Усть Кут где это находится?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Усть Кут где это находится?

Усть-Кут

Содержание

Железнодорожный и портовый город с населением 45 тысяч жителей, окружённый тайгой и растянувшийся почти на 40 километров между сопками по берегам рек Куты и Лены. Второе по старшинству русское поселение в Прибайкалье из ныне существующих. Город трёх названий: Усть-Кут, Осетрово, Лена. Известен также своим курортом с лечебными грязями.

Понять [ править ]

Путешественнику Усть-Кут интересен прежде всего как транспортный узел и «ворота Севера» — это единственное место на Лене, сообщающееся с железной дорогой, крупнейший речной порт России Осетрово и станция Лена — отправная точка комсомольской «стройки века» — Байкало-Амурской магистрали 1974 года. Зимой отсюда выходит крупнейший автозимник в Якутию.

В остальном город с точки зрения традиционного туризма малопривлекателен, наиболее развит лечебный туризм: в черте города находится одноимённый санаторий с уникальными лечебными грязями, по своим свойствам не уступающим кавказским лечебницам.

Возможен экологический туризм: со всех сторон город окружён тайгой, а земли южной части района практически неосвоены. Однако операторов, обслуживающих экотуристов, здесь нет, и поездку можно совершить только «дикарём».

История [ править ]

Усть-Кут — второй по старшинству из ныне существующих городов Иркутской области. История города начинается с Усть-Кутского острога, основанного в 1631 году у слияния рек Лены и Куты. Во времена освоения Сибири острог стал важным пунктом перевалки: здесь проходили маршруты многих первооткрывателей и исследователей, в том числе Северные экспедиции Витуса Беринга, для которой в Усть-Куте строились суда-дощаники.

До XX века село было местом ссылки политических заключённых, в 1900 году здесь отбывал ссылку Лев Троцкий. Во время гражданской войны здесь разворачивались крупные партизанские бои за выход к золотым приискам Лены. Во время Второй мировой войны через Усть-Кут проходила трасса АлСиб, о чём сейчас напоминают останки двух самолётов, разбившихся в окрестностях села. А тридцать лет спустя, в 1974 году, Усть-Кут, 20 лет до этого ставший городом, был объявлен отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали — знаменитой «стройки веки».

Как добраться [ править ]

На самолёте [ править ]

Из Иркутска до аэропорта «Усть-Кут» ежедневно отправляются регулярные рейсы, обслуживаемые авиакомпанией «Ангара». Стоимость перелёта — ок. 7000 руб.

Аэропорт находится в 10 км к северу от города. Сообщение с центром города, железнодорожным и речным вокзалами.

На поезде [ править ]

Из Москвы ежедневно поездами «Москва — Тында» (через Казань) или «Москва — Северобайкальск» (через Нижний Новгород и Пермь).

Из Иркутска поездами «Иркутск — Северобайкальск» (через день; летом ежедневно) и «Иркутск — Лена» (еженедельно, только летом).

С юга России поездами «Кисловодск — Тында (еженедельно, круглый год)» и «Адлер — Северобайкальск» (еженедельно, только летом)

Из Братска (имеет международный аэропорт) всеми обозначенными поездами, на поезде «Красноярск — Северобайкальск» или электропоездом «Вихоревка — Лена».

В летнее время количество поездов на маршрутах увеличивается почти вдвое; вводятся дополнительные маршруты из Томска, Новосибирска, Анапы в направлении Северобайкальска и Тынды.

Обратите внимание, что если вы едете в Усть-Кут, билет обычно следует покупать до станци Лена. Это основная станция, расположенная в центре города. Поезда дальнего следования обычно стоят здесь 30—40 минут, и встречать вас, скорее всего, будут там.

Станция Усть-Кут находится в старой деревянной части города, покупать до неё билет целесообразно только если ваш пункт назначения — микрорайон Старый Усть-Кут. При необходимости попасть сразу в восточные микрорайоны города — Нефтебазу, Якурим и Мостоотряд, — можно взять билет до станции Лена-Восточная (стоянка поезда до 5 минут). Некоторые поезда также останавливаются на станции Якурим.

На автомобиле [ править ]

От федеральной дороги М53 «Байкал» в Тулуне северный выезд на бывшую региональную автодорогу Р419 (с 2007 года она стала федеральной и называется «Вилюй»). Далее через Братск до Усть-Кута (въезд с восточной стороны).

На автобусе [ править ]

Из Иркутска ежедневно отправляются рейсовые автобусы через Тулун и Братск. Отправление из Иркутска и Усть-Кута вечером, прибытие в конечный пункт — утром следующего дня. Стоимость проезда — около 1600 рублей.

Автостанции в Усть-Куте нет. Прибытие и отправление автобусов осуществляется с площади железнодорожного вокзала Лена.

На корабле [ править ]

Только по с севера — по реке Лене до порта Осетрово.

Транспорт [ править ]

Городской транспорт представлен только маршрутными такси. Все действующие на 2010 год маршруты начинаются с остановки «Станция Лена» или проходят через неё. Основной маршрут — № 1 из старого города через центр до Восточного порта. До санатория — маршрут № 7 «Восточный порт — станция Лена — Курорт». Стоимость проезда — 25 рублей.

Общественный транспорт в Усть-Куте — одна из самых проблемных тем, и поездка на нём сопряжена с рядом неудобств. Важно помнить:

  • расписания на большинстве маршрутов имеют декларативный характер, фактически маршрутки редко его придерживаются;
  • в «часы пик» выходящих на линии машин не хватает, чтобы перевезти всех желающих. Большинство маршруток — «Газели», поэтому перегруз, давка и стоящие в полусогнутом положении пассажиры — нормальная практика;
  • количество машин на маршрутах заметно уменьшается между 13:00 и 16:30 и сразу по окончании вечернего «часа пик». В эти промежутки время ожидания может составлять более получаса. На большинстве маршрутов после 19:00 выполняется один-два рейса, а к 21:00 движение общественного транспорта практически прекращается.

Перед началом и после окончания рабочего дня через город проходят электропоезда, однако остановочные платформы достаточно редки (через 3—5 километров).

Развита система такси, которое довезёт до любого дома в городе, даже если он находится на неасфальтированной разбитой улице. Проезд из окраины в центр обойдётся днём в 200 рублей, по центральным микрорайонам — до 100 рублей.

Достопримечательности [ править ]

Чем заняться [ править ]

  • В весенне-летнний-осенний период можно взять напрокат квадроциклы и поездить по подготовленным лесным маршрутам в окрестностях города с заездами на самые высокие сопки и скалы, откуда открывается замечательная панорама города, тайги и реки Лена. Стоимость ориентировочно 2000 руб/час. На июнь 2015 года действует 5 экскурсионных маршрутов протяженностью от 6 до 30 километров. Запись на экскурсии по тел 8-964-216-99-50.
  • В зимнее время можно покататься на горных лыжах, сноубордах, тюбингах на горе Светлая. Трасса расположена в 8 км от центра города. Действуют две подготовленные “синие” трассы длинной 600-700 метров с перепадом высот около 150 м. Для экстремалов есть трасса с самой высокой левобережной точки города (высота 677 м.). Длина спуска почти 2 км. Среднюю часть этой трассы длинной около 500 метров можно классифицировать как красно-черную по уровню сложности. Для тех кто опасается вставать на лыжи, проводятся обзорные экскурсии на снегоходах. Подъем лыжников осуществляется снегоходами и ратраками (подъемника пока нет), поэтому стоимость достаточно высокая – 150 руб за 1 подъем. Режим работы горнолыжной трассы, возможность проката горнолыжного оборудования а так же запись на снегоходные покатушки уточняйте по тел 8-964-216-99-50.

Покупки [ править ]

Еда [ править ]

Дёшево [ править ]

Средней стоимости [ править ]

Сразу напротив вокзала есть торговый центр – там можно приобрести еду на любой вкус по средней цене.

Дорого [ править ]

Ночная жизнь [ править ]

Где остановиться [ править ]

Дёшево [ править ]

Средней стоимости [ править ]

  • гостиница «Лена»

Расположена в самом центре города, в 200 метрах от железнодорожного вокзала «Лена», в 300 метрах от Речного вокзала «Осетрово». Стоимость — от 2100 рублей в сутки. Есть возможность бронирования по телефону.

Адрес: ул. Кирова, 88, Усть-Кут, Иркутская область, 666784. Телефон: (39565) 5-15-07, факс 5-08-60. Сайт: www.lenahotel.ru.

Дорого [ править ]

Связь [ править ]

Меры предосторожности [ править ]

Окрестности [ править ]

Озеро Байкал [ править ]

В 300 км к востоку от Усть-Кута расположена северная оконечность озера Байкал (город Северобайкальск). Только частный туризм: туристическими операторами направление не обслуживается. Популярен однодневный маршрут: отправление вечером из Усть-Кута — утром прибытие поезда в Гоуджекит (горячие источники) — на маршрутом такси до Северобайкальска (Байкал и тёплые береговые озёра) — пригородным поездом до Гоуджекита — вечером отправление поездом до Усть-Кута (прибытие утром следующего дня).

Ленские столбы [ править ]

Одно из самых живописных мест на Лене — многокилометровая череда выветренных останцев, возвышающихся над заросшими лесом речными берегами. Культовый объект в традиционных верованиях местных народов — якутов, эвенков. Расположен в Якутии, на участке между Ленском и Якутском.

Выполняется туристический маршрут Осетрово — Якутск (по отдельному расписанию) на теплоходе «Московский». На 2009 год до Ленских столбов — 6 дней пути, стоимость от 600 руб./сутки.

Усть Кут где это находится?

666793 , ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.УСТЬ-КУТ, УЛ. ВОЛОДАРСКОГО, 69

  • Городская дума
  • О думе
  • История города Усть-Кут

Усть – Кут – один из старейших населённых пунктов на Лене и один из самых молодых городов Иркутской области. Основанный в 1631 году, статус города он получил лишь в 1954 году.

Усть – Кут во многих отношениях необычный город. Во-первых, он очень длинный – тянется вдоль реки Лены на 40 км, имея в то же время ширину всего 1,5 – 2,5 км. Во-вторых, в его топонимике соседствуют сразу три (!) названия. Сам город расположен в устье малоизвестной речки Куты. Если вы прилетите на самолёте, то попадёте в аэропорт под названием “Усть – Кут”, поездом прибудете на железнодорожную станцию Лена, а теплоходом приплывёте в порт “Осетрово”…

Усть – Кутский острог был построен в 1631 году на устье реки Куты атаманом Иваном Галкиным и казаками по приказу Илимского воеводы.

Острог был построен в виде четырёхугольника с большой проезжей угловой башней, с постройками внутри и вне стен, без церкви. Острог этот очень часто подвергался пожарам, поэтому неудивительно, что на первой карте Сибири, составленной исследователем Семёном Ремезовым, Усть – Кутский острог изображён в виде четырёхугольника, обнесённого острожной стеной длиной в 61 сажень(122 метра) и с одной башней, которая стояла на стыке восточной и западной сторон. Представляя из себя, скорее всего, врубленную в стену Спасскую церковь, На территории этого острога размещались двор приказчика и государевы амбары, а возле него было 10 дворов судовых плотников, 2 двора казаков и двор попа. Но в 20-х годах ХУ111 века Усть – Кутский острог был перестроен. Каким он был, позволяет судить его описание 1736 года. В нём говорится: “Усть – Кутский острог стоит над Кутою рекою…длиннику 17 сажень с аршином(35,5 м), поперешнеку 15 сажень с аршином(31 м) кругом всего острогу 54 сажени( 109 м).

В 30-х годах XVII века важную роль в освоении Приленья сыграл землепроходец Ерофей Хабаров. Он построил Усть-Кутский солеваренный завод, впервые завел на Лене пашни, организовал ямскую гоньбу. Усть-Кут называли «воротами на Север», потому что через этот населённый пункт первопроходцы уходили вниз по Лене, к морю Лаптевых.

Здесь строились дощаники для великой Северной экспедиции Витуса Беринга, в Усть-Куте побывали братья Дмитрий и Харитон Лаптевы, первооткрыватели КамчаткиАтласов и Крашенников, «русский Колумб» Григорий Шелихов, исследователь устья Амура Невельский.

Усть-Кут долгие годы служил местом ссылки политических заключённых (осенью1900 года в Усть-Куте (тогда бывшем селом) отбывал ссылку Лев Троцкий).

Усть-Кут затронула и Гражданская война. 13 ноября 1919 Усть-Кут был освобожден от колчаковцев партизанской армией под командованием Д. Е. Зверева. В микрорайоне Речники ему установлен памятник, в его честь названа улица.

В 20-30 годы в жизни населения произошли значительные изменения. Во всех деревнях были открыты школы. В 1926 году в Усть-Куте впервые была открыта больница, в 1928 году — Усть-Кутский курорт, знаменитый лечебными грязями.

В период Великой отечественной войны более 3 тысяч усть-кутян ушли защищать Родину. Более тысячи не вернулись с войны. 4 жителя Усть-Кута стали Героями СССР: Антипин И. Н., Андреев М. А., Пестерев А. И., Тюрнев П. Ф.

В 1950 году был построен Осетровский речной порт, которому в будущем было суждено стать самым крупным речным портом СССР.

В 1954 году Усть-Кут получил статус города путём объединения рабочих посёлков Усть-Кут и Осетрово.

В 1974 Усть-Кут стал отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Основными отраслями экономики нашего города являются промышленное производство, транспорт и связь, лесоперерабатывающая отрасль, строительство и предприятия малого бизнеса.

Население Усть – Кута на 1 января 2016 года составляет 42560 человек.

В городе работает 10 школ, лицей, школа искусств, профессиональное училище, филиал ФГОУ ВПО “НГАВТ” Осетровское речное училище, филиалы ВУЗов. В Усть-Куте работают городской исторический музей, Дома культуры, 10 библиотек. В городе действует спортивно-оздоровительный комплекс, плавательный бассейн. В городе есть санаторий «Усть – Кут», рассчитанный на 260 мест и санаторий – профилакторий «Эйсейра». Достижения усть – кутских спортсменов известны далеко за пределами Усть – Кута. Например, наши бегуньи Елена Задорожная и Елена Болсун представляли Россию на Олимпийских играх в Греции, Триколич Оксана Борисовна – чемпионка России, Европы, мира по армреслингу.

Усть-Кут

Железнодорожный и портовый город с населением 45 тысяч жителей, окружённый тайгой и растянувшийся почти на 40 километров между сопками по берегам рек Куты и Лены. Второе по старшинству русское поселение в Прибайкалье из ныне существующих. Город трёх названий: Усть-Кут, Осетрово, Лена. Известен также своим курортом с лечебными грязями.

Содержание

Понять [ править ]

Туризм [ править ]

Путешественнику Усть-Кут интересен прежде всего как транспортный узел и «ворота Севера» — это единственное место на Лене, сообщающееся с железной дорогой, крупнейший речной порт России Осетрово и станция Лена — отправная точка комсомольской «стройки века» — Байкало-Амурской магистрали 1974 года. Зимой отсюда выходит крупнейший автозимник в Якутию.

В остальном город с точки зрения традиционного туризма малопривлекателен, наиболее развит лечебный туризм: в черте города находится одноимённый санаторий с уникальными лечебными грязями, по своим свойствам не уступающим кавказским лечебницам.

Возможен экологический туризм: со всех сторон город окружён тайгой, а земли южной части района практически неосвоены. Однако операторов, обслуживающих экотуристов, здесь нет, и поездку можно совершить только «дикарём».

История [ править ]

Усть-Кут — второй по старшинству из ныне существующих городов Иркутской области. История города начинается с Усть-Кутского острога, основанного в 1631 году у слияния рек Лены и Куты. Во времена освоения Сибири острог стал важным пунктом перевалки: здесь проходили маршруты многих первооткрывателей и исследователей, в том числе Северные экспедиции Витуса Беринга, для которой в Усть-Куте строились суда-дощаники.

До XX века село было местом ссылки политических заключённых, в 1900 году здесь отбывал ссылку Лев Троцкий. Во время гражданской войны здесь разворачивались крупные партизанские бои за выход к золотым приискам Лены. Во время Второй мировой войны через Усть-Кут проходила трасса АлСиб, о чём сейчас напоминают останки двух самолётов, разбившихся в окрестностях села. А тридцать лет спустя, в 1974 году, Усть-Кут, 20 лет до этого ставший городом, был объявлен отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали — знаменитой «стройки веки».

Как добраться [ править ]

На самолёте [ править ]

Из Иркутска до аэропорта «Усть-Кут» ежедневно отправляются регулярные рейсы, обслуживаемые авиакомпанией «Ангара». Стоимость перелёта — ок. 7000 руб.

Аэропорт находится в 10 км к северу от города. Сообщение с городом только на такси.

На поезде [ править ]

Из Москвы ежедневно поездами «Москва — Тында» (через Казань) или «Москва — Северобайкальск» (через Нижний Новгород и Пермь).

Из Иркутска поездами «Иркутск — Северобайкальск» (через день; летом ежедневно) и «Иркутск — Лена» (еженедельно, только летом).

С юга России поездами «Кисловодск — Тында (еженедельно, круглый год)» и «Адлер — Северобайкальск» (еженедельно, только летом)

Из Братска (имеет международный аэропорт) всеми обозначенными поездами, на поезде «Красноярск — Северобайкальск» или электропоездом «Вихоревка — Лена».

В летнее время количество поездов на маршрутах увеличивается почти вдвое; вводятся дополнительные маршруты из Томска, Новосибирска, Анапы в направлении Северобайкальска и Тынды.

Обратите внимание, что если вы едете в Усть-Кут, билет обычно следует покупать до станци Лена. Это основная станция, расположенная в центре города. Поезда дальнего следования обычно стоят здесь 30—40 минут, и встречать вас, скорее всего, будут там.

Станция Усть-Кут находится в старой деревянной части города, покупать до неё билет целесообразно только если ваш пункт назначения — микрорайон Старый Усть-Кут. При необходимости попасть сразу в восточные микрорайоны города — Нефтебазу, Якурим и Мостоотряд, — можно взять билет до станции Лена-Восточная (стоянка поезда до 5 минут).

На автомобиле [ править ]

От федеральной дороги М53 «Байкал» в Тулуне северный выезд на бывшую региональную автодорогу Р419 (с 2007 года она стала федеральной и называется «Вилюй»). Далее через Братск до Усть-Кута (въезд с восточной стороны).

На автобусе [ править ]

Из Иркутска ежедневно отправляются рейсовые автобусы через Тулун и Братск. Отправление из Иркутска и Усть-Кута вечером, прибытие в конечный пункт — утром следующего дня. Стоимость проезда — около 1000 рублей.

Автостанции в Усть-Куте нет. Прибытие и отправление автобусов осуществляется с площади железнодорожного вокзала Лена.

На корабле [ править ]

Только по с севера — по реке Лене до порта Осетрово.

Транспорт [ править ]

Городской транспорт представлен только маршрутными такси. Все действующие на 2010 год маршруты начинаются с остановки «Станция Лена» или проходят через неё. Основной маршрут — № 1 из старого города через центр до Восточного порта. До санатория — маршрут № 7 «Восточный порт — станция Лена — Курорт». Стоимость проезда — 16 рублей.

Общественный транспорт в Усть-Куте — одна из самых проблемных тем, и поездка на нём сопряжена с рядом неудобств. Важно помнить:

  • расписания на большинстве маршрутов имеют декларативный характер, фактически маршрутки редко его придерживаются;
  • в «часы пик» выходящих на линии машин не хватает, чтобы перевезти всех желающих. Большинство маршруток — «Газели», поэтому перегруз, давка и стоящие в полусогнутом положении пассажиры — нормальная практика;
  • количество машин на маршрутах заметно уменьшается между 13:00 и 16:30 и сразу по окончании вечернего «часа пик». В эти промежутки время ожидания может составлять более получаса. На большинстве маршрутов после 19:00 выполняется один-два рейса, а к 21:00 движение общественного транспорта практически прекращается.

Перед началом и после окончания рабочего дня через город проходят электропоезда, однако остановочные платформы достаточно редки (через 3—5 километров).

Развита система такси, которое довезёт до любого дома в городе, даже если он находится на неасфальтированной разбитой улице. Проезд из окраины в центр обойдётся днём в 200 рублей, по центральным микрорайонам — до 100 рублей.

Город Усть-Кут

Видео ролик о городе

Общие сведения и история

Усть-Кут расположен в центре Иркутской области, в 500 км от ее столицы, в 255 км от Братска и в 215 км от Усть-Илимска, на реках Лена, Кута и Якурим. Является административным центром Усть-Кутского района Иркутской области, транспортным узлом на пересечении автомобильных, воздушных, железнодорожных и речных (городской порт в советское время являлся крупнейшим в стране) путей и грязелечебным курортом. Также значительно развита деревообрабатывающая промышленность и добыча полезных ископаемых. Площадь города – 56 км².

История Усть-Кута берет отчет с 1620-х годов, когда до устья Куты дошли русские первопроходцы. В том же десятилетии, в 1628 или 1629 году казачий десятник Василий Бугор построил в этих местах зимовье. Несколько позже, в 1631-м отряд атамана Ивана Галкина поставил здесь зимовье побольше, из которого вырос Усть-Кутский (или иначе Усть-Куцкий) острог, ставший основой для будущего города. Острог, служивший, помимо прочего, и базовым лагерем для дальнейшего освоения Сибири, был построен в форме четырехугольника, имел одну проезжую башню и был окружен стеной длиной в 134 метра. Несколько позже рядом с острогом был образован ряд деревень, которые были выделены в Усть-Кутскую волость.

Несмотря на свое оборонительное предназначение, Усть-Кутский острог никогда не видел сражений – местные племена предпочли здесь вести торговлю с русскими и между собой. Кроме этого, через несколько лет после основания острога, в его окрестностях появилось промышленное производство – знаменитый землепроходец Ерофей Павлович Хабаров открыл здесь солеварню, из которой затем вырос Усть-Кутский солеваренный завод (первое промышленное предприятие на реке Лена), продукция которого продавалась на всей северо-восточной части Сибири. Этот завод закрылся лишь в 1956 году. Так же Хабаров основал в этих местах ямскую гоньбу и занялся земледелием.

Из-за своего выгодного местоположения (пересечение двух крупных рек – Лены и Куты и конечная точка Ленского волока), Усть-Кутский острог вскоре приобрел значение как важный транспортный узел для путешественников (в Усть-Куте побывали, в частности, братья Лаптевы, Витус Беринг, Григорий Шелехов, Геннадий Невельский и первооткрыватели Камчатки Степан Крашенинников и Владимир Атласов) и казачьих отрядов, следующих по Сибири и на Дальний Восток. Также Усть-Кут служил транзитной точкой для грузовых судов, которые с Ишима, Енисея и верховьев Лены следовали дальше на север и восток. Благодаря всему этому Усть-Кут получил неофициальное название «Ворота на Север».

Кроме земледелия, торговли (до 19 века здесь проводились крупные ярмарки) и обслуживания купцов и землепроходцев местные жители занимались рыболовством и охотой.

Во второй половине XIX века здесь начало развиваться пароходное дело. Им занимались восемь компаний, в собственности которых было около 20 пароходов. Кроме этого, по Лене и Куте ходили еще около сотни остальных судов, на которых осуществлялись перевозки. В 1890-х годах здесь появилась телеграфная связь. На рубеже 20 столетия в Усть-Куте открылась грязелечебница.

Несмотря на свое курортное и экономическое значение, Усть-Кут также являлся местом ссылки для политических заключенных. Сюда в 1900 году был отправлен Лев Троцкий, ссылались анархисты, социал-демократы и эсеры, а участники Польского восстания 1863-64 годов отбывали каторгу на солеварне. Так же по пути к местам ссылки через Усть-Кут проследовали писатели А.Н. Радищев и Н.Г. Чернышевский и несколько декабристов.

Уже в послереволюционное время, в период Гражданской войны, Усть-Кут стал ареной партизанских сражений, чьей целью было овладение выходом к золотым приискам Ленского бассейна. До ноября 1919 года здесь располагался один из крупнейших лагерей армии А.В. Колчака. Затем в селе установилась власть большевиков.

В первые годы советской власти в Усть-Куте был сформирован перевалочный пункт для грузов, предназначенных для перевозки в Якутию, а также открыты верфь, больница и пристань Осетрово. В 1926 году Усть-Кут получил статус райцентра, а в 1928-м здесь был оборудован грязелечебный Усть-Кутский курорт.

В конце 30-х были начаты работы по строительству Байкало-Амурской магистрали, один из первых участков которой прошел через Усть-Кут, но из-за нападения на СССР фашистов их пришлось прекратить. На фронт отправились свыше трех тысяч местных жителей, около трети из них полегли в боях. Четыре устькутянина за военные подвиги стали Героями Советского Союза. К слову, в 1942-43 годах здесь проходила трасса, по которой на фронт перегонялись самолеты, полученные по ленд-лизу. Так же во время войны, в 1943-м, Усть-Кут был преобразован в рабочий поселок.

В 1951 году по БАМу между Тайшетом и Усть-Кутом открылось железнодорожное сообщение. Через несколько лет были построены аэропорт, Осетровский речной порт (крупнейший в СССР) и верфь металлического судостроения. Так же в Усть-Куте, ставшем в то время городом (с 29 июля 1954 года) и значимым транспортным узлом, начала интенсивно развиваться лесная промышленность. В 1955 году железнодорожный участок Тайшет-Лена был соединен с Транссибирской железнодорожной магистралью.

В 1963-м Усть-Кут стал городом областного подчинения. Через одиннадцать лет он был назван отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали. Здесь разместился штаб ее Западного участка. В 1989 году берега Лены соединил единственный в городе автомобильный мост, впоследствии получивший статус памятника.

В 2001 году жители Усть-Кута пострадали от наводнения на Куте и Лене. Были разрушены строения в частных секторах и затоплены несколько городских улиц, участок автодороги Р419 (Тулун – Братск – Усть-Кут) и железнодорожная насыпь.

В наше время город сохранил свое промышленное и транспортное значение. Он занимает 1-е место среди всех транспортных центров Восточной Сибири. По железной дороге во все регионы России и в зарубежные страны отсюда направляется древесина, а с Осетрова, которое занимает одну из лидирующих позиций среди российских речных портов, в порты на Крайнем Севере и в золотодобывающие районы регулярно уходят суда с грузами. Не прекращают свою деятельность крупная судоверфь, предприятия лесной промышленности и нефтебаза.

В Усть-Куте действуют спортивный центр и детская спортивная школа, несколько санаториев, множество библиотек и клубов и музыкальная школа. Дух истории города хранят несколько сотен памятников археологии, архитектуры и истории.

Районы Усть-Кута

Официального административно-территориального деления в городе не существует, хотя в нем можно выделить ряд микрорайонов и поселков частного сектора. Их названия активно используются как местными жителями, так и городскими властями.

Центральная часть Усть-Кута разделена на два микрорайона: Речники и Лена. Здесь проживает большинство устькутян и находится основная часть городских культурных и социальных учреждений.

Историческая часть города, которая раньше являлась селом Усть-Кут, в настоящее время называется «Старый Усть-Кут”. Она, в основном, застроена древними деревянными домами.

Численность населения Усть-Кута на 2018 и 2019 год. Количество жителей Усть-Кута

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Усть-Кута. В таблице указано распределение количества жителей Усть-Кута по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

Усть-Кут

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год

На сайте “Прибайкалье” (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов

Усть-Кут – это один из старейших городов Восточной Сибири. Он основан в 1631 г. — на 30 лет раньше Иркутска.

Находится в устье реки Куты (отсюда название города) при ее впадении в реку Лену, в 510 км к северо-востоку от Иркутска по прямой.

Является административным центром Усть-Кутского района, от­носится к северным городам Иркутской области (вместе с Братском, Бодайбо, Киренском и Усть-Илимском).

Город стал конечным пунктом железнодорожной магистрали Тайшет —Лена, строившейся в 1946-1950 гг., и начальным пунктом Байкало-Амурской магистрали, строившейся в 1974-1987 гг. Со второй половины 1970-х гг. его называли восточной столицей БАМа.

В советский период (и до 2006 г.) Усть-Кут являлся городом областного подчинения (уровня). Сейчас он включен в состав Усть-Кутского муниципального района и отнесен к городам районного уровня (подчинения). Площадь города — 56 км2 (5,6 тыс. га).

Рельеф. Усть-Кут расположен на Лено-Ангарском плато, в поймен­ной долине реки Лены, на высоте 295 м над уровнем моря.

Город находится среди покры­тых тайгой холмов с абсолютными отметками вершин от 558 до 757 м над уровнем моря.

На пологой пойменной тер­ритории рек Лены и Куты имеются небольшие участки, пригодные для сельскохозяйственной деятельности. Почвы здесь дерново-карбонатные и дерново-подзолистые, в луговой части — средне- и легкосуглинистые. Эти земли осваивались русскими крестьянами со второй половины XVII в. и использовались для сенокосов, выпаса скота, выращивания овощей и некоторых зерновых. В настоящее время почти все эти участки заняты жилой застройкой современного Усть-Кута.

Климат. Город расположен на территории, приравненной к райо­нам Крайнего Севера. Климат здесь резко континентальный. Среднемно-голетняя продолжительность безморозного периода составляет 97 дней. Первые заморозки фиксируются 9 сентября, последние — 3 июня.

Среднемесячная температура января -25,5 °С (абс. -52 °С), июля +17,6 °С (абс. +38 °С). Среднегодо­вая температура -3,7 °С.

Среднегодовая величина вы­падающих осадков равна 431 мм, из этого количества на май —август приходится 57 %.

Население. В городе про­живают 44,5 тыс. чел., или 1,8% населения Иркутской области (по состоянию на 2010 г.). Численность населения Усть-Кута начала быстро сокращаться с середины 1990-х гг. как по причине естественной убыли, так и в результате возросшего в этот кризисный период оттока насе­ления. Эта неблагоприятная для города демографическая динамика сохраняется до настоящего времени и пока не преодолена.

Основное занятие жителей Усть-Кута — работа на предприяти­ях железнодорожного и водного транспорта, в лесоперерабатывающей промышленности и бюджетных учреждениях города.

Динамика численности населения Усть-Кута, тыс. чел.

Социальная сфера. В городе и районе действуют 16 средних, 6 основных, 3 начальные школы, 4 учреждения дополнительного и 21 учреждение дошкольного образования. Функционируют речное училище и профессиональное училище № 61.

В городе действует цен­тральная библиотечная система с сетью филиалов, имеется краеведческий музей и музей истории транспорта, училище искусств.

В городе и районе около 100 спортивных сооружений, десятки спортивных залов. Ежегодно проводится множе­ство спортивных мероприятий.

Здравоохранение представлено Центральной районной больницей с поликлиникой, Осе-тровской больницей (бывшая лечебница водников), железнодорожной больницей на станции Лена с поликлиникой и стационаром на 80 мест. Действуют также санатории «Усть-Кут» на 250 мест и «Эйсейра» (быв­ший профилакторий Осетровского речного порта).

Перспективы. Дальнейшие перспективы города связаны с ком­плексным освоением и переработкой углеводородного сырья, лесо­химическим и деревообрабатывающим производством, сохранением опорной ремонтной базы речного флота, осуществляющего судоходство в бассейне Верхней Лены, укреплением позиций в качестве ключевого железнодорожно-водного перевалочного узла. Очень важно возрожде­ние аэропорта Усть-Кута и увеличение объема северных авиаперевозок. Целесообразно продвижение имиджа Усть-Кута как курортного горо­да с повышением качества обслуживания в санаториях «Усть-Кут» и «Эйсейра». В городе также возможно размещение базы обслуживания магистрального нефтепровода «ВСТО». При освоении северных ме­сторождений углеводородного сырья целесообразно создание в районе Усть-Кута и Киренска крупных генерирующих мощностей (такая воз­можность рассматривалась ОАО «Иркутскэнерго»), на которых будет использоваться попутный газ данных месторождений.

Облик города. Усть-Кут вытянут узкой полосой вдоль берегов Лены и Куты более чем на 30 км. Ширина его застройки — около 1 км (максимальная — около 3 км).

Столь необычная планировка Усть-Кута создает у приезжих образ «города с одной улицей». Но это не совсем так. Большинство микрорайонов связывает вторая, объездная дорога, расположенная чуть выше городской застройки. Да и реку Лену, основной водный путь Усть-Кута, тоже можно условно назвать главной транспортной улицей города, как и железную дорогу. Хотя город расположен по обоим берегам Лены и Куты, основная его часть находится на левых берегах этих рек. На правом берегу разместились всего два микрорайона. Обе части города соединены дву­мя арочными металлическими мостами — автомобильным и железнодорожным.

Административно город не разделен, хотя в действи­тельности состоит из отдель­ных, во многом самостоятель­ных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей. Жи­лые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными вре­менными поселками.

Ядром Усть-Кута явля­ются два микрорайона — Лена и Речники. Они застроены со­временными каменными мно­гоэтажными и полностью бла­гоустроенными домами. Здесь проживает основная часть населения Усть-Кута, разме­щены важнейшие социально-культурные объекты. Город­ским центром считается сквер между железнодорожным и речным вокзалами. Остальные микрорайоны и поселки нахо­дятся от центра ниже и выше по течению Лены. Старая часть города (бывшее село Усть-Кут) располагается в устье реки Куты. Здесь же находится остров Домашний —любимое место отдыха горожан. На окраинах и в старой части преобладают деревянные од­ноэтажные дома, построенные в начале и середине прошлого века. Сохранились исторические здания. Сравнительно недавно в состав города включены два отдаленных по­селка — Минган (в 1995 г.) и Турука (в 2004 г.).

Усть-Кут окружен горами и тайгой. Некоторые горные склоны образуют скалистые утесы, имеющие названия и овеянные городскими легендами (например, скала Любви, Чертова скала, Бубнов камень, Мир и др.).

Своих гостей город встречает разными названиями (Усть-Кут известен как город трех имен): пассажиров поезда — станция Лена, прибывших водным транспортом — порт Осетрово и только прилетаю­щих самолетом — аэропорт Усть-Кут.

Герб Усть-Кута утвержден городской ду­мой в 2009 г. На его зеленом щите изображены золотые соболь, якорь и башня острога. Место слияния рек Лены и Куты показано в виде перевернутой буквы «У». Авторы нового герба — А. Половикова (Усть-Кут), К. Моченов (Химки), О. Фефелова (Балашиха), К. Переходенко (Конаково). Внесен в ге­ральдический регистр РФ (№ 4833)

Читать еще:  Как добраться из Римини в Сан-Марино
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Усть-Кут
Усть-Кут с высоты птичьего полёта
Полезная информация
Население 45375 (2010)
Телефонный код 39565
Часовой пояс