по отношению к ВВП. В общем, большие страны в плане площади и населения имеют тенденцию иметь меньшее соотношение торговли-к-ВВП чем маленькие страны, так как у них есть возможность охватывать большую торговлю внутри своих границ. В дополнение к доходам, другие структурные характеристики такие как население и географическое положение играют значительную роль в определении открытости страны. По данной причине РСБВМ сталкиваются с большей преградой при торговле по сравнению со странами с доступом к морю.

Рейс и Фарол провели (2012) параметрический анализ регрессии ставки торговля-к-ВВП на душу населения, населения, отдаленности, мер для общих затрат на торговлю (которые имеют взаимоотношение с отсутствием доступа к морю). Анализ предлагает то, что страна может ожидать от торговли с ее структурными характеристиками. Самая большая разница между фактической торговлей и ожидаемой торговлей в период с 2011 по 2012 годы возникла Лесото, Кыргызстане, Монголии, это указывает на большую экономическую интеграцию напротив того, что в Непале, Центрально-Африканской Республике, Руанде и Бурунди, которые торговали меньше чем ожидалось [4]. РСБВМ: малая диверсификация экспортной составляющей и экспортных рынков. Пять продуктов определены на уровне разряда HS2, которые составляют, по меньшей мере, 90% от экспорта трети стран РСБВМ. В общем, экспорт РСБВМ остается весьма концентрированным на протяжении последних 12 лет. Доля экспорта ГСМ в Азербайджане, Казахстане и Боливии значительно увеличилась в результате роста цен на нефть. РСБВМ с богатыми ресурсами следует сделать в приоритет сбережения и внутренние инвестиции для чтобы создать долгосрочное развитие, а также совершить диверсификацию. Коллин (2007) предлагает, к примеру, стать хабом для финансовых услуг, а также для других видов услуг для соседнего региона [5]. Физическая интегрированность, коридоры РСБВМ, инфраструктура часто характеризуется несоответствующим качеством, плохим содержанием, отсутствием связующих участков, эти вопросы должны быть решены.

Очень важно сотрудничество РСБВМ и прибрежных стран для выявления приоритетов по инвестициям в инфраструктуру для усиления взаимосвязанности и совместимости услуг. Инвестиции в инфраструктуру должны содействовать для увеличения сравнительного преимущества различных видов транспортировки, с подходящей и эффективной перевозкой груза с одного вида транспортировки на другой. В долгосрочной перспективе, содержание инфраструктуры является очень важным РСБВМ для избежания огромных расходов, связанных с проведением просроченных ремонтных работ. Это требует от РСБВМ проведения регулярных работ по содержанию и планированию бюджета для продолжительных ремонтных работ и улучшений.

Государства без выхода к морю

В настоящее время существует 44 [1] государства, которые не граничат с Мировым океаном. Больше всего таких государств в Африке (16) и в Европе (14). В Азии не имеют выхода к морю 12 государств, в Южной Америке — 2. В Северной Америке таких государств нет, а континент Австралия целиком занят единственной страной.

Два государства, не имеющих выхода к морю, а именно Узбекистан и Лихтенштейн, граничат исключительно со странами, также не имеющими выхода в Мировой океан [2] . Лихтенштейн стал таким государством в 1918 году после распада Австро-Венгрии, имевшей выход к морю. В период аншлюса Австрии Германией (1938—1945) Лихтенштейн вновь терял этот статус, поскольку Третий рейх также имел выход к морю. После распада СССР в 1991 году вторым таким государством стал Узбекистан.

Три небольших государства полностью окружены территорией одного другого государства (анклавы): Сан-Марино и Ватикан граничат только с Италией, Лесото — только с ЮАР. Семь государств полностью окружены территорией двух государств: Андорра, Бутан, Лихтенштейн, Молдавия, Монголия, Непал и Эсватини, а также частично признанная Южная Осетия и непризнанное Приднестровье. Большинство из государств, окружённых двумя другими государствами, также невелики по размеру и населению, но среди них есть и крупные (например, Монголия).

Эфиопия, в которой проживает 93,8 млн жителей, является крупнейшим по населению из государств, не имеющих выхода к Мировому океану. Также более 30 миллионов жителей проживают в Уганде (34,8 млн), Узбекистане (33,0 млн) и Непале (30,4 млн).

Крупнейшим по площади из государств, не граничащих с Мировым океаном, является Казахстан ( 2 724 900 км² ); территорию больше миллиона квадратных километров имеют также Монголия ( 1 566 500 км² ), Чад ( 1 284 000 км² ), Нигер ( 1 276 000 км² ), Мали ( 1 240 000 км² ), Эфиопия ( 1 104 300 км² ) и Боливия ( 1 098 581 км² ) [3] .

Не имеют границ с Мировым океаном большинство (9 из 15) государств, образовавшихся после распада СССР. При этом территория государств Армения, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан полностью входит в бассейны бессточных водоёмов и областей. Других подобных государств в мире нет. При этом государства, имеющие выход к Каспийскому морю (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан), могут получить доступ водным путём к Чёрному, Балтийскому и Белому морям через Единую глубоководную транспортную систему России (ЕГТС) на основании международных договоров. В настоящее время тоннаж судов, пропускаемых через ЕГТС, составляет до 10 тысяч тонн, что позволяет этим государствам использовать не только суда класса «река-море», но и полноценные морские суда.

Частично признанный и имеющий статус наблюдателя при ООН Мальтийский орден, расположенный в основном, как и Ватикан, в пределах Рима, в 1998 году на 99 лет арендовал форт Сант-Анджело на Мальте.

Содержание

Проблемы стран без выхода к открытому морю

Ещё Адам Смит в своей работе «Богатство народов» отмечал, что важное значение для показателей экономической деятельности страны имеет выход к морю и, соответственно, к торговым путям. С течением времени развитие наземного транспорта и связи сократили преимущества прибрежных стран по сравнению со странами, не имеющими выхода к морю. Однако морские перевозки по-прежнему играют центральную роль в мировой торговле, и в связи с этим отсутствие выхода к морю создаёт определённые проблемы. В частности, у соседних стран могут быть экономические или военные причины для того, чтобы заблокировать выход к морю или транзит через свою территорию.

Право государств на доступ к открытому морю

Согласно международному праву (Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, часть X), внутриконтинентальные страны имеют право на доступ к морю. Это право реализуется путём заключения специальных соглашений между заинтересованными государствами, не имеющими выхода к морю, и государствами транзита.

Внутриконтинентальные страны могут иметь морские суда под своим флагом, базирующиеся в иностранных портах (например, морские суда Чехии используют порт Щецин на основании договора с Польшей) [4] .

В открытом море внутриконтинентальные страны пользуются всеми правами на равных основаниях: в частности, они имеют право осуществлять судоходство, рыболовство, полёты летательных аппаратов, прокладывать подводные кабели и трубопроводы.

В августе 2003 года в Алма-Ате была принята Алматинская декларация и Алматинская программа действий по обеспечению доступа государств к морским перевозкам. Отмечается, что Алматинская программа действий — практически единственная программа, которая является «дорожной картой» в интересах обеспечения особых потребностей развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Она содержит конкретные меры и рекомендации относительно политики в области транзитных перевозок и развития транспортной инфраструктуры [5] .

Мосты

Аналитика и новости о торговле и устойчивом развитии

Развивающиеся страны без выхода к морю: торговля для дальнейшего развития

Отсутствие выхода к морю – препятствие, которое сложно преодолеть, особенно развивающимся странам. Как увеличить участие этих государств в международной торговле и тем самым способствовать их устойчивому развитию?

Торговля может играть важную роль в достижении Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., в том числе 17 целей устойчивого развития, отметили делегаты из развивающихся стран, не имеющих выхода к морю (РСНВМ), собравшиеся на пятую встречу министров в Женеве 23–24 июня 2016 года.

В ходе этого мероприятия, организованного ВТО и Канцелярией Высокого представителя ООН по наименее развитым странам, развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, и малым островным развивающимся государствам (КВПНРМ), представители РСНВМ обменялись мнениями о том, как лучше использовать потенциал торговли для поддержки экономических преобразований и устойчивого развития в своих странах.

«Повестка дня в области устойчивого развития и Аддис-Абебская программа действий признают, что международная торговля способствует продвижению устойчивого развития и имеет жизненно важное значение для инклюзивного экономического роста и сокращения бедности», – подчеркнул в своем выступлении Гьян Чандра Ачарья, заместитель Генерального секретаря ООН и ВПНРМ.

По итогам встречи министры РСНВМ приняли политическую Декларацию, в которой они отметили потребности своих стран в области развития, а также определили потенциальные возможности для более эффективного использования торговли в осуществлении целей развития.

Трудности РСНВМ

Отсутствие доступа к морским путям представляет собой серьезное препятствие для участия в международной торговле и экономического развития РСНВМ. Территориальная удаленность, более высокие транзитные и торговые издержки (более чем в два раза выше, чем у государств, имеющих выход к морю) затрудняют доступ на рынки других стран, снижают конкурентоспособность и потенциальные выгоды от международной торговли, что негативно влияет на рост экономики и социальное развитие.

«РСНВМ сталкиваются с очень высокими затратами в связи с их географическими характеристиками. Это может сократить их способность использовать торговлю в качестве инструмента для экономического роста», – заявил Генеральный директор ВТО Роберту Азеведу в своем выступлении.

Непростые условия привели к тому, что РСНВМ продолжают занимать маргинальное положение в мировой торговле – всего лишь около 1% от общего экспорта товаров. Кроме того, они, как правило, в меньшей степени способны привлекать прямые иностранные инвестиции.

Как повысить способность этих стран использовать торговлю в качестве инструмента развития? «Этот вопрос является ключевым в повестке дня РСНВМ, – отметил Реймонд Мпунду, заместитель министра коммерции, торговли и промышленности Замбии и председатель группы РСНВМ. – Для наших стран расширение торговли является одним из ключевых приоритетов, позволяющих разблокировать потенциал развития наших экономик и обеспечить, чтобы ни одна РСНВМ не осталась позади».

Встреча представителей РСНВМ в Женеве предоставила делегациям платформу для обсуждения путей, способствующих увеличению ограниченных в настоящее время торговых мощностей этих стран и улучшению доступа на мировые рынки.

«Мы хотим превратить страны, не имеющие выхода к морю, в страны, которые связаны на земле с помощью транзитных государств, партнеров по развитию, ООН и других международных и региональных организаций», – заявил Гьян Чандра Ачарья.

Выполнение Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли

Участники встречи в Женеве подчеркнули исключительную важность работы ВТО, направленной на оказание помощи РСНВМ в реализации их торгового потенциала. По словам Роберту Азеведу, ВТО может продолжать вносить свой вклад в достижение этой цели, работая по нескольким направлениям.

Одним из таких направлений является реализация Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли. Декларация, одобренная министрами РСНВМ, содержит, в частности, призыв к членам ВТО быстро завершить ратификацию этой договоренности и выполнить предусмотренные в ней обязательства. Реализация этого Соглашения может привести к получению РСНВМ существенных выгод благодаря установленным в этой договоренности дополнительным требованиям к прозрачности и эффективности процедур для транзита товаров.

«Мы ожидаем, что полное выполнение Соглашения позволит сократить торговые издержки в РСНВМ в среднем на более чем 15%. Это более 19% для промышленных товаров и более 11,5% для сельскохозяйственной продукции», – отметил Генеральный директор ВТО.

Однако для эффективного выполнения Соглашения и материализации этих потенциальных выгод члены ВТО должны продолжить оказывать техническую и финансовую помощь РСНВМ и способствовать наращиванию институционального потенциала в этих странах на устойчивой основе. Такой призыв к членам ВТО зафиксирован в тексте Декларации министров, принятой 24 июня 2016 года. Там же содержится призыв к созданию международными организациями учреждений и программ для оказания специализированной поддержки, как это предусмотрено в Соглашении ВТО по упрощению процедур торговли.

Декларация также призывает транзитные страны продуктивно сотрудничать для быстрого применения положений Соглашения, чтобы эффективно снизить временные и финансовые затраты, связанные с транзитной перевозкой товаров.

Однако одной лишь реализации Соглашения может оказаться недостаточно, заявил в своем выступлении председатель группы РСНВМ Реймонд Мпунду, указав на необходимость создания дополнительных «инициатив, направленных на решение проблем, связанных с инфраструктурой, для получения ощутимых результатов».

Программа ВТО для РСНВМ?

Министры включили в Декларацию призыв к созданию в рамках ВТО конкретной рабочей программы для РСНВМ, которая будет «учитывать особые потребности, проблемы и уязвимости РСНВМ с целью повышения их участия в многосторонней торговой системе». Вопрос создания этой программы уже поднимался министрами этих стран ранее – об этом говорилось, в частности, в коммюнике, выпущенном в декабре прошлого года во время 10-й Министерской конференции ВТО.

«Мы подчеркиваем важность принятия конкретной Рабочей программы для РСНВМ 11-й Министерской конференцией ВТО», – указывается в Декларации. По мнению министров, ключевыми направлениями этой Рабочей программы должны стать, в частности, упрощение процедур торговли, сельское хозяйство, торговля услугами, помощь в целях развития торговли и присоединение к ВТО.

В Декларации также затрагиваются более общие вопросы ВТО, связанные с проведением переговоров после 10-й Министерской конференции, которая состоялась в Найроби в декабре 2015 года. Министры настаивают на том, чтобы проходящие сейчас дискуссии и дальнейшие переговоры были справедливыми и сбалансированными, причем в центре внимания должны быть аспекты развития.

В частности, министры наименее развитых стран подчеркнули важность специального и дифференцированного режима как одного из основных принципов правового режима ВТО. «Подтверждение этого принципа должно быть неотъемлемой частью работы ВТО, а также любых будущих переговоров и решений», – указывается в Декларации.

Решающее значение для экономик РСНВМ имеет сельское хозяйство, поэтому представители этих стран уделили много внимания вопросу либерализации торговли сельскохозяйственными товарами. Министры призвали к скорейшей реализации принятых на 10-й Министерской конференции решений по экспортной конкуренции и торговле хлопком и указали, что РСНВМ «придают большое значение продолжению процесса реформ в целях улучшения доступа на рынки, а также уменьшению или устранению всех мер внутренней поддержки, искажающих торговлю».

Вместе с тем министры признали растущую роль сектора услуг в современных экономиках. Они особо отметили важность услуг в области туризма, финансов и информационно-коммуникационных технологий и подтвердили свое обязательство развивать торговлю услугами. В Декларации отмечается, что эффективный и продуктивный сектор услуг может внести значительный вклад в рост производства и общую конкурентоспособность РСНВМ.

Кроме того, делегаты отметили, что специальное внимание необходимо уделить развитию производственного сектора, поскольку он стимулирует технологическое изменение и структурную трансформацию экономики.

Присоединение РСНВМ к ВТО

Переговоры о присоединении стран к ВТО – сложный и длительный процесс, поэтому министры РСНВМ обратились ко всем членам организации с призывом принимать во внимание особые нужды и проблемы стран, не имеющих доступа к морю. Они также выступили с предложением упростить переговорный процесс об условиях членства РСНВМ в ВТО и предоставить этим странам адекватную техническую и финансовую помощь.

Для РСНВМ, присоединившихся к ВТО на основании статьи XII Cоглашения об учреждении ВТО, важное значение имеет пункт 21 Декларации, в котором министры признают значительный вклад этих стран в укрепление многосторонней торговой системы. Они также подчеркнули в этом пункте, что для сбалансированного результата переговоров по торговой либерализации «необходимо принять во внимание экстенсивные обязательства, принятые этими членами в процессе их присоединения к ВТО».

Программы поддержки и финансового содействия

В ходе встречи и в принятой Декларации министры подчеркнули необходимость предоставления РСНВМ адекватной поддержки и финансовой помощи, чтобы использовать торговлю для структурных преобразований и устойчивого развития.

В Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. и в Аддис-Абебской программе действий содержатся международные обещания, касающиеся предоставления помощи, напомнил Гьян Чандра Ачарья. Он также подчеркнул, что «очень важно, чтобы РСНВМ воспользовались этими обязательствами для укрепления производственного потенциала, создания связанной с торговлей инфраструктуры и обеспечения беспрепятственных и эффективных транзитных условий для своих товаров на мировых рынках».

Для реализации этих задач понадобится официальная помощь в области развития, указывается в Декларации. По мнению министров, такая поддержка является наиболее важным источником международного финансирования для ряда РСНВМ и должна выступать в качестве катализатора, помогая им лучше интегрироваться в глобальную экономику и диверсифицировать производственную структуру.

В качестве примеров важных программ поддержки министры упомянули инициативу ВТО «Помощь в целях развития торговли», направленную на мобилизацию финансовой помощи для решения связанных с торговлей трудностей, с которыми сталкиваются развивающиеся страны, включая РСНВМ.

В Декларации указывается, что в ходе осуществления инициативы «Помощь в целях развития торговли» должны приниматься во внимание особые потребности РСНВМ. Речь идет о таких нуждах, как «создание потенциала для разработки торговой политики, участие в торговых переговорах и применение мер по упрощению процедур торговли, развитие связанной с торговлей инфраструктуры, а также диверсификация экспортной продукции и укрепление производственного потенциала с целью повышения конкурентоспособности продукции РСНВМ на экспортных рынках».

Хотя министры акцентировали внимание на необходимости получения официальной помощи в целях развития, они также признали важную «дополняющую и катализирующую» роль долгосрочных трансграничных потоков капитала, в частности в форме прямых иностранных инвестиций.

«Мы обязуемся продолжать продвигать политику по привлечению прямых иностранных инвестиций, которая ведет к содействию торговле, а также к устойчивому развитию РСНВМ», – говорится в Декларации.

Источники: Bridges Africa, “LLDC ministers stress pivotal role of trade in achieving SDGs”, 4 июля 2016 г.; Geneva Ministerial Declaration Adopted at the Fifth Meeting of Trade Ministers of Landlocked Developing Countries, Held in Geneva, 24 June 2016, документ ВТО WT/L/986 от 29 июня 2016 г.; пресс-релиз ВТО “Fifth Meeting of Trade Ministers of Landlocked Developing Countries”, 23 июня 2016 г.

Подпишитесь на электронную рассылку «Мостов» – заполните эту форму.

Читать еще:  Парк миниатюр в Стамбуле как добраться?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector