Зосимова Пустынь где находится?
Premiumtour71.ru

Туристический портал

Зосимова Пустынь где находится?

Зосимова Пустынь где находится?

Рака с мощами прп. Зосимы Александровского.

Главными святынями любого монастыря являются мощи – святые останки, его основателей или святых в нем подвизавшихся. Забирая от нас своих угодников, Господь разделяет их с нами, призывая к Себе души и оставляя нам в утешение и назидание честные мощи. Являясь избранными сосудами Святого Духа, мощи даруют притекающим к ним укрепление, вразумление, а, нередко, и исцеление от различных недугов, как душевных так и телесных. Не исключение и Свято-Смоленская Зосимова пустынь.Между центральным и Зосимо-Савватиевским приделами Смоленского Собора находится литая, бронзовая рака с мощами преп. Зосимы Александровского – основателя нашей обители. Мощи его источают дивное благоухание, иногда яркое, насыщенное, иногда едва уловимое, как-бы смиренное, впрочем всегда явно ощущаемое всеми, кто имеет возможность приложиться к открытым мощам. Это можно сделать ежедневно во время молебна, которым братия монастыря в 6.00 утра начинает свой день. Сущетвует предание по которому преп. Зосима обещал до конца дней не оставлять своим покровительством тех, кто хоть раз обратится к нему за помощью. Преп. Зосима почитается скорым помощником во многих нуждах, подтверждением чего может служить горячая любовь к нему и братии обители, и многочисленных паломников и богомольцев.

Рака с мощами преп. Германа и Алексия Зосимовских.

С левой стороны Смоленского Собора, рядом с Рафаиловским приделом, у солеи, находится деревянная, резная рака с мощами преп. Германа и Алексия Зосимовских.

Преп. Герман (Гомзин) – Строитель обители и ее настоятель до самого закрытия в 1923г. 56 лет прослужил Господу в монашеском чине преп. Герман. 30 из них он прожил в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, где был учеником знаменитого старца, иеросхимонаха Александра (Стрыгина). О. Герман – человек великих дарований, и не только духовных. Строгий аскет, делатель Иисусовой молитвы, ведший переписку со свят. Феофаном Затворником, талантливый иконописец, о. Герман был духовным наставником и вельможных особ и простонародья. Именно он создал знаменитое зосимовское старчество, прославившее пустынь. Вместе с тем, преп.. Герман был и замечательным администратором, Строителем, при котором пустынь значительно украсилась и расширилась. В своей жизни о.Герману довелось претерпеть и непонимание, и осуждение, и даже клевету и предательство. Один из ближайших помощников и учеников составил донос лаврскому начальству на своего Авву, и о. Герман был удален из Зосимовой. Сегодня некоторые исследователи оправдывают действия доносчика благими намерениями, но нам кажется более оправданным опираться на свитетельства современников и очевидцев происходивших тогда событий, например Епископа Арсения (Жадановского), сравнивавшего его с Иудой Искариотом. Господь “хранит угодников своих”, заступничество духовных чад старца, молитвы братии не оставившей своего настоятеля и последовавшей за ним в изгнание, не дали злой клевете одержать верх, и о. Герман, полностью оправданный, смог вернуться в столь милую его сердцу обитель. В конце жизни игум. Герман принял постриг в Великую схиму. Отошел ко Господу 30 января (н.ст.)1923г. не увидев телесными очами разорение любимой обители.Похоронен схиигумен Герман был в Смоленском соборе пустыни, где уже после возрождения монастыря были обретены его честные мощи.

Преп. Алексий (Соловьев) – пришел в пустынь через два года после назначения ее настоятелем игум. Германа. Именно ему промыслом Божиим было определено стать духовником монастыря. О. Алексий пришел в монастырь уже маститым, заслуженным священником, имевшим богатый духовный опыт. Он успел много лет прослужить и диаконом, и священником, закончив свой мирской путь в сане протоиерея в Успенском Соборе Московского Кремля. Для своих духовных чад о. Алексий был скорее духовной “матерью” чем отцом, настолько он был исполнен любви, состраданияи милосердия. Мгновенно отпускал он кающимся любые прегрешения, плакал и сокрушался вместе с ними. Его духовной дочерью впоследствии стала Великая княгиня Елизавета Феодоровна, много сделавшая для обители. В 1916 году о. Алексий ушел в затвор, который был вынужден нарушить исполняя послушание священноначалию. Он был призван для участия в Поместном Соборе 1917 года, где всей полнотой Русской Православной Церкви ему было доверено вынимать Патриарший жребий, выпавший на Митрополита Московского Тихона (Белавина), ставшего первым, за более чем 200-летний перерыв, Патриархом Московским и всея России (именно такой титул носил Святитель Тихон). Преп. Алексию было суждено пережить закрытие и разорение Зосимовой пустыни, изгнание из нее. Иеросхимонах Алексий скончался в 1928 году в г. Сергиевом Посаде, где и был погребен. Позднее мощи его были перенесены в Зосимову пустынь. Современники, со-молитвенники, духовники друг друга преп. Герман и Алексий и сегодня пребывают рядом почивая мощами в единой раке.

Собор Зосимовских святых. Современная икона.

Собор святых Зосимовой пустыни сегодня составляют семь человек. Кроме основателя обители – прп. Зосимы, преподобных Германа и Алексия, мощи которых почивают в Смоленском Соборе, прославлены для общецерковного почитания четыре новомученика, пострадавшие за веру Христову в годы большевисткого террора против Православной Церкви.

Это проподобномученики схиархимандрит ИГНАТИЙ (Лебедев), иеромонахи МАКАРИЙ (Моржов) и ГЕРАСИМ (Мочалов) и преподобноисповедник игумен ВЛАДИМИР (Терентьев). Икона Собора Зосимовских святых в Смоленском Соборе также особо почитается и братией и паломниками обители.

Чтимый Образ Пресвятой Богородицы Смоленский.

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия) икона давшая первую часть названия монастыря “Свято-Смоленская. ” По преданию первообраз этой иконы был написан святым апостолом и евангелистом Лукой. По гречески “Одигитрия” по русски “Путеводительница”. Именно со Смоленской иконой пришел в глухую Ульянину пустошь, которая потом стала Зосимовой пустынью, и сам ее основатель – схимонах Зосима. Бережно хранила братия эту памятную икону до самого разорения обители. Была здесь и другая Смоленская, принадлежавшая некогда святителю Филиппу (Колычеву) Митрополиту Московскому с частицами пояса Богородицы и мощей великомученика Георгия Победоносца. К сожалению, обе они были украдены большевистскими бандитами в 1920-е годы, и след их затерялся.Нынешняя святыня монастыря – Смоленская икона Царицы Небесной была пожертвована монастырю уже после его возрождения и быстро стала почтиаться чудотворной, источая многие милости притекающим к заступничеству Богородицы. Эта икона написана приблизительно в начале-середине 19 века, вероятно палехскими иконописцами. Еще совсем недавно свидетельством обильной благодатной помощи по молитвам перед ней было множество золотых и серебрянных изделий украшавших образ. В 2011 году злодейская рука посягнула на достояние Матери Божией и все они были украдены. Но не попустила Владычица святотатцам коснуться великой святыни – частицы Ее честной ризы, и сегодня она находится в большом серебрянном кресте на иконе. Икона Божией Матери Смоленская находится с правой стороны от входа в собор в резном, деревянном киоте под сенью. Каждое воскресение, на вечернем богослужении, перед ней совершается Акафист.

Еще одним особо почитаемы образом нашей обители является икона Спаситель на троне. Несколько лет назад эта икона была пожертвована в монастырь и тогда различить на ней изображение было практически невозможно, лишь глаза с укором смотрели на нас. Безусловно, когда-то этот образ находился в храме, ныне вероятно рарушенном. Только Господь знает какие поругания пришлось ему перенести, от чего почернел и стал неразличим лик Спасителя. Но Господь сохранил икону. Снова затеплились перед ней лампада, свечи, зазвучали слова молитвы. И лик Господень стал светлеть, проявляться. Сначала робко и едва заметно, затем все ярче и явственнее. Икона стала обновляться, ее не касалась рука реставратора. Так Господь, вероятно, подал знак Своей милости, а кому-то может быть и прощения за былое поругание Своего образа. Сегодня эта икона одна из почитаемых святынь Зосимовой пустыни. Находится она в Рафаиловском (левом) пределе Смоленского собора монастыря. Перед ней всегда можно помолиться, поставить свечу, приложиться.

Дорогие братья и сестры! Несколько позднее мы продолжим знакомить вас со святынями Свято – Смоленской Зосимовой мужской пустыни. Храни вас Господь.

Дорогие братья и сестры!

Вынуждены сообщить, что монастырь, временно, до Праздника Пасхи, приостанавливает прием индивидуальных паломников и паломнических групп, а также трудников. В это время мы не сможем предоставлять места в монастырской гостинице и возможность посещения монастырской трапезной.

Призваем вас внять слову Святейшего патриарха Кирилла, и временно воздержаться от посещения монастырских богослужений.

Наша же, братская, молитва за прихожан, благодетелей и всех православных христиан будет неизменно продолжаться.

Вы можете сообщить нам имена тех, за кого просте помолиться, любым удобным для вас способом из указанных в контактах монастыря.

Да сохранит нас всех Всеблагий Господь!

_____________

Мы сердечно благодарим всех, кто отклинулся на нашу просьбу о помощи. Необходимая сумма для оплаты счетов за февраль собрана.

Впереди еще примерно 2 месяца отопительного сезона, в это время нам особенно нужна ваша помощь.

_____________

Во время Великого поста в Надвратном храме Всех святых богослужения совершаться не будут.

____________

Сделать пожертвование можно переведя деньги на карту Сбербанка

№ 4817 7602 5672 4638,

владелец карты – настоятель монастыря игумен СЕРАФИМ

(Семилетов Сергей Юрьевич)

или на Яндекс- кошелек № 4100 1573 4392 279.

Просьба указывать назначение платежа: “Пожертвование на уставную деятельность”.

Монастырь в социальных сетях:

© 2013 – 2020гг. Все права защищены
Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь

Русская Православная Церковь. (Московский Патриархат). Александровская Епархия.
По благословению Высокопреосвященнейшего Евстафия, Архиепископа Александровского и Юрьев-Польского

Смоленско-Зосимова мужская пустынь

Свято-Смоленская Зоси́мова пу́стынь — мужской монастырь Александровской епархии Русской православной церкви, расположенный в Александровском районе Владимирской области, к востоку от железнодорожной станции Арсаки.

Первоначально основана в конце XVII века; до 1919 года была приписана к Троице-Сергиевой лавре; возобновлена в нынешнем виде в 1992 году.

Содержание

История

Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование.

Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

В конце XIX в. при игум. Германе Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около 100 монахов. В 1897-м выстроили над могилой основателя большой Смоленский собор,

Читать еще:  Учеба и обучение в Германии

чуть позднее – еще 2 каменных храма: Всех святых и прп. Сергия Радонежского.

Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Божией Матери. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей вмч. Георгия Победоносца.

Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к 2 святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. Зосимова пустынь притягивала многие тысячи богомольцев.

За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский,

принявший здесь постриг в 1898 г. Старчествовать он начал с 1906 г., а в 1916-м ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917-м не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного Собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона – нового Патриарха Русской Православной Церкви.

После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919-го Троице-Сергиевой Лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей прп. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 г. умер игум. Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала «ликвидационная комиссия». Летом 1923-го пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть.

Возобновлён в апреле 1992 года.

Современное состояние

Новая история Свято- Смоленской Зосимовой мужской пустыни, история ее возрождения начинается 15 марта 1992 года с Указа Епископа (ныне Митрополит) Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии монастыря и возобновления в нем монашеской жизни. Знаменательно, что Указ Владыки Евлогия последовал в день когда Русская Православная Церковь чтит Державный образ Пресвятой Богородицы. Тем же Указом первым настоятелем новооткрытой обители назначается несельник Свято-Тройцкой Сергиевой Лавры игумен Порфирий (Клименко).

Уже 2.04.1992 года о. Порфирий подает заявление о регистрации гражданского Устава монастыря. В монастыре начинают совершаться первые Богослужения, собирается первая, очень пока немногочисленная братия, появляются и первые прихожане.

Настоятельство о. Порфирия было непродолжительным. Через год настоятелем обители назначается архимандрит Нил (Сычев, ныне Епископ Муромский и Вязниковский). Настоятельство отца Нила, это целая эпоха в жизни монастыря. Именно с его именем связано начало подлинного возрождения. Активная реставрационная деятельность, собирание братии, устройство Уставных, по монастырски, Богослужений, организация быта насельников и подсобного хозяйства, тяжелая работа по возвращению храмов и других построек законному владельцу – монастырю, установление добрых отношений с военными, что тоже было в начале далеко непросто. Это только небольшой перечень тех проблем и забот с которыми ежедневно, на протяжении почти 10 лет, придется сталкиваться о. Настоятелю.

В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января) а в 2000 году преп. Алексия (Соловьёва, также для общецерковного прославления, память 2 октября)

Воинская инженерная часть оказала большую помощь в восстановлении Смоленской Зосимовой Пустыни. Но самый удивительный результат сотрудничества монастыря и воинской части – это православный солдатский хор «За Веру и Отечество» под художественным руководством иеромонаха Варнавы (Столбикова).

За 20 лет православный солдатский хор «За Веру и Отечество» Инженерных войск снискал всероссийскую известность, хор является дипломантом Международных конкурсов православной музыки.

Храмы

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Церковь Всех Святых

Церковь Сергия Радонежского

Святыни

Рака с мощами преп. Зосимы Владимирского, основателя пустыни

Рака с мощами преп. Германа и Алексия Зосимовских

Преп. Алексий (Соловьев)

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия)

Видео

Как добраться

На Ярославском ж/д вокзале (г. Москва) садитесь в последний вагон электрички, едущий в город Александров. Будьте внимательны, не все электрички делают остановки в “Арсаках”. Через 2 часа – станция “Арсаки”. Идем к концу платформы и спускаемся на площадь перед магазином “Хозяин”, на площади останавливаются рейсовые автобусы. С сожалению, по соображением безопасности пешие паломники через КПП воинской части не пропускаются. Так что на станции надо сесть в автобус с надписью “Городок”, который миновав КПП привезет вас прямо к стенам монастыря. Время поездки в автобусе не более 10 минут.

На автотранспорте из Москвы едем по Ярославскому шоссе (М8), проезжаем границу Московской и Владимирской областей, ищем указатель – поворот направо, на г. Александров, проезжаем “Брыковы Горы”, после них первый поворот направо, (ориентир – кладбище с правой стороны, сразу после него правый поворот) указатель ” Арсаки, 6 км” ; далее по главной дороге прямо через дер. Иваньково до ж-д переезда. Перезжаем ж-д пути и после них, по ходу дороги, берем в право и прямо до Т- образного перекрестка, на нем поворачиваем налево и едем прямо до КПП воинской части. Проехав КПП едем прямо до Святых врат монастыря. У Врат поворачиваем вдоль стены направо и едем до конца забора, последний поворот налево и вы на монастырской стоянке. Для проезда на автомобиле надо заранее созвониться с монастырем и сообщить марку и полный номер вашей машины.

Адрес

601604, Владимирская область, Александровский район, п/о Плеханы

Паломнику

Расписание богослужений

Контактные телефоны

гор. + 7 (49244) 9 47 11, добавочный 235 (канцелярия монастыря)

моб. +7(925)422-63-86 (помощник настоятеля и эконом монастыря иеродиакон Мелхиседек)

Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь

Гроза

Все началось с грозы, которая началась накануне праздника Казанской иконы Божией Матери. Я попросила свою подругу, у которой гостила на даче под г. Александровым, поехать в Зосимову пустынь. Лил дождь, сверкала молния, гремел гром, но у меня было непреодолимое желание ехать. Подруга сидела за рукоделием у окна в маленьком дачном деревянном домике и вышивала икону Казанской Божией Матери. Отрываться от рукоделия ей не хотелось, но, видя мое неотступное желание, она согласилась. С нами поехали трое ее маленьких дочерей. Мы ехали по мокрой дороге, под раскаты грома и молнии, твердо веря, что Матерь Божия убережет от беды, и пели вместе с детьми Иисусову молитву.

Зосимова пустынь расположена в живописном месте, в нескольких километрах от железнодорожной станции Арсаки.

Боярская вдова, Ульяна Ивановна Зворыкина, передала принадлежавшую ей землю своим сыновьям, а те пожертвовали ее Троице-Сергиевой лавре, на помин душ родителей.

Основателем обители считается схимонах Зосима, который в середине ХVII пришел сюда с келейником преподобного Сергия Радонежского. Он устроил небольшую часовенку, поставил себе скромное жилье, выкопал колодец, обустроил небольшую пасеку, ухаживал за огородом.

Сохранилось предание, «что сила блаженного Зосимы заключается в том, что он проявил беспредельную христианскую любовь к ближним. Он дал обет, сделаться вечным предстателем перед Богом за всякого, хоть раз к нему обратившегося». В середине ХIХ века происходили случаи явления Зосимы пильщиками леса. Явления преподобного Зосимы продолжатся и в наше время.

Встреча

Зосимова пустынь ныне находится на территории воинской части, поэтому, предъявив паспорт на КПП и получив пропуск, мы едем по прямой дороге к храму, возвышающимся над лесом. Мы успеваем на помазание, прикладываемся к мощам преподобного Зосимы. Слева от входа я замечаю иеромонаха, с куколем на голове, схимника. Он разговаривает с женщиной, стоя напротив меня, но лица я его не вижу, так как его загораживает женщина.

— Исповедаться хочешь, — вдруг спрашивает у меня иеросхимонах, выглядывая из-за головы собеседницы. Меня удивляет, «угадывание» моего желания.

И вот я уже, спустя всего несколько минут, стою на коленях у ног сидящего на стуле схимника, обутого в простые русские валенки. Исповедь длиться долго.

— Господь хочет, чтобы мы жили дружно. Родителям нравиться когда дети дружат между собой, так и Богу угодно это, — говорит спокойно монах, глядя мне в глаза. Глаза у него внимательные, добрые.

Мне хочется остаться в монастыре потрудится, помолится и исповедаться.

— Можно, — отвечает на мой вопрос иеросхимонах, и на прощание говорит: всем прощай, и тогда тебе Господь простит твои грехи.

«Как зовут монаха, вот этого, у которого мы только что исповедовались?», — спрашиваю я у дежурного по храму монаха.

— Иеросхимонах Зосима, — отвечает он.

Котята

Служба кончилась. Дети, увидев на дворе монастыря маленьких котят, устремились к ним. Каждой девочке досталось по мурлыкающему котенку. Дав возможность детям поиграть с животными, мы около девяти часов вечера двинулись в обратный путь. Я предупредила детей и подругу, что, возможно, уеду в монастырь.

Маленькая четырехлетняя Соня спросила: «Галя, ты хочешь вернуться в монастырь из-за котят?»

-— Нет, Сонечка, хочу потрудиться.

— А я бы только из-за котят ушла в монастырь,– сказала Соня

Трудовые будни

Через день я позвонила своей подруге Анюте и предложила вместе потрудится в монастыре. Она согласилась и приехала вместе со своим отцом Геннадием. Получив благословение эконома монастыря, отца Мелхиседека, мы устроились в монастырской гостинице, получив послушание помогать в трапезной.

Главное условие пребывания в монастыре в качестве трудников — это посещение полунощницы, которая начинается в 6 утра, и вечерней службы в 17.00.

На вечернюю службу, за полчаса до начала, зовет монах, который ходит вокруг храма с билом. Он как-то по особенному красиво колотит в деревянную доску молотком.

Мы с Аней сели на деревянную скамейку и попробовали камешком повторить эти звуки. У Анюты получилось сразу, а у меня даже с большим трудом не получилось ни разу.

Вечером, исполнив послушания на кухне и помолившись на вечерней трехчасовой службе, мы увидели, что в монастыре кошек почти столько же, сколько и монахов. И они обладают таким же тихим нравом и кротостью. Котята доверчиво забрались нам на колени, а с ними и мама кошка. Мы не могли отказать себе в удовольствии утешиться их ласковым урчанием.

Тишина здесь особенная. Среди вековых сосен, которые почти дотягиваются своей кроной до купола храма, кедрами, посаженными трудниками, мы любили гулять после вечерней молитвы и дышать свежим воздухом. Мы узнали, что, оказывается, через три дня 26 июля престольный праздник всех зосимовских святых.

Иеросхимонах Зосима пригласил нас после ужина на беседу в свою келию.

Я гляжу на монаха, и мне кажется, что его лицо мне очень знакомо, те же глаза — проницательные и добрые, взгляд, проникающий в твое сердце, лицо, словно отбеленное.

Читать еще:  Лекторий Петропавловской крепости где находится?

Мы говорили о себе, рассказывали старцу свои планы, желания, он давал нам советы, рассказывал о себе. Вот что нам запомнилось.

Каждому человеку Господь дает право выбора.

Когда мне было 14 лет, я написал 12 бумажек с профессиями, на кого бы хотел учиться, и вытяну, путем жребия, записку, на которой было написано «священник».

Однажды к нам в дом пришел, неизвестно откуда, юродивый. Все сели за стол, и соседка стала стучать по столу яйцом, чтобы разбить скорлупку, а мама про себя думает «по столу стучать нельзя, это престол Божий, лучше бы себе по лбу постучала». Юродивый взял у нее из рук яйцо и со словами «по столу стучать нельзя, это престол Божий лучше бы по лбу постучала» стукнул яйцом по лбу, маме» — монах Зосима улыбнулся. Он еще ее назвал «монашкой», и через пять лет мама ушла в монастырь.

Мама мне посоветовала обязательно с ним познакомиться поближе.

Когда я нашел дом, в котором остановился юродивый на ночлег, он, вместо приветствия, сложил руки и сказал «Благословите, отец Петр» (меня тогда звали Петром) и поцеловал мне руку, прозревая что я стану священником.

Ведь кто такой юродивый? Это блаженный, он может обличить, ведет себя как дурачок, а за его смирение Господь благодать дает и прозорливость.

Когда мы с матушкой вырастили детей, то договорились уйти в монастырь. Вначале ездили по монастырям, присматривались, а потом выбрали: я Зосимову пустынь, а она — женский монастырь в Александрове.

И вот сниться мне сон. Вижу во сне матушку и хочу ее обнять, а она мне ставит руки перед грудью и говорит – «нельзя». Спустя некоторое время я узнаю, что ее постригли в монахини. А чуть позже и меня тоже.

Отец Зосима объяснил, что они ушли в монастырь, чтобы быть ближе к Богу.

Геннадий спросил, как старец относится к старообрядцам, ведь они наши, русские люди, верующие в Бога. На что отец Зосима ответил, что даже он сам находил ошибки у переписчиков книг, что необходимо было их устранить, но не насилием, надо было людям объяснить.

Мы спросили его, есть ли у него самого сомнения и неразрешенные вопросы, или он достиг того состояния, когда все понятно.

— Я верю в Бога — спокойно ответил старец. Без Бога ничего не происходит.

— У правителей и царей русского государства была цель построить могущественную державу, объединить страну — продолжал Геннадий.

— А у нас цель, одна, — ответил отец Зосима, — подготовить душу к Царствию Небесному.

Мы поблагодарили его и попросили разрешения написать о нашей беседе. Он благословил.

На следующий день он разрешил нам причаститься. Перед службой он заботливо поставил нас рядом с собой у распятия, и всю службу направлял нас, подсказывал, когда читать молитвы, а перед причастием повернулся к нам и сказал: «Мы все недостойны причастия, но оно дано нам, что бы мы боролись с грехами».

В день равноапостольной княгини Ольги мы были единственными причастниками — мирянами и, когда читалось Евангелие, у нас было такое ощущение, что Господь именно нам говорит: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7,47).

Праздник Зосимовских святых. 26 июля.

Мы купили книгу «Зосимовский патерик», иеросхимонах Зосима подписал эту книгу со словами «Благословение Свято – Смоленской Зосимовой пустыни да будет с Вами».

Когда мы читали ее друг другу, казалось, будто сами святые и подвижники Свято – Смоленской Зосимовой пустыни преподавали нам заветы любви и учили нас.

Зосимовский святые: Преподобный схимонах Зосима. Прп, схиеромонах Алексий ( Соловьев). Прп. иеромонах Макарий (Моржов), Прп. схиархимандрит Игнатий (Лебедев), Прп. Герасим (Мочалов), Прп. Игумен Владимир (Терентьев).

Прп. схиеромонах Алексий (Соловьев), — именно ему было предназначено вытянуть из ларца записку с именем святителя Московского Тихона, будущего патриарха. Избрание патриарха должно было решиться жребием. Старец Алексий трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку.

Прп. иеромонах Макарий (Моржов). Когда его спрашивали об антихристе, он отвечал, что «нет никакой надобности определять сроки появления антихриста, а нужно жить по – христиански».

Прп. схиархимандрит Игнатий (Лебедев). «Чадца! — писал он в письмах, — стремитесь к горнему, касаясь дольнего, поколику требует телесная нужда».

Будучи прихожанами Храма Тихвинской иконы Божией Матери, мы часто посещаем могилку старца иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина), одного из духовников Зосимовой пустыни. На его могилке чувствуется удивительный покой и умиротворение. Бывало, придешь, а на душе смута… Постоишь, прочтешь слова старца «Умудряйтесь, не скорбите прежде времени, Предавайтесь воле Божией», посмотришь на высокие вековые деревья, шумящие своими ветвями, и окажется, что печаль прошла. А некоторые рассказывали о чудесных исцелениях от недугов, например от пьянства.

Кажется, что за эти дни пустынь стала для нас родной. И все зосимовцы, иеросхимонах Зосима, отец Мелхиседек, с которым нам довелось беседовать о чудесах и явлениях преподобного Зосимы. Повар Сергей, с которым мы трудились, который на вопрос о том, как помогает ему преподобный Зосима, ответил с улыбкой: «Готовить помогает». Помощник повара Дмитрий, Александра, опекающая юношу из детского дома, которых приютил монастырь на время. Как умилительно было наблюдать заботу этого мальчика о котенке, которого тот купал, кормил и даже вытирал ему сопли свои носовым платком.

Не увидели мы в обители ни богатства, ни довольства. Напротив, скудость и бедность окружала нас, словно покрывая незримое, скрытое от всех сокровище, то, ради которого, как оказалось, мы и приехали, — прощение и любовь. И то, ради чего мы снова и снова хотим вернуться туда, где воздух пахнет соснами, где вечерняя тишина, как молитва, успокаивает мятущийся дух, туда, где на ужин дают настоящее молоко и простую гречневую кашу, где котята доверчиво лижут наши руки. Права была маленькая София, что котята — часть творения Божьего мира, в который стоит вернуться и ради них.

Зосимова Пустынь где находится?

Юношей прп. Зосимва вступил на многотрудный путь монашеского жития. Всей душой тяготея к пустынному жительству, свой первый монашеский искус, по совету своего духовного наставника и друга прп. Василиска, он проходил в течение 10 лет в Коневском общежительном монастыре, где и принял постриг. Впоследствии, вместе со старцем Василиском прп. Зосима провёл более 20 лет в подвиге пустынножительства в Сибири, где, стяжав непрестанную сердечную молитву, обрел высокие духовные дарования. Божиим промыслом, после многих скорбей и искушений, старец Зосимва в 1826 году прибыл в Москву, куда вскоре приехали из Сибири и сестры монашеской общины, образовавшейся под его духовным руководством.

Основание обители

20 ноября (3 декабря по новому стилю) 1826 года можно считать Днем основания пустыни. На праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии пропели сёстры молитвы во вновь построенных там келейках. Много труда положил старец Зосимва на обустройство новой пустыньки, оказавшейся Промыслом Божиим среди леса и болот, вдалеке от человеческого жилья и храмов. Неустанно трудился старец над устроением духовной жизни насельниц. Всегда оставаясь для них примером смирения и молитвеннго настроя, он успокаивал малодушных, внушая им любовь к тишине и удалённости от мирской суеты.

Отчин колодец

Когда все основные дела были окончены, он пять дней в неделю стал удаляться на безмолвие, приходя к сёстрам в субботу и воскресенье. Около своей келейки в лесу вырыл старец колодец, вода из которого после его смерти стала исцелять людей, по вере прибегающих к ней.

Кончина старца Зосимы

Скончался прп. Зосима 24 октября 1833 года, незадолго до смерти приняв великую схиму. Накануне своей кончины, Батюшка, прощаясь с сестрами, пророчески заключил свои слова так: «Не расходитесь по моём исходе. Господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручил вас и всю обитель, прославит имя Своё на месте сем и ниспошлет на вас милость Свою. Если даст вам Господь храм, посвятите первый престол Живоначальной Троице, а если Господь устроит второй престол, — то во имя Одигитрии Смоленской нашей Владычицы».

Возрождение обители

В мае 1996 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поручил благочинному церквей Наро-Фоминского района изучить вопрос организации общины и возможностей возвращения зданий Церкви. В этот период подключились верующие — и местные жители (в основном из поселка Киевского), и москвичи. Московские студенты из группы «Реставрос» восстановили верхние венцы на Отчином колодце.

В 170-летний юбилей Зосимовой пустыни, 7 декабря 1996 года, состоялся водосвятный молебен и лития в Троицком храме бывшего монастыря (после 65-летнего перерыва), а под праздник иконы Божией Матери Одигитрии, 9 августа 1997 года — молебен на месте отшельнических подвигов схимонаха Зосимы, около Отчина колодца.

20 августа 1999 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил бывший монастырь Зосимова Пустынь. Это было 20 августа 1999 года. Найдя передачу зданий обители вполне возможной, Высокопреосвященнейший Ювеналий благословил настоятельницу Московского Новодевичьевго монастыря игумению Серафиму (Черную-Чичагову) взять Зосимову пустынь в качестве подворья. Первые насельницы, возглавляемые настоятельницей подворья монахиней Еленой (Коньковой), приехали в пустынь в конце октября 1999 года и сумели в течение недели подготовить праздник в день памяти старца Зосимы, 6 ноября.

Открытие монастыря

7 марта 2000 года Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря. 9 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, было совершено торжественное открытие возобновленного монастыря. Настоятельницей пустыни утверждена монахиня Елена (Конькова), которой на литургии были вручены митрополитом наперсный крест и настоятельский жезл.

Прославление святого преподобного Зосимы (Верховского)

23 июля 2000 года основатель пустыни схимонах Зосима (Верховский) был прославлен в лике преподобных. Торжества возглавил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. К празднику были написаны две иконы пр. Зосимы местным иконописцем Наталией Криван, а также подготовлено и прекрасно издано силами редакции Наро-Фоминской районной газеты и благодетелей Житие преподобного Зосимы. А еще вернулись в августе 2000 г. в пустыньку ее реликвии: фотографии двух игумений монастыря и удивительное изображение схимонаха Зосимы в основании созданного им монастыря. Две разные фотографии первой игумении Веры (Верховской) и еще одной игумении, точно неизвестно которой, но наиболее вероятно — третьей настоятельницы Зосимовой пустыни игумении Магдалины (Верховской). По известным нам данным, здесь расположены могилы племянниц старца Зосимы — схимонахини Маргариты и в головах у нее игумении Веры (Верховской).

Читать еще:  Город Богота где находится?

Могилка старца

А 25 декабря приехал в пустыньку Владыка Тихон с археологом и рабочими, с тем чтобы провести, по благословению Владыки Ювеналия, поиск могилы старца Зосимы. У южной стены центрального алтаря, по вскрытии бетонного пола, выявилась чугунная плита и под ней, как и ожидалось, — место захоронения: белокаменная гробница с белокаменным же в ней саркофагом, но без крышек, и пустая. Где, кто и когда перезахоронил старца Зосиму, пока неизвестно.

Последние события

В мае 2000 года начались работы по восстановлению утраченного навершия Троицкого храма. К празднику 23 июля были возведены четверик и барабан, поставлены главка и деревянный крест. Возвели леса и на колокольне, сняли для реставрации старинный крест, сохранившийся с 1857 года и продержавшийся все советское лихолетие. Местные жители говорят, что скинуть его, конечно же, хотели, но не сумели. Шар у основания колокольного креста оказался простреленным навылет. Крест отреставрировали и позолотили. Покрыли медью главку, восстановив старинные позолоченные звезды на главке

Зосимова Пустынь где находится?

Войти

Зосимова Пустынь

Есть по Киевскому направлению один не очень известный монастырь.
Волею судьбы я вот уже вторую неделю туда еженедельно езжу. И так получилось, что наша фирма старается помогать ему.
Теперь вот вам его покажу и расскажу немного.
Он стоит совсем отдельно от всяких дорог и деревень.
Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь (Наро – Фоминский район), проезд от Рассудово, далее поворот в Руднево около местной церкви на указателе к “пустыни”. Вам предстоит проехать по узкой лесной дороге, временами возникают ощущения, что Вы очутились в безлюдном и глухом краю, и полностью оторваны от цивилизованного мира, но это всего лишь иллюзия.

После нескольких километров лесной глуши Вы попадаете на открытую поляну, где раскинулась пустынь.

Ну начнем с самого начала с основателя пустыни, перемежая рассказ современными моими фотографиями.

Основание общине положил монах-пустынножитель Зосима (Захария Васильевич Верховский, 24.03.1768 – 24.10.1833). Старец Зосима являлся современником прп. Серафима Соровского. Он принадлежал к древнему дворянскому роду Смоленской губернии, известному по документам с 1620 г. Родился в с. Буловицы Смоленского уезда в семье полковника Смоленской шляхты, будучи младшим из девяти детей. Захария рос боголюбивым ребёнком, особенно его занимали жития преподобных пустынников. Но не сразу выпустил мир будущего монаха из своих тенет. Верховский служил в столице в рядах блестящего гвардейского Преображенского полка. Будучи дворянином, имел наследственные земли и деревни. Собирался уже и жениться. Но любовь к богу оказалась для него превыше всего.

Пройдя многие духовные испытания осенью 1825 г. старец Зосима прибыл в Москву. М.С. Бахметева,

принявшая у себя монахинь старца, отдала в их распоряжение часть своих земель под строительство обители, датой основания которой можно считать 21 ноября 1826 года.

24 октября 1833 года старец Зосима скончался. Его жизнь оставила глубокий след в русском сознании. Достаточно указать на мнение некоторых учёных о том, что образ старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского навеян не только преподобным Амвросием Оптинским, но и отцом Зосимой.

В 1833 г. над могилой Зосимы был возведён одноглавый Троицкий собор, расширенный в 1855 г. приделами и получивший эклектичные формы.

В 1841 году по ходатайству покровительствовавшего обители митрополита Филарета, повелением императора Николая I Троице-Одигитриева женская община была утверждена на правах общежития. Вскоре на средства купца С.П.Лепёшкина

и других благочестивых мирян в обители возвели каменную ограду и несколько келейных корпусов.

Краснокирпичная надвратная колокольня в псевдорусском стиле была завершена в 1857 г. и стала играть роль доминанты ансамбля.

Первой начальницей общины стала племянница отца Зосимы Вера.

Под её началом количество насельниц обители достигло ста монахинь и послушниц, и в 1856 году община была возведена в ранг монастыря. В день торжества Божественную литургию совершил сам митрополит Филарет. Игуменья Вера сумела сохранить и упрочить в обители тот истинно монашеский дух, который придал ей старец-основатель. Вот что писал о посещении Зосимовой пустыни епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) архиепископу Тверскому Савве (Тихомирову): «Был 27 сентября в Зосимовой пустыни и понял, почему Вы были так расположены к этой святой обители. Таковых бо есть Царствие Божие, и они хранимы Богом для распространения на земле даров благости Божией. Я не служил там, но пробыл 24 часа в общении молитвенном и бесед душеполезных с матушкою и «старшими сёстрами».

В это же время любил посещать обитель мальчик Василий родом из близлежащего сельца Архангельского. Этот мальчик стал в дальнейшем одним из величайших подвижников XIX века — старцем Варнаваю Гефсиманским.

Обитель владела шестьюстами десятинами земли и имела большое хозяйство, что позволяло поддерживать монастырские строения и обеспечивать всем необходимым сестёр, число которых непрерывно росло и к началу ХХ века приблизилось к трёмстам.

В Зосимовой пустыни имелись странноприимный дом, где кормили всех приходящих к святыням обители богомольцев, больница и богадельня, содержавшиеся на средства монастыря. Значительные суммы тратились на помощь неимущим крестьянам, на милостыню нищим и всем нуждающимся.

Это разрушенное здание раньше было гостиницей для паломников.

Террор обрушившийся на Церковь после победы большевизма, не миновал, конечно, и Зосимовой пустыни. Под видом женской трудовой коммуны обитель сумела просуществовать до 1928 года. Были репрессированы монастырские священники: отец Михаил и отец Дмитрий, а также последняя настоятельница обители игуменья Афанасия. На территории монастыря разместились инвалидный дом и клуб «Смычка». Погибли иконы, колокола и книги, было разорено монастырское хозяйство. В тридцатые годы разрушили храм Смоленской иконы Божией Матери. В храме Рождества Иоанна Предтечи устроили водонапорную башню и склад, а главный собор обители –Троицкий – обезглавили и превратили в клуб. Мощи старца Зосимы были перезахоронены на монастырском кладбище, которое впрочем, тоже оказалось полуразрушенным.

В 1968 году в бывшем монастыре разместился пионерский лагерь «Бекасово».

В 1999 году монастырь вернули Русской Православной Церкви как подворье Новодевичьего монастыря. К сожалению, открытие подворья в Зосимовой пустыни оказалось последним духовным делом для матушки Серафимы (Чичаговой), первой игуменьи Новодевичьего монастыря с момента его возобновления в 1994 г.. 16 декабря 1999 года её не стало. Но дело матушки продолжила её духовная дочь и ученица монахиня Елена. В апреле 2000 года подворье было преобразовано в самостоятельный монастырь.
И с тех пор неустанными трудами настоятельницы монастырь постепенно залечивает раны и восстанавливается.
Конечно уже многое сделано. Восстановлена колокольня.
Вот она уже во всей красе:

А в лагерные времена это была водонапорная башня.
А теперь в надвратном Храме во имя Богоматери Одигитрии там идут богослужения.
Восстановлена часть стены и угловые башни, даже флюгер один стоит. Второй только на этой неделе привезли от одного благодетеля (как матушка ласково называет всех людей помогающих возрождению обители).
Восстанавливается главный Храм:

Там идут внутренние восстановительные работы.
Вот что там было, когда община начинала там служить:

А вот как он выглядит сейчас. Там сооружают иконостас.

Внутри только в трех местах сохранились фрагмены фресок. Это в алтаре кусочек.

Хоры

Старая лестница на хоры

Центральный вход в Храм

На этом месте стоял разрушенный в советское время Храм честь Смоленской иконы Божией Матери освещенный в 1852 г., где был образ Пресвятой Девы. Во время наполеоновского нашествия крестьяне расположенного в пяти километрах сельца Архангельского скрывали эту икону в густом лесу, как раз в том месте, где старец Зосима впоследствии положил начало своей обители.

Сейчас вот уже несколько лет по крохам восстанавливают трапезный дом.

Вот он слева белый.

Монастырь является памятником культуры и строения стоят на балансе Минкультуры Области Московской. Они благополучно иногда выделяют на реставрацию деньги и что-то там делают. Вот с осени на 3 миллиона рублей отделали одну палату в трапезном доме и провели трубы. И все.
Основные работы ведутся на пожертвования естественно и очень трудно.

Полностью готов проект на реставрацию Трапезного дома, только денег как всегда нет на его восстановление. Но и то много сделано. Перекрытия укреплены. Оштукатурен первый этаж.

И еще одна беда. За время советской переделки нарушен дренаж и теперь все подтопляется и гниет. Был пруд на территории монастыря, он высох, т.к. нарушен дренаж. Был ров под стенами куда скапливалась вода. А ведь раньше территория была сухая. Вот как строить умели.

В трапезном доме стоят восемь печей – их надо переложить все.
Печами отапливается и собор. Мы в прошлом году привозили специалистов, которые числили дымоходы, там их много и очень интересной конструкции.
Там все так делается.

Слева вдали маленькое здание с мезонином – это старая больница.

Матушка купила в долг в Софрино огромное паникадило в прошлом марте. Его привезли, а кто вешать будет. Там пять монахинь и все. Прихожане монастыря, две семьи, как-то вешали эти паникадила. А как мы искали на рынках цепь, на которую это огромное сооружение надо повесить.
На все наши просьбы к софринцам, скажите есть кто-нибудь у Вас кто вешает паникадила, нам отвечали мы их изготавливаем, а вешать должны сами. Но это же не обыкновенная люстра. И вот так со всем.

В общем, по благословению матушки Елены прошу всех кто может чем-то помочь обители в деле восстановления памятника культуры.

Деньги можно перечислять по следующим реквизитам:
Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь
р/с 40703810440270100192
Наро-Фоминское ОСБ 2572
Сбербанк России ОАО г.Москва
к/с 30101810400000000225 в ОПЕРУ
Московского ГТУ Банка России
БИК 044525225 ИНН 5030037871

Всем заранее спасибо за помощь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector